Обзор ключевых изменений 115-ФЗ в 2022 и 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор ключевых изменений 115-ФЗ в 2022 и 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.

Банк посчитает подозрительной операцию по снятию крупной суммы наличных (письмо ЦБ от 26.12.2005 № 161-Т).

У ИП и организаций могут потребовать документального подтверждения трат на зарплату, хозяйственные закупки, командировки.

Рекомендации. Будьте готовы дать письменные пояснения:

  • на покупку хозрасходов — опишите, почему нельзя перевести операцию электронно; например, закупаете материалы у физических лиц;
  • снятие на зарплату можно объяснить отказом получать деньги на карту;
  • командировочные расходы — авансовым отчетом или, если документ еще не готов, предельным сроком его предоставления.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Порог обязательного контроля сделки Росфинмониторингом может быть увеличен

Центробанк продолжает смягчать контроль за банковскими операциями. Во вторник регулятор предложил увеличить минимальную сумму сделок, которые подпадают под контроль Росфинмониторинга. Порог может быть повышен с 600 000 до 1 млн руб., сообщил замдиректора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский (его слова приводит «Интерфакс»). Нынешний порог был введен еще 18 лет назад, когда был принят антиотмывочный закон. Идея еще будет обсуждаться с Росфинмониторингом и профессиональным сообществом, рассказал Ясинский.

Сейчас Росфинмониторинг следит за операциями на сумму более 600 000 руб., но не за всеми, а лишь за сделками, соответствующими определенным критериям. Правда, критерии довольно многочисленны. Так, контролируются и операции с наличными (от снятия и зачисления на счет до покупки или продажи иностранной валюты, ценных бумаг), и открытие вкладов на третьих лиц, и переводы денег компанией по поручению клиента.

Читайте также:  Как страховщики возмещают ущерб по каско? Часть 1

Но контролировать такие операции сложно, особенно если они нетипичны для бизнеса компании, рассказал Ясинский. Увеличение же порога разгрузит контролеров и участников рынка, уверен он.

Что делать в случае блокировки счета

Обнаружение, что счет неактивен, произойдет, скорее всего, при попытке совершить платеж. В интернет-банке появится окно с соответствующим сообщением.

Первым делом стоит позвонить в банк своему операционисту. Если решение заблокировать счет было принято их службой, он объяснит причину этой меры. Когда указание поступает от других органов, сотрудник может не знать, почему это произошло и что делать для разблокировки. В таком случае нужно связываться с тем учреждением, от которого исходила инициатива.

В большинстве случаев потребуется подтвердить операцию документами или погасить задолженность в бюджет.

Например, по решению суда не был уплачен штраф. После внесения нужной суммы работу счета возобновят. Если же причина в недоверии, сотрудники финмониторинга тщательно изучат ваше дело и решение будет зависеть от них.

Направление сведений в Росфинмониторинг в электронной форме

По общему правилу, сообщать о подозрительных сделках клиентов организации и ИП должны в электронной форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Электронное сообщение о подозрительной сделке должно включать в себя (п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569):

  • сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
  • вид операции/сделки и основания ее совершения;
  • дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
  • обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Когда вы «незаметны» для государства

Вы можете не ожидать дополнительных проверок со стороны банков или подрядчиков, и ваши счета не блокируются в таких случаях:

  • оплата коммунальных услуг;
  • налоговые платежи;
  • уплата штрафов;
  • выплаты обязательных сборов и платежей;
  • покупка товаров или услуг с помощью карты или электронного платежного средства в случае, если вы вводите номер карты;
  • снятие средств с личного счета.

Сумма вашей операции не имеет значения, кроме случаев, в которых лимиты определены специально:

  • наличные переводы и операции по Украине не более чем на 5 000 грн;
  • кредитные платежи на сумму до 30 000 грн.

Все эти переводы имеют автоматически встроенные данные о вас и поэтому не нуждаются в дополнительной идентификации. Вы считаетесь надежным участником процесса.

Для всех других операций проверяющие учреждения или лица могут запросить документы для подтверждения источника суммы операции, чтобы понять, подпадает ли деятельность под определение рисковой.

Итак, если вы пересылаете другу с карты на карту несколько тысяч до зарплаты, то такая сделка вряд ли попадет в категорию рисковых. А вот если вы стабильно получаете на карту определенную сумму из сомнительного источника и сразу же снимаете наличные, то финмониторинг таки может вами заинтересоваться. Все нетипичные для вас операции тоже привлекут внимание. Например, вы никогда не пересылали деньги за границу, а теперь начали активно это делать. Да еще и переводы ваши направляются не в какую-то условную Польшу, а в офшорную зону.

Помните, что любые вопросы с блокировкой операций или счетов можно решить, предоставив банку все необходимые документы, удостоверяющие легальность и прозрачность таких действий. Если же документов нет, то у вас большие проблемы.

Читайте также:  Налоги на Кипре – Налоговое планирование

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг

Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:

  • внесение предложений о мере наказания для лиц или организаций, ведущих неправомерную деятельность;
  • применение мер для пресечения деятельности, нарушающей законодательство РФ;
  • проведение экспертиз с помощью специализированных организаций;
  • создание комиссий и групп для контроля за деятельностью отдельных граждан и организаций;
  • осуществление действий по проведению расследований и проверок;
  • блокирование счетов и изъятие денег, полученных преступным способом.

От проблем избавит амнистия?

В 2022 году должен завершиться процесс налоговой амнистии. А это означает, что уже в следующем году финмониторинг будет действовать еще жестче, и гражданам придется постоянно доказывать источники происхождения денег — особенно если они своевременно не амнистированы.

Решение проблемы есть: достаточно в 2022 году задекларировать реальные сбережения и заплатить 5% налога. Эти действия избавят от многих проблем в будущем.

Например, если после 2022 года гражданин, не задекларировавший активы в ходе налоговой амнистии, захочет купить недвижимость, авто или банально перечислить солидную сумму на другой счет, банки в рамках финмониторинга будут обязаны заблокировать его счета и потребовать объяснений/подтверждений законности происхождения средств.

Да, у многих мысль о декларировании доходов с уплатой всех налогов сейчас вызывает оторопь, но придется научиться жить как в ЕС. Рано или поздно, ведь иной альтернативы нет.

СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА

Условно разделить субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) можно на две категории: hard СПФМ, к которым применяются все правила и процедуры финмониторинга без соболезнований и поблажек, и light СПФМ, которые вроде как должны следовать всем правилам тоже, но со звездочкой в виде некоторых поблажек.

Категория hard СПФМ:

  • банки;
  • все субъекты хозяйствования, предоставляющие финансовые услуги;
  • поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;
  • юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.
Читайте также:  Производственный календарь на 2023 год, утвержденный правительством

В течение трех рабочих дней с даты назначения работника, ответственного за проведение финансового мониторинга, но не позднее дня проведения первой финансовой операции (даты установления деловых отношений с клиентом) становятся на учет в Госфинмониторинге как субъекты:

  • банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
  • платежные организации, участники или члены платежных систем;
  • товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
  • профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, осуществляющих деятельность по организации торговли на фондовом рынке;
  • операторы почтовой связи, другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств (почтового перевода) и осуществления валютных операций;
  • филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
  • поставщик услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;
  • другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги;
  • а также специально определённые субъекты: субъекты аудиторской деятельности, бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения, лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами.

Не позднее дня проведения первой финансовой операции (даты установления деловых отношений с клиентом) становятся на учет в Госфинмониторинге как субъекты специально определенные субъекты, осуществляющие свою деятельность единолично, без образования юридического лица:

  • субъекты аудиторской деятельности;
  • бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету;
  • субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;
  • лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами.

Не позднее дня установления деловых отношений с клиентом (проведение финансовой операции) при необходимости:

  • адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;
  • нотариусы;
  • субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги;
  • субъекты хозяйствования, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъекты хозяйствования, которые предоставляют за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
  • субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
  • субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и / или азартные игры.

Порог обязательного контроля сделки Росфинмониторингом может быть увеличен

Центробанк продолжает смягчать контроль за банковскими операциями. Во вторник регулятор предложил увеличить минимальную сумму сделок, которые подпадают под контроль Росфинмониторинга. Порог может быть повышен с 600 000 до 1 млн руб., сообщил замдиректора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский (его слова приводит «Интерфакс»). Нынешний порог был введен еще 18 лет назад, когда был принят антиотмывочный закон. Идея еще будет обсуждаться с Росфинмониторингом и профессиональным сообществом, рассказал Ясинский.

Сейчас Росфинмониторинг следит за операциями на сумму более 600 000 руб., но не за всеми, а лишь за сделками, соответствующими определенным критериям. Правда, критерии довольно многочисленны. Так, контролируются и операции с наличными (от снятия и зачисления на счет до покупки или продажи иностранной валюты, ценных бумаг), и открытие вкладов на третьих лиц, и переводы денег компанией по поручению клиента.

Но контролировать такие операции сложно, особенно если они нетипичны для бизнеса компании, рассказал Ясинский. Увеличение же порога разгрузит контролеров и участников рынка, уверен он.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *