Ответственность экспедитора при международной и внутрироссийской перевозке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность экспедитора при международной и внутрироссийской перевозке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если ДТП произошло по вине водителя – перевозчика, ответственность полностью лежит на транспортной и (или) экспедиторской компании. В случаях, когда перевозчик признается невиновным в ДТП, в результате которого был поврежден или утрачен груз, ответственность все равно лежит на перевозчике или экспедиторе, в соответствии с указанными выше положениями закона.

Ограничение ответственности экспедитора при международных перевозках

По правилам международных перевозок (Конвенция КДПГ/CMR) экспедитор может быть освобожден от ответственности за повреждения, утрату, недостачу груза, а также за нарушение сроков доставки, если они произошли:

  • По вине клиента, не сообщившего обязательную информацию об особенных свойствах груза или условиях его перевозки (например, хрупкий груз, необходимость определенного температурного режима при перевозке, огнеопасность груза и т. д.). Если клиент не сообщит экспедитору о таких особенностях груза или о необходимости принятия специальных мер предосторожности в процессе перевозки, то обязанность доказать осведомленность экспедитора об этих фактах ложится на отправителя груза. При этом опасные грузы (в отношении которых клиентом не указан точный характер опасности и необходимые меры предосторожности, которые нужно принять в процессе перевозки) могут быть выгружены, обезврежены или уничтожены перевозчиком в любой момент без всякого возмещения. В этом случае вся ответственность, в том числе за расходы и ущерб, которые были вызваны перевозкой такого груза, ложится на клиента.
  • Вследствие инструкций клиента, которые он установил в качестве обязательных.
  • Из-за дефекта, свойственного грузу, о котором экспедитор не был уведомлен.
  • В силу обстоятельств, на которые экспедитор не мог повлиять или избегнуть и последствия которых не мог предотвратить.
  • В связи с отсутствием или дефектами упаковки, если для груза необходим специальный вид упаковки или без упаковки груз может испортиться или повредиться.
  • По причинам, возникшим в процессе обработки, погрузки, выгрузки, укладки груза, которые осуществлялись не экспедитором, а самостоятельно клиентом или иными лицами, которым клиент поручил такие действия.
  • Если клиент специально согласовал перевозку груза в открытых безтентовых транспортных средствах. Однако, если недостача груза при таком способе перевозки превысит норму допустимой или будет утрачено одно грузовое место и более, экспедитор несет ответственность по общим правилам.
  • В связи с естественными свойствами груза (коррозия, бой, самопроизвольное гниение, усушка, усадка и т. п.). Если же перевозка груза производится транспортом, который специально оборудован для предохранения груза от холода, тепла, температурных изменений, влажности и т. п., экспедитор не может быть освобожден от ответственности, если только не докажет, что принял все необходимые меры для перевозки такого груза — правильно выбрал оборудование, которое использовалось и содержалось необходимым способом; принял все необходимые меры с учетом обстоятельств перевозки или действовал в соответствии со специальными инструкциями клиента.
  • Неудовлетворительность или недостаточность маркировки или нумерации грузовых мест, за которые отвечает клиент (например, не указано, что груз хрупкий или не маркирована сторона укладки груза).
  • Перевозка живых животных. Данное основание может быть использовано экспедитором только в том случае, если он докажет, что принял все необходимые меры для перевозки такого груза или действовал в соответствии со специальными инструкциями клиента.

Стоимость услуг транспортного юриста

Наименование услуги

Петербург

Москва

Предварительный анализ документов, юридическая консультация, разработка позиции по делу от 1000 р. от 1500 р.
Составление претензии / жалобы от 4000 р. от 5000 р.
Составление искового заявления вместе со всем необходимым пакетом для обращения в суд от 7000 р. от 9000 р.
Судебное представительство (представление интересов клиента в суде) от 20000 р. от 25000 р.

Договорная ответственность в автоперевозках

Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.

Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).

При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:

  • груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
  • груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
  • повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
  • груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
  • груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.

Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица

Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.

Читайте также:  Закон о тишине в Новосибирске и Новосибирской области

Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).

Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки

Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).

Груз доставлен без повреждений упаковки

Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).

Непреодолимая сила

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой Что МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой
  • ДТП на дороге
  • неисправность автомобиля
  • ремонт дороги, неисправность дорожного покрытия, пробки на дорогах
  • противоправные действия третьих лиц (в т.ч. преступления)
  • утеря необходимых документов
  • трудовые споры, местные забастовки работников
  • экономический кризис, изменение валютных курсов
  • издание нормативного акта, исключающего возможность исполнения обязательства
  • начало военных действий
  • землетрясения, наводнения, др. природные катаклизмы
  • массовые забастовки работников определенной отрасли, начатые без предупреждения

Прежде чем приступить к анализу судебной практики, обратимся к нормам гражданского законодательства, а также Закона о транспортно-экспедиционной деятельности , которыми установлены порядок оказания услуг по организации перевозок грузов, а также ответственность экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть определено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как:

  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза;
  • погрузка и выгрузка груза;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза;
  • получение груза в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Согласно ст. 803 ГК РФ, п. п. 1, 2 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые установлены гл. 25 «Ответственность за нарушение обязательств» ГК РФ. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. В то же время возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ). Указанные формулировки означают, что экспедитор не избежит ответственности перед заказчиком даже в том случае, когда груз будет утрачен (поврежден) по вине третьего лица — перевозчика. В то же время при таких обстоятельствах у экспедитора есть возможность компенсировать свои убытки, предъявив названному лицу соответствующую претензию.

На основании п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Кроме того, в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту:

  • ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза;
  • упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

Следует иметь в виду, что груз считается утраченным в том числе в случае, если он не был выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре, по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг (п. 7 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Читайте также:  Как подать на банкротство самостоятельно?

В таблице приведены размеры ответственности экспедитора по возмещению ущерба.

Заказчик не указал на особые условия хранения и перевозки груза

Постановление АС СЗО от 23.12.2014 N Ф07-9899/2014 по делу N А56-66046/2013. Перевозчику-экспедитору было поручено доставить до грузополучателя восемь железобетонных балок. При приемке данного товара грузополучателем обнаружены трещины. Заказчик предъявил перевозчику-экспедитору претензию, которую последний не признал. Суд указал, что заказчик обязан был обеспечить перевозчика-экспедитора специальными инструкциями, схемами по погрузке, креплению, разгрузке груза, требующего особых условий, или груза, относительно которого не разработаны такие правила (в силу норм Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»). Поскольку этого сделано не было, иск оставлен без удовлетворения.

Ответственность экспедитора за утрату груза

Работающий по договору экспедитор несёт ответственность в рамках статьи 803 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, данное ответственное лицо может привлекаться за нарушение обязательств по контракту экспедиции даже при отсутствии вины. В некоторых случаях имеет место так называемая солидарная или субсидиарная ответственность экспедитора и перевозчика.

В любых обстоятельствах экспедитор должен будет полностью или частично возместить убытки, если не докажет, что потеря груза произошла вследствие непреодолимых событий. Наличие экспедиторских услуг, как правило, усложняет разбирательства из-за трудности определения степени вины экспедитора и перевозчика. Поэтому грузоотправителям в таких случаях настоятельно рекомендуется заключать два договора или указывать отдельно презумпцию ответственности каждого из участников доставки.

Ответственность экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции

Отдельно следует сказать об ответственности экспедитора за нарушение сроков по договору транспортной экспедиции.

Она установлена в повышенном размере, если клиентом является любое физическое лицо, которое отправляет груз для своих личных, семейных, домашних нужд, т.е. для любых целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Размер неустойки в этом случае составляет 3 процента от суммы вознаграждения экспедитора, за каждые сутки или час просрочки (зависит от того, как прописан срок в договоре). При этом максимальный размер неустойки не может превышать 80% от суммы вознаграждения экспедитора. Также экспедитор обязан возместить клиенту убытки, которые будут связаны с нарушением выполнения срока обязательств по договору.

Экспедитор может быть освобожден от такой ответственности, если докажет, что просрочка произошла по причине обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Размер неустойки за нарушение сроков, выплачиваемой клиенту-предпринимателю, юридическому лицу устанавливается в договоре транспортной экспедиции и может отличаться от вышеприведенных размеров.

Заключая договор транспортной экспедиции, клиент и экспедитор могут указать в нем более высокий размер ответственности, чем это предусмотрено в ФЗ № 87 или в международных договорах РФ. Однако уменьшить такой размер или совсем его убрать со стороны экспедитора нельзя. Такие условия будут ничтожными и неприменимыми.

Ограничение ответственности экспедитора при международных перевозках

По правилам международных перевозок (Конвенция КДПГ/CMR) экспедитор может быть освобожден от ответственности за повреждения, утрату, недостачу груза, а также за нарушение сроков доставки, если они произошли:

  • По вине клиента, не сообщившего обязательную информацию об особенных свойствах груза или условиях его перевозки (например, хрупкий груз, необходимость определенного температурного режима при перевозке, огнеопасность груза и т. д.). Если клиент не сообщит экспедитору о таких особенностях груза или о необходимости принятия специальных мер предосторожности в процессе перевозки, то обязанность доказать осведомленность экспедитора об этих фактах ложится на отправителя груза. При этом опасные грузы (в отношении которых клиентом не указан точный характер опасности и необходимые меры предосторожности, которые нужно принять в процессе перевозки) могут быть выгружены, обезврежены или уничтожены перевозчиком в любой момент без всякого возмещения. В этом случае вся ответственность, в том числе за расходы и ущерб, которые были вызваны перевозкой такого груза, ложится на клиента.
  • Вследствие инструкций клиента, которые он установил в качестве обязательных.
  • Из-за дефекта, свойственного грузу, о котором экспедитор не был уведомлен.
  • В силу обстоятельств, на которые экспедитор не мог повлиять или избегнуть и последствия которых не мог предотвратить.
  • В связи с отсутствием или дефектами упаковки, если для груза необходим специальный вид упаковки или без упаковки груз может испортиться или повредиться.
  • По причинам, возникшим в процессе обработки, погрузки, выгрузки, укладки груза, которые осуществлялись не экспедитором, а самостоятельно клиентом или иными лицами, которым клиент поручил такие действия.
  • Если клиент специально согласовал перевозку груза в открытых безтентовых транспортных средствах. Однако, если недостача груза при таком способе перевозки превысит норму допустимой или будет утрачено одно грузовое место и более, экспедитор несет ответственность по общим правилам.
  • В связи с естественными свойствами груза (коррозия, бой, самопроизвольное гниение, усушка, усадка и т. п.). Если же перевозка груза производится транспортом, который специально оборудован для предохранения груза от холода, тепла, температурных изменений, влажности и т. п., экспедитор не может быть освобожден от ответственности, если только не докажет, что принял все необходимые меры для перевозки такого груза — правильно выбрал оборудование, которое использовалось и содержалось необходимым способом; принял все необходимые меры с учетом обстоятельств перевозки или действовал в соответствии со специальными инструкциями клиента.
  • Неудовлетворительность или недостаточность маркировки или нумерации грузовых мест, за которые отвечает клиент (например, не указано, что груз хрупкий или не маркирована сторона укладки груза).
  • Перевозка живых животных. Данное основание может быть использовано экспедитором только в том случае, если он докажет, что принял все необходимые меры для перевозки такого груза или действовал в соответствии со специальными инструкциями клиента.
Читайте также:  Льготы пенсионерам МВД по налогам: на землю, недвижимость, транспорт

Полномочия экспедитора

Экспедитор несет ответственность перед клиентом за максимально точное выполнение условий заключённого между ними договора. Правда, если возникает необходимость внести некоторые изменения в эти самые условия, а специалист не может связаться с клиентом для того, чтобы уточнить, возможны ли эти самые изменения, или же он не получил ответа клиента на этот вопрос, то клиент уведомляется о всех переменах уже по факту.

Экспедитор по перевозке грузов получает от своего клиента доверенность на совершение действий от его имени. Специалист заключает все необходимые соглашения, предоставляя потом заказчику оригиналы договоров. Экспедитор обязан предоставить своему клиенту всю информацию, касающуюся заключённых от его имени договоров, иначе он нарушит закон о защите прав потребителя.

Пример судебного разбирательства

Например, в том случае, если груз был признан утерянным (а это происходит через 90 дней с даты истечения срока действия договора), ответственность перевозчика-экспедитора наступит в том случае, если в ходе судебного заседания будет доказано: он мог предотвратить исчезновение груза. Например, в случае когда был установлен факт кражи этого самого груза, если экспедитор мог помешать противоправным действиям, но не сделал этого (предположим, оставил на некоторое время автомобиль открытым с ключом зажигания в замке, что дало возможность и угнать транспортное средство, и похитить находящийся в нём груз), он признаётся виновным в нарушении своих обязательств по договору. Когда же перевозчик предпринял все необходимые меры безопасности перевозки и меры охраны груза, но последний всё равно был похищен, виноватым экспедитор не будет.

Однако за груз, упакованный ненадлежащим образом, перевозчик материальной ответственности не несет

Эта норма тоже прописана законом. Статья 10 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» вменяет грузоотправителю в обязанность «подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза». Перевозчик же, в свою очередь, обязан проверить качество крепления и укладки, однако оценить правильность упаковки он не может и не должен.

Поэтому если повреждение груза произошло из-за тары, несоответствующей условиям перевозки, из-за отсутствия тары, из-за ее недостатков, несоблюдения правил безопасной упаковки и пр., то и материальная ответственность лежит именно на том, кто упаковывал груз (и допустил все эти ошибки), а не на том, кто его перевозил.

Единственное, перевозчик должен доказать (например, с помощью заключения экспертизы), что именно из-за ненадлежащей упаковки (или ее отсутствия) произошло повреждение груза. И он уж точно не может надеяться на избавление от материальной ответственности, если договором черным по белому обязанность упаковать груз возлагалась исключительно на него.

Ответственность за утрату груза в результате хищения (грабежа)

Утрата груза вследствие грабежа, хищения или мошенничества, не является основанием для освобождения перевозчика от ответственности, предусмотренной Гражданским кодексом, Уставом автомобильного транспорта, и ФЗ об экспедиционной деятельности.

Перевозчик или экспедитор должны будут возместить грузополучателю стоимость утраченного груза в полном объеме, если не докажут, что ими были предприняты все возможные меры, исключающие возможность хищения. Даже сопровождение охраны, допустившей утрату груза, является основанием для взыскания убытков по ст. 402 Гражданского кодекса.

Как и в случае с повреждением груза при ДТП, перевозчик и/или экспедитор вправе обратиться с иском к виновной стороне в порядке регресса и взыскать расходы, направленные на погашение убытков грузополучателя.

Апелляционная инстанция и новые доказательства

Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу. В связи с необходимостью уведомления об апелляционном обжаловании третьего лица — иностранного перевозчика «Н» между подачей апелляционной жалобы и ее рассмотрением прошло около 5 месяцев.

За это время ответчик обратился в правоохранительные органы Республики Польша и ознакомился с материалами расследуемого уголовного дела по факту хищения груза.

Из протоколов допроса свидетелей — работников поставщика, а также фотографий, сделанных на основании видеозаписей камер наблюдения, следовало, что в день погрузки на завод поставщика прибыло иное транспортное средство, нежели сообщенное ответчиком истцу (не соответствовали марка и регистрационный номер транспортного средства).

Таким образом, ответчик, ссылаясь на халатность поставщика, заявил о том, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку истец должен заявлять требование о возврате уплаченных за товар денежных средств исключительно к поставщику.

Суд апелляционной инстанции принял новые доказательства, приобщив их к материалам дела.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции указал, что доводы апеллянта о вине грузоотправителя не могут быть приняты во внимание, так как при установлении каких-либо оснований при расследовании уголовного дела, свидетельствующих о вине поставщика и т.п., дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ответчика — без удовлетворения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *