Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Непропуск пешехода на пешеходном переходе, сумма штрафа с 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Было | Новая редакция |
---|---|
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. | 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. |
Уступать следует всем пешеходам, имеющим преимущество. Зафиксированное нарушение этого правила приводит к получению штрафа, который заставляет думать о своих маневрах в будущем. Если действия водителя нельзя доказать, то наказания может не последовать.
Самым очевидным обстоятельством, когда следует пропускать человека, является зеленый сигнал светофора для пешеходов. Если им загорится красный, то автомобилист обязан дождаться, когда переходящие дорогу люди закончат маневр, и только потом двигаться. Штраф за непропускание в таком случае станет не единственным. За проезд на запрещающий сигнал светофора его дополнят наказанием, подразумевающем лишение водительских прав на длительный срок при неоднократном нарушении.
Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода в 2023 году?
Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.
К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.9 ч.2 | Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 20, но не более 40 километров в час | 500 руб. |
12.9 ч.3 | Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 40, но не более 60 километров в час | 1000 — 1500 руб. |
12.9 ч.4 | Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60, но не более 80 километров в час | 2000 — 2500 руб. или лишение прав на 4- 6 месяцев |
12.9 ч.5 | Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 80 километров в час | 5000 руб. или лишение прав на 6 месяцев |
12.9 ч.6 | Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.9 КоАП РФ | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
12.9 ч.7 | Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 12.9 КоАП РФ | Лишение прав на 12 месяцев или 5000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
Пересечение железнодорожных путей
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.10 ч.1 | Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде | 1000 руб. или Лишение права управления ТС на 3 — 6 месяцев |
12.10 ч.2 | Нарушение правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 КоАП РФ | 1000 руб. |
12.10 ч.3 | Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.10 КоАП РФ | Лишение прав на 12 месяцев |
Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода в 2022 году?
Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.
К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.
Как правильно переходить дорогу пешеходу по ПДД
- совершать переход можно только по специально обозначенным для этой цели местам. Речь идет об обычных переходах – подземным и наземным;
- при отсутствии переходов, перемещаться нужно по тротуару или при отсутствии такового, по обочине;
- на регулируемых перекрестках можно пересекать полотно только на специальный знак указателя или регулировщика;
- если на дороге нет зебры, пересечение требуется осуществлять под прямым углом к направлению трассы, но не по диагонали;
- во всех без исключения обязан оценить общую дорожную обстановку и только после удостоверения в полной безопасности и отличной гарантированной видимости его всем проезжающим водителям можно продолжать движение;
- переходить дорогу не по разметке допускается только в том случае, если дорога очень хорошо видна, то есть обзор не загораживается рядом расположенной спецтехникой, припаркованными машинами, а также какими-либо постройками;
- пересечение проезжей части допустимо только после адекватной оценки расстояния между человеком и рядом передвигающимся транспортом;
- нельзя создавать разные помехи для иных участников перемещения по дороге, категорически запрещено своими действиями провоцировать разные аварийные ситуации;
- в процессе пересечения дороги не нужно останавливаться без уважительных на то причин. Довольно часто на трассе можно встретить нерешительных людей, которые своими движениями или попытками не показывает своего четкого намерения, вводя водителей в заблуждение. Подобное поведение не допустимо, так как вводит водителей в заблуждение и довольно часто становится причиной возникновения аварийной ситуации;
- в процессе перехода дороги в темное время суток за границей города, на пешеходе должны присутствовать специальные светоотражающие элементы;
- отдельные условия предусмотрены по прекращению пешеходом движения. В массе своей это распространяется на ситуации, связанные с приближением автомобилей, оснащенных специальными сигнальными знаками. Если человек увидел подобное транспортное средство, будучи уже на дороге, он должен незамедлительно вернуться на тротуар.
- Поднятая над головой правая рука – для пешеходов движение запрещено.
- Вытянутая вперед правая рука – движение пешеходов допустимо со стороны спины профессионала.
- Обе руки вытянуты в стороны, придавая человеку вид буквы Т. Движение для пешеходов разрешено от груди специалисты и со стороны спины.
Где разрешается, а где нет
Пешеходным переходом является определенный участок дороги, который выделяется для движения пешеходов через проезжую часть и устанавливается специальной разметкой («зебра») и (или) дорожными знаками.
При определении понятия пешеходного перехода так же важно знать границы данной зоны проезжей части:
- если на переходе нанесена соответствующая дорожная разметка, то границами перехода являются границы данной разметки;
- если на переходе отсутствует разметка, но установлены соответствующие дорожные знаки (знаки должны быть установлены на противоположных концах проезжей части), то зоной перехода считается расстояние, которое располагается между этими знаками (5.19.1 и 5.19.2 соответственно).
Как правильно проезжать пешеходный переход?
В свете изменений п. 14.1 Правил Движения, у водителя появились новые обязанности:
- В зоне действия нерегулируемого перехода пешеходов, водитель должен дождаться момента, когда последний из них покинет зону пересечения дороги. Этим действием устанавливается приоритет пешего движения.
- Если во время движения авто обзор закрывает впередиидущий транспорт на низкой скорости, или оно остановилось, то следовавший за ним водитель обязан повторить его действия – снизить скорость или остановиться.
- Случается так, что за пешеходным переходом движение застопорилось, может где-то поблизости случилась авария и транспорт встал в пробке. Поэтому если подобное обнаружится, то выезжать в зону пеших переходов не нужно, чтобы не усложнять людям переход на другую сторону улицы.
В ПДД категорически запрещаются любые маневры на переходе:
- разворот авто для противоположного движения;
- проезжать задним ходом;
- обгонять другие ТС;
- делать остановку или стоянку.
ПДД создаются для обеспечения безопасности для всех без исключения участников движения, а соблюдать их обязанность не только водителей, но и пешеходов.
Отличие опережения от обгона
Понятие опережение в ПДД выделяют отдельно. Не стоит путать его с обгоном. В 2021 году опережением называют объезд транспорта без выезда на встречную полосу. Оно может быть выполнено, если на попутном участке дороги присутствуют две и более полосы. Траектория движения при этом может не меняться
В отличие от объезда, обгон предполагает целенаправленный объезд автомобиля, движущегося впереди. Водитель вынужден изменить траекторию движения и выехать на встречную полосу. Маневр считается более опасным.
Выполнение опережения на пешеходном переходе условно разрешено. Однако лицо, осуществившее такой маневр, могут привлечь к ответственности. В п. 11.5 Правил дорожного движения отражено, что опережение допустимо, если соблюдаются нормы п. 14.2 вышеуказанного нормативно-правового акта. Норма предписывает замедлиться или остановиться, если аналогичную манипуляцию перед переходом выполнило другое транспортное средство. Двигаться дальше разрешено лишь после того, как пешеход перейдет через проезжую часть. Если вышеуказанные правила не соблюдаются, накладывается штраф ГИБДД в размере 1500 руб. Его применение регламентирует статья 12.18 КоАП РФ.
Различия в теории и на практике
К сожалению, теория и практика по применению законов, касающихся пропуска пешеходов, немного расходится. Выше было приведено определение, которое содержится в ПДД, и оно указывает на то, что водитель должен стоять на месте до тех пор, пока его движение может помешать пешеходу. На практике можно получить штраф даже в тех ситуациях, когда водитель пересекает траекторию движения пешехода, совершенно ему не препятствуя.
Например, водитель поворачивает направо на крайнюю правую полосу, а пешеход только начинает переходить многополосную дорогу с обратной стороны, двигаясь довольно медленно. Очевидно, что водитель может повернуть, чтобы не создавать за собой пробку, и при этом никак не помешать пешеходу. Однако сотрудник Госавтоинспекции вполне может оштрафовать, ссылаясь на то, что пешеход уже вышел на проезжую часть. А обжаловать подобный штраф зачастую не выходит, даже если у водителя есть видеозапись с регистратора.
Существуют и более абсурдные ситуации, когда штраф накладывают на водителя, если он начал движение, когда пешеход уже прошел мимо его автомобиля, но не сошел с проезжей части. В таких случаях суды, в том числе Верховный суд России, также считают штраф законным.
Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?
Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.
Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.
Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.
В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:
Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.
Изменение условий, при которых запрещена эксплуатация ТС
Среди прочего, в тексте ПДД закреплен список неисправностей, с которыми машину нельзя эксплуатировать. Новая редакция расширила этот перечень, куда вошли следующие случаи:
- езда на летней резине зимой и на шипованных шинах в летний сезон (для отдельных регионов действует возможность продления периода запрета в зависимости от климатических особенностей);
- установка нештатного светотехнического оборудования, в том числе ксенона;
- неработающий автокорректор фар;
- чрезмерный уровень вредных выбросов через выхлопную систему;
- неисправность узлов системы снижения токсичности выхлопа.
При обнаружении этих неисправностей водителю запретят дальнейшее передвижение до полного устранения проблемы. После ремонта водитель должен будет пройти внеочередной техосмотр, иначе его поездка продлится до первого инспектора ГИБДД.
Выполнение обгона по правилам дорожного движения
ПДД определяет следующие правила проезда перехода:
-
при подъезде к такому участку автомобилисту надлежит снизить скорость;
-
строго запрещено останавливаться в зоне перехода (за исключением пропуска пешеходов);
-
если авто, которое движется по другой полосе, начинает приостанавливаться перед переходом, стоит также снизить скорость. Вполне возможно, что водитель пропускает пешехода, который незаметен из-за ограниченной видимости;
-
участникам ДД (пешеходам, велосипедистам и т. д.), которые начали пересечение проезжей части, следует уступить дорогу;
-
после того, как пешеходы прошли, надлежит сразу продолжить движение и при этом не набирать скорость резко.
Пересечение пешеходного перехода стоит выполнять особенно внимательно. Это связано с тем, что в определенных ситуациях видимость сильно ограничена. Автомобилист не всегда имеет возможность рассмотреть пешехода. Нарушение ПДД может закончиться привлечением водителя к административной ответственности и наложением определенной суммы штрафа. Если в результате игнорирования правил будет иметь место авария с причинением вреда здоровью людей, то дело уже рассматривается Уголовным кодексом РФ.
Разделение рассматриваемых понятий имеет ключевое значение. Согласно п. 1.2 ПДД опережение — это движение автомобиля с большей скоростью, чем у другого ТС в попутном направлении. В этом же пункте дано определение обгона — это опережение ТС, в ходе которого происходит кратковременное пересечение разделительной линии с движением по встречной полосе.
Главное отличие рассматриваемых маневров: обгон обязательно осуществляется с кратковременным выездом на встречную полосу.
Согласно п. 11.4 ПДД обгон на пешеходных переходах полностью запрещен. По общему правилу сразу после проезда пешеходной зоны водитель может приступать к выполнению маневра.
Независимо от окончания зоны перехода обгон не допускается:
- через сплошную линию разметки (п. 9.1(1) ПДД);
- под запрещающий знак 3.20;
- на мостах, в тоннелях, при ограниченной видимости и резких поворотах (п. 11.4).
Штраф за обгон и опережение на пешеходном переходе
Многие пешеходные переходы оборудованы искусственными неровностями или, как их принято называть у автомобилистов, «лежачими полицейскими».
Они необходимы для того чтобы замедлить движение автомобиля, тем самым предупредив наезд на пешеходов. Лежачие полицейские есть и в областях, вне населенных пунктов.
Совершить обгон по такому приспособлению нереально, перед искусственной неровностью обязательно нужно притормаживать, в противном случае не получится нормально по ней проехать.
Вывод — несмотря на то, что вне населенных пунктов намного меньше сотрудников ГИБДД и приспособлений для автоматической фиксации нарушений, совершать обгон на ПП все равно не стоит.
Наказание, опять же, идентичное — лишение прав или штраф в 5 тысяч рублей. Но это, конечно, если «засекут».
Важно! Изъять у водителя права может сотрудник ГИБДД прямо на месте, на котором было совершено нарушение. Штраф, как правило, накладывается в том случае, если инспекторов рядом не было. В подобной ситуации автовладельцу приходит извещение.
В обоих случаях при начале движения водителем преследуется цель опередить автомобиль из своего потока. Оба действия сопровождаются повышенной скоростью и опасностью. Основное отличие между ними это место выполнения маневра. Так, опережение выполняется на стороне для автомобилей встречного потока. Обгон заключается в опережении, но с заездом на встречку.
Правила дорожного движения закрепляют основные требования к маневрам.