Министерство финансов российской федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Министерство финансов российской федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Виды бухгалтерской отчетности

Бухгалтерскую отчетность организации можно классифицировать по периодичности составления и представления в контролирующие инстанции:

  • Промежуточная, или внутригодовая отчетность. В соответствии с внутренними правилами ведения БУ на предприятии, может формироваться на основе данных за день, неделю, месяц, квартал, 6 месяцев;
  • Итоговая, или годовая. Содержит данные о финансовых показателях организации за весь отчетный период.

Сводные отчеты формируются на основе первичных – документов, письменно фиксирующих факты осуществления какой-либо хозяйственной деятельности организации.

По назначению бухгалтерская отчетность разделяется на внутреннюю и внешнюю:

  • Внешняя, или публичная отчетность предназначена для контролирующих служб и инстанций, подлежит обязательной публикации, информирует пользователей о результатах финансовой и деятельности предприятия, о его имущественном положении;
  • Внутренняя бухгалтерская отчетность предназначена, в первую очередь, для менеджмента и служит для принятия управленческих решений.

Положение «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) ратифицировано приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н и применяется в части, не противоречащей положениям закона № 402-ФЗ «О бухучете».

ПБУ объединяет четкую методическую базу с перечнем обязательных к применению правил при комплектовании финансовой отчетности российских компаний (кроме кредитных и муниципальных, отчетность которых формируется по правилам других утвержденных методик). ПБУ изучается будущими бухгалтерами в рамках образовательной рабочей программы ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности».

В ПБУ 4/99 освещены вопросы:

  • о формах отчетов и требованиях к их заполнению;
  • о блоке упрощенной финансовой отчетности для СМП и НКО;
  • о нюансах формирования консолидированной и ликвидационной отчетности;
  • о необходимости опубликования данных отчетных форм определенных компаний.

Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

    при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Что включить в бухгалтерскую отчетность за 2017 год?

Для формирования бухотчетности за 2017 год ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» по-прежнему служит для нас ориентиром. Формы бухотчетности (включая их упрощенные варианты) вы найдете в приказе Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н.

Бланки современной бухотчетности не содержат номеров форм. При этом многие опытные бухгалтеры по привычке называют их по номерам (например, формы 3 4 6 бухгалтерской отчетности).

примеру, в недавнем времени:

  • формой 1 считался баланс;
  • формой 2 назывался отчет о прибылях и убытках (сейчас это отчет о финрезультатах).

Остальные отчеты (форма 4 бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств» и др.) детализируют показатели форм 1, 2 и объединены в составе приложений.

Комплект бухотчетности коммерческой фирмы за отчетный год в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность состоит из:

  • баланса;
  • отчета о финрезультатах;
  • пояснений (отчетов о движении капитала и о движении денежных средств, а также иных пояснений и расшифровок).
Читайте также:  Проверка запрета на выезд ребенка

При формировании отчетной информации учитывают не только требования ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», но и иных НПА. К примеру, при заполнении формы 4 бухгалтерской отчетности (отчета о движении денежных средств) нужно руководствоваться:

  • ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утв. приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н;
  • МСФО 7 с аналогичным названием (если вы формируете бухотчетность по международным стандартам).

VII. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

32. При оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/1998.

33. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»).

34. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

35. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто — оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

36. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

37. При отступлении от правил, предусмотренных в пунктах 32 — 35 настоящего Положения, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

38. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

X. Публичность бухгалтерской отчетности

42. Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей — учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

43. Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

44. Организация обязана представить бухгалтерскую отчетность по одному экземпляру (бесплатно) органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

45. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения.

46. Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

47. Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Отчетные сроки и санкции за опоздание

У организаций есть 3 месяца после завершения отчетного года, чтобы сформировать отчетные формы. На последний день марта приходится крайняя возможная дата. Сдача бухотчетности после нее грозит штрафами.

В 2018 году эта дата попадает на выходной день, поэтому она смещается на ближайший рабочий день — не позднее 02.04.2018 ваша отчетность должна попасть:

  • в орган статистики (приказ Росстата от 31.03.2014 № 220);
  • к налоговикам (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Если не успеть вовремя отправить отчеты, может последовать наказание:

Нарушение Статья кодекса Сумма штрафа, руб. Кто уплачивает
Бухотчетность представлена с опозданием (или не представлена):
  • в статистику
19.7 КоАП 3 000 ─ 5 000 руб. нарушитель
300 ─ 500 руб. должностное лицо нарушителя
  • налоговикам
п. 1 ст.15.6 КоАП
п. 1 ст. 126 НК РФ 200 руб. за каждую отчетную форму нарушитель

VIII. Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

39. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация.

Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.

При раскрытии дополнительной информации, например природоохранных мероприятий, приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, характеристику финансовых последствий для будущих периодов, данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.

Последняя редакция ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Последняя (актуальная) редакция ПБУ 4/99 датирована 08.11.2010 с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 № АКПИ17-1010. По сравнению с текстом, существовавшим до нее, положения ПБУ изменились незначительно.

Читайте также:  3-НДФЛ за 2021 год: образец заполнения в 2022 году

Обновления оказались связанными с заменой формулировок. Определение «бюджетные организации» было заменено на «государственные (муниципальные) учреждения» в связи с изменением статуса последних (приказ Минфина РФ 08.11.2010 № 142н). Такие учреждения были поделены на бюджетные, автономные и казенные.

А Верховный суд исключил из ПБУ требование о составлении промежуточной отчетности всеми организациями.

Бухгалтерская отчетность должна соответствовать законодательным требованиям, положениям локальных актов, принятых в организации, если это необходимо, согласно политике. Документы, отражающие финансовое состояние фирмы, должны быть прозрачны и понятны пользователям. Если от применения тех или иных норм при составлении отчетности специалистам пришлось отказаться, это нужно обосновать в приложениях. Показатели, представленные в документах, должны соответствовать фактическому положению дел. В противном случае возможна ответственность за недостоверность сведений. ПБУ корреспондирует со многими нормативными актами, регламентирующими порядок формирования финансовой документации. В нормативном акте раскрыты далеко не все нюансы. Поэтому ответственные за составление отчетности специалисты должны иметь оперативный доступ ко всем прочим правовым актам.

Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

32. При оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98.

33. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации”).

34. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

35. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

36. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

37. При отступлении от правил, предусмотренных в пунктах 32 – 35 настоящего Положения, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

38. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

Что представляет собой нормативный акт ПБУ 4/99?

Рассматриваемый источник права введен в оборот Приказом Минфина РФ № 43н, который был издан 06 июля 1999 года. Данный нормативный акт классифицируется как Положение. Полное его наименование — Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Для чего нужен соответствующий источник права? Данный нормативный акт определяет структуру, а также методические основы ведения предприятиями бухгалтерской отчетности.

Юрисдикция рассматриваемого источника права распространяется на всех юридических лиц, кроме банков, а также государственных и муниципальных структур. Также ПБУ 4/99 может не применяться, если финансовая отчетность формируется предприятием для внутренних нужд, в целях предоставления статистической отчетности и бухгалтерской документации хозяйствующими субъектами для заинтересованных лиц в порядке, который прямо не регулируется Приказом Минфина № 43н.

Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

32. При оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98.

33. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации”).

34. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

35. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

36. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

37. При отступлении от правил, предусмотренных в пунктах 32 – 35 настоящего Положения, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

38. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

Требования к документам

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», документы, которые формируются предприятием, должны отражать достоверно и в необходимой полноте представление о состоянии дел в бизнесе, итогах хозяйственной деятельности фирмы, тенденций, характеризующих экономическое показатели компании.

Главный критерий полноты и достоверности отчетности — ее соответствие правилам, зафиксированным нормативными актами, которые принимаются компетентными органами власти. В случае если при формировании соответствующих документов выявляется недостаточность тех или иных данных, то фирма должна внести в отчетность необходимые дополнительные показатели, пояснения.

Читайте также:  Заявление об отзыве искового заявления

В крайнем случае ПБУ 4/99 допускает данный сценарий, предприятие может отклониться от установленных норм, если необходимые показатели получить по объективным причинам не представляется возможным.

Информация, которая собирается в ходе работы над формированием отчетности, должна быть нейтральной. Ее применение не должно влиять на решения, принимаемые компетентными лицами в ходе оценки финансовых результатов.

Пояснительная записка

Дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, предусмотренная разд. VIII ПБУ 4/99, может быть изложена в пояснительной записке. В этом случае под пояснительной запиской понимается дополнительный документ, который не является приложением к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Указанный документ включается, как правило, в состав годового отчета организации или иных аналогичных документов. Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, должна представляться таким образом, чтобы было ясно, что она не входит в состав бухгалтерской отчетности. В частности, в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на эту информацию, а из ее наименования не должно создаваться ошибочное впечатление, что она является частью бухгалтерской отчетности. Такая информация должна быть обособлена от бухгалтерской отчетности. Об этом сказано в Информации Минфина России N ПЗ-10/2012, Письме Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01.

В составе сопутствующей информации раскрываются (п. п. 31, 39 ПБУ 4/99):

  • Краткая характеристика деятельности организации (обычные (основные) виды деятельности; текущая, инвестиционная и финансовая деятельность).
  • Среднегодовая численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату.
  • Состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации.
  • Динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет.

В частности, приводятся основные показатели деятельности, характеризующие качественные изменения в имущественном и финансовом положении, факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также принятый порядок расчета аналитических показателей — рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр. (в случае необходимости).

  • Планируемое развитие организации (новые направления деятельности, их экономическое обоснование).
  • Предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения.
  • Политика в отношении заемных средств, управления рисками.
  • Деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  • Иная информация, интересующая возможных пользователей бухгалтерской отчетности.

Согласно разъяснениям Минфина России в составе информации, сопутствующей годовой бухгалтерской отчетности, могут быть представлены сведения о затратах на энергетические ресурсы и об экологической деятельности организации (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012, п. 39 ПБУ 4/99, п. п. 21, 22, 23 Письма Минфина России N ПЗ-7/2011).

Внимание!

(сравнительная характеристика)

Наименование

Комментарий

Определение активов отсутствует. Активы представляются в виде показателей разделов «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» автива бухгалтерского баланса.

Ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).

В ПБУ4/99 в отличие от МСФО 1 не содержится определения активов.

Обязательства

Определение обязательств отсутствует. Обязательства представляются в виде показателей бухгалтерского баланса в разделах «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства».

Текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, погашение которой приведет к оттоку из компании ресурсов, приносящих экономическую выгоду (там же).

В ПБУ 4/99 в отличие от МСФО не содержится определения обязательств.

Определение капитала отсутствует. Капитал представляется в виде показателей раздела «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса.

Доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств (там же).

В ПБУ 4/99 в отличие от МСФО не содержится определения капитала.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (п.2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала (подп.(a) п.70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).

Различия отсутствуют.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала (подп.(b) п.70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).

Различия отсутствуют.

Наряду с информацией, приведенной в примечаниях, указанные сведения помогают пользователям финансовой отчетности прогнозировать движение денежных средств организации, определять сроки возникновения и степень определенности денежных потоков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *