Что такое ЕАЭС и какие страны входят в объединение ЕАЭС на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое ЕАЭС и какие страны входят в объединение ЕАЭС на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.

Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.

В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.

Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.

Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.

Основные цели Евразийского экономического союза:

  • создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
  • сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
  • модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:

  1. Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
  2. Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.

Другие таможенные союзы

Одним из предшественников ЕАЭС также был Таможенный союз, который действует и в эти дни. Это одна из старейших организаций, так как она была основана еще в 1995 году.

Основной его задачей по-прежнему остается обеспечение свободного движения товаров и упрощение всех таможенных процедур:

  • при пересечении границ между странами-участницами этого союза не требуется обычного таможенного досмотра товаров, весь подобный контроль осуществляется только на внешних границах союза;
  • действует единый Таможенный кодекс;
  • отсутствие таможенных пошлин на большинство товаров;
  • на территории союза действуют единые разрешительные и сертификационные документы, правила реализации товаров и нормы санитарии и безопасности.

Евразийский экономический союз

Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.

Читайте также:  Как получить социальную карту Москвича пенсионеру взамен утерянной

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.

Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.

Территория и управление ТС

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Была образована территория ТС. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории — граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза. Определены правила сотрудничества с дружественными государствами — входит или нет Узбекистан в Таможенный союз с Россией — нет, но с ним достигнуты соглашения в различных сферах у всех участников ЕАЭС.

Анализ деятельности ТС

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, но сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, но после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда. Тем не менее существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза занимала Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями. Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле. Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, притом что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями республики не получен доступ к программам России по импортозамещению. Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях. Хотя посты таможенников на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Тот, кто пересекает границу, не знает, входит или нет Киргизия в Таможенный союз, — пограничный контроль сохранился, но нет контроля за перемещением продукции, так как это государство является членом ТС.

Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси. На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это вытекает из снижения оборота товаров внутри единого экономического пространства. Отсутствуют какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать со временем до подписания соглашений. Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретает относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри ТС.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран свидетельствуют о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан — тех стран, кто входит в Таможенный союз с Россией в 2021 году. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.

Единый Таможенный союз в том виде, в каком он был основан в 1995 году Россией, Казахстаном и Белоруссией, явился по сути первой успешной попыткой создать хоть какое-то объединение постсоветских стран после нескольких провальных. Залог успеха заключался в том, что при его учреждении были оставлены претензии на глобальное экономическое объединение. Осталась лишь базовая идея “торговли без границ”, которая позднее оформилась в принцип четырех свобод: торговли, рабочей силы, капитала и услуг. На территории Таможенного союза в первую очередь были отменены таможенные пошлины. Это и послужило толчком к развитию безбарьерных торговых отношений.

Читайте также:  Номенклатура дел дюсш на 2023 год с новыми сроками хранения

Изначально членство в Евразийском экономическом сообществе, предшественнике ЕАЭС, не означало обязательное участие в Таможенном союзе. С 2015 года все изменилось: после создания Евразийского экономического союза страны, входящие в его состав, автоматически принадлежат и к ТС.

Евроазиатский экономический союз

Объединение государств в единое экономическое пространство преследовало фактически одну глобальную цель — укрепление экономики. Она складывалась из ряда преимуществ, которые получили члены Таможенного союза:

  • единая форма контроля за качеством;
  • уменьшение себестоимость товаров за счет упразднения таможенных пошлин;
  • усиление конкурентоспособности товаров Таможенного союза;
  • увеличение покупательского спроса за счет расширения рынка сбыта;
  • общий рынок труда, уравнивающий права трудовых мигрантов с гражданами страны.

В технических регламентах Таможенного союза (в перечне, утвержденном 2 апреля 2019 года, их перечислено 47) закреплены нормы безопасности для продовольственных и иных товаров, механизмов, услуг, сооружений и т.д, действующие на территории всех государств ЕАЭС. Эти документы охватывают широкий спектр областей применения. Есть, например, технический регламент “О безопасности аттракционов”, “О требованиях к минеральным удобрениям”, “Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники”.

На таможенной территории ЕАЭС по максимуму устранены барьеры, мешающие свободной торговле между государствами. Но есть и изъятые товары, на которые определенные ограничения все же действуют.

Заседание ЕАЭС

Между государствами Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызская республика и Армения) нередко возникают противоречия, вызванные разногласиями из-за ввоза некоторых товаров и оборота энергоресурсов. Еще одна важная причина конфликтов — неравномерное распределение сумм ввозных таможенных пошлин на территории ЕАЭС. Математика такова: в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.

В 2023 году на Таможенный союз оказывают полномасштабное влияние актуальные геополитические факторы:

  • санкции против России;
  • конфликт с Украиной;
  • ближневосточные кризисы.

Роль Евразийского таможенного союза на мировой сцене стала за последнее время более заметной. Вызвано это и реформированием, и выполнением перечня основных задач, которые задекларированы в программных документах организации. Однако противоречия между странами-участниками остаются, а политическая обстановка не способствует уверенности в завтрашнем дне. Это отпугивает как инвесторов, так и потенциальных партнеров. Сложно пока говорить о перспективах усиления значимости Союза в масштабах мировой экономики.

Есть и критически настроенные эксперты, утверждающие, что Таможенный союз для России “идеологическая игрушка”, не имеющая реальной ценности для других членов.

Аналитики предполагают, что Узбекистан войдёт в Таможенный союз до конца 2020 года

Согласно исследованиям, которые были проведены международными аналитическими агентствами, Узбекистан может стать участником Таможенного союза в 2020 году только в том случае, если страна получит гарантии о том, что их промышленность и секторы экономики не будут разрушены после данного действия.

При этом эксперты сообщили, что Кремль навряд ли рассчитывает на то, что Узбекистан решит отклонить заявку на вступление в ЕАЭС. По самым оптимистичным прогнозам, Узбекистан может вступить до конца 2020 года в ТС, однако в противном случае переговоры могут затянуться на несколько лет.

Известно, что вопрос вступления Узбекистана в Таможенный союз впервые начали обсуждать в рамках специальной конференции между странами Центральной Азии и Восточной Европы, на которой собрались представители различных государств. Данное мероприятие было проведено в Самарканде 10 и 11 ноября 2019 года.

В рамках конференции был задан вопрос секретарю Совета безопасности Виктору Махмудову о том, когда Узбекистан вступит в ЕАЭС. Был дан ответ, что переговоры начали проводить на специальной сессии «Россия-Узбекистан», которая была закрытой для представителей средств массовой информации.

Аналитики предполагают, что Узбекистан, помимо Российской Федерации, намеревается пообщаться с другими странами участницами Таможенного союза ЕАЭС прежде чем сделать выбор в пользу или против вступления в торговое объединение.

Российская сторона заявляет, что говорить о полноценных переговорах о вступлении Узбекистана в ТС на данный момент рано. Узбекская сторона намеревается проверить всевозможные скрытые риски, которые могут возникнуть в ходе их членства в Таможенном союзе.

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Читайте также:  Выплаты молодым семьям: какие пособия полагаются в 2023 году и как их получить

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Чтобы понять предпосылки и цели создания Евразийского экономического союза, необходимо проследить за развитием процесса.

  • 1995 год – главы 3-х стран (РФ, Беларуси и Казахстана) утвердили первый документ об основании ТС, позже к ним присоединился Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан;
  • 2007 год – заключение договора, который подписали РФ, Казахстан и Беларусь, о строительстве ТС с общим таможенным пространством;
  • 2009 год – договор наполняется другими международными соглашениями (около 40 штук);
  • 2010 год – принятие Таможенного кодекса;
  • 2011 год – снятие таможенной проверки между странами-участницами и перевод ее на внешние рубежи;
  • 2011- 2013 гг. – принятие единых законодательных нормативов, создание общего техрегламента о безопасности товаров;
  • 2015 г – к составу ТС присоединилась Армения и Кыргызстан;
  • 2016 г – подписание документа об экономическом взаимодействии между государствами ТС и Вьетнамом;
  • 2017 год – участники Союза сошлись во мнении, разработали и подписали Договор о кодексе ЕАЭС;
  • 2018 г – вышеуказанный документ вступает в силу, Молдова становится наблюдателем при ЕАЭС, подписан документ о свободной торговле между ТС и КНР, подписан договор временного характера о создании территории свободной торговли с Ираном;
  • 2019 г – начинает работать новый Таможенный кодекс, цель которого упростить товарооборот, улучшить его условия и сформировать более лояльное таможенное пространство.

ЕАЭС поможет спасти экономику

Если бы не пандемия, возможно, вопрос о присоединении Узбекистана к Евразийскому экономическому союзу уже был бы решен. Июньская встреча в Москве президентов России и Узбекистана Владимира Путина и Шавката Мирзиёева могла стать сенсационной. Однако коронавирус и мировой экономический кризис спутали карты. В связи с негативными процессами в экономике и нежелательностью вступления в союз перед президентскими выборами в Узбекистане (они намечены на декабрь 2021) решено отложить начало процесса.

В любом случае, вопрос вступления Узбекистана в ЕАЭС, на мой взгляд, является решенным. Так или иначе, Узбекистан войдет в состав союза в 2022 или в 2023 году.

Естественно, после вступления Узбекистану потребуется адаптационный период. Узбекская сторона рассчитывает на льготы в течение 5−10 лет. Но растягивать и содержать монополии за счет заградительных пошлин не имеет смысла, и у союза нет столько времени. По всей видимости, адаптационный период продлится от двух до пяти лет.

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *