Повредили машину на штрафстоянке: как взыскать компенсацию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повредили машину на штрафстоянке: как взыскать компенсацию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Акт приема-передачи транспортного средства, хранимого на спецстоянке, необходимо будет подписать в случае, если вы будете изымать оттуда свой автомобиль. В акте присутствует раздел «Особенности ТС». Здесь нужно в нейтральном тоне (то есть, просто, констатируя) описать все появившиеся за время отсутствия у вас машины дефекты. Отсутствие эмоционального окраса очень важно для вас, потому что страховая компания может отказать вам в ремонте, сославшись на то, что данные дефекты появились в результате эвакуации.

Как правильно зафиксировать факт повреждения

Сразу следует отметить одну важную деталь. Если ваш автомобиль повредили при эвакуации, то страховая компания по закону имеет возможность не оплачивать данный ремонт. Таковы несправедливые реалии отечественного законодательства.

Исходя из этого, первое, что должен сделать владелец после обнаружения повреждений своей автомашины во время его осмотра на спецстоянке (но перед подписанием акта сдачи-приемки) – это затребовать полагающийся ему экземпляр акта ГИБДД. Если в нем присутствует указание, что дефекты получены в процессе эвакуации, то на страховую компанию можно не рассчитывать. Претензии здесь уже нужно будет предъявлять эвакуирующей фирме, сотрудники которой и осуществляли доставку ТС на спецстоянку. Поэтому:

  • Обязательно следует оформить заключение независимого эксперта относительно нанесенного ущерба.
  • Нужно сделать как можно больше фотографий нанесенных повреждений для того, чтобы иметь возможность провести дополнительную экспертизу.
  • Следует, по-возможности, избегать упоминания о таком ущербе в протоколе. Это должен быть ущерб, нанесенный неизвестными при невыясненных обстоятельствах.

Составление акта приема-передачи

Эта бумага должна включать такие пункты:

Наименование, место и когда происходило составление бумаги. В первом пункте расписываются данные о перемещении ТС:

  • ФИО участников (владельца авто, инспектора, работника эвакуации);
  • Пишется, что передача авто производится от работника ГИБДД организации, что занимается эвакуацией;
  • Указывается конкретное ТС, подлежащее передаче (модель, марка, номер, цвет и т.п.);
  • Детально описываются наружные повреждения;
  • Отмечается дополнительное оборудование, установленное в авто;
  • Описываются ценности, что находятся в салоне;
  • Проводилась ли съемка фото или видео в ходе перемещения авто;
  • Описывается место задержания авто, а также доставки;
  • В заключении требуется написать данные о том, что авто опечатано и отдано эвакуационной службе;
  • Акт подписывается всеми лицами, которые в нем упоминаются.

Во втором пункте располагаются данные о хранении ТС:

  • Дата, время и наименование фирмы, что получила на хранение;
  • Итог осмотра ТС с описанием состояния, имущества внутри него;
  • Данные о проведении съемки;
  • Подписи участников процедуры.

В третьем пункте нужно описать процесс передачи ТС владельцу:

  • Информация о лице, что действует от организации, принявшей ТС на хранение;
  • Требуется отметить, какой именно автомобиль выдается владельцу;
  • Точное время и дата события;
  • Подпись хозяина в получении авто;
  • Графа с указанием новых повреждений;
  • Подписи сторон.

Как правильно зафиксировать факт повреждения

Сразу следует отметить одну важную деталь. Если ваш автомобиль повредили при эвакуации, то страховая компания по закону имеет возможность не оплачивать данный ремонт. Таковы несправедливые реалии отечественного законодательства.

Исходя из этого, первое, что должен сделать владелец после обнаружения повреждений своей автомашины во время его осмотра на спецстоянке (но перед подписанием акта сдачи-приемки) – это затребовать полагающийся ему экземпляр акта ГИБДД. Если в нем присутствует указание, что дефекты получены в процессе эвакуации, то на страховую компанию можно не рассчитывать. Претензии здесь уже нужно будет предъявлять эвакуирующей фирме, сотрудники которой и осуществляли доставку ТС на спецстоянку. Поэтому:

  • Обязательно следует оформить заключение независимого эксперта относительно нанесенного ущерба.
  • Нужно сделать как можно больше фотографий нанесенных повреждений для того, чтобы иметь возможность провести дополнительную экспертизу.
  • Следует, по-возможности, избегать упоминания о таком ущербе в протоколе. Это должен быть ущерб, нанесенный неизвестными при невыясненных обстоятельствах.

Что делать дальше? Кто должен возмещать ущерб?

Если виновник найдется и его вина будет доказана, он возместит ущерб, причиненный автомобилю. Отыскать скрывшегося виновника можно по записям с камеры наблюдения (если таковая есть), на основании свидетельских показаний или по записям парковки (например, можно определить, кто выезжал с парковки в то время, пока там находился ваш автомобиль, и обзвонить этих людей).

Читайте также:  ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ АЗБУКА ПРАВА

Если найти виновника не получилось, можно попытаться взыскать сумму на ремонт с администрации парковки, которая оказывает услуги ненадлежащего качества. По законодательству платная парковка должна возместить ущерб, который был причинен автомобилю (Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок»). Для этого при оставлении автомобиля необходимо оформить приемо-сдаточный акт, тогда можно будет доказать, что повреждения возникли, пока автомобиль находился на стоянке. Не забудьте оформить акт о повреждении – сразу после того, как обнаружите, что машина пострадала. Вам не имеют права отказать в его оформлении, хотя на практике сотрудники стоянки могут отказываться это делать, ссылаясь на то, что повреждения были ранее.

Имея список повреждений, вы можете обратиться к эксперту для оценки стоимости восстановления автомобиля до исходного состояния (которое было до происшествия; если есть старые повреждения, их, естественно, считать не нужно). Заключение эксперта необходимо вручить администрации стоянки вместе с претензией либо лично, либо заказным письмом с уведомлением, чтобы было доказательство информирования.

Если ДТП нет, вызывайте участкового и также составляйте протокол и список повреждений. До его приезда не трогайте ничего, не пытайтесь что-то исправить или переложить.

Итак, два этапа вы восстановили. На первом этапе сотрудник ГИБДД или судебный пристав передали по акту машину водителю эвакуатора. На втором этапе водитель эвакуатора сдал машину на стоянку.

Для вас главное, чтобы в первом акте имелись нотификации относительно того, что автомобиль был отправлен на эвакуацию без видимых повреждений. В этом случае у вас будут иметься доказательства того, что автомобиль был поврежден на этапах либо в процессе эвакуации, либо во время нахождения на спецстоянке.

Далее на основе анализа имеющихся у вас актов вы можете сделать вывод о виновнике в причинении повреждений вашему автомобилю.

  • Вариант 1. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Акт передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Вывод – повреждения были причинены во время нахождения автомобиля на стоянке.
  • Вариант 2. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. В акте передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку уже имеются сведения о повреждениях автомобиля. Вывод – виновато лицо, осуществлявшее эвакуацию.
  • Вариант 3. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, содержит сведения о наличии повреждений автомобиля. Этот вариант исключает ответственность и спецстоянки, и эвакуатора и перекладывает ответственность на третьих лиц. В данном случае вы можете попытаться найти виновника путем проверки камер наблюдения у того места, откуда была начата эвакуация. Если автомобиль был припаркован на платной стоянке, то есть вариант предъявления претензий к владельцу парковки.

Какие повреждения может получить машина?

Обычно для получения компенсации требуется нечто большее, чем просто подтверждение факта нахождения транспорта на стоянке. Службы эвакуации вовсе не спешат компенсировать недовольным их услугами горожанам понесенный ущерб. А раз подобные происшествия не являются страховым случаем, то и экспертизу повреждений, и сбор доказательств придется проводить самостоятельно. И все же, первым действием в ситуации, когда вы уверены, что машину повредил эвакуатор, является обращение в компанию, производившую перевозку транспортного средства.

Фактически, если повреждения есть, их внимательный автовладелец в любом случае заметит уже на штрафстоянке. Наиболее частыми поводами для получения компенсации являются:

  • царапины на поверхности бампера;
  • оторванные или сломанные крылья;
  • утраченные брызговики;
  • вмятины на поверхности кузова.

Важно понимать, что службы эвакуации не всегда имеют прямое отношение к получению повреждения автомобилем. К примеру, оставляя транспортное средство с вывернутыми колесами, водитель сам подвергает свое имуществу дополнительным рискам. И доказывая, что машину повредил эвакуатор, этот фактор тоже придется учитывать. Если авто застраховано по КАСКО, для получения компенсации можно обратиться и в страховую компанию. По мнению экспертов сайта Autonews, получить желаемое смогут только те автовладельцы, которые заблаговременно позаботятся об отстаивании собственных интересов и внесут этот пункт в договор. Тогда, доказав, что машину повредил эвакуатор, можно рассчитывать на покрытие расходов на ремонт.

Эвакуация автомобиля после поломки или ДТП

Обычно, когда автовладелец самостоятельно вызывает эвакуатор для перевозки своей машины после поломки или ДТП и не имея возможности сопровождать машину, оформляется только доверенность на водителя эвакуатора. При этом никто не составляет документы о состоянии транспортного средства и находящемся в нём имуществе, ведь данная процедура необязательна, закон этого не требует.

Но при отсутствии документов о состоянии своего автомобиля до перевозки спецмашиной, вы не сможете доказать факт нанесения повреждений при его эвакуации. Поэтому, на всякий случай необходимо заранее позаботиться об доказательствах. Перед тем, как воспользоваться услугами по эвакуации автомобилей, сфотографируйте свою машину со всех сторон, также не забудьте установить дату фотосъёмки.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать

Составьте перечень имущества, которое останется в машине. Наряду с этим желательно, чтобы кроме вас данный документ подписал как минимум ещё один человек. Наилучший вариант, когда это будет водитель эвакуатора, но сгодится и другое незаинтересованное лицо. Если вдруг вашему автомобилю будут нанесены повреждения или пропадёт что-то из вещей, то подготовленные деловые бумаги и фотографии помогут вам при общении (или при разбирательстве в суде) с компанией, предоставившей эвакуационные услуги.

Это интересно: Что делать, если попал в ДТП без пострадавших и с пострадавшими: разбираем во всех подробностях

Перечень прилагаемых документов

К жалобе могут быть приложены следующие документы:

  • Протокол, составленный работником ГИБДД при эвакуации ТС (если ТС эвакуировали без ведома владельца);
  • Составленный договор о транспортировки ТС (если ТС эвакуировали по требованию владельца);
  • Опись ТС, составленная инспектором ГИБДД после осмотра ТС перед эвакуацией;
  • Опись ТС, составленная самим владельцем перед добровольной эвакуацией (с приложением сделанных фотографий);
  • Документ получения ТС со штрафстоянки с указанием обнаруженных повреждений, которые зафиксировал работник ГИБДД;
  • Документ с результатами проведенной независимой экспертизы;
  • Другие дополнительные документы, которые подтверждают вынужденные дополнительные траты автовладельца;

Как доказать, что эвакуатор повредил машину при погрузке?

Если есть доказательства того, что именно при эвакуации повредили автомобиль, что делать дальше вам расскажет любой юрист. Портал Autonews рекомендует не откладывать решение возникших проблем «в долгий ящик». Найти доказательства того, что виновата именно компания, осуществлявшая транспортировку, в первые сутки будет существенно легче. В ход пойдут и камеры видеонаблюдения, и возможные свидетели, и даже акты, выдаваемые при обращении в автосервис и подтверждающие исправность авто на определенный момент времени.

Что делать, если эвакуатор повредил машину, но о компенсации и речи не идет? Порядок действий в этом случае будет следующим:

  1. Обращение к услугам независимых экспертов для составления акта о полученных повреждениях с их перечнем, указанием причин появления. Оригинал следует хранить у себя. Копию отправить в компанию, где повредили машину при эвакуации, вместе с составленной претензией.
  2. Обращение в суд. Если у автовладельца на руках только полис ОСАГО, при отказе в добровольном возмещении убытков стоит сразу подать в суд. Важно, чтобы отказной документ был направлен на адрес составителя претензии компанией. Иначе в суде позиция сторон может несколько измениться.
  3. Попытка получить страховку по КАСКО. Правда формулировкой страхового случая станет вовсе не повреждение, полученное при транспортировке машины, а «злоумышленное деяние». Если удастся убедить компанию в том, что во всем повинны именно действия персонала, обслуживающего эвакуатор, можно доказать и наличие возможностей для выплаты компенсации.

Как составить акт приема-передачи авто

Именно специальному акту приема-передачи ТС необходимо уделить максимум внимания. Так как данный документ определяет все особенности, тонкости процесса.

Сделать это возможно будет предварительно. Важно отметить, что типовая форма акта рассматриваемого типа в каждом городе своя.

Тем не менее нередко используется установленная специальным нормативно-правовым документом. Таковым является Постановление Правительства №562-п от 26.10.12 г.

Но вне зависимости от места заполнения соответствующего документа акт обязательно должен в себя включать следующие базовые данные:

  • полное наименование документа, дата и место составления акта;
  • первый раздел включает в себя все данные по поводу перемещения транспортного средства: обозначается номер и дата — составления акта;
  • указываются точные данные всех присутствующих сторон при эвакуации (самого эвакуаторщика, работника ГИБДД и свидетеля — таковой привлекается обязательно);
  • прописываются подробные сведения об автомобиле (марка, модель, государственный регистрационный номер, цвет и другое);
  • указывается второстепенная информация — о дополнительном установленном оборудовании и другое;
  • подробные сведения о всех расположенных в салоне ценностях, другое;
  • место задержания транспортного средства и последующего хранения;
  • данная часть обязательно удостоверяется подписями всех лиц, которые каким-либо образом участвовали в эвакуации.

Являются ли такие повреждения страховым случаем

Конечно же, не каждому собственнику своего движимого имущества на четырех колесах понравится, что машине был нанесен урон. Любой водитель захочет получить компенсацию, которая смогла бы покрыть все расходы по возмещению ущерба.

По страховому полису ОСАГО такие случаи точно не считаются страховыми, ведь они не относятся напрямую к типичному риску обязательного автострахования – ответственности водителя, владельца автомобиля.

А вот некоторые условия страхового договора по КАСКО могут включать в свой перечень также и такие риски, как повреждения машины на штрафстоянке или в процессе эвакуации.

Правда, многое здесь зависит от этапа эвакуации, на момент которого повреждался автомобиль, а также от самих страховщиков потому, что не все соглашаются страховать такие риски.

На практике такие случаи выглядят зачастую следующим образом. Любой факт повреждения машины работниками эвакуационной службы должен фиксироваться рядом стоящим сотрудником ГИБДД.

Читайте также:  Индексация пенсии после увольнения в 2023 году

Последний, между прочим, по правилам задержания обязан находиться в присутствии погрузки до самого конца, пока эвакуатор не уедет.

Если же дополнительные повреждения были обнаружены при погрузке, тогда полицейский сразу их должен зафиксировать в акте в протоколе задержания.

В этом случае страховые компании могут отказать в выплате страховки, особенно, если в договоре в пункте по страховым случаям ничего не говориться об эвакуации.

А вот если повреждения были нанесены без фиксации в документах, тогда этот случай может быть рассмотрен как страховой – по риску ущерб третьими лицами.

Причем, даже если водитель эвакуировал свою машину на спецстоянку не по факту задержания за нарушения, а по собственному усмотрению, то любые незафиксированные повреждения могут быть расценены как урон по страховому случаю.

Такое может произойти, если машина сломалась и до ее ремонта ее нужно где-то хранить, если нет собственного гаража.

Специализированная стоянка или любая другая, которая не относится к штрафным стоянкам, может быть использована в качестве места, где авто будет надежно храниться.

Дело в том, что в некоторых страховых договорах по КАСКО есть одной условие – хранения машины на платной стоянке. А вместе с этим условием в том же договоре, как правило, прописывается и страховой случай – повреждения на штрафстоянке.

Вот именно при таких обстоятельствах, где очевиден факт нанесения ущерба имуществу во время хранения, а не погрузки-разгрузки, может страховыми компаниями засчитываться как страховой случай. А это обозначает, что владелец вправе рассчитывать на выплату страховки.

Также, если повреждения машине были нанесены до погрузки на эвакуатор, тогда этот момент также может фиксироваться как страховой случай.

В целом же страхователю – собственнику автомобиля, всегда следует ориентироваться исключительно на условия страхового соглашения, есть ли там хоть слово об эвакуации или хранении на штрафстоянке, или нет.

Чтобы грамотно провести эвакуацию, следует контролировать все действия сотрудников специальной службы.

Но в то же время, если во время эвакуации было нанесено повреждение, либо же документы были составлены неправильно, то это следует однозначно задокументировать, чтобы впоследствии подать жалобу и конечно возместить ущерб, который был нанесен автомобилю.

Очень важно понимать, что если транспорт был эвакуирован принудительно, то инспектором должны были быть составлены документы, в которых отображается отсутствие повреждений, или же их наличие до процедуры погрузки на эвакуатор.

Когда человек понимает, что его автомобиль эвакуировали, он должен связаться с МВД, чтобы выяснить, куда именно доставили машину.

Но проверить автомобиль можно будет только после оплаты штрафа и получения разрешения на передачу имущества. И если владелец обнаружит повреждения, то он должен знать, что делать в таком случае.

Если машину повредили при эвакуации: порядок действий

Если при эвакуации ТС его все же повредили, взыскать стоимость причиненного ущерба можно одним из следующих способов:

  • Составить письменную претензию на службу эвакуации;
  • Подать исковое заявление в судебную инстанцию;

Если после эвакуации, на штрафстоянке или в автосервисе, вы обнаружили повреждения, следует незамедлительно предпринять следующие действия:

  • Вызвать работников Госавтоинспекции, которые зафиксируют обнаруженные повреждения в соответствующем протоколе;
  • После инспектора назначат проведение независимой экспертизы, которая установит стоимость полученных повреждений;
  • Составить письменную жалобу на службу эвакуации.

В жалобе необходимо указать следующие данные:

  • реквизиты службы эксплуатации/штрафной стоянки;
  • реквизиты заявителя (фамилия, имя, отчество), контактный телефон;
  • наименование документа, а именно — «Жалоба»;
  • описание эвакуации: описание места эвакуации, модели машины, перечисления составленных документов при эвакуации, причины эвакуации и проч;
  • описание причины подачи жалобы: обнаружение повреждений;
  • требования к службе эвакуации: компенсация стоимости причиненного ущерба, установленная в ходе проведения независимой экспертизы;
  • Прописывание суммы причиненного ущерба;
  • Указание намерения обращения с аналогичным ходатайством в суд в случае, если оно не будет удовлетворено на досудебном этапе;
  • Личная подпись заявителя;
  • Проставление даты подачи жалобы;
  • Опись прилагаемых дополнительных материалов;

Повреждение авто при эвакуации

В больших городах активно работают эвакуаторы, которые отвозят неправильно припаркованные авто на штрафстоянки. Водители прибегают к помощи эвакуатора и в тех случаях, когда транспортное средство ломается при ДТП или технических неисправностях.

Хоть в службах эвакуации и работает квалифицированный персонал, но повреждение транспортируемых машин не является редкостью. Что делать, если ваше авто было повреждено при эвакуации? Кто обязан платить компенсацию или оплачивать дорогостоящий ремонт?

Можно предположить три основных ситуации повреждения ТС:

  • водитель сам вызвал эвакуатор и ущерб был нанесен с его ведома;
  • машину повредили без ведома владельца;
  • повреждения нанесены на штрафплощадке.

Рассмотрим все эти ситуации по отдельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *