Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уклонение от уплаты таможенных платежей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица – это состав преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. Данный состав преступления относится к преступлениям таможенной направленности.
Основные способы уклонения:
- Занижение реальной стоимости товаров, чтобы снизить налогооблагаемую базу, как следствие — снизить общий размер таможенных пошлин.
- Укрытие перемещаемого груза — человек может не указать в декларации некоторые товары и не уплатить за него таможенные пошлины.
- Предоставление недостоверной информации с целью занижения налоговой базы или освобождения от уплаты тех или иных пошлин (например, алкогольные напитки могут быть указаны в декларации в качестве безалкогольных напитков — а значит, платить алкогольный акциз на них не придётся).
Фактически все противоправные действия, подпадающие под уклонение от уплаты таможенных платежей, связаны с прямым обманом — человек предоставляет работникам таможни поддельные документы с целью занижения налогооблагаемой базы либо для полного освобождения от уплаты налогов. Также человек может не обманывать таможенников напрямую, а просто не раскрывать всю правду (например, он может попытаться провезти через границу товар, которого нет в декларации).
Распространенные примеры
Каждое преступление по ст.194 имеет свои тонкости и нюансы, мы выделим наиболее распространенные.
- Ввоз оборудования или транспорта по запчастям. На таможне указывается, что в страну ввозится не объект в разобранном виде, а запчасти к нему. Ввезенное оборудование или транспорт далее собирается на предприятии и продается. В этом случае речь зачастую идет о неуплаченных в бюджет миллионах рублей.
- Беспошлинный ввоз имущества для личного использования с последующей продажей.
- Искажение информации в сопроводительных документах, снижение реальной стоимости ввозимого товара.
- Появление в схеме номинальных импортеров и фиктивных продавцов.
- Контрабанда стратегически важных товаров. Контрабанде посвящена отдельная статья, но недостоверные сведения о ввозимом товаре автоматически меняют суммы таможенных платежей. Часто такие преступления рассматриваются в совокупности.
Что делать, если вас обвиняют в уклонении от таможенных платежей? Государственная система делает все возможное, чтобы наказывать тех, кто не уплачивает деньги в бюджет. Если вас подозревают в преступлении, первое, что необходимо сделать — обратиться к адвокату.
Ситуации бывают разные: умышленное нарушение закона, незнание таможенных правил, допущены ошибки в документах. Задача адвоката — выяснить, было ли в действительности совершено преступление, и обеспечить защиту ваших прав. Если же состава нет, но вас пытаются уличить, адвокат поможет собрать доказательства и добиться снятия обвинений.
- Вы действительно нарушали закон, действуя из корыстных побуждений. Признание вины, правильно подобранная линия защиты, наличие смягчающих обстоятельств позволят снизить меру наказания. По итогу вместо лишения свободы можно получить только штраф.
- Вы должностное лицо в организации, которая нарушила закон и вас обвиняют в преступлении. Здесь предстоит выяснить, насколько правомерны обвинения, действительно ли вы являетесь должностным лицом и при каких обстоятельствах нарушался закон. Нередко выясняется, что руководство стремится перенести ответственность на подчиненных, являясь в это время инициатором преступных деяний.
- Деятельность компании рассматривается как работа организованной группы. По сути, каждый сотрудник просто выполнял работу, но со стороны правоохранительных органов это выглядит как преступление, совершенное организованной группой и квалифицироваться по 4-й части статьи.
- Ошибки в заполнении документов. Необходимо выяснить наличие состава преступления и умысел. Ошибка может обойтись дорого, и чтобы обезопасить себя, обратитесь к адвокату.
- Неграмотность, незнание закона. «Конкуренты сделали так, и мы так сделаем». Порой это стоит денег, репутации и свободы. Незнание закона не освобождает от ответственности. Если вам предлагают сомнительные способы ввоза товара в целях экономии, заранее проконсультируйтесь с юристом и изучите закон.
Чего может помочь добиться адвокат?
- прекращения уголовного дела;
- переквалификации преступления и смягчения наказания;
- пересмотра дела и оправдания подзащитного;
- назначения только основного наказания, без дополнительного;
- назначения более мягкого наказания.
Платить ли пени в связи с необходимостью доплаты таможенных платежей?
На практике нередки ситуации, когда процедура определения таможенной стоимости товаров к моменту их декларирования не завершена по объективным причинам (окончательная цена товара зависит от котировок на бирже), в силу чего декларанты вынуждены исчислять и уплачивать таможенные платежи с «условной» таможенной стоимости.
Если в дальнейшем происходит корректировка таможенной стоимости в большую сторону, таможенный орган требует от декларанта не только доплатить таможенные платежи, но и уплатить соответствующие суммы пени. Но правомерны ли такие действия, учитывая невозможность определения окончательной таможенной стоимости в момент декларирования товара?
Согласно общему правилу, установленному ст.349 ТК РФ, пени уплачиваются при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный п.1 ст.329 ТК РФ срок (просрочке).
Для более детального уяснения сути данного вида платежей следует обратиться к НК РФ, нормы которого применяются к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей в силу последнего абзаца п.1 ст.3 ТК РФ.
В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, уплачиваемая в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Кроме того, следует отметить, что сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2 ст.75 НК РФ). Данное нормативное положение иллюстрирует отличия правовой природы пеней и штрафа, заключающиеся в следующем.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, что в равной мере относится и к таможенным платежам.
В целях обеспечения выполнения этой публичной обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.
Меры принуждения, используемые законодателем, подразделяются на правовосстановительные, обеспечивающие исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, и штрафные, применяемые к налогоплательщику в качестве мер ответственности (наказания).
Так, Конституционный Суд РФ в постановлении от 15.07.1999 г. № 11-П указал:
«…к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика — юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.
…иного рода меры, …а именно взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика».
Аналогичным образом Конституционный суд РФ трактует пени и в определениях от 03.04.2007 г. №334-О, от 27.12.2005 г. №503-О, от 12.05.2003 г. №175-О, что говорит о неизменности его позиции с течением времени.
Отсюда следует, что основанием для взыскания пени выступает не правонарушение, а недоимка — несвоевременно и не полностью уплаченная сумма налога; взыскание пени обусловлено исключительно просрочкой исполнения налоговой обязанности, независимо от того, является просрочка результатом правонарушения или нет.
Также следует отметить, что назначение пени преследует цель компенсировать потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Главная задача пени состоит в том, чтобы простимулировать нарушителя и добиться надлежащего исполнения налоговой обязанности, а не наказать его.
Яркой иллюстрацией данного довода служит постановление Конституционного суда РФ от 14.07.2005 г. №9-П, в котором он указал следующее:
«Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу ст.57 Конституции РФ, имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, — иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом».
Другой особенностью пеней, обусловленной их правовой природой, является начисление пеней независимо от вины налогоплательщика, только лишь на основании факта просрочки внесения таможенных платежей.
В этом состоит еще одно принципиальное отличие пеней от штрафов, для применения которых доказывание вины (умысла или неосторожности) является обязательным.
Так, в п.18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 г. №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», специально подчеркивается, что «в силу статей 106, 108 и 109 Кодекса вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (статьи 72 и 75)».
Основные особенности пеней, рассмотренные выше, позволяют авторам сделать вывод о правомерности начисления декларанту пеней в случае корректировки таможенной стоимости товара в бОльшую сторону, а также о соответствии официальной позиции ГТК, отраженной в письмах от 31.05.2000 г. №01-06/14438, от 07.07.04г. №01-06/24875, действующему законодательству.
По данному вопросу имеется и устойчивая судебно-арбитражная практика, признающая законным начисление пеней на сумму неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, налогов, начисленных таможенным органом в связи с корректировкой таможенной стоимости (например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.08.2007 г. по делу №Ф03-А59/07-2/3274, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.04.2007 г. по делу №Ф03-А51/07-2/692, постановление ФАС Центрального округа от 11.07.2007 г. по делу №А14-15287-2006/722/14).
Комментарий к статье 194 УК РФ
Все таможенные обложения указаны в статье 70 ТК и ТС. Таможенным, Налоговым Кодексами Российской республики даётся разъяснение понятий о платежах(гл. 21 – 22 НК, раздел 2 ТК).
- Основание взносов.
- Срок.
- Плательщик.
- Правило выплат.
Гражданами выполняются указанные законодательством правила, чтобы в дальнейшем не попасть под уголовное преследование.
- пошлина на импорт товара;
- таможенные отчисления при экспорте продукции;
- выплата НДС при ввозе предметов чрез кордон;
- акцизное отчисление на доставку изделий чрез таможенную границу;
- таможенное обложение.
Обязанности по отчислениям таможенного сбора, налога наступают после пересечения товаром таможенного кордона.
- Ввоза продукции.
- Вывоза изделий после разрешения таможенного органа на убывание с таможенных территорий.
Статья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица.
1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
г) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба по делам о неуплате таможенных платежей
Фигуранты уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей (ч. 1 и 2 ст. 194 УК), впервые совершившие преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа или по специальной экономической норме уголовного закона в связи с возмещением ущерба. Как на практике реализуется механизм прекращения уголовных дел по данным основаниям и на что ориентироваться подозреваемым и обвиняемым?
В соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УК лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 194 УК, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный государству, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба.
Статья 76.2 УК предусматривает, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести (ч. 1 и 2 ст. 194 УК относятся к категории преступлений небольшой и средней тяжести соответственно), может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
Как мы видим, при возмещении ущерба государству в виде уплаты таможенных платежей у лица, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 194 УК, возникает возможность освобождения от уголовной ответственности по обоим основаниям.
При согласии такого лица с подозрением (обвинением), квалификацией содеянного, размером причиненного ущерба (суммой неуплаченных таможенных платежей) и желании его возместить, какую из предусмотренных норм уголовного закона об освобождении от уголовной ответственности предпочесть стороне защиты?
Возмещение ущерба государству
Законодателем установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном (ч. 1 ст. 194 УК) и особо крупном (п. «г» ч. 2 ст. 194 УК) размерах, что в настоящее время составляет свыше двух миллионов и свыше шести миллионов рублей соответственно.
Статьей 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы (платежи за оказание таможенных услуг). По правилам ст. 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги, исчисляются их плательщиком либо таможенным органом.
При выявлении незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза, неверном исчислении таможенных пошлин, налогов, и ряде других случаев таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом.
На основании ч. 2 ст. 76.1 УК освобождение от уголовной ответственности возможно при возмещении ущерба, причиненному государству, и перечислению в федеральный бюджет денежного возмещения в размере двукратной суммы причиненного ущерба.
Возмещением ущерба, причиненного государству, будет являться уплата рассчитанных таможенным органом таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.
Таким образом, освобождение от уголовной ответственности по данному основанию предполагает трехкратное возмещение суммы подлежащих уплаты таможенных платежей (сама сумма таможенных платежей и дополнительное двукратное ее возмещение), что зачастую является обременительным и даже в самом минимальном случае превышает шесть миллионов рублей (для наступления уголовной ответственности уклонение от уплаты таможенных платежей должно составлять более двух миллионов рублей).
При уклонении от уплаты таможенных платежей в более значительных размерах такое возмещение может составлять десятки и сотни миллионов рублей.
В то же время статья 76.2 УК предусматривает освобождение судом от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление, с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
Комментарий к Статье 194 УК РФ
1. Нормативный материал к статье: ТК; Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 10.11.2006) ; Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 500 (в ред. от 20.10.2006) ; Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 (в ред. от 16.09.2006) и др.
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 23. Ст. 821.
СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3688, N 44. Ст. 4592.
СЗ РФ. 2003. N 49. Ст. 4772; 2006. N 5. Ст. 550, N 39. Ст. 4079.
2. Предметом преступного посягательства выступают таможенные платежи, к которым относятся: а) ввозная таможенная пошлина; б) вывозная таможенная пошлина; в) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; г) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; д) таможенные сборы (ст. 318 ТК).
3. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом. Сроки уплаты таможенных платежей определены в ст. 329 ТК.
В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, решение о которой принимается таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление.
4. Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Она определяется декларантом самостоятельно на основе достоверной и документально подтвержденной информации.
5. Объективная сторона состава преступления, отраженного в ч. 1, состоит в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере.
6. Уклонение состоит в умышленной неуплате таможенных платежей по истечении установленных на это сроков. Формы уклонения могут быть различными (занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, прямой отказ от уплаты, перемена места жительства, игнорирование уведомлений о необходимости уплаты, прикрытие экспорта и импорта товаров перемещением их по транзиту и т.д.).
7. Под уклонением от уплаты таможенных платежей в крупном размере следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб.
8. Преступление окончено в момент совершения деяния. Оно относится к длящимся преступлениям.
9. Субъективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется прямым умыслом.
10. Субъектом преступного посягательства выступает как физическое лицо, обязанное уплачивать таможенные платежи, так и представители (руководители и главные бухгалтеры) организации, с которых взимаются таможенные платежи.
11. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрено ужесточение наказания за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. «а»); в особо крупном размере (п. «г») .
———————————
Пункты «б» и «в» ч. 2 коммент. статьи утратили силу согласно ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ. Примеч. науч. ред.
12. Сумма неуплаченных таможенных платежей является особо крупной, если превышает 1 млн. 500 тыс. руб.
13. После принятия и вступления в силу ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ в законе не предусмотрено существовавших ранее специальных условий освобождения от УО за преступления, закрепленные в ст. 194, 198, 199.
14. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; ч. 2 — средней тяжести.
Обязанность уплаты таможенных платежей
Таможенный кодекс РФ обязывает всех людей (как частных лиц, так и организации) при перемещении через границу товаров делать следующие отчисления в бюджет:
- Основная таможенная пошлина на товары.
- Многочисленные косвенные таможенные пошлины и сборы — за оформление, за хранение, за принятие предварительного решения и так далее.
- НДС.
- Акцизы.
- Сборы, которые нужны для выдачи лицензии на товар.
- Сборы, которые нужны для выдачи аттестата специалиста.
Размер пошлин регулируется законом «О таможенном тарифе».
При пересечении границы следует подавать таможенную декларацию обо всех товарах, которые будут ввозиться, а все выплаты следует осуществлять:
- при подаче таможенной декларации,
- перед подачей декларации.
В некоторых случаях плательщику может предоставляться отсрочка на срок до 2 месяцев.
Другой комментарий к ст. 194 Уголовного кодекса
В ст. 194 УК РФ комментарий указывает, предметом правонарушения может стать таможенный налог:
- Мытная пошлина на оплату импорта.
- Налог на вывоз.
- НДС, взимающийся за экспорт предметов чрез таможенные кордоны.
- Обязательный акцизный налог, берущийся на мытной территории.
Собирающиеся суммы относят к таможенным сборам. Исчисление налоговой пошлины происходит от мытной цены и численности продукции.
Сбор и налог оплачивает декларант, другие субъекты с полномочиями. Правонарушение характеризуется невнесением платежей в таможенный орган в больших объёмах, для физлиц сумма составляет 1млн руб., для организаций – 2 млн руб.
- Снижение цены перемещаемой продукции.
- Сокрытие предметов.
- Ложные сведения о мытном режиме.
- Неправдивые данные о стране-производителе товаров.
Бывают случаи, когда при полной или неполной оплате мытной пошлины, налога в указанную дату таможенная инстанция взыскивает их принудительно.
Данное действие производят не позже 10 дней после выявления факта невыплаты сборов. Соответствующими органами плательщику направляется требование о необходимости положенных выплат.
На исполнение этих требований даётся 20 дней с момента получения требования.
- возбуждение уголовного дела;
- принудительное взыскание.
Правонарушение считается оконченным с даты завершения срока, определённого для выплаты мытного платежа. К ответу за выплаты привлекаются декларанты и лица, декларирующие продукцию самостоятельно. Брокеры также отвечают за неверную оплату таможенной пошлины, налога.
Способы уклонения от уплаты таможенных платежей
Способы уклонения от уплаты таможенных платежей разнообразны. Рассмотрим их подробнее.
- О первом способе рассказал начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев. Он отметил, что наиболее распространенной схемой является ввоз товара под «чужим» кодом. Это означает, что изменяют, например, одну цифру в коде классификации. Товар меняется, следовательно, меняется необходимость уплаты пошлины, к примеру, на новый товар действует льгота по пошлине. Нарушения с кодами составляют треть всех махинаций.
- Распространен временный ввоз транспортных средств без уплаты таможенных пошлин с использованием впоследствии машин/яхт/самолетов в коммерческих целях. Пример: участники преступной группы взяли за границей в аренду 4 самолета и организовали на территории России частные коммерческие рейсы. Сумма неуплаченных таможенных платежей при этом составила порядка 635 млн. руб.
- Практикуют занижение стоимости товаров в таможенных декларациях. Например, компания ввезла в Россию свыше 33 тысяч ампул с инъекциями для лица и тела. Задекларировала их как «продукты для ухода за кожей» и заявила стоимость от 8 до 40 рублей за штуку. На официальном сайте Федеральной таможенной службы после этого появилась информация, что при проверке выявилось несоответствие декларации и фактического товара, сведения, которые были предоставлены таможенникам, оказались ложными: «По заключению таможенного эксперта, большая часть товаров представляла собой косметическую продукцию — филлеры на основе водного раствора гиалуроновой кислоты. Розничная цена таких товаров на территории России составляет в среднем 2,5 тыс. рублей за ампулу, что многократно превышает цену, которую указали в таможенной декларации».
Уклонение от уплаты таможенных платежей — распространенное таможенное преступление
Уклонение от уплаты таможенных платежей является одним из наиболее распространенных так называемых «таможенных» преступлений.
Защита по данным категориям дел также является тяжелой, скрупулезной работой, также как и по уголовным делам о контрабанде. Зачастую подобные дела отягощены фактом задержания груза — товара, большим объемом вещественных доказательств, результатов проведенных оперативно-розыскных мероприятий. Что само по себе увеличивает объем как самого дела, так и объем предстоящей адвокатской работы. В подобном случае возникают вопросы связанные с гражданско-правовыми, административными и другими аспектами. Защита по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей требует от адвоката не только знаний в области таможенного законодательства, но и понимания международных нормативно-правовых актов, логистики, других сфер. Без этого, осуществить действительно результативную защиту невозможно.
Очень часто, в последнее время, следствие, дознание пытается квалифицировать по указанной статье действия лиц, которые никакого отношения к подобному преступлению не имеют. Они не должны платить таможенные платежи, а соответственно, не имеют никакого отношения к уклонению от уплаты таможенных платежей. То есть говоря юридическим языком не являются субъектами уклонения от уплаты таможенных платежей. Проблем, с которыми могут столкнуться органы, осуществляющие предварительное расследование очень много. Квалифицированный, грамотный, опытный адвокат, всегда сможет использовать эти моменты для осуществления защиты.
Чем может помочь адвокат по делу об уклонении от уплаты таможенных платежей
Оказать результативный отпор чрезмерному в данном случае «рвению» сотрудников правоохранительных органов может только профессиональный адвокат, который в защиту Ваших интересов всегда подготовит грамотный процессуальный документ, построит тактику, стратегию защиты таким образом, чтобы не вредя поставленным целям и задачам, нанести удар по слабым местам в доказывании Вашей виновности. Подача своевременного, тщательно подготовленного ходатайства или жалобы на действия, бездействия сотрудников осуществляющих следствие по «таможенным» уголовным делам зачастую позволяет исключить излишнюю юридическую квалификацию действий, зачастую вообще не являющихся составом какого-либо преступления. Построение линии защиты, сбор и представление доказательств играет огромную роль по всем экономическим делам, в том числе и по делам, связанным с уклонением от уплаты таможенных платежей.
В последние годы, путем принятия множества нормативных документов, практика вопреки озвучиваемым руководством страны тезисам идет по пути постоянного ужесточения наказания за экономические преступления, так к примеру в 2003 году при постановлении приговоров за преступления, совершенные в сфере таможенного дела, судьи в подавляющем большинстве случаев назначали наказания, не связанные с лишением свободы, либо применяли ст. 73 УК РФ (условное осуждение). Исключение составляли уголовные дела, связанные с перемещением через таможенную границу наркотических средств. В настоящее время имеется ряд уголовных дел, окончательным решением по которым, являются приговоры с большими сроками заключения (Челябинск, Курск и т.д.). Все это говорит о том, что защита по подобного рода преступлениям является жизненно необходимой!
Другой комментарий к статье 194 Уголовного Кодекса РФ
1. Диспозиция статьи бланкетная. Помимо Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011) порядок уплаты таможенных платежей определяется рядом нормативных актов, например Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (ред. от 16.04.2010), Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 06.12.2011), Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ» и др.
Непосредственный объект — экономические и финансовые интересы Российской Федерации.
Предмет преступления — таможенные платежи.
В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы.
Конкретные размеры каждого из указанных платежей устанавливаются действующим законодательством.
2. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и состоит в уклонении от уплаты любого из таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица и составляющих предмет настоящего преступления в крупном размере.
В примечании к комментируемой статье указывается, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 1 млн. руб., а организации — 2 млн. руб. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Следовательно, преступление следует считать оконченным с момента принятия таможенной декларации.
3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает так действовать.
4. Субъект преступления — специальный. Это физическое лицо, вменяемое, обязанное уплачивать таможенные платежи.
5. Ответственность усиливается при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 данной статьи: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК РФ); уклонение от уплаты платежей в особо крупном размере (согласно примечанию эта сумма должна превышать для физических лиц 3 млн. руб., с организации — 10 млн. руб.).
В ч. 3 предусмотрена повышенная ответственность должностных лиц и при применении насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. В ч. 4 комментируемой статьи ответственность усилена для участников организованной группы.
Налоговые обязательства
В 2021 г. правоотношения по транспортировке объектов путем пересечения госграницы Российской Федерации координируются нормами Таможенного кодекса ЕЭС. Документ вступил в силу с начала года, полностью заменил прежнее законодательство по этой сфере международной деятельности. Основная цель нового регламента – минимизация бумажных документов, оцифровка данных и ведение документооборота в электронной форме. Такие действия позволят сократить время обмена информацией и ускорят процесс перевозки грузов.
Процедура исчисления таможенных пошлин, порядок их уплаты описаны главой 7 ТК ЕЭС. Согласно ст. 51 настоящего кодекса объектами обложения сборами являются все товары, перемещаемые через государственную границу участников Союза. Для определения суммы бюджетного платежа понадобится таможенная стоимость и физические характеристики перевозимых предметов и грузов.
В соответствии со статьей 54 вышеуказанного закона обязанность по уплате таможенных сборов возникает у предприятий и физических лиц. Различают пять видов пошлин, подлежащих обязательному перечислению в бюджет:
- Сбор за ввоз и вывоз товарно-материальных ценностей.
- НДС со стоимости объектов, ввозимых на территорию государств Союза.
- Акцизный налог.
- Таможенные взносы.
Лицо должно уплачивать таможенные пошлины при пересечении границы
Налог не уплачивается, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- Объект уничтожен в результате аварий, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий.
- Продукция предназначена для использования федеральной структурой.
- Стоимость перемещаемых грузов не превышает предельную величину.
- Действует льготное налогообложение, освобождающее плательщика от уплаты бюджетного взноса.
Обязанность по перечислению таможенного платежа признается исполненной, когда подтверждены нижеперечисленные факты:
- С банковского счета плательщика списана необходимая сумма.
- Кассой таможенного органа приняты наличные денежные средства.
- Ранее излишне перечисленные пошлины зачтены в счет погашения текущих обязательств по инициативе получателя груза или контролирующего органа.
- При перечислении средств посредником по договорам поручительства, банковской гарантии, залога, страхования.
- Покрытие задолженности стоимостью товаров, по которым предусмотрена уплата пошлины.
Ответственность за нарушение таможенного законодательства
В случаях нарушения таможенного законодательства в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Случаи привлечения к административной ответственности:
- сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Евразийского экономического союза;
- недекларирование по установленной форме либо недостоверное декларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию;
- несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации;
- недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
- перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
- нарушение сроков временного хранения товаров;
- невывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза либо неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу;
- передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза;
в иных случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Случаи привлечения к уголовной ответственности:
- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;
- контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
- контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий;
- контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;
- контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.