Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение разрешения на строительство линейного объекта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Планируя возвести линию электропередач, газо-или водопровод, другие подобные объекты, многие инвесторы не знают, каким образом и в каком государственном органе получить разрешение на строительство линейного объекта (ЛО). Чтобы разобраться в ситуации, нужно выяснить, что относится к такому объекту? В каких случаях надо оформлять согласование и какие бумаги для этого нужно собрать, а когда разрешение получать не потребуется?
Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.
П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.
Нюансы проектирования тепловых сетей.
Подготовка проекта ведётся в строгом соответствии с СП 124.13330.2012 «Тепловые сети». Наиболее важные пункты:
- Тепловые сети строятся исходя из 3 категорий потребителя. Критерии отнесения указаны в п. 4.2;
- Диаметр рассчитывается исходя из максимального часового расхода воды (таблица 3, п. 6.16);
- Необходимо предусматривать резервирование. Наружные сети до 5 км могут быть без резервирования, кроме расчетной температуры воздуха -40 по цельсию и диаметром от 1200 мм;
- Вода является основным и приоритетным теплоносителем. Если нет возможности её использовать, то подаётся горячий пар;
- Подземная прокладка сетей приоритетна перед наземной. В населенных пунктах допускается наземная, за исключением объектов социальной сферы, школ, детских садов, больниц;
- Вне населенных пунктов следует производить наземную прокладку на низких опорах, если эта территория не является перспективной для застройки (п. 9.2);
- Пересечение с иными линейными объектами (железными и автомобильными дорогами, трамвайными путями), а также реками и ручьями производится под прямым углом. Если нет возможности, то минимальный угол 45 градусов (для метро и железных дорог – 60 градусов);
- Теплосети могут прокладываться не по собственным мостам, а по существующим авто и железнодорожным. Однако для этого требуется проверка конструктивной прочности.
- Расстояние от подземной теплосети до стволов деревьев – 2 метра, кустарников – 1 метр.
Упрощение процедур в процессе работ по возведению линейных сооружений
Чтобы разобраться в вопросе выдачи разрешения на возведение ЛО, необходимо хорошо владеть нормами гражданского, градостроительного, земельного законодательства.
После принятия изменений законодательства количество отказов в выдаче согласований на строительство ЛО уменьшилось. Появилась возможность возводить некоторые виды линейных объектов не только имея согласованные и утверждённые ранее ППТ, ПМТ, ГПЗУ, но и без них с последующим предоставлением документов сотрудникам надзорного органа. У застройщика при этом должно быть утверждённое государством решение о размещении ЛО. Кроме этого, к нововведениям законодательства относится возможность увеличение мощности возводимых подстанций блочно-модульного типа. Это позволяет к каждой из подстанций подключать большее количество абонентов.
Если заниматься этими вопросами самостоятельно и без обращения к специалистам, то можно попасть в ряды инвесторов, получивших отказ в выдаче разрешительных документов.
Если вы обратитесь за помощью к специалистам нашей компании GeoGlobal/GG, то можете рассчитывать на правильную подготовку необходимых документов и их своевременную подачу в государственный надзорный орган! Мы поможем получить разрешение, благодаря которому вы сможете начать планируемые работы по возведению линейных сооружений в предусмотренные проектом и законом сроки.
Порядок установления охранных зон и предусмотренные ограничения
Ранее мы уже публиковали материалы, касающиеся охранных зон, где собрали воедино ответы на вопросы читателей. Например:
Сегодня расскажем о порядке установления некоторых таких охранных зон и об ограничениях, которые они накладывают на земельные участки:
Как следует из п. 12.15 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, порядок установления охранных зон, их размеров и режим пользования землями охранных зон определяются для каждого вида инженерной инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством.
Охранная зона газопровода
В соответствии с Российским законодательством существует два вида охранных зон газопроводов: зона газораспределительных сетей и зона магистральных газопроводов.
Пунктом 2 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, установлено, что действуют такие правила на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной· инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Подпунктом «е» пункта3 определено, что охранной зоной газораспределительной сети является территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), в том числе:
- строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;
- огораживать и перегораживать охранные зоны;
- препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
- разводить огонь и размещать источники огня;
- рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м (п . 14Правил).
Порядок охраны магистральных газопроводов регулируется Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083. Пунктом 2 устанавливается, что в понятие «магистральный газопровод» включаются:
- линейная часть магистрального газопровода;
- компрессорные станции;
- газоизмерительные станции;
- газораспределительные станции, узлы и пункты редуцирования газа;
- станции охлаждения газа;
- подземные хранилища газа, включая трубопроводы, соединяющие объекты подземных хранилищ газа, а пункт 3 устанавливает охранные зоны объектов магистральных газопроводов.
Указанные Правила возлагают на собственника (или иного законного владельца) земельного участка, на котором расположены объекты магистрального газопровода, ряд обязанностей, а также устанавливают запреты (п. 4 Правил) и некоторые ограничения в пользовании земельными участками, например: проведение горных, взрывных, строительных, монтажных, мелиоративных земляных, погрузочно-разгрузочных и иных работ и видов деятельности допускается лишь с письменного разрешения собственника магистрального газопровода илиорганизации, эксплуатирующей магистральный газопровод (п. 6 Правил).
Охранная зона объектов электросетевого хозяйства, ЛЭП
Определяется охранная зона в зависимости от напряжения данных линий и от этого отталкиваясь посмотреть ограничения, действующие именно для этого вида.
В соответствии с пунктами 1 и 2 данных Правил, охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства.
В частности, такие охранные зоны устанавливаются вдоль:
- воздушных линий электропередачи;
- подземных кабельных линий электропередачи,
- подводных кабельных линий электропередачи,
- переходов воздушных линий электропередачи через водоемы (реки, каналы, озера и др.), пункт «а» Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (Приложение к Правилам).
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (п. 8 Правил).
Ограничения использования земельных участков в границах санитарных разрывов линий электропередачи установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Охранная зона железной дороги
В целях обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожного транспорта и санитарной защиты населения устанавливаются охранные зоны, размеры которых определяются исходя из рельефа, особых природных условий местности, необходимости создания защиты жилой застройки от шумов проходящих поездов, необходимости развития объектов железнодорожного транспорта.
Размеры и режимы полосы отвода и санитарно-защитных зон железных дорог устанавливаются в соответствии с:
- (п. 3 ч. 2 ст. 90); (ст. 9); «, «.
Приказом Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.
В отношении земельных участков (их частей) в границах охранной зоны могут быть установлены запреты или ограничения на:
- распашку земель;
- выпас скота;
- выпуск поверхностных и хозяйственнобытовых вод (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N611).
- строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог,
- вырубку древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N611).
Какие органы выдают разрешительные документы
Выдавать разрешения должен один из государственных органов, статус которого определяется в зависимости от территорий, на которых будет возводиться объект:
- Если ЛО будет построен на территории нескольких (двух и более) субъектов РФ, то разрешительный документ выдаёт орган исполнительной власти федерального значения. Это правило относится и к ЛО, находящихся на закрытых территориях, границы которых расходятся с пределами соответствующих субъектов РФ.
- Если ЛО будет проходить по участкам двух или более муниципальных районов или округов города, то получать согласие следует в органе исполнительной власти конкретного субъекта РФ.
- Если ЛО будет строиться или реконструироваться на двух или более ЗУ, относящихся к территориям поселений в пределах одного муниципального района, то выдаёт согласие этот местный муниципалитет.
Нужна ли лицензия на поставку отопления
Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
от 26 ноября 1997 года N 1051
[О лицензировании деятельности
по оказанию коммунальных услуг]
В последнее время в наш адрес стали поступать запросы от предприятий и организаций, в которых они просят подтвердить обоснованность требований органов ГНИ о необходимости наличия у предприятия лицензии на оказание коммунальных услуг.
Поясняю, что в перечне видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории России, определенных Постановлением Правительства РФ от 24.12.94 N 1418, данный вид деятельности отсутствует.
По нашему мнению, разговор в данном случае может идти о выполнении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.95 N 1073 работ по эксплуатации:
— внутренних инженерных коммуникаций (электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения);
— жилищного фонда и нежилых помещений (узлы и конструкции зданий: крыша, кровли, фасады, лестничные клетки, подвалы, мусоропроводы и т.п.; системы аварийного диспетчерского обслуживания).
Данные инженерные системы относятся к сооружениям и элементам инженерной инфраструктуры жилищной сферы и нежилого фонда, являются их недвижимостью и предназначены для оказания коммунальных услуг. Лицензию на данные виды деятельности лицензиаты обязаны получить в ЦГЛ КЭиИО. Под оказанием коммунальных услуг может также пониматься деятельность, осуществляемая предприятиями и организациями по распределению между потребителями электрической и тепловой энергии. Данный вид работ в настоящее время лицензируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.95 N 965 «Об утверждении Положения о лицензировании в энергетике» региональным либо территориальным управлением Главгосэнергонадзора России. Однако Главгосэнергонадзор России своим письмом от 01.04.97 N 42-2/134 разъясняет, что предприятиям и организациям, основным видом деятельности которых не является распределение электрической и тепловой энергии, лицензию на данный вид деятельности получать не надо.
Когда нужна лицензия на эксплуатацию тепловых сетей
К теплосетям, для эксплуатации которых требуется лицензия, относятся ОПО I, II и III класса опасности, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды:
- t рабочей среды не более 450ºС и внутренним диаметром не более 70 мм, при избыточном давлении более 8,0 МПа;
- t рабочей среды не менее 250ºС, но не более 450ºС и внутренним диаметром не более 100 мм, при избыточном давлении 0,07 – 1,6 МПа;
- t рабочей среды не менее 115ºС, но не более 450ºС и внутренним диаметром не более 100 мм, при избыточном давлении 1,6 – 8,0 МПа;
- t рабочей среды до 250ºС, внутренний диаметр которых не более 100 мм, при избыточном давлении 1,6 МПа;
Цены на прокладку труб тепловых сетей
Цены, указанные в таблице, включают прокладку трубопроводов тепловых сетей, а также необходимые монтажные и земляные работ. Окончательное ценовое предложение формируется на основе проекта и после изучения объекта.
Тип и диаметр трубы | Цена за погонный метр |
стальная / 110-200 мм | от 3 000 руб. |
стальная / 200-300 мм | от 4 000 руб. |
стальная / 300-400 мм | от 5 000 руб. |
Нужен ли допуск СРО на проектирование и монтаж приборов учета тепловой энергии?
Теплоснабжающая организация требует в числе других документов представить свидетельство о допуске СРО к работам по проектированию и монтажу приборов учета теплоэнергии. В обратном случае, в согласовании проекта узла учета будет отказано. Однако у компании, которая осуществляла разработку проекта и выполняла работы по монтажу приборов учета, свидетельство о допуске СРО к соответствующим работам отсутствует. Правомерно ли требование теплоснабжающей организации о предоставлении свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам?
Такое требование неправомерно. В действующем законодательстве отсутствуют нормы права, в соответствии с которыми, для выполнения работ по проектированию и работ по монтажу приборов учета тепловой энергии необходимо вступление в саморегулируемую организацию и получение свидетельства СРО к указанным работам.
Данный вопрос нередко становится предметом спора в суде.
Например, ОАО «Мончегорская теплосеть» обратилось в Арбитражный суд с заявлением к УФАС по области об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.
В удовлетворении требований судом отказано по следующим основаниям.
При разработке свода правил использованы нормативные документы, европейские стандарты (EN), разработки ведущих российских и зарубежных компаний, опыт применения действующих норм проектными и эксплуатирующими организациями России.
Работа выполнена: И.Б.Новиков (руководитель работы), A.И.Коротков, д-р техн. наук В.В.Шищенко, О.А.Алаева, Н.Н.Новикова, С.В.Романов, Е.В.Савушкина (ОАО «ВНИПИэнергопром»); канд. техн. наук В.И.Ливчак, А.В.Фишер, М.В.Светлов, канд. техн. наук Б.М.Шойхет, д-р техн. наук Б.М.Румянцев; Е.В.Фомичева; Р.В.Агапов, А.И.Лейтман (ОАО «МТК»).
Изменение N 1 к СП 124.13330.2012 выполнено авторским коллективом: АО «Инжпроектсервис» (И.Б.Новиков — руководитель работы, Е.В.Фомичева, Е.И.Калугина), ООО НПП «Энергосистемы» (С.В.Романов, д-р техн. наук В.В.Шищенко), ПАО «Мосэнерго» (О.А.Вишневская, М.В.Артемов), ООО «ВЭП-инжиниринг» (Е.В.Кружечкина), ООО «ИК «Технопромэксперт» (М.В.Светлов), ПАО «МОЭК» (О.Е.Колкова, Д.Е.Балашов, И.А.Гайтаров, А.А.Ильичев), АО «МосводоканалНИИпроект» (А.И.Лейтман), ООО «ТСК-Мосэнерго» (Р.В.Агапов).
Переоформление лицензии на эксплуатацию котельной
Переоформление лицензии на котельную происходит в полном соответствии с первичным получением лицензии на котельную и тепловые сети. Единственное отличие в том, что не нужно подавать те документы в которых не происходили изменения. Но практика показывает, что когда у организации добавляются новые объекты, это автоматически влечёт за собой внесение изменений во все документы, и необходимо сдавать практически полный пакет документов, как при получении лицензии.
Дополнительно, за каждое изменение необходимо платить гос. пошлину. Например вы добавляете 2 адреса осуществления лицензионной деятельности, гос. пошлина оплачивается 2 раза, по 3500 рублей.
Когда не требуется разрешение на строительство
Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.
П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.
Достаточным основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения, вне зависимости от степени их существенности, например:
- отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок[31], истечение срока действия договора аренды[32];
- несоответствие проектной документации положению о составе проектной документации[33], в том числе отсутствие некоторых необходимых разделов[34];
- несоответствие ВРИ земельного участка[35];
- несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учёта санитарно-защитной зоны проектируемого объекта)[36];
- отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации[37];
- несоблюдение специальной процедуры при выдаче разрешения[38] и т. д.
Необходимо отметить, что в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено уполномоченным органом:
1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
После появления этой нормы возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ, случаях?
Анализ актуальной практики арбитражных судов свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:
- отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ[39] и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции[40];
- п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа[41].
Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.
С 04.08.2018[43] введён новый порядок строительства ИЖС путём направления специального уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство.
Следует отметить, что указанными поправками в ГрК РФ также было закреплено легальное определение «объект ИЖС», под которым понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект ИЖС», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» равнозначны.
Теперь в целях строительства, а также реконструкции объекта ИЖС или садового дома частные застройщики обязаны направить в уполномоченный орган специальное уведомление о планируемом строительстве, согласно утверждённой форме[44], в порядке, определённом новой ст. 51.1 ГрК РФ.
Из указанной нормы следует, что требование о направлении уведомления о планируемом строительстве распространяется не только на строительство жилых домов, но и на строительство садовых домов, к которым ранее законодательство не предъявляло требований о получении разрешений или иного согласования строительства.
Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т. д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.
В случае, если в направленном уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют необходимые сведения либо к нему не приложены необходимые документы, уполномоченный орган возвращает застройщику уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого уведомления. В этом случае уведомление считается ненаправленным (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).
После получения уведомления о планируемом строительстве, соответствующего формальным критериям, уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 7 рабочих дней, результатом чего должно стать направление частному застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке либо уведомление о несоответствии.
Срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней в случае, если создание объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта.
Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке перечислены в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указанный перечень оснований является закрытым.
В случае, если в установленный срок (7 или 20 рабочих дней) уполномоченный орган не направит частному застройщику, подавшему уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома, уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке, то поданное уведомление считается согласованным и даёт право частному застройщику осуществлять строительство в соответствии с указанными им в уведомлении параметрами в течение 10 лет со дня направления такого уведомления. Данное право сохраняется также при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).
В соответствии с концепцией уведомительного порядка строительства объектов ИЖС в ст. 55 ГрК РФ, регулирующей порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, были внесены дополнения, устанавливающие уведомительный порядок информирования уполномоченных органов об окончании строительства объекта ИЖС (п.п. 16–21 ст. 55 ГрК РФ).
Теперь частные застройщики не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС или садового дома в порядке, аналогичном подаче уведомления о планируемом строительстве, направляют в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства такого объекта с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов (п. 16 ст. 51.1 ГрК РФ).
Соответствующее уведомление может быть возвращено застройщику в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и считается ненаправленным по следующим основаниям:
- отсутствие в уведомлении предусмотренных сведений или отсутствие документов, прилагаемых к нему;
- поступление уведомления об окончании строительства по истечении 10 лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве либо ��сли такое уведомление ранее не направлялось.
В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Одновременно в законе введено понятие технического заказчика – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции.
При этом согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться как сам застройщик, так и привлекаемый на основании договора строительного подряда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такое лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Важные изменения в сфере индивидуального жилищного строительства
Чиновники проводят согласование линейных объектов на основании представленных им на рассмотрение документов.
Для инициации процедуры получения разрешения на строительство или реконструкцию объектов линейного типа необходимо подготовить заявление и направиться с ним в уполномоченную инстанцию. К нему должны быть приложены документы:
- свидетельство о праве владения землей, намеченной под застройку;
- градплан ЗУ, который необходимо заиметь не позже, чем за три года до дня передачи в контролирующую инстанцию заявления на получение разрешения на строительство; (когда дело касается линейного объекта, то помимо ГПЗУ, в уполномоченный орган должны передаваться и реквизиты ППТ и ПМТ);
- документация по проекту, включающая текстовые и графические материалы;
- положительное заключение госэкспертизы, проведенной в отношении проектной документации;
- разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
- согласие всех собственников объекта капстроительства на использование данного объекта;
- свидетельство об аккредитации юридического лица, выдавшего заключение частной экспертизы проекта;
- документы, подтверждающие факт того, что строительные работы ведутся на объектах культурно-исторического наследия с учетом сохранения его объемно-планировочной структуры и исторически сложившейся конструктивной схемы.
Интересует согласование проекта планировки территории линейного объекта? Урегулированием данного вопроса нам заниматься не впервой. Мы также содействуем в подготовке и разработке ППТ ЛО, организуя и сопровождая:
- разработку презентационных материалов (градостроительной концепции);
- получение решения относительно разработанного ППТ;
- сбор исходных данных и информации для разработки ППТ;
- организацию разработки ППТ;
- утверждение ППТ (в т.ч. проведение Градсовета, МВК, публичных слушаний).
Как правило, власти выдают разрешение на строительство линейных объектов, если все документы собраны и правильно оформлены.
Порядок обеспечения водоснабжением домов и участков прописан в Федеральном законе от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ. Для подачи воды можно пробурить скважину, колодец либо провести трубы от системы центрального водопровода.
На строительство водопровода с подключением к системе центрального водоснабжения необходимо получать разрешение. Существует несколько законодательных актов, регулирующих данный процесс:
- Закон «О водоснабжении и водоотведении» (Федеральный закон № 416-ФЗ).
- Постановление Правительства РФ «Правила холодного водоснабжения и водоотведения» (№ 644 от 29 июля 2013 года).
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении типовых договоров в сфере водоснабжения» (№ 645 от 29 июля 2013 года).
- Постановление Правительства РФ «Правила определения и предоставления технических условий» (№ 83 от 13 февраля 2006 года).
Запрещено врезаться в систему центрального водоснабжения без разрешения. За подобное нарушение предусмотрен штраф по Кодексу об административных правонарушениях и выплата ущерба в пользу «Водоканала».
В течение 10 рабочих дней после окончания строительства, реконструкции безвозмездно передает схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.
- строительства на территориях баз отдыха кафе, одноэтажных с мансардой гостевых домов из деревянных или каркасных конструкций для временного проживания;
- строительства являющихся объектами капитального строительства пляжей, открытых спортивных, игровых, детских площадок, площадок для отдыха, для выгула собак;
- строительства колодцев, прудов, водохранилищ объемом до 100 кубических метров, выполняемых в грунтах;
- строительства, реконструкции частных автомобильных дорог необщего пользования;
- строительства газопроводов-вводов, вводных газопроводов на землях населенных пунктов;
- реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов, водопроводов, сетей канализации, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты.
Отсутствие необходимости в получении разрешения, когда речь идёт о дорогах, касается только инфраструктурного обеспечения ими в категории общего использования в зоне выполнения подъездов к земельным участкам. Кроме того, это также объекты инженерно-технических сетей, с помощью которых происходит обеспечение коммуникационного снабжения переходной скоростной зоны, примыкающего участка, выезда, площадок для автостоянки, съезда, прочего.
В качестве типичного примера подобных проектов предусмотрена организация кабельной электролинии, подключённой к линейному объекту капитального строительства. Не требуется разрешение на проводимое строительство и в случае, когда осуществляется обеспечение технической инженерной инфраструктуры, связанной с подъездными автомобильными дорогами и примыкающими сооружениями системы основных транспортных и коммунальных комплексов.
Говоря о распределении внутриквартальной сети, входящей в комплекс той же инженерной технической инфраструктуры, разрешение иногда также не требуется. Это касается электролиний воздушного, кабельного и комбинированного типа мощностью до 10-ти киловатт, а также систем блочной канализации.
Иначе обстоит ситуация, если проект готовится на базе ГПЗУ. В этом случае для получения разрешения на строительство (реконструкцию) застройщик обязан обратиться в уполномоченную структуру (федеральный или местный орган РФ). Интересен тот факт, что в разработке и выдаче проекта планирования участка, где возводится (реконструируется) линейный объект, нет необходимости. Из сказанного выше стоит сделать вывод, что с января 2021 года местный орган власти или другая уполномоченная для выдачи разрешения структура (для строительства или реконструкции объекта) должна запрашивать у подающей заявление стороны реквизиты проектного решения в отношении межевания участка и проекта планирования.
Также потребуется предъявление градостроительного плана и материалов из проекта, а именно схем и пояснительной записки. Разрешение невозможно получить без предъявления положительного заключения в отношении проекта (экспертизы) и без согласия на проведения строительства со стороны лиц, обладающих правами на земельный участок.
Одним из главных направлений строительных работ, которые избавлены от необходимости получения разрешения, является прокладка, распределение, монтаж, реконструкция и ввод в эксплуатацию сетей инженерно-технической инфраструктуры. Но только при определенных условиях. Например, выполнение подобных работ без специальной документации допускается, если объект поступит во владение физическим лицом, которое не будет осуществлять предпринимательской деятельности в процессе эксплуатации сети. Таким образом, разрешение на строительство не требуется в случае прокладки коммуникаций от зоны сопряжения с центральной системой обеспечения до сооружаемого или реконструируемого объекта на земле, не предназначенной для коммерческого использования.
Реставрационные и реконструкционные мероприятия часто сопрягаются с полноценным строительством, но, конечно, ответственность таких работ не столь велика. Собственно, все операции такого рода могут выполняться свободно, если не планируется отвод границ охранных зон. Например, разрешение на строительство не требуется в случае реконструкции линейного объекта, который при этом останется в прежних полосах отвода. Сами рабочие мероприятия могут затрагивать и коммуникации, связанные с капитальными зданиями. Это может быть и система водоснабжения, и канализационная инфраструктура, а также автодороги местного значения.
Рекомендуем прочесть: Какие Документы Нужны На Налоговый Вычет За Квартиру
Разрешение на строительство – это специальный документ, который дает право на возведение недвижимости определенных типов. Для оформления понадобиться подготовить ряд документов. Разрешение на строительстве можно будет получить в специальном муниципальном органе, который занимается контролем в данной сфере.
На сегодняшний день в стандартный набор документов, требуемый для оформления разрешения, входит следующее:
Разрешение на строительство может потребоваться:
- Физическому лицу.
- Юридическому.
Причем как раз в зависимости от юридического статуса будет зависеть перечень документов, которые предоставляются в конкретном случае. Данный момент нужно внимательно изучить. В свою очередь оформление чаще всего осуществляется собственником земли. Либо его законным представителем – на основании нотариально заверенной доверенности.
Существует достаточно существенный перечень ситуаций, когда требуется осуществить процедуру рассматриваемого типа.
Градостроительный кодекс разрешение на строительство не требует в случаях следующих:
- строительство без цели ведения предпринимательской деятельности;
- реконструкция – если объект не капитальный;
- иное.
Стоит отметить, что сам процесс оформления имеет целый ряд особенностей. Проработать их лучше всего предварительно. Только так можно будет не допустить ошибок. Большая часть судебных дел, сложных ситуаций возникает как раз по причине незнания элементарных вещей об оформлении недвижимости, а также разрешения на строительные работы.
В судебной практике имели место инциденты когда возведенное без разрешение здание попросту приходилось сносить по решению суда. Причем за свой собственный счет. На данный момент существует много тонкостей, которые непосредственно связаны с оформлением недвижимости. Этот момент лучше всего изучить.
Качественную юридическую консультацию по этому поводу предоставляют следующие учреждения:
Наименование учреждения | Адрес расположения | Контактный номер телефона |
Бесплатная юридическая консультация | строение 2, ул. Рождественка, 5/7, Москва, 107031 | 8 |
Бесплатная юридическая консультация | Пресненская наб., 10, офис 571, Москва, 123112 | 8 |
Юридическая Консультация | Гоголевский б-р, 8/9, строение 3, Москва, 119019 | 8 |
Единый Юридический Центр — Бесплатная юридическая консультация | Фрунзенская наб., 4, Москва, 119034 | 8 |
Юридическая консультация | ул. Новопесчаная, 7, Москва, 125057 | 8 |
Процесс оформления разрешения имеет свои тонкости, особенности. Наличие разрешения позволит избежать многих проблемных ситуаций. В первую очередь это касается, конечно же, судебных разбирательств. По возможности стоит избегать подобных, решать все спорные моменты в досудебном порядке. Если по какой-то причине это не удается сделать, то только в таком случае нужно обращаться в суд.
Основополагающим документом является Градостроительный кодекс РФ. Следует разобраться со всеми основными положениями такового. Это позволит попросту не допустить нарушений со своей стороны. Как следствие – отсутствует необходимость проводить судебные разбирательства. Тратить на это время и средство.
Что такое разрешение на строительство линейного объекта и зачем оно нужно?
Разрешение на строительство ЛО – это документ, доказывающий соответствие разработанного проекта требованиям ППТ, ПМТ при осуществлении строительства или реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых не требуется подготовка документации по планировке территории для строительства либо реконструкции линейного объекта), требованиям, установленным ППТ, в случае выдачи разрешения на строительство на проведение работ по созданию ЛО, для размещения которого не нужно образование ЗУ.
Разрешение на строительство линейного объекта позволяет вести деятельность по возведению данного сооружения на законном основании, без боязни быть привлеченным к административно-правовой или уголовной ответственности.
Это, конечно, касается случаев, когда получение такого документа является обязательным условием для возведения объектов линейной части, потому что порой их размещают без предварительного согласования, т.к. это предусмотрено законом.
Внутренние отопительные сети и членство в СРО
Если установка систем осуществляется на строящихся сложных или представляющих опасность объектах, то получение допуска СРО обязательно. Законодательные документы требуют наличия разрешений и в том случае, если строительная компания осуществляет проектирование и занимается:
- водоснабжением;
- капремонтом;
- капстроительством;
- реконструкцией зданий капитального строительства;
- прокладкой коммуникационных сетей;
- монтажом и демонтажём канализационных систем или сетей водоснабжения.