Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сельскохозяйственным кооперативам получить гранты?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2023 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.
Кто может претендовать на «Агростартап»?
Получить грант «Агростартап» может гражданин Российской Федерации, который постоянно проживает в сельской местности и намерен заняться (или уже занимается) сельским хозяйством.
Претендент на «Агростартап» не должен быть получателем какого-либо иного гранта по линии Минсельхоза (например, «Начинающий фермер» или «Семейная животноводческая ферма»).
Претендент на «Агростартап» не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трёх лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
В отличие от гранта «Начинающий фермер», «Агростартап» может быть предоставлен и владельцу личного подсобного хозяйства – но с условием, что в течение 30 дней после того, как претендента на грант назовут гранополучателем, он зарегистрирует своё КФХ в Федеральной налоговой службе.
ГрантополучательСельскохозяйственные организации, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства (кроме ЛПХ, КФХ, ИП и СПоК)
Сумма30 млн рублей на все виды деятельности
СрокНе более 24 месяца
Целевое назначение помощи
Согласно закону о помощи фермерам, получить деньги на создание или развитие КФХ можно исключительно в рамках реализации проектов, непосредственно связанных с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Целевое расходование финансирования предполагает:
- Покупку земельных участков, имеющих сельскохозяйственное назначение;
- Создание проектной документации для строительства, ремонта или модернизации объектов, предназначенных для производства или складирования продукции;
- Строительство, ремонт или модернизацию таких объектов;
- Обустройство подъездных путей к ним;
- Подключение цехов и складов к любым инженерным сетям;
- Покупку животных для разведения;
- Приобретение сельскохозяйственных агрегатов, инструментов, грузовых автомобилей, оборудования для переработки продукции;
- Покупку семян либо рассады с целью обустройства многолетних насаждений;
- Приобретение синтетических и натуральных удобрений, гербицидов.
Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам предназначена для решения несколько иных задач. Такая разновидность государственного финансирования предполагает:
- Покупку, строительство или ремонт жилого дома для одной семьи;
- Погашение ипотечных кредитов;
- Покупку грузопассажирского автомобиля;
- Покупку мебели или бытовой техники, компьютеров, инженерного оборудования;
- Подключение дома к инженерным сетям.
Любое имущество, которое было приобретено с привлечением гранта или помощи фермерам на обустройство, в течение следующих пяти лет нельзя продавать, дарить, передавать в аренду или вносить в качестве доли в уставном капитале предприятия.
Государство планирует достичь полной замены импортного мяса и молочной продукции в течение 7 лет, а овощей и фруктов в течение 5 лет.
Для этих целей правительством РФ было разработано несколько специальных мер, поддерживающих и развивающих начинающее фермерство, а именно:
- Грант на крестьянско-фермерское хозяйство, предусматривающий коммуникационное оснащение, приобретение земельного участка и строительство объекта, необходимого для сельского хозяйства. Фермер, получивший подобный грант, должен отчитаться, куда были потрачены выделенные средства, определенные бюджетными лимитами.
- Субсидирование кредита, получаемого в целях развития и модернизации хозяйства.
- Компенсация финансовых средств, потраченных с целью строительства объекта крестьянско-фермерского хозяйства.
- Финансирование первого взноса для приобретения сельскохозяйственной техники по лизингу.
- Всероссийский конкурс «Лучший фермер».
В текущем году, как и в минувших, грант помогает крестьянину в осуществлении собственных возможностей и организации успешного хозяйства.
Поддержка сельской местности предполагает поддержку начинающих и семейных фермеров. Обратиться за помощью может любой крестьянин, отвечающий установленным критериям (профессионализм, наличие бизнес-плана и собственного стартового капитала, каналы сбыта, а также уровень социальной значимости продукта).
Государственная программа, направленная на развитие сельского хозяйства, включает в себя 11 подпунктов. Так, поддержка может выражаться в:
- льготном кредитовании;
- покрытии убытков и расходов, связанных с оформлением земли;
- приобретении техники;
- газификации;
- восстановлении оросительной системы и т.д.
Каждая область придерживается собственного утвержденного плана мероприятий, а также своей целевой программы, утвержденной Минсельхозом. С условиями участия в конкурсе на получение гранта, субсидии и другой государственной помощи для начинающих предпринимателей можно ознакомиться на сайте местной администрации.
Рассчитывать на финансовую помощь можно не только КФХ, но и другим представителям агропромышленной сферы: предпринимателям, сельскохозяйственным кооперативам.
Денежная сумма может быть потрачена на:
- строительство (модернизацию, реконструкцию) производственного здания, цеха;
- покупку оборудования с целью самостоятельного проведения ветеринарной экспертизы и контроля качества сельскохозяйственной продукции;
- на оснащение и модернизацию помещений, в которых перерабатывается и хранится мясо, рыба, молоко или овощи;
- на приобретение единицы сельскохозяйственного транспорта: вагона, фургона или прицепа, обеспечивающих возможность перевоза товара (в том числе на условиях лизинга).
Куры денег не клюют. На какую помощь и поддержку могут рассчитывать начинающие фермеры
Бизнесу
/ 18 января 13:30
Быть фермером в наше время модно, но затратно: потребность людей в экологичных продуктах толкает аграриев на освоение новых технологий, и очень недешевых. Но государство спешит на помощь, предлагая деньги и поддержку.
Экомаркеты, рынки выходного дня, фермерские лавки: модные торговые точки с экологически чистыми товарами от местных фермеров постепенно заполоняют города, и это спонсирует государство
Сельское хозяйство в нашей стране с давних времен занимало ключевую роль в экономическом развитии. В Новейшей истории фермерство из способа выживания превратилось в прибыльный, но нестабильный бизнес: по данным Росстата, с 2016 по 2021 годы число сельхозпредприятий сократилось почти на 1 600. Причем больше всего пострадали малые и микропредприятия.
Однако крупнейшие холдинги АПК наращивали свои мощности, увеличивали производство, занимаемые площади и выручку, воспользовавшись сложившейся ситуацией на рынке и государственной поддержкой. Среди лидеров отрасли – всем известные гиганты «Черкизово», «Мираторг», «Данон» и другие.
6 августа 2014 года президент Владимир Путин в ответ на введенные санкции подписал указ, запрещающий ввозить в нашу страну некоторые виды сельхозпродукции из ряда стран. Это породило множество грустных шуток про испанский хамон, польские яблоки и раздавленные экскаватором головки европейского сыра.
Но это событие послужило мощным толчком для отечественных фермеров с коммерческой жилкой, быстро понявших суть импортозамещения. Согласно опросам Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, около 40% жителей РФ совсем не против открыть свое дело в этой нише.
Для развития бизнеса в секторе сельского хозяйства была создана программа государственной поддержки, на которую могут рассчитывать как начинающие, так и опытные аграрии.
В планах правительства с 1 июля 2022 года перевести все процедуры для получения помощи в онлайн, тем самым забыв про бумажную волокиту и бюрократию. Цифровизацию внедряют еще и для того, чтобы исключить или максимально снизить человеческий фактор в процессе, тем самым искоренив коррупцию.
В России функционируют около двадцати мер получения финансовой помощи для развития животноводства, растениеводства, а также для расширения небольших хозяйств. Одно из самых востребованных направлений — это льготное кредитование малого и среднего бизнеса.
Приоритетным для финансирования в регионах является разведение животных. Помимо господдержки в разных областях действуют свои программы льгот, которые меняются и зависят от активности чиновников на местах.
Программы помощи предоставляются как на безвозмездной основе (грант, субвенция, субсидия), так и на возмездной (Лизинг, льготное кредитование).
Дотации и региональные власти
Получение государственной помощи носит разный характер. При этом учитываются приоритетные направления региона. Немаловажную роль в принятии положительного решения представляет чиновничий аппарат. Представителям власти следует выбрать лучших и отклонить всех «проходимцев». Поэтому в задачи соискателя входит завоевание доверия со стороны государственных служащих.
Больше всего шансов получить субсидии на развитие имеют те хозяйства, которые имеют немалый опыт в этой области. Комиссия может приехать по адресу расположения фермы и лично убедиться в правильном расходовании денег. Но даже в случае, если фермер имеет не дюжий опыт, и вызывает доверие, однако занимается областью, в увеличении которой регион не нуждается, чиновники не дадут свое согласие на субсидию, грант, пособие или другую подобную поддержку.
Приоритетные направления
Каждая программа субсидирования, выделяя денежные средства, решает ряд задач, главными из которых являются рост кооперации сектора в регионе и увеличение рентабельности в фермерском хозяйстве. Именно для этого ежегодно выделяют денежные средства. Региональные власти могут изменять, дополнять и вносить иные коррективы в программы с целью удовлетворения потребностей региона.
Получить субсидию на развитие могут не все фермерские хозяйства. Они должны подходить по разным критериям. Начнем с того, что фермером в России может стать любой гражданин, не являющийся пенсионером. Он должен иметь среднее образование, закончить ВУЗ по выбранному направлению или пройти специальные курсы, как работать на ферме. Кроме того, он должен оформить свой статус юридически, то есть регистрировать предприятие в форме ИП или ООО.
Как получить субсидию начинающему крестьянскому хозяйству? Для этого оно должно удовлетворять ряду требований:
- доля третьих лиц в нем не должна быть выше 25%;
- для малого предприятия наемных работников должно быть не более 100 человек, а для микропредприятия — не больше 15;
- в то же время для каждого статуса предполагается предельное значение прибыли.
КРИТЕРИИ ОТБОРА проектов развития сельского туризма
N п/п | Наименование критерия | Величина критерия | Значение показателя, балл | Вес критерия |
1. | Доля собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма (%) | до 15% (включительно) | 1 | 0,3 |
16-25% | 5 | |||
более 25% | 10 | |||
2. | Планируемый индекс объема производства сельскохозяйственной продукции заявителя (в фактических ценах) | Менее 103% | 5 | 0,2 |
Более 103% (включительно) | 10 | |||
3. | Срок окупаемости проекта (мес.) | От 54 до 60 месяцев | 1 | 0,1 |
От 36 до 53 месяцев | 5 | |||
Менее 35 месяцев | 10 | |||
4. | Количество новых рабочих мест, планируемых к созданию заявителем в отчетном году (единиц) | Не планируется | 0,1 | |
1-5 рабочих места | 5 | |||
6 и более рабочих мест | 10 | |||
5. | Планируемое количество граждан Российской Федерации и иностранных граждан, посетивших объекты сельского туризма заявителя в отчетном году (тыс. человек) | Менее 100 человек | 1 | 0,02 |
101-600 человек | 5 | |||
Более 601 человека | 10 | |||
6. | Заявитель является получателем гранта в соответствии с Государственной программой | Да | 0,05 | |
Нет | 5 | |||
7. | Прирост выручки от реализации произведенной продукции за последние 3 года (включая отчетный год), по отношению к предыдущему году (процентов) | 0 % и менее |
0,1 |
|
0,1%-3% | 1 | |||
3,1%-7% | 5 | |||
Более 7,1% | 10 | |||
8. | Планируемый уровень заработной платы работников заявителя в рамках реализации проекта развития сельского туризма | Ниже средней по отрасли в регионе | 0,06 | |
Выше или равна средней по отрасли в регионе | 5 | |||
9. | Наличие у участника конкурса реализованных проектов по тематике заявленных мероприятий: | отсутствие опыта в сфере деятельности и реализованных проектов | 0,05 | |
опыт до 1 года или 1 реализованный проект | 1 | |||
опыт 1 — 3 года или 1 — 3 реализованных проекта | 3 | |||
опыт от 3 лет или более 3 реализованных проектов | 5 | |||
10. | Планируемая реализация в рамках проекта мероприятий, направленных на создание и развитие доступной туристской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, стимулирование развития инклюзивного туризма (оборудование пандусов, подъемников, адаптационные работы по созданию безбарьерной среды и т.п.) | Да | 0,02 | |
Нет | 5 |
Ответственность за нецелевое использование гранта
Если в ходе разбирательств будет доказано, что получатель гранта не планировал использовать его по назначению, а только получил и присвоил данные средства, либо не отчитался за них в установленные сроки, данное деяние может быть квалифицировано по статье «Мошенничество».
Также такой проступок может квалифицироваться по статье «Нецелевое использование бюджетных средств», что влечет уже уголовную ответственность.
Что хотелось бы сказать, завершая сегодняшний разговор? В случае получения фермером гранта, выигрывают многие: жители конкретной местности будут покупать продукцию местного производителя, фермер получит прибыль, а значит и возможность расширения своего бизнеса.
А какова же выгода государства? Чем меньше импортной сельскохозяйственной продукции будет продаваться в нашей стране, тем меньше внешнего влияния будет оказано на нее. Но эта история уже из другой области.
Приоритетные направления
В течение последних 15 лет российское сельское хозяйство существенно изменилось. Так, системное регулирование развития со стороны государства привлекло в отрасль поток инвестиций, эффективных менеджеров и новейшие технологии. Доказательством того, что положительные результаты уже достигнуты, является стабильный рост основных видов сельскохозяйственных товаров – картофеля, зерна, мяса и овощей.
Наличие такой динамики развития и значительного природно-ресурсного потенциала неизбежно наводит на мысль о том, что основная точка роста агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе будет связана с экспортом.
Реализация данной задачи предполагает направление адресной денежной поддержки. Государство стремится к развитию логистики, перерабатывающей сферы, инфраструктуры, мелиорации и страхования.
Такой подход должен обеспечить диверсификацию сельской экономики, повысить ее конкурентоспособность и уровень жизни крестьян.
Сколько денег можно получить по гранту на развитие семейной фермы?
Размер гранта определяется уполномоченным органом.
Денежные средства в виде гранта на развитие семейной фермы можно получить в размере;
не превышающем 30 млн. рублей, но не более 60 процентов стоимости проекта грантополучателя.
Исключение. Для субъектов Дальневосточного федерального округа, не более 70 процентов.
При этом часть стоимости проекта грантополучателя (не более 20 процентов) может быть обеспечена за счет средств субъекта Российской Федерации.
При использовании средств гранта на обеспечение собственного участия при привлечении льготного инвестиционного кредита, тогда грант предоставляется в размере, не превышающем 30 млн. рублей, но не более 80 процентов указанных затрат.
Важное пояснение.
От общей инвестиционной стоимости проекта, средства гранта могут составить не более 20%. Которые в свою очередь составляют не более 80% в структуре источников финансирования проекта без учета кредита. Т.е. в собственное финансовое участие при реализации проекта включается размер гранта до 80% и личные сбережения от 20%.
Исключение. Для субъектов Дальневосточного федерального округа, не более 90 процентов.
Повторное получение гранта на развитие семейной фермы возможно после полного освоения ранее предоставленного гранта (в том числе гранта Агростартап), но не ранее чем через 18 месяцев со дня полного освоения ранее полученного гранта при условии достижения плановых показателей деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя в полном объеме.
Также, следует иметь в виду, что получатель не должен получать иную государственную поддержку в рамках Государственной программы в целях финансирования ее затрат.
Сельские агломерации — сельские территории, а также поселки городского типа и малые города с численностью населения, постоянно проживающего на их территории, не превышающей 30 тыс. человек. Перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга.
Сельские территории — сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), сельские населенные пункты, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений, рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга.
Регистрация КФХ: пошаговая инструкция
Правом на организацию крестьянского хозяйства обладает любой совершеннолетний гражданин. При этом он должен быть полностью дееспособным.
Создать КФХ вправе:
- лицо, имеющее гражданство РФ;
- иностранный подданный;
- человек без гражданства.
Фермерское хозяйство может быть организовано единолично. В этом случае всем имуществом владеет один гражданин. Регистрируется подобная форма как ИП КФХ, где управленцем считается один человек. Он же принимает все решения и несет ответственность за возникающие трудности.
В ином случае участниками КФХ могут выступить:
- члены семьи — супруги, их дети, внуки и родители, а также братья и сестры, дедушки, бабушки, но не больше, чем из 3 семейств (если в состав входят дети, то их возраст не может быть менее 16 лет);
- лица, не состоящие в родстве — максимум 5 человек.
Все стороны крестьянского хозяйства имеют одинаковые права, и при возникновении проблем несут равнозначную ответственность. Однако руководителем выступает только один человек — глава КФХ. Это может быть как изначальный учредитель, так и лицо, выбранное по согласию всех членов.
Фермерское хозяйство признается действующим с момента его официальной регистрации в налоговых органах. С этого дня деятельность считается законной, так же как и доход, получаемый в ее результате. Причем КФХ может быть организовано без образования юридического лица. В этом случае его руководитель наделяется статусом индивидуального предпринимателя.
Общий порядок регистрации включает несколько этапов. Каждый из них имеет некоторые особенности.
Другие виды поддержки
Некоторые предприятия оформили банковские кредиты на закупку скотины, машин для работы на земле, увеличения оборота. Господдержка в этом случае выражается в оплате процентов. Начинающий крестьянский предприниматель может получить до пяти миллионов рублей, и погашать их в течение 15 лет, в то время как льготный период составит пять лет. Если оформлен фермерский кредит, для получения субсидии на оплату процентов, предпринимателю нужно написать заявление и сдать его в комиссию для участия в конкурсе. Количество победителей зависит от общего финансирования, которое выделено на область.
Денежная помощь может направляться на обустройство быта на ферме. По нему предприниматель вправе потратить деньги, к примеру, на приобретение домашней мебели, строительство гаража или для самой фермы. Однако запрещается расходовать эти средства для покупки недвижимости и приобретать квартиру. Субсидия может расходоваться на строительство дома на селе. Каждый регион предполагает свои условия для предоставления такой помощи.
Еще государство может помочь в покупке оборудования и техники по договору лизинга. Начинающий фермер, получивший скотину или технику в лизинг, может рассчитывать на то, что 1/15 затрат ему оплатит государство. Такую поддержку также получают, составив заявление установленного образца и пройдя соответствующий отбор.
С 2012 года на основе конкурса отбирают «Лучшего фермера региона». В результате победы он не только получает денежный приз, но и делится своим опытом с начинающими предпринимателями.
Для семейных ферм также можно рассчитывать субсидии для сельского хозяйства в текущем 2017 году и следующем 2017 году на развитие.
Как получить их? Государство готово покрыть 60% начальных расходов на производство молочных и мясных ферм. При этом часть остальной суммы может быть представлена собственными средствами и банковскими инвестициями. Для участия в этой программе подают заявление. А получающий субсидию помимо прочего, может не волноваться за сбыт своей продукции, так как это организуется властями. Также региональные власти выделяют средства, чтобы подключить хозяйство к инженерным коммуникациям.
Финансовая поддержка фермеров сегодня является одной из приоритетных задач государства, особенно в условиях нынешнего кризиса. Именно с этой целью сельхозпроизводителям предлагаются различные целевые субсидии, которые можно потратить и на открытие своего дела в области сельского хозяйства, и на модернизацию или расширение уже действующего хозяйства. Субсидии фермерам в 2015 году выделяются на федеральном и региональном уровне.
Для чего государство субсидирует фермеров
В связи со сложившейся в последние годы ситуацией в экономике, а именно с введением санкций и запретом на ввоз сельскохозяйственных продуктов из некоторых стран, вопросы развития отечественного сельского хозяйства стали очень актуальны.
К тому же в советское время частные фермерские хозяйства были запрещены — всё производство концентрировалось в колхозах.
В течение сложного постсоветского периода частные фермы только начали складываться и основные их проблемы — нехватка средств и отсутствие инфраструктуры. На преодоление этих трудностей выплачиваются государственные гранты.
В настоящее время почти половина всей российской сельскохозяйственной продукции производится малыми хозяйствами. Это обстоятельство, разумеется, отмечается контролирующими органами и они постепенно увеличивают суммы помощи, одновременно упрощая процедуры их получения (хотя и не так быстро, как хотелось бы фермерам). Программа государственной помощи малым фермам работает с 2012 года и в настоящее время нет никаких предпосылок к её завершению — только к расширению.
Положительные и отрицательные мнения о государственном субсидировании
В целом, возможность получить грант на развитие собственного хозяйства представляется очень ценной возможностью для фермеров, так как позволяет приобрести необходимые средства производства, компенсировать часть затрат или вывести ферму на новый уровень
За несколько лет существования системы государственных грантов накопился значительный опыт и разные мнения по поводу этой процедуры. И если с положительными сторонами этого процесса всё более-менее ясно, то что вызывает недовольство у претендентов на субсидии?
В первую очередь это очень внушительный перечень документов, сбором которого у большинства фермеров совершенно нет времени заниматься. Конкурсные процедуры обычно затягиваются, в то время как для получения стабильной прибыли ферма должна функционировать бесперебойно.
Много нареканий также вызывает соотношение использования понятия «начинающий фермер» и одновременное предъявление требования высшего аграрного образования и 10-летнего опыта работы. Получается, что очень существенная часть производителей полностью выключена из субсидирования и работает только собственными силами.
Будут ли эти проблемы решены в ближайшее время судить очень трудно. С одной стороны, государство из года в год пытается упростить выдачу субсидий, с другой стороны существенных послаблений к стажу и образованию до настоящего времени сделано не было.