Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Sorry, your request has been denied.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В рамках ЗК РФ происходит прекращения права использования земельного участка, а также прописаны варианты ответственности в случае, если будут нарушены условия, прописанные в договоре. Если говорить о порядке прекращения этого права, следует руководствоваться статьёй под номером №53 ЗК РФ. В ней прописан весь процесс по отказу прав на земельный участок на добровольной основе.
Обжалование и его порядок
Заявитель обладает правом на внесудебное (досудебное) обжалование действий и решений органов, отдельных должностных лиц и сотрудников. При этом внесудебный и досудебный порядок обжалования не исключает последующую возможность обжалования действий, которые были реализованы в рамках предоставления услуги в порядке, предусмотренном судом.
В каких обстоятельствах заявитель имеет право обращаться с жалобой:
- были нарушены сроки регистрации запроса о предоставлении услуги;
- были нарушены сроки предоставления услуги;
- от заявителя требовали предоставление документов вне нормативных правовых актов РФ;
- заявителю отказали в приеме документов, предусмотренных нормативными правовыми актами;
- заявителю отказали в предоставлении услуги на основаниях, не предусмотренных законодательством;
- у заявителя требовали оплатить предоставление услуги, что не соответствует законам и правовым нормам;
- орган отказал заявителю в исправлении имеющихся ошибок и опечаток в документах либо нарушил сроки их исправления;
- были нарушены порядок или сроки выдачи необходимых документов по итогам предоставления услуги;
- процесс предоставления услуги был приостановлен, тогда как соответствующие основания прекращения прав не предусмотрены законодательством.
Если жалоба направляется через представителя, необходимо дополнить ее документом, который будет подтверждать наличие полномочий для реализации действий от его имени. В числе таких документов:
- доверенность с печатью и с подписью заявителя;
- копия решения об избрании/назначении или копия приказа о назначении на конкретную должность физического лица.
Подача жалобы возможна в двух вариантах:
- в письменном виде;
- в электронном виде.
Права и обязанности собственника с правом бессрочного пользования
В соответствии со статьёй под номером №40 земельного кодекса, права собственника следующие:
- Землепользователь может использовать территорию для своих целей карьеры, пруды, пресные подземные воды.
- Строить дом и иные строительные объекты. Но в соответствии с целевым назначением, и это правило не должно быть нарушено.
- Если имеется разрешение, он может проводить оросительные, осушительные и иные процедуры.
- Строить водные объекты, если это не запрещено целевым назначением земли.
- Получать выгоду от реализации с\х культуры, продукции.
Всё это допустимо к реализации на земельном участке, если это не противоречит договору. Право постоянного пользования наделом не является правом собственности. Распоряжаться этой территорией на законных основаниях может только непосредственный собственник. Ещё до недавнего времени, землепользователь (не собственник) мог сдавать землю в арендное пользование или передавать в безвозмездное срочное пользование, теперь это запрещено. Об этом свидетельствует статья под номером №270 ГК РФ.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
Согласно ст. 45 ЗК РФ:
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями. Таким образом, мы видим основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Отказ от права постоянного бессрочного пользования земельным участком – что это и как отказаться?
Отказ от права постоянного бессрочного пользования земельным участком – желание избавиться от земли, например, по ненадобности. На данный момент право постоянного (бессрочного) пользования не совсем удобно, сейчас существуют иные формы владения землей.
Грубо говоря, это право не дает полноценно использовать земельный участок. Для расширения этих возможностей, владельцы часто выкупают участки, либо же, не желая тратить время – отказываются от них.
Как отказаться от своих правовых привилегий? Всё просто: вам нужно написать заявление в Комитет и предоставить некоторые бумаги:
- бумаги, свидетельствующие о вашем праве на участок (оригинал);
- удостоверяющий документ собственника;
- бумагу, имеющую согласие органа, регистрировавшего юр. лицо;
- кадастровый паспорт.
Более подробно изложено в нашей инструкции, расположенной выше.
Законодательное урегулирование
В рамках ЗК РФ происходит прекращения права использования земельного участка, а также прописаны варианты ответственности в случае, если будут нарушены условия, прописанные в договоре. Если говорить о порядке прекращения этого права, следует руководствоваться статьёй под номером №53 ЗК РФ. В ней прописан весь процесс по отказу прав на земельный участок на добровольной основе.
Рассматривать статью №54 ЗК РФ необходимо в том случае, если земля изъята из обращения у конкретного лица в принуждённом порядке. При оформлении права постоянного пользования землёй составляется договор, согласно которому и будет в дальнейшем эксплуатироваться земля. Этот документ имеет сходство с арендным пактом, но размер ежемесячных платежей определяется между землепользователем и государством.
Статья под номером №29 ЗК РФ выступает в качестве ещё одного регулятора процесса по прекращению прав. На местном региональном уровне также контролируется весь этот процесс.
Бессрочное пользование земельным участком – причины отказа и прекращения
Если местная администрация отказывает в предоставлении надела в пользование, это должно быть обосновано. В некоторых случаях достаточно исправить некоторые недочеты, чтобы заявка на предоставление земли была одобрена.
Отказ без возможности повторной подачи заявки может быть на следующих основаниях:
- Заявитель не является гражданином РФ.
- Заявитель не достиг совершеннолетия.
- Земельный участок, на который претендует гражданин, был изъят из общего оборота.
- Предполагается использование надела не по целевому назначению.
- Передача конкретного надела гражданам не предусмотрена по действующему законодательству.
- Подразумевается передача этой земли в аренду или ее участие в публичных торгах с целью последующей продажи.
В любом случае причина отказа должна быть обоснована в письменной форме. Если вам отказывают в предоставлении участка, обращайтесь за консультацией к профессиональному юристу по земельным отношениям. Возможно, чтобы отстоять свои права, придется обращаться в суд.
Возмездное или безвозмездное бессрочное пользование земельным участком может быть прекращено. Это возможно если:
- гражданин, владеющий наделом, отказался от своего права по собственному желанию;
- такое решение принято местными властями.
В первом случае отказ может быть вызван незаинтересованностью лица в использовании земли или невозможностью воспользоваться своим правом по веским причинам. Однако добровольный отказ от бессрочного пользования участком – редкость. Чаще происходит видоизменение прав на землю путем ее приватизации или выкупа.
Исковое заявление о признании права постоянного бессрочного пользования земельным участком (образец)
В Федеральный суд Октябрьского района
Администрация города Екатеринбурга
г. Екатеринбург, ул. Ленина, 24 а.
о признании права пользования земельным участком и права собственности на жилой дом
В августе 1969 году я, М. совместно с моим мужем М., приобрели жилой дом с постройками, расположенный по адресу г. Екатеринбург, пер. Вязовый, у гражданина А. На тот момент А. проживал в доме, был зарегистрирован в нем и фактически распоряжался им. После передачи денег за жилой дом с постройками, передал нам ключи от дома и построек и домовую книгу. Договор купли-продажи не сохранился. Определить место жительства продавца не представляется возможным из-за истечения сроков давности сделки.
В своё время гражданин А. приобрел дом у гражданина К., который, предположительно, и построил дом в 1955 году. Данный дом находится на территории старого района ЖБИ. В 50-е годы ХХ века, на строительстве завода ЖБИ г. Свердловска, в большинстве своем, работали иногородние граждане, (лимитчики), которые нуждались в жилье. Поэтому, для улучшения бытовых условий этих граждан, властями города Свердловска было разрешено строительство индивидуальных домов. Впоследствии, так как, в основе, проживающие во вновь построенных домах были иногородние граждане, и для облегчения поступления корреспонденции, была проведена нумерация домов, и обозначены улицы в данном жилом поселке.
Для обустройства поселка граждане, проживающие в нем, строили дороги, проводили электричество и освещение. Для этого устраивали субботники.
Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.92г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», от 04.09.95г. № 876 «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю», Постановления Правительства Свердловской области от 15.06.93г. № 188-п «Об инвентаризации земель населенных пунктов» с целью организации учета, рационального планирования и использования земель городов и других населенных пунктов области, установления территорий, в границах, которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии с «Программой инвентаризации земель городов и иных населённых пунктов на территории Свердловской области», утверждённой Постановлением правительства от 21.02.1996г. № 119-п, и п.2.2 Постановления главы города от 06.05.2000г. № 456 «Об утверждении программы расходования средств, поступающих от взимания земельных платежей, на 2000г. проведена инвентаризация земель Октябрьского района.
Постановлением главы города Екатеринбурга № 336 от 30.03.2001 года «Об утверждении материалов инвентаризации земель Октябрьского района г. Екатеринбурга» на Главное Управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений города Екатеринбурга (Вяткин М.Б.) была возложена обязанность выдать правоустанавливающие документы фактическим землепользователям, список фактических землепользователей к этому постановлению прилагается, в список фактических землевладельцев был включен и М. На тот момент мы находились в браке, следовательно, и я приобрела право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Порядок прекращения прав
Если речь идёт о добровольном отказе, изначально нужно будет обратиться с заявлением в местную администрацию. Это заявление должно подавать как юридическое лицо, так и обычный гражданин. В нём отобразить причину отказа, свои инициалы, кадастровые данные на землю, когда была выделена земля и иную информацию. Чтобы его приняли с первого раза, предварительно рекомендуется просмотреть образец по составлению подобных заявлений.
При себе также необходимо иметь следующий пакет документов:
- документы, подтверждающие личность гражданина;
- если обращается юридическое лицо, представить выписку из ЕГРЮЛ;
- постановление\решение муниципального образования о выделении данного земельного участка;
- межевой план и остальные кадастровые документы;
- госакт на право использование недвижимого объекта, либо свидетельство.
Решиться этот вопрос должен в течение одного месяца. Если документы не будут представлены в течение 3 дней с момента регистрации и принятия заявления, в рассмотрении вопроса будет отказано. Заявление будет назад направлено просителю для внесения коррективов. Возможно, допущены опечатки и иные несоответствия в представленных документах.
Право постоянного (бессрочного) пользования является отголоском советского прошлого, когда подобный вид землевладения являлся единственно возможным.
Сегодня это право не даёт гражданам практически ничего кроме факта пользования, и собственник в достаточной степени ограничен в своих имущественных правах на землю. Собственнику, по большому счёту, приходится делать выбор в пользу отказа или выкупа земельной собственности.
Основанием для прекращения, в данном случае, будет отказ от земельного участка или его выкуп. При этом собственник планирует желаемый для себя результат, но определяет его уполномоченный комитет администрирования.
В случае одностороннего прекращения со стороны администрации, также должна быть инициатива извне, выражающаяся в чьей-либо воле по наведению порядка на землях, не подлежащих уходу.
Заявление в администрацию может быть подано третьими лицами (обычно соседями), по сигналу которых будет рассматриваться вопрос о прекращении права пользования.
Основанием к действию могут стать любые сведения, которые поставят под сомнение необходимость продолжения для хозяев участка, права пользования. Обычно к таковым относятся регламентированные правила пользования, которые не исполняются, в частности:
- использование участка с нарушением целевого назначения земель;
- нарушение санитарных норм использования, которые ухудшают плодородие почв;
- отравление, порча плодородного слоя почвы и не устранение допущенных нарушений;
- нарушение экологической обстановки;
- нарушение режима природоохранных зон или зон культурного наследия;
- иные причины.
Во всех перечисленных случаях, принудительное прекращение права пользования определяется исключительно в судебном порядке.
После полученного сигнала, изложенного подробно в письменной форме, исполнительный комитет администрации региона, направляет уполномоченную комиссию, которая проверяет соответствие полученных сведений с реальным положением вещей. В случае подтверждения прецедента для отнятия земель, дело передаётся администрацией в суд.
Проведение проводок при прекращении бессрочного права
Если право постоянного пользования участком прекращено, учитывать участок в бюджетном учёте 0.103.11.000 казённое учреждение не имеет права. В бюджетном учёте должны указываться все выбывшие участки из оборота, в том числе и изъятые из пользования у граждан. Основанием для постановки земли на учёт служит свидетельство, подтверждающее право пользования землёй.
Бухгалтерские проводки участка до момента регистрации права бессрочного пользования ведутся на забалансовом счёте 01. После того как получена выписка из единого кадастра недвижимости, участок принимается по дебетовому счёту 0.103.11.330. Автономные и бюджетные учреждения на стоимость принятого к учёту земельного участка должны откорректировать расчёты с учредителем. Все проводки проводятся по счёту 4.210.06.000.
Статья 47 ЗК РФ. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком
- Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
2) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса. - Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
- Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
- Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования;
3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.
Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия. - Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
- Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.
Статья 53 ЗК РФ. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
- Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
- Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
- При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:
копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. - При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок. - Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.
В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. - Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.
Статья 54 ЗК РФ. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка
-
Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
-
Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка).
-
Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
-
В случае выявления при осуществлении государственного земельного надзора предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса нарушений требований земельного законодательства федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, выдают землепользователям, землевладельцам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Форма предписания об устранении выявленного нарушения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. -
В случае неустранения указанных в предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи предписании нарушений в установленный срок федеральный орган исполнительной власти, выдавший такое предписание, направляет копию акта проверки выполнения землепользователем, землевладельцем такого предписания с приложением копии такого предписания и иных связанных с результатами проверки документов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
-
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, после получения материалов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.
-
В случае наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.
-
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.
-
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.
Наследство права на бессрочное пользование земельным участком — что это и как происходит?
Не воспользовавшиеся предоставленным преимуществом, вправе компенсировать недочёты, во избежание конфликтов с администрацией населённого пункта, в случае смерти владельца. Так как участие в имущественных сделках и передача по наследству для этого вида права не санкционирована, участками могут пользоваться только настоящие правообладатели.
Однако на землях населённых пунктов возведены капитальные строения, которые могут передаваться по наследству, являясь собственностью владельцев. Вступая в наследование земельного участка на праве бессрочного пользования, правопреемникам требуется обратиться в администрацию, для оформления аренды ЗУ. С разрешения хозяйствующего субъекта допустима их приватизация или выкуп по кадастровой стоимости.
Гражданам, не переоформившим земли, следует исправить данный правовой недочёт, приватизировав их или оформив аренду. Данные виды владения предусматривают беспрепятственную форму распоряжения, в том числе – переход прав по наследству.
Прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком?
Данное право может быть прекращено по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, либо по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон.
Когда земельный участок был предоставлен в качестве служебного надела, право на него прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми ему был предоставлен служебный надел, за исключениями, указанными в законе. Так, право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Данное право сохраняется также за одним из членов семьи, когда работник призван на действительную срочную военную или альтернативную службу, — на весь срок прохождения службы, когда работник поступил на учебу, — на весь срок обучения в образовательном учреждении, когда работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей.
Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников — до их совершеннолетия.
Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.
Действующее законодательство различает частный и публичный сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, он может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым сервитут был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (ст. 276 ГК РФ).
Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Данный сервитут может прекратиться также при изъятии органа- Ф ми государственной власти или местного самоуправления земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Поскольку на передачу наделов в БП физическим лицам наложен мораторий, приобрести их можно посредством обычной сделки купли-продажи или снять у местного муниципалитета в аренду. Для этого необходимо обратиться в администрацию и узнать, есть ли свободный отрезок, который разрешено приобрести в собственность.
Второй вариант, касающийся многодетных семей, — это встать в очередь на распределение территорий из владений муниципального образования. Это регламентируется государственной программой поддержки, где семьи с тремя и более детьми получают наделы под ИЖС.
В отличие от физлиц, юрлица могут получать наделы в эксплуатацию без установленного срока, как до, так и после 2001 года – на них мораторий не распространяется. При этом им предоставляется возможность осуществлять ее использование в своих целях.
Какие земли не подлежат распределению между организациями и остаются в ведении государства:
- Лесной и водный фонды страны.
- Заповедники и исторические объекты.
- Закрытые территории, где проводились испытания оружия или произошли аварии с выбросом радиоактивных веществ.
- Военные и стратегические объекты страны.
Указанная недвижимость находится под охраной, незаконное приобретение и возведение построек на таких территориях караются законом. За соблюдением порядка следят специальные службы (лесничества и прочее).
В некоторых случаях в процедуре перевода БП в собственность может быть отказано:
- Пользователь не оформил надлежащим образом участок в Росреестре. Бывает так, что земли распределяются, но не регистрируются в Кадастре. В этом случае процедуру постановки на учет нужно выполнить самим при участии кадастрового инженера.
- Отсутствует распоряжение о передаче ЗУ в постоянное пользование.
- На территории имеются неоформленные капитальные строения (частный дом, коммерческое здание и т.п.).
- Земля является предметом действующего судебного спора.
- Заявитель не является полноправным пользователем и обращается без доверенности. При обращении доверенного лица документ необходимо заверить нотариально.
Основной причиной, по которой БП прекращает существовать, является переоформление участка в собственность или аренду. Законодательство предусматривает условия, при которых надел изымается принудительно, по решению администрации муниципалитета или суда:
- ЗУ необходим для реализации местного проекта по постройке объекта общего пользования.
- Нарушение правил эксплуатации надела, в результате которых значительно ухудшилось его состояние, земля пришла в запустение.
- Пользователь не выполняет мероприятия по повышению плодородия почвы.
- Способ использования не соответствует ВРИ.
- Нарушение прав соседей.
- Загрязнение окружающей среды, вред экологии.
Если пользователю надел не нужен, он имеет право отказаться от него добровольно – для этого необходимо обратиться с заявлением в многофункциональный центр.
Прочитали, но все равно не разобрались?
Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией!
Право бессрочного пользования (далее — БП) земельным участком (его ещё называют постоянным пользованием) — возможность владеть и использовать земельный участок (далее — ЗУ). Владеть — значит, определять ЗУ как свой, говорить «это мой участок»; использовать — извлекать полезные свойства ЗУ — строить на нём, выращивать и т. д.
Особенности права БП:
- пользователь и собственник участка — не одно и то же лицо; тот, кто получил участок на праве БП — просто пользователь, но не собственник, собственником остаётся муниципалитет, который выдал участок;
- пользователь не может свободно распоряжаться участком, т. е. определять его судьбу: продавать, закладывать, дарить, сдавать в аренду и тому подобное; всё это закон запрещает, даже если собственник разрешил распоряжаться участком;
- право БП не ограничено во времени — пользоваться ЗУ можно постоянно;
- за право БП не нужно платить (пользователь платить лишь земельный налог);
- ограничен круг лиц, которые могут получить ЗУ на праве БП;
- особый порядок получения ЗУ на этом праве.
До 2001 года участки на этом праве мог получить кто угодно, в том числе граждане и организации. Но в 2001 году приняли ЗК РФ. Этот кодекс лишил частников права БП: в 2018 году участки на праве БП дают только органам власти (федеральным, региональным, местным), государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям. Причины этому две:
- Право БП — пережиток Советского Союза, где не было частной собственности. В той системе право БП стало возможностью законно владеть землёй. Но в современной России частная собственность есть, и почему бы ею не пользоваться. Тем более что пользователи участком на праве БП ограничены в правах по сравнению с собственником (например, не распоряжаются ЗУ).
- Создать единообразие в российской системе отношений по поводу земли. Одни владеют участками на праве БП, потому что получили его до 2001 года, другие — на праве собственности, так как в 2002 году уже не было права БП.
Соответственно, сейчас гражданам и организациям откажут в предоставлении участков на праве БП. Но тот, кто до 2001 года получил участки на праве БП, не потерял свои права и ЗУ. Однако новый кодекс обязал переоформить право БП на право собственности или аренды. В идеале, к 2018 году у частников не должно было остаться участков на праве БП, ведь за 17 лет можно успеть не только переоформить участок, но и построить там дом, посадить дерево и вырастить сына. Но до сих пор находятся те, кто по разным причинам переоформлением не занимались: проблемы с документами на ЗУ, некогда или просто не знали.
Мои знакомые — супружеская пара — жили в дальнем Подмосковье (Воскресенск) и захотели перебраться поближе к Москве (в Железнодорожный). Для этого они решили продать свой ЗУ, а вырученные деньги использовать на покупку квартиры (без кредита не обошлось, но деньги за участок тоже пригодились). Они подали объявление, вскоре нашёлся покупатель. Заключили договор, взяли деньги и пошли в Росреестр, чтобы зарегистрировать право собственности на нового владельца. А в Росреестре выяснилось, что участок у моих знакомых находился на праве БП, а значит, продавать они его не имели права. Договор аннулировали, а участок пришлось переоформить в собственность. Только после этого участок продали.
Права пользователя ЗУ на праве БП:
- использовать ЗУ в полной мере, но не нарушать закон;
- использовать водоёмы (карьеры с водой, пруды) и некоторые распространённые полезные ископаемые (песок, глина), находящиеся на участке;
- строить здания или сооружения, если эта возможность предусмотрена в документах на ЗУ;
- заниматься сельским хозяйством, если это разрешено;
- собирать и использовать урожаи — все плоды от работы на грядках принадлежат пользователю ЗУ.
На данный момент информация о получении права БП нужна только органам власти и государственным, муниципальным учреждениям, т. к. они до сих пор получают ЗУ на этом праве. Частные лица с 2001 года приобретают ЗУ только в собственность и аренду, но не на праве БП.
Схема получения права БП для частников и гос.органов с учреждениями была похожа (для последних она такая и сохранилась).
Желающий получить участок обращался в орган власти (обычно в муниципалитет, владеющий ЗУ) в том населённом пункте, где хотел получить участок, с просьбой его предоставить. Орган эту просьбу рассматривал и выносил вердикт: да или нет. Если да, то орган принимал специальный документ — решение о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас для гос.органов и учреждений такое решение принимает вышестоящий гос.орган. Это решение — основание, которое даёт право использовать участок.