Штраф за отсутствие лицензии такси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие лицензии такси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.

Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа

Напомним, что получить разрешение на такси может только зарегистрированный индивидуальный предприниматель или организация. Обращаться за разрешением надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта).

Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.

Заявление и другие необходимые документы можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг, поэтому надо заранее получить пароль для доступа к сайту госуслуг.

Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком на пять лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то это зависит от региона. В Москве разрешения выдают бесплатно, в Питере за символическую плату в 320 рублей.

К транспорту закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета самого автомобиля, то это также зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.

Заявитель (ИП или ООО), желающий получить разрешение на перевозку, должен обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линию, а также прохождение водителями медосмотра перед рейсом. Водителем такси может быть только лицо, имеющее общий стаж вождения не менее трёх лет.

В пакет документов, кроме самого заявления, входят:

  • копия паспорта заявителя (предпринимателя или директора ООО) или его представителя;
  • копии свидетельств о регистрации автомобилей, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;
  • копия договора лизинга или аренды, если транспорт не находится в собственности заявителя.

Ответы на другие вопросы по получению разрешения на такси можно получить на самих региональных сайтах уполномоченных госорганов. Вот здесь, например, есть вся необходимая информация по г. Москве.

Штраф за установку «шашек» такси

Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:

2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.

Размеры штрафов в данном случае:

  • за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
  • за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.

Таблица штрафов для таксистов

Нарушение Штраф
1 Отсутствие лицензии при себе 5 000
1.1 Отсутствие лицензии в принципе 50 000
2 Отсутствие путевого листа 500
3 Незаконная установка фонаря такси 5 000
4 Незаконное нанесение шашек 5 000
5 Управление автомобилем с незаконным фонарем 5 000
6 Управление автомобилем с незаконными шашками 5 000
7 Отсутствие фонаря или шашек на такси 3 000
8 Невыдача чека 1 000
9 Неразмещение обязательной информации 1 000

Почему трудно работать перевозчику без лицензии и какими последствиями это грозит

Вообще, любая государственная администрация (в любой стране мира) с неодобрением относится, если ей не платят налоги с какой-то деятельности, которая потенциально способна приносить прибыль. А для того, чтобы стать налогоплательщиком сначала требуется пройти регистрацию. В разных отраслях данный административный барьер выглядит по-разному: в сфере такси-перевозок – это лицензирование. Причем, это не только некий набор бюрократических процедур, но и довольно серьезные траты, которые соискателю данного документа нужно буквально «выложить авансом». В связи с этим становится очевидным, почему российские самозанятые водители не торопятся проходить процедуру легализации в любом ее формате:

Практика показывает, что вероятность того, что отсутствие лицензии приведет к существенным, регулярным материальным потерям при работе, не так велика. Ну, а получать этот документ просто ради него самого представляется неоправданной тратой усилий.

Коммерческая перевозка пассажиров регулируется в России законом 69-ФЗ. И согласно статье 9 данного закона за осуществление деятельности без лицензии на перевозчика предполагается наложение следующих штрафов:

Читайте также:  Как рассчитывается налог на недвижимость

Но главная проблема для желающих таксовать частников даже не в возможных штрафах (в конце концов, не факт, что поймают). В современных условиях отсутствие подключения к сервисам агрегаторов означает практически полное отсутствие каких бы то ни было заказов – работа становится несистемной и перестанет отбивать затраты. И вот здесь-то и ожидают жаждущих подработки частников основные барьеры для вхождения в отрасль. Их-то, может, отечественные карательные органы и не поймают, а вот работу сервиса-агрегатора вполне могут заблокировать, если последний будет сотрудничать, с кем ни попадя и, таким образом, поощрять снижение собираемости налогов в стране (ведь всем очевидно, что пока частник формально нигде не числится, то и налогов с него никаких не взыщешь).

Как работать в такси на своей машине без лицензии через интернет

Водители, которые профессионально занимаются такси-перевозками не один год, методично нарабатывают себе постоянную клиентуру. Сама услуга постепенно трансформируется: от осуществления обычной разовой поездки до длительного обслуживания (например, в течение дня) и по сниженной стоимости (в пересчете на километр, конечно).

Это в чистом виде является выстраиванием собственного бизнеса, начинать который следует с самых первых дней работы в качестве наемного водителя (в том числе, при работе на проценте от заказа).

Это самый лучший формат работы, потому что он:

  • Позволяет в итоге получить максимальную независимость от любых внешних факторов, как то: воля администрации виртуального агрегатора; политика частных автопарков в области выстраивания трудовых отношений с частными водителями;
  • Позволяет оставлять у себя весь объем выручки без отчисления кому-либо каких-либо комиссионных.

Кроме того, когда вы начинаете взаимодействовать, а хуже того – зависеть от каких-либо контрагентов, то вы по факту проходите самый неприятный, негласный формат регистрации. При изменении политики государства в области условий для частных перевозчиков (например, в случае очередного «завинчивания гаек»), что компания-агрегатор, что таксопарк, с которыми вы сотрудничаете, в обязательном порядке должным образом предоставит властям всю имеющуюся у них информацию о вас, как о перевозчике (в том числе, и финансового характера).

И только если вы работаете самостоятельно, не взаимодействуя ни с какими партнерскими сервисами, только в этом случае вам гарантирована устойчивость вашего частного предприятия. Разумеется, жить на одних только клиентах, наработанных за долгое время, не перспективно. Деятельность нуждается в расширении, поэтому правильнее всего будет создать собственный Интернет-ресурс, посвященный такси-перевозкам и продвигать его в ТОП выдачи известных поисковиков.

Со временем к вам могут присоединиться другие такие же нелегальные таксисты, и у вас, таким образом, образуется собственный агрегатор (не такой глобальный, конечно, как Uber, но зато вы сами можете устанавливать здесь свои правила, а главное – цены).

Возможность работы со статусом ИП или самозанятого в такси на своей машине

На своей машине водитель может присоединиться к любой компании такси без обязательного трудоустройства. Но для начала потребуется оформить статус ИП и получить соответствующее разрешение на работу.

Если говорить о лицензии, то она необходима только для перевозки людей автобусами, для таксиста достаточно разрешения, которое выдается на 5 лет.

Гражданин со статусом самозанятого вправе работать в такси, но на авто, арендуемом в таксопарке. На каждую машину компания такси получает лицензию для перевозки пассажиров и грузов. Разрешение на пассажироперевозки самозанятому не выдадут. Оформить его по законодательству возможно только ИП или юридическому лицу.

Также можно такой вариант провернуть — сначала зарегистрироваться в качестве ИП, получить разрешение на перевозку пассажиров в такси, а потом сменить режим на НПД (самозанятого).

Таксопарк готов работать с водителями:

  • арендующими автомобили из числа имеющихся в компании такси;
  • со своей машиной, но при наличии у водителя статуса ИП, а также лицензии на пассажироперевозки.

Когда Вы полностью оформили все документы, остро встает вопрос «где брать клиентов?». Самым простым и удобным способом является возможность присоединиться к другим службам такси, причем не к одной, а к нескольким сразу. Организации в таком случае оставляют за Вами свободу действий, но могут и давать заказы, используя Ваш номер мобильного телефона. Естественно, часть полученных за эти заказы сумм будет уходить службам такси, на балансе которых Вы стоите, но обычно она не превышает 20% от суммы заказа. Также Вы без проблем можете отказаться от заказа, если он Вам неудобен.

Работающие подобным образом водители получают гораздо больший доход, чем водители, работающие на автомобилях компании.

Рекомендуем почитать:

Можно остаться без лицензии, если водитель не соответствует требованиям, которые предъявляются к ИП или большому автомобильному парку. Например, автомобиль не имеет специальной разметки, а у таксиста нет возможности проходить обязательный медицинский осмотр.

Естественно, в выдаче лицензии откажут, если заявление и документы противоречат друг другу. Например, в заявлении будет значительные расхождения с техпаспортом или водитель подаст не все документы.

Лицензию признают недействительной, если таксист работает не в том регионе, в котором её получал. Допустимо, конечно, можно перевозить пассажиров из региона в регион, но нельзя брать заказы там, где машина не была лицензирована.

Для того, чтобы таксистам не приходилось собирать справки, открывать ИП и доказывать государству пригодность своего автомобиля, наша организация предлагает арендовать уже лицензированные машины, на которых можно приступать к работе без дополнительных проблем и ограничений.

Читайте также:  Как вступить в наследство инвалиду

Почему трудно работать перевозчику без лицензии и какими последствиями это грозит

Вообще, любая государственная администрация (в любой стране мира) с неодобрением относится, если ей не платят налоги с какой-то деятельности, которая потенциально способна приносить прибыль. А для того, чтобы стать налогоплательщиком сначала требуется пройти регистрацию. В разных отраслях данный административный барьер выглядит по-разному: в сфере такси-перевозок – это лицензирование. Причем, это не только некий набор бюрократических процедур, но и довольно серьезные траты, которые соискателю данного документа нужно буквально «выложить авансом». В связи с этим становится очевидным, почему российские самозанятые водители не торопятся проходить процедуру легализации в любом ее формате:

  • Стоимость получения лицензии для многих является чересчур высокой.
  • Административный процесс сильно растянут и требует уделения ему большого количества времени.

Практика показывает, что вероятность того, что отсутствие лицензии приведет к существенным, регулярным материальным потерям при работе, не так велика. Ну, а получать этот документ просто ради него самого представляется неоправданной тратой усилий.

Коммерческая перевозка пассажиров регулируется в России законом 69-ФЗ. И согласно статье 9 данного закона за осуществление деятельности без лицензии на перевозчика предполагается наложение следующих штрафов:

  • За сам факт осуществления коммерческих перевозок без лицензии – от 5 тыс. рублей в регионах РФ и от 10 тыс. рублей в Москве.
  • Применение опознавательных знаков такси без соответствующего разрешения – от 5 тыс. рублей.
  • Отсутствие ККМ и невыдача чека клиенту – 1 тыс. рублей.
  • Неподобающий внешний вид авто (то есть, если не выполнена соответствующая оклейка машины) или же повторное нарушение правил перевозки пассажиров – конфискация транспортного средства на штрафстоянку и лишение прав на срок до полугода.

Но главная проблема для желающих таксовать частников даже не в возможных штрафах (в конце концов, не факт, что поймают). В современных условиях отсутствие подключения к сервисам агрегаторов означает практически полное отсутствие каких бы то ни было заказов – работа становится несистемной и перестанет отбивать затраты. И вот здесь-то и ожидают жаждущих подработки частников основные барьеры для вхождения в отрасль. Их-то, может, отечественные карательные органы и не поймают, а вот работу сервиса-агрегатора вполне могут заблокировать, если последний будет сотрудничать, с кем ни попадя и, таким образом, поощрять снижение собираемости налогов в стране (ведь всем очевидно, что пока частник формально нигде не числится, то и налогов с него никаких не взыщешь).

Штраф за отзыв лицензии

Если владелец не спешит выполнять предписания или данные его отчётов отличаются от реальности, то его разрешение в скором времени могут отозвать.

Отзыв лицензии на такси в качестве штрафа накладывается и на другие нарушения:

  • Вторичное нарушение условий фрахта в других регионах (при том, что соответствующие договорённости между указанными регионами не достигнуты);
  • Вторичное нарушение требований к авто, которые указаны в положении закона о такси;
  • Управление транспортным средством водителем, стаж которого не превышает 3 года;
  • Совершение водителем автомобиля аварии, повлекшей смерть пострадавшего;
  • Причинение водителем такси тяжёлого вреда здоровью.

Преимущества официального разрешения

Получив лицензию на частный извоз, водитель, в первую очередь, обеспечивает свою защиту от штрафных санкций, в том случае, если его транспортное средство соответствует всем нормам и требованиям. Кроме этого, с лицензией проще заполучить доверие крупных компаний, которые заказывают такси для своих сотрудников и клиентов в различных рамках трансферта. Такая возможность гарантирует регулярное сотрудничество, а значит, и больший доход.

Кроме того, при официально выданном разрешении можно и нужно отстаивать свои законные права в случае незаконных претензий нелегальных водителей, которые не всегда лояльны к конкуренции.

В большинстве случаев их претензии признают необоснованными, а действия – незаконными, что повлечёт за собой административное, а иногда и уголовное наказание.

Кто выдает и документы

Выдача лицензий на такси находится в компетенции специально уполномоченного на это органа исполнительной власти каждого конкретного субъекта России. Соответственно, в каждом регионе орган разный, поэтому выяснять, куда обращаться, придётся самостоятельно.

В Москве, к примеру, лицензии выдаёт специальный отдел Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

А можно пойти самым лёгким путём и подать документы в электронном виде, воспользовавшись онлайн-сервисом Госуслуги. Этот способ наиболее удобен, поэтому можно смело его рекомендовать.

Стандартный перечень всех необходимых документов можно найти в ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ. Понадобятся:

  • заявление на выдачу разрешения индивидуальному предпринимателю (если речь идёт об ИП);
  • свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (потребуются как оригиналы, так и копии), либо копии свидетельства о регистрации юридического лица;
  • уведомление о постановке на учет физического (юридического) лица в налоговом органе;
  • копия удостоверяющего личность документа. Обычно это паспорт — нужно подать копии первой страницы и той, где указаны сведения о прописке;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (тоже и копии, и оригиналы);
  • если автомобиль предполагается использовать по доверенности — копия заверенной у нотариуса доверенности на право распоряжения автомобиля;
  • копия договора аренды или же договора лизинга, если автомобиль находится в распоряжении ИП на основании таких договоров;
  • доверенность на представителя, если он представляет заявителя, подавая документы от его имени.

Как обойти конкурентов

Служб такси в последнее время действительно много, и они только расширяются – редко когда машины такси имеют долгий простой. В подобных условиях частному извозчику будет довольно сложно «пробиться» и удержаться на плаву, придерживаясь справедливой конкуренции, но есть несколько способов сделать это, один из них довольно действенен и носит название «сужение ниши».

Читайте также:  Налог с продажи квартиры-2023: кому и как его платить в следующем году?

Суть метода «сужение ниши» в том, чтобы организовать частную службу такси, которая будет специализироваться исключительно на так называемых нештатных перевозках. Нештатные перевозки включают в себя:

  • Перевозки людей в количестве 4-6 человек.
  • Перевозка габаритных грузов (например, какой-либо мебели).
  • Перевозка маленьких детей (согласно текущему законодательству, дети в возрасте до 12 лет должны находиться в автомобиле в специальных детских креслах).

Да, все эти перевозки можно совершить и с помощью обычной службы такси, попросив прислать «Газель» или другую подобного типа машину, но тогда стоимость перевозки существенно возрастет. «Фишка» же Вашей службы такси будет в том, что подобные перевозки будут осуществляться с помощью машин класса «универсал», отличным примером которого является «Лада-Ларгус» — отечественный автомобиль, вмещающий в себя 7 человек (имеет 3 ряда сидений, один из которых складывается, увеличивая багажник в несколько раз). Соответственно, раз Вы используете машины с меньшим расходом топлива, Вы можете сделать цену на свои перевозки в разы меньше, чем у конкурентных фирм, таким образом, Вы привлечете клиентов выгодой своего предложения.

Кто такие самозанятые

Закон №422-ФЗ определяет самозанятость как самостоятельную работу физических лиц от своего имени, без работодателя. При этом четкой формулировки в законе нет, как и перечня видов деятельности, подходящих под определение.

В ст. 4 закона приведен перечень лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим. Граждане, предоставляющие услуги частного извоза, то есть услуги такси, в этот список не входят. В ст. 6 закона содержится список доходов, которые не могут являться налогооблагаемой базой. И доходы, полученные в результате работы гражданина в такси, также не входят в исключения. Разве что если они превысят сумму в 2,4 миллиона в год.

По задумке властей, введение эксперимента по облегченному налогообложению в виде оплаты налога на профессиональный доход (НПД), называемый в народе «налогом на самозанятость», призван узаконить деятельность тех людей, которые занимаются своим делом без каких-либо официальных регистраций.

Среди подобных людей в России чаще всего и встречаются как раз таксисты, репетиторы и няни. Если они хотят вести свою деятельность законно, то должны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

А это значит — постановка на учет в налоговой, формирование и сдача отчетности, оформление ККМ и регулярные платежи в бюджет. Все это довольно затратно и прилично сказывается на и так небольших доходах этих людей.

Поэтому многие до сих пор предпочитали оставаться в тени, а бюджет Российской Федерации терял при этом доходы от примерно 30% (по оценке Минфина) работающего населения в стране. Введение «налога на самозанятость» должно помочь исправить эту ситуацию.

Специальный налоговый режим для самозанятого гражданина предполагает только один платеж в бюджет — налог на профессиональный доход. Ставка унифицирована и максимально низка: 4% при работе с физ лицами, 6% — если работа ведется с компаниями и ИП. Встать на учет и вести отчетность можно без регулярных визитов в налоговую: достаточно скачать приложение «Мой налог».

Кто-то отнесся к эксперименту скептически. Однако, согласно отчетам ФНС, все больше людей оформляют самозанятость. В основном на территории Москвы, но есть такие и в других регионах РФ, где действует такой режим.

Начиная с 2011 года, когда был создан закон № 69-ФЗ, внесший изменения в ряд законодательных актов, деятельность по пассажирским перевозкам, в том числе и такси, на территории РФ может осуществляться только при условии наличия лицензии.

При этом частный извоз считается предпринимательской деятельностью. Чтобы получить разрешение на самостоятельную работу с использованием своего автомобиля в качестве такси, вам придется оформлять ИП. Если до этого вы «бомбили» нелегально, закон о самозанятости вам не поможет.

Для получения лицензии и вы, и ваш автомобиль должны соответствовать ряду требований. Во-первых, ваш стаж вождения должен составлять не менее 5 лет. Во-вторых, автомобиль должен принадлежать именно вам — получить лицензию на работу в такси на автомобиле, который вы используете по доверенности, не удастся.

Автомобиль должен быть определенного цвета. Единого стандарта здесь нет, необходимо уточнять конкретные требования в каждом регионе. Например, в Москве лицензию для работы в такси может получить исключительно обладатель машины желтого цвета. В московской области разнообразия больше: помимо желтого, разрешение есть на белый и серый цвета. При этом важен не только визуальный аспект — чтобы получить лицензию, «правильный» цвет автомобиля должен быть прописан в СТС.

Машина должна проходить техосмотр каждые 0,5 года, об этом должны быть подтверждающие документы. Сам водитель для работы в такси с лицензией должен регулярно проходить медосмотр. На автомобиль устанавливаются так называемые «шашечки» — световой блок на крыше. В машине должен быть таксометр.

Выдачей лицензии на работу в такси занимаются органы власти, отвечающие за лицензирование, чаще всего это Министерство транспорта РФ. Гражданин, который хочет осуществлять работу водителем такси и получить лицензию, должен предоставить следующий пакет документов:

  • заявление;
  • копии паспорта (страницы с фото и прописка);
  • документы, подтверждающие право владения автомобилем (тем, на котором он планирует работать);
  • копию постановки автомобиля на учет в ГАИ;
  • документы, дающие право на ведение предпринимательской деятельности;
  • квитанцию об оплате госпошлины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *