Добросовестность поставщика по № 44-ФЗ: что это и как подтвердить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Добросовестность поставщика по № 44-ФЗ: что это и как подтвердить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Демпинг — это, простыми словами, искусственное занижение цены. В госзакупках демпингом считают снижение цены на 25% и больше от начальной максимальной цены контракта. Часто встречается занижение цены и на гораздо больший процент. В некоторых случаях поставщик, в силу своей неопытности, занижает цену, сам того не осознавая. Это бывает, когда он не учитывает те или иные нюансы, которые вскроются уже при выполнении контракта.

Что в 44-ФЗ понимается под демпингом

Бывает и такое, что начальная максимальная цена контракта изначально завышена. Заказчик может завысить НМЦК специально или по ошибке, а подрядчик выставить цену адекватную. В итоге разница между ними может превышать 25%

Есть и другие причины возникновения демпинга: сговор заказчика и поставщика, стратегия «таран» (стратегия выдворения добросовестных поставщиков), мошенничество поставщика. В иных случаях поставщик выставляет низкую цену потому, что ему важна не столько оплата, сколько заключение самого договора. Как бы то ни было, демпинг приводит к определённым последствиям.

Как поставщик предоставляет информацию, чтобы подтвердить свою добросовестность по 44-ФЗ в 2019 году

Желающие принять участие в конкурсе должны подтвердить в заявке свою надежность. Если это аукцион, то необходимо предоставить заверенный проект контракта. Действия заказчика варьируются исходя из ситуации.

  1. Комиссия конкурса выявила, что данные о добросовестности являются поддельными.

    В этом случае заявка поставщика отклоняется, и комиссия делает пометку в протоколе. Обязательно указывается причина отказа. После подписания протокола от заказчика требуется в течение 1 рабочего дня сообщить участнику конкурса об отклоненной заявке.

  2. Победитель конкурса не подтвердил в заявке добросовестность.

    Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ, если нет контрактов? Заявка принимается при условии, что участник предоставит обеспечение контракта, которое по размеру превосходит первоначальную сумму в 1,5 раза. Только в этом случае заключается соглашение. Если есть условия об авансе, то обеспечение должно быть не меньше этой суммы.

  3. Участник не подал сведения о добросовестности или комиссия выявила недостоверность указанной информации.

    Поставщика объявляют уклонившимся от сделки и оформляют это в виде протокола, который подписывают и в течение одного дня публикуют в ЕИС. Заказчик может заверить контракт подписью, только если вторая сторона сможет подтвердить свою надежность достоверными данными. Когда такая информация отсутствует, поставщик вправе предоставить по контракту обеспечение.

Статья 37 44-ФЗ предусматривает также дополнительные меры, которые применяются в дополнении к основным положениям антидемпинговых мер (АДМ) при участии в торгах по некоторым товарным направлениям.

К таковым направлениям относятся:

  • продукты питания;
  • средства для оказания медицинской и скорой помощи, в том числе оборудование для экстренного и неотложного лечения;
  • горюче-смазочные материалы;
  • лекарственные препараты;
  • оборудование для конструкторских и исследовательских центров;
  • выполнение технических работ и оказание консультационных услуг.

В 44-ФЗ отсутствуют требования для обязательного обоснования стоимости контракта, и оно осуществляется в произвольной форме для предупреждения применения дополнительных мер, связанных с вышеназванными категориями товаров.

К обоснованию стоимости можно приложить:

  1. Гарантийное письмо от производителя данного товара.
  2. Документированное подтверждение наличия данного товара у поставщика.
  3. Прочие документы, которые гарантируют исполнение поставки и обязанностей по контракту.

Приложив к заявке данные документы, вы будете защищены от заказчиков, которые не смогут ее отменить по факту необоснованной цены, а дальнейшие антидемпинговые меры будут применяться только на общем основании.

«Бумажные» и электронные процедуры

Есть разница в применении антидемпинговых мер при проведении «бумажных» и электронных процедур с НМЦ, не превышающей 15 млн рублей. Суть состоит в том, что информацию о своей добросовестности в «бумажных» процедурах участник предоставляет в составе подаваемой заявки. Если указанная информация участником не предоставлена, в том числе признана комиссией заказчика недостоверной, контракт с таким участником заключается после предоставления повышенного обеспечения исполнения контракта.

Читайте также:  Новая форма отчета РСВ в 2023 году

В электронных же процедурах, напротив, сведения о добросовестности предоставляются участником при заключении контракта. Если такие сведения будут признаны комиссией заказчика недостоверными, то участник признается уклонившимся от заключения контракта и сведения о нем направляются заказчиком в реестр недобросовестных поставщиков. Следовательно, в электронных процедурах участник не имеет права на ошибку, также как у заказчика нет возможности дать время участнику предоставить взамен информации о добросовестности повышенное обеспечение исполнения контракта.

Особенности применения антидемпинговых мер при осуществлении закупок лекарственных средств

Закон № 44-ФЗ предусматривает, что при осуществлении закупок лекарственных средств, включенных в перечень ЖНВЛП, заказчик применяет антидемпинговые меры к участнику (общие и дополнительные) только в случае, если участник снизился на 25 и более процентов относительно зарегистрированной предельной отпускной цены производителя, а не НМЦк. Так, например, если участник снизится на 50 и более процентов от НМЦк, но предложенная им цена не ниже 25% предельной отпускной цены производителя лекарственного препарата, предложенного к поставке, антидемпинговые меры к участнику не применяются.

При закупке лекарственных средств, не включенных в перечень ЖНВЛП, антидемпинговые меры применяются в общем порядке. Закупка в одном лоте лекарственных препаратов, включенных и не включенных в перечень ЖНВЛП не допускается (в том числе в случае, если НМЦк не превышает 1 млн. рублей и закупаемые препараты функционально связаны между собой), т.к. такое объединение приведет к невозможности применения заказчиком ст. 37 Закона № 44-ФЗ ввиду разности подходов в расчете 25% снижения.

Удачных закупок!

Понятие субсидий определяется в Соглашении ВТО по субсидиям и компенсационным мерам шире, чем только правительственные финансовые выплаты, осуществляемые посредством прямых переводов средств, «прощения» долгов, положений, касающихся поставок товаров в натуральном виде, либо других форм поддержки доходов или ценовой поддержки.

Субсидии подразделяются на «запрещенные», «дающие повод для разбирательства» и «не дающие повода для разбирательства».

Субсидии являются «запрещенными», если они (это положение не применяется к сельскохозяйственным субсидиям, регулируемым Соглашением ВTO no сельскому хозяйству):

  • обусловлены показателями экспортной деятельности»,
  • обусловлены предпочтительным использованием отечественных товаров перед импортными.

Субсидии являются «дающими повод для разбирательства» (это положение не применяется к сельскохозяйственным субсидиям, регулируемым Соглашением ВТО по сельскому хозяйству), если они вызывают негативные последствия, а именно:

  • ущерб национальной экономике или экономике другого члена ВТО,
  • «исчезновение» или ущемление выгод, прямо или косвенно затрагивающих интересы других государств-членов.

«Серьезный ущерб» может быть установлен, если субсидия имеет своим результатом:

  • вытеснение или препятствие импорту подобных товаров на рынок страны, использующей субсидию,
  • вытеснение или препятствие экспорту подобных товаров из одного государства-члена на рынок третьей страны,
  • значительное занижение цен, ценовую депрессию, подавление цен или нереализованные продажи подобных товаров в другие государства-члены, или
  • увеличение в масштабах мирового рынка доли какого-то отдельного субсидируемого первичного продукта или товара по сравнению со средней долей в предыдущие три года. Это не касается товаров, в отношении которых применяются другие международные договоренности (это приложение не применяется к товарам (как правило, сырьевым), в отношении которых действуют другие многосторонние торговые правила).

Соглашение предусматривает процедуры разрешения споров по «запрещенным» и «дающим повод для разбирательств» субсидиям с целью прекращения практики таких субсидий либо, если субсидирующее государство не желает отменить субсидии, разрешение па принятие адекватных контрмер членами организации, которые инициировали разрешение спора.

Субсидии являются «не дающими повода для разбирательства», если они:

  • не относятся к числу специфических, то есть их доступность не ограничивается конкретными фирмами,
  • подпадают под одну из трех следующих категорий помощи:
    — помощь на НИОКР, до 75% от стоимости НИОКР после начала производства, либо до 50% от стоимости НИОКР до начала производства;
    — помощь, оказываемая в общих рамках программ регионального развития;
    — помощь, призванная содействовать адаптации имеющегося оборудования к новым экологическим требованиям.

Грядущие изменения в законодательстве

На подписи у президента лежит законопроект, который существенно изменяет 44-ФЗ, в частности, порядок применения антидемпинговых мер и правил подтверждения добросовестности:

  1. Основанием для применения антидемпинговых мер скоро станет не только снижение на 25 % и более общей цены закупки, но и единиц отдельных товаров, работ, услуг.
  2. Существенно сократится количество вариантов для участников закупок доказать свою благонадежность: все без исключения подрядчики должны будут предоставлять информацию о не менее чем трех контрактах, исполненных за последние три года.
  3. По контрактам, заключенным по результатам процедур с существенным снижением цены, станет невозможным авансирование.

При нарушении сроков: просрочка возникла из-за действий заказчика

Если компания нарушила сроки из-за действий заказчика, ее в реестр недобросовестных поставщиков не включат.

Читайте также:  Самые часто задаваемые вопросы по картам для тахографов

Например, если заказчик предоставил подрядчику для выполнения работ смету с ошибками в расчетах, в последний момент потребовал изменить ассортимент строительных материалов, несвоевременно передал документы, которые необходимы для начала выполнения работ.

Также предприниматель может избежать попадания в реестр, если заказчик не исполнил обязательства по контракту. Например, просрочил передачу подрядчику проектно-сметной документации и объекта незавершенного строительства.

Если же не будет убедительных доказательств, что виноват заказчик или третье лицо, суд отменит решение государственного органа об отказе внести сведения о организации в реестр.

Например, подрядчик нарушил сроки контракта. Заказчик потребовал от антимон-ков внести подрядчика в реестр. Они отказали, так как решили, что заказчик сам ненадлежаще исполнил обязательства по контракту, а в действиях общества не было умышленного недобросовестного поведения.

Суды отменили решение гос. органа. Подрядчик отстал от графика выполнения работ на 90 дней. Причина нарушения сроков — у подрядчика не хватало денег, а не ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств.

Доказательств, что подрядчик принял все меры, чтобы надлежаще исполнить контракт, в материалах дела нет, резюмировали судьи.

Что должен проверять заказчик, а что оператор ЭТП

По закону оператор электронной торговой площадки в течение часа после получения заявки проводит проверку по следующим пунктам:
— наличие электронной подписи на документах;
— истечение срока регистрации в ЕИС и аккредитации на электронной площадке;
— наличие участника в реестре недобросовестных поставщиков.

Об этих моментах заказчик может не беспокоиться. Но вот соответствие прочим единым и дополнительным требованиям придется проверить закупочной комиссии:
— подлинность представленных документов (например, сертификата СТ-1 или сертификата соответствия на товар);
— наличие долгов по налогам;
— наличие судимости за экономические преступления;
— участие в нескольких юрлицах, дисквалификацию и регистрацию по массовому адресу;
— присутствие в реестре СМП.

Сведения об участнике проверяет Федеральное казначейство на этапе внесения в единый реестр участников закупок. Однако заказчику лучше перестраховаться и повторно проверить бумаги и сведения. Ведь в случае, если будут обнаружены нарушения, убытки понесет именно он. Как это сделать — расскажем дальше.

Добросовестный поставщик: кто он

Добросовестность — это статус, который имеет значение при подписании контракта. Простыми словами, добросовестность поставщика — это факт умения работать с государственными заказчиками, подтверждённый определённым документом, о котором мы поговорим позже.

В зачёт добросовестности идут исключительно сведения из реестра государственных контрактов о тех договорах, которые уже исполнены поставщиком.

Один из основополагающих принципов государственных закупок — принцип обеспечения конкуренции. Он подразумевает, что любое заинтересованное лицо может принять участие в госзакупках и стать исполнителем контракта. Конкуренция между участниками должна быть добросовестной, то есть честной.

К недобросовестной ценовой конкуренции относят, в частности, демпинг. О нём мы поговорим в следующем разделе. Но добросовестность проверяют не только по этому параметру: заказчики внимательно изучают уже закрытые поставщиком контракты и проверяют, не уплачивал ли тот неустойки, пени и штрафы.

Если подрядчик некачественно выполнил предыдущие контракты, вероятно, он некачественно выполнит и контракт текущий. Поэтому проверка подрядчика на добросовестность — обязательный этап, который проходят все.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».

Как подтвердить добросовестность без повышения суммы обеспечения

Придется предоставить заказчику информацию из реестра контрактов о 3 контрактах, которые вы исполнили в течение трех лет до момента подачи заявки на текущий аукцион или конкурс. Контракты должны быть без штрафов и пени, для их исполнения вы не привлекали подрядчиков.

Цена одного из прошлых контрактов должна составлять минимум 20% от цены контракта, на который вы претендуете. Например, сейчас цена контракта — 2 млн руб, значит, один из прошлых контрактов должен составлять 400 тыс руб.

Были ситуации, когда заказчики забывали вносить сведения об исполненным контракте в реестр, хотя обязаны делать в течение 5 рабочих дней. Если вы не обнаружили информацию о себе в реестре, попросите заказчиков исправить ситуацию. Если просьбу игнорируют, предоставьте для нового контракта копии актов о приемке товара. Они — доказательство исполнения контракта.

Важно – контракт, которым поставщик подтверждает свою добросовестность, должен быть исполнен участником не более чем за 3 года до даты подачи заявки. Так что даже если указанный контракт висит в статусе «Исполнение», не торопитесь отказываться от приемки сведений о нем. Ст. 103 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013 говорит о том, что в реестре контрактов отражается информация об исполнении контракта (или его этапа). То есть – возможно, контракт еще не оплачен заказчиком, но участником уже исполнен. Для этого, правда, придется, смотреть размещенную внутри информацию в части исполнения контракта участником, и надеяться, что заказчик по предоставленному контракту не нарушил сроков размещения.

Читайте также:  Специальные налоговые режимы в 2023 году

Обратная сторона – не стоит торопиться и принимать сведения, если контракт стоит в статусе «исполнение завершено». Тут может быть обратная ситуация – участник исполнил обязательства больше чем за 3 года до подачи заявки, а заказчик оплатил эти работы и отразил завершенное исполнение меньше, чем за 3 года, что опять же видно из информации в реестре контрактов. Такой контракт, считаю, принимать как подтверждение добросовестности нельзя.

Что же касается контрактов на статусе «исполнение прекращено», то тут в первую очередь надо смотреть на причину прекращения. Если по соглашению сторон – такие сведения принимаются (с коррекцией на сумму отраженных исполненных обязательств, конечно), если же по расторжению в одностороннем порядке или по решению суда…а вот тут, внезапно, все не так просто, как кажется.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и информация подтверждающая добросовестность поставщика

Причем эта сумма должна быть не меньше размера аванса, если он предусмотрен документацией.

При демпинге цены на электронном аукционе поставщик обязан предоставить сведения, подтверждающие добросовестность, одновременно с подписанным контрактом по текущей закупке.

Конкурсная комиссия или непосредственно заказчик, в зависимости от вида процедуры, сверяют предоставленные сведения с реестром контрактов.

Если обнаружатся поддельные или неточные сведения, заявка отклоняется (в конкурсе), либо участник признается уклонившимся от сделки (в аукционе). В последнем случае результаты публикуются в ЕИС в виде протокола, а право оформить сделку переходит ко второму по цене участнику. Если предложение последнего тоже снижено на 25 % и больше от НМЦК, то и к нему применяются все антидемпинговые меры.

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, согласно закону № 44-ФЗ

Законом «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ введена новая (в сравнении с прежней редакцией законодательного акта) норма, которая включает ряд антидемпинговых приемов для участвующих в конкурсных и аукционных процедурах. Демпинг — это притворное снижение цены на товары и услуги по сравнению с рыночными. Соответственно, антидемпинговые меры — это мероприятия, направленные на борьбу с таким снижением.

В понимании закона № 44-ФЗ под демпингом может рассматриваться понижение цены на 25% и более от начальной ставки контракта. При этом в качестве антидемпинговых приемов определяются:

  1. При изначальной стоимости контракта свыше 15 000 000 руб. — предоставление обеспечительных мер в 1,5 раза большей сумме, чем обеспечительный параметр, определенный аукционной или конкурсной документацией (но не меньше суммы аванса, если он предполагается).
  2. При первоначальной стоимости контракта 15 000 000 руб. и меньше:
    • обеспечение в полуторном размере суммы обеспечения, определенной конкурсными документами,
    • либо наличие подтверждающей добросовестность участника закупки информации (44-ФЗ, ч. 3 ст. 37).

Ведение антидемпинговых процедур в иной форме законом № 44-ФЗ не предполагается и может быть обжаловано участниками конкурса или аукциона.

Таким образом, передача на рассмотрение данных о благонадежности участника закупки — это антидемпинговая процедура, используемая в указанной в законе ситуации и проводимая в нормативно определенной форме. Понятие информации, которой может быть подтверждена добросовестная деловая репутация участника закупки, определено в ч. 3 ст. 37 закона № 44-ФЗ. Согласно ее положениям, ей являются данные из реестрового перечня контрактов, заключенных заказчиком.

Какими бумагами подтвердить

Как именно подавать информацию о добросовестности, зависит от вида закупочной процедуры. Если это конкурс, сведения включаются в состав заявки. В случае с аукционом данные передаются заказчику вместе с подписанным проектом контракта. Если победитель вовремя не предоставляет подтверждение своей добросовестности или подает ложные данные, это может стать поводом для признания его уклонистом. А это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года.

Также в ст. 37 говорится, что если предметом контракта выступает товар, необходимый для нормального функционирования скорой помощи, в том числе лекарства и топливо, участник должен предоставить заказчику обоснование своей цены. Что это может быть? Гарантийное письмо, составленное компанией-производителем, или бумаги, подтверждающие, что товар у поставщика в наличии. Подойдут также другие документы и расчеты, доказывающие, что участник сможет исполнить контракт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *