Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за перегруз легкового автомобиля?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предупреждение и штрафы за перегруз легкового транспортного средства выписывает инспектор правоохранительных служб, в случае фиксирования перегруза установленными камерами, штраф придет по почте. Также можно узнать о наличии штрафов на сайте ГИБДД и других подобных сервисах, введя данные легкового автомобиля.
Оспаривание, проверка и оплата штрафов, выписанных за перегруз легкового автомобиля.
Оплатить выписанный штраф необходимо в течение шестидесяти дней, в случае если у водителя есть факты, подтверждающие необходимость перегруза, то оспорить штраф можно будет в течение десяти дней. К штрафу за пассажирский вид перегруза прибавляется штраф за отсутствие ремня безопасности и, как следствие, за то, что лишний пассажир не был пристегнут ремнем безопасности.
В случае погашения штрафа в течение двадцати календарных дней, штраф будет уменьшен на 50%. В случае неуплаты выписанных штрафных санкции, при следующих нарушениях штраф будет увеличен вдвое, либо составлен протокол для передачи в суд. Данное действие инспектора ГИБДД может повлечь за собой арест сроком на 15 суток, а также, как вариант, обязательные работы, сроком на пятьдесят дней.
Перегруз легкового автомобиля приводит транспортное средство в нерабочее состояние. Несоблюдение правил по максимальным нагрузкам автомобиля может привести к аварийным ситуациям на дороге, и как следствие, к административной и уголовной ответственности.
Величина штрафа за перегруз автомобиля
Штраф за перегруз назначается в соответствии со ст. 12.21.1.2 и 12.21.2 КоАП РФ. Сумма взыскания составляет 1000-500000 рублей и зависит от того, на кого обращается взыскание: на физическое, юридическое или иное должностное лицо.
При остановке ТС, нагрузка по осям которого превышает установленные нормы, штраф назначается водителю, а также должностному или юридическому лицу, отвечающему за транспортировку груза.
Взыскания, накладываемые на перевозчика грузов:
Величина перегруза, % |
Физическое лицо, сумма в рублях |
Величина взыскания для должностного лица, рублей |
Юридическое лицо, штраф в рублях |
2-10 |
1000-1500 |
10000-15000 |
100000-150000 |
10-20 |
3000-4000 |
25000-30000 |
250000-300000 |
20-50 |
5000-10000 или лишение права управления автомобилем на 2-4 месяца |
35000-40000 |
350000-400000 |
|
7000-10000 или лишение ВУ на срок 4-6 месяцев |
45000-40000 |
450000-500000 |
В соответствии с примечанием к ст. 12.21.1 КоАП РФ, при совершении индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве перевозчика, правонарушения, предусмотренного ст.12.21 КоАП РФ, ему назначается наказание, идентичное юридическому, а не физическому лицу.
Как можно перевозить грузы, превышающие допустимую норму
Согласно №257-ФЗ от 08.11.2007, грузовой автомобиль, нагрузка на оси которого превышает разрешенное значение на 2% и более, должен получить официальное разрешение на перегруз. В этом документе указывается:
-
Маршрут следования автомобиля;
-
Тип перевозки (региональная, международная и прочее);
-
Данные об авто (марка, номер, модель);
-
Период действия разрешения;
-
Вес и размер машины и груза;
-
Сведения о владельце ТС;
-
Данные о грузополучателе и его отправителе;
-
Характеристики и описание груза;
-
Орган, выдавший разрешение.
При несоблюдении указанных условий водитель и иные ответственные лица подвергаются административному наказанию по ст. 12.21 КоАП РФ.
Меры административной ответственности за перегруз
КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:
- выплата штрафа установленной суммы;
- возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.
В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.
Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:
- кто именно признан ответственным;
- насколько превышена разрешенная масса автомобиля.
Кто и сколько заплатит:
- Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
- Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
- Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
- Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.
Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:
- физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
- должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
- организация – 200-300 тыс. руб.
Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.
Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:
- мера перегруза;
- тип дорожного покрытия;
- пробег по нему перегруженного автомобиля.
От штрафов за перевес не застрахован никто. К юристам обращаются как частники и ИП, владеющие несколькими грузовиками, так и крупные компании с большими автопарками.
Последние, как правило, могут позволить себе оплатить штрафы и остаться на плаву. А вот для частников «письмо счастья» на несколько сотен тысяч рублей может оказаться фатальным.
К сожалению, такие случаи были: предприниматели, не сумевшие оспорить несколько крупных штрафов, продавали транспорт и покидали рынок автоперевозок.
Именно с автоматических рамок перевозчикам чаще всего приходят штрафы за перевес. В Поволжье и на Юге России их особенно много, а вот в Сибири и на Дальнем Востоке АСВГК еще не распространены: там грузовики взвешивают по старинке, на стационарных или мобильных постах.
Некоторые водители, желая получить за перевозку груза большее вознаграждение, упаковывают автомобили максимально, и порой стремление заработать приводит к абсурдным ситуациям, когда многотонный автомобиль с трудом увозит загруженный прицеп.
В этом есть вина и грузополучателя и доставщика, причем если первый занижает фактическую массу груза, то перевозчик перегружает автомобиль, надеясь увеличить прибыль, а иногда даже не подозревает, что фура увозит груз большей массы, чем сказано в документах. Это приводит к чрезмерным нагрузкам на дороги и их скорейшему износу.
Перегрузку можно определить массой автомобиля, которая нагружает дорожное полотна колесами осей, вся масса машины складывается из нагрузок передней и задней оси, и на заднюю обычно приходится больше веса.
При этом не только дороги страдают от перегрузок, есть ситуации, в которых получить ущерб может сам водитель и окружающие его участники дорожного движения.
Даже если груз нормально закреплен, то он все равно ухудшает управление автомобилем, увеличивая его тормозной путь и крен машины в поворотах, поэтому транспорт может легко занести из-за концентрации груза сзади и даже перевернуть.
ГИБДД отстранят от весогабаритного контроля
Правда, это новшество заработает только с 1-го января следующего года.
То есть: с 1-го января 2023-го года сотрудники ГИБДД в принципе не смогут штрафовать перевозчиков за превышение массы, осевой нагрузки или допустимых габаритов грузовиков.
Этим будет заниматься Ространснадзор на всех без исключения видах постов (автоматических, стационарных и передвижных).
Для справки: на данный момент, до 1-го января 2023-го года, Ространснадзор не имеет доступа к автоматической базе данных, а потому может штрафовать перевозчиков за превышение весогабаритных параметров только на стационарных и передвижных постах, где взвешивание и измерение транспортных средств проводится при непосредственном участии сотрудников ведомства.
Почему нельзя перегружать автомобиль
Любой перегруз имеет значение. На практике превышение допустимого веса машины способно привести к следующим негативным последствиям:
- Ухудшение управляемости ТС. В особенности опасен вариант неравномерного распределения массы, преимущественно на заднюю ось;
- Снижение эффективности тормозной системы. При сильном перевесе колодки могут не выдержать нагрузки и лопнуть, что практически в 100% случаев заканчивается автокатастрофой;
- Под тяжестью кузов транспортного средства несколько деформируется, что также влияет на его управляемость;
- Повышение износа деталей. В данном варианте подразумеваются не затраты владельца ТС на ремонт, а возрастание риска возникновения поломки машины в движении, что вполне может стать причиной ДТП.
Перегруз — или транспортировка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без оформленного разрешения и наличия специального пропуска в ситуациях, когда получение этих документов обязательно, а также в случаях превышения максимально разрешенной нагрузки на ось транспортного средства, довольно часто приводит водителей и владельцев груза к большим административным штрафам по ст. 12.21.1 КоАП РФ, размер которых достигает 500 000 рублей.
Безусловно, даже одного штрафа за перегруз в 150 000 — 300 000 рублей будет достаточно, чтобы поставить водителя грузового автомобиля в сложную жизненную ситуацию. Одновременно с водителями, административную ответственность за перегруз несут лица ответственные за перевозку, а также те кто осуществлял погрузку груза в транспортное средство.
Следует учитывать, что большинство водителей, перевозчиков и грузоотправителей хоть и являются индивидуальными предпринимателями, но штраф за перегруз они уплачивают как юридические лица.
В 2018 году штраф за перегруз грузового автомобиля остался на прежнем уровне и несмотря на протесты и недовольства перевозчиков, и предпосылок для его снижения не имеется.
Нередко причиной штрафа за перегруз является юридическая неграмотность самого водителя. В результате подавляющее большинство попыток собственными силами решить судебный спор не достигают положительного эффекта.
Незаконный штраф за лишнего человека – это большая редкость. Перегруз сложно перепутать с чем-то другим. Но, все же, если вы считаете, что вас незаконно привлекли к ответственности, вы имеете право в течение 10 дней обжаловать постановление начальнику Госавтоинспекции или в суде.
Для этого необходимо подготовить жалобу, единого образца которой на законодательном уровне не установлено. Обычно, в нее включают следующую информацию:
- наименование вышестоящего органа или должностного лица, адрес;
- ФИО, контакты заявителя;
- название документа;
- обстоятельства, предшествующие подаче жалобы;
- аргументы, в защиту лица, привлеченного к ответственности;
- ссылки на законодательные акты;
- требования.
Техосмотр 2023 для грузовых автомобилей
В конце 2022 года Президент РФ подписал документ, согласно которому обязательный ТО стал добровольным, но из этого правила сделаны исключения, ТО проходят в обязательном порядке:
- частные владельцы при достижении возраста траснпортного средства, которому более 4 лет, а также при смене собственника или при постановке на учет;
- в случае, если у авто произошла замена основных агрегатов или внесены изменения в заводскую конструкцию;
- в 2023 году техосмотр обязателен для грузовых автомобилей;
- для такси и автобусов;
- для авто, у которого в процессе передвижения заметны неисправности, которые могут повлечь ДТП.
С марта текущего года введен штраф — 2 000 руб. для автомобилей, не прошедших ТО и зафиксированные камерами дорожного движения.
Сроки прохождения техосмотра для грузовых автомобилей в 2023 году:
- каждые 24 месяца для грузовых автио массой 3,5 т (категория 1), если прошло не более 4 лет с момента выпуска;
- ежегодно для авто старше 10 лет;
- ежегодно для категории 2 (массой до 12 тонн);
- перевозящие опасные грузы ТС проходят освидетельствование каждые 6 месяцев.
Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц в 2023 году
Для лиц, ответственных за движение по трассе перегруженного ТС, предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ. Размер взыскания зависит от категории нарушителя и массы перегруза. Наиболее мягкие меры действуют в отношении физических лиц, а именно водителей авто:
Характер нарушения (в каких пределах перегруз) | Какое наказание предусмотрено: размеры штрафных санкций и дополнительные меры. |
Общий перевес авто или по осям на 2-10 %, если не оформлено специальное разрешение.
Перегруз от 2 до 10 % сверх допустимой массы, указанной в документе, если разрешение оформлено. |
Штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб. |
От 10 до 20 % (спецразрешения от ГИБДД не имеется). | От 3 000 до 4 000 руб. |
От 20 до 50 % (разрешения от ГИБДД нет). | От 5 000 до 10 000 руб.; в особых случаях – лишение прав управления ТС на срок до 4-х месяцев. |
От 10 до 20 % сверх массы, обозначенной в разрешении. | От 3 000 до 3 500 руб. |
От 20 до 50 % сверх предельных значений, указанных в разрешении | От 4 000 до 5 000 руб. либо лишение водительских прав на срок до 3-х месяцев |
Выше 50 % при отсутствии спецразрешения.
Более 50 % сверх допустимого в документе при наличии разрешения. |
От 7 000 до 10 000 руб. В отдельных случаях – лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. |
Проезд авто под запрещающим знаком с обозначением нагрузки по осям при наличии перевеса. | 5 000 руб. |
Что такое перегруз и в чем его опасность?
Перегруз грузового транспортного средства (ТС) – это превышение массы груза, приходящегося на одну колесную ось, в диапазоне более 2% согласно установленных правилами норм. В случае превышения нормированных значений перевозчик обязан оформлять разрешение, выдающееся Росавтодором и действующее на протяжении трех месяцев.
Выданное удостоверение – это специализированный учетный документ, предназначенный для ведения контроля большегрузов на трассе.
Перегруз сам по себе – источник высокой аварийной опасности для транспортного средства; в случае перегруза тормозной путь автомобиля увеличивается, как и его инертность. Согласно ГОСТ Р 51709-2001, на скорости 40 километров в час, фура с весом в 20 тонн будет тормозить как минимум 150 метров; грузовой автомобиль в идеале должен остановиться за 20 метров. Таким образом, чем выше масса автомобиля, тем более опасным он является на дороге.
Можно ли избежать штрафа
Проезд грузовых авто по России разрешен без специального разрешения только, если общая масса автомобиля или нагрузка на каждую ось превышает нормативные значения максимум на 1,999%.
В остальных ситуациях при грузоперевозках дабы не нести финансовые потери на уплату внушительных штрафов за езду с перегрузом — перед выездом на трассу нужно оформить спецразрешение.
Чтобы согласовать с официальными органами вынужденное превышение собственник обязан:
- Оформить специальное разрешение от Росавтодора в регионе загрузки.
- Сообщить о маршруте следования и там же утвердить его.
- Уплатить государственную пошлину в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
- Осуществить выплату компенсации, так называемого потенциального вреда (ущерба), который будет причинён дорожному полотну.
- Получить уведомление (извещение) о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности.
Последствия транспортировки людей сверх нормы
На первый взгляд, общественный транспорт, да и личное авто, кажутся достаточно безопасным местом, с точки зрения пассажира: водитель следит за дорогой и за безопасностью движения, пассажиры наблюдают пейзажи за окном. Однако это не так. Поездка часто сопровождается резкими торможениями и поворотами. Иногда бывают столкновения, и даже затопления салона.
Во всех этих ситуациях, если салон перегружен пассажирами, неизбежны жертвы. Можно отделаться легкими телесными повреждениями, а возможны и летальные исходы. Все дело в том, что автомобили предназначены для того, чтобы люди сидели в процессе поездки и были пристегнуты, т.е. максимально фиксированы.
При лишних пассажирах, тем более стоящих, это невозможно сделать. Более того, под весом самих пассажиров может пострадать масса людей. Также весомую роль играют подушки безопасности. Однако оснащение ими, опять же, предусмотрено только для сидящих. При загрузке транспортного средства сверх нормы, уровень полезности всех перечисленных мер безопасности, разработанных производителем, сводятся к нулю.
Немаловажную роль играет и психологическая составляющая. Когда в салоне много человек и случается авария, возникает паника, которой тяжело управлять и, тем более, устранить. Таким образом, перегруз может привезти к следующим ситуациям, которых можно было бы избежать:
- смерть;
- причинение вреда жизни и здоровью людей;
- повреждение имущества, в том числе авто;
- создание аварийных ситуаций;
- наложение штрафных санкций.