Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право на забастовку зафиксировано в статье 37 Конституции РФ. Это высший источник закона, а потому все положения Трудового кодекса, различные ФЗ, нормативные положения, внутренние акты предприятия должны ему соответствовать.
Комментарий к ст. 413 TК РФ
1. Право на забастовку, гарантированное ст. 37 Конституции РФ (см. комментарий к ст. 398 ТК), может быть ограничено только законом.
2. Статья 413 ТК, определяя, какие забастовки считаются незаконными, исходит из положений ст. 55 Конституции РФ о той мере, в какой возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина.
3. Полный запрет на проведение забастовок работниками, работающими у любого работодателя, может устанавливаться на основании ФКЗ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277).
4. Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с ФКЗ от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375) на территории, на которой на основании указа Президента РФ введено военное положение.
5. Являются незаконными и не допускаются забастовки в органах и организациях, перечисленных в п. п. «а» и «б» ч. 1 ст. 413 ТК РФ, поскольку проведение в них забастовок может создавать угрозу безопасности и здоровью людей.
6. Право на забастовку некоторых категорий работников (государственных и муниципальных служащих, военнослужащих, сотрудников милиции, работников профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, ядерных установок или пунктов хранения и др.) может быть ограничено федеральным законом.
7. Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК (см. комментарий к соответствующим статьям ТК).
8. Забастовка признается незаконной по заявлению работодателя или прокурора на основании решения суда, подлежащего немедленному исполнению, которое доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку.
9. На условиях и в порядке, которые установлены в заключительной части ст. 413 ТК, забастовка может быть отложена либо приостановлена судом.
10. В особых случаях решение о приостановлении забастовки может быть принято Правительством РФ.
Законное обоснование права на забастовку
Подробнее законность организованных протестов рассмотрена статьей 407 ТК РФ. Разберем основные правила:
- Забастовка устраивается только тогда, когда были приняты все попытки к примирению при разрешении трудового конфликта, однако работодатель или уклоняется от примирения, или не исполняет соглашений, которые были установлены. Еще один вариант: в отношении руководителя предприятия было принято определенное решение трудовым арбитражем, но он не исполняет его.
- Перед организацией протестного мероприятия сотрудники должны ознакомиться с положениями статьи 413 ТК РФ, в которой изложены различные ограничения и обстоятельства, препятствующие осуществлению протеста.
- Участие в мероприятии должно быть исключительно добровольным. Трудящегося строго запрещено принуждать к принятию решения (положительного или отрицательного) относительно участия в протесте. Если это произошло, виноватое лицо несет ответственность.
- Представители работодателя не могут никоим образом принимать участие в протесте и в его подготовке. Данное правило оговорено статьей 409 ТК РФ.
Нормативные акты, с которыми нужно ознакомиться перед организацией мероприятия, – статьи 407 и 413 ТК РФ.
Санкции для незаконно бастующих
Решение о незаконности забастовкиПризнание судом незаконности забастовки не является единственным правовым решением. По своим правовым последствиям к нему могут быть приравнены судебное решение о приостановке либо отсрочке забастовки на срок до 15 дней по ч.7 статьи 413 ТК и решение Правительства РФ о ее приостановке не более чем на 10 дней (до вынесения решения суда) по ч.8 статьи 413 ТК. Такие решения принимаются в особых случаях.
Работодатель вправе наказать протестующих сотрудников только в случае их неповиновения решению суда. Он вправе использовать в отношении незаконно бастующих меры дисциплинарной ответственности: от выговора до увольнения. Больше о видах дисциплинарных взысканий можно узнать здесь.
Незаконные забастовки повлекут и дополнительную ответственность за них. Работников-организаторов, входящих в представительный орган протестующих, могут обязать возместить убытки предприятия. Речь идет об ущербе, который был понесен в связи с действиями коллектива. О порядке взыскания ущерба, причиненного работодателю, читайте в статье https://otdelkadrov.online/6107-usloviya-poryadok-privlecheniya-rabotnika-k-materialnoi-otvetstvennosti-vzyskanie-ushherba. При этом работодатель обязан подтвердить его размер соответствующими доказательствами в рамках судебного разбирательства.
Комментарий к статье 413 ТК РФ
1. Основания признать забастовку незаконной, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, основаны на положениях ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Ограничения реализации права работников на забастовку установлены: во-первых, для работников всех организаций в особых условиях (военное или чрезвычайное положение); во-вторых, для работников организаций, прямо связанных с обеспечением обороны страны, безопасности государства и населения; в-третьих, для работников в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
3. Первое ограничение установлено по единственному критерию — существование указанных в законе условий. Оно распространяется на работников любых организаций. Например, в условиях чрезвычайного положения действует ст. 11 Закона о чрезвычайном положении.
В соответствии с указанной нормой на период действия чрезвычайного положения в качестве одного из временных ограничений может быть запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также запрет или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Эти ограничения предусматриваются указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.
Решение о введении ограничений принимается Президентом РФ самостоятельно либо по ходатайству коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение (ст. 18 Закона о чрезвычайном положении).
Разрешение коллективного трудового спора, возникшего или продолжающегося в период действия чрезвычайного положения, если указом Президента РФ установлены упомянутые ограничения, должно быть отложено или завершено на дозабастовочной стадии рассмотрения.
4. Угроза обороне страны может возникнуть исключительно в военное время (в период ведения боевых действий или введения военного положения), поскольку только в этот период реально осуществляется оборона.
Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» предусматривает возможность ограничения права на забастовку в период введения военного положения. В соответствии со ст. 7 Закона на территории, на которой введено военное положение на основании указов Президента РФ, запрещается проводить забастовки и использовать иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций.
5. Безопасность государства — понятие более широкое; оно включает, в частности, обороноспособность страны, создание режима соблюдения прав всех граждан государства.
Под безопасностью населения надо понимать и охрану жизни и здоровья граждан, и защиту людей в чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, пожары и т.п.), и правовую защиту (деятельность правоохранительных органов).
Норма ч. 1 комментируемой статьи исходит из того, что приостановка деятельности указанных в ней организаций всегда создает угрозу важным и охраняемым интересам общества, поэтому работникам таких организаций проведение забастовки запрещено независимо от наличия других обстоятельств.
6. В организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, забастовки запрещаются лишь в том случае, когда они создают угрозу конституционно значимым общественным интересам.
Используя конституционную формулировку, ТК устанавливает два критерия для запрещения забастовок (признания их незаконными): 1) принадлежность к определенной категории работников; 2) создание забастовкой угрозы обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Указанные критерии применяются одновременно.
Такой подход обеспечивает необходимое согласование между защитой профессиональных интересов, которая осуществляется с помощью забастовки, и соблюдением общественных интересов.
При решении вопроса о признании забастовки незаконной на основании критериев, предусмотренных комментируемой статьей, необходимо учитывать, что ограничения права на забастовку объективно обусловлены характером деятельности указанных категорий работников и возможными последствиями прекращения ими работы. Однако в каждом конкретном случае подлежит специальному исследованию факт существования угрозы обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей, поскольку именно наличие такой угрозы позволяет сделать вывод о том, что могут быть нарушены конституционно охраняемые общественные интересы.
7. Федеральные законы могут ограничивать право на забастовку. Однако введение ограничений возможно лишь при строгом соблюдении Конституции РФ.
Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.05.1995 N 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (в редакции от 20 мая 1991 года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации», ограничение права на забастовку не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч. 2 ст. 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других лиц (п. «c» ч. 1 ст. 8). При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений.
Возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и предлагаемых последствий прекращения ими работы прямо вытекает из положений ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым Конституция РФ определяет для законодателя рамки возможных ограничений.
Выработанный Конституционным Судом РФ подход по вопросу о возможности ограничения права на забастовку в полной мере поддержан ВС РФ. В Постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» подчеркивается: ограничение права на забастовку допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции РФ. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, указанных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, неправомерно.
Несанкционированная забастовка какое правонарушение
ТК РФ Статья 413. Незаконные забастовки
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:
а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.
Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.
Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.
Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.
Признание забастовки незаконной
Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с законом о чрезвычайном положении.
5. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.
6. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.
7. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
8. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.
9. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.
10. В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.
Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.
Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.
Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка.
Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки
Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.
В решении об объявлении забастовки указываются:
перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;
наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.
Забастовка как средство решения трудовых конфликтов
Право на проведение забастовок совмещено с процессом решения трудовых конфликтов, что также основано на международном праве. Данное право описывается как волевые меры рабочих на работодателя для побуждения его к разрешению возникшего спора. В то же время, забастовка не должна быть средством оказания давления на органы, которые участвуют в разрешении спора, куда входят арбитражные органы по добровольному примирению. Основываясь на этих принципах была создана Рекомендация МОТ №92 «О добровольном примирении и арбитраже» от 29.06.1951 года, которая сообщает о необходимости приостановить забастовку на время проведения переговоров в процессе примирительного диалога или рассмотрения конфликта арбитражным органом.
Международные-правовые акты о правах человека определяют возможность регламентации права на забастовку к внутреннему законодательству государства.
Следовательно, законодатель принимает решения в области регулирования оснований и условий для проведения забастовки, а также оснований не допускать ее.
В этой ситуации описывается необходимость со стороны законодателя, при определении норм организации забастовок, осуществлять обязательное согласованием между охраной профессиональных интересов, одним из инструментов которой является забастовка, и охраной общественных интересов, которой может быть нанесен вред или могут быть быть нарушены права граждан страны.
Какая забастовка будет признана незаконной?
Протестное мероприятие признается незаконным при наличии следующих обстоятельств:
- Не объявлена продолжительность забастовки, не учтены требования к мероприятию.
- Событие формирует угрозу Конституции и здоровью граждан (согласно статье 55 Конституции РФ).
- Трудящиеся не исполняют минимальные работы, прописанные в решении.
Не признаются законными протесты:
- В процессе военного положения или ЧП.
- В вооружённых структурах и прочих военных объединениях.
- В структурах, отвечающих за оборону, его безопасность.
- В спасательных, противопожарных организациях.
- В структурах, несущих ответственность за действия в период стихийных бедствий и ЧП.
- В правоохранительных структурах.
- В компаниях, занимающихся обслуживанием опасных форм производств.
- В скорой помощи.
- В структурах, которые обеспечивают жизнедеятельность людей (к примеру, отопительные, газоснабжающие компании, поликлиники).
То есть не допускается прекращение деятельности тогда, когда это создает угрозу жизни и здоровью людей. Приведенный перечень изложен в статье 413 ТК РФ.
Забастовка: понятие, порядок проведения и правовые последствия для ее участников
⇐ Предыдущая27282930313233343536Следующая ⇒
Забастовка— это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Забастовка представляет собой крайний способ разрешения коллективных споров.
В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора забастовка — это действие работников, выражающееся в виде давления на работодателя путем прекращения работы с целью добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах.
Право на забастовку— это право трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастовка — это коллективные действия, форма коллективного ультиматума работников для удовлетворения их требований, не получивших разрешения мирным путем.
В Российской Федерации законодательством предусмотрена возможность проведения 2-х видов забастовок:
1. обычная, о начале которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней;
2. предупредительная (не более 1 часа), о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня.
70 См. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. Л» 59.
Первая форма забастовок наиболее распространена. Вторая является особой акцией, демонстрирующей готовность работников добиться удовлетворения своих требований.
От забастовок несут убытки не только работодатели, но и работники (не получают за это время заработную плату), уменьшается прибыль не только бастующего трудового коллектива, но и потребителей и поставщиков данного бастующего производства.
Право работников на забастовку в соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается ст. 409 ТК РФ способом разрешения коллективного трудового спора. Право на забастовку у работников наступает, если:
1) примирительные процедуры не привели к разрешению спора, или
2) когда работодатель (его представители) уклоняются от примирительных процедур, или
3) когда работодатель не выполняет достигнутого в примирительных процедурах соглашения или не исполняет решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу.
Только в этих трех случаях работники (их представители) вправе приступить к организации забастовки. Участие в забастовке добровольное. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
Закон четко регулирует порядок объявления забастовки (ст. 410 ТК РФ). Об объявлении забастовки решение принимается собранием (конференцией) работников организации, индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников.
Тактика работодателей в решении конфликта
Итак, какой же может быть реакция работодателя на назревающий конфликт и поведение в развивающемся споре?
Практика показывает, что зачастую работодатель выбирает тактику ухода от рассмотрения и разрешения спора по существу: поиск уловок для отказа от вступ-ления в коллективный трудовой спор и проведения примирительных процедур, различные формы давления на активистов и профсоюз, иногда с привлечением внешнего ресурса.
Однако очевидно, что для преодоления кризиса требуется взаимный диалог, партнерство и сотрудничество сторон: вступление в переговоры с работниками, добросовестное и полноценное ведение переговоров, конструктивное и заинтересованное разрешение конфликта.
Именно добросовестное участие в примирительных процедурах, устраняющее почву для забастовки, должно быть нормой поведения, в том числе и предполагаемой законом.
Поэтому даже в период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора по закону обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведе-ния переговоров.
Ошибка: Работодатель не был уведомлен о проведении забастовки.
Комментарий: Нанимателя необходимо оповестить о начале предупредительной забастовки за 3 дня до ее проведения, а также о готовящейся основной забастовке (за 10 дней до начала). В противном случае, акция протеста будет признана незаконной.
Ошибка: Между работодателем и сотрудниками возник трудовой спор. Профсоюз предпринимает попытки по организации забастовки, не решив должным образом вопрос о возможном примирении сторон.
Комментарий: Забастовка допускается законом только в том случае, если перед ее организацией были предприняты попытки к примирению сторон трудового спора, но работодатель уклонился от решения проблемы мирным путем.
Право на проведение забастовки возникает у работников, когда они использовали другие способы разрешения конфликтной ситуации с работодателем, которые в меньшей степени опасны для нормальной организации технологического процесса. Проводить забастовку разрешается в одной из следующих ситуаций:
- примирительные процедуры, предусмотренные статьей 401 ТК РФ, не привели к разрешению конфликтной ситуации. При этом в соответствии с этой статьей в список таких мероприятий входит рассмотрение спора примирительной комиссией, привлечение к разрешению этой ситуации уполномоченного посредника или разбор имеющихся обстоятельств в арбитраже;
- работодатель, его представители или коллективная организация работодателей не выполняет условия соглашения, достигнутого в ходе переговоров по этому конфликту;
- работодатель, его представители или коллективная организация работодателей не выполняет решение трудового арбитража, вынесенное в результате рассмотрения спорной ситуации.
В этом случае работникам разрешается провести забастовку. При этом участие в ней должно быть строго добровольным. Работник вправе отказаться от участия в ней, если он не согласен с позицией коллег по конкретному вопросу и придерживается иных взглядов на возможные пути решения проблемы. Представителям работодателя участие в таком мероприятии не разрешается.
В каком порядке принимается решение о признании забастовки незаконной
Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК РФ.
Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном ТК РФ.
Важно
В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.
В случае, когда организатором выступает профсоюзная структура, этот срок должен составлять 7 рабочих дней.Стоит отметить: работники могут не придерживаться порядка объявления забастовки в том случае, если было принято решение провести часовую предупредительную забастовку. Данное мероприятие призвано продемонстрировать готовность сотрудников добиться удовлетворения своих требований.
Эту забастовку можно провести после 3 дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя за 2 дня (в случае рассмотрения спора на локальном уровне) и после 4 дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя за 3 дня (в случае рассмотрения спора на других уровнях соцпартнерства). К решению о проведении предъявляется ряд требований: