Демократия подъезда: что нужно знать о товариществах собственников жилья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Демократия подъезда: что нужно знать о товариществах собственников жилья». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы создать ТСЖ, жильцы дома должны провести общее собрание собственников многоквартирного дома. За решение о форме правления в виде ТСЖ должны проголосовать более 50% собственников площадей в доме. На собрании также необходимо выбрать правление ТСЖ, председателя и ревизионную комиссию, которая будет контролировать работу правления и председателя. Сроки их полномочий могут составлять как один год, так и больше. На собрании необходимо принять устав товарищества. Затем документы нужно подать в Жилищную инспекцию для регистрации, а также оформить юридическое лицо.

Организация деятельности ТСЖ

После получения Свидетельства о регистрации ТСЖ необходимо изготовить круглую печать и открыть расчетный счет в любом банке. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ ТСЖ обязано уведомить ИФНС об открытии счета в течение 7 (семи) дней со дня его открытия, иначе в соответствии со ст. 118 Налогового кодекса РФ на ТСЖ будет наложен штраф в размере 5000 (пяти тысяч) руб.

Кроме того, необходимо осуществить постановку ТСЖ на учет в государственных внебюджетных фондах и органах статистики.

Инициативная группа или председатель ТСЖ извещает собственников помещений многоквартирного дома о состоявшейся регистрации ТСЖ. Председатель ТСЖ информирует собственников помещений о целесообразности их вступления в члены ТСЖ.

Согласно разъяснительному письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. № 14314-РМ/07 «О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом», товарищество собственников жилья обязана приступить к управлению МКД непосредственно со дня государственной регистрации ТСЖ. Согласно разъяснительному письму Минрегиона РФ от 20 декабря 2006 г. № 14313-РМ/07 «О передаче технической документации на МКД», организация, управлявшая многоквартирным домом ранее (т.е. до создания ТСЖ), обязано безвозмездно передать товариществу техническую документацию на дом за тридцать дней до возникновения у ТСЖ обязанности приступить к управлению таким домом.

Приватизация городом подвалов в многоквартирных жилых домах и приватизация гражданами квартир и комнат в этих домах с последующим объединением граждан в ТСЖ привели во многих случаях к парадоксальной ситуации, когда у одного дома с едиными инженерными коммуникациями и строительными конструкциями оказывалось два владельца: жильцы и город. Это создавало определенные трудности в эксплуатации дома, особенно инженерных сетей и оборудования, размещающихся в подвале. ЖК РФ положил конец такой ситуации, разрешив ее в пользу жильцов, но приватизированные городом до вступления в действие ЖК РФ подвалы так и остались в городской собственности. В главе рассматриваются именно такие случаи и обосновываются предложения по выходу их создавшейся ситуации.

Жилые многоквартирные дома послевоенной постройки строились, как правило, по типовым схемам, в которых подвалам отдавалась роль технического помещения для размещения и обслуживания инженерных коммуникаций и оборудования, прежде всего санитарно-технического назначения. В подвалах располагались индивидуальные тепловые пункты (ИТП), водомерные узлы, нижний (обратный) розлив отопления, подающий розлив отопления в бесчердачных и некоторых других домах, распределительные сети («гребенки») розливов отопления и водоснабжения с запорной арматурой, розлив водопровода, подключения к стоякам отопления с запорно-регулирующей арматурой и спускными устройствами, подключения к стоякам водопровода с запорной арматурой, объединительные сети канализации с подключением к стоякам и выпускам.

Подвалы проектировались с учетом того, что эксплуатацией подвала и располагаемых в нем инженерных сетей и оборудования будет заниматься одна жилищно-эксплуатационная организация. Именно поэтому, как правило, на каждой секции дома предусматривался один вход в подвал через тамбур за входной дверью. Водомерные узлы и ИТП отдельного входа не имели; доступ к ним осуществлялся через общий вход и внутренние помещения подвала. Таким же образом осуществлялся доступ ко всем инженерным сетям с запорной и регулирующей арматурой. При этом, учитывая существующий порядок ответственности за эксплуатацию зданий, в том числе подвалов, никаких проблемных ситуаций не существовало.

С началом приватизации такая «гармония» нарушилась. Городские власти произвели государственную регистрацию права собственности города на отдельные помещения подвалов в ряде жилых домов послевоенной постройки. В это же время началась приватизация гражданами своих квартир и комнат. Создалась парадоксальная ситуация: одни владеют частью подвала, другие – квартирами и комнатами и отвечают за эксплуатацию всего здания, но часто не могут попасть в подвал, переданный в аренду или проданный физическому или юридическому лицу.

Ситуация обострилась с образованием ТСЖ, войдя в противоречие не только со здравым смыслом, но и с введенным в действие 1 марта 2005 г. ЖК РФ, согласно которому собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности ряд общих помещений, в том числе подвалы и расположенные в них коммуникации и оборудование, обслуживающее все квартиры жилого дома. Но могут ли эти собственники обеспечить нормальную эксплуатацию инженерных сетей и оборудования, если отдельные помещения подвала, приватизированные городом, находятся в собственности или аренде юридических или физических лиц?

Читайте также:  Имеет ли право останавливать стажер гибдд

Ответ на этот вопрос становится очевидным, если вспомнить, во-первых, что подвал имеет единственный на каждой секции дома вход, обеспечивающий доступ к оборудованию, коммуникациям и к помещениям, приватизированным городом. Именно поэтому, как правило, попасть в ИТП, водомерный узел или к распределительному узлу с запорной арматурой, не говоря уже о подсоединениях к стоякам, можно лишь через приватизированные городом помещения. Но в таких условиях невозможно обеспечить круглосуточный свободный доступ к указанному оборудованию, уберечь его от несанкционированного воздействия, своевременно предотвратить возникшие аварийные ситуации!

Во-вторых, создаются препятствия для соблюдения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, требующих проведения систематического осмотра, технического обслуживания, текущего и капитального ремонта всего оборудования, коммуникаций и отдельных элементов строительных конструкций. Например, для устранения течи в любом соединении отопительного прибора и подводки к нему необходимо в подвале отключить весь стояк, слить из него воду, устранить указанную течь и вновь запустить стояк. Такая работа может производиться ежедневно, и доступ к узлам подключения стояков отопления должен быть свободным.

Таким образом, можно заключить, что использование подвала в качестве технического помещения для размещения и эксплуатации инженерных коммуникаций и оборудования, обслуживающих многоквартирный дом или его часть, предопределяет передачу такого подвала в общую долевую собственность владельцам квартир в этом доме, в первую очередь владельцам, создавшим ТСЖ, ибо оно в той или иной форме осуществляет эксплуатацию дома, включая сети и оборудование, расположенные в подвале.

Из сказанного можно сделать лишь один вывод: приватизированные городом подвальные помещения должны быть переданы в общую долевую собственность владельцам квартир в домах ТСЖ, если в первую очередь рассматриваются именно эти товарищества.

Городские власти должны признать, что решение о приватизации подвалов было не самым оптимальным и дальновидным, и Жилищный кодекс это подтвердил. А неверные решения надо исправлять. При возврате подвалов полученные средства за аренду остаются в городе, а вот деньги за проданные подвалы, скорее всего, придется возвращать покупателям. Во всяком случае, эти суммы практически незаметны в бюджете города и несравнимы с положительным эффектом от деприватизации подвалов, которая позволит обеспечить эффективную эксплуатацию жилых домов и снизит связанную с этим социальную напряженность. Решение вопроса остается за городским правительством.

Однако до выхода такого решения ТСЖ может обратиться в суд с соответствующим иском. При юридически грамотно составленном иске с последовательным обоснованным изложением материала, отражающего основные моменты, изложенные выше, безусловно, можно рассчитывать на успех. При этом следует представить суду техническое заключение проектно-строительной организации, подтверждающее, что в конкретном доме подвал соответствует типовой схеме.

К сожалению, приходится констатировать, что городские власти Санкт-Петербурга и руководители многих других регионов РФ под разными предлогами не соглашаются на возврат подвальных помещений в общую долевую собственность владельцам квартир, объединившихся в ТСЖ, а районные и городские суды поддерживают позицию властей. Налицо пример явного игнорирования не только здравого смысла и требований технической эксплуатации жилых зданий, но и правовых норм, регламентирующих условия отнесения подвалов к общему имуществу МКД.

При существующих обстоятельствах решение вопроса могут взять на себя ассоциации и объединения ТСЖ, имеющие значительно большие возможности, чем отдельно взятое ТСЖ.

Какой персонал входит в ТСЖ?

Набор сотрудников в штат Товарищества происходит на основании потребностей собственников помещений. Как правило, в ТСЖ входит следующий персонал:

  1. председатель (обязательный сотрудник, избираемый собственниками МКД);
  2. члены правления, избираемые на общем собрании, занимающиеся подбором персонала и прочими вопросами, касающимися управлением организацией;
  3. бухгалтер, ведущий отчетность Товарищества (при его отсутствии данную функцию выполняет председатель):
  4. юрист (если жильцы посчитали необходимым наличие такого сотрудника в штате);
  5. рабочие:
    • электрик;
    • лифтер;
    • консьерж;
    • уборщица;
    • слесарь-сантехник;
    • дворник;
    • паспортист.

Понятие и особенности товарищества собственников жилья, порядок создания товарищества собственников жилья

Объединение граждан для совместного управления своими делами в такую организационно-правовую форму, как «товарищество», известно цивилистике достаточно давно. Данная форма объединения граждан ведет свою историю от института societas (договор товарищества), существовавшего еще в римском праве, которое не признавалось юридическим лицом.

Применительно к организационно-правовой форме объединения граждан в жилищной сфере возможность создания товарищества была предусмотрена в Законе РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». В законе собственникам приватизированных жилых помещений предоставлялось право создавать товарищества. После этого возможность создания товарищества была предусмотрена в Законе РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», в ст. 1 и ч. 1 ст. 8 которого под термином «кондоминиум» понималось товарищество собственников недвижимости в жилищной сфере. И одновременно под этим же термином понималось недвижимое имущество, которое являлось объектом общего пользования многоквартирного дома и относилось к общей собственности. Во исполнение данного закона в Указе Президента РФ от 23.10.1993 № 2275 было утверждено Временное положение о кондоминиуме. В отличие от законодательных актов Временное положение более подробно регламентировало правовое положение объединений собственников жилых помещений. Потом был принят Федеральный закон от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».

За что можно подать жалобу на ТСЖ?

Конфликтные ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства возникают довольно часто, причиной тому может служить не только незаконные действия руководства Товарищества, но и завышенные требования собственников помещений, не входящих в Устав некоммерческой организации. Итак, подать жалобу на ТСЖ правомерно в случае:

  • ненадлежащего исполнения обязанностей по уходу за МКД и прилегающей к нему территорией;
  • нерациональный расход средств бюджета, проявляющийся в воровстве, несогласованных с собственниками тратах и завышенных суммах сделок;
  • повышение жилищно-коммунальных платежей, не связанное с увеличением тарифов за поставляемые ресурсы;
  • низкое качество предоставляемых коммунальных услуг, не соответствующее действующему законодательству;
  • отсутствие реакции на требование собственников и жильцов многоквартирного дома устранить неполадки;
  • несвоевременное начало отопительного сезона, низкая температура в помещениях МКД;
  • приостановление подачи холодной и горячей воды на время, превышающее законодательно установленные сроки;
  • отсутствие мероприятий по проведению капитального и текущего ремонта помещений и конструкций общего пользования, расположенных в МКД.

Порядок выхода из ТСЖ

По большому счету для выхода из данной организации, владельцу жилья в МКД достаточно изъявить свое желание. Только донести его до руководства ТСЖ требуется не устно, а в письменном виде! Документ пишется от лица собственника, желающего покинуть товарищество, за его подписью.

Заявление составляется по установленному в товариществе образцу или в произвольной форме. Готовый документ направляется по почте или вручается лично одному из представителей правления ТСЖ. В последнем случае следует иметь два экземпляра документа для проставления отметки о его принятии.

Далее поступившее заявление регистрируется и рассматривается правлением. Законом оснований для отказа в выходе из товарищества одной квартирой или домом не предусмотрено. Более того, членство в нем считается прекращенным с момента подачи заявления.

Законодательством такого требования не предусмотрено, но лучше до выхода из ТСЖ погасить все долги по членским взносам. Стоит заплатить и задолженность за жилищно-коммунальные услуги. Отдельными документами (например — уставом) ТСЖ порядок выхода из него может быть прописан более детально.

Что должен делать председатель товарищества собственников?

Полномочия председателя и срок, на который он избирается, должны быть отражены в уставе ТСЖ. Лицо, занимающее данный пост, обязано выполнять следующие функции:

  • Обеспечивать исполнение решений правления ТСЖ;
  • Действовать от имени товарищества без доверенности, в том числе предоставлять отчётность в контролирующие органы, распоряжаться средствами на расчётном счёте ТСЖ;
  • Подписывать платёжные документы и договора с подрядчиками;
  • Рассматривать обращения жильцов;
  • Предоставлять отчет о проделанной работе и потраченных средствах.

Какую форму управления выбрать?

Учитывая, что организационная структура и методы управления и одной и другой формы имеют свои «плюсы» и «минусы», однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Неэффективная работа может объясняться как пассивностью жильцов (в случае ТСЖ), так и злоупотреблениями и бесконтрольностью в варианте с УК, когда деятельностью компании никто не интересуется.

Хорошо будет выполнять свои функции Товарищество, в структуре правления которого находятся грамотные, инициативные и активные управленцы. Специалисты, владеющие основами жилищного законодательства или юристы, наверняка объявятся среди владельцев квартир. Главное – будут ли они вовлечены в общественную работу для общей выгоды и пользы для самого себя.

Для сообщества владельцев жилого фонда МКД, которые не желают участвовать в принятии решений по руководству домом, а только исправно оплачивают счета, лучше выбрать УК. Но от нечестного «управления» при отсутствии контроля в данном варианте никто не застрахован. Но организации, отлично выполняющие свои управленческие функции, есть и среди УК и среди ТСЖ.

Органы управления товарищества собственников жилья

Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено три способа управления многоквартирным домом. Одним из них является управление товариществом собственников жилья.

Многоквартирный дом может управляться только одним способом управления, который собственники помещений в многоквартирном доме выбирают на общем собрании собственников.

Таким образом, основанием для создания товарищества собственников жилья в конкретном многоквартирном доме является решение общего собрания собственников помещений в этом доме.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) представляет собой некоммерческую организацию, целью которой является эффективное управление многоквартирном домом или домами, которое направлено на его (их) благоустройство и благоустройство придомовых территорий.

Поскольку ТСЖ является юридическим лицом, оно обязано иметь органы управления, через которые осуществляет свою деятельность.

В соответствии со статьей 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

Но помимо этих институтов к органам управления ТСЖ следует отнести также председателя правления ТСЖ и ревизионную комиссию (ревизора), наличие которых согласно ЖК РФ является обязательным.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья

Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

Как видим, участие в общем собрании ограничено не собственниками помещений, как при иных способах управления, а только теми из них, кто является членами ТСЖ.

В силу части 1 статьи 143 ЖК РФ членство

в товариществе собственников жилья
возникает
у собственника помещения в многоквартирном доме
на основании заявления о вступлении
в товарищество собственников жилья.

Поэтому если собственник помещения не вступили в ТСЖ, они не вправе участвовать в общем собрании членов ТСЖ.

Следует обратить внимание на то, что часть 1 статьи 143 ЖК РФ не делает различий не делает различий между собственниками помещений – физическими и юридическими лицами.

Кроме того, из части 1 статьи 135 ЖК РФ следует, что ТСЖ – объединение собственников помещений

в многоквартирном доме. То есть не имеется различий между жилыми и нежилыми помещениями.

Таким образом, юридические лица, имеющие в собственности помещения в многоквартирном доме в случае создания в нем ТСЖ вправе быть его членами, как и физические лица.

Ответственность по закону

В рамках своей деятельности по организации работы ТСЖ привлечённый администратор подотчётен:

  • председателю;
  • общему собранию;
  • ревизионной комиссии;
  • жилищной инспекции.
Читайте также:  Гарантия на сотовые телефоны по закону в 2021 году, процедура возврата и обмена

При заключении договора доверительного управления правление отсылает копию текста в орган жилищного надзора, который вправе контролировать деятельность нанятого администратора на предмет соблюдения жилищного законодательства в сфере управления имуществом многоквартирных зданий.

Раз в год или в квартал нанятый руководитель отчитывается перед правлением о проделанной работе, а копию отчёта направляет ревизору.

Управляющий в товариществе несёт ответственность за свою деятельность в рамках:

  • гражданского законодательства;
  • трудового кодекса;
  • уголовного кодекса.

Гражданская ответственность возникает у лица, подписавшего с товариществом срочный контракт на оказание ряда услуг, по исполнению условий данного контракта.

    7.1. В собственности Товарищества собственников жилья может находиться движимое имущество, а также недвижимое имущество, расположенное внутри или за пределами многоквартирного дома.

    7.2. Средства Товарищества собственников жилья состоят из:

      1) обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов Товарищества и собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ;
      2) доходов от хозяйственной деятельности Товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей Товарищества;
      3) субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;
      4) прочих поступлений.

    7.3. На основании решения общего собрания членов Товарищества собственников жилья в Товариществе могут быть образованы специальные фонды, расходуемые на предусмотренные Уставом цели. Порядок образования специальных фондов определяется общим собранием членов Товарищества.

    7.4. Правление Товарищества собственников жилья имеет право распоряжаться средствами Товарищества, находящимися на счёте в банке, в соответствии с финансовым планом Товарищества.

    12.1. Уведомление о проведении общего собрания членов Товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену ТСЖ под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

    12.2. В уведомлении о проведении общего собрания членов Товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов ТСЖ не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

    12.3. Общее собрание членов Товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены ТСЖ или их представители, обладающие более 50% голосов.

    12.4. Решения общего собрания членов Товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным Жилищным кодексом РФ к компетенции общего собрания, принимаются не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов членов Товарищества:

      1) внесение изменений в Устав ТСЖ;
      2) принятие решений о реорганизации и ликвидации Товарищества;
      3) избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) Товарищества;
      4) установление размера обязательных платежей и взносов членов Товарищества;
      5) образование специальных фондов Товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;
      6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;
      7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности Товарищества;
      8) утверждение годового плана о финансовой деятельности Товарищества и отчета о выполнении такого плана;
      9) рассмотрение жалоб на действия правления ТСЖ, председателя правления ТСЖ и ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ;
      10) принятие и изменение по представлению председателя правления Товарищества правил внутреннего распорядка Товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда;
      11) определение размера вознаграждения членов правления Товарищества;
      12) принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме;
      13) другие вопросы, предусмотренные Жилищным кодексом РФ или иными федеральными законами. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов Товарищества или их представителей.

    12.5. Решения общего собрания членов ТСЖ оформляются протоколами, которые подписываются председателем и секретарем собрания и хранятся Ответственный / место хранения .

    12.6. Общее собрание членов Товарищества собственников жилья ведет председатель правления Товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления Товарищества.

    12.7. Голосование может проводиться путём опроса в письменной форме или голосования по группам членов Товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

Жильцы МКД распределяют между собой обязанности по управлению домом. Существует несколько вариантов такого решения, которое принимается на общем собрании жильцов.

  • Все обязанности по управлению домом собственники квартир могут равномерно (или неравномерно) распределить между собой. Они также непосредственно контактируют с третьими лицами, например, с работниками компаний, занимающихся обслуживанием дома или строительной бригады.
  • Все полномочия по управлению жизней дома может взять на себя одно лицо, ему соседи по дому доверяют защиту своих интересов. Это ответственная работа для того, кто взял на себя обязанности по обеспечению нормальной жизни многоквартирного здания, потребуется не только желание действовать, но и компетентность в вопросах жилищной сферы.
  • Еще один выгодный вариант – права на управление получает третье лицо, не являющееся собственником квартиры в этом доме. Третье лицо не будет считаться управляющим, оно получает только представительские обязанности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *