Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для чего нужен градостроительный план земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общему правилу, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка относится к компетенции органов местного самоуправления (ОМС). Порядок получения ГПЗУ, помимо общих норм Градостроительного кодекса, определяется административными регламентами, утверждаемыми ОМС. Форма ГПЗУ утверждена Приказом Минстроя России.
Определиться, нужен ли ГПЗУ
В зависимости от того, какой объект планируется к строительству на участке, может варьироваться необходимость в получении градплана. Мы хотели бы привести две распространенные ситуации, когда оформить ГПЗУ не требуется:
- Строительство линейного объекта. Для них законодательством установлено наличие другого важного документа – проекта планировки или межевания территории.
- Возведение частного дома, сарая, гаража, бани и иных построек на земле с ИЖС. Не имеет значения, по какой из процедур застройщик планирует оформить частную постройку (дачная амнистия или уведомление), получать ГПЗУ не потребуется. В крайнем случае, только для проверки правового статуса земли, но не для согласования работ.
Разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 ст. 51 ГрК РФ. Таким образом, предоставление ГПЗУ является обязательным документом при получении разрешения на строительство.
Целью предоставления ГПЗУ при получении РНС является установление соответствия проектной документации требованиям градостроительного регламента, установленного в отношении строящегося объекта, градостроительным нормативам. В соответствии с частью 26 статьи 1 ГрК РФ нормативы градостроительного проектирования – совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 2 статьи 29.2 ГрК РФ определено, что региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения. При внесении изменений в РНС стоит учитывать, что процедура внесения изменений в РНС аналогична процедуре получения РНС. Основания для отказа во внесении изменений в разрешение, также идентичны основаниям для отказа в выдаче разрешения на строительство (несоответствие проекта градостроительному плану земельного участка, виду разрешенного использования земельного участка и другим ограничениям).
Таким образом, застройщик вправе вносить корректировки в проектную документацию после получения РНС. Застройщику не запрещено предоставить с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство новую проектную документацию, соответствующих оснований для отказа во внесении изменений в разрешение законом не предусмотрено.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика, утверждается в окончательной форме также застройщиком, после чего подлежит использованию при строительстве. Таким образом, ГрК РФ не содержит запрета застройщику корректировать и изменять проектную документацию в зависимости от своих потребностей. Вместе с тем, с пакетом документов для внесения изменений в РНС необходимо также представить ГПЗУ. ГПЗУ должно быть действительным на момент подачи соответствующего заявления о внесении изменений в РНС. В случае если срок действия ГПЗУ истек, застройщик должен будет получить новый ГПЗУ.
Для чего предназначен
Этот документ обобщает основные данные о наделе. Без него самому застройщику, бюро проектирования и органам по надзору предстояло бы осуществлять проверку сведений по разрозненным источникам и отдельным базам. По существу, ГП — это выписка из градостроительного регламента на земельный участок, оформляемая во время планировки территории. При составлении в ней учитывают:
- имеющиеся ограничения ЗУ (максимально возможное число этажей будущего здания, размер отступов для строительства ОКС и т. д.);
- установленное целевое назначение земли (от него зависит, что именно можно построить на обозначенной площади);
- условия и расчеты подведения коммуникаций, инженерных сетей, доступа к общественному транспорту, инфраструктуре;
- информацию о наличии обременения;
- составленные инженерами-инвентаризаторами отметки (красные линии).
Опираясь на данные в ГП, составитель проекта сможет рассмотреть и учесть в работе все нюансы планировки надела, особенности ландшафта, места коммуникационных подводок, а также определить точное месторасположение будущего строения. Если собственник планирует реконструировать здание, этот документ поможет выяснить, допустимо ли расширение дома или постройки, увеличение его изначальных размеров.
Этот вид документации оформляется на каждый отдельный объект. Получение его доступно не только непосредственным владельцам, но и арендаторам. При подаче заявления просто указывается факт наличия соглашения аренды.
Взаимосвязь с другой техдокументацией
Приступать к оформлению ГП, если владелец решил построить новый дом или реконструировать имеющееся строение, следует только после готовности:
- КПЗУ (паспорта кадастра, представляющего собой выписку из реестра, содержащую индивидуальные характеристики надела).
- топографический проект (включающий в себя результаты геологических работ, необходимых для начала возведения постройки).
- ситуационный (который составляется параллельно с предыдущим документом, отображает разграничение земли и прилегающие к обозначенной территории объекты).
- СТУ (нормативы, применяемые к конкретному ЗУ).
- задокументированные результаты межевания (обозначающие четкие границы площади).
Только имея на руках все вышеперечисленные бумаги, собственник может заняться составлением ГП.
Период действия документа
Установленный срок действия ГПЗУ равен 3 годам. По истечении данного периода требуется повторное оформление документа с соблюдением регламента.
Обращение в компанию «ИР-Проект» позволит вам получить ГПЗУ на выгодных условиях. Преимущества для наших клиентов очевидны:
- Работа под ключ. Выполняем полный спектр действий для получения ГПЗУ. Заказчику не требуется подготавливать дополнительные бумаги, посещать инстанции и отправлять электронные запросы — за все отвечают наши штатные специалисты.
- Полное информационное сопровождение. Сотрудники «ИР-Проекта» ответят на имеющиеся вопросы, расскажут о регламенте процедуры, окажут содействие в оформлении электронной подписи, подберут оптимальное время для проведения топографической съемки.
- Профессиональный подход. Наш штатный персонал обладает богатым опытом. Специалисты работают с коммерческими и промышленными объектами, учитывают нюансы площадки и специфику возводимого объекта.
- Широкий спектр дополнительных услуг. Возможно выполнение сопутствующих работ, связанных с получением технических условий, разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию. Оказываются услуги по проектированию, проводятся экологические изыскания.
- Доступные цены. Стоимость работ прописана в штатном прайсе, не предполагает дополнительных сборов и комиссий.
Услуги оказываются в соответствии с договором. Клиент получает пакет документов в обозначенный срок.
Компания работает в Москве и Московской области. Для подачи заявки на получение ИСОГД воспользуйтесь функционалом сайта или обратитесь к сотрудникам по телефону.
С 01.07.2017 вводится новая форма ГПЗУ.
Приказом Минстроя РФ от 25.04.2017 N 741/пр утверждены новая форма ГПЗУ и порядок заполнения формы ГПЗУ. Форма ГПЗУ заполняется в трех экземплярах на бумажном и (или) электронном носителе. Все формы градостроительного плана земельного участка заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица. Первый и второй экземпляры формы после регистрации передаются заявителю, третий — оставляется на хранении в органе, выдавшем градостроительный план земельного участка.
В форме градостроительного плана земельного участка указываются:
- номер ГПЗУ;
- реквизиты заявителя;
- местонахождение земельного участка;
- описание границ земельного участка;
- кадастровый номер земельного участка;
- площадь земельного участка;
- информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства;
- информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
- реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории.
В ГПЗУ также указываются ф.и.о., должность уполномоченного лица, наименование органа, осуществившего подготовку градостроительного плана, и дата его выдачи.
Также в ГПЗУ содержится подробная информация о чертеже(ах) градостроительного плана земельного участка с указанием масштаба, даты и организации, разработавшей чертежи. Далее указываются:
- информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке;
- информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и объектах культурного наследия;
- информация о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур;
- информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
- информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
- номер и (или) наименование элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
- информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- реквизиты нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
- информация о красных линиях.
Если после получения ГПЗУ собственник участка решит внести коррективы, касающиеся зоны застройки или реконструкции строящегося дома, например, увеличить площадь застройки, он подает заявление в местный департамент землеустройства и градостроительства, в котором должна быть указана причина и вид этих изменений.
К этому заявлению прикладываются:
- утвержденный экземпляр ГПЗУ;
- документы основания и выписку из ЕГРН на ЗУ и расположенные на нем объекты;
- копию паспорта.
В случае положительного решения, на основании старого ГПЗУ специалистами Департамента подготавливается новый пакет документации, на первом листе которого прописывается, что он является дополнением к утвержденному ранее документу. Они берут копию с ранее утвержденного топографического плана и вносят в него изменения, согласно новой схеме зоны строительства, в которую будет включен участок заявителя. На него будут нанесены топографические знаки, исходя из внесенных изменений.
В случае расхождения в кадастровых, технических и юридических характеристиках объектов, возникших за прошедшее время с момента утверждения первого ГПЗУ, собственник должен предоставить соответствующую подтверждающую документацию.
ГПЗУ является, по сути, схемой застройки участка, согласно общего планирования территории, на которой располагается ЗУ, с соблюдением норм градостроительного зонирования и проектирования, а также с учетом сведений из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости) и условий подключения объектов к инженерно-техническим сетям.
При этом участок должен:
- иметь границы, стоящие на кадастровом учете;
- входить в состав земель, на которые распространяются правила землепользования и застройки.
Документ выполняется в определенной действующим законодательством форме и содержит в обязательном порядке следующую информацию:
- топографический план с указанием границы имеющихся зон, в которую территориально будет включен будущий объект;
- текстовую часть, в которой обосновываются условия использования ЗУ. Прописываются разрешенные объекты для строительства на этой территории, а также указываются основные, вспомогательные и условные виды разрешенного использования, ограничения в использовании, технические условия подсоединения объектов к инженерно-техническим сетям.
В результате получается чертёж, выполненный в определенном масштабе территории с нанесением условных обозначений на основании определенного перечня. Обязательным приложением являются согласительная документация с уполномоченными инстанциями.
Внесение изменений в ПЗЗ г. Москвы
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) г. Москвы утверждены Постановлением Правительства Москвы № 120-ПП от 28.03.2017 г. «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы». Внесение изменений в ПЗЗ регулирует Постановление Правительства Москвы № 457-ПП от 17.05.2018 г. «Об утверждении Порядка направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы».
Основной порядок внесения изменений в ПЗЗ в Москве выглядит следующим образом:
- Разработка обосновывающих проектных материалов (буклета).
- Подача заявления от имени заказчика на внесение изменений в ПЗЗ.
- Рассмотрение заявления уполномоченным органом власти (совместные слушания, ГЗК и т. д.).
- В случае одобрения проекта готовятся распоряжение на внесение изменений в ПЗЗ и проект внесения изменений в ПЗЗ.
- Проведение публичных слушаний по проекту изменений в ПЗЗ.
- Разработка и утверждение Постановления Правительства Москвы о внесении изменений в ПЗЗ.
О градостроительном плане земельного участка
На сегодняшний же день, если строго следовать букве закона, подготовка ГПЗУ «осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры» и в прочих целях, указанных в ч. 1 ст. 41 ГрадК РФ, что, мягко говоря, не соответствует действительности.
Кроме того, указанная позиция, как я понимаю, повлияла и на изменение ГрадК РФ. Так, уже в действующей редакции ч. 1 ст. 51 ГрадК РФ лишена сомнительного «подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка» (требованиям выписки?). Ст. 41 ГрадК РФ в будущей редакции исключает ГПЗУ из числа документации по планировке территории, разумно оставляя там лишь ППТ и ПМТ. Да и статья ГрадК РФ в гл. 5, посвященная ГПЗУ (ст. 44), утрачивает силу – ГПЗУ появляется в «информационной» гл. 7, ст. 57.3.
Выдача градостроительный план земельного участка
Получить градостроительный план земельного участка можно при обращении в орган местного самоуправления.
Как говорилось выше, выдача ГПЗУ относится к компетенции местного самоуправления. Таким образом в первую очередь нужно обратиться в орган местного самоуправления с запросом о предоставлении ГПЗУ.
В Москве таким органом является Комитет по архитектуре и градостроительству. Запрос подается либо лично ответственному должностному лицу, либо направляется в электронной форме посредством сети Интернет.
При обращении лично нужно иметь при себе документ подтверждающий вашу личность (и доверенность, если не вы являетесь заявителем). А также документы, подтверждающие ваше право на земельный участок. Исключением из этого правила является гражданско-правовой договор.
Для обращения через интернет необходимо заполнить форму запроса, которая удостоверяется электронной подписью.
Все необходимые документы уполномоченным органом запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия, однако по желанию заявителя могут быть представлены по собственной инициативе.
Нужен ли ГПЗУ для получения разрешения на строительство в 2021
Не смотря на то, что ГПЗУ в 2021 г. как официальный документ не требуется, чтобы начать строительство частного дома, но его значимость достаточно высока.
Приведем пример
Женщина покупает земельный участок в Московской области, чтобы в дальнейшем построить жилой дом. На этапе покупки она не думала о том, что на участке могут быть разного рода ограничения. Когда время дошло до строительства собственного дома, жительница Московской области заказала градостроительный план земельного участка. В соответствии с планом земельный участок попадает сразу под несколько охранных зон и только примерно на 10% от участка можно строить недвижимость. Получается, что она приобрела землю, значительная площадь которого находится в запрете на строительство.
Как получить ГПЗУ в МФЦ «Мои Документы»
Для получения ГПЗУ рекомендую обращаться в ближайший многофункциональный центр «Мои Документы» вне зависимости от места прописки — услуга оказывается без привязки к месту регистрации. Получить градостроительный план может как юридическое, так и физическое лицо, которым принадлежат земельные участки. Если сам владелец по тем или иным причинам не может лично заниматься решением этого вопроса, он вправе оформить нотариальную доверенность на своего представителя.
Чтобы посещение МФЦ прошло с комфортом, записаться на приём рекомендую заранее, но вариант получения талона на живую очередь тоже приемлем.
Порядок действий в МФЦ следующий:
- при помощи сотрудника центра подготавливается заявление по установленному государством образцу с целью его последующей подачи в Комитет по градостроительству;
- предоставляется пакет документов;
- заявителю выдается расписка о принятии работником МФЦ документов, статусу заявки присваивается регистрационный номер;
- назначается день и время, когда лицу, подавшему заявку, следует прибыть в МФЦ для получения экземпляра градостроительного плана (впрочем, может быть и отказ в его выдаче — об этом ниже).
Составлением градостроительного плана занимается Комитет по градостроительству того населенного пункта, на территории которого находится земельный участок. Выдачу готового экземпляра осуществляет МФЦ. Максимальный срок изготовления равняется 20 рабочих дней, но в большинстве случаев не превышает 2-х недель.
Если имеется ранее выданный градостроительный план, в котором были выявлены ошибки, для их исправления также подается заявление установленной формы. Если план был выдан после 1 июля 2017 года, внесение поправок допускается, если же ГПЗУ был оформлен раньше указанной даты, то документ подлежит замене.
Новая форма и срок действия ГПЗУ
В соответствии с ФЗ от 3 июля 2019 года № 373-ФЗ статья 44 ГРК РФ Градостроительные планы земельных участков с 1 июля 2019 года утратила силу. Теперь вопросы, связанные с формой и порядком заполнения ГПЗУ, регламентируются статьей 57.3. Градостроительный план земельного участка, глава 7 ГрК РФ «Информационное обеспечение градостроительной деятельности». Возникает вопрос: может ли быть использована информация, указанная в выданном ГПЗУ, после вступления в силу новой нормы закона? Да, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства или их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, а также выдачи разрешений на строительство данная информация может быть использована. Срок использования ранее выданного ГПЗУ не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу ФЗ от 3 июля 2019 года № 373-ФЗ. Срок использования ГПЗУ установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; по истечении его использование информации, указанной в данном градостроительном плане земельного участка, не допускается. Исключение составляют случаи, когда после выдачи ГПЗУ в градостроительные регламенты соответствующей территориальной зоны были внесены изменения.
- заявление;
- правоустанавливающие документы на земельный участок и здания, строения, сооружения, помещения, расположенные на соответствующем земельном участке (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект).