Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая подала на банкротство: как это возможно и что делать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для руководителей и собственников бизнеса причиной неплатежеспособности могут стать не только их личные налоговые долги, но и долги обанкротившихся организаций. Это называется субсидиарная ответственность.
Кому грозит банкротство по инициативе налоговой: условия
Налоговая может подать в суд заявление о банкротстве должника, как если он является физическим лицом (в том числе ИП), так если и юридическим.
Чтобы суд признал обращение правомерным и обоснованным, просрочка должна быть больше 3 месяцев, а сумма долга должна составлять:
- в случае с физическим лицом и ИП — более 500 000 рублей;
- в случае с юридическим лицом — более 300 000 рублей.
Право подачи заявления о банкротстве должника возникает у налоговой не ранее чем через 30 с даты возбуждения приставом исполнительного производства.
Момент подачи заявления о банкротстве налоговой может быть отложен по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, должник оспаривает действия или бездействие сотрудников ИФНС.
Банкротство по инициативе ФНС: чем грозят налоговые долги
Как правило, налоговики не начинают процедуру банкротства должника, особенно если с него нечего взять. Происходит это потому, что оплачивать все расходы арбитражного управляющего должен именно тот кредитор, который выступил инициатором.
По статистике ФНС выступает инициатором только в 17% случаев банкротства.
Однако, сейчас во всех регионах идет реорганизация налоговых инспекций, и среди новых отдельно создается инспекция по банкротствам. Скорее всего, этим инструментом налоговики собираются пользоваться чаще.
Банкротство можно использовать не только для того, чтобы собрать всё имущество должника, посчитать его, реализовать и закрыть долги перед кредиторами. Процедуру также вполне можно применять для того, чтобы напугать должника и заставить его платить.
ФНС согласна с идеей внедрения внесудебной процедуры несостоятельности граждан, но считает, что предлагаемый механизм «не в полном объеме решает задачи по упрощению и бесплатности внесудебной процедуры банкротства», рассказал источник «Интерфакса».
Во-первых, служба предлагает сократить срок, после которого аннулируются долги, с года до шести месяцев.
Во-вторых, предлагает не распространять эту процедуру на индивидуальных предпринимателей.
В-третьих, возражение у службы вызвала обязательность обращения человека к арбитражному управляющему. Она видит угрозу в том, что фактически гражданам придется платить, так как управляющие будут неформально навязывать им допуслуги. Это приведет к снижению доступности и популярности нового механизма среди граждан, предполагает ФНС.
В связи с этим служба предлагает отказаться от обязательного участия арбитражных управляющих во внесудебном банкротстве граждан. По мнению ФНС, желающие обанкротиться без суда смогут бесплатно разместить соответствующее публичное заявление в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, будет утверждена специальная форма такого заявления. В нем должны быть указаны кредиторы и размер долгов перед ними. С момента публикации начнется полугодовой срок внесудебной процедуры банкротства.
В это время любое заинтересованное лицо сможет обратиться в суд с заявлением о несоответствии гражданина условиям внесудебного банкротства, и в случае его удовлетворения гражданин будет банкротиться через суд. Согласно проекту Николаева, в частности, у кандидата в банкроты не должно быть имущества, которое можно было бы продать. При этом кредитор, которого человек упомянул в своем заявлении, будет вправе запросить у граждан, компаний и в госорганах «иные сведения и (или) документы, необходимые для выявления несоответствия гражданина условиям внесудебного банкротства, в том числе сведения о принадлежащем гражданину имуществе, в том числе имущественных правах, и о его обязательствах», говорится в поправках ФНС к законопроекту Николаева.
По окончанию полугода гражданин освобождается от долгов, которые он указал в публичном заявлении. При этом не списывается ряд долгов, среди которых: задолженность по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, по алиментам, зарплате и выходному пособию, по возмещению морального вред.
Когда требования налоговой признаются обоснованными, начинается этап реструктуризации долгов ответственного лица. Реструктуризация — это по сути попытки урегулирования и улучшения материального положения должника.
Соблюдая план, установленный для должника, и разобравшись со всеми задолженностями в процессе реструктуризации, можно избежать такой кардинальной меры, как продажа имущества и погашение долгов на вырученные денежные средства.
Банкрот должен придерживаться утвержденного плана (вносить платежи в объеме и в сроки, установленные планом) на протяжении установленного срока. При этом максимальный срок реструктуризации не может превышать трех лет.
Однако реструктуризация не всегда имеет место. Закон предусматривает ситуации, когда данный этап пропускается.
Это возможно в следующих случаях:
- Нарушение должником требований реструктуризационного плана;
- Невозможность утверждения в отношении конкретного должника плана по реструктуризации долга (например, если для того, чтобы за 3 года выплатить долги, лицу нужно погашать ежемесячно по 500 000 рублей — все понимают нереальность этой картины, поэтому сразу идет реализация);
- Лица, участвующие в деле, ходатайствуют о переходе непосредственно к процедуре реализации (их ходатайство должно быть удовлетворено судом).
В процессе реализации собственности должника определяется конкурсная масса, в нее включается все имущество банкрота, затем она выставляется на торги и реализуется. Деньги, полученные от такой реализации, идут на погашение долгов лица.
Помимо непосредственной реализации, на этом этапе проводятся мероприятия по розыску «спрятанного» имущества — например, «подаренного» родственникам дома или автомобиля, а также по оспариванию сделок и возврату имущества в общую конкурсную массу.
Когда требования кредиторов погашены или у должника вовсе нет имущества, которым данные требования можно погасить — лицо признается банкротом.
Таким образом каждый должник, по которому налоговая подает в суд на банкротство, по очереди преодолевает каждый из вышеуказанных этапов процедуры признания несостоятельным. После чего лицо получает статус банкрота и избавляется от старых обязательств.
Какую роль играет налоговая в процедуре банкротства
На сегодня инициатором банкротства юридического лица может стать не только сам должник или его кредитор, но и налоговый орган, подающий в арбитражный суд заявление.
Все чаще и чаще принимает участие налоговая в процедуре банкротства, используя проверенный метод – назначается выездная налоговая проверка, после которой устанавливается, что должник и его организация получают налоговую выгоду, которой нет обоснования.
В результате такого заявления подается требование в суд взыскать все накопившиеся задолженности вместе с пенями и штрафами путем признания финансовой несостоятельности.
В таких ситуациях налоговая инспекция принимает непосредственное участие в делах о банкротстве и последующих процедурах. То есть можно заявить, что налоговая выполняет превентивную деятельность в отношении налогоплательщика.
Аналитика Публикации
Общие правила
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии задолженности, превышающей 300 000 рублей и не исполненной свыше трех месяцев. Это общее правило, которое позволяет кредитору обратиться с заявлением о признании должника банкротом.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) содержит специальные нормы, позволяющие ФНС России инициировать процедуры банкротства. Обычному кредитору для обращения в суд с таким заявлением нужен вступивший в силу судебный акт. Налоговой службе достаточно решения инспекции о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника. При бесспорном взыскании налогов через 30 дней после принятия такого решения можно подавать иск. Если обязательные платежи взыскивают в судебном порядке, то право подать заявление о банкротстве возникает у ФНС России через 30 дней после вступления в силу решения суда.
Участие ФНС России в процедуре банкротства регулирует специальное положение (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», далее – Положение). В соответствии с ним налоговики должны решить обращаться с заявлением о банкротстве или нет в срок от 30 до 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о принудительном взыскании задолженности либо иного исполнительного документа.
Используйте в работе
Одним из признаков неплатежеспособности должника является размер суммарной задолженности по обязательным платежам – не менее 300 000 руб. В нее не должны входить требования по уплате НДФЛ. Дело в том, что они относятся ко второй очереди. А размер обязательств второй очереди не учитывают для определения признаков банкротства. Даже если налоговики учтут требования по уплате НДФЛ при расчете задолженности и полученная сумма позволит обратиться в суд с заявлением о введении процедуры наблюдения, им будет отказано (постановления АС Волго-Вятского округа от 14.03.2016 № Ф01-311/2016, от 16.10.2015 № Ф01-4117/2015).
Как отложить процедуру банкротства
Положением предусмотрены два основания, которые заставят налоговый орган отложить подачу заявления о банкротстве (п. 4 Положения).
Первое. Должник получит решение суда об отсрочке или рассрочке погашения долга.
Второе. Должник представит документы, которые докажут, что он намерен взыскать просроченную «дебиторку», ее размер превышает его налоговые долги, и приложит к ним график погашения задолжености. Обратите внимание, что судебный акт по взысканию «дебиторки», вынесенный в пользу компании-должника, сам по себе таким доказательством не является.
Пример
Компания-должник выиграла в суде дело о взыскании с контрагента дебиторской задолженности, которой хватает для погашения обязательств потенциального банкрота. Наличие судебного решения в пользу должника суд первой инстанции расценил как основание, позволяющее отказать ФНС России во введении процедуры наблюдения. Однако апелляция и кассация требования налоговиков поддержали. Они указали, что наличие судебного акта о взыскании с контрагента задолженности свидетельствует только о возможном поступлении денежных средств для погашения «дебиторки». Но вовсе не доказывает реальность такого взыскания (постановление АС Поволжского округа от 12.03.2015 № Ф06-20862/2013).
***
Указанные выше два основания помогут отложить процедуру банкротства на срок до 6 месяцев. Но если за это время должник не исполнит свои обязательства, то повторного отложения не будет. Исключение может быть сделано для стратегических предприятий или организаций оборонно-промышленного комплекса и только по решению Президента или Правительства РФ.
Если уполномоченный орган, несмотря на указанные основания, все-таки обращается с заявлением о признании должника банкротом, суд вправе вернуть заявление ФНС России до принятия к производству. Однако такой сценарий не слишком распространен, так как Закон о банкротстве не обязывает инспекцию указывать на наличие обстоятельств, позволяющих отложить подачу заявления. Чаще всего суд узнает о них уже в процессе рассмотрения заявления налогового органа. И это является самостоятельным основанием для отказа во введении процедуры несостоятельности либо для прекращения производства по делу о банкротстве (постановление ФАС Московского округа от 20.03.2014 № Ф05-1900/2014).
Другие причины, при которых ФНС России вправе либо отсрочить подачу заявления на срок до двух месяцев либо отказаться от инициирования процедуры банкротства, перечислены в п. 5 Положения. Подчеркнем – это именно право налоговой службы, но не обязанность.
Первая. Фирма обжалует решение инспекции о взыскании или действия должностных лиц в административном порядке или обратится в суд с требованием признать их незаконными при условии, что обжалование может привести к прекращению оснований для подачи заявления о признании должника банкротом.
Вторая. Налоговый орган получит информацию о восстановлении платежеспособности должника, т. е. обнаружит ликвидное имущество, либо руководитель должника или собственник имущества совершит действия, направленные на создание условий для погашения задолженности и т. д.
В случае же, когда у налоговиков нет информации об активах должника, достаточных для погашения судебных расходов по делу о банкротстве, они могут взять тайм-аут для поиска имущества. Тогда время на подачу заявления о банкротстве увеличивается до 1,5 лет.
Если у ФНС России нет сведений об имуществе должника, то, скорее всего, инспекция отложит подачу заявления о банкротстве, так как суды в настоящее время требуют, чтобы уполномоченный орган предоставил сведения об имуществе должника. Налоговый орган должен приложить к заявлению о признании должника банкротом доказательства наличия у него имущества. Это связано с обязанностью заявителя в делах о банкротстве возместить судебные расходы, а также выплатить вознаграждение арбитражному управляющему.
Обратите внимание!
Суд принимает в качестве доказательства наличия имущества должника:
— ответы Росреестра на запросы о зарегистрированной на должника недвижимости;
— справки из ГИБДД о транспортных средствах должника.
— ответы, иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.
— доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества, вследствие привлечения лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника (подробнее о субсидиарной ответственности директора и учредителей читайте на стр. 48 – пример ред.)
***
Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения к ней конкретных лиц, например, директора или участника. В этом случае арбитражный суд примет заявление (постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67, АС Западно-Сибирского округа от 06.10.2015 № Ф04-24871/2015).
Важно!
ФНС России не будет инициировать процедуру банкротства, если у должника недостаточно имущества для погашения налоговых обязательств.
***
Как видим, у руководителя компании есть инструменты, позволяющие отсрочить или не допустить банкротство. Главное при такой угрозе – получить дополнительное время для погашения налоговой задолженности.
Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика
Подтверждением действий должника-налогоплательщика не в интересах кредиторов и государства (бюджета) будут являться не только заключения арбитражного управляющего, но и вступившее в законную силу решение налогового органа.
В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.
Результатом указанных мероприятий будет взыскание всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических (иногда – юридических) лиц. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что смена контролирующих должника лиц (купля-продажа долей, смена единоличного исполнительного органа, реорганизация компании в какой-либо форме и др.) не снимет ответственность с указанных лиц, т.к. к субсидиарной ответственности привлекаются именно те лица, в период осуществления функций которых и возникла задолженность.
Таким образом, в случае отсутствия своевременного юридического реагирования со стороны налогоплательщика, налоговый орган имеет все возможности для взыскания всего объема недоимки по налогам и сборам, штрафов и пеней с руководителя и участников предприятия-налогоплательщика. При этом, львиная доля принимаемых налоговиками решений не отвечает требованиям материального и процессуального законодательства и может быть отменена на начальных этапах путем подачи юристом по налоговым спорам грамотного заявления в арбитражный суд.
Роль отдела обеспечения процедур банкротства
Вы можете обратиться в ФНС России, отдел, занимающийся обеспечением процедуры банкротства, для получения максимальной информации по интересующим вопросам. Отдел обеспечения процедур банкротства в налоговой отличается работой в определенных направлениях и выполняет функции обеспечения всеми необходимыми документами. Сотрудники отдела ФНС России занимаются:
- подготовкой и сбором документов для реализации имущества должника;
- составлением документов для взыскания долгов;
- подготовкой всех необходимых бумаг для начала процедуры банкротства;
- проводит контроль над выплатами всех наложенных на лиц штрафов;
- осуществляет списание задолженностей, которые не могут быть оплачены;
- анализирует финансовое состояние предприятия и должника;
- составляет отчет о причинах возникновения задолженностей;
- подготавливает и направляет запрос о выплатах юридическим лицам;
- имеет право остановить все операции, выполняющиеся на счетах должника.
Для подачи заявления и необходимых документов для проведения процедуры признания неплатежеспособности могут быть организованы встречи с кредиторами, в том числе с территориальными налоговыми органами.
Банкротство предприятия по заявлению налогового органа
Беря во внимание, что порядок вынесения решения по результатам проверки мной описан ранее, как и сложившаяся арбитражная практика рассмотрения налоговых споров по безосновательной налоговой выг.Е, то дальше я рассмотрю мероприятия, инициируемые банкротными отделами налогового органа.
В статье я желал бы обсудить права, обязанности и способности компаний по противодействию фискальной деятельности, направленной на формирование лишней недоимки по налогам, штрафам и пеням, и вербованию по этим обязанностям физических лиц, контролирующих деятельность организаций.
В последнее время все чаще и чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда налоговый орган для реализации функции по выявлению и взысканию недоплаченных налогов использует следующую схему.
Проводит выездную налоговую проверку, устанавливает получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, направляет требование о взыскании задолженности по налогам, штрафам и пеням в обслуживающую кредитную организацию, подает в арбитражный суд заявление о признании налогоплательщика банкротом, с использованием подконтрольного арбитражного управляющего обращается с заявлением о привлечении руководителя и учредителей (участников) к субсидиарной ответственности по долгам банкрота.
Очевидно, что таким образом налоговый орган фактически выполняет превентивную деятельность для «ретивых» налогоплательщиков, не согласных на стадии проведения выездной налоговой проверки приходить к своеобразному мировому соглашению с руководством инспекции, создавая свою базу арбитражных обвинительных прецедентов.
В статье я хотел бы обсудить права, обязанности и возможности предприятий по противодействию фискальной деятельности, направленной на формирование излишней недоимки по налогам, штрафам и пеням, и привлечению по этим обязательствам физических лиц, контролирующих деятельность организаций.
Как я уже указал, алгоритм действий у налоговых органов един (даже обосновывающие доказательства и доводы в достаточной мере схожи):
- инициирование выездной (в некоторых случаях, камеральной) проверки, работа исключительно над «неблагонадежными контрагентами», о которой я подробно писал в статье “Необоснованная налоговая выгода и привлечение к ответственности” (поиск массовых руководителей, учредителей, адресов; анализ банковских выписок на предмет существа платежей; допросы генеральных директоров контрагентов и др.)
- вынесение решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по обязательным платежам и утверждение этого решения апелляционной инстанцией – УФНС;
- выставление требования об уплате недоимки, штрафов и пеней; направление в банк инкассового поручения, постановления о приостановлении движения по счетам организации, возбуждение исполнительного производства;
- обращение в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом;
- подача в рамках дела о банкротстве заявления о привлечении генерального директора и учредителей (участников) общества к субсидиарной ответственности.
Как избежать налогового банкротства
Исключить вероятность обращения налоговых органов с заявлением о несостоятельности и последующие неприятные моменты можно. Для этого собственники и руководители бизнеса должны регулярно контролировать уровень налоговой задолженности. Безусловно, лучший вариант – своевременно исполнять обязанности перед бюджетом и по другим обязательным платежам, но реалии бизнеса таковы, что не всегда это становится возможным. Если же кризисное положение компании очевидно, то лучший выход – самостоятельная подача заявления на банкротство. Долги по налогам в этом случае никуда не денутся, но даже если основным кредитором будет ФНС, то самостоятельное обращение позволит выбрать арбитражного управляющего, который будет лоялен к должнику.
В некоторых случаях претензии налоговых органов оказываются не совсем обоснованными. В судебной практике встречаются дела, когда должникам удавалось оспорить сумму задолженности, предъявляемой налоговиками. В результате отпадали основания для признания должника банкротом т.к. размер налоговой задолженности оказывался менее установленной законодательством суммы для банкротства. Таким образом, даже заявление налоговой о банкротстве компании-должника не всегда означает ее окончательную гибель.
Субсидиарная ответственность
Для руководителей и собственников бизнеса причиной неплатежеспособности могут стать не только их личные налоговые долги, но и долги обанкротившихся организаций. Это называется субсидиарная ответственность.
Субсидиарная ответственность физического лица возникает при признании организации несостоятельной, когда ее имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. По таким долгам будут отвечать контролирующие должника лица — это те, кто в течение последних трех лет влияли на действия организации-должника.
К ним могут относиться:
- учредители;
- руководители;
- главный бухгалтер;
- и другие — конечные бенефициары бизнеса, а также родственники, знакомые директора и учредителей, на которых переписаны активы фирмы-банкрота.
Назначается ли выездная проверка при банкротстве
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговая поверка при проведении процедуры банкротства Коль скоро всеми вопросами будет заправлять арбитражный управляющий, дальнейшие действия может предпринимать либо он сам, либо нанятые им специалисты.На акт налоговой проверки можно написать возражения; решение налогового органа можно обжаловать в апелляционном (в УФНС) порядке, что увеличит срок вступления в силу, а в последствии, вступившее в силу решение можно обжаловать в судебном порядке, но в любом случае, вступившее в силу решение налогового органа это уже повод (если не пропущен срок) для включения в реестр кредиторов.
Банкротство по инициативе налоговой инспекции — условия
Как и при самостоятельном банкротстве, при инициации процедуры банкротства налоговой инспекцией должны быть соблюдены некоторые условия, которые дают право обращаться с подобным требованием.
По окончании моратория на банкротство налоговая может обращаться в суд с целью банкротства как физического, так и юридического лица. Сюда относятся также и индивидуальные предприниматели. Для того, чтобы налоговая могла инициировать процедуру банкротства, просрочка по оплате задолженности со стороны налогоплательщика должна составлять более 3 месяцев.
Как защититься от неправомерных требований налоговой до суда?
Также есть требование и к самой сумме долга. Чтобы ФНС могла обратиться в суд с требованием о банкротстве физического лица, его долг должен превышать 500 000 рублей. Если банкротить необходимо юридическое лицо — эта сумма должна быть не менее 300 000 рублей.
Если все вышеуказанные обстоятельства имеют место, налоговая инспекция вправе требовать банкротство должника.
Помимо того, что вы самостоятельно можете требовать своего банкротства или это требование будет исходить от налоговой службы, такое право есть также у любых кредиторов, уполномоченных органов, работников и бывших работников, перед которыми имелась задолженность (в случае с ИП и юридическим лицом).
Если удастся погасить долг еще на стадии реструктуризации, не прибегая к стадии реализации — то лицо не только не лишится своего имущества, но и не получит статуса банкрота и всех последствий такого статуса.
В конкурсную массу включается все имущество должника и реализуется до тех пор, пока не будут покрыты все долги.
При этом есть определенный перечень имущества, которое не может быть включено в конкурсную массу:
- единственное жилое помещение или часть жилого помещения;
- вещи личного пользования;
- имущество, использующееся должником для осуществления труда;
- земельный участок, на котором расположено единственное помещение для проживания;
- сумма прожиточного минимума;
- предметы домашней обстановки и обихода.
Налоговым кодексом РФ установлен перечень оснований, которые считаются достаточными для получения должником отсрочки или рассрочки платежей.
- форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия и т.д.);
- задержка финансирования (если был контракт с государством);
- оплата долга по налогам может привести к банкротству;
- имущественное положение не позволяет одномоментно погасить задолженность;
- из-за сезонного характера работы у компании временные финансовые трудности.
Да, есть определенная часть долгов, которые остаются за должником даже тогда, когда он прошел всю процедуру признания его несостоятельным.
Сюда относятся: текущие платежи, возмещение вреда жизни и здоровью, морального вреда, выходные пособия и заработные платы работникам и бывшим работникам, алименты.