Судебные дела 2022 г код особых условий труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебные дела 2022 г код особых условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ходе судебного разбирательства истец Саевский В.П. исковые требования увеличил, просил признать незаконным решение, оформленное протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ — УПФ РФ в г. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Данные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2021 N 2643-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «БЕКО» на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 263 Налогового кодекса Российской Федерации».

Для юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, ИНН указывается в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.

РАЗБОР ПРОЕКТОВ НПА, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ СОУТ

Главное условие для включения периодов работы на вредных или опасных производствах в специальный стаж – уплата работодателем за работника повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такая обязанность установлена с 1 января 2013 г. Если стаж работы во вредных условиях не будет учтен на индивидуальном лицевом счете работника в системе обязательного пенсионного страхования, он не сможет претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Чтобы этого не допустить, проверьте соответствие наименования вашей должности нормативным актам и спискам; узнайте, какой дополнительный тариф установлен для вашего работодателя; выясните, платит ли предприятие дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (за невыполнение этой обязанности работодатель несет ответственность).

Чтобы проверить работодателя, направьте ему по почте заказным письмом с уведомлением письменное заявление о предоставлении информации об уплаченных за вас в период работы страховых взносах с указанием адреса для направления ответа и контактного номера телефона. Заявление можно вручить лично (в двух экземплярах, на одном из которых работодатель поставит отметку о получении). Если вы сменили место работы, направьте заявление бывшему работодателю. Заверенные копии документов, связанных с вашей трудовой деятельностью, работодатель обязан предоставить в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления. Полученные у работодателя документы при необходимости нужно передать в ПФР.

Кроме того, вы самостоятельно можете отслеживать уплату работодателем дополнительных страховых взносов путем получения выписки из своего лицевого счета в ПФР через сайт Пенсионного фонда или клиентскую службу его территориальных органов, через Портал госуслуг или МФЦ.

Редакция «АГ» получила от читателя такое письмо: «Я работал бортпроводником в “Трансаэро” с 2011 г. по декабрь 2015 г. Стаж по вредности, по данным ПФР, только по январь 2015 г. Куда делись 10 месяцев? Можно ли через суд признать недостающий стаж вредным?»

10 месяцев могли быть не учтены ПФР из-за неуплаты работодателем дополнительных страховых взносов или непредставления соответствующих сведений о работе.

Полагаем, читателю следует обратиться к работодателю за уточнением информации об отсутствии в ПФР данных о стаже по вредности за указанный период. Возможно, имела место ошибка при уплате дополнительных взносов, и добросовестный работодатель согласится устранить допущенное нарушение. В случае отказа работодателя от добровольного исполнения своей обязанности можно обратиться за защитой своих прав в суд. Исковые требования могут быть адресованы как к работодателю, так и к ПФР.

Предельный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора к работодателю составляет 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 ТК РФ). В данном случае полагаем возможным считать этим моментом дату получения официального документа в ПФР. В пределах установленного законом срока к работодателю можно обратиться с иском о начислении и уплате дополнительных страховых взносов.

К ПФР предъявляем иск о включении соответствующих периодов работы в специальный стаж в пределах общего трехгодичного срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ). Полагаем, что следует предпочесть этот вариант, поскольку при положительном решении суда по иску к работодателю все равно будет необходимо обратиться в ПФР за включением в специальный стаж этих периодов. Кроме того, их могут включить в стаж вне зависимости от исполнения работодателем обязанности по уплате дополнительных страховых взносов. Неисполнение им данной обязанности не может ограничить работника в конституционно гарантированных пенсионных правах, а потому права работника не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения работодателем обязанностей, возложенных на него законом (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2020 г. по делу № 88-10639/2020).

Взносы по дополнительным тарифам за сотрудников с досрочной пенсией

Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, «вредным» ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к «тяжелым» (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.

При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).

Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.

Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов «по результатам специальной оценки условий труда».

В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории («вредной» или «тяжелой») относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.

Решение № 2-1953/2014 2-1953/2014~М-1580/2014 М-1580/2014 от 31 июля 2014 г.

Документ: Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вступил в силу: 1 января 2021 года

С 1 января МРОТ увеличился на 5,5% и составил 12 792 руб. Напомним, по действующей редакции закона МРОТ на следующий год должен равняться величине прожиточного минимума за II квартал текущего. Значит, на 2021 год его величина должна быть 12 392 руб.

МРОТ будет зависеть от медианной зарплаты за предыдущий год. Методику ее расчета определит Росстат. Соотношение МРОТ и медианной зарплаты закрепили на уровне 42%. Пересматривать это соотношение будут не реже одного раза в 5 лет. При этом МРОТ не должен быть меньше:

  • прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за год;
  • величины МРОТ предыдущего года.

Прожиточный минимум на очередной год будут устанавливать до 1 июля текущего года. Показатель будет зависеть от медианного среднедушевого дохода в целом по России за предыдущий год (п. 4 ст. 1 проекта). Его, как и медианную зарплату, будут исчислять по методике Росстата. Предложенное соотношение прожиточного минимума и дохода — 44,2% (с пересмотром не реже чем раз в 5 лет). И еще одно ограничение: прожиточный минимум на следующий год не может быть меньше установленного на текущий год.

Северяне получают больше

Надбавки за труд на Севере имеют ту же функцию и механизм действия, что и РК. Но эти показатели несколько отличаются. Крайний Север стоит особняком в ряду регионов со специальным финансовым статусом, отличаясь особыми климатическими условиями. Именно так интерпретируются законодательные нормы, принятые еще в советское время и оставшиеся практически неизменными.

«Северная надбавка» – доплата постоянного процента к окладной части зарплаты, осуществляющаяся за труд в отдельных регионах РФ, отличающихся суровыми климатическими условиями (Крайний Север и аналогичные районы). Ее размер не отличается для всех территорий, входящих в этот перечень:

  • 10% за первые трудовые полгода;
  • каждые 6 месяцев происходит 10% увеличения до установленного лимита в 80%, а в отдельных областях – до 100%;
  • территории, приравненные к Крайнему Северу, позволяют увеличивать надбавку на 10% только после года работы и делать это 1 раз в год с возрастанием до 50% (в некоторых регионах до 30%);
  • особые нормы актуальны для молодых специалистов (до 30-летнего возраста) – они получают двойную надбавку (20%) ускоренно, начиная с первого рабочего дня, если до начала работы прожили в данном регионе 5 и более лет.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

1.1. Настоящий Порядок регулирует назначение и выплату ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 174; в редакции, введенной в действие приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 8 октября 2018 года N 193. — См. предыдущую редакцию)

1.2. Установление конкретных размеров ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы и премий за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется:

Читайте также:  Налог с продажи гаража 2022 - 2023

в отношении федеральных государственных гражданских кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, служащих верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов — председателем соответствующего суда;

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 174; в редакции, введенной в действие приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 8 октября 2018 года N 193. — См. предыдущую редакцию)

в отношении федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Судебного департамента — Генеральным директором Судебного департамента по представлению руководителей соответствующих структурных подразделений;

в отношении начальников и заместителей начальников управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации — Генеральным директором Судебного департамента;

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 174. — См. предыдущую редакцию)

в отношении федеральных государственных гражданских служащих управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации — начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации по представлению непосредственного руководителя.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 174. — См. предыдущую редакцию)

1.3. Основанием для выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования является:

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 8 октября 2018 года N 193. — См. предыдущую редакцию)

3.1. Федеральным государственным гражданским служащим федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий (далее — премия).

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 174. — См. предыдущую редакцию)

3.2. Премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения гражданским служащим должностного регламента.

3.3. Размер и периодичность выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий определяется в индивидуальном порядке в зависимости от:

оперативности и профессионализма при решении вопросов, входящих в компетенцию федерального государственного гражданского служащего;

объема, сложности и важности порученных заданий;

личного вклада федерального государственного гражданского служащего в обеспечение выполнения задач, функций и реализации полномочий, возложенных на государственный орган.

Размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий максимальными размерами не ограничивается.

3.4. При наличии экономии по фонду оплаты труда могут выплачиваться премия по результатам работы за месяц, квартал и год, а также единовременные поощрительные (разовые) премии или денежные вознаграждения:

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 апреля 2018 года N 56. — См. предыдущую редакцию)

в связи с государственными праздниками и юбилейными датами;

в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

  • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
  • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
  • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Гарантии и компенсации закреплены в ст. 92, 117 и 147 ТК РФ, но работодатель может самостоятельно их дополнить.

Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

Если спецоценки ещё не было, страховые взносы на «вредников» надо начислять по общим доптарифам:

  • 9% — для работников из п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 (Список № 1);
  • 6% — для работников из п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (Список № 2).

Если спецоценку провели, тариф будет зависеть от присвоенного подкласса условий труда.

Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2021 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.

Не указан код особых условий труда — законодательство и судебные прецеденты

В новой редакции Х раздела Трудового кодекса профессиональные риски подразделяют на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний. Специалисты по охране труда должны помнить, что труд не может быть абсолютно безопасным. Это предопределено применением орудий труда и влиянием человеческого фактора. На каждом рабочем месте, будь то офис или производство, существует угроза жизни или здоровью.

Мы не можем отказаться от технологий, достижений научно-технического прогресса, перейти с компьютеров на арифмометры, но можем предотвратить ущерб здоровью работников, применяя наиболее щадящие технологии, заменяя ручной труд на механический или роботизированный, повышая квалификацию исполнителей. Все это – мероприятия по предотвращению вреда. Но для того, чтобы выяснить, что это за мероприятия, и какое из них нужно провести в первую очередь, нужно качественно организовать оценку профессиональных рисков.

Справка

Опасность — это потенциальный источник вреда, представляющий угрозу для жизни и здоровья работника.

Профессиональный риск — количественная мера угрозы, это произведение возможности получения вреда на тяжесть последствий. Опасностью является электрический ток, агрессивные покупатели, конструкции и транспорт, химические вещества.

Оценка рисков — идентификация опасностей, расчет возможности их реализации и тяжести последствий от этого, а также разработка плана мероприятий по ликвидации или снижению уровней риска.

Воздействие опасного производственного фактора может привести к острому профессиональному заболеванию (отравлению), немедленной гибели или травме, а негативное воздействие в течение периода экспозиции (накопления дозы) — к хроническому профессиональному заболеванию.

Чтобы избежать профрисков, нужно их качественно просчитать и принять меры, чтобы вероятность получения травмы или гибели, профзаболевания стремилась к нулю, если это возможно. Если это невозможно, придется проводить мероприятия по исключению травмирующего фактора — закрытию опасного рабочего места. Таким образом мы переходим к следующему изменению в Х разделе ТК РФ.

Опасные условия труда 4 класса — не редкость на сегодняшних предприятиях. С 1 марта 2022 года рабочие места с этим классом должны быть ликвидированы. Как только СОУТ покажет, что рабочее место отнесено к опасным условиям труда, работа на данном рабочем месте должна приостановлена, работник под подпись ознакомлен с тем, что работает в таких условиях и отстранен от работы на период до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда (статья 214.1 ТК РФ).

Обратите внимание! Работника нужно с его согласия перевести на другое рабочее место, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Если работник не согласен, он вправе уволиться.

Приступить к работе на своем прежнем месте можно только в том случае, если СОУТ подтвердит, что в результате реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного совместно с представительным органом работников, условия труда были признаны с улучшением (например, ранее был 4 класс, а стал 3.1-3.4). При этом план мероприятий должен быть направлен в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочего места. Если головной офис находится в Москве, а шахта — в Ярославле, то копия плана должна быть направлена в Ярославскую ГИТ.

Запрет на работу в опасных условиях труда не касается МЧС, Росатома, Роскосмоса, отдельных силовых структур. Работа в опасных условиях на предприятиях промышленности, добывающей отрасли, транспорта, гражданской авиации не будет запрещена с 1 марта 2022 года.

➤ С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео- и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено.

➤ Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат.

Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года.

В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят.

➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.

Читайте также:  Фиксированные взносы ИП в 2023 году: как платить

Рассказ об особых условиях труда следует начать с обращения к Трудовому кодексу. Статья 146 посвящена именно этой теме. А если быть точнее, вопросу оплаты работы.

В статье говорится: если человек занят на производстве с опасными и (или) вредными условиями, то ему положена зарплата в повышенном размере. То же самое касается работников, которые трудятся в тех географических местностях, где господствуют тяжелые климатические условия. Но об этом уже говорится в 148-й статье. В ней сказано: основанием для увеличения зарплаты в данном случае являются дискомфортные условия проживания. Их определяет совокупность медико-биологических, природно-климатических, социально-экономических, а также географических факторов.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Кто уплачивает: страхователи, осуществляющие выплаты и вознаграждения физическим лицам, занятых на видах работ, перечисленных в пунктах 1-18 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О страховых пенсиях».

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой, C.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, В.Г.Ярославцева,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 471, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности статьи 208 ГПК Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан Л.В.Бакиной, С.А.Жидкова, Е.М.Семенова и Е.И.Семеновой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявителями законоположение.

Поскольку жалобы граждан Л.В.Бакиной, С.А.Жидкова, Е.М.Семенова и Е.И.Семеновой касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», соединил дела по этим обращениям в одном производстве.

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г.Ярославцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. Согласно статье 208 ГПК Российской Федерации (в действующей редакции, введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.

1.1. Л.В.Бакина обратилась в суд с заявлением об индексации в размере 60 063,45 руб. денежных сумм, присужденных по решению Корсаковского городского суда Сахалинской области от 25 февраля 2015 года по иску гражданина Т. (правопреемником которого является заявительница на основании определения указанного суда от 11 августа 2015 года) о взыскании неосновательного обогащения в размере 533 323 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 59 276,62 руб. и судебных расходов в размере 9 125,99 руб., указывая на фактическое исполнение данного судебного решения 19 марта 2019 года, что зафиксировано постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании соответствующего исполнительного производства.

Определением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 18 октября 2019 года в удовлетворении заявления Л.В.Бакиной отказано с указанием, в частности, на отсутствие между сторонами договора, предусматривающего индексацию, и федерального закона, устанавливающего возможность индексации присужденных денежных сумм по данной категории споров. Суд отметил также, что Л.В.Бакина реализовала свое право на получение процентов за пользование чужими денежными средствами в период принудительного исполнения решения суда путем подачи в суд в 2016 и 2018 годах исков к должнику о взыскании с него денежных средств за периоды со 2 января 2015 года по 11 января 2016 года и с 12 января 2016 года по 30 ноября 2018 года.

Определение суда первой инстанции было оставлено без изменения апелляционным определением Сахалинского областного суда от 17 декабря 2019 года и определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 года. При этом суд кассационной инстанции, отклоняя доводы заявительницы о неправомерном неприменении судами к спорным правоотношениям правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июля 2018 года N 35-П, указал, что Конституционный Суд Российской Федерации признал часть первую статьи 208 ГПК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу 1 октября 2019 года Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ в части изложения в новой редакции указанной нормы) не соответствующей Конституции Российской Федерации и определил критерий расчета индексации присужденных денежных сумм, подлежащий применению до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из данного Постановления, однако такой критерий неприменим в связи с внесением указанным Федеральным законом изменений в правовое регулирование индексации присужденных денежных сумм.

С судебными постановлениями по данному делу согласился судья Верховного Суда Российской Федерации, определением от 9 апреля 2020 года отказав Л.В.Бакиной в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

1.2. Заочным решением мирового судьи судебного участка N 5 города Абакана от 20 января 2016 года с гражданина Б. в пользу С.А.Жидкова взысканы денежные средства вследствие ненадлежащего исполнения договора займа. В связи с неисполнением должником данного решения суда С.А.Жидков обратился к мировому судье того же судебного участка с заявлением об индексации присужденных денежных сумм за период с 20 января 2016 года до 16 декабря 2019 года, в удовлетворении которого определением от 20 января 2020 года было отказано с указанием, в частности, на отсутствие федерального закона и заключенного сторонами договора, предусматривающих возможность такой индексации в соответствии с требованиями статьи 208 ГПК Российской Федерации (в действующей редакции, введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ).

Апелляционная и кассационная жалобы заявителя на указанное определение мирового судьи оставлены без удовлетворения апелляционным определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 февраля 2020 года и определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года соответственно.

В законодательстве РФ словосочетание «особые условия труда» не определено в качестве нормы закона. Поэтому толковать его в контексте формирования оплаты труда, определения пенсионного стажа и начисления страховых пенсионных выплат весьма непросто. Юридическая практика указывает на то, что в качестве особых условий труда можно принять такие, которые в значительной степени отличаются от нормальных или допустимых. К таковым относятся:

  • восьмичасовой рабочий день;
  • продолжительность недели – не более 40 часов;
  • соблюдение установленных санитарных норм;
  • отсутствие факторов, оказывающих вредное воздействие.

Следовательно, особыми можно считать следующие условия:

  • наличие вредных и опасных факторов воздействия;
  • тяжёлые работы;
  • неблагоприятный климат;
  • экспедиционный труд.

В некоторых нормативных актах РФ в целях определения величины компенсации производится разграничение между вредными и опасными условиями труда. Так, статьями 117 и 118 ТК закреплены нормы о предоставлении дополнительных отпускных дней за каждый вид работ по отдельности. Определение факторов приводится с ст.209 ТК. Однако, термин «особые условия» трудовым кодексом не интерпретируется.

Пенсионным Фондом РФ утверждена форма расчёта страховых взносов на пенсионное страхование РСВ-1. Она составляется с использованием приложения – кодов и списков профессий. Их перечень содержит следующую информацию:

  • номер кода;
  • наименование профессии;
  • перечень нормативных документов, в соответствии с которыми применяется код;
  • срок действия.

Критерии отнесения профессий к особым условиям труда утверждены Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, с отсылкой к ещё одному нормативному документу – Постановлению Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481. Профессии из перечня кодов учитываются в части работ, которые отвечают критериям, приведённым в нормативных документах. Кодировка особых условий труда осуществляется пятнадцатью цифро-буквенными символами, распределёнными по группам.

Состав таблицы:

  • 27.1-21.10;
  • 27-ОС и 28-ОС;
  • 27-ПЖ и 28-ПЖ;
  • 28-СЕВ.

Коды особых условий труда в 2019 году: таблица с расшифровкой

Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ 1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, «вредным» ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к «тяжелым» (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.

При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).

Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.

[2]

Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов «по результатам специальной оценки условий труда».

В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории («вредной» или «тяжелой») относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.

Для задействования такой возможности необходимо в форме настройки параметров учета на закладке «Расчет страховых взносов» установить соответствующий флаг «Используются работы с досрочным выходом на пенсию»

Обращаем внимание, что при обновлении информационной базы, в которой уже ведется учет, на версию 2.5.59, флаг в настройках будет установлен автоматически, если выполняется хотя бы одно из условий:

  • среди должностей есть соответствующие пп. 11 — 16 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ, т.е. реквизит «Основание выслуги лет» уже ранее был заполнен одним из значений:
Код основания выслуги лет Подпункт п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ
27-11ГР, 27-11ВП 11
27-12 12
САМОЛЕТ, СПЕЦАВ, СПАСАВ, УЧЛЕТ, ВЫСШПИЛ, НОРМАПР, НОРМСП, РЕАКТИВН, ЛЕТРАБ, ИТСИСП, ИТСМАВ, ИНСПЕКТ 13
27-14 14
27-15 15
27-СП (28-СП – до 2011 года) 16

Код позиции списка особых условий труда

Как мы уже говорили выше, упоминаний об ОУТ в законодательстве содержится не так много, а самого определения и вовсе не приводится.

Статья 146 ТК РФ говорит о том, что лица, чей труд осуществляется в ОУТ, должны получать оплату больше, чем иные работники. Это же условие относится и к экстремальным климатическим условиям. На практике применяется такой инструмент, как районные коэффициенты. Чем севернее территории, на которых производятся работы, тем больше надбавка.

К особым также относят работы во вредных и опасных условиях (ст. 147 ТК РФ). Надбавка для них составляет минимум 4%. Окончательная цифра устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюза.

Читайте также:  Пересечение границы Украины с Крымом

Таблица кодов работ с особыми условиями труда удобна, прежде всего, для сдачи отчетности (СЗВ) в территориальные отделения ПФР.

Всего выделяют 3 отчетных формы, в которых необходимо указывать данные коды:

СЗВ-СТАЖ – данные о стаже сотрудников за отчетный год;

СЗВ-КОРР – корректировочная форма, которая используется для уточнения сведений, отображенных в СЗВ-СТАЖ;

СЗВ-ИСХ – использовалась для сдачи отчетности до 2016 года, она подается в случае, если наниматель до настоящего времени пренебрегал такой обязанностью.

Помимо самих кодов, таблица также содержит перечень работ и должностей, ссылки на нормативные документы, относящие их к ОУТ. Так как в разные годы использовались различные коды, то для справки пригодятся и коды прошедших периодов, и время их использования.

Хотя в статьях 116 и 117 ТК РФ приводится некое разграничение понятий особых и вредных (опасных) УТ, но в таблице приведены они все. В частности под кодом 27-2 содержатся работы с тяжелыми условиями труда. Данный раздел включает в себя только профессии физически сложные.

В нем не учитывается психо-эмоциональное напряжение человека, делается упор на воздействие опасных (вредных) физических, химических, биологических и других факторов производственной среды.

Этот код был введен с 2002 года. До этого времени такие работы обозначались “ЗП12Б”. Однако с начала 2015 года для регламентирования используется еще один законодательный акт – Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Список профессий, включаемых в данный код, достаточно обширен. Главные его составляющие – это так называемые Список № 1 и № 2 (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10).

Все профессии разбиты по отраслям экономики, к которым они относятся.

Перечислить все профессии, включаемые в понятие «тяжелые работы», в рамках нашей статьи не получится, да это и нецелесообразно. Прежде всего, для облегчения поиска интересующего кода профессии объединены по группам. Дифференциация производится по отраслям экономики.

К примеру:

  • горное дело;
  • металлургическое производство;
  • химическое производство и т.д.

В список профессий по отраслям включают относящиеся к ней, и обозначаются они особым кодом. К примеру, особые условия труда код 27-2 в списке профессий: 2040200б-25404. Сюда относятся энергетики цехов на металлургическом производстве.

В разные периоды истории должности и работы, относящиеся к этому коду, обозначались по-разному. С 1996 по конец 2001 года – ЗП12А. И только с 2001 года стал применяться код 27-1.

В таблице рассматриваемый код идет в первой строке, поэтому долго искать его не придется. К данным видам работ относят подземные, работы в горячих цехах и с вредными условиями. Законодательно список регулируется п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

До января 2015 года список работ устанавливался другими законодательными актами, которые к настоящему моменту уже не действуют.

Критерий отнесения работ к данной категории прописан во второй колонке таблицы. Все работы, производимые под землей, имеющие вредные условия труда, а также в горячих цехах, могут быть отнесены к данной группе.

В ФЗ “О страховых пенсиях” не содержится конкретного перечня профессий, а только отсылки на области производства работ. Тогда как в ст. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 дается ссылка на такой список (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1991 № 481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет»).

В него включаются такие профессии как:

  • горномонтажники подземные;
  • гидромониторщики подземные;
  • горнорабочие подземные;
  • машинисты подземных установок и др.

Остальные профессии приведены в Списке № 1 в части работ, отвечающих критериям отнесения их к данному коду.

Надбавка за особые условия труда

В зависимости от отнесения работ к той или иной группе устанавливают и различные надбавки. Размер надбавок зависит от тех условий труда, к которым относится специальность.

Минимальная надбавка за особые условия составляет 4%. Окончательный размер определяется на основании соглашения с профсоюзным органом.

Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ 1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, «вредным» ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к «тяжелым» (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.

При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).

Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.

Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов «по результатам специальной оценки условий труда».

В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории («вредной» или «тяжелой») относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.

Для задействования такой возможности необходимо в форме настройки параметров учета на закладке «Расчет страховых взносов» установить соответствующий флаг «Используются работы с досрочным выходом на пенсию»

Обращаем внимание, что при обновлении информационной базы, в которой уже ведется учет, на версию 2.5.59, флаг в настройках будет установлен автоматически, если выполняется хотя бы одно из условий:

  • среди должностей есть соответствующие пп. 11 — 16 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ, т.е. реквизит «Основание выслуги лет» уже ранее был заполнен одним из значений:
Код основания выслуги лет Подпункт п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ
27-11ГР, 27-11ВП 11
27-12 12
САМОЛЕТ, СПЕЦАВ, СПАСАВ, УЧЛЕТ, ВЫСШПИЛ, НОРМАПР, НОРМСП, РЕАКТИВН, ЛЕТРАБ, ИТСИСП, ИТСМАВ, ИНСПЕКТ 13
27-14 14
27-15 15
27-СП (28-СП – до 2011 года) 16

Коды территориальных условий труда в СЗВ-СТАЖ

Система шифров, отражающая территориальную принадлежность рабочего места застрахованного лица, призвана выделить периоды работы, когда работник подвергался негативному воздействию специфических природно-климатических условий. К таким нестандартным ситуациям относится трудовая деятельность в северных широтах и в районах с неблагоприятным радиационным фоном. Например, могут применяться следующие коды СЗВ-СТАЖ в 2019 году:

  • комбинация букв «РКС» свидетельствует о том, что гражданин трудился на территории Крайнего Севера, этот факт предусматривает наличие у человека ряда социальных льгот, в том числе в системе пенсионного обеспечения;

  • код «МКС» в СЗВ-СТАЖ обозначает работу в местности, которая по своим климатическим условиям приравнена к Крайнему Северу (речь идет о стаже, учитываемом при назначении пенсии по старости);

  • код «МКСР» характерен для работы в районах, приравненных к Крайнему Северу, но он применяется в ситуациях, когда рассматривается вопрос об установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии;

  • код «СЕЛО» в СЗВ-СТАЖ отражает периоды трудовой деятельности в сфере сельского хозяйства, если этот факт дает человеку право на увеличение размера фиксированной выплаты к сумме назначенной страховой пенсии.

Полный перечень возможных шифров, подходящих для заполнения столбца 8, приведен в таблице 1:

Коды территориальных условий

Код

Полное наименование

РКС, РКСМ

Район Крайнего Севера (назначение страховой пенсии или установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии соответственно)

МКС, МКСР

Местность, приравненная к районам Крайнего Севера (назначение страховой пенсии или установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии соответственно)

СЕЛО

Работа в сельском хозяйстве

Ч31

Работа в зоне отчуждения

Ч33

Постоянная работа на территории зоны проживания с правом на отселение

Ч34

Постоянная работа на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом

Ч35

Постоянная работа в зоне отселения до переселения в другие районы

Ч36

Работа в зоне отселения

Чем особые условия отличаются от вредных

Рассмотрев особые условия труда сотрудников: что это такое, необходимо изучить их отличие от вредных, согласно классификатору ОКПДТР. Все условия работы делятся по степени опасности на четыре класса: нормальные, допустимые, вредные, опасные. Особые условия включают вредные, опасные и особо опасные факторы.

Условия работы, считающиеся безопасными, не связаны с воздействием негативных факторов производства, либо их количество минимально. Вредные условия подразумевают воздействие отрицательных факторов, при которых сотрудник может получить заболевание.

Вредные производственные факторы (третий класс опасности) имеют четыре степени:

  1. Первая — вызывают незначительные функциональные сбои в работе организма, восстанавливающиеся к началу новой смены.
  2. Вторая — вызывают стойкие изменения в работе организма, которые в дальнейшем приводят к более частым заболеваниям, появлению легких признаков профессиональных болезней (возникают после пятнадцати лет работы).
  3. Третья — вызывают появление профессиональных заболеваний не тяжелой степени, увеличению хронической патологии, потере возможности работать по соответствующей профессии.
  4. Четвертая — вызывают профессиональные болезни в тяжелых формах, возникновение хронических заболеваний со стойкой утратой трудоспособности. Поэтому работа в таких условиях должна носить временный характер и производиться с применением специальных средств индивидуальной защиты.

Какие профессии относятся к особым условиям труда

По нормам российского законодательства, вредные условия работы (код 27-2) имеют место в следующих отраслях:

  • комплексы агротехнического назначения;
  • атомная энергетика, промышленность;
  • работа под водой (водолазы);
  • выпуск электроники сложного типа, радиоаппаратуры;
  • производство стеклянной, фарфоровой продукции;
  • горнодобывающая сфера;
  • выпуск динасовых огнеупорных изделий;
  • производство генераторного газа;
  • кинокопировальные компании;
  • коксохимические предприятия, производство веществ термоантрацитового типа;
  • обработка металла;
  • металлургия, связанная с цветными или черными металлами;
  • лаборатории, занимающиеся научными исследованиями радиоактивных излучений, а также сотрудники, подвергающиеся излучению ионов;
  • переработка нефтяных газов, добыча угля, конденсата, сланца;
  • строительные, реставрационные, ремонтно-восстановительные организации;

Что такое особые условия труда

Уже исходя из правил русского языка, можно трактовать понятие «особые условия труда» (ОУТ). Это такое сочетание факторов производственной среды, которое отклоняется от нормальных, не оказывающих существенного воздействия на порядок жизни или здоровье человека. Статьи 146-149 Трудового кодекса РФ регламентируют вопросы оплаты за труд при их наличии.

ОУТ подразумевают для работника предоставление различных гарантий и льгот, которые призваны компенсировать влияние негативных факторов производственной среды.

К ним относят:

  • досрочную пенсию;
  • дополнительные отпуска;
  • выдачу профилактического питания и ряд других мер в зависимости от вредности факторов среды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *