Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Первые дни работы бухгалтером бюджетного учреждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом: одновременно по дебету одного счёта и кредиту другого.
Основные требования к бухучету
Бюджетные организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ФЗ №402 (06.12.2011) в актуальной редакции. В число основных требований к бухучету входят:
- Обязательное формирование учетной политики, ведение учета в соответствии с ее положениями.
- Регистрация экономических событий в бухгалтерской первичке с последующим занесением данных из нее в регистры учета.
- Периодический пересчет активов и обязательств.
- Регистрация данных учета в национальной валюте.
- Составление и сдача отчетности в контролирующие структуры.
- Создание системы внутреннего контроля.
Государственное высшее учебное заведение. Правовой статус, виды и особенности функционирования
Прежде чем рассмотреть вопросы организации бухгалтерского учета государственного высшего учебного заведения, необходимо определить: Что такое высшее государственное учебное заведение? Чем оно отличается от других учреждений? Кто является собственником его имущества и денежных средств? Кто отвечает по обязательствам? Каким образом оно функционирует и т.д.
Одним из важных вопросов является определение правового статуса высшего учебного заведения, поскольку именно он определяет процесс их функционирования и механизм финансирования, а это в свою очередь определяет порядок ведения бухгалтерского учета и налогообложения.
Определение понятия «высшее учебное заведение» дает Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании». В соответствии с ним высшее учебное заведение — это «образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования» [п. 1 ст. 8 закона].
Таким образом, высшее учебное заведение по своей организационно-правовой форме является учреждением (т.е. представляет собой один из видов некоммерческих организаций, иначе говоря, не ставит в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли). В свою очередь, по гражданскому законодательству Российской Федерации, учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления социально 10 культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемое им полностью или частично (ч. 1 ст. 120 ГК РФ). При этом Гражданский кодекс РФ допускает регламентацию правового статуса различных видов учреждений специальными законами и подзаконными актами. Так, правовой статус образовательных учреждений определен законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В соответствии с этими документами, высшее учебное заведение создается одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. Так учредителями высшего учебного заведения могут быть:
— органы государственной власти, органы местного самоуправления; — отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); — отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; — граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Исключение делается только для высших учебных заведений, которые реализуют военные профессиональные образовательные программы. Их учредителем имеет право быть только Правительство Российской Федерации. Таким образом, в зависимости от того, кто является их учредителем, высшие учебные заведения делятся на три вида: — государственные; — муниципальные; — негосударственные. Распределение высших учебных заведений по формам собственности показано на рис. 1.1. [Российский статистический ежегодник, с. 556] Представленные диаграммы наглядно показывают, что количество государственных высших учебных заведений более чем в 1,5 раза превышает количество негосударственных вузов. При этом среди государственных высших учебных заведений наибольший удельный вес — 88% имеют учебные заведения, находящиеся в федеральной собственности.
Бюджетный учет. Особенности и общие принципы
Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:
- автономные;
- бюджетные;
- казенные.
В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.
Автономные (АУ) |
Бюджетные (БУ) |
Казенные (КУ) |
|
Основной регулирующий НПА |
Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ |
Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ |
Бюджетный кодекс РФ |
Вид деятельности |
Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) |
Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ). |
|
Использование доходов от коммерческой деятельности |
На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ). |
Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ) |
|
Расчетные счета |
В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ) |
Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ) |
|
Владение имуществом |
На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
||
Распоряжение имуществом |
Должно быть получено согласие собственника:
Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом |
Должно быть получено согласие собственника:
Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом |
Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества |
|||
Ответственность |
Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ) |
Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ) |
|
Источник финансирования |
Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ) |
Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ) |
Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
- определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
- регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
- минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
- реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
- Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
- Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
- Расчет зарплаты, учет денежных операций;
- Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
- Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).
Организация ведения бухгалтерского учета в образовательной организации
Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год.
Процесс любого учета направлен на определение значимых факторов, измерение сущностных показателей и предоставление полученных результатов. Для бухучета это будет:
- определение финансовой структуры предприятия – его имущественных активов, своего капитала, доходов, затрат, динамики его основных средств, финансовых обязательств;
- измерение денежного эквивалента приведенных активов целесообразным способом, применимым для отражения в бухгалтерской отчетности;
- предоставление полученных данных в предусмотренной законом форме, а также способами, сочтенными удобными для пользователей.
Требования, изложенные в этих законодательных актах, обязательны к исполнению на всей территории нашей страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Способ определения себестоимости продукции и услуг. Предусматривает расчет фактических затрат на производство в денежном измерении.
В этой связи в п. 2 ст. 8 гл. II Закона № 129-ФЗ прописано требование учитывать имущество, являющееся собственностью организации, обособленно от находящегося у данной организации имущества других юридических лиц (частным случаем здесь может выступать собственник).
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
Бухгалтерская (финансовая) отчетность специального назначения формируется субъектом отчетности для пользователей, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обладают правом требовать представления с учетом своих потребностей информации о деятельности субъектов отчетности, отличной от представляемой (раскрываемой) в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения.
У нас огромный опыт в образовательной сфере. В нашем штате эксперты своего дела — преподаватели-консультанты (опыт работы более 10 лет). Мы уже помогли получить диплом более 12000 студентам.
Документальная фиксация этой информации должна быть постоянной, непрерывной (с момента регистрации и вплоть до ликвидации фирмы), полной, в соответствии с установленным регламентом.
СЧЕТА СИНТЕТИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА • Для получения разных по степени детализации показателей в бухгалтерском учете используются синтетические и аналитические счета. • Синтетические счета содержат обобщенные данные о хозяйственных операциях и ведутся в денежном выражении.
Любой учет – это систематизированный сбор, фиксация и интерпретация информации определенного рода. Когда речь идет о бухгалтерии, то имеется в виду система, позволяющая оперировать данными обо всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операциях и обязательствах, выраженных в финансовом отношении.
Под методом бухгалтерского учета принято понимать совокупность способов и приемов, обеспечивающих бухгалтерскому учету контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия. Метод бухгалтерского учета имеет сложную структуру и состоит из ряда элементов, составляющих основу метода.
Информация, зарегистрированная в противоречие этим правилам, является избыточной. Получение избыточной информации разрушает целостность системы учета и делает ее экономически неоправданной.
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
- определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
- регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
- минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
- реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).
Учетная политика учреждения
Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).
Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.
Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.
В УП 2020 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:
- выбранная форма бухучета;
- структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
- способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
- используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
- ответственные сотрудники;
- порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и проч.;
- методы оценки объектов бухучета;
- правила инвентаризации;
- рабочий план счетов и т. п.
Структура аналитических счетов учета основных средств негосударственного образовательного учреждения
Номер и |
Номер и |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
01 "Основные |
01.1 |
01.1.1 "Здания" |
01.1.3.1 |
01.1.3.1.21 |
01.1.3.1.21.1 |
Для учета поступления и выбытия объектов основных средств учреждению необходимо открыть счета первого порядка, отражающие наличие основных средств в организации, стоимость имущества, сданного в аренду, и отражения операций по выбытию объектов основных средств.
Для составления бухгалтерской отчетности достаточно информации, содержащейся на субсчетах второго порядка. В этом случае будут учтены объекты основных средств в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ). Но для составления статистической отчетности, в частности формы N 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», необходима информация о детализации некоторых классификационных групп. Например стоимость вычислительной техники, относящейся к классификационной группе «Машины и оборудование».
Кроме того, показатели статистической отчетности подразделяются по видам экономической деятельности организации. Для получения такой информации по объектам основных средств, задействованным в различных видах экономической деятельности, авторами были введены субсчета 4-го порядка.
Правовое регулирование бухгалтерского учета в государственных высших учебных заведениях
При рассмотрении системы бухгалтерского учета государственного высшего учебного заведения как бюджетного учреждения необходимо отметить две системы ее нормативного регулирования.
Система бюджетного учета, с одной стороны, является только частью всей системы бухгалтерского учета (одно из его направлений). Поэтому основы бухгалтерского учета государственных высших учебных заведений, как и прочих бюджетных учреждений, закреплены в Законе РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (далее — Закон «О бухгалтерском учете»). Так, например, едиными для коммерческих организаций и бюджетных учреждений являются основные принципы бухгалтерского учета:
— принцип двойной записи; — принцип оценки; — принцип непрерывности деятельности; — и др. С другой стороны, система бюджетного учета регулируется специальной нормативной базой, не распространяющейся на коммерческие организации. Бюджетный учет — это учет всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения бюджета. В настоящее время бюджетный учет в Российской Федерации подразделен на два сектора: — учет исполнения бюджетов (Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденная приказом Министерства Финансов РФ от 17.02.1999 г. № 15н); — учет исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений (Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Министерства Финансов РФ от 30.12.1999 г. № 107н).
Так основными документами, обеспечивающими правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, в частности в государственных высших учебных заведениях, являются следующие:
1. Бюджетный кодекс РФ.
Бюджетный кодекс Российской Федерации в данном случае выступает как основополагающий законодательный документ бюджетного законодательства Российской Федерации, а также и как методологическая основа построения и развития бюджетной системы Российской Федерации и системы исполнения бюджетов. Он впервые на уровне закона закрепил вопросы бюджетного учета, который является одним из традиционных направлений бухгалтерского учета в Российской Федерации;
2. Бюджетная классификация РФ.
Бюджетная классификация РФ является одной из составляющей бюджетной политики и представляет собой эффективный инструмент группировки видов доходов и расходов при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующий год. Таким образом, она выступает аналитической основой бухгалтерского учета в бюджетном учреждении; 3. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Министерства Финансов РФ от 30.12.1999 г. № 107н (далее — Инструкция № 107н).
Инструкция № 107н представляет собой нормативно-правовой документ, сконцентрировавший в себе стандартизацию бухгалтерского учета бюджетных учреждений по всем его аспектам.
4. Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденная приказом Министерства Финансов РФ от 15.06.2000 г. № 54н.
Таким образом, государственное высшее учебное заведение, являясь бюджетным учреждением, ведет бухгалтерский учет своей деятельности на основе Плана счетов, предусмотренного Инструкцией № 107н. Указанный План счетов состоит из 12 разделов, которые объединяют счета первого порядка (им присваивается двухзначный номер) и счета второго порядка -субсчета (им присваивается трехзначный номер), необходимые для отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности учреждения. Помимо Плана счетов в приложении к Инструкции приводится корреспонденция субсчетов по основным бухгалтерским операциям.
План счетов с типовой корреспонденцией имеет большое значение для построения бюджетной системы, так как он способствует однообразной и правильной группировке хозяйственных средств, источников и операций на счетах бухгалтерского учета различных бюджетных учреждений.
В тоже время необходимость применения стандартного плана счетов ограничивает возможности государственных высших учебных заведений в разработке Рабочего плана счетов. Но поскольку аналитические счета планом счетов не предусмотрены, то в целях детализации учета государственным высшим учебным заведениям можно рекомендовать самостоятельно разрабатывать порядок ведения аналитического учета, исходя из Плана счетов бюджетных учреждений и нормативных актов по объектам учета. Так, например, к счету 173 «Расчеты по платежам в бюджет» желательно ввести субсчета второго порядка по видам уплачиваемых налогов и сборов. Субсчета второго порядка, предназначенные для ведения аналитического учета, необходимо утверждать приказом руководителя государственного высшего учебного заведения (ректором).
Отличительной особенностью бухгалтерского учета бюджетных учреждений является то, что Инструкция № 107н (п. 21) требует четкого разграничения средств, получаемых из бюджета и из внебюджетных источников, поэтому следует разделять операции, осуществляемые государственным высшим учебным заведением, на три вида с присвоением счетам и субсчетам учета соответствующих отличительных признаков в виде номеров:
1 — по бюджетным средствам; 2 -по предпринимательской деятельности; 3 — по целевым средствам и безвозмездным поступлениям. Такое разграничение обусловлено необходимостью составления государственными высшими учебными заведениями отдельных балансов по бюджетным и внебюджетным средствам.
При рассмотрении законодательной базы, регулирующей в настоящее время бюджетный учет, мы приходим к выводу, что такое его разделение на два сектора противоречит Бюджетному кодексу РФ. Так, статья 240 БК РФ предписывает организацию учета всех осуществляемых в процессе исполнения бюджета операций на основе Единого плана счетов. То есть этот план счетов должен охватывать как все уровни бюджетной системы Российской Федерации, так и все объекты учета — финансовые и нефинансовые активы и пассивы государства и муниципальных образований.
Правила ведения бухгалтерского учета
Первая и самая логичная причина для осуществления бухучета по общепринятой процедуре – законодательные требования. Желание и возможности предпринимателя не имеют значения, если речь идет об установленных государством законодательных основах.
Не вести бухгалтерского учета организация не имеет права. Если хозяйственные операции не фиксировались должным образом, а бухотчетность никогда не составлялась и не предоставлялась в контролирующие государственные органы, такой предприниматель подпадает под ответственность:
- за грубое пренебрежение правилами предоставления бухгалтерской документации и ведения соответствующего учета, а также сроков и порядка сбережения всех бухгалтерских документов должностных лиц ждет штраф в размере 2-3 тыс. руб. (ст. 15.11 КоАп);
- если в фискальные органы в должные сроки не были предоставлены требуемые по закону сведения о хозяйственной деятельности, граждане заплатят штраф в размере 100-300 руб. (за каждый выявленный случай), а должностные лица рискуют 300-500 руб. за каждую просрочку или непредоставление данных (ст. 15.6 КоАп).
Остальные факторы, обуславливающие применение бухучета, связаны с потребностями самого предпринимателя. Формировать полную картину данных об имущественном состоянии и деятельности организации в ее динамике нужно не только для констатации фактов, но и для прогнозов. Итак, бухучет призван решать следующие насущные задачи владельца и управляющего бизнесом:
- актуальное и постоянное предоставление руководству структурированной, объективной и точной экономической информации;
- выяснение резервов имущественных активов организации для реализации финансовой устойчивости фирмы;
- реализация контролирующей функции (со стороны государства и других внешних контрагентов);
- минимизация негативных исходов хозяйственной деятельности.
Процесс любого учета направлен на определение значимых факторов, измерение сущностных показателей и предоставление полученных результатов. Для бухучета это будет:
- определение финансовой структуры предприятия – его имущественных активов, своего капитала, доходов, затрат, динамики его основных средств, финансовых обязательств;
- измерение денежного эквивалента приведенных активов целесообразным способом, применимым для отражения в бухгалтерской отчетности;
- предоставление полученных данных в предусмотренной законом форме, а также способами, сочтенными удобными для пользователей.
Этот вид учета ведется не произвольно, а в строгом соответствии с базовыми положениями, принятыми и утвержденными на законодательном уровне.
- Принцип автономности – учитывается только информация имеющая отношение к собственному имуществу данной конкретной организации, обособленная от сопутствующих данных (например, имущества совладельцев, сотрудников и т.п.).
- Принцип двойной записи – баланс составляется по двойным счетам (дебиторским и кредиторским), которые должны совпадать в числовом отношении (сколько убыло на одном счете, должно прибыть на другом).
- Принцип действующей организации предусматривает обязательное выполнение организацией принятых на себя обязательств в прогнозируемом будущем.
- Принцип объективности – вся деятельность организации должна быть объективно отражена в соответствующей документации и регистрироваться на всех этапах учета.
- Принцип осмотрительности запрещает завышение активов и занижение обязательств, и наоборот.
- Принцип периодичности – баланс составляется в строго определенные учетные периоды (ими может быть месяц, квартал, полугодие и, в обязательном порядке, учетный год), что позволяет сопоставить финансовые результаты за любой интересующий временной промежуток.
- Принцип конфиденциальности – некоторые данные бухучета, предназначенные для внутреннего использования, не попадающие в категорию отчетности перед госорганами, могут составлять положения коммерческой тайны.
- Принцип денежного измерения – единицей измерения в бухгалтерском учете выступает действующая валюта страны, то есть в случае с РФ, это будет рубль.
- Принцип преемственности – положения бухучета учитывают достижения отечественной экономической науки и национальные особенности.
- Принцип начислений – финансовые операции фиксируются не в момент передачи денежных средств, а в стадии их возникновения. Они учитываются в том временном промежутке, когда была проведена данная хозяйственная транзакция. Реализуется в двух формах:
- фиксация выручки (доходной части баланса) – прибыль отражается в момент получения, а не совершения оплаты (в РФ это момент оплаченной отгрузки, в других странах этот момент может быть связан с поставкой или вручением оплаты);
- соответствие прибыли и затрат – в одном и том же отчетном периоде доходы должны уравновешивать траты, позволившие получить эти доходы, отдельный учет доходов и трат, относящихся к разным учетным периодам.
Основоположником бухгалтерского учета считают итальянского математика Лука Пачоли, впервые систематизировал метод двойной записи, и в своих работах заложил основы бухучета. Произошло это в Средние века — в далеком XV веке.
В настоящее время основы бухгалтерского учета в Российской Федерации установлены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402. Основная задача бухучета — это формирование систематизированной информации о работе компании, которая служит для подготовки бухгалтерской отчетности. Отдельные стороны бухучета регламентируются Положениями по бухгалтерскому учету. В последние годы основные понятия бухгалтерского учета российских стандартов (РСБУ) планомерно приводятся в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Обработка первичных документов
При получении бухгалтерского документа необходимо проверить правильно его оформления, наличие всех обязательных реквизитов. Все необходимые строки должны быть заполнены, информация должна быть читаемой, должны стоять подписи ответственных лиц, при необходимости ставится печать. При обработке бухгалтерских бумаг нужно обратить внимание на печать, информация на ней должна быть четко читаемой, видно название, реквизиты и пр.
После того, как документ проверен на правильность оформления, его нужно зарегистрировать в предназначенной для этого книге, журнале. К примеру, командировочные удостоверения регистрируются в журнале командировочных удостоверений, кассовые ордера в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров КО-3.
Далее первичный документ следует подшить в соответствующую папку, в которой он будет храниться положенный для него срок.
Хранение и уничтожение
Сроки хранения документации первичного учета и порядок их уничтожения в полной мере оговорены в Перечне №41.
Тема 5. МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов отражения финансово-хозяйственной деятельности организации, которые включают специфические приемы наблюдения объектов бухгалтерского учета, их измерения, группировки и обобщения.
Основными элементами метода являются приемы, связанные:
• с организацией бухгалтерского наблюдения, т. е. получением первичных сведений о всех происходящих в организации хозяйственных операциях. Для этого используются документирование и инвентаризация;
• организацией бухгалтерского измерения. Это оценка и калькулирование;
• группировкой объектов бухгалтерского учета. Здесь применяются счета и двойная запись;
• обобщением учетных данных. Для этого используются балансовое обобщение информации и свод показателей.