Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Продукты питания учитываются в составе материальных запасов (п. 118 Инструкции N 157н ). В частности, продукты питания в казенных учреждениях следует учитывать на счете 1 105 32 000 «Продукты питания — иное движимое имущество учреждения» (п. 21 Инструкции N 162н ).

Документальное оформление и учет.

В рамках организации питания затрагиваются следующие основные направления учета:

  • учет продуктов питания;

  • учет готовых блюд;

  • учет платы за питание.

Учет продуктов питания. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н[7] продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 «Продукты питания» (чаще всего на счете 0 105 32 000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения»). Продукты питания относятся к материальным запасам, и их приобретение согласно Указаниям № 65н[8] осуществляется по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

При организации закупки продуктов питания учреждения руководствуются Законом о контрактной системе[9]. При осуществлении закупки на услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заказчик вправе провести либо электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без предъявления требований к участникам закупки о наличии соответствующего опыта, либо конкурс с ограниченным участием с предъявлением требований к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с нормами, установленными приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

Такой вывод сделан исходя из того, что оказание услуг общественного питания и (или) осуществление поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, ведущих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб.) относится к случаям закупки товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (п. 6 приложения 2 к Постановлению № 99).

При этом, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен избегать необоснованного осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), так как это может повлечь за собой нарушение принципа обеспечения конкуренции, являющегося одним из базовых принципов контрактной системы в сфере закупок. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития РФ от 18.02.2016 № ОГ-Д28-2109, от 06.06.2016 № Д28и-1474, от 19.09.2016 № Д28и-2577.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в этот документ производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Ежемесячно в оборотной ведомости (ф. 0504035) подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца (п. 119 Инструкции № 157н).

Накопительная ведомость (ф. 0504037) составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей), по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Записи в накопительной ведомости (ф. 0504038) производятся ежедневно на основании меню-требований (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к ней.

По окончании месяца в накопительной ведомости (ф. 0504038) подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся. Данный документ составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.

Меню-требование (ф. 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом № 52н[10].

Операции по поступлению и выбытию продуктов питания оформляются следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Поступление материалов от поставщика

0700 0000000000 000

1 105 32 340

0700

0000000000

244

1 302 34 730

0700 0000000000 000

0 105 32 340

0700

0000000000

244

0 302 34 730

0700 0000000000 000

0 105 32 000

0700

0000000000

244

0 302 34 000

Оплата поставщику стоимости продуктов питания

0700

0000000000

244

1 302 34 830

0700 0000000000 244

1 304 05 340

0700

0000000000

244

0 302 34 830

0700 0000000000 000

0 201 11 610

0700

0000000000

244

0 302 34 000

0700 0000000000 000

0 201 11 000

Предварительная оплата поставщику стоимости продуктов питания

0700

0000000000

244

1 206 34 560

0700 0000000000 244

1 304 05 340

0700

0000000000

244

0 206 34 560

0700 0000000000 000

0 201 11 610

0700

0000000000

244

0 206 34 000

0700 0000000000 000

0 201 11 000

Зачет предварительной оплаты при расчете с поставщиком

0700

0000000000

244

1 302 34 830

0700 0000000000 244

1 206 34 560

0700

0000000000

244

0 302 34 830

0700 0000000000 244

0 206 34 560

0700

0000000000

244

0 302 34 000

0700 0000000000 244

0 206 34 000

Передача продуктов питания для приготовления блюд

0700

0000000000

000

1 109 60 272

0700 0000000000 000

1 105 32 440

0700

0000000000

000

0 109 60 272

0700 0000000000 000

0 105 32 440

0700

0000000000

000

0 109 60 272

0700 0000000000 000

0 105 32 000

Группировка матзапасов в бюджете

Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:

0 105 31

Медикаменты и перевязочные средства

0 105 32

Продукты питания

0 105 33

Горюче-смазочные материалы

0 105 34

Строительные материалы

0 105 35

Мягкий инвентарь

0 105 36

Прочие материальные запасы

0 105 37

Готовая продукция

0 105 38

Товары

0 105 39

Наценка на товары

А вот автономные и бюджетные учреждения обязаны выделять особо ценное имущество. Группировка по субсчетам проходит в аналогичном порядке. Только для особо ценного имущества следует указывать группу счета 105 — 20. Например, товары, отнесенные к особо ценным, учитывайте на субсчете 0 105 28. Имущество бюджетного и автономного предприятия, не относящееся к особо ценному, фиксируйте в группе счета 105 — 30.

Бюджетное учреждение: как списать испорченные в результате форс-мажора продукты

Испорченные продукты в соответствии с п. 113 Инструкции N 157н* списываются на чрезвычайные расходы по фактической стоимости единицы или по средней стоимости (в зависимости от метода, установленного учетной политикой) на основании распоряжения (приказа) руководителя учреждения.

Выбытие продуктов питания и готовой продукции, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий, иных бедствий, природного явления, катастрофы согласно принятому решению о списании и акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) отражается так (п. 43 Инструкции N 174н**):

* Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)*** (далее — акт о списании, ф. 0504230) применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов.

Читайте также:  Полицейские из ХМАО ждут решения из главка о премии на Новый год

***Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Организация питания в школе

Так, если учащиеся сами оплачивают питание, вопросы денежных отношений не прописывают в договоре. В нем могут быть зафиксированы: условия обеспечения ассортимента, качества питания, резервирования посадочных мест в определенное время, запрет на продажу спиртного, табачных изделий и др.

Образовательное учреждение может обеспечить питание школьников как самостоятельно, так и силами сторонних организаций. При этом нужно учитывать некоторые особенности. Например, следует помнить, что не все продукты разрешено включать в школьное меню. Подробнее об этом, а также о порядке отражения операций по организации питания учеников, — в нашей статье.

По приведенным проводкам отметим такие моменты. Во-первых, в рассматриваемом нами случае авансовые платежи разрешены в размере не более 30 процентов от суммы договора (п. 6 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 987). Во-вторых, последняя запись не типовая. Поэтому ее применение следует утвердить в учетной политике учреждения.

При этом талоны выдают, как правило, учащимся, которые имеют право на бесплатное или льготное питание. Иные категории школьников могут приобретать талоны за полную стоимость. Но, если у учебного заведения есть средства от внебюджетной деятельности, может быть принято решение об обеспечении всех детей бесплатным питанием по талонам.

Бюджетный учет продуктов питания

Если не учитывать другие операции, то по итогам 2018 г. организация получит прибыль 1000 руб. (7000 руб. 4000 руб. — 10 000 руб.), а по итогам 2017 г. — убыток в сумме 4000 руб. Если бы резерв создан не был, то у организации в 2018 г. образовался бы убыток 3000 руб. (7000 руб. — 10 000 руб.), а в 2017 г. финансовый результат был бы нулевым.

Результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.

Из документа можно распечатать бухгалтерскую справку по проводкам, сформированным документом (только для проведенного документа).
Результаты проведенной переоценки ценностей Госфонда России по состоянию на первое число текущего года включаются в данные бухгалтерской (финансовой) отчетности предыдущего отчетного периода.

Списание продуктов питания с учета может отражаться бухгалтерской службой бюджетного учреждения на основании Меню-требования (форма 0504202) с учетом его уточнения в течение дня.

Меню-требование на выдачу продуктов питания

Вторая страница бланка также содержит таблицу. Она предназначена для указания максимально подробной информации о товаре. Сначала прописывается его полное название и код. Также указываются единицы измерения, количество, масса, нетто, стоимость. Последняя графа предназначена для примечаний. Как правило, здесь также указываются причины, по которым возникла необходимость списать данный продукт. В эту таблицу поочередно вносятся все товары, подлежащие списанию. Внизу указывается общая масса и стоимость.

Под таблицей прописью необходимо указать сумму, на которую происходит списание. Ниже перечисляются все члены комиссии, которые проводили инвентаризацию. Своими подписями они утверждают, что указанная выше продукция действительно подлежит списанию. Также здесь указываются материально ответственный сотрудник и председатель проверяющей группы.

На завершающем этапе нужно указать решение, которое принимает руководитель. А именно, он определяет, к чему именно относится данное списание. Если речь идет о недостаче, то ответственное лицо возмещает материальный ущерб.

Важнейшими законодательными актами, регулирующими качество пищевой продукции, являются:

  1. ФЗ РФ «О техническом регулировании», обязывающий подтверждать качество сертификатами либо декларациями соответствия.
  2. ФЗ РФ «О защите прав потребителей» является важнейшим законодательным актом, регулирующим сферу взаимоотношений производителей, продавцов и потребителей еды. В соответствии с данным актом на каждом продукте должны присутствовать сведения о техническом регламенте. Но многие производители не соблюдают данного требования.
  3. ФЗ РФ от 02.01.2000 г. № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» обязывает производителей изготавливать продукцию, соответствующую ГОСТам и техническим условиям.

На начальном этапе необходимо определить основания для списания продтоваров. Это может быть докладная от управляющего магазина, документы по итогам пересортицы в торговой точке. После этого проводятся следующие действия:

  1. принимается решение о списании, издается приказ или распоряжение;
  2. если иное не предусмотрено внутренними документами организации, создается комиссия из числа сотрудников (в ряде случаев допускается списание по единоличному решению ответственного лица);
  3. комиссия проводит анализ документов, сведений на упаковке, либо проводит визуальный осмотр испорченной продукции;
  4. по результатам проверки принимается решение о списании продукции, либо о возможности ее дальнейшей продажи, переработки;
  5. итога списания отражаются в акте, который подписывают все члены комиссии.

Чтобы акт вступил в силу, его утверждает руководитель организации или другое уполномоченное лицо. После этого акт передается для соответствующих проводов по бухгалтерии, по складским и производственным документам.

Юрлица и ИП, производящие и перерабатывающие продовольственную продукцию, неизбежно сталкиваются с проблемами ее порчи:

  • приобретенные продукты не успевают реализовываться до истечения периода их годности;
  • порча пищи может являться следствием воздействия извне.

Но независимо от обстоятельств, ставших причиной порчи продуктов, их дальнейшая реализация и употребление становятся невозможными. Возникает необходимость списания.

Для документального оформления порчи важны ее причины. Если пищевые товары испортились в результате чрезвычайного происшествия либо истечения периода годности, то их стоимость считается расходами компании.

Калькуляция и списание продуктов

Из двух перечисленных выше форм акт ТОРГ-16 имеет более широкий спектр потенциального применения, поскольку ориентирован на списание товаров в принципе, а не на конкретную ситуацию (порчу, бой товаров).

Заполнение акта списания испорченных по какой-либо причине продуктов с использованием шаблона ТОРГ-16 не представляется сложной задачей.

В нем помимо общих реквизитов фирмы должны быть указаны:

  • даты поступления продуктов и их списания;
  • сведения о списываемом продукте (наименование, единица измерения, количество, масса, цена и стоимость);
  • причина, по которой продовольствие подлежит списанию.

В конце документа приводится суммарная стоимость списываемых товаров.

Под указанными сведениями ставят свои подписи все члены комиссии, которые вынесли решение о списании продуктов, а также материально ответственное лицо.

Образец заполнения ТОРГ-16 можно скачать по ссылке ниже.

Единой формы для этих целей не установлено законом. Хотя о некоторых правилах все-таки нужно знать. В постановлении Госкомстата указано, что рекомендованными шаблонами для списания продуктов являются формы ТОРГ-15 и ТОРГ-16. Именно эти бланки до 2013 года считались обязательными для списания товара и оформления его порчи. Однако это вовсе не запрещает организациям разрабатывать и утверждать свой собственный бланк. Практика показывает, практически во всех ситуациях используются уже имеющиеся формы. Они считаются достаточно удобными и понятными. Кроме этого, сюда можно вносить дополнительные сведения, если в этом возникнет необходимость.

Как правило, данный акт используется на предприятиях, которые занимаются производством и транспортировкой продуктов, их продажей и хранением. Соответственно, к этой категории относятся различные магазины, склады, торговые центры, пищевкусовые предприятия. Если продукты не продались в период действия срока годности, они подлежат списанию. Эта процедура сопровождается оформлением специального акта.

Как можно догадаться, продажа такого товара станет причиной серьезных проблем с законом. Самое незначительное наказание, которое грозит организации, предусматривает достаточно крупный штраф. Именно поэтому непотребные продукты списываются. По сути, они возвращаются менеджерам и другим представителям поставщиков и производителей. Именно они и определяют дальнейшую судьбу продуктов. Такие действия имеют массу преимуществ:

  • положительное влияние на экологическую обстановку;
  • возможность отправить неликвид на переработку;
  • уменьшение мусора на свалках, так как списанный товар не выбрасывается в мусорные баки;
  • снижение риска распространения опасных инфекций.

Как правило, если речь идет об утилизации, подразумеваются продукты питания, у которых срок годности уже закончился. Это естественно, ведь такой товар уже продавать запрещено. Однако списывать продукты могут и по другим причинам:

  • обнаружен производственный брак;
  • герметичность упаковки была нарушена;
  • испорченная упаковка;
  • продукты хранились в ненадлежащих условиях;
  • внешний вид продукта вызывает сомнения в его качестве;
  • товар является потенциально опасным для здоровья;
  • продукция считается запрещенной на территории РФ.

На завершающем

Когда происходит списание, необходимо определить причину. Например, если товар не продан до окончания срока его действия, это будет считаться убытком, который несет данная организация. По сути, это естественная убыль. Если выявится, что товар поврежден, например, по вине перевозчика, то претензии будут предъявляться к нему. Нередко выявляется, что товар имеет заводской брак. Такую продукцию производитель заменяет.

Читайте также:  Новые льготы для участников и ветеранов ВОВ в 2023 году

Один человек не может принять решение о том, что продукты необходимо списать. Ведь на некоторых товарах, например на овощах, нет срока годности. Соответственно, определять качество товара приходится при помощи визуального осмотра. Для этого создается специальная комиссия. В ее составе обычно находится бухгалтер, руководитель организации, товаровед. Не исключена возможность привлечения сторонних экспертов. Например, если есть подозрения в заводском браке, производитель присылает своего представителя.

Также имеются надзорные органы, которые проводят независимую оценку, выдавая письменное заключение. Еще до того, как продукты будут утилизированы, проводится их досрочная инвентаризация. Этим также занимаются специалисты, входящие в состав комиссии. Как можно догадаться, товар подлежит списанию, если он становится непригодным для употребления. Но при этом обязательно нужно выявить причину, по которой продукцию нужно списывать. Ведь именно это будет влиять на порядок учета.

Как уже было сказано, для оформления акта имеется две формы. Но ТОРГ-16 является более подходящей. Этот бланк ориентирован не на конкретную ситуацию, а на общее списание товара. Здесь имеются графы для необходимых реквизитов. Поэтому с заполнением не должно возникнуть никаких проблем. Достаточно лишь внести нужную информацию в соответствующие поля.

Правила оформления, обязательные пункты

Составлять акт необходимо в трех экземплярах. Один отправляется в общий архив учреждения, второй находится в бухгалтерском отделе. Третья копия выдается на руки сотруднику, который был ответственным за данную продукцию. При определенных обстоятельствах Роспотребнадзор может потребовать провести списание продуктов. В этом случае данная структура также должна получить копию акта.

  • Бухучет и отчетность
  • Налоги
  • Трудовое право
  • Гражданское право
  • Госзакупки
  • Бюджетный учет

Пункт 99 инструкция 157н по бюджетному учету в 2021 году с изменениями

0504202); — Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), применяющийся для списания в расход всех видов топлива; — Акт о списании материальных запасов (ф. 0504203); — Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504230); — Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), применяющийся для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф.

В нем есть операции «Централизованное снабжение (10Х — 3)» и «Внутриведомственное перемещение (10Х — 3)». В «1С: Бухгалтерии для бюджетных учреждений 7.7» оформляли документы, на основании кассового выбытия счет-фактура на аванс, которую заносили в книгу покупок. Затем счет-фактура за месяц на сумму подписки, строка книги покупок, строка книги продаж. Как реализовано в «1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8»? Если учреждение оплачивает услуги подписки авансом, то принять НДС к вычету оно имеет право, если получатель аванса выставил счет-фактуру.

Учет материальных запасов казенными учреждениями

Если перечнем документов предусмотрено, что учреждение должно представить копию документа, то она должна быть заверена подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью заявителя.

5. В соответствии с приказом № 720
государственные учреждения городского подчинения и образовательные учреждения ЦАО направляют документы для согласования списания имущества в Службу финансового контроля,
которая осуществляет проверку представленных документов на соответствие их состава, формы и полноты отражения сведений требованиям приказа, а также проводит при необходимости выездные контрольные мероприятия. Проверка документов производится СФК
в течение 10 календарных дней с даты приема и регистрации документов.
В случае предоставления документов в полном соответствии с требованиями приказа № 720 СФК направляет документы с проектом приказа о согласовании списания имущества ответственному секретарю Городской комиссии по вопросам реализации Департаментом образования функций и полномочий учредителя в отношении государственных бюджетных учреждений системы Департамента.

5.1. Секретарь в течение 10 календарных дней

осуществляет подготовку заседания Комиссии.

5.2. В течение 10 календарных дней со дня оформления протокола заседания Комиссии

издается приказ Департамента образования города Москвы о согласовании списания имущества, который
в течение 5 календарных дней со дня подписания
направляется заявителю.

В случае несоответствия документов требованиям приказа

СФК готовит уведомление заявителю об оставлении документов без рассмотрения за подписью заместителя руководителя Департамента образования.

Списание (отпуск) материальных запасов

(пункты 108, 111-113 Инструкции 157н) производится учреждениями самостоятельно по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости.

Бесплатная юридическая консультация онлайн

Привлечение адвокатов к правовым спорам обусловлено необходимостью полноценной защиты личных интересов граждан.

Как показывает практика, граждане избегают юридической помощи с целью финансовой экономии, но на практике это связано с большими затратами. Даже граждане, имеющие образование юриста, не всегда успевают за актуальными изменениями законодательства, поэтому целесообразно будет воспользоваться консультацией квалифицированного специалиста.

Удобство заключается в том, что проводиться консультация юриста бесплатно и онлайн. Где и как получить бесплатную юридическую консультацию? предоставляется на всей территории Российской Федерации. Воспользоваться поддержкой могут граждане, резиденты государства, а также нерезиденты страны, которые временно проживают в РФ.

Более того, консультировать заинтересованных лиц юристы могут и за пределами России, но только в рамках отечественного законодательства. Предоставляется юридическая консультация бесплатно онлайн круглосуточно, независимо от выходных и праздничных дней. Оперативность ответа специалистов на сайте составляет до 15 минут.

Регистрироваться на интернет-портале не нужно и можно направить личное обращение анонимно.

Внимание! Юрист онлайн дает ответы на вопросы и продолжает поддерживать клиента при наличии дальнейших трудностей. Консультации юристов можно получить следующими способами: воспользоваться службой онлайн-чата; составить форму обращения в службе обратной связи; выполнить звонок на горячую линию.

Изготовление и реализация готовой продукции через свой магазин

Помогите разобраться в следующем вопросе: автономное учреждение печет хлеб, часть его использует для столовой (для питания получателей социальных услуг), часть реализуется для населения через магазин с торговой наценкой (магазин принадлежит учреждению). Как отразить в учете бухгалтерские проводки с применением КОСГУ в первом и во втором случае? Для изготовления хлеба все закупается за счет приносящей доход деятельности (КФО2). Хлеб, использованный для питания получателей социальных услуг, списывается на внереализационные расходы.

При ведении учета автономные учреждения руководствуются следующими нормативными документами:

  • Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), далее — Инструкция № 157н;
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н, ред. от 28.12.2018), далее — Инструкция № 183н.

Приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», далее – Стандарт «Запасы», который устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как материальные запасы и незавершенное производство.

Согласно пункту 7 Стандарта «Запасы» Материальные запасы — являющиеся активами материальные ценности, приобретенные (созданные) для потребления (использования) в процессе деятельности субъекта учета, в том числе для изготовления иных нефинансовых активов, готовая продукция, биологическая продукция, иные материальные ценности, приобретенные для продажи (товары), а также материальные ценности приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций).

Готовая продукцияматериальные ценности (изделия), созданные (произведенные) субъектом учета и предназначенные для отчуждения, прошедшие все стадии технологического процесса, а также укомплектованные изделия, прошедшие испытания и техническую приемку.

Первоначальная стоимость готовой продукции определяется на дату выпуска продукции (дату принятия к учету до формирования фактической себестоимости продукции) как нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) продукции (п. 25 Стандарта «Запасы»).

Готовая продукция, принятая к учету по нормативно-плановой стоимости (цене), по окончании отчетного периода отражается в учете по фактической себестоимости. При этом возникающие отклонения фактической себестоимости от нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, первоначальной стоимости расклассифицированного актива, либо в части реализованной продукции, продукции, списанной вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи, по иным основаниям выбытия готовой продукции — на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего отчетного периода (п. 29 Стандарта «Запасы»).

Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2 и 3 группы и индексация ЕДВ в 2023 году

Первоначальная стоимость материальных запасов при изготовлении их собственными силами определяется в сумме фактически произведенных вложений, формируемых в объеме затрат, связанных с изготовлением данных активов (далее — затраты на производство, фактическая себестоимость продукции) (п. 20 Стандарта «Запасы»).

В соответствии с Инструкцией № 157н:

  • продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание и т.д. учитываются на счете 105 32 «Продукты питания» (п. 117 Инструкции № 157н);
  • продукция, изготовленная в учреждении для целей продажи — готовая продукция учитывается на счете 105 37 «Готовая продукция» (п. 121 Инструкции № 157н);
  • материальные ценности, приобретенные учреждением для продажи, товары, учитываются на счете 105 38 «Товары».

Если до 2019 года в номерах счетов 105 00 «Материальные запасы» автономные учреждения могли указывать КОСГУ 340/440, то с 1 января 2019 года в 24 — 26 разрядах номера счета указывается подстатья КОСГУ, соответствующая экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета) (п. 31 Инструкции № 183н). При этом следует руководствоваться Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н.

Порядком № 209н для учета материальных запасов предусмотрены следующие подстатьи КОСГУ:

341/441 «Увеличение (уменьшение) стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях»;

342/442 «Увеличение (уменьшение) стоимости продуктов питания»;

343/443 «Увеличение (уменьшение) стоимости горюче-смазочных материалов»;

344/444 «Увеличение (уменьшение) стоимости строительных материалов»;

345/445 «Увеличение (уменьшение) стоимости мягкого инвентаря»;

346/446 «Увеличение (уменьшение) стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;

347/447 «Увеличение (уменьшение) стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»;

349/449 «Увеличение (уменьшение) стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса (п. 11.4.Порядка № 209н).

Согласно пункту 11.4.2 Порядка № 209н расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) продуктов питания, в том числе продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание, иные продукты питания относятся на подстатью 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ.

Как видно из списка подстатей статьи 340 КОСГУ, для учета готовой продукции, товаров нет предопределенной подстатьи КОСГУ.

В отношении кода КОСГУ для учета готовой продукции, товаров существует 2 мнения:

  • поскольку для учреждения готовая продукция и товары не являются материальными запасами для потребления, поэтому они учитываются по КОСГУ 346/446 (прочие оборотные запасы (материалы));
  • подстатья КОСГУ для учета готовой продукции, товаров указывается в соответствии с их назначением.

Выбранный способ формирования номеров счетов учета готовой продукции, товаров учреждение может закрепить в своей Учетной политике.

Бухгалтерские записи для оформления данных хозяйственных операций зависят от источника финансирования выпечки хлеба, организации производства продуктов питания для питания получателей социальных услуг и доли реализованной продукции в общем объеме производства. В зависимости от этих факторов выпечку хлеба можно отражать

  • как производство готовой продукции, с формированием себестоимости продукции на счете 109 60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», или
  • как изготовление продуктов питания собственными силами, с формированием фактической (первоначальной) стоимости материальных запасов на счете 106 34 «Вложения в материальные запасы — иное движимое имущество».

Критерии отнесения предприятия к бюджетной организации

Помимо того, что бюджетная организация по сути учреждена государством, существует еще ряд обязательных признаков для окончательной классификации:

  • организация создана для выполнения определенных задач (и задачи эти установлены учредителем — государственной структурой);
  • государственный учредитель на регулярной основе производит финансирование организации для выполнения ею поставленных задач — госзадания (финансирование выделяется из бюджета — отсюда и название «бюджетники»);
  • в силу изложенных выше критериев, организация признается некоммерческой (с применением в деятельности правил и норм, касающихся НКО);
  • как и прочие НКО, организация может осуществлять операции, приносящие доход и влекущие расходы помимо бюджетного финансирования.

С именно бюджетными организациями (учреждениями) не следует смешивать:

  • автономные учреждения;
  • казенные учреждения

Нормативное регулирование учета в бюджетных организациях

Как видно из приведенного сравнительного анализа, по степени привязки к госрегулированию рассматриваемые нами бюджетные организации находятся в середине между казенными и автономными. Поэтому при ведении учета вынуждены опираться и на нормы для частных компаний, и на нормы для тех, кто получает бюджетное финансирование.

При построении учетной модели и создании учетной политики бюджетные организации опираются на следующие НПА:

  • закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»;
  • план счетов по приказу Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н;
  • план счетов по приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в части отражения оборотов, связанных с госфинансированием;
  • приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «О первичных документах госпредприятий»;
  • приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О бюджетной классификации»;
  • положения Бюджетного кодекса РФ.

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

В дополнение следует сказать, что бюджетные организации внутри самой группы подразделяются на несколько категорий:

  • администраторы поступлений в бюджет (например, налоговые органы или внебюджетные фонды) — при этом иная деятельность таких учреждений является строго ограниченной;
  • учреждения, находящиеся только на финансировании бюджета (не занимающиеся какой-либо приносящей иной доход деятельностью в силу тех или иных причин);
  • учреждения с расширенными возможностями — находящиеся на госсубсидиях и при этом получающие иные доходы в рамках уставной деятельности (бюджетные организации образования, культуры, здравоохранения и т. п.).

Далее в этом материале рассматривается формирование финрезультата для организаций, относящихся к третьей (и самой многочисленной) группе бюджетников.

С 21.11.2020 действует обновленный порядок применения КОСГУ. Некоторые новшества вводятся с 01.01.2021. Подробнее о нововведениях узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Формирование себестоимости в программе «1С:БГУ 8», ред. 2.0

По счету 109.60 в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» ведется аналитический учет по номенклатуре и видам затрат.

По счетам 109.70, 109.80, 109.90 ведется аналитический учет по видам затрат. Справочник поставляется пустым, его необходимо заполнить путем создания элементов («Услуги, работы, производство» – «Виды затрат»). В справочнике отражается список видов затрат, которые используются в учете для детализации расходов.

Во взаимосвязи с бухгалтерским учетом в программе организован налоговый учет расходов по приносящей доход деятельности на забалансовых счетах Н20, Н25, Н26 и Н44. К каждому из счетов Н20, Н25 и Н26 введены два субсчета для раздельного учета прямых и косвенных расходов по приносящей доход деятельности согласно ст. 318 НК РФ.

Учет посуды на предприятии: проводки

Нужно учитывать посуду даже тогда, когда она принимается организацией без осуществления оплаты. Когда посуда не является собственностью государственного предприятия, а эксплуатируется им на основании договорных отношений, ее стоимость берется из договора и принимается к учету в полной мере. В случае, когда посуда покупалась за валюту другого государства, оценочные операции проводятся в рублях по актуальному курсу Центрального Банка РФ на тот момент, когда посуда оплачивается.

В первом случае оформляется требование-накладная (ф.0315006). Во втором случае ведомость их передачи (ф.0504210) в пользование послужит и поводом к списанию непосредственно в день осуществления передачи. Акты, заполняемые при списании ценностей, служат поводом к оформлению списания средств бухгалтером. Ответственное за целостность посуды лицо учитывает ее в Книге по форме 0504042 или в Карточке по форме 0504043 учета мат.ценностей предприятия.

Бюджетный учет продуктов питания

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2022 N 162н.

Пример 4. Учреждение (получатель) в рамках централизованного снабжения от учреждения, уполномоченного на осуществление таких закупок (государственный заказчик), 29 февраля 2022 г. получило продукты питания на сумму 150 000 руб. Извещение (ф. 0504805) получено только 12 марта 2022 г. Оба учреждения являются подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *