Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стажер ДПС права и обязанности в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу отметим, что игнорировать требование не стоит – это может закончиться погоней со всеми последующими попытками вменить несуществующие нарушения. Хотя, по закону, вы не обязаны выполнять требования стажёра ДПС, мы всё же настоятельно не рекомендуем применять это знание на практике, потому как стажёры никогда не стоят на дороге одни – с ними всегда находится по меньшей мере один настоящий сотрудник ГИБДД.
Что делать, если остановил стажёр?
Сразу отметим, что игнорировать требование не стоит – это может закончиться погоней со всеми последующими попытками вменить несуществующие нарушения. Хотя, по закону, вы не обязаны выполнять требования стажёра ДПС, мы всё же настоятельно не рекомендуем применять это знание на практике, потому как стажёры никогда не стоят на дороге одни – с ними всегда находится по меньшей мере один настоящий сотрудник ГИБДД.
Запомните, именно настоящий инспектор несёт ответственность за все действия стажёра и отвечает за незаконную остановку автомобилей и проверку документов. Более того, чаще всего именно сотрудник ГИБДД и поручает это последнему, но уже не в рамках полномочий стажёра – то есть незаконно.
Какие ещё права и обязанности?
Итак, из всех прав, которыми наделены сотрудники МВД, стажёру запрещено:
- регулировать дорожное движение – останавливать машины,
- прямого запрета проверять документы у водителей нет, но обязанности передавать их стажёру нет у водителей,
- составлять любые виды протоколов (о нарушении, досмотра, отстранения, задержания и иные) и выписывать постановление со штрафом на водителя,
- оформлять ДТП,
- выполнять любые действия (точнее, запрещено поручать такие действия руководителями стажирующегося), которые могут быть связаны с безопасностью самого стажёра, а также с ущемлением прав и свобод граждан,
- носить оружие,
- знакомиться с документами, составляющими гостайну.
Как узнать, стажёр перед водителем или нет?
Очень просто! У стажирующихся нет соответствующего служебного удостоверения сотрудника полиции. У настоящего инспектора ДПС такой документ есть.
Если вашу машину остановил стажёр ГИБДД, то вы имеете полное право потребовать у него это удостоверение:
- пункт 2.4 (последний абзац) Правил указывает, что регулировщики обязаны передавать его по требованию водителя,
- ФЗ «О полиции» предписывает уже самим инспекторам ДПС предъявлять при обращении к гражданину удостоверение.
Кроме того, стажёра вы увидите даже ещё до остановки:
- им не выдаётся форменная одежда, а обязательны только светоотражающие жилеты в целях их же безопасности на дороге, то есть стандартной синего или чёрного цвета формы у них не будет,
- у стажёра также нет нагрудного знака,
- наконец, у обучающимся на сотрудников полиции нет пистолета, им его запрещено выдавать.
Что могут сотрудники ДПС и как вести себя при остановке на дороге
В период действия Приказа МВД № 185 остановка транспортного средства для проверки документов допускалась только на стационарных постах ГИБДД (п. 63 Приказа № 185). Было интересно смотреть видео “юристов”, требовавших от инспектора на стационарном посту обозначить основание к остановке транспортного средства вперемешку с репликами “вы 185-ый приказ читали, инспектор?”.
- ориентировки, иная информация об их использовании в противоправных целях;
- необходимость проведения проверки маркировочных обозначений транспортного средства и сверки их с записями в регистрационных документах;
- наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в сопроводительных документах на перевозимый груз.
В соответствии с п. 6.11 Правил дорожного движения РФ требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.
Сотрудники ГИБДД могут остановить любое транспортное средство для проверки документов. Обычно водители без восторга воспринимают взмах полосатого жезла инспектора ДПС, но на самом деле поводов расстраиваться (если вы не нарушаете правила дорожного движения) нет. Нужно четко знать свои права на дороге, вести себя с инспектором корректно, внимательно читать предлагаемые на подпись документы. Это практически на 100% защитит вас от злоупотреблений, которыми, увы, грешат некоторые нечистые на руку сотрудники ДПС.
Некоторые водители до сих пор пытаются передавать сотруднику полиции документы на цепочке с фиксатором для того, чтобы не дать инспектору унести документы в служебный автомобиль. Постановлением Верховного Суда РФ от 1 марта 2022 г. № 69-АД17-1 использование зажимов, цепочек и других подобных механизмов и устройств признано неповиновением законному распоряжению или требованию сотрудника полиции.
В соответствии с порядком привлечения стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утвержденным ведомственным нормативно-правовым актом (приказом) МВД, решение о привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, принимается в отношении конкретного стажера и оформляется правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя, принявшего решение. Запрещается поручать стажеру регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях.
привлекать стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав и свобод человека и гражданина;
Разрешена ли проверка документов вне стационарного поста ДПС
- без промедления подойти к автомобилисту;
- поздороваться, представиться, назвать ФИО, должность, звание;
- при обращении к автомобилисту приложить правую руку к головному убору;
- объяснить причину остановки;
- предоставить служебное удостоверение после требования водителя (не следует забывать об этом праве и даже фиксировать себе данные сотрудника полиции);
- изложить требование о передаче документов без обложек или удерживающих средств или изложить права и обязанностей водителя, если необходимо его привлечение в качестве понятного;
- остановка производится на короткий срок;
- если водитель совершил административное нарушение, инспектор разъясняет суть такового.
- были выявлены признаки нарушения требований нормативов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- проводятся специальные мероприятия по предупреждению аварий;
- проводится осмотр автомобиля и груза, также допускаются другие случаи, если это необходимо для выполнения обязанностей полиции.
Права и обязанности стажера ГИБДД
Для этой цели стажер ГИБДД оснащен необходимыми документами и формами, такими как бланки дефектных ведомостей, технические осмотры и протоколы о стоянке. Он также имеет право потребовать предъявления документов участника дорожного движения для проверки. В случае выявления нарушений, стажер ГИБДД может составить соответствующий протокол и передать его в дальнейшую обработку компетентным органам.
- Права стажера ГИБДД:
- Проводить проверку документов участников дорожного движения;
- Составлять протоколы о нарушениях правил дорожного движения;
- Передавать протоколы и материалы обеспечивающие средства всех стажеров в ГИБДД для дальнейшей обработки;
- Консультировать участников дорожного движения по вопросам соблюдения Правил дорожного движения.
- Обязанности стажера ГИБДД:
- Проверка документов на правильность и законность;
- Составление протоколов о стоянке и дефектных ведомостей;
- Содействие в обеспечении безопасности дорожного движения и предотвращении нарушений Правил дорожного движения;
- Соблюдение профессиональной этики и конфиденциальности при работе с личными данными участников дорожного движения.
Реформы в ГИБДД с 2017 года
С 2017 года в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) была начата реализация обширных реформных программ, направленных на улучшение работы органов ГИБДД, повышение уровня безопасности дорожного движения и обеспечение прав и интересов граждан. Одним из основных направлений реформ стало внедрение новых подходов к работе стажеров ГИБДД, включая право их остановки для проверки документов.
В рамках реформ ГИБДД была разработана и внедрена специальная программа обучения стажеров, которая позволяет им получить необходимые знания и навыки для профессиональной работы с нарушителями правил дорожного движения. Оказалось, что увеличение числа остановок для проверки документов стажерами ГИБДД позволяет существенно повысить эффективность работы и улучшить общую безопасность на дорогах.
Таким образом, в 2024 году стажеры ГИБДД имеют полное право останавливать автомобили для проверки документов в рамках своей компетенции. Это является одним из инструментов, используемых для борьбы с нарушителями дорожных правил и обеспечения безопасности участников дорожного движения. Реформы в ГИБДД, начатые с 2017 года, сыграли важную роль в совершенствовании деятельности инспекции и принесли плоды в виде снижения числа дорожно-транспортных происшествий и улучшения безопасности на дорогах.
Communities › DRIVE2 и ГАИ › Blog › Права и обязанности стажера ГИБДД
один раз, зимой, ночью ехал на крузаке по центральной улице своего города, параллельно мне двигалась шестерка, чуть обгоняя, вдруг откуда ни возьмись стажер с радаром в руках и машет нам обоим, шестерка спокойно проезжает мимо, я решил остановиться, инспектор стоял на другой стороне дороге, окучивал кого-то. Так вот: подходит это чучело ко мне и говорит таким строгим голосом: -Ваши документы! Я его спрашиваю: Ты кто такой? он: Я стажер! Я: чего остановил? Он: превышение скорости и тычет радар. Я: у кого превышение, рядом шестерка ехала быстрее меня! Он: У Вас обоих, я сразу Вас вместе замерил! Я издал дикий ржач из окна ему в рожу. задаю вопрос: ты идиот? Пока этот осел думаел как и что ответить, говорю ему: пошел на х**, щенок и спокойно уезжаю под пристальным взглядом инспектора… все, финиш!
да, можно, но только не в том случае, когда СТАЖЕР, который вышел первый ну или второй раз на дорогу, уже начинает заниматься дешевым, лоховским разводом, Вам не кажется, что самое подходящее выражение для него — это то, которое я ему и сказал. Кстати, Вы не обратили внимания на фразу о том, что концовка проходила «…под пристальным взглядом инспектора…» который к тому времени освободился и наблюдал за нами. Никакой реакции инспектора не было и это может говорить только о том, что я был прав. Вообще — это все мое личное мнение, Вы можете поступать как Вы считаете нужным, можете долго разговаривать с таким дебилом и объяснять то, что чисто физически он не может одновременно замерить скорость двух и боле машин ну и т.д. я лично сберег свое время и нервы.
Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками милиции, [strong]а также стажеры во время испытательного срока[/strong] могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и в порядке, определяемых министром внутренних дел Российской Федерации. В этом случае [strong]на них распространяются обязанности и права[/strong], гарантии правовой и социальной защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции.
Работники Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.
Стажёр ГИБДД – это сотрудник полиции или нет?
Нет.
С одной стороны, Федеральный закон «О полиции» говорит о том, что на стажёров возлагаются все права и обязанности, распространяющиеся на сотрудников полиции.
С другой, та же статья 32 ФЗ «О полиции» регулирует, что привлечение лиц такого статуса к службе осуществляется в порядке, определённым законодательством. И в 2021 году есть 2 нормативно-правовых акта, регулирующих деятельность лиц такого положения, и оба они устанавливают, что эти «лица» должностными никак не являются:
- Федеральный закон №342-ФЗ устанавливает, что стажёр ДПС назначается без присвоения ему специального звания,
- Приказ МВД №942 прямо указывает, что стажирующийся на должность ГИБДД не является сотрудником полиции.
Таким образом, стажёр выполняет все полномочия и обязанности и обладает правами сотрудника МВД, но не является сотрудником – должностным лицом. Кроме того, обучающийся на полицейского фактически не имеет власти над водителями автомобилей. И вот почему!
Вас также заинтересует:
- Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?
- Могут ли ГИБДД патрулировать в гражданском или личном автомобиле, останавливать и штрафовать?
- Сколько времени может сотрудник ГИБДД удерживать водителя после остановки?
Согласно п. 10 Приложения к Приказу МВД России от 15.08.2021 N 942 О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ, А ТАКЖЕ СТАЖЕРОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ВОЗЛОЖЕННЫХ НА ПОЛИЦИЮ При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается: поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях привлекать стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав и свобод человека и гражданина; знакомить стажера с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну. Запрещается ношение и хранение стажерами огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением средств индивидуальной защиты.
Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
а) выйти из транспортного средства в случаях:
- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
- нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
- нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;
- занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов».
Я советую не выходить из машины без необходимости.
Что могут сотрудники ДПС и как вести себя при остановке на дороге
В период действия Приказа МВД № 185 остановка транспортного средства для проверки документов допускалась только на стационарных постах ГИБДД (п. 63 Приказа № 185). Было интересно смотреть видео “юристов”, требовавших от инспектора на стационарном посту обозначить основание к остановке транспортного средства вперемешку с репликами “вы 185-ый приказ читали, инспектор?”.
- ориентировки, иная информация об их использовании в противоправных целях;
- необходимость проведения проверки маркировочных обозначений транспортного средства и сверки их с записями в регистрационных документах;
- наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в сопроводительных документах на перевозимый груз.
В соответствии с п. 6.11 Правил дорожного движения РФ требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.
Сотрудники ГИБДД могут остановить любое транспортное средство для проверки документов. Обычно водители без восторга воспринимают взмах полосатого жезла инспектора ДПС, но на самом деле поводов расстраиваться (если вы не нарушаете правила дорожного движения) нет. Нужно четко знать свои права на дороге, вести себя с инспектором корректно, внимательно читать предлагаемые на подпись документы. Это практически на 100% защитит вас от злоупотреблений, которыми, увы, грешат некоторые нечистые на руку сотрудники ДПС.
Некоторые водители до сих пор пытаются передавать сотруднику полиции документы на цепочке с фиксатором для того, чтобы не дать инспектору унести документы в служебный автомобиль. Постановлением Верховного Суда РФ от 1 марта 2022 г. № 69-АД17-1 использование зажимов, цепочек и других подобных механизмов и устройств признано неповиновением законному распоряжению или требованию сотрудника полиции.
Трудно сказать, дала ли эта мера какой-то результат, но некоторая абсурдность ситуации была очевидна. Наибольшее количество правонарушений, не связанных с ДТП, выявляется именно при выборочной проверке документов, а оборудованные стационарные посты в пределах города остались во временах дяди Стёпы. Фактически был утрачен правовой механизм для эффективного выявления и предупреждения правонарушений.
- если это связано с пресечением преступления или правонарушения;
- при осуществлении регулировочных мероприятий (например, регулирование пробок);
- если это связано с предотвращением угрозы жизни и здоровью, имуществу участников движения;
- если место остановки обозначено патрульной машиной с включённым спецсигналом.
При проведении проверки сотрудник может не ограничиться визуальным изучением бумажного документа. У каждого полицейского есть доступ в специальную базу данных. Проверяется наличие ограничений на управление машиной, наличие полиса ОСАГО, действительность водительского удостоверения, другие обстоятельства. Результатом проверки может стать пожелание доброго пути, а может и отправка транспорта на штрафстоянку. Бывают случаи, что человек добросовестно не знает о наличии ограничений. В такие ситуации часто попадают неплательщики алиментов, в отношении которых приставы выносят постановление об ограничении права на управление. В связи с большой загруженностью приставов и банальным отсутствием денег на почтовые пересылки, неплательщику копия постановления не высылается, и изъятие машины становится для них полным сюрпризом.
До настоящего времени у некоторых автомобилистов возникает желание поспорить с сотрудниками ГИБДД, остановившими их на дороге вне стационарного поста. Насколько обоснованы такие споры и какие права предоставлены сотрудникам ДПС, поднимающим жезл на городской дороге или трассе?
Отсутствие документов повлечёт за собой составление протокола или вынесение постановления на месте и назначение штрафа. Размеры штрафа могут быть внушительными. Если речь идёт об отсутствии полиса ОСАГО, то это безобидные 500 рублей. А вот неоформление путевого листа обойдётся организации или ИП уже в 20 000 рублей.
- Если это отрезки автомобильных дорог, где нельзя прекращать движение;
- На трамвайных путях и участках автомобильных дорог, которые плотно прилегают к ним;
- В области локации пешеходных коммуникаций;
- В мостах, тоннелях, эстакадах, которые имеют одну или две полосы для перемещения автомобильного транспорта;
- В местах, где имеются переезды, оборудованные для движения автомобиля на железнодорожных путях;
- На перекрестках автомобильных дорог;
- На отрезках автомобильных шоссе с ограниченным обзором на расстоянии меньше ста метров;
- В районе дорожек для велосипедистов и в тех местах, где останавливается общественный транспорт в виде автобусов, троллейбусов, маршрутного такси.
Причины для остановки транспорта
Неподчинение требованиям инспектора и отказ от остановки в некоторых случаях может быть вполне оправдан некоторыми внешними обстоятельствами. Вот пример нескольких ситуаций, при которых не стоит останавливаться даже после знака автоинспектора:
- Немедленная остановка по сигналу, поданному инспектором, может повлечь за собой опасность возникновения аварийной ситуации или нарушение Правил дорожного движения. Еще одним вариантом может быть ситуация, когда сигнал был подан слишком поздно или водитель вовремя не заметил его. В этом случае лучше не останавливаться и продолжить движение для ближайшего места, где остановка уже будет законодательно разрешена. После этого можно вернуться на пост автоинспектора и ответить на его вопросы. В такой ситуации водитель может даже избежать штрафа, если приведет объективные причины своих действий и обоснует их.
- Сигнал об остановке был подан на малоосвещенном участке дороги или лицом, не похожим на инспектора ГИБДД. В этом случае лучше перестраховаться, ведь даже возможное преследование или наложенный штраф не так опасны, как вероятность быть ограбленным мошенником, который выдает себя за автоинспектора.
1. Сначала сотрудник ГИБДД должен выделить нужный ему автомобиль одним из таких способов:
- при помощи громкоговорящего устройства;
- жестами;
- при помощи полосатого жезла;
- с использованием световозвращателя красного цвета.
2. Указать водителю место для остановки.
В случае нарушения сотрудником ГИБДД установленной процедуры торможения водитель имеет законное право не подчиняться ему и продолжать движение. Однако в этом случае ему нужно быть готовым получить постановление на уплату штрафа. В дальнейшем свою правоту придется отстаивать уже в суде, где понадобятся дополнительные доказательства его невиновности.
Самая распространенная причина для остановки транспортного средства – это нарушение ПДД. Помимо этого может потребоваться срочная помощь, к примеру, при отсутствии понятого.