Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на перевозку пассажиров от лидеров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.
Как добавить дополнительный автобус в лицензию?
Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:
- заявление;
- копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.
В заявлении указываются следующие данные:
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- номер автобуса (регистрационный знак);
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
- необходимость получения выписки из реестра.
Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН
Наименование услуги |
Москва |
Санкт-Петербург |
Регионы |
---|---|---|---|
Цена на лицензию для перевозки пассажиров | от 15000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Внесение в реестр лицензированных автобусов | 5000 р. | от 4000 р. | от 3000 р. |
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН | 5000 р. | от 4000 р. | от 3000 р. |
Поиск специалиста по БДД | от 15000 р. | от 15000 р. | от 15000 р. |
Перечень требований к автобусу, к перевозчику
Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.
Водитель должен обладать:
- категорией «Д»;
- российским водительским удостоверением;
- общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.
Компания должна иметь:
- медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
- штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
- боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.
Транспорт должен быть снабжен:
- лицензионной карточкой;
- страховым полисом ОСАГО;
- обязательным страхованием для пассажиров;
- установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.
Цены на лицензию на перевозку пассажиров
Вид услуги |
Подробнее |
Стоимость |
Консультирование клиента |
Не все знают, как получить лицензию Ространснадзора на перевозку пассажиров. Мы готовы детально рассказать о выполнении процедуры. Консультирование осуществляют профессиональные юристы, специализирующиеся на оформлении подобных разрешений |
2 000 |
Подготовка документов |
Специалист соберёт все бумаги от имени заказчика и поможет составить заявление с учетом действующих норм |
от 5 000 |
Подача заявления |
Юрист сам съездит в Ространснадзор и инициирует процедуру получения лицензии на пассажирские перевозки |
От 2 000 |
Прохождение проверки |
В день прибытия представителя Ространснадзора в компанию юрист также приедет и будет сопровождать инспектора. Взаимодействие ведется с позиций закона, поэтому проверяющий не сможет предъявить необоснованные претензии к компании |
От 5 000 |
Оформление лицензии на перевозку пассажиров автобусом «под ключ» |
Тарифный план включает в себя весь комплекс операций, которые потребуется осуществить для выполнения процедуры оформления. |
От 10 000 |
Требования к потенциальным получателям лицензии
Для всех соискателей, которые желают серьезно заниматься перевозками и возить пассажиров в автобусах, необходимо выполнить определенные требования. Они направлены в первую очередь на то, чтобы соблюсти права пассажиров на комфортную поездку и обезопасить людей в пути. К обязательным требованиям относятся следующие:
- Для того чтобы транспортные средства содержались в исправном техническом состоянии, перевозчику необходимо иметь свою ремонтную базу. Если такой возможности нет, то заключается договор на ремонтное обслуживание транспортных средств с посторонней организацией
- Для работы на автобусе необходимо иметь категорию прав Д. Водители должны не только обладать водительскими удостоверениями с открытой категорией Д, но и обладать хорошим физическим здоровьем. Ведь от состояния водителя зависит жизнь и здоровье пассажиров
- Приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года определено, что водитель должен иметь водительское удостоверение, выданное в России, а также иметь стаж работы по категории Д не меньше года. За этот год не должно иметься никаких взысканий
- Для осуществления перевозок необходимо прохождение медосмотра. Поэтому в штате организации должен присутствовать медик. Если такой возможности нет, то заключается договор на прохождение медосмотров со сторонней организацией. Чаще всего применяется второй метод, поскольку он менее затратный
- Перевозчик должен обеспечить выпуск на маршрут только исправного транспорта с наличием всего необходимого оборудования
Получать ли лицензию?
Деятельность без лицензии – незаконна. Если водитель, предприниматель, юридическое лицо нарушает закон, рано или поздно это выяснится, и придется первоначально заплатить штраф. Для водителя штраф составит 5000 рублей, для ИП-перевозчика – 100 000 рублей, а юридическому лицу придется заплатить 400 000 рублей. Повторное нарушение обойдется юридическому лицу уже в 1 000 000 рублей. Кроме того есть ответственность в размере 500 000 рублей — за использование незарегистрированного маршрута, но это больше касается регулярных пассажирских перевозок.
Надо понимать, что любая остановка сотрудником ГИБДД, а еще хуже – ДТП, сразу же выявит нарушение закона. Что касается деятельности перевозчиков по коммерческим договорам с организациями – тут главный нюанс заключается в том, будет ли заказчик работать с перевозчиком, который нарушает закон? С большой долей вероятности, что нет. А будет ли с таким перевозчиком работать диспетчерская компания (есть такие компании, которые оказывают услуги агрегатора, то есть «состыкуют» заказчиков и исполнителей)? Тоже весьма вероятно, что нет.
Цены и риски недополучать прибыль несравнимы с затратами на получение лицензии. Так что ответ на вопрос очевиден: конечно, лицензию получать нужно.
Список необходимых документов
Пакет документов, который необходимо предоставить для получения лицензии для осуществления пассажирских перевозок будет зависеть от формы собственности лицензиата. Индивидуальный предприниматель должен предоставить:
- паспорт;
- документы, подтверждающие право собственности на транспортные
- средства, ПТС, талоны технического осмотра, полисы ОСАГО;
- выписку из ЕГРИП;
- документы, подтверждающие факт владения или аренды помещений для обслуживания, отстоя и ремонта транспортных средств. Такие помещения должны иметь всё необходимое оборудование. В качестве альтернативы можно предоставить договор о предоставлении ремонтных и сервисных услуг третьими лицами;
- диплом штатного медицинского работника или договор с мед. организацией, имеющей лицензию, дающую право на оказание подобных услуг;
- квитанцию об уплате государственной пошлины.
Юридическое лицо для получения лицензии должно подать:
- устав и другие учредительные документы;
- паспорт директора;
- ОГРН и ИНН;
- приказ о назначении руководителя на должность;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- документы, подтверждающие факт владения или аренды помещений для обслуживания, отстоя и ремонта транспортных средств;
- СТС, ПТС, талоны технического осмотра, полисы ОСАГО;
- статистические годы Государственного комитета по статистике;
- документы, подтверждающие квалификацию нанятого персонала (диплом медицинского работника, водительские удостоверения, трудовые книжки);
- реквизиты расчётного счёта;
- чек об уплате государственной пошлины.
Разрешение или лицензия
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Как поставить микроавтобус на маршрут
Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.
Кому требуется лицензия на пассажирские перевозки
Если деятельность какой-то компании либо физического лица имеет отношение к трансферу пассажиров, причем массового типа, то для того чтобы это делать легально, необходимо получить соответствующую лицензию. Количество человек, которое физическое/юридическое лицо на постоянной основе планирует доставлять из одного пункта в другой, должно быть равным либо большим восьми.
Иначе говоря, если осуществляется перевозка семи и меньшего количества физических лиц, то она не относится к категории массовых, и, соответственно, лицензия в подобных ситуациях не требуется. Что касается вида трансфера, то данный фактор значения не имеет. Документ, предоставляющий право доставлять более восьми человек одновременно в определенные пункты, оформляется как в случае городских поездок, так пригородных и междугороднего типа.
Что касается такси, которые как раз и созданы для перевозки физических лиц, то здесь все зависит от марки и модели автомобиля. Если вместительность транспортного средства составляет более восьми мест, то лицензия обязательно нужна. Однако в большинстве случаев в службе такси зарегистрированы легковые автомобили, в которых есть всего лишь четыре места (+1 водительское). В таких ситуациях лицензия не требуется.
Кроме таксистов, оформления лицензии можно избежать еще нескольким юридическим лицам. Речь идет о тех организациях, основная деятельность которых относится к какому-то определенному типу, а перевозка физических лиц указана в качестве второстепенного занятия. К примеру, на каком-нибудь предприятии может быть служебный автобус, который в дневное время суток используется в рабочих целях, а по утрам и вечерам развозит одновременно больше двадцати сотрудников.
Лицензирование пассажироперевозок: нормативно-правовые аспекты
Для понимания того, что представляет собой лицензия на перевозку пассажиров, целесообразно изучить ряд законов и подзаконных актов, регламентирующих процедуру лицензирования. К таковым относятся следующие документы:
- Федеральный закон N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280);
- Административный регламент предоставления госуслуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144).
Детальному изучению этих документов стоит отвести время еще перед тем, как получить лицензию. Это важно для перевозчика хотя бы потому, что орган, оформляющий соответствующие разрешения, − Ространснадзор − проверяет выполнение каждым предприятием-соискателем всех требований транспортного законодательства.
Получение лицензии на пассажирские перевозки в 2021 году
С 1 марта 2021 года лицензированию подлежит любая деятельность по перевозке людей автобусами, в которых оборудовано свыше восьми мест (ФЗ за № 386 от 30.10.2018 г.) как по заказам, так и для собственных нужд.
Для транспорта, предназначенного для поддержания общественной безопасности и жизнедеятельности населенного пункта перевозка пассажиров осуществляется без лицензии. К нему относятся автобусы полиции, МЧС, скорой помощи, пожарной охраны, следственных органов и т. п., а также автобусы, осуществляющие перевозки, без использования автомобильных общественных дорог или по закрытой территории предприятия.
Поправки к закону по лицензированию пассажироперевозок вступят в законную силу 1 марта 2021 года. Для предпринимателей и компаний перевозчиков парламентариями дана отсрочка в получении разрешения до 29 июня 2021 года. Даже если перевозчик действует на основании лицензии, в 2021 году придется получить новую, но по облегченной процедуре без внеплановой документарной проверки.
Информация по каждому автобусу заносится в реестр лицензий Ространснадзора, поэтому отдельно получать разрешение на каждое ТС не требуется. Если в ходе проверки окажется, что сведения по автобусу не внесены в реестр, то деятельность автоперевозчика приравняют к деятельности без соответствующего разрешения и наложат штрафные санкции.