Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько квадратных метров жилой площади положено на одного человека в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.
Что делать, если площадь меньше нормативной
Если площадь квартиры не отвечает региональным нормам, подают документы на улучшение жилищных условий. Добиться положительного решения поможет грамотный юрист.
Сверьте площадь квартиры с региональными нормативами. Общая площадь помещения указана в свидетельстве о праве собственности, договоре купли-продажи или выписке из ЕГРН. Если на каждого члена семьи приходится метраж меньше нормы, встаньте на учёт.
Порядок действий:
- Проконсультируйтесь с жилищной инспекцией или соцзащитой по подаче документов.
- Напишите заявление на постановку на учёт. Когда заявление примут, назначат срок проверки жилья. Его оценят на соответствие нормам.
- В назначенное время примите членов комиссии. По возможности не препятствуйте фото- и видеосъёмке.
- Получите акт осмотра и на его основании встаньте на учёт. Документ действителен 30 дней. Если экспертиза не позволяет претендовать на улучшения, её результаты можно оспорить в течение 10 дней.
Для постановки на учёт подают:
- Паспортные данные всех членов семьи и свидетельства о рождении детей до 14 лет
- Выписку из ЕГРН
- Технический паспорт жилья
- Документы о материальном положении семьи — справку 2-НДФЛ, другие документы
Очереди на получение нового жилья часто ждут несколько лет.
Когда требуется знание учетной нормы жилой площади?
Когда гражданин выяснил, что минимальная норма жилья на 1 человека составляет 6 кв. м., и узнал, что значение показателя в 2023 году зависит от его типа и ряда других параметров, необходимо разобраться, когда эта информация может понадобиться. Сведения необходимы, если осуществляется расчет количества денежных средств, которые необходимо предоставлять за услуги ЖКХ.
Если по каким-либо причинам гражданин не может самостоятельно вносить денежные средства в полном объеме, государство может оказать помощь в виде субсидий. Их размер рассчитывается в соответствии с тем, сколько квадратных метров жилья приходится на человека.
Информация необходима и в случае, если за услуги ЖКХ образовался большой долг, и семью выселяют с занимаемой жилплощади. В этом случае им будет предоставлено другая квартира с соблюдением норматива 6 кв. м. на человека.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Нормы жилплощади в Москве и Санкт-Петербурге
Согласно Закону города Москвы № 29 от 14.06.2006г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» устанавливаются следующие нормы жилплощади:
- минимальная нормы учетной пригодной для проживания для отдельны квартир составляет от 10 кв.м. на 1 человека;
- 15 кв.м. жилплощади для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям органов исполнительной власти г. Москвы.
- для семьи из двух супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 кв.м.;
- на 3 граждан — не супругов, — двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;
- для семьи из 3 граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 кв.м.;
- для семьи из 3 граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.;
В соответствии с указанным законом норма жилплощади на одного гражданина — 18 квадратов, при этом социальная норма не менее 9 кв.м.
На основании Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65, норма предоставления на 1-го человека составляет 33 кв.метра, на одного гражданина в составе семьи – от 18 кв.метров.
Учетная норма и норма предоставления жилой площади
Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.
Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.
Большинство регионов за основу берут 18 кв. м. площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:
- предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
- жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.
Увеличиваются нормативы также для сотрудников органов внутренних дел в чине не ниже полковника, а также лицам с ученой степенью. Однако увеличенная норма не может составлять в итоге более двух установленных значений.
Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.
Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.
Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.
Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.
1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения. Этой категории жилплощадь положена:
- по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
- после прохождения службы по призыву;
- по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.
Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.
2. Переселенцы из жилья, признанного ветхим и аварийным. Чаще всего таких жильцов переселяют в муниципальный маневренный фонд, общежития. Здесь обязательно соблюдаются установленные нормы. Хотя новая площадь может оказаться меньше, из которой происходит переселение. В случае приватизации аварийного жилья взамен предлагается то же количество метров, которое было в собственности.
3. Переселение из домов, подлежащих сносу. Изъятие таких квартир подчиняется следующим условиям:
- новое жилье предоставляется при заключении договора социального найма;
- обязательно новое помещение является благоустроенным и в том же поселении;
- площадь нового соизмерима или больше старого жилья.
При этом, если помещение, из которого происходит выселение, менее установленных норм, семья может претендовать на улучшение жилищных условий.
4. Военнослужащим. Данная категория граждан вправе получить жилое помещение от государства. Здесь применяются установленные нормативы, зависящие от состава семьи. Каждому члену семьи должно приходиться по 18 кв. м. жилой площади, а для одинокого военнослужащего помещение должно быть 18-25 квадратов. Для этой категории нормативы установлены региональными органами власти.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Какая субсидия Вам полагается?
Рассчитать размер полагающейся Вам и членам Вашей семьи субсидии лучше не самому, а совместно со специалистом Департамента жилищной политики. Размер субсидии зависит от нескольких факторов.
Для начала, давайте разберемся, на какой метраж Вам полагается субсидия. Она дается на улучшение жилищных условий, т.е. на доведение размеров жилища до социальной нормы, установленной в Москве. Поэтому имеющееся у вас жилье (в Москве или любом другом регионе России) учитывается при расчете субсидии. Вот простой пример: допустим, у Вас семья из четырех человек и по социальной норме на Вашу семью полагается: 18 м2 (на одного человека) х 4 (количество членов семьи) = 72 м2. В собственности Вашей семьи находится одна-единственная квартира площадью 50 кв.м. Соответственно, субсидия будет Вам выделена на приобретение недостающих до социальной нормы 22 м2 (72 м2 -50 м2).
Важно понимать, что при расчете субсидии учитывается и та площадь, на которой очередники прописаны, и та, которая просто есть в собственности. То есть расчет ведется не только по месту прописки, а из количества квадратных метров всех имеющихся площадей.
Как мы уже сказали, максимальный размер субсидии установлен в размере 70% от нормативной стоимости квадратного метра жилья в Москве. Простая таблица поможет Вам понять, какой процент от нормативной стоимости жилого помещения Вам полагается в качестве безвозмездной субсидии:
Количество полных лет, прошедших после постановки на учет | 1 год | 2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | 8 лет | 9 лет | 10 лет и более лет | |
Процент от нормативной стоимости жилого помещения | Приоритетная категория | 10 | 30 | 51 | 65 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
Общие основания | 5 | 12 | 20 | 30 | 40 | 51 | 60 | 64 | 67 | 70 |
Норма для военнослужащих
Военнослужащие всегда считались особой категорией населения, которой предоставляются многочисленные льготы. И они заключаются не только в денежных пособиях, но и в возможности получения бесплатного жилья. Сколько положено кв. метров на человека, который проходит военную службу по контракту? Для военнослужащих нормы жилплощади остаются такими же, как и для всех остальных граждан – 18 кв. метров на каждого члена семьи или 9 м² на одинокого человека. А вот возможности получения жилья для военнослужащих гораздо шире. Но получить льготную квартиру могут не все.
- Военные со званием полковника и выше.
- Военные, которые несут свою службу более 20 лет.
- Имеющие почетное звание.
- Проходившие службу в Афганистане.
Норма жилой площади на одного человека строго определена, но может измениться в связи с увеличением количества членов семьи или с течением времени. В Москве и Московской области военные могут получить дополнительную площадь в размере нескольких десятков метров на человека.
Что такое норма жилой площади на 1 человека в квартире?
Согласно Жилищного кодекса, жилой площадью считается суммарный показатель площадей только жилых помещений (исключая ванную, туалет, кухню и подсобные помещения). Общая площадь квартиры содержит в себе квадратуру всех помещений.
Знание нормы жилой площади, приходящейся на 1 человека в жилом помещении, необходимо в следующих ситуациях:
- при обращении (подаче заявления) на постановку в очередь для улучшения жилищных условий;
- в случае переселения арендатора или собственника из квартиры на период проведения капитального ремонта;
- для расчета платы за услуги коммунального характера;
- при разделе квартиры (например, при разводе супругов);
- при выселении из жилого помещения владельца или арендатора.
Показатель жилой площади устанавливается в каждом регионе местными властями. Но он не может быть ниже 12 кв.м на человека, что закреплено Жилищным кодексом. В различных ситуациях используются свои нормативные значения.
Нормы в регионах России в 2023 году
Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:
- Площадь квартиры, количество комнат.
- Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
- Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
- Газификация населенного пункта.
- В многоквартирных домах наличие электроплит.
- Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
- Где расположен дом – в городе или сельской местности.
Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2023 год.
Показатель нормы и его виды
Нормы площади прописаны в Жилищном кодексе РФ. В зависимости от региона и социальных обстоятельств они различаются.
Норма предоставления
Показатель рассчитывают при найме помещения. На него ориентируются, когда предоставляют муниципальное жильё.
В большинстве регионов минимальная норма предоставления — 15-18 кв. м. Её увеличивают, если предоставляют комнату или однокомнатную квартиру. Некоторые категории граждан могут претендовать на увеличение площади:
— лица с тяжёлыми хроническими заболеваниями
— сотрудники органов внутренних дел в звании подполковника и выше
— обладатели учёной степени
Первоначальная площадь жилья не может быть увеличена в 2 раза и более.
Учётная норма
Этот показатель рассчитывают, когда необходимо улучшить жилищные условия. Если площадь квартиры малообеспеченной семьи меньше учётной нормы, она может встать в очередь на получение нового жилья.
При расчёте учитывают всех прописанных в помещении лиц, включая детей. Учётный норматив устанавливают власти в каждом регионе, но он не может быть меньше нормы предоставления.
Социальная норма
Чтобы выдать субсидии на жильё или услуги ЖКХ, учитывают социальные нормы жилых помещений.
Стандартный минимальный метраж — 18 кв. м на 1 человека, однако этот показатель применяют, если в квартире живут 3 и более человек. Человеку, живущему отдельно, полагается 33 кв. м, для 2 жильцов — 42 кв. м.
Если площадь квартиры меньше, семья может подать заявление и пакет документов на улучшение жилищных условий. Малоимущим семьям предоставляют субсидии на коммунальные услуги. Государство компенсирует оплату за ЖКУ на часть помещения.
Санитарная норма
Это минимальный показатель для выделения места в общежитии или временного жилища. В России норма составляет 6 кв. м.
Нормы нуждающимся гpaждaнaм
Дети-сироты. Оставшимся без обоих родителей детям предоставляют отдельное благоустроенное помещение — дом или квартиру. Жильё выдают:
— после законного срока пребывания в детском доме, интернате или приёмных семьях
— после окончания военной службы
— после освобождения из мест лишения свободы
Договор заключают на 5 лет, затем жильё передают в личное пользование. Его размер не может быть меньше региональных норм.
Пepeceлeнцы из ветхого жилья. Жителей аварийных зданий обычно переселяют в общежития или во временное жильё из маневренного фонда. Площадь помещения — не менее 6 кв. м на человека.
После капитального ремонта владельцы возвращаются в своё жильё. Если квартиру приватизировали, собственнику полагается жильё аналогичной площади.
Пepeceлeнцы из домов под снос. При переселении должны соблюдаться условия:
— новое жильё находится в том же поселении
— при переезде заключают договор социального найма
— новое жильё имеет такую же или большую площадь
Если исходное помещение меньше региональных нормативов, жильцы могут претендовать на более просторную квартиру.
Boeннocлyжaщиe. Государство обеспечивает жильём сотрудников вооружённых сил. Его площадь зависит от состава семьи претендента. Для одинокого человека выделяют помещение 18–25 кв. м. На каждого члена семьи полагается не менее 18 кв. м.
Нормативы в Мocквe и Сaнкт-Пeтepбypгe
Нормы площади жилья отражают в региональных нормативных актах. В Москве они подчиняются закону № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Основные правила расчёта:
— учётная норма — 10 кв. м на 1 человека и 15 кв. м для помещений, предоставленных семьям в судебном порядке
— норма предоставления — 18 кв. м на 1 человека
Минимальный метраж квартир:
— 44 кв. м, однокомнатная — супругам без детей
— 54 кв. м, двухкомнатная — двум жильцам, не состоящем в браке
— 62 кв. м, двухкомнатная — семье из 3 человек
— 74 кв.м, трёхкомнатная — троим незамужним или неженатым жильцам
Семьям из 4 и более человек полагается по 18 кв. м на 1 жильца. Если в семье есть инвалид с ограничениями в передвижении, жильё должно соответствовать нормам программы реабилитации.
Какой размер норм жилой площади В Московской области
Регион/город | Норма предоставления (кв. м. на человека) | Учётная норма (кв. м. на человека) | Социальная норма (кв. м. на человека) |
Москва | 18 | 10 в отдельной квартире 15 в коммуналке | 9 |
Санкт-Петербург | 18 | 9 в отдельной квартире 15 в коммуналке | — |
Нижегородская область | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | — | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек |
Самарская область | 26 — для одиноко проживающего 14 — на каждого в семье из 2 и более человек 18 — инвалиды 33–36 — ветераны | 14 в отдельной квартире 15 в коммуналке 12 — инвалиды 14 — ветераны | — |
Казань | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | 12 | — |
Краснодар | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | 10 | — |
Екатеринбург | 16 | 10 | — |
Новосибирск | 15 | 12 | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек |
Красноярск | 15 18 — для одиноко проживающего | 12 | — |
Хабаровск | 18 — на каждого в семье из 2 и более человек 20 — для одиноко проживающего | 12 | — |
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
Расчет площади жилья по норме предоставления
Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Например, если органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м. общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из четырех человек площадь такого помещения должна быть не менее 60 (15 x 4) кв. м общей площади.
В регионах России может устанавливаться разная норма предоставления жилья. Так, в Новосибирске она составляет 15 кв. м. площади на каждого члена семьи; в Омске – 18 кв. м.; в Ханты-Мансийске — не менее 18 кв. м. общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и не менее 33 кв. м. общей площади на одиноко проживающего человека; в Нижневартовске – 25 кв. м. на одиноко проживающего гражданина и 18 кв. м. для семьи из двух и более человек; в Москве – 18 кв. м. (о норме предоставления в Москве и МО см. подробнее ниже).
Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ).
✨ Мнение эксперта. Важность внесённых изменений
Нововведения в Законе №76 закрепляют уже складывавшуюся практику – хотя суды в случае споров и принимали разные решения. Кроме того, они закрывают имевшиеся ранее «дыры» в правоприменительной практике. Например, ранее военнослужащий не мог считаться нуждающимся в жилье, если имел уже квартиру, но не по месту службы – например, если произошёл перевод в часть, находящуюся в другом регионе, а то и округе России. Сейчас этот момент устранён: человек будет считаться нуждающимся в жилье и получит либо служебную жилплощадь, либо компенсацию за наём жилья там, где он служит.
Особо надо отметить и обратное действие изменений. Ранее статус военных, начавших службу до 1 января 1998 года и после этой даты, серьёзно различался. Сейчас они уравнены в правах.
Наконец, внесение в число тех, кто получает жильё в первую очередь, Героев РФ – просто по-человечески справедливо.