Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция специалиста по военно-учетной работе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стр 15 из 19 Российской Федерации, по перечням должностей и профессий Бронирование граждан, пребывающих в запасе, по перечням должностей и профессий ведется по занимаемым должностям или рабочим профессиям с учетом условий бронирования, установленными этими перечнями.
Как вести воинский учёт: алгоритм
- Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
- Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
- Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
- Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
- Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
- мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
- военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
- Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.
Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.
В организации должны иметься:
- приказ о воинском учёте;
- план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
- картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
- журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
- расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
- переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
- списки граждан, пребывающих в запасе;
- справочная информация;
- прочие документы.
Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.
Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.
Работник, ведущий воинский учет, в этой категории имеет следующие обязанности:
- Бережное отношение к имуществу организации.
- Неразглашение секретной, личной информации о сотрудниках, коммерческой тайны компании.
- Не практикует интервью, переговоры, каким-либо образом затрагивающие тему его функциональных обязанностей, деятельность компании-работодателя в целом (без разрешения на то руководства фирмы или предприятия).
- Сотрудник соблюдает сам и контролирует выполнение иными работниками трудовой дисциплины на рабочем месте, норм и предписаний охраны труда, требований санитарии и гигиены на производстве, а также гражданской обороны и противопожарной безопасности.
- В общем, способствует созданию и процветанию благоприятного психологического и делового климата на рабочем месте.
Ответственность за нарушения при ведении воинского учета
Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.
Вид правонарушения | Величина штрафа | Основание |
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет | от 300 до 1 000 рублей | ст. 21.1 КоАП РФ |
Несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете | ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ | |
Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет | от 500 до 1 000 рублей | ст. 21.2 КоАП РФ |
Как вести воинский учёт: алгоритм
- Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
- Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
- Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
- Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
-
Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
- мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
- военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
- Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.
Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.
В организации должны иметься:
- приказ о воинском учёте;
- план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
- картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
- журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
- расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
- переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
- списки граждан, пребывающих в запасе;
- справочная информация;
- прочие документы.
Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.
Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.
Граждане, подлежащие воинскому учету
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):
- мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
- военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
- успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
- освобожденных от призыва в ряды ВС;
- лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
- граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
- после прохождения альтернативной гражданской службы;
- лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).
Бронирование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил
Стр 15 из 19 Российской Федерации, по перечням должностей и профессий Бронирование граждан, пребывающих в запасе, по перечням должностей и профессий ведется по занимаемым должностям или рабочим профессиям с учетом условий бронирования, установленными этими перечнями.
Перечни должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на две категории по их предназначению: 1) для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работающих в федеральных органах государственной власти и организациях (ОАО «Газпром» и др.», а также в организациях, находящихся в сфере их ведения или деятельность которых связана с их деятельностью; 2) для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью этих органов или которые находятся вне сферы их ведения. (Территориальный перечень). Федеральные органы государственной власти и организации, осуществляющие разработку и представление на утверждение в Межведомственную комиссию по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, проектов перечней должностей и профессий и осуществляющие ведение их в процессе работы с ними, являются держателями этих перечней.
(Держателем Территориального перечня является МВК). Перечни должностей и профессий включают: а) наименование основных направлений экономической деятельности организаций и структурных подразделений, входящих в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, или наименование отраслей экономики (разделы перечней должностей и профессий); б) наименование должностей и рабочих профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе; в) условия бронирования граждан, пребывающих в запасе, включающие военно-учетные признаки: составы, профили, военно-учетные специальности, воинские звания и возрасты граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию по установленной номенклатуре должностей и рабочих профессий; г) приоритеты и ограничения в бронировании отдельных категорий граждан, пребывающих в запасе.
В случае, когда в перечне должностей и профессий предусмотрены ограничения в бронировании граждан, пребывающих в запасе, по возрасту, отсрочки от призыва на военную службу им предоставляются после 1 января года, следующего за годом, в котором гражданам, пребывающим в запасе, исполнилось указанное в перечне должностей и профессий количество лет. Бронирование граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации вновь образованного федерального органа государственной власти, до утверждения нового перечня должностей и профессий производится по тем перечням должностей и профессий, по которым ранее осуществлялось бронирование в этой организации. 15
Работник, ведущий воинский учет, в этой категории имеет следующие обязанности:
- Бережное отношение к имуществу организации.
- Неразглашение секретной, личной информации о сотрудниках, коммерческой тайны компании.
- Не практикует интервью, переговоры, каким-либо образом затрагивающие тему его функциональных обязанностей, деятельность компании-работодателя в целом (без разрешения на то руководства фирмы или предприятия).
- Сотрудник соблюдает сам и контролирует выполнение иными работниками трудовой дисциплины на рабочем месте, норм и предписаний охраны труда, требований санитарии и гигиены на производстве, а также гражданской обороны и противопожарной безопасности.
- В общем, способствует созданию и процветанию благоприятного психологического и делового климата на рабочем месте.
Что входит в работу специалиста по ВУ
Как было уже отмечено, функционал разрабатывается на каждом предприятии, но за основу берутся работы, которые должен проводить ответственный по учету работник, согласно методическим рекомендациям.
- Уполномоченный сотрудник отвечает за подлинность и актуальность информации. В связи с этим, он ведет проверку документов при поступлении нового работника. Проверяется наличие военного билета, а также отметки, связанные с отношением к воинскому учету. Сверяются данные паспорта, и в случае замечаний, обнаруженных при проверке, ответственный за вур направляет работника в военный комиссариат.
- Если в военном билете работника имеются особые отметки, указывающие на наличие номерного жетона или мобилизационного предписания, то проверяется действительность данной информации.
- В обязанности ответственного сотрудника входит заполнение личных карточек, работников, образец которых предполагает заполнение формы Т-2, с внесением данных о месте жительства, семейном положении, наличии детей. Производится сверка адреса регистрации и адреса проживания. Личные карточки сотрудников формируют отдельную картотеку, доступ к которой разрешен только лицу, ответственному за ВУ в организации.
Основание составления функциональных обязанностей ответственного за военно-учетную работу
Воинский учет должен вестись в каждой организации с момента ее образования. Кроме того в организациях может вестись и бронирование граждан, пребывающих в запасе, в соответствии с перечнем должностей и профессий, утвержденных Межведомственной комиссией по бронированию.
Для грамотного осуществления воинского учета и бронирования граждан в организации, работодатель должен оформить трудовые отношения с работником ответственным за воинский учет.
В зависимости от количества граждан, пребывающих в запасе, работник ответственный за военно-учетную работу будет работать либо по совместительству, либо руководителю придется выделить для этой цели отдельную должность.
В соответствии с п. 12 Положения о воинском учете число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется из расчета на количество состоящих на воинском учете:
- при наличии менее 500 граждан — 1 работник, работающий по совместительству;
- при наличии от 500 до 2000 граждан — 1 освобожденный работник;
- при наличии от 2000 до 4000 граждан — 2 освобожденных работника;
- каждые последующие 3000 граждан — 1 освобожденный работник.
Согласно п. 22 «Методических рекомендации по ведению воинского учета в организациях» утвержденных Генеральным штабом ВС РФ 11 июля 2017 г. (далее – Методические рекомендации Генштаба ВС РФ) руководителем организации должен быть издан приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение № 4).
В данном приказе прописано, что начальнику отдела кадров необходимо разработать функциональные обязанности работника ответственного за военно-четную работу.
Ответственность за нарушения при ведении воинского учета
Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.
Вид правонарушения | Величина штрафа | Основание |
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет | от 300 до 1 000 рублей | ст. 21.1 КоАП РФ |
Несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете | ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ | |
Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет | от 500 до 1 000 рублей | ст. 21.2 КоАП РФ |
Что входит в работу специалиста по ВУ
Как было уже отмечено, функционал разрабатывается на каждом предприятии, но за основу берутся работы, которые должен проводить ответственный по учету работник, согласно методическим рекомендациям.
- Уполномоченный сотрудник отвечает за подлинность и актуальность информации. В связи с этим, он ведет проверку документов при поступлении нового работника. Проверяется наличие военного билета, а также отметки, связанные с отношением к воинскому учету. Сверяются данные паспорта, и в случае замечаний, обнаруженных при проверке, ответственный за вур направляет работника в военный комиссариат.
- Если в военном билете работника имеются особые отметки, указывающие на наличие номерного жетона или мобилизационного предписания, то проверяется действительность данной информации.
- В обязанности ответственного сотрудника входит заполнение личных карточек, работников, образец которых предполагает заполнение формы Т-2, с внесением данных о месте жительства, семейном положении, наличии детей. Производится сверка адреса регистрации и адреса проживания. Личные карточки сотрудников формируют отдельную картотеку, доступ к которой разрешен только лицу, ответственному за ВУ в организации.
Должностная инструкция работника по ведению воинского учета(типовая)
1. Общие положения.
1.1. Работник по ведению воинского учета работающих граждан назначается приказом директора, по согласованию с районным военкоматом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
1.2. Работник по ведению воинского учета работающих граждан подчиняется руководителю организации.
1.3. В своей работе руководствуется:
— Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации;
— Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
— Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г., № 1541 «Положение о воинском учете» и от 16.12.98 г. № 258 «Основные положения по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе ВС РФ, Федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
— другими действующими законодательными и нормативно-регламентирующими актами Российской Федерации, Администрации Санкт-Петербурга и Администрации Кировского района Санкт-Петербурга;
— Уставом предприятия, настоящей должностной инструкцией.
— *
1.4. Работник по ведению воинского учета работающих граждан должен знать:
— действующее законодательство РФ, регламентирующее воинский учет
работающих граждан.
2. Должностные обязанности.
Как осуществляется первоначальная постановка граждан на воинский учет
По закону, 16-летние юноши на протяжении 1-го квартала года обязаны явиться в военкомат. Если это студенты (школьники), день явки согласуется с директором ссуза (школы). Если несовершеннолетний не является учеником, он обязан явиться в военкомат по повестке (в день, указанный в ней). Остальные категории граждан также получают повестку и по ней являются в военный комиссариат.
Прибывшие на первоначальную постановку на ВУ молодые люди проходят мед. освидетельствование, профессиональный отбор и иные мероприятия. В итоге, медкомиссия военкомата решает, ставить их на воинский учет или нет.
Состав комиссии установлен ч. 5 ст. 9 ФЗ № 53. В нее входят
- врачи;
- представители военкомата;
- сотрудники местной администрации;
- секретарь.
По итогам проведенного мед. обследования комиссия оформляет соответствующее заключение. В этом документе она указывает состояние здоровья гражданина и его морально-деловые качества. Кроме того, комиссия военкомата распределяет граждан по предназначению по видам войск.
На руки будущие призывники получают приписное свидетельство. С этим документом юноши приходят в военкомат до призыва на службу в рядах ВС РФ.
По призыву в ряды ВС РФ и отправке на сборный пункт по месту прописки призывникам выдается военный билет. Его нужно хранить всю жизнь.
Остальные категории граждан сразу получают военный билет. Это:
- курсанты военных училищ;
- мужчины, прошедшие альтернативную службу;
- лица, зачисленные в запас;
- женщины, получившие одну из военно-учетных специальностей.
С 8 января – новые правила воинского учета работников
8 января 2022 г. вступила в силу новая инструкция по организации воинского учета (Приказ Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. № 700 (зарег. в Минюсте 28 декабря 2021 г.).
Инструкция определяет, в частности, перечень, формы документов воинского учета, по которым ведется воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения; порядок проведения сверки сведений о воинском учете; показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, критерии оценки их деятельности.
Организациям придется заводить на каждого работника-призывника или военнообязанного карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма приведена в приложении № 22 к новой инструкции). Ранее сведения о воинском учете вносились в личные карточки работников (форма Т-2).
Заполнять карточки необходимо на основании удостоверений призывников, военных билетов военнообязанных или временных удостоверений, выданных взамен военных билетов. Некоторые сведения (об образовании, семейном положении и пр.) необходимо уточнять у работника.
Новые карточки должны формироваться и вестись в электронном и бумажном видах. Бумажные карточки можно заполнять от руки разборчивым почерком без помарок и сокращений (записи о семейном положении, адресе места жительства или пребывания, номере телефона производятся карандашом) или распечатать заполненную карточку в электронном виде.
Карточки должны помещаться в соответствующие разделы картотеки:
- первый раздел – карточки офицеров запаса;
- второй раздел – карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
- третий раздел – карточки военнообязанных запаса женского пола;
- четвертый раздел – карточки призывников.
Картотека должна строиться в алфавитном порядке.
При наличии в организации на воинском учете свыше 500 граждан карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах о вручении мобилизационных предписаний, помещаются в пятый раздел картотеки.
В этом разделе карточки размещаются по номерам команд (партий) на основании данных пункта 7 карточки, в них – в алфавитном порядке (если военным комиссаром субъекта РФ не установлен иной порядок построения этого раздела картотеки).
Воинский учет в организации. Ведение, пошаговая инструкция
Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.
Вопрос: Где отражается выдача работнику сведений о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии его на работу или увольнении его с работы? Можно ли отразить ее в личной карточке (форма N Т-2)? Несет ли ответственный за воинский учет работник организации ответственность, если бывший работник не представит эти сведения в военкомат?
Посмотреть ответ
О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.
Какие документы нужны для ведения воинского учета в организации?
VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами министерства внутренних дел Российской Федерации
46. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.
В этих целях должностные лица территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.
Сведения о не вставших на воинский учет гражданах направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления.
47. Порядок организации совместной работы территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов по вопросам обеспечения функционирования системы воинского учета определяется совместно Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.