Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как с 2020 года применять новые правила ПБУ 18/02». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2020 года в ПБУ 18/02 скорректирован перечень случаев, в которых образуются временные разницы. Сразу скажем, что ранее это были отдельные перечни случаев, в которых образуются вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы.
Дата определения доходов и расходов
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
Основное предназначение Положения по бухгалтерскому учету 18/02 – учет расхождения между бухгалтерской прибылью (убытком) и прибылью, исчисленной в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ (утверждено Приказом Минфина от 19.11.2002 № 114н).
ПБУ 18/02 введено с 2003 г. Есть организации, которые вправе применять данное положение по желанию: субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта «Сколково». В связи с этим многие отказались от применения ПБУ 18/02, однако это не отменяет необходимости учитывать возникающие разницы между бухгалтерским учетом (БУ) и налоговым учетом (НУ). Необходимо понимать, возникли ли эти разницы в результате объективных обстоятельств либо в результате ошибки.
Поэтому мы рекомендуем все-таки не бояться и применять ПБУ 18/02.
Чтобы включить применение ПБУ 18/02 в учетной программе, в регистре «Учетная политика» нужно установить соответствующий флаг. Данную настройку рекомендуются выполнить с начала налогового периода (рис. 1).
Выручка от реализации для целей НУ
Напомним об особенностях учета для выручки от реализации для целей НУ.
Выручка от реализации для целей налогообложения учитывается без НДС и акцизов. Поэтому в НУ не отражаются суммы налогов, пошлин, акцизов, учтенных в БУ на счетах 90.03, 90.04, 90.05.
В БУ доход отражается с учетом НДС, а НДС учитывается на отдельных счетах. Но в свернутом виде все равно выручка указывается в нетто-оценке. А в НУ она сразу очищается от НДС и указывается в нетто-оценке без пошлин, акцизов и НДС. Поэтому визуально разница есть, но на деле ее не возникает.
Доходы по кредиту счета 90.01 учитываются в нетто-оценке.
Обратите внимание, что не возникает постоянных и временных разниц!
Чтобы проанализировать данные по ПР и ВР, во всех стандартных отчетах есть настройки, где можно включить соответствующие флаги и проанализировать ПР, ВР, скомбинировать различны показатели, чтобы просмотреть данные БУ, НУ.
Для суммовых показателей проводок должно соблюдаться следующее правило:
БУ = НУ + ПР + ВР
То есть оценка стоимости актива или обязательства в БУ должна равняться оценке стоимости актива или обязательства в НУ с учетом постоянных и временных разниц.
Где БУ и НУ – оценка стоимости актива или обязательства в БУ и НУ.
ПР и ВР – сумма постоянных и временных разниц в стоимости актива или обязательства.
Проконтролировать выполнение правила БУ = НУ + ПР + ВР можно с помощью стандартных отчетов, если установить флаг для показателя «Контроль».
Для тех счетов, где поддерживается НУ, должно соблюдаться ключевое правило соотношения сумм проводки: БУ = НУ + ПР + ВР, особенно для операций, введенных вручную!
Также стоит не забывать, что в оборотах счетов 68.04 и 99.09 может быть погрешность за счет округления налогов, но не более чем на 3-4 руб. за год.
Рекомендуем проверять обороты счета 68.04 в корреспонденции со счетом 99.09.
В программе есть обработка, которая позволит быстро отыскать ошибки, связанные с ведением учета по налогу на прибыль – «Анализ состояния налогового учета по НП». При формировании отчета за определенный период программа сразу укажет, если не будет выполняется правило БУ = НУ + ПР + ВР.
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Зачем понадобилась новая редакция ПБУ 18/02
Как и прежде, приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н утверждено положение по бухгалтерскому учету под названием «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Сокращённо – ПБУ 18/02.
Но с 2020 года этот документ действует в новой редакции: изменения о новшества в него внёс приказа Минфина от 20.11.2018 № 236н.
Основная цель почти всех изменений в бухучете расчетов по налогу на прибыль с 2020 года – привести правила бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ними объектов бухучета в соответствие с МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Он введен в действие на территории России приказом Минфина от 28 декабря 2015 г. № 217н.
С 2020 года необходимо по новым правилам ПБУ 18/02 рассчитывать и отражать в бухучете:
- временные разницы;
- постоянные разницы;
- чистую прибыль.
Сразу скажем, изменения в ПБУ 18/02 повлияли и на формы бухгалтерской отчетности. Соответствующие поправки в них внёс приказ Минфина от 19.04.2019 № 61н.
Порядок учета налога на прибыль
За исключением незначительных изменений, порядок расчета величины налога на прибыль останется прежним, но с отчетности за 2020 год вводится новое понятие «расход (доход) по налогу на прибыль».
Под расходом (доходом) по налогу на прибыль будет пониматься сумма налога на прибыль, признаваемая в отчете о финансовых результатах (далее ОФР) в качестве величины, уменьшающей (увеличивающей) прибыль (убыток) до налогообложения при расчете чистой прибыли (убытка) за отчетный период.
Расход (доход) по налогу на прибыль определяется как сумма текущего налога на прибыль (убыток), рассчитанная в соответствии с НК РФ и скорректированная на суммарное изменение отложенных налоговых активов/обязательств.
Если за отчетный период у организации возникают постоянные налоговые расходы (доходы), то расход (доход) по налогу на прибыль корректируется и на них.
При этом способы расчета величины текущего налога на прибыль оставили прежними. Организации, как и ранее, вправе выбирать, каким способом — на основании данных, сформированных в бухгалтерском учете, или на основании налоговой декларации по налогу на прибыль — им рассчитывать величину текущего налога на прибыль. Способ определения величины текущего налога на прибыль закрепляется в учетной политике организации.
Стоит отметить, что сейчас, исходя из пункта 21 ПБУ 18/02, уклон делается на способ расчета величины текущего налога на прибыль на основании данных, сформированных в бухгалтерском учете, а с отчетности за 2020 год в приоритете будет способ, основанный на налоговой декларации по налогу на прибыль.
Какой бы способ расчета текущего налога на прибыль организация ни выбрала, его величина должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.
Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль
Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет — систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.
Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:
- наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
- особенностей исчисления суммы к уплате,
- уплаты налога.
Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:
- титульного листа (лист 01),
- листа 02,
- приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
- листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?
Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.
Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:
- обоснованы и экономически оправданы,
- подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
- возникли в рамках коммерческой деятельности.
Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.
Налоговый период по налогу на прибыль организаций в 2023 году — календарный год. Однако уплачивать его крупной суммой за весь год сразу было бы непосильно. В связи с этим организации уплачивают его частями — авансовыми платежами на протяжении года.
Согласно п. 2 и 3 ст. 286 НК организации могут уплачивать налог ежемесячно исходя из поступлений предыдущего квартала или фактически полученной прибыли. Предприятия, у которых за прошлые 4 квартала доходы от основной деятельности (ст. 249 НК) не превышали в среднем 15 млн за каждый квартал, имеют право платить налог поквартально.
Авансовые платежи уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Так, ежемесячные платежи платят до 28-го числа следующего месяца, ежеквартальные — до 28-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, а годовой налог — до 28 марта следующего года.
ВНИМАНИЕ! С 2023 года все платежи в бюджет перечисляйте в составе единого налогового платежа.
Помесячная уплата авансов
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Налоговый и бухгалтерский учет: разница в данных
Как мы уже описали выше, при ведении налогового и бухгалтерского учета могут возникать расхождения, которые бывают постоянными и временными.
Постоянные разницы образуются из-за операций, находящих свое отражение лишь в одном учете. Формирующие их доходы или расходы во втором учете не будут признаны никогда. Расхождения, в свою очередь, образуют:
- Постоянные налоговые активы (ПНА) — в случае, когда прибыль, рассчитанная в налоговом учете, меньше, чем в бухгалтерском (что бывает нечасто). Это разница, на которую надо уменьшить налогооблагаемую прибыль по бухучету.
- Постоянные налоговые обязательства (ПНО) — в более частой ситуации, когда прибыль под налогообложение в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском. На эту разницу бухгалтерскую прибыль нужно увеличить.
Временные разницы появятся в случае, если они будут учтены в бухучете в одном периоде, а в налоговом учете в другом периоде (или в течение нескольких периодов). Главным определением таких разниц будет то, что формирующие их поступления (траты) в учете признаются в разные периоды. Временные расхождения ведут к возникновению:
- отложенных налоговых активов (ОНА) — части налога на прибыль, который будет уменьшать налог в последующих отчетных периодах;
- отложенных налоговых обязательств (ОНО) — части налога на прибыль, который будет увеличивать налог к уплате в последующих отчетных периодах.
Временные разницы появляются, например, при разных способах расчета амортизации для целей налогового и бухгалтерского учета.
При использовании ПБУ 18 — расчет налога на прибыль — важно помнить о существующих разницах и знать, почему они появляются, чтобы корректно рассчитать налог по прибыли и отразить его в отчетности. Необходимо четко понимать суть различий между временными и постоянными расхождениями.
Развитие российских стандартов бухгалтерского учета
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2021 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2021 N 83н.
Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.
В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил «Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2021 гг.». Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты.
Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:
1) для организаций государственного сектора;
2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.