Общий срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общий срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В современных реалиях подобные мероприятия носят преимущественно плановый характер — решение по кандидатам принимается по итогам анализа результатов, полученных в ходе рассмотрения определенных критериев риска. Большая часть из них находятся в открытом доступе, и закреплена приказом Федеральной службы № MM-3-06-333@, опубликованном в 2007 году. Рассмотрим основные варианты.

В соответствии с действующими законодательными нормами продолжительность ревизии составляет два месяца, отсчет которых начинается с даты, следующей за днем вынесения соответствующего решения. Однако, как показывает практика, подобные мероприятия занимают гораздо больше времени, что обуславливается наличием оговорки, допускающей приостановку или продление назначенной процедуры. Второй вариант встречается реже, поскольку требует участия руководящих инстанций, а вот первая опция используется налоговиками весьма охотно — к примеру, в случае запроса у контрагентов документации.

Хотя формально выездная налоговая проверка не может продолжаться более 60 дней, существует целый ряд законных оснований, позволяющих увеличить отведенный период. К их числу относятся:

  • Назначение официальной экспертизы.
  • Направление требования о предоставлении информации в иностранные органы.
  • Необходимость достоверного лингвистического перевода документов, представленных на другом языке.

Таким образом, изначально установленный временной отрезок может вырасти до девяти месяцев, что весьма неудобно для бизнеса. Стоит также отметить, что каждый подобный случай должен быть оформлен отдельным постановлением руководящего сотрудника ИФНС (либо замещающего его лица), и на время «заморозки» не допускается организация вновь назначенных контрольных мероприятий, а также выдвижение новых требований в адрес налогоплательщика.

Что такое выездная налоговая проверка?

Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:

  • проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
  • предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
  • назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
  • срок выездной проверки составляет два месяца;
  • в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
  • максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.

Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.

Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.

  1. Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
  2. Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
  3. В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

Как оспорить доначисления и штрафы, указанные в акте налоговой проверки

Изучите доводы проверяющих и на каждый из них подготовьте развернутые мотивированные пояснения.

Часто уже на этом этапе удается отменить некоторые спорные доначисления и штрафы: налоговикам не хочется, чтобы суд указал на ошибки и неправильные выводы проверяющих. По каждому нарушению, зафиксированному в акте, следует:

  • объяснить, почему были совершены спорные операции, какая перед вами стояла деловая цель и каких экономических результатов вы планировали достичь;
  • указать, что некоторые факты изложены проверяющими некорректно, искажены или вообще не соответствуют действительности;
  • подтвердить свои доводы первичными документами, выводами экспертизы, показаниями свидетелей;
  • усилить свою правовую позицию арбитражной практикой по аналогичным вопросам;
  • указать процедурные нарушения во время проверки, если они были.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски

Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
  • Цель проведения выездной налоговой проверки — узнать, соблюдает ли компания или ИП действующее налоговое законодательство.
  • Неправильный расчет налогов и сборов, отсутствие документов первичного учета, неподача деклараций — частые нарушения, которые удается выявить в ходе выездного контроля.
  • К основным процедурам, которые включает налоговый контроль, относятся изъятие документов, проверка контрагентов, а также осмотр помещений и допрос свидетелей.
  • Если налогоплательщик не согласен с выявленными нарушениями, он вправе подать возражения на акт налоговой проверки в течение месяца с даты его получения.
  • По закону срок выездной налоговой проверки — два месяца, но он может продлеваться до четырех и даже шести месяцев при наличии оснований.

Комментарий к Статье 89 НК РФ

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налоговой инспекции на территории (в помещении) налогоплательщика. И только в том случае, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит та налоговая инспекция, в ведении которой находится организация или предприниматель. В ряде случаев выездная проверка возможна по решению руководства вышестоящего налогового органа (например, при проведении им контрольной проверки).

Читайте также:  Надо ли платить алименты с продажи квартиры

В отношении крупнейших налогоплательщиков решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговая инспекция, которая ставила организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Поэтому ее несоблюдение в принципе может повлечь за собой отмену итогов проверки, проведенной на основании такого решения. Форма решения утверждена Приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318. Решение о проверке налоговый орган обязан оформить соответствующим образом, то есть указать все предусмотренные реквизиты, поскольку в дальнейшем этот документ будет являться основанием для всех последующих действий ревизоров.

В ст. 89 НК РФ сказано, какие сведения обязательно должно содержать решение о проведении выездной налоговой проверки. Это:

1) полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

3) периоды, за которые проводится проверка;

4) должность, фамилия и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Уточнения по поводу того, что должен содержать акт проверки, понадобились потому, что отсутствие необходимых реквизитов в тексте решения в некоторых случаях было причиной для отказа проверяющим в доступе для проведения проверки. Например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 мая 2005 г. по делу N А42-8818/03-27.

В п. 5 ст. 89 НК РФ уточнено, что налоговики не вправе проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение составляет случай, когда руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, принято решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Получается, что в принципе руководитель ФНС России может решить проверить фирму и больше двух раз. Тем более что в Налоговом кодексе РФ не уточнено, в каких случаях фискалы могут принимать решения о более частных проверках. Так что не исключено, что налоговики будут злоупотреблять этой нормой.

И еще. Указанное правило не распространяется на выездные проверки, которые проводятся в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (п. 11).

Добавим, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, которые не превышает три календарных года. При этом отсчет ведется от того года, в котором вынесено решение о проведении проверки. Это норма была и раньше — в ст. 87 НК РФ.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Причем основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России.

Правда, пока неясно, что будет считаться «исключительными случаями». Например, в Письме МНС России от 20 апреля 2004 г. N 06-4-03/640 указано, что продлить срок выездной налоговой проверки можно, если:

проводится ревизия крупнейших и основных налогоплательщиков;

получена информация от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующая о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующая дополнительной проверки;

присутствуют форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка, и т.д.

Пункт 7 ст. 89 НК РФ определяет, что в рамках выездной налоговой проверки инспекция вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Проверяющие вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Ранее налоговики могли проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Теперь самостоятельные проверки возможны лишь в отношении региональных (налог на имущество, налог на игорный бизнес и транспортный налог) и местных налогов (земельный налог и налог на имущество физических лиц).

Налоговая инспекция, проводящая самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Согласно п. 8 комментируемой статьи срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

А можно ли срок проверки прервать? Можно. Теперь в Налоговом кодексе РФ четко зафиксированы случаи, когда это можно сделать.

Пункт 9 ст. 89 НК РФ гласит: руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может приостановить проведение выездной налоговой проверки для того, чтобы:

1) истребовать документы в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

2) получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;

3) провести экспертизу;

4) перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Причем приостановить проверку для того, чтобы потребовать документы, налоговики могут только один раз. Приостановить и возобновить проведение выездной налоговой проверки можно только по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку.

Самое главное, что теперь в Налоговом кодексе РФ четко сказано, что общий срок, на который можно приостановить проверку, не может превышать шесть месяцев. Если проверка была приостановлена для того, чтобы получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров, и в течение шести месяцев налоговая инспекция так и не смогла ничего получить от иностранцев, срок приостановления проверки может быть увеличен дополнительно на три месяца.

Правда, в тексте Кодекса не сказано, сколько раз можно прибавлять еще по три месяца в этом случае. Очевидно, что скорей всего один раз. В итоге максимальный срок выездной налоговой проверки равен 1 году и трем месяцам. Это при самом худшем развитии ситуации. Причем продлить срок проверки может только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Добавим, что на период, когда проверка приостановлена, приостанавливаются и действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. Ему возвращают все подлинники, которые были запрошены при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.

Повторной признается выездная налоговая проверка, которая проводится независимо от того, когда была предыдущая проверка по тем же налогам и за тот же период.

Другой комментарий к Ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации

Право налоговых органов проводить налоговые проверки закреплено подп. 2 п. 1 ст. 31 Кодекса РФ. Там же, в подп. 2 п. 1 ст. 31 Кодекса, содержится указание на то, что проводить налоговые проверки налоговые органы вправе только в порядке, установленном Кодексом.

В пункте 1 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» также указано на право налоговых органов производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Следует отметить, что в указанном Законе налоговым органам не только предоставлено право проводить документальные проверки, на них также возложена ответственность за проведение этих документальных проверок. Так, согласно ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков — предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей не реже одного раза в два года.

В части 2 указанной ст. 11 предусмотрено, что документальная проверка может не проводиться в указанные сроки. Основанием непроведения проверки является письменное решение руководителя или заместителя руководителя налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете. Такое решение может быть вынесено в следующих случаях:

1) если налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей;

2) если последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства;

3) если увеличение размера имущества или иного объекта налогообложения предприятий, учреждений и организаций документально подтверждено;

4) если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства.

Для проведения выездной налоговой проверки согласно ч. 1 ст. 89 Кодекса необходимо вынесение руководителем (его заместителем) налогового органа соответствующего решения.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Правом проведения проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах наделены также и органы внутренних дел (см. комментарий к ст. 36 Кодекса). Такие проверки не являются налоговыми проверками, проводимыми в рамках налогового контроля, и соответственно не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в целях и в порядке, предусмотренном Кодексом. Это следует из разъяснения, данного Пленумом ВАС России в п. 28 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 в отношении проверок, проводимых ранее федеральными органами налоговой полиции:

Читайте также:  Господдержка для многодетных семей в 2024 году

при применении ч. 2 ст. 89 Кодекса следует учитывать, что в силу подп. 5 п. 2 ст. 36 Кодекса (имеется в виду старая редакция Кодекса) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, органы налоговой полиции полномочны производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

такие проверки, включающие и проверку документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы и произведенные им расходы, органы налоговой полиции вправе проводить в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством;

по указанным выше причинам проверки, проводимые органами налоговой полиции, не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в целях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

Частью 2 ст. 89 Кодекса установлено, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено указанной статьей.

Согласно ч. 2 ст. 89 Кодекса в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

Для налоговых органов порядок применения приведенной нормы ч. 2 комментируемой статьи разъяснялся в письме МНС России от 29 апреля 2004 г. N 06-4-03/640 «О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок» .

———————————
Справочные правовые системы.

В качестве возможных оснований для продления срока проведения выездной налоговой проверки в п. 2 указанного письма названы:

проведение проверок крупнейших и основных налогоплательщиков;

получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

иные исключительные обстоятельства.

В отношении проведения выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, в ч. 2 ст. 89 Кодекса установлены следующие правила:

при проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства;

налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Налоговые органы при проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, руководствуются Методическими указаниями по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков — организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения. Названные Методические указания направлялись письмом МНС России от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369@ .

———————————
Экономика и жизнь. 2001. N 24.

Срок проведения выездной налоговой проверки в соответствии с ч. 2 ст. 89 Кодекса включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

В сроки проведения выездной налоговой проверки, как установлено ч. 2 комментируемой статьи, не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

КС России Постановлением от 16 июля 2004 г. N 14-П признал положения ч. 2 ст. 89 Кодекса, регулирующие сроки и продолжительность выездных налоговых проверок, в том числе повторных, проводимых вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку, не противоречащими Конституции РФ.

———————————
СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3214.

Указанное Постановление содержит ряд моментов, важных для применения положений Кодекса.

Как в 2023 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Нарушения порядка проведения выездной проверки

На практике редко какая выездная проверка обходится без того или иного нарушения со стороны проверяющих должностных лиц. При этом далеко не каждое нарушение является основанием для отмены принятого по итогам такой проверки решения. Так, нарушение сроков проведения проверки и рассмотрения материалов налоговой проверки не является основанием для признания недействительным решения по результатам этой проверки.

Не является безусловным основанием для признания решения недействительным и нарушение срока вынесения такого решения (определение Верховного Суда РФ от 21.08.2019 № 309-ЭС19-13355). Это объясняется тем, что срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не является пресекательным. Истечение указанного срока не препятствует выявлению фактов неуплаты обязательных платежей и принятию мер по принудительному взысканию налогов (письмо ФНС от 25.01.2021 № СД-4-2/778@). То же самое касается и невручения плательщику акта налоговой проверки.

Все перечисленные нарушения не возлагают на налогоплательщика каких-либо непредусмотренных действующим законодательством обязанностей и не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, они не лишают налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление возражений (объяснений).

Единственным критическим нарушением, которое влечет отмену принятого налоговиками по итогам проверки решения, является непредоставление компании возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения (п. 14 ст. 101 НК РФ). В этих случаях отменить решение может либо вышестоящий налоговый орган, либо арбитражный суд.

Предмет для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Что проверяется

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (с учетом ограничения периода до 3 календарных лет до года, в котором проводится налоговая проверка).

А в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п.4 ст.89 НК РФ).

Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в налоговые органы (п.1 ст.88 НК РФ).

Составление актов по результатам налоговых проверок

Результатом проведения налоговой проверки является составление налоговыми органами соответствующего акта. Однако и в этом случае есть существенные различия, как по срокам, так и по основаниям их составления.

Порядок и сроки составления акта о налоговой проверке

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Когда составляется акт

Акт составляется в том случае, если налоговая инспекция при выездной проверке не выявила никаких нарушений.

Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах.

Сроки составления акта

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки

Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.

Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной

Читайте также:  Производственная травма как оплачивается компенсация в 2024 году

Критерий сравнения

Вид налоговой проверки

Камеральная

Выездная

В чем цель

В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика

Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит

Сколько налогов проверяются

Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ)

За какой период

За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ)

Как долго длится

В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ)

Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ)

Может ли приостанавливаться

Нет

Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ)

Как часто проводится

В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Бывает ли повторной

Нет

Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях:

· вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании;

· организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей

Комментарий к Ст. 89 НК РФ

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налоговой инспекции на территории (в помещении) налогоплательщика. И только в том случае, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая проверка может проходить в налоговой инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит та налоговая инспекция, в ведении которой находятся организация или предприниматель. В ряде случаев выездная проверка возможна по решению руководства вышестоящего налогового органа (например, при проведении им контрольной проверки).

В отношении крупнейших налогоплательщиков решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговая инспекция, которая ставила организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения (абз. 4 п. 2 ст. 89 НК РФ). При этом согласно абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом Минфин России отмечает, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством организации, а также проведение указанной проверки филиалов или представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты федеральных налогов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами (Письмо Минфина России от 28 марта 2011 г. N 03-02-08/32).

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Поэтому ее несоблюдение в принципе может повлечь за собой отмену итогов проверки, проведенной на основании такого решения. Форма решения утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@. Решение о проверке налоговый орган обязан оформить соответствующим образом, то есть указать все предусмотренные реквизиты, поскольку в дальнейшем этот документ будет являться основанием для всех последующих действий ревизоров.

В абз. 5 п. 2 ст. 89 НК РФ указано, какие сведения обязательно должно содержать решение о проведении выездной налоговой проверки. Это:

1) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

3) периоды, за которые проводится проверка;

4) должность, фамилия и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

В соответствии с п. 3 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки являются проверяемые налоги.

Предмет проверки указывается путем перечисления наименований конкретных налогов (сборов) либо указанием на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам». Указание в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах не допускается.

При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (гл. 26.1 — 26.5 НК РФ), предмет проверки указывается: «по всем налогам и сборам».

Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций. Учитывая, что предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков являются правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе (п. 4 ст. 89.1 НК РФ), решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков содержит неизменяемый реквизит «в отношении исчисления налога на прибыль всех участников консолидированной группы налогоплательщиков». Проведение таких проверок не препятствует проведению отдельных выездных налоговых проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в части доходов, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а равно в части периодов, когда организация не являлась участником консолидированной группы (п. 1.3.1 Письма ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»).

В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка.

При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам (независимо от формулировки предмета проверки) ФНС России рекомендует налоговым органам устанавливать единый период, за который проводится проверка, при этом может не совпадать период по проверкам правомерности заявленных к возмещению сумм налогов, перечисления налоговыми агентами налогов в бюджет.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. То есть в данном случае речь идет о глубине выездной налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Из этого правила абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ предусмотрено единственное исключение: в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 налоговая декларация (п. 1.3.2 Письма ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»).

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).

При применении п. 4 ст. 89 НК РФ необходимо учитывать следующее:

1) норма применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий 3 календарных года, предшествующие году, в котором представлена такая декларация;

2) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

3) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения) для применения нормы значения не имеет. Вместе с тем имеет значение, проводилась ли ранее выездная налоговая проверка по тому налогу и за тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация, так как п. 4 ст. 89 НК РФ не предоставляет налоговому органу право проведения повторной выездной налоговой проверки по одному и тому же основанию.

Как оценить вероятность назначения выездной проверки

Оценить вероятность назначения в отношении компании выездной налоговой проверки позволяет приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Данный документ в числе прочего содержит перечень признаков «подозрительных» налогоплательщиков, которые включаются в план проведения выездных налоговых проверок на очередной год.

К признакам, которые позволят включить компанию в план выездных проверок, относятся:

  • налоговая нагрузка ниже среднего уровня по схожим компаниям, работающим в той же отрасли экономики;
  • декларирование убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • декларирование в каком-либо периоде значительных сумм налоговых вычетов;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов;
  • выплата сотрудникам зарплаты ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе;
  • неоднократное приближение к пороговым значениям по прибыли и числу наемных работников, которые предоставляют возможность применять налоговые спецрежимы;
  • декларирование ИП расходов, сопоставимых с годовым доходом;
  • сотрудничество с контрагентами-перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических причин и деловой цели;
  • непредставление налоговикам запрашиваемой документации, информации и пояснений;
  • так называемая «миграция» между налоговыми органами, осуществляемая многократно;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *