Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страны входящие в единый таможенный союз с россией в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) была создана Зона свободной торговли (ЗСТ). Эта зона представляет собой территорию, где товары и услуги могут перемещаться без таможенных пошлин и препятствий. В ЗСТ находятся страны-члены ЕАЭС, включая Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию.
Зона свободной торговли ЕАЭС
ЗСТ ЕАЭС способствует развитию внешнеторговых отношений между странами-участницами. Это создает благоприятные условия для бизнеса, стимулирует экономический рост и привлекает инвестиции. Отмена таможенных пошлин помогает снизить стоимость товаров и увеличить их доступность для потребителей.
Основной инструмент ЗСТ ЕАЭС — перечень общих правил и процедур, установленных Регламентом ЕАЭС. Он определяет порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, принципы таможенного и неотъемлемого контроля, а также правила происхождения товаров и их классификации.
В рамках ЗСТ ЕАЭС существуют особые преимущества для предпринимателей, такие как упрощенные процедуры таможенного оформления, одобрение стандартов соответствия и увеличение объемов торговли. Также ЗСТ ЕАЭС предусматривает защиту прав интеллектуальной собственности и взаимную поддержку между странами-участницами.
В целом, Зона свободной торговли ЕАЭС является важным инструментом экономической интеграции участников союза. Она способствует установлению единого экономического пространства, развитию взаимовыгодных торговых отношений и укреплению сотрудничества между странами-членами ЕАЭС.
Страны Таможенного союза: список
- Российская Федерация
- Республика Беларусь
- Казахстан
- Армения
- Киргизия
Каждая из этих стран вносит свой вклад в развитие экономического и таможенного сотрудничества в рамках Таможенного союза. Внутри союза действуют единые правила и нормы, регулирующие взаимные отношения между участниками. Одним из ключевых преимуществ членства в Таможенном союзе является свободный обмен товарами без пошлин и ограничений на территории союзных стран.
Страна | Площадь | Население | ВВП |
---|---|---|---|
Российская Федерация | 17 098 242 км² | 146,6 млн человек | $1,46 трлн (2020) |
Республика Беларусь | 207 595 км² | 9,4 млн человек | $60,6 млрд (2020) |
Казахстан | 2 724 900 км² | 18,7 млн человек | $180,1 млрд (2020) |
Армения | 29 743 км² | 2,9 млн человек | $13,6 млрд (2020) |
Киргизия | 199 951 км² | 6,6 млн человек | $8,4 млрд (2020) |
Противоречия в Таможенном союзе
Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.
Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.
Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.
Анализ деятельности ТС
Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, но сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, но после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда. Тем не менее существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.
На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза занимала Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями. Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.
История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.
Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле. Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, притом что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями республики не получен доступ к программам России по импортозамещению. Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.
Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях. Хотя посты таможенников на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Тот, кто пересекает границу, не знает, входит или нет Киргизия в Таможенный союз, — пограничный контроль сохранился, но нет контроля за перемещением продукции, так как это государство является членом ТС.
Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси. На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это вытекает из снижения оборота товаров внутри единого экономического пространства. Отсутствуют какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать со временем до подписания соглашений. Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретает относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри ТС.
Методы распределения таможенных пошлин среди стран свидетельствуют о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан — тех стран, кто входит в Таможенный союз с Россией в 2021 году. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.
Что получают страны от участия в ЕАЭС
Участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предоставляет странам множество преимуществ и возможностей для развития и сотрудничества. Вот основные преимущества, которые получают страны-члены ЕАЭС:
- Снижение торговых барьеров: благодаря созданию единого таможенного пространства и свободной торговли, страны-члены ЕАЭС сокращают бюрократические процедуры и снижают тарифы на торговлю между собой. Это способствует увеличению объемов товарооборота и росту экономики.
- Расширение рынка сбыта: страны-члены ЕАЭС получают доступ к большому единому рынку с более чем 180 миллионами потребителей. Это позволяет увеличить объемы экспорта и привлечь иностранные инвестиции.
- Совместное использование ресурсов: участие в ЕАЭС позволяет странам-членам использовать совместные ресурсы, такие как энергия, транспортные маршруты, научно-технический потенциал и инфраструктуру. Это облегчает развитие производственных отраслей и повышение конкурентоспособности.
- Совместные программы и проекты: ЕАЭС поддерживает разработку и реализацию совместных программ и проектов в различных сферах, таких как энергетика, транспорт, сельское хозяйство, наука и образование. Это способствует сотрудничеству и обмену опытом между странами-членами.
В целом, участие в ЕАЭС позволяет странам-членам расширить свои экономические возможности, повысить конкурентоспособность и привлечь больше инвестиций. Длительное сотрудничество в рамках союза способствует устойчивому развитию экономики и благополучию граждан.
Совет ЕЭК одобрил меры по развитию кооперационного сотрудничества стран ЕАЭС в электромобилестроении
15 Февраля, 2023 На заседании Совета Евразийской экономической комиссии 15 февраля одобрена рекомендация «О мерах по развитию кооперационного сотрудничества государств-членов Евразийского экономического союза при формировании и реализации проектов в области электромобилестроения». Документ подготовлен для реализации поручения Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года по запуску пилотного проекта промышленной кооперации «Евразийский электробус».
«Принятие рекомендации позволяет организовать дальнейшую работу по формированию кооперационных проектов государств ЕАЭС в сфере производства комплектующих для электротранспорта», – подчеркнул министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян.
По словам Артака Камаляна, в документе заложены основные базовые подходы по сотрудничеству государств-членов для развития производства электротранспорта в Союзе и мероприятия по выходу на конкретные совместные проекты по производству комплектующих. Также рекомендацией закрепляются сформированные Перечни критических комплектующих и организаций, обладающих необходимым производственным потенциалом.
«В первую очередь необходимо развивать компетенции в электробусостроении, поскольку такая продукция уже выпускается в большинстве стран Евразийского экономического союза и спрос на нее стимулируется в основном за счет государственных закупок, – отметил министр ЕЭК. – В дальнейшем работа по этому направлению будет продолжена, но основной акцент планируется сделать на формировании потенциальных кооперационных проектов с проработкой возможности субсидирования процентных ставок по кредитам за счет средств Комиссии».
В ходе проработки этого вопроса поступили предложения Беларуси о рассмотрении опыта государств-членов по строительству зарядных комплексов, в том числе по зарядным устройствам для зарядки электробусов, электрогрузовиков и электромобилей.
Кто входит в Евразийский экономический союз: перечень стран
На данный момент ЕАЭС включает в себя следующие страны:
- Российская Федерация: крупнейшая страна Евразии, имеющая мощное экономическое влияние на регион и мировую арену;
- Казахстан: вторая по величине страна СНГ, обладающая разнообразными природными ресурсами;
- Белоруссия: страна с высоким уровнем промышленности и развитой аграрной сферой;
- Армения: страна, расположенная в Кавказском регионе, обладающая высоким технологическим потенциалом;
- Киргизия: горно-лесная республика, характеризующаяся разнообразием природных ресурсов и культурным наследием.
Каждая из этих стран имеет свои особенности и потенциал для развития. Вместе они образуют некую единую экономическую силу, обеспечивая согласованный подход к решению общих задач и достижению совместных результатов.
Будущее Европейского таможенного союза
В будущем Европейский таможенный союз (ЕТС) ожидается продолжение своего развития и дальнейшая интеграция государств Европы. Объединение стран в общий таможенный союз способствует экономическому росту и укреплению политической стабильности в регионе.
Одной из главных задач ЕТС будет продолжение создания единого рынка, свободного от таможенных и торговых барьеров, что позволит расширить возможности для бизнеса и повысить благосостояние граждан стран-участниц.
Европейский таможенный союз также будет уделять особое внимание развитию инвестиций и содействию экономическому росту своих членов. Создание благоприятной инвестиционной среды и стимулирование предпринимательства помогут развивать новые отрасли и привлекать иностранные инвестиции в регион.
Важной задачей ЕТС станет также обеспечение безопасности и контроль над внешними границами союза. В условиях усиления миграционных потоков и развития новых угроз безопасности, страны Европы будут сотрудничать для предотвращения нелегальных пересечений границ и борьбы с международной преступностью.
СЭЗ (свободная экономическая зона)
“Свободная экономическая зона — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства. Часто особый статус выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение задач социально-экономического развития государства, отдельных регионов или отраслей.” — цитата из учебника по экономике.
Созданы такие зоны и на территориях стран участниц Евразийского экономического союза:
- Армения: Ванадзор (Гамма).
- Киргизия: Чуйская область (Бишкек, Манас), Ошская область (Масалинская СЭЗ).
- Казахстан: Восточно-Казахстанская область (Бурабай), Мангистауская область (Актау), Атырауская область (Нурсултан), Астана (Астана-City).
- Беларусь: Минск (Великий Тростенец), Гомель (Мозырь), Брест (Белица).
- Россия: Калуга (кантон «Воротынск» и «Ульяново-7»), Забайкалье (Турку, Забайкалье), Липецк (кантон «Липецк»), Владивосток (Федеральная служба по туризму и внешним связям Приморского края), Волгоград (Свободная экономическая зона «Волгоград»).
Обзор статуса Молдовы в отношении Таможенного Союза
Молдова — страна, которая не входит в состав Таможенного Союза, но занимает особый статус в отношении этого экономического объединения.
В 1990-х годах Молдова вступила в Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное после распада Советского Союза. В рамках СНГ был основан Таможенный Союз для развития торговых и экономических отношений между участниками.
Молдова в 2009 году подписала Соглашение о государственном участии в Таможенном Союзе, которое предусматривает облегченный доступ молдавских товаров на рынок Таможенного Союза. Однако, это соглашение не предусматривает полноправное членство Молдовы в Таможенном Союзе.
Молдова имеет статус «ассоциированной страны» по отношению к Таможенному Союзу, что означает, что она имеет преимущества в торговле с этим объединением, но не является его полноправным членом.
Специальное положение Молдовы обусловлено ее выбором вести многовекторную внешнюю политику и стремлением развивать отношения как с Европейским Союзом, так и с Таможенным Союзом.
Для улучшения торговых отношений с Таможенным Союзом Молдова активно проводит реформы в сфере своей экономики и таможенного законодательства.
Сегодня Молдова продолжает оставаться вне Таможенного Союза, однако сотрудничество с этим объединением имеет стратегическое значение для развития экономики и укрепления позиции Молдовы на международной арене.
Что получила Армения от членства в Таможенном Союзе
Вступление страны в ЕЭС, созданном на базе ТС, позволило получить большое количество преимуществ и выгод, которые на макроэкономическом уровне стали проявляться только через несколько лет.
Членство привело к росту экспорта армянских товаров. Будучи небольшой страной, как и республика Кыргызстан, население которой не превышает 3 млн. человек, поэтому из-за небольшого внутреннего рынка экономика страны не может развиваться в полном объеме. По росту ВВП страны можно наглядно наблюдать промышленный и финансовый подъем в стране. В 2019 г. данный показатель составил 7,6%, перед этим показатели ВВП составили 5,2%. Благодаря финансовой поддержке России и других участников евразийского экономического союза страна смогла оказать кредитную поддержку армянским домохозяйствам, что и стало драйвером экономики Армении. За счет открытия евразийского рынка в стране начала возрождаться добывающая отрасль, добыча железной и цветной руды, металлургия. Особенно сильный рост наметился в строительной сфере и в производстве стройматериалов. Рост строительства в Армении стал дополнительным фактором для подъема экономики.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Таможенный союз 2022 года не так прост, как это кажется. Между странами, его участниками периодически возникают противоречия, которые являются естественной частью переговорного процесса.
Таможенный союз ЕАЭС – это объединение нескольких государств. Поэтому установление лучших условий для одного государства неминуемо захватывает интересы другого.
Проблемы выражались в том, что таможенные пошлины распределялись неравномерно. К примеру, с 2020 года доля Российской Федерации составила 85,26%.
В 2010 году Белоруссия увеличила тарифы, сопровождающие ввоз в страну машин, позже ввела сертификацию продукции, выпускаемой легкой промышленностью (она стала не добровольной, а обязательной).
В 2014 году был запрет на поставки в РФ мяса из Белоруссии. В 2019 году был конфликт по поводу остановки продажи нефтяного сырья в Белоруссию из РФ.
Список стран, участвующих в Таможенном союзе на 2024 год
Таможенный союз создан с целью облегчения торговых операций и установления единой торговой политики между государствами-участниками. В настоящее время Таможенный союз включает следующие страны:
Страна | Год вступления в Таможенный союз |
---|---|
Россия | 2010 |
Беларусь | 2010 |
Казахстан | 2010 |
Армения | 2015 |
Киргизия | 2015 |
Таможенный союз — это важная интеграционная организация, объединяющая несколько стран. Он способствует развитию экономики, укреплению торговых отношений и улучшению условий жизни населения стран-участниц.