Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги, штрафы и сборы, которые вырастут в 2023 году. Инфографика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Что будет, если не заплатить налог на роскошь
Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.
В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.
До начала 2023 года транспортный налог считали по-старому
Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.
1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);
2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.
Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.
Отменили ли транспортный налог в 2023 году?
В нынешней форме транспортный налог не устраивает большинство населения нашей страны. Плата за пользование дорожной инфраструктурой взимается за весь год, однако, многие используют автомобиль лишь сезонно, или от случая к случаю.
Поэтому, чтобы угодить своему электорату, депутаты Государственной думы регулярно обсуждают возможность отмены транспортного налога в 2022 году. Как такового законопроекта еще не существует, однако, дискуссии по этому поводу ведутся постоянно. Его предлагают заменить другими видами платежей.
Совсем недавно президент России Владимир Путин выступил с инициативой об отмене традиционной формы транспортного налога для владельцев легковых автомобилей. Рассмотреть данную инициативу депутаты должны на осенней сессии собрания Госдумы, хотя ранее планировалось рассмотреть этой весной.
Изменения в НК РФ в 2018 году
В конце 2017 года Владимир Путин подписал ФЗ №436, который автомобильная общественность поначалу ошибочно приняла за закон об отмене транспортного налога. На самом деле, закон всего лишь внес поправки в некоторые статьи Налогового кодекса и определил порядок списания старых долгов по транспортному налогу, которые образовались до 1 января 2015 и не были погашены.
Фактически произошла просто очистка налоговой базы и централизованная отмена безнадежных задолженностей по ТН для граждан и ИП (юридических лиц она не касалась), хотя за сроком давности (3 года) эти административные правонарушения и без того аннулировались по КоАП РФ. Такая «амнистия» должна была произойти автоматически и не требовала от автомобилистов обращаться в налоговые органы: если у автовладельца были долги, штрафы и пени – они списывались, если не было – он просто не подпадал под действие закона.
Все прочие долги (с 2016 по 2018 годы) оставались, и подлежали уплате вместе с суммами штрафных санкций за неуплату. Отмены транспортного налога не произошло, и автомобилисты с надеждой стали ждать этого важного для них решения в 2019 году.
Отмена дорожного налога на транспорт в России – тема, актуальная для большинства автовладельцев. Действующая сегодня модель расчета ТН подвергается множественной критике со стороны не только владельцев ТС, но и представителей экспертного сообщества. Основной претензией считается несовершенство привязки размера платежей и дифференциации ставок в зависимости от мощности двигателя самых распространенных видов транспорта. В контексте этого на протяжении последних нескольких лет в правительстве РФ активно обсуждался ряд идей, касающихся:
- заложения транспортного налога в стоимость топлива или введения акциза на топливо;
- замены ТН на экологический налог, привязанный к объему вредных выбросов;
- привязки ставок по ТН к классу экологичности авто по евростандартам;
- привязки ставок по ТН к объему двигателя;
- введения возрастных повышающих коэффициентов;
- полной отмены налога в целях снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей
В 2014 введены повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей (актуальный перечень представлен на сайте Минпромторга РФ). Размер коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля (определяется на основании приказа Минпромторга РФ) и года выпуска:
Средняя стоимость автомобиля | Возраст автомобиля | Коэффициент |
---|---|---|
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. | до 3 лет | 1,1 |
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. | до 5 лет | 2 |
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. | до 10 лет | 3 |
Более 15 000 000 руб. | до 15 лет | 3 |
Изменится ли срок уплаты транспортного налога для юрлица в 2023 году при мобилизации
Если мобилизованный, призванный в ВС РФ на основании Указа Президента РФ «Об объявлении частичной мобилизации» от 21.09.2022 № 647, является единственным участником (учредителем) юрлица и одновременно руководителем данной компании, транспортный налог подлежит уплате в бюджет до 28-го числа третьего месяца, следующего (п. 1 постановления Правительства РФ «О мерах поддержки» от 20.10.2022 № 1874, далее – постановления 1874):
- за месяцем завершения периода частичной мобилизации;
- месяцем увольнения приведенного лица со службы в ВС РФ.
Причем уплата приведенного налога может осуществляться раз в месяц и равными частями в размере ⅙ от общей суммы (п. 1 постановления 1874).
Например, президент РФ издал Указ о завершении частичной мобилизации и демобилизации 27 февраля 2023 г. Тогда мобилизованное юрлицо уплачивает транспортный налог в бюджет в 2023 г. до следующих дат:
- 29 мая – ⅙ суммы налога (28 мая – выходной, ст. 6.1 НК РФ);
- 28 июня;
- 28 июля;
- 28 августа;
- 28 сентября;
- 30 октября (28 октября выходной).
В чем несправедливость транспортного налога
Главная претензия к данному виду налога в том, что он собирается со всех собственников транспортных средств в более или менее равных долях.
Да, владельцы более дорогих и мощных автомобилей действительно платят налог выше, чем собственники бюджетных малолитражек, но налог в любом случае не учитывает то, насколько интенсивно человек использует транспортное средство.
Получается так, что налог, который собирается для того, чтобы содержать российские дороги, одинаков для тех, кто серьезно нагружает эти дороги и для тех, кто пользуется автомобилем несколько раз в год.
Более справедливым вариантом было бы содержать российскую дорожную сеть на средства, собранные в качестве топливного акциза.
Акциз, который включается в стоимость бензина, как замена транспортного налога — оптимальное решение. Те, кто ездит часто и много, покупает больше топлива. Те, кто владеет автомобилями с мощными двигателями, соответственно, также заправляются чаще и больше, чем водители малолитражек.
В данный момент государство и собирает акцизы на топливо, которые постоянно растут, и не забывает раз в год присылать собственникам транспортных средств платежку по транспортному налогу.
Налоговая амнистия — разбираем понятие
В широком смысле такая амнистия обозначает любые послабления, позволяющие налогоплательщикам оплачивать налоги в меньшей сумме, чем ранее было установлено, аннулирует все имеющиеся штрафы и задолженности, а также временно либо постоянно вообще отменяет определенные налоговые сборы. Правда, далеко не все эти меры можно назвать амнистиями в полном смысле этого слова — так, «прощение» некоторых задолженностей с требованием все равно их уплатить, но уже без накопившегося штрафа за просрочку (как уже было несколько лет назад с некоторыми типами налогов) по своей сути является довольно незначительным послаблением, и распространяется на относительно небольшое количество граждан (в процентном соотношении).
Нынешняя же амнистия, которую объявил Путин на своей ежегодной конференции 14 декабря 2017 года — событие совсем другого рода.
Она фактически позволяет гражданам России, имеющим транспортные средства, вовсе не уплачивать транспортный налог, а также прощает все уже накопленные задолженности и штрафы по этому налогу (а также по ряду других обязательных налогов).
Транспортный налог для юридических лиц взимается с организаций в несколько другом порядке. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 362 НК компании-владельцы ТС обязаны рассчитывать сумму налога самостоятельно и по каждому транспортному средству отдельно. Результаты указанных расчетов вносятся в декларацию, которую организации подают в ФНС по итогам года. Во-вторых, согласно общему правилу, установленному ч. 2 ст. 363 НК, организации должны платить ТН авансовым способом, внося соответствующие платежи по окончании очередного квартала. Начисление транспортного налога для ООО осуществляется организацией в размере 25% от общей суммы налога. По итогам года компания платит ТН, сумма которого является разницей между совокупной суммой авансовых платежей и начисленным налогом.
К слову, указанный порядок внесения ежеквартальных платежей может быть изменен региональным законодательством. Более того, законами субъекта Федерации определяется также ставка по транспортному налогу в 2023 году для юридических лиц (правда, в пределах, установленных НК), порядок и сроки внесения платежей, а также ряд других важных вопросов.
Справочная информация: ставки ТН по регионам
Поскольку каждый регион определяет ТН самостоятельно, читателям будет полезно знать о ставках, применяемых на местном уровне. Таблица ставок транспортного налога на 2023 год по регионам в отношении легковых автомобилей выглядит следующим образом:
Регион | Ставка ТН за 1 л. с. мощности (в рублях) | ||||
---|---|---|---|---|---|
До 100 л. с. | 100 — 150 л. с. | 150 — 200 л. с. | 200 — 250 л. с. | ˃ 250 л. с. | |
Москва | 12 | 25 — 35 | 45 — 50 | 65 — 75 | 150 |
СПБ | 24 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Амурская область | 15 | 21 | 30 | 75 | 150 |
Астраханская область | 14 | 27 | 48 | 75 | 150 |
Магаданская область | 7 | 10 | 15 | 23 | 45 |
Смоленская область | 10 | 20 | 40 | 70 | 150 |
Алтайский край | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
Камчатский край | 10 | 32 | 45 | 75 | 150 |
НАО | 10 | 15 | 25 | 30 | 50 |
Дагестан | 8 | 10 | 35 | 50 | 105 |
Хакасия | 6 | 15 | 29 | 50 | 104 |
ЧАО | 10 | 14 | 20 | 30 | 60 |
Челябинская область | 7,7 | 20 | 50 | 75 | 150 |
ЯНАО | 15 | 24,5 | 25 | 37,5 | 75 |
Крым | 5 | 7 | 15 | 20 | 50 |
ХМАО | 5 | 7 | 40 | 60 | 120 |
Отменен ли транспортный налог совсем
Действительно – законопроект об отмене транспортного налога есть. Группа депутатов, разработавшая его, предлагает отменить транспортный налог, повысив акциз на топливо. Это позволило бы минимизировать затраты тех людей, кто совсем не эксплуатирует свое транспортное средство или выезжает от случая к случаю. Расходы же тех собственников т/с, кто ездит даже в магазин в соседнем доме, существенно бы выросли.
Безусловно, это справедливо. Но при написании законопроекта не учли того, что повышение цен на топливо приведет к общему повышению цен. Ведь транспортные расходы – одна из составляющих себестоимости не только товаров, но и услуг. Именно по этой причине проект закона был отклонен еще в период рассмотрения и перемещен в архив законопроектов.
Кто не должен платить транспортный налог в 2021 году
Федеральным законом уточнены основания освобождения от налогообложения транспортных средств, которые находятся в розыске в связи с их угоном (кражей). Начиная с 2018 года не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Освобождение действует с месяца начала розыска авто до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано.
В 2021 году произошла отмена сдачи декларации по транспортному налогу для организаций. То есть за 2020 год и дальнейшие годы декларацию сдавать не нужно.
ИП и гражданам расчет делают в ФНС. Летом инспекция присылает платежку за прошлый год. И уплатить налог нужно не позднее 1 декабря следующего года. Например, налог за 2020 год ИП и гражданам надо заплатить не позднее 1 декабря 2021 года.
Новости в сфере транспортного налогообложения
Последние новости в отношении уплаты пошлины за ТС относятся к 2018 г. Так, внесен проект в Государственную думу, предполагающий отмену обязательного сбора за легковые машины. По состоянию на 2021 г. поправки не утверждены и не имеют правовой силы.
Дополнительно в прошлом отчетном периоде ИФНС направило письмо в Министерство финансов России, в котором предлагается рассмотреть аннулирование или понижение ставки для многодетных семей. На начало сентября 2019 г. предложение также не утверждено.
Действующие корректировки коснулись повышенного коэффициента в отношении машин премиального класса. Однако это не относится к пошлине на роскошь, а квалифицируется, как транспортный налог на средства передвижения стоимостью больше трех миллионов руб.