Изначально судами назывались и весельные лодки, и большие пароходы для речных круизов. Постепенно для удобства законодатели решили разграничивать плавательные средства. Так появилась довольно обширная группа маломерных судов. Чтобы не путаться в понятиях, если конкретное определение. Согласно N 36-ФЗ от 23 апреля 2012 года, маломерное судно – это плавательное средство не более 20 метров в длину и рассчитанное на перевозку не более 12 человек. Под приведенное определение подпадают много видов водного транспорта для разнообразных частных нужд. Для удобства их также разделили на категории. Надзорный орган для владельцев «маломерок» – ГИМС, Государственная инспекция маломерных судов. Она является подразделением МЧС России. ГИМС следит, чтобы все плавательные средства были учтены и классифицированы, находились в исправном техническом состоянии, использовались по назначению и с соблюдением норм безопасности.
Ещё один важный момент — постановка судна на учёт. Этим занимается специальная организация — ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России).
Инспекция определяет, исправно ли судно, безопасно ли на нём передвигаться и соблюдается ли порядок нахождения на воде.
Определить, нужно ли регистрировать судно, довольно просто. Итак, если его масса вместе с навесным оборудованием менее 200 кг, а мощность мотора не превышает 8 кВт (9.9 лошадиных сил) то постановка на учёт не нужна.
Процедура постановки на учёт — обязательная, иначе владельцу судна грозит штраф. Избежать регистрации можно только одним способом — выбрать судно, которое точно не придётся регистрировать, то есть, легче чем 200 кг и мотором мощность меньше 9,9 лошадиных сил.
В 2021 году поставить судно на учёт можно только лично, при обращении в ГИМС. Для этого нужно заполнить заявление, предоставить паспорт, судовой билет и заплатить госпошлину. В марте 2022 года появится аналогичная возможность регистрации удалённо, через Госуслуги. Теперь, когда известно, что такое маломерное судно и какие из них нужно регистрировать, будет легче определиться с выбором. Если нет желания заниматься документами — можно взять судно поменьше. Если готовы к постановке на учёт и оформлению бумаг, то можно выбрать варианты гораздо интереснее.
Правила пользования маломерными судами
Правила пользования маломерными судами могут частично зависеть от юрисдикции, в которой судно используется, включая внутренние водные пути или морские акватории. Однако, есть несколько общих правил, которые обычно применяются и рекомендуются для безопасного использования маломерных судов:
— Водительские права и сертификаты: в некоторых странах может требоваться наличие водительских прав для управления маломерными судами. Также может потребоваться получение специальных сертификатов или лицензий для определенных типов судов, например, для яхт или катеров. Проверьте местные требования и получите необходимые документы.
— Безопасность на борту: поддерживайте на борту маломерного судна необходимую экипировку, включая спасательные жилеты, огнетушители и т. д. Проверьте состояние и исправность экипировки перед каждым использованием судна.
— Соблюдение правил плавания: водители маломерных судов должны соблюдать правила плавания, которые определены в соответствующих юрисдикциях. Это включает обязательное соблюдение скоростных ограничений, дистанций до других судов и навигационных знаков и сигналов.
— Ограничения на потребление алкоголя: некоторые юрисдикции запрещают управление маломерным судном под воздействием алкоголя или устанавливают ограничения на допустимую концентрацию алкоголя в крови водителя. Будьте внимательны к правилам и никогда не управляйте судном под воздействием алкоголя.
— Проверка погодных условий: перед выходом на воду, проверьте прогноз погоды и убедитесь, что условия безопасны для плавания. Избегайте плавания в явных неблагоприятных погодных условиях, таких как сильный ветер, гроза или туман.
— Сообщайте план плавания: перед отправлением на воду, сообщите кому-то из близких ваши планы плавания: временные рамки, маршрут, пункт назначения и ожидаемое время возвращения. Это поможет обеспечить вашу безопасность и сохранить контакт в случае необходимости.
— Техническое обслуживание: регулярно проходите обслуживание и проверки вашего маломерного судна. Проверьте работоспособность двигателей, систем электроснабжения и навигационной электроники перед каждым плаванием.
Важно учитывать, что эти правила могут изменяться и дополняться в зависимости от местных требований и законов. Рекомендуется ознакомиться с местными правилами и нормативными актами, а также получить актуальную информацию у местных властей или водных организаций.
Виды маломерных судов, подлежащих регистрации в ГИМС
1. Моторные лодки и катера: В их число входят судна длиной от 3 до 20 метров с мощностью двигателя от 10 до 370 лошадиных сил. В зависимости от назначения и конструкции, моторные лодки и катера могут использоваться для прогулок, рыбалки, спорта или коммерческих целей. Независимо от вида использования, все моторные лодки и катера подлежат обязательной регистрации в ГИМС.
2. Парусные яхты: Это суда без двигателя, приводимые в движение силой ветра на парусах. Яхты различаются по размеру, начиная от 6 метров и более. Парусные яхты могут использоваться как для прогулок и отдыха, так и для участия в регатах и соревнованиях. Как и моторные лодки, все парусные яхты обязательно должны быть зарегистрированы в ГИМС.
3. Водные мотоциклы: Это моторные суда, предназначенные для активного отдыха и развлечений на воде. Водные мотоциклы имеют малое водоизмещение и хорошую маневренность. В некоторых регионах их также называют гидроциклами. Правила регистрации водных мотоциклов в ГИМС также подразумевают обязательную регистрацию.
4. Подводные лодки: Маломерные подводные лодки представляют собой суда, предназначенные для погружения и передвижения под водой. Обычно они используются для осмотра и исследования дна моря, подводной охоты или для отдыха и туризма. Пожалуйста, обратите внимание, что подводные лодки также подлежат обязательной регистрации в ГИМС.
Маломерное судно: основные понятия
Маломерные суда являются одной из категорий судов, которые используются для различных морских, речных и озерных перевозок. Основным отличием маломерных судов от больших, океанских судов является их меньший размер и специализация на выполнении определенных операций.
Маломерные суда могут иметь длину от нескольких метров до нескольких десятков метров, их грузоподъемность обычно составляет несколько тонн. Используются для транспортировки грузов, пассажиров, выполнения различных видов работ на воде.
Также существуют разные типы маломерных судов:
Лодки – небольшие суда, оснащенные мотором или с помощью весел передвигаемые рычагами.
Катамараны – суда с двумя параллельными корпусами, что обеспечивает им высокую устойчивость.
Плоскодонные суда – суда с плоской днищевой поверхностью, предназначенные для плавания по мелководным рекам и каналам.
Катера – быстроходные маломерные суда с двигателем.
К маломерным судам также предъявляются определенные требования:
Судно должно соответствовать техническим требованиям, установленным международными и национальными правилами.
Привод судна должен быть надежным и обеспечивать оптимальную работу.
Судно должно иметь необходимое оборудование для выполнения своих функций и обеспечения безопасности на борту.
Судно и его оборудование должны регулярно проходить техническое обслуживание и проверку.
Маломерные суда играют важную роль в различных сферах: от рыболовства и туризма до выполнения строительных и спасательных работ. Их универсальность и маневренность позволяют использовать их в различных условиях и на разных водных путях.
Судоводительские права и обязанности
Владелец и капитан маломерного судна имеют определенные права и обязанности, которые регулируются законодательством о маломерном судоходстве.
Права судоводителя:
Судоводитель имеет право управлять маломерным судном и выполнять все действия, необходимые для его надлежащего функционирования.
Судоводитель имеет право перевозить пассажиров и грузы на своем судне в соответствии с правилами и требованиями безопасности.
Судоводитель имеет право защищать свои интересы и интересы пассажиров и грузов при возникновении конфликтных ситуаций на воде.
Судоводитель имеет право получать необходимые разрешения и лицензии для осуществления деятельности по управлению маломерным судном.
Обязанности судоводителя:
Судоводитель обязан обеспечивать безопасность на борту судна и соблюдать все правила и требования, установленные законодательством.
Судоводитель обязан контролировать состояние своего судна, проводить регулярные проверки и осуществлять обслуживание в соответствии с правилами технической эксплуатации.
Судоводитель обязан осуществлять свою деятельность с учетом прав и интересов других пользователей водного пространства и соблюдать режимы судоходства.
Судоводитель обязан содействовать работе спасательных служб и принимать необходимые меры при возникновении чрезвычайных ситуаций на воде.
Судоводитель обязан выполнять требования государственного морского надзора и предоставлять необходимые документы и отчеты по запросу.
VIDEO
Безопасность на маломерных судах
Маломерные суда, также известные под названием катеров или лодок, представляют собой суда небольшого размера, которые обычно используются для рыбалки, отдыха или туризма. Несмотря на свою небольшую величину, маломерные суда так же должны соответствовать определенным требованиям безопасности.
Соблюдение правил плавания: Владельцы маломерных судов должны быть знакомы с правилами и инструкциями по безопасности на воде. Это включает в себя знание правил движения на воде, особенности плавания в конкретной области, а также когда и как использовать сигнальные флаги.
Наличие спасательного снаряжения: На маломерных судах должно быть достаточное количество спасательных жилетов, соответствующих размеру и весу пассажиров. Также рекомендуется иметь на борту сигнальные ракеты, розжигатель, аптечку первой помощи и другое необходимое оборудование, которое может способствовать безопасности на воде.
Осмотр и техническое состояние: Перед каждым выходом на воду необходимо проверить техническое состояние маломерного судна. Это включает проверку работоспособности двигателя, электрических систем, топливных баков и наличие необходимой навигационной и световой сигнализации.
Учет погодных условий: Погодные условия могут сильно повлиять на безопасность плавания на маломерных судах. Перед отправлением на воду необходимо учитывать предстоящую погоду, включая прогноз ветра, волнения и температуру воды. В случае неблагоприятных условий, лучше отложить выход на воду или выбрать более безопасное место для плавания.
Обучение и опыт: Важно, чтобы владельцы маломерных судов имели определенный уровень обучения и опыта. Знание основных навигационных навыков, умение работать с оборудованием и понимание морских правил и законов являются важными компонентами безопасного плавания.
Необходимо помнить, что безопасность на маломерных судах — это ответственность каждого владельца и пассажира. Соблюдение правил безопасности и тщательная подготовка перед каждым выходом на воду помогут избежать возможных аварий и несчастных случаев. Оставайтесь в безопасности и наслаждайтесь удовольствием от плавания на маломерных судах!
Требования к регистрации в ГИМС в 2024 году
В 2024 году вступят в силу новые требования к регистрации маломерных судов в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Эти требования будут касаться следующих аспектов:
Обязательная регистрация всех маломерных судов. Все суда, которые ранее были освобождены от обязательной регистрации, теперь должны быть зарегистрированы в ГИМС. Это требование распространяется на все суда с длиной корпуса от 3 до 24 метров.
Подача заявки на регистрацию. Владельцы маломерных судов должны подать заявку на регистрацию своего судна в ГИМС. Заявка должна содержать полные данные о судне, включая характеристики, номер и другую информацию, необходимую для его идентификации.
Обязательное присвоение регистрационного номера. После подачи заявки и прохождения всех необходимых проверок, ГИМС присваивает судну регистрационный номер. Данный номер должен быть нанесен на борт судна.
Срок действия регистрации. Регистрация маломерных судов будет иметь срок действия, который составляет 3 года. Владельцы судов обязаны провести повторную регистрацию своего судна в течение этого срока. После этого судно может продолжить эксплуатацию.
Штрафы за нарушение требований. Владельцы маломерных судов, которые не зарегистрировали свое судно в ГИМС или не выполняют другие требования, могут быть подвержены административным штрафам и другим последствиям, предусмотренным законом.
Требования к регистрации в ГИМС в 2024 году направлены на повышение безопасности и контроля над маломерными судами. Они позволят гарантировать, что все суда соответствуют необходимым стандартам безопасности и безопасно используются для различных целей.
Процесс регистрации маломерного судна в ГИМС
Для начала процесса регистрации маломерного судна в ГИМС необходимо обратиться в ближайший отдел или управление ГИМС по месту жительства или регистрации судовладельца. С собой необходимо иметь следующие документы:
Заявление о регистрации маломерного судна;
Копия свидетельства о собственности на судно или иного документа, подтверждающего право собственности на него;
Технический паспорт на судно;
Документы, удостоверяющие личность судовладельца;
Платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию судна.
После предоставления всех необходимых документов судовладелец получает регистрационное удостоверение на маломерное судно. Удостоверение содержит следующую информацию:
Наименование судна;
Регистрационный номер судна;
Сведения о судовладельце;
Характеристики судна;
Другие реквизиты и информацию, необходимую для идентификации и регистрации судна.
В случае продажи маломерного судна, регистрационное удостоверение должно быть передано новому судовладельцу. Также, в случае изменений в характеристиках судна (например, смена места регистрации или переименование), необходимо обратиться в ГИМС для обновления регистрационных данных.
Важно отметить, что регистрация маломерного судна в ГИМС обязательна для обеспечения безопасности плавания и контроля за судовладельцами. Несоблюдение данного требования может повлечь за собой штрафные санкции и другие меры ответственности.
VIDEO
Маломерные суда в 2024 году: критерии определения
Согласно действующему законодательству, маломерными судами считаются суда, у которых длина не превышает 20 метров, водоизмещение не превышает 100 тонн и мощность двигателя не превышает 500 лошадиных сил. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то судно уже не считается маломерным.
Определение маломерности судна имеет важное значение для регулирования его эксплуатации. Маломерные суда обязаны проходить государственную регистрацию, получать специальное разрешение на осуществление плавания и соблюдать правила и требования безопасности, установленные соответствующими органами.
Кроме того, маломерные суда в 2024 году могут быть использованы для различных целей, включая рыболовство, спорт и отдых, коммерческие перевозки, экологические исследования и другие деятельности. Возможности эксплуатации маломерных судов обширны, но всегда должны соответствовать установленным нормам и правилам.
Как исключить судно из реестра маломерных судов
«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.
В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:
документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Суда, подлежащие регистрации в ГИМС:
Все суда общепромыслового назначения, включая морские рыболовные траулеры, мелкие суда общепромыслового назначения и другие суда, судоремонтные объекты и инженерные суда, предназначенные для применения на континентальном шельфе в целях освоения и разработки природных ресурсов;
Суда маломерные;
Теплоходы, применяемые для коммерческих, гражданских или общественных целей;
Суда, имеющие мощность двигателя свыше 10 л.с.;
Суда, предназначенные для выполнения плавучих строительных работ;
Суда, предназначенные для выполнения грузоподъемных и транспортных работ;
Суда, предназначенные для оказания финансовых, консультационных, научных, исследовательских и других услуг;
Изложенные выше типы судов подлежат регистрации в ГИМС согласно действующему законодательству.
Документы, необходимые для регистрации в ГИМС:
Заявление на регистрацию судна;
Документ, удостоверяющий право собственности на судно;
Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность собственника;
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, если собственником судна является юридическое лицо;
Свидетельство о праве собственности на судно, если собственником судна является гражданин другого государства;
Документ, удостоверяющий полномочия представителя собственника;
Документы, подтверждающие техническую готовность судна к эксплуатации;
Документы о судовой компании, если судно является частью судового парка;
Документы о страховке судна;
Документы о выплате таможенных пошлин и налогов по импортированному судну;
Прочие документы, указанные в законодательстве.
Уточнено понятие маломерного судна.
Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. Прогулочное судно — это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах. Спортивное парусное судно — это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.
Указано, что регистрации не подлежат следующие виды судов:
1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;
2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;
3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. Таким образом, байдарки теперь не подлежат регистрации в принципе. А также не должна регистрироваться подавляющая масса сплавных и моторных катамаранов и множество других каркасных, жесткокорпусных и надувных лодок.
Федеральный закон о маломерных судах
Федеральный закон Российской Федерации № 23 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определений понятий маломерного судна» с момента опубликования (23.04.2012) практически не изменился. Однако теперь маломерное судно может быть:
маломерным — лодки длиной до 20 метров и весом менее 200 кг (со снаряжением), способные перевозить не более 12 пассажиров;
прогулочным — судна, вмещающие до 18 человек (из не более 12 пассажиров), используется в некоммерческих целях;
спортивным парусным — яхты, предназначенные для занятий спортом.
Согласно Федеральному Закону о регистрации маломерных судов , постановке на учет не подлежат части, которые являются принадлежностью плавсредства , например, спасательные шлюпки. Кроме того, на учет не требуется ставить катера и лодки, весом до 200 кг и мощностью мотора менее 8 киловатт. Спортивные байдарки, катамараны, надувные лодки — все это не придется оформлять в инспекции.
Среди главных изменений — стоимость услуг о регистрации водного транспорта. Например, за постановление на учет судов внутреннего плавания надо заплатить 2 тысячи рублей, а за парусные или прогулочные — 1 тысячу. Если необходимо внести изменения, то стоимость снижается в несколько раз. Получение свидетельства о собственности сейчас стоит 500 рублей, а судового билета — 100.
Новые правила эксплуатации маломерных судов в 2024 году
Маломерные суда это небольшие плавсредства, которые используются для различных целей, включая отдых, рыбалку и туризм.
В 2024 году вступят в силу новые правила эксплуатации маломерных судов, которые устанавливают дополнительные требования для безопасности и регулирования данного сектора.
Одним из основных изменений станет обязательность наличия специальных разрешений для управления маломерными судами, которые будут выдаваться только после прохождения специализированного обучения и получения соответствующих сертификатов. Это дополнительное требование позволит повысить уровень знаний и навыков управления судном, а также улучшит безопасность при плавании.
Другим изменением станет обновление требований к изготовлению и оборудованию маломерных судов. В новых правилах будут определены специальные стандарты и требования к конструкции и оборудованию судов, включая системы безопасности, плавучесть и противопожарную защиту.
Одним из приоритетов новых правил также станет защита окружающей среды. Владельцам маломерных судов будет предложено использовать энергоэффективные двигатели и средства очистки от сточных вод, а также соблюдать определенные нормы отходов и выбросов.
И наконец, в новых правилах будут определены дополнительные требования к безопасности пассажиров и экипажа на борту маломерных судов. Это включает в себя обучение пассажиров правилам поведения на судне, а также наличие соответствующих средств спасения и аварийной сигнализации.
В целом, новые правила эксплуатации маломерных судов в 2024 году позволят обеспечить более высокий уровень безопасности, защиты окружающей среды и комфорта для пассажиров и экипажа. Владельцам и операторам маломерных судов следует заранее ознакомиться с новыми правилами и принять соответствующие меры для их соблюдения.
Изменения, ожидаемые в 2024 году
В 2024 году ожидаются значительные изменения в правилах эксплуатации маломерных судов. В связи с усилением требований к безопасности и содействию сохранению природных ресурсов, судовладельцам придется выполнить ряд новых требований.
Одним из главных изменений будет введение обязательности электронного технического паспорта для каждого маломерного судна. Такой паспорт будет содержать все основные характеристики судна, его технические данные и результаты проверок и осмотров. Это позволит упростить процесс регистрации судна и повысить безопасность его эксплуатации.
Важным изменением также станет введение новых правил по обучению и сертификации капитанов маломерных судов. Вместо текущей системы, где требуется только наличие водительского удостоверения, капитаны будут обязаны пройти специальные курсы обучения и получить соответствующую сертификацию. Это позволит повысить уровень квалификации капитанов и улучшить безопасность плавания.
В 2024 году также ожидаются изменения в требованиях к электрическим и навигационным системам на борту маломерных судов. Судовладельцам будет предложено обновить и модернизировать свои системы в соответствии с новыми требованиями безопасности и эффективности. Такие изменения позволят снизить риск аварий и неисправностей на воде.
В целом, ожидаемые изменения в правилах эксплуатации маломерных судов в 2024 году направлены на повышение безопасности и эффективности плавания. Судовладельцам и капитанам предстоит выполнить ряд новых требований, но это позволит обеспечить более безопасную и комфортную эксплуатацию маломерных судов.
Похожие записи: