Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «20 секретов развития красивой грамотной речи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.
Упражнения для тренировки
Если все условия, чтобы говорить красиво и чётко, имеются, а язык всё равно «заплетается», нужно тренировать речь. В тренировке нуждаются не только мышцы языка, но и нижняя челюсть, и губы, и дыхательные органы. Чтобы научиться говорить грамотно, красиво и долго, советуем чаще использовать упражнения, составленные для разработки «речевого дыхания»:
- Для диафрагмы: займите любую удобную исходную позицию (лёжа, сидя, стоя), приложите одну руку к области живота, другую – к груди. Сделайте носом вдох, стараясь максимально «раздуть» живот и грудную клетку. Неспешный выдох носом – живот и грудная клетка «втягиваются» обратно.
- Быстрый носовой вдох, задержка дыхания на пару секунд и плавный выдох через рот. Повторить 2 раза.
- Быстрый вдох широко открытым ртом. Медленный выдох с произношением любого гласного звука. Повторить со всеми гласными.
- Ровный вдох носом. Медленный выдох со счётом до 5. Если до 5 – легко, считать до 10, если и до 10 легко, считать обратно – 10, 9, 8 и т.д.
- Плотно сомкните губы, произнесите звук «м» и протягивайте его как можно дольше, произнося с разной интонацией голоса.
- То же упражнение сделайте для звука «р» с разомкнутыми губами.
Органам, участвующим в разговоре, необходимо «научиться» быть подвижными, чтобы говорить красиво. Натренировать их помогут такие упражнения:
- стоя у зеркала, тянуться языком как можно дальше вперёд, повторять 5-10 раз;
- поочерёдно дотрагиваться кончиком языка то правой, то левой поверхности щеки изнутри в течение 5-7 минут;
- при сомкнутых губах «полировать» языком заднюю сторону зубного ряда круговыми движениями по 10-15 раз в разных направлениях (справа налево и обратно);
- делать круговые движения высунутым вперёд языком по 15 раз по часовой и против часовой стрелки (упражнение не так просто, как может показаться);
- в течение 5-7 минут то собирать губы в трубочку, то растягивать их в улыбку;
- надув щёки, гонять воздух во рту сначала по часовой стрелке, затем – в обратном направлении.
Для чего нужна грамотность?
Сегодня, когда правила языка упрощаются, а люди потихоньку забывают, что такое чтение и письмо ручкой, грамотность остается показателем культуры. Она выступает основой, на которой строится развитие личности. Многие книги и учебники открывают доступ к сокровищнице знаний, созданной предыдущими поколениями.
Как показывает история, грамотность использовали партии и правящие круги для пропаганды идей и достижения целей. Грамотность начала распространяться одновременно с распространением христианства. В те времена в церковных обрядах участвовали только люди, способные читать.
В начале прошлого века власти предпринимали шаги, направленные на образование населения. В тот момент страна нуждалась в образованных людях и специалистах. Революция положила начало процесса упрощения языка, интенсивность которого сегодня достигла пика. Всему виной развитие средств связи, что приводит к отмиранию традиционных аналогов. На первый взгляд покажется, что этот процесс безобиден. Однако, упрощение правил правописания и грамматики рано или поздно приведет к упрощению мышления.
В XXI веке неграмотность носит общечеловеческий характер. Грамотной речью владеют даже не все политики и высокопоставленные чиновники. Что говорить о простом народе. И это на фоне того, что в основе единства нации лежит единый язык, на котором строится национальное самоопределение.
Каким бы ни был богатым человек, деньги не сделают его культурным. Лишь грамотность – критерий, определяющий уровень культуры и образования. Впрочем, даже эти понятия не пропагандируются.
Что значит говорить красиво и уверенно
Слушая речь собеседника, человек сразу может определить: красивая это речь или же нет. Этот вывод основывается на субъективных суждениях и общепринятых “негласных” правилах. Слова неосязаемы. Их невозможно определить взглядом, и поэтому собеседники полагаются исключительно на слух.
Давайте разберемся, что значит “говорить красиво”.
- Говорящий чувствует себя уверенно. Он разбирается в теме разговора и может ответить на вопросы. Следовательно, ему не требуется время, чтобы выудить нужную информацию из своей памяти. Отсутствуют паузы, долгое молчание, скомканные ответы. Мысли выражаются четко и грамотно.
- Речь поставлена правильно. Убраны все отвлекающие моменты: паузы, слова-паразиты, перескакивание с темы на тему. Чистая речь помогает доносить информацию и выражать свои мысли так, чтобы быть правильно понятым.
- Нейтральный или дружелюбный тон. Умение завоевать доверие одной только интонацией – настоящее искусство. Оно дается сложно, но придает колоссальную уверенность. Говорить красивым голосом приятно, а собеседнику не хочется прекращать разговор.
Сложно изменить уже сформировавшееся мнение о себе. Поэтому стоит формировать позитивные связи сразу. Для этого работают харизма и правильная речь.
В первую очередь нужно больше читать, и лучше классиков и научно-популярную литературу. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность.
- Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.
- Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.
- Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.
- Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.
Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.
Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.
Дальше начинается работа непосредственно над правильным произношением — дикцией. Для этого нужно произвести простые действия:
- Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
- Прослушать получившуюся запись.
- Дать прослушать её другим.
- Сопоставить своё мнение и чужое.
- Выделить основные недостатки.
Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:
- неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
- «съедание» отдельных согласных звуков;
- утрата гласных звуков;
- неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
- нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
- неправильное произнесение мягких звуков и т. д.
Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.
Как научиться грамотно разговаривать на русском языке
- Если вы хотите научиться разговаривать грамотно и красиво возьмите в привычку читать хотя бы 15 минут в день. Отлично подойдет классика, поскольку она яркий образец художественной речи. Это поможет вам расширить словарный запас, обогатит вашу речь и научит ясно излагать мысли. Вы невольно запомните некоторые слова и выражение, которые потом сможете без труда воспроизвести.
- Изучайте синонимы, они позволят вам удивительно разнообразить вашу речь и избежать частых повторений, а так же слов-паразитов и междометий, которые коверкают речь, делая ее малопонятной и раздражающей.
- Не используйте незнакомые слова. Учите новые словами, это поможет вам увеличить запас слов и правильно расставить ударения в словах.
- Говорите чаще и как можно дольше. Если в эту минуту нет подходящих собеседников, включите телевизор и постарайтесь воспроизвести речь диктора. В результате этих упражнений вы научитесь правильно расставлять интонационные паузы, и ваш лексический запас пополнится новыми формами. Помните, говорить нужно обязательно вслух.
- Следите за «чистотой» речи: искореняйте слова, не несущие никакой смысловой нагрузки.
- Рассказывайте о просмотренном фильме или прочитанной книге кому-нибудь. Попытайтесь сделать вашу речь интересной для слушателя.
- Отсутствие длинных пауз и общая связность речи добавит вашему повествованию благозвучности и красоты.
- Не все умеют красиво и грамотно преподносить информацию, но для этого есть упражнение. Называется «разговор ни о чем». Выбираете любой предмет и в течении пяти минут много и вдохновенно описываете его, потом переключаетесь на другой. Это научит вас легко говорить обо всем на свете.
- Избегайте жаргонных, нецензурных слов, а так же понятный одному вам слэнг и научные термины. Старайтесь обойтись без шаблонных фраз.
- Одного словарного запаса будет недостаточно, чтобы строить предложения грамотно. Нужно еще умение четко и лаконично выражать свои мысли, умение правильно строить предложения. Для развития этих навыков попробуйте к любому слову подобрать определение. Или пишите слова и пробуйте составить из них предложения. Чем больше получится – тем лучше.
- Добивайтесь совершенства речи, рассказывая самому себе, как прошел ваш день. Встаньте перед зеркалом и потренируйтесь, следя за жестами и мимикой.
Корректная, правильная речь создаст вам имидж человека умного и образованного. Учитесь владеть вашей речью, все в ваших руках!
Признаки нарушения культуры речи
Стоит отметить, что правильно разговаривать умеют далеко не все. Это можно объяснить техническим прогрессом, который ведет к обратной реакции в общении. В некоторой мере развитие технологий оказывает десоциализирующее влияние на индивида. Он начинает меньше говорить, позволяет себе допускать ошибки в переписке, при общении вживую плохо формулирует предложения, неправильно расставляет ударения.
Повышение культуры устной и письменной речи – это то, в чем нуждается современный человек.
Ниже приведем примеры самых распространенных ошибок, искажающих грамотную речь:
- Упрощение речи, использование в ней жаргонов. Такие оплошности позволяют себе даже грамотные люди. Они называют стиральную машину стиралкой, компьютер – компом. Делают они это не потому, что не знают, как правильно говорить. Просто им лень тратить время на произнесение или написание более длинных слов.
- Использование сленга. Приведем пример. Слово «тормоз» – это не только система в автомобиле, но и человек, который делает все медленно. А «овцой» мы называем не только одно из милейших животных. Согласитесь, если эти слова в их сленговом значении услышит иностранец, маловероятно, что он поймет, о чем речь.
- Слова иностранного происхождения. К примеру, программисты, которые обновили персональный компьютер, скажут, что они его «проапгрейдили». Какой смысл использовать иностранные слова, добавляя к ним русское окончание, если можно говорить на своем родном языке?
- Сокращение слов в переписке. В соцсетях часто коверкают слова. К примеру, вместо «пожалуйста» – «пжлст». Причем тот, кто так делает, действительно не понимает, какой смысл соблюдать правила правописания литературных слов при общении с друзьями. Тем не менее, в деловой переписке он себе такого не позволяет.
- Трансляция по ТВ неграмотной речи. В качестве примера можно привести клип на известную песню группы «Ленинград» – «Лабутены». В нем показана девушка, которая строит из себя культурную леди, но на самом деле таковой не является.
Постановка других членов предложения
Перед сказуемым употребляют наречие на – о и – е: «Мы точно пойдем на каток». Некоторые слова сочетаются в обратном порядке. Обстоятельство образа действия зависят от других второстепенных членов: «Туристы шли медленно. Туристы медленно шли по крутой тропе». Если подразумевается мера и степень, их ставят перед словом, от которого зависят. Временные слова используют перед глаголами-сказуемыми. Обстоятельства места пишут в начале предложения, затем сказуемое и подлежащее: «Слева опускалось красивое красное солнце».
Вводные слова, частицы и предлоги не являются членами предложения. Их употребление происходит в свободной форме. «К сожалению, я не смогу прийти. Я, к сожалению, не буду присутствовать». Обращение также ставится свободно, однако, чаще всего используется в начале предложения. Это можно увидеть на примере: «Ваня, пойдем гулять. Пошли, Ваня, посмотрим на павлинов. Мы сегодня не сможем к вам прийти, Ваня». Частицы ставят перед словом, к которому относятся. Предлог нельзя отрывать от управляемого существительного.
Для чего нужна хорошая дикция
Сначала разберемся, что же такое дикция и почему нам следует о ней позаботиться.
Дикция – четкое, ясное произношение, когда человек произносит слова и фразы понятно и разборчиво. Человек с хорошей речью не “страдает” шепелявостью, гнусавостью, заиканием.
Хорошая дикция – это не требование только к телеведущим и учителям. Она нужна в жизни и обиходе всем. Мы все устраиваемся на работу, общаемся среди своего круга знакомых, мы не знаем, в конце концов, куда нас “занесет”, где и с кем будем взаимодействовать.
Очень яркий пример человека с “хорошей” дикцией был с 2021 до 2019 года в Верховном Совете Украины – А. В. Парубий. С его речи смеялись все, кто мог, ведь не часто СПИКЕРА (от слова “говорить”) совета страны услышишь с такой дикцией! Это я как раз к тому, что нужно уже сейчас заботиться об улучшении качества речи, учиться красиво говорить, чтобы потом не смешить народ…
Упражнения и тексты для развития (тренировки) речи
Программа формирования речи включает несколько задач. На их выполнение потребуется 3 дня. Выполняя новое задание, не забываем каждый раз повторить прежнее. Сначала занимайтесь 15-20 минут. Постепенно увеличьте время до часа.
- Пополняем словарный запас. Понадобятся словарь и текст. Суть задания состоит в замене одних слов другими. Читая текст, необходимо заменять определенные слова, ну например, существительные, синонимами. На первых порах Вам необходим словарь. Позже вы научитесь справляться и сами.
- Тренируемся составлять рассказ по опорным точкам. Методом “тыка” выберите пять совершенно любых слов. Теперь из этих слов нужно составить предложение. Данное упражнение тренирует мышление и гибкость ума.
- Беседуйте с зеркалом, выполняя второе упражнение. Рассказывайте разные тексты с интонацией и без. Подключайте мимику. Изучайте, какая мимика подходит к конкретному тексту. Так Вы научитесь умело контролировать свою мимику.
- Рассказ по опорным точкам № 2. Тоже самое,что и во втором пункте, но уже используем слов не 5, а 10.
- Послушайте себя. Продиктуйте свою речь на диктофон. Уловите свои сильные и слабые стороны.
- Упражнение с другим человеком. Для разговора потребуется собеседник. Возможно это будет тот, кто тоже пытается развить разговорную речь. Но если такого человека нет, то просите кого-либо из знакомых Вам помочь. Вы должны научиться заинтересовать партнера своей речью и попытаться удержать его внимание хотя бы на 5 минут.
Предварительный просмотр:
(о синтаксических ошибках в речи учащихся).
Сведения об авторе: Гуц Татьяна Николаевна
Место работы: г. Москва, Центр патологии
речи и нейрореабилитации
— ЦЕЛЬ СТАТЬИ – РАЗБОР РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК В РЕЧИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ФРАЗ.
ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ФРАЗ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ:
— виды связи слов в предложениях;
-причастные и деепричастные обороты
ПРИМЕРЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ :
— нарушение правил управления
— нарушение правил при согласовании
— об ошибках при употреблении деепричастных оборотов
— об ошибках при употреблении подчинительной связи
— нарушение порядка слов во фразе
— неверное употребление союзов
— ошибки в построении предложений с прямой и косвенной речью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: О забытой работе в школах.
В этой связи можно выделить важнейшие задачи для всех общеобразовательных учреждений: 1)формирование и поднятие культурного уровня учащихся, развитие их мышления, познавательных способностей; 2) необходимость междисциплинарной связи на всех уроках и во внеурочное время (работа с родителями); 3) всем преподавателям, особенно, негуманитарных предметов, необходимо иметь соответствующую подготовку и располагать нужными пособиями; 4) систематическая работа над речью учащихся (а при необходимости, и над речью отдельных педагогов) всего педагогического коллектива.
Одним из важнейших показателей грамотной речи является правильное постро ение предложений . Правила построения предложений изучаются в синтаксисе. К числу синтаксических ошибок относятся: нарушение порядка слов в предложении, правил согласования и управления, неверное употребление причастных и деепричастных оборотов, ошибки в использовании прямой и косвенной речи и др.
Слова составляют речь тогда, когда они связаны между собой. Основными видами связи между словами являются согласование, управление и примыкание.
Согласование — способ связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово. Напри мер, в словосочетании справедливое замечание прилагательное справедливое, как и существительное замечание , стоят в среднем роде, единствен ном числе, именительном падеже; при склонении главного слова замечание так же изменяется зависимое слово справедливое: справедливого замечания, о справедливом замечании.
Управление — способ связи, при котором главное слово управляет зависимым, т. е. требует, чтобы зависимое слово стоя ло в определенном падеже. Например, в словосочетании читать книгу, глагол читать требует, чтобы существительное книга стояло в винительном падеже.
беспокоиться о ком-либо — тревожиться за кого-либо
игнорировать что-либо — пренебрегать чем-либо
отчитываться в чем-либо — отчет о чем-либо
превосходство над чем-либо — преимущество перед чем-либо
примириться с чем-либо — смириться перед чем-либо
тормозить что-либо — препятствовать чему-либо
удивляться чему-либо — удивлен чем-либо
уделять внимание чему-либо — обращать внимание на что-либо — быть внимательным к кому-либо
характеристика кого-либо или кому-либо — жалоба на кого-либо.
Деепричастный оборот синонимичен некоторым придаточным предложениям (времени, причины, уступки и некоторых др.). Как и причастный оборот, деепричастный оборот свойствен книжным стилям, но отличается большей краткостью и выразительностью.
Если же сказуемые главного и придаточного предложений относятся к разным лицам или предметам, то замена придаточ ного предложения деепричастным оборотом невозможна. Например: Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. Здесь в главном предложении действующее лицо — подлежащее я, а в придаточном — комната. Употреблять деепричастный оборот вместо придаточного (когда я открыл окно) в этом случае нельзя.
Вместо придаточного определительного предложения может быть употреблен причастный оборот. В этом случае глагол-сказуе мое заменяется причастием, а слово который опускается; напри мер, в приведенном выше предложении вместо слов которое раз ливается и волнует можно сказать разливающимся и волнующим.
Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. М., 1960г.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников радио и телевидения). Сост. Ф. Л. Агеенко, В.М. Зарва, под ред. Д.Э. Розенталя4-е изд. М., 1971г.
Как работать над своей речью: упражнения
Жаль, что иногда встречаются случаи, когда у индивидуума огромный словарный запас и есть умение вести себя перед публикой, но нет чистоты речи. Точнее, оратор глотает буквы и не произносит их членораздельно или же того хуже неверно произносит звуки и т.п. В таких случаях ему необходимо обратиться к врачу-логопеду, который назначит ряд упражнений. И особа благодаря упорству сможет достичь хорошего результата. Ведь никто не будет слушать ведущего радиостанции, который не может верно произносить половину букв алфавита.
Во время разговора на публике ваше дыхание должно быть правильным, тогда не будет незаконченных фраз либо затянувшихся пауз. Это сильно искажает произносимые фразы. Другими словами, чтобы не заикаться дышите специальным образом. Экономно расходуйте воздух, вовремя вдыхайте кислород. Для этого рекомендованы тренировки, надо научиться дышать с помощью диафрагмы.
- Полезное упражнение — учиться говорить тексты на выдохе. Для этого вначале разбейте выражения на небольшие фразы, произносите их на выдохе. Далее делайте небольшой вдох и говорите следующую часть фразы. На следующем выдохе говорите предложение целиком, не разбивая на фразы. Тренируйтесь при этом дышать спокойно без резких вдохов. Такие тренировки позволят уравновесить ваше дыхание и речь ваша будет ровной.
- Тренируйте свою речь путем произношения слов в разном темпе. Делайте это быстро, а потом медленно, четко, обращая внимание на то, как вы говорите. В этом вам поможет зеркало.
- Произносите скороговорки, следите, чтобы все звуки были четкими без ошибок. Если не получается с первого раза, то пробуйте проговаривать их до тех пор, пока не выйдет.
- Потом делайте акценты на разные согласные звуки. Произносите с акцентом вначале на одни согласные, потом на другие.
- Учитесь говорить с орешками во рту так, чтобы получалось как-будто вам ничего не мешает. Делайте это упражнение с осторожностью, чтобы не подавиться.
Какие характерны признаки и правила
Разговорный стиль предназначен для выражения своих мыслей, передачи информации по разным жизненным вопросам. Для такого жанра характерна разговорная лексика. Признаки:
- спонтанность;
- неподготовленность;
- ситуативность.
Важно именно донесение сути до адресата, чем подача материала. Предложения часто бывают сокращенными в рамках сложившейся обстановки, в которой находятся собеседники. «Пиццу, пожалуйста!» — скажет клиент официанту.
Еще один важный признак — эмоциональность. Жестикуляция, ритм речи, интонация — по этим параметрам можно понять, в каком состоянии собеседник (обижен, зол, расстроен, радостен и т.д.). Логические ударения помогает уловить смысл сказанного.
Какие еще есть специфические черты разговорного стиля:
- Осуществляется в форме диалога.
- Материал не отбирается заранее.
- Большую роль играет мимика, жестикуляция, обстановка.
- Часто встречаются частицы, междометия, неполные предложения, повторяющиеся слова.
- Эмоциональные слова и выражения.
- Отсутствие упорядоченности.
- Интонация — также играет большую роль при восприятии речи.
- Наличие общеупотребительных слов в лексике.
- Часто могут встречаться жаргонизмы, просторечия, сленг, профессионализмы, диалектизмы.
- Почти полное отсутствие книжных слов, абстрактной лексики и терминов.
- Скудность речевых средств. Например, «сгущенка» вместо «сгущенное молоко», декрет (декретный отпуск) и др.
- Наличие фразеологизмов: спустя рукава.
- Чтобы усилить эмоциональность, употребляется удвоение слов с элементами приукрашивания: черный-пречерный, худой-прехудой.
- Изобилие местоимений и глаголов.
- Почти полное отсутствие причастий и деепричастий.
Современный разговорный русский язык также содержит англицизмы, пришедшие из разных сфер жизни (IT, техника, мода): гаджет, таймер, баг, шузы, хаер и т.д.
Развитие речи взрослых людей
В современном мире проблема того, как развить свою речь и научиться говорить красиво, особенно актуальна не только для тех, кто картавит или шепелявит, а также для людей с хорошей дикцией и речью.
Для врожденных дефектов есть общие рекомендации посещения врача-логопеда, чтобы устранить недостатки и неумения правильно произносить звуки. Некоторым может понадобиться хирургическая операция, которая дает точную гарантию исключения патологий в будущем.
Развитие речи, как устной, так и письменной, необходимо каждому человеку. Нужно постоянно учиться, работать над собой, чтобы уметь убедительно изложить свои мысли и формулировать идеи. В этом помогут упражнения:
- Следует запасти богатый словарный запас. Выбрав прозаический текст и взяв лист бумаги, необходимо заменять слова в тексте синонимами. Для этого могут понадобиться словарь русского языка и словарь синонимов.
- Для развития логики следует работать над ключевыми словами. Выбрав из текста 5 и более любых слов, придумать с ними историю или небольшую зарисовку, используя воображение.
- Для обретения уверенной и эмоциональной речи необходимо встать перед зеркалом и прочесть сначала текст без эмоций, после – используя спектр уместных эмоций. Понаблюдать за собой, как это выглядит со стороны.
Что такое обратный порядок слов в предложении?
Обратный порядок — это нарушение традиционной последовательности слов в предложении. Если это делается с целью усиления образности, такой обратный порядок слов в предложении называется инверсией.
Любое изменение правил составления предложений в русском языке акцентирует внимание на словах, находящихся на непривычных местах. Например, перестановка определения перед главным словом подчеркивает его интонационно и семантически: Были здесь барышни прекрасные, молодцы смелые, отцы семейств дородные.
Изменение места определения и отделение его от определяемого существительного всегда усиливает этот член предложения: Поздняя нам выпала в этом году весна.
Непрямой порядок слов часто используется в литературе для создания художественного образа, а также в речевой практике. Инверсия делает наше высказывание более емким, точным, экспрессивным. Например, нарушая правило о постпозиции управляемого слова, соотносимого с глаголом, мы подчеркиваем качество совершаемого действия: Медленно, неверными шаркающими шагами, шел старик по длинному коридору.
Строгой регламентации, как правильно построить предложение в русском языке, нет. Порядок слов обладает относительной свободой, ограниченной грамматическими законами и требованиями смысла.
Порядок слов связан с актуальным членением предложения на тему (известное) и рему (новое). Как правило, тема связана с подлежащим, рема — со сказуемым. Синтаксическое место их не закреплено: Афанасий Иванович тяжело дышал. Вихрями скручивались синие облака в вышине.