«Межрегиональное объединение проектировщиков и экспертов»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Межрегиональное объединение проектировщиков и экспертов»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.

Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация имеет право:

1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

3. запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Виды СРО:

1. СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта (СРО строительное).

СРО в строительстве – это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

2. СРО в области архитектурно-строительного проектирования (СРО проектное).

СРО в проектировании – это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование.

3. СРО в области инженерных изысканий (СРО изысканий).СРО изыскателей – это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц выполняющих инженерные изыскания.

Когда надо вступать в СРО

С 1 января 2010 года было прекращено действие лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания для зданий и сооружений, а вместо них обязательным стало участие в соответствующей саморегулируемой организации, если организация или индивидуальный предприниматель планируют проводить работы, указанные в Перечне видов работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).

Если планируемые вами работы не указаны в Перечне, то вступать в СРО необязательно. Если есть, но при этом помечены звездочкой *, то допуск СРО требуется, только если объект, на котором будут производиться эти работы, указан в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

Перечень не распространяется на следующие объекты:

  • не требующие выдачи разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (гаражи, не предназначенные для ведения предпринимательской деятельности, киоски, навесы, строений и сооружений вспомогательного использования и др.);
  • на объекты индивидуального жилищного строительства, с количеством не более трех этажей.

Таким образом, существует большой объем строительных работ, для которых допуск СРО, а значит, и вступление в саморегулируемую организацию не требуется. Например, не нужен допуск для отделочных и малярных работ, установки окон, работ по благоустройству, индивидуального малоэтажного строительства.

Читайте также:  Иск о признании права собственности на квартиру в порядке наследования

При этом заказчик может потребовать от подрядчика членства в СРО, а условие о допуске саморегулируемой организации может быть обязательным для выполнения работ по государственному заказу.

Сколько стоит вступление в СРО

Несмотря на то, что СРО называется некоммерческим партнерством, поддержание ее функционирования обходится недешево. Это сложная структура, объединяющая не только участников, но включающая в себя контрольную, ревизионную и дисциплинарную комиссии; исполнительный и коллегиальный органы управления; третейский суд. Высшим органом управления СРО является общее собрание ее членов. Для финансирования этой деятельности участники партнерства уплачивают при вступлении в организацию взносы: вступительный, членский, целевой.

Размеры этих взносов устанавливаются самой организацией, приведем пример этих сумм одного из некоммерческих партнерств:

  • вступительный взнос — 10 000 рублей;
  • членский годовой взнос — от 55 000 рублей (при доходах участника СРО до 10 млн. рублей) до 150 000 рублей (при доходах более 500 млн. рублей);
  • целевой годовой взнос — 5 000 рублей.

И наконец, взнос в компенсационный фонд, который идет на возмещение ущерба, нанесенного участниками СРО третьим лицам в результате своей профессиональной деятельности. Размеры взносов в компенсационный фонд указаны в ст. 55.16 Градостроительного кодекса. Например, для строителей от 100 000 рублей, а для проектировщиков и изыскателей от 50 000 рублей.

Возврат всех внесенных взносов при выходе участника из СРО не производится (ст. 55.7 Градостроительного кодекса и ст.13 закона № 315-Ф3 от 1 декабря 2007), кроме случаев ликвидации некоммерческого партнерства.

Согласно ст. 55.6 (6) Градостроительного кодекса допуск СРО выдается в срок не позднее чем в трехдневный срок после принятия решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд. Некоторые СРО предлагают различные способы кредитования для своих членов, то есть оплаты взносов в рассрочку.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 315-ФЗ саморегулирование — это самостоятельная и инициативная деятельность, которая включает в себя разработку и установление стандартов и правил в определенной сфере хозяйственной деятельности, а также контроль за соблюдением требований таких стандартов и правил. Саморегулирование осуществляют субъекты предпринимательской (организации и индивидуальные предприниматели) и профессиональной деятельности (например, оценщики, арбитражные управляющие), объединившиеся в СРО.

Согласно нормам действующего законодательства все СРО являются некоммерческими организациями, следовательно, на них распространяется общий порядок создания и госрегистрации, предусмотренный в ст. 51 ГК РФ, ст. 13, 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Однако для присвоения некоммерческим организациям статуса СРО они должны соответствовать ряду специальных требований, установленных Законом N 315-ФЗ или иными федеральными законами. Рассмотрим такие требования.

  1. СРО должны осуществлять деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Отметим, что Закон N 315-ФЗ прямо не называет цели, для достижения которых создаются СРО. Цели могут быть установлены на основании отдельных положений указанного Закона, например норм о функциях, выполняемых СРО (ст. 4, ч. 1 ст. 6). В соответствии с такими нормами данная организация:

  • создает условия для профессиональной и предпринимательской деятельности;
  • разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности;
  • контролирует деятельность своих членов;
  • защищает их права и др.

Помимо этого, федеральными законами, регулирующими статус СРО в определенной сфере хозяйственной деятельности, могут устанавливаться специальные цели их создания (см., например, Закон об оценочной деятельности, Закон о рекламе, Закон о рынке ценных бумаг [4] и др.). Так, в ст. 48 Закона о рынке ценных бумаг цель создания СРО указана довольно четко: для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Контроль, осуществляемый СРО за деятельностью ее членов

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 315-ФЗ контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится путем плановых и внеплановых проверок. Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил этой организации, а также условий членства в СРО. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в СРО жалоба на нарушение ее членом указанных требований.

Если в ходе проверки выявлены нарушения требований стандартов и правил, условий членства в СРО, материалы такой проверки передаются в специализированный орган СРО по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. Если этот орган установит факт нарушения членом СРО указанных требований и стандартов, а также условий членства в СРО, то он вправе принять решение о применении в отношении такого члена одной из следующих мер дисциплинарного воздействия:

  • вынесения предписания, обязывающего устранить выявленные нарушения в установленные сроки;
  • вынесения предупреждения;
  • наложения штрафа;
  • рекомендации об исключении лица из членов СРО, подлежащей рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления организации;
  • иной меры, установленной внутренними документами СРО.

[1] Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

[2] Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Саморегулирование и юридическая ответственность

Как верно отмечается в литературе, «саморегулируемые организации наделены важнейшей в рыночных условиях хозяйствования функцией обеспечения дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами»’. Действительно, к основным задачам государства при внедрении саморегулирования в ту или иную сферу предпринимательской или профессиональной деятельности относятся повышение качества осуществления этой деятельности, ужесточение ответственности за ее результаты перед заинтересованными лицами и перед обществом в целом. Обобщая цели создания СРО в сферах, для которых создание СРО является обязательным, В. В. Кванина выделяет «предупреждение причинения вреда, повышение качества работы членов СРО, обеспечение условий осуществления деятельности членов СРО, регулирование и контроль деятельности членов СРО»^. Следует также согласиться, что главенствующим принципом создания СРО должен стать принцип содействия в предпринимательстве и защиты прав и законных интересов своих членов^ Исходя из этого, необходимо рассмотреть особенности юридической ответственности членов СРО, а также самой СРО.

Читайте также:  Приказ о закреплении транспортного средства за водителем

Права и обязанности организации

СРО имеет право оспаривать решения госорганов, идущие вразрез с интересами ее участников. Правление организации уполномочено принимать участие в подготовке законодательной базы, связанной со сферой ее деятельности, и выносить на рассмотрение собственные законопроекты. В отношении своих членов СРО имеет полномочия применять дисциплинарные меры, если был установлен факт нарушения принятых в организации правил и норм.

Саморегулируемое объединение обязано:

  • проверять качество работы компаний-участников;
  • готовить нормативную документацию, регулирующую деятельность членов СРО;
  • создавать условия для повышения квалификации и обучения сотрудников компаний;
  • рассматривать жалобы, поступающие от третьих лиц в адрес участников организации.

Некоторые СРО также занимаются сертификацией услуг и продукции, выпускаемой входящими в ее состав ИП и юридическими лицами.

Функции СРО и ее членов

Статья 6 Закона о СРО устанавливает функции, права и обязанности СРО и ее членов, общие для всех видов СРО. Вниманию подлежат обязательные для исполнения функции:

  1. каждой без исключения СРО, вне зависимости от сферы предпринимательства, необходимо разработать и установить в СРО условия членства субъектов сферы предпринимательства;

  2. применение мер дисциплинарного воздействия к своим членам. СРО наделены данной функцией для предотвращения членами СРО возможного намеренного причинения вреда своим контрагентам и третьим лицам под страхом применения к ним различных мер дисциплинарного воздействия, таких как принуждение к устранению нарушений, возмещение вреда и многое другое;

  3. анализ деятельности членов СРО. Для проведения саморегулируемой организацией анализа деятельности членов, каждый член в определенный промежуток времени с периодичностью представляет в СРО информацию (отчет, документацию) о своей деятельности;

  4. каждая СРО должна обеспечить информационную открытость всех своих членов, для этого информация публикуется на официальном сайте СРО. Информационный перечень, подлежащий публикации содержится в законе о СРО;

  5. всеми саморегулируемыми организациями должен осуществляться контроль за деятельностью своих членов по соблюдению условий членства в компании и требований правил и стандартов, установленных саморегулируемой организацией;

  6. каждая СРО обязана принимать жалобы от всех потерпевших от действий членов саморегулируемой организации. Данные жалобы подлежат рассмотрению саморегулируемой организацией, а также СРО рассматривает дела обо всех нарушениях членами условий членства и установленных организацией правил и стандартов.

  7. все саморегулируемые организации должны вести реестр своих членов, такой реестр ведется организацией по требованиям, установленным законом о СРО, и отражает те сведения, которые по закону должны найти обязательное отражение в реестре.

За что могут исключить из саморегулируемой организации

Все основания для изгнания строительной, проектной или инженерно-изыскательской компании из СРО описаны в статье 55.7 Градостроительного кодекса РФ. Приведем их в полном объеме:

  • двукратное невыполнение требований Госстройнадзора в течение года;
  • нанесение ущерба клиентам или другим лицам из-за несоблюдения технических регламентов, установленных СРО и законодательством РФ;
  • неоднократное нарушение стандартов и регламентов СРО в течение одного года (либо одно нарушение грубого характера);
  • многократные задержки либо неуплата взносов (как регулярных, так и в компенсационный фонд).

По собственной инициативе можно выйти из СРО, если вас не устраивает размер членских взносов или вы прекратили деятельность. Также членство в саморегулируемой организации прекращается в случае ее реорганизации, присоединения к другой СРО либо расформирования.

Решение об исключении участника из СРО принимает общее собрание. В трехдневный срок это решение должно быть доведено до исключенного ИП или юрлица. Если принято решение о возврате средств из компенсационного фонда, деньги возвращаются также в день вступления в силу решения об исключении.

В России действует свыше тысячи саморегулируемых организаций в различных сферах экономической деятельности. Вступление в СРО дает возможность компании выйти на более высокий уровень бизнеса, получить новые стимулы к развитию. А в некоторых случаях – например, в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях – является обязательным условием для участия в крупных тендерах.

СРО представляет собой некоммерческое партнерство, члены которого занимаются одним видом деятельности. Саморегулируемая организация вырабатывает стандарты этой деятельности и отслеживает их выполнение.

Участники СРО осуществляют своего рода взаимное страхование, формируя специальные компенсационные фонды. Из них оплачивается нанесение вреда третьим лицам в результате нарушения стандартов членами СРО, а также возмещается ущерб госзаказчикам, если состоящая в СРО компания не исполняет свои обязательства по контракту.

Чтобы стать членом саморегулируемой организации, необходимо собрать внушительный пакет документов, но и при этом можно получить отказ, если вы уже состоите в другом СРО, документов не хватает либо ваши возможности не соответствуют принятым в СРО стандартам.

Члены СРО уплачивают вступительный взнос, а также регулярные взносы. В целом получаются довольно внушительные суммы, но если вы планируете всерьез завоевывать рыночные высоты, без таких расходов не обойтись. Членство в СРО значительно повышает доверие заказчиков к фирме, в случае неприятностей вам не придется самостоятельно оплачивать крупное возмещение, плюс вы получаете доступ к базе знаний СРО, а ваши сотрудники проходят постоянное переобучение.

Покинуть СРО можно по собственному желанию, по причине реорганизации или прекращения деятельности либо из-за нарушения правил и стандартов саморегулируемой организации.

Правовой статус саморегулируемых организаций

Основная цель саморегулируемых организаций — регулирование и обеспечение деятельности профессионалов в том или ином сегменте экономической деятельности. Общие регулятивные и охранительные меры часто устанавливают более высокий уровень требований к участникам, чем акты государственных органов. Это объяснимо, так как многие сферы деятельности требуют узкого профессионализма, собственных внутренних правил и регламентов. Поэтому и управлять здесь должны не просто менеджеры, а профессионалы, разбирающиеся во всех тонкостях своего ремесла.

Читайте также:  Новый документ по оплате труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ

Те СРО, которые были созданы в соответствии с отраслевыми законами, были некоммерческими организациями (в том числе общественными объединениями). Их функции — в представлении законных интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Функция регулирования выражается в разработке и установлении обязательных для выполнения своими членами правил профессиональной деятельности, внутренних правил и стандартов деятельности и профессиональной этики. Они также контролируют деятельность своих членов на предмет соблюдения законодательства и установленных правил, рассматривают жалобы на их действия.

Отраслевое законодательство предусматривает, что саморегулируемые организации ведут реестр своих членов. Они формируют компенсационный (гарантийный) фонд или имущество общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных их членами при осуществлении ими своей деятельности, могут создавать третейские суды для разрешения разногласий между членами.

История саморегулирования профессиональной деятельности

Если обратиться к истории регулирования профессиональной деятельности, то можно сказать, что саморегулирование профессиональной деятельности появляется в Средние века в Западной Европе, где возникают первые объединения купцов.

В отечественной литературе крупным исследованием о развитии предпринимательства в Европе является монография И.М.Кулишера «История экономического быта Западной Европы» , в которой рассматривается деятельность всех ассоциаций средневекового периода3, то есть история развития саморегулирования.

В связи с рассмотрением И. М. Кулишером истории происхождения цехов и характера цехового строя особенный интерес представляет полемика, связанная с различными мнениями относительно происхождения цехов. Так, по мнению Кейтгена (Keutgen) публичная власть, группируя ремесленников на рынке в зависимости от характера производимых ими изделий, тем самым создавала определенные ремесленные организации (Aemter). Из них уже впоследствии образовывались самостоятельные ассоциации ремесленников, пользующиеся автономией в области промысла, — цехи. Таким образом, цехи возникают в два приема, хотя и являются с самого начала городскими организациями публично-правового характера4.

«Другая группа писателей, — отмечает И.М. Кулишер, — не только отрицает происхождение цехов в два приема, но и вообще придает главное значение стремлению самих ремесленников к объединению в союзы, образованию ими ассоциаций по собственному почину. Затем такие ассоциации уже утверждались публичной властью; признание их прав было для них необходимо, но оно имело лишь формальное значение, фактически цехи существовали и до их утверждения» . В данном случае подчеркивается заинтересованность государства в объединении лиц одной профессии.

Отмечается, что цеховые статуты являются ничем иным, как записями норм обычного права, которые могли существовать уже задолго до их внесения в статут, поэтому есть основания предполагать, что они возникли и применялись в жизни гораздо раньше6.

Тем самым, в этой дискуссии о происхождении цехов и зарождается идея деления саморегулирования на «добровольное», «принудительное» и др.

В дореволюционной цивилистической литературе особенности статуса корпораций купцов рассмотрены Г. Ф. Шершеневичем, который в своем «Курсе торгового права» писал, что отдельные сословия вырабатывали самостоятельно порядок юридических отношений между своими членами. В каждом городе купцы разделялись на корпорации сообразно предмету своей торговли, развивалось особое обычное право для каждой корпорации» , то есть то, что теперь мы называем правилами саморегулируемых организаций и саморегулируемых ассоциаций. СВ. Бахин отмечает, что «возникавшие между купцами споры рассматривались исключительно внутри гильдии. Постепенно на основе рассмотрения аналогичных ситуаций в каждой торговой гильдии стало складываться ее собственное право. Такое право носило обычный характер, хотя уже тогда предпринимались попытки (прежде всего в городах средневековой Италии) записывать сложившиеся правила. Именно со средневековым купеческим правом связано зарождение правовой унификации»8. Обычное право корпораций развивалось постольку, поскольку отсутствовало государственное регулирование их деятельности. Однако «с усилением государственности верховная власть берет на себя задачу устроения частных отношений членов общества»9, и государственное регулирование постепенно заменяет саморегулирование10, что нашло выражение во включении в законодательство обычных норм предпринимательских объединений.

По мнению Д. А. Завидова в средние века совершение основных сделок регулировалось правилами, устанавливаемыми гильдиями (цехами) торговцев, которые, если использовать грубое сравнение, походили на современные ассоциации защиты торговли11.

Таким образом, ассоциации средневекового периода были прообразом современных саморегулируемых организаций и саморегулируемых ассоциаций, которые, объединяя торговцев, устанавливали собственные правила и следили за их исполнением.

Задачи и функции саморегулируемых организаций

Саморегулируемые организации объединяют компании одной отрасли с целью контроля и регулирования их профессиональной деятельности.

Основными задачами СРО являются:

  • контроль и регулирование профессиональной деятельности;
  • разработка стандартов качества проведения работ;
  • анализ деятельности компаний-участников на основании их отчетов;
  • организация обучения и аттестации работников компаний-членов объединения; обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, публикация информации об этой деятельности;
  • рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации; ведение реестра членов союза в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Особенности документации

В соответствии со статьей 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для того чтобы вступить в СРО, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны предоставить в объединение следующие документы:

  • Заявление о приеме. В нем в том числе следует указать виды работ, проводимых заявителем; копии регистрационных документов предпринимателя или юрлица;
  • Копии учредительных документов (для юрлица);
  • Приказы о назначении гендиректора и главного бухгалтера;
  • ОГРН и ИНН;
  • Выписку из ЕГРЮЛ и из информационного уведомления Госкомстата;
  • Подтверждение квалификации (диплом о высшем образование соответствующего профиля и опыта (не менее 5 лет) у ИП или руководителя компании;
  • Трудовые договора с не менее чем двумя специалистами по направлениям деятельности, данные о которых внесены в соответствующий реестр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *