Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обратная сила уголовного закона — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В результате изменения правовых норм уголовного законодательства, преступность отдельных деяний, ранее признававшихся преступлением, может быть устранена. Данное основание является безусловным поводом для освобождения лиц от применения мер уголовного наказания на любой из стадий уголовного процесса. Данное правило позволяет освободить от уголовного преследования, как лицо, в отношении которого не избрана мера наказания, так и тех субъектов преступления, которые уже отбывают наказание.
Смягчение и усиление наказания
Исключительной компетенцией судебной инстанции является смягчение наказания, которое должно быть назначено за совершение конкретного преступного деяния.
УК предусмотрено два варианта по смягчению наказаний. К ним относятся:
- определение судом уровня ответственности за преступление с низким пределом или избрание более мягких видов наказаний, нежели определены в санкции конкретной статьи;
- определение судом наказания, которое равно меньшему верхнему пределу более строгой ответственности.
В первом случае, наказание смягчается при наличии таких обстоятельств, которые признаются исключительными и связаны с целью, мотивом деяния, поведением лица, виновного в его совершении в момент деяния или после него, а также иных обстоятельств, влияющих на уменьшение степени опасности действий виновного для общества. Поводом для смягчения может стать и содействие виновного в раскрытии преступления.
В некоторых случаях суд может определить наказание, которое будет менее минимального уровня ответственности, предусмотренного санкцией.
Суд ограничен в своем праве на смягчение наказаний лишь тем правилом, на основании которого наказание не может быть назначено ниже минимальных пределов, определенных Общей частью для преступлений определенного вида.
В качестве смягчения наказания может выступить освобождение лица от обязательного назначения дополнительной ответственности.
Процедура обязательного усиления наказания определена УК. Для этого в норме УК может быть установлен один из трех способов:
- обязательность усиления наказания за преступления, совершенные группами лиц;
- увеличение минимальных сроков наказаний в случаях рецидива;
- выход за предельный 20-й срок лишения свободы по совокупности преступных деяний или приговоров.
Статья 10 УК РФ. Обратная сила уголовного закона
1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Как следует из судебного материала, Ленинским районным судом г Смоленска на основании ст. 10 УК РФ были внесены изменения в постановленные в отношении Шумаева Д.Ю. приговоры, улучшающие его положение, в том числе по приговору Хорошевского районного суда г Москвы от 5 марта 2010 года постановлено считать Шумаева Д.Ю осужденным по ч.2 ст. 162 УК РФ (в редакции ФЗ №26 от 7 марта 2011 г.) к 4 годам 10 месяцам лишения свободы, а на основании ст.70 УК РФ — к 5 годам 2 месяцам лишения свободы.
Обратная сила закона в уголовном праве
Президиум Верховного Суда Российской Федерации признал изменения уголовного закона в части определения размера наркотических средств, улучшающие положения осужденного, имеющими обратную силу.
«Изменения уголовного закона в части определения размера наркотического средства, улучшающие положение лица, осужденного по ст. 2291 УК РФ, имеют обратную силу и подлежат применению в отношении него в соответствии с положениями ст. 10 УК РФ.
По приговору суда от 26 декабря 2012 г. М. осужден по п. «б» ч. 4 ст. 2291 УК РФ к пятнадцати годам лишения свободы, по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 2281 УК РФ с применением ст. 62 и ч. 2 ст. 66 УК РФ — к шести годам шести месяцам лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений М. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на шестнадцать лет.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации на примере введения новых размеров наркотических средств, улучшающих положение осужденного, еще раз подтвердил обязательное применение обратной силы уголовного закона тем или иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступление.
Обратная сила уголовного закона – его распространение на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу.
Гражданские правоотношения в своей основе должны обеспечивать стабильность для их участников. Именно поэтому ст. 4 ГК РФ уточняет, что обратной силы нормы закона иметь не будут. Таким образом, на отношения, которые возникли до введения в действие нормативного акта, будет распространяться закон, действовавший до этого.
То же правило относится и к длящимся правоотношениям: действует та норма права, которая была актуальна на момент подачи иска или совершения иного юридически значимого действия, которое повлекло возникновение, изменение или прекращение отношений. Однако, даже если правоотношения возникли до введения в действие гражданского закона, устанавливающего новые правила, права и обязанности лиц, возникшие после введения действия закона, будут им урегулированы.
Обратная сила в уголовном праве — это вариант реализации принципа гуманизма и защиты прав граждан. В ст. 10 УК РФ указывается на исключения из общего правила, которые распространяются на случаи:
- декриминализации деяния;
- смягчения наказания;
- улучшения положения лица.
Закон же, который, устанавливает преступность деяния или ухудшает положение гражданина, обратной силы иметь не будет никогда.
Правила, которые включены в ст. 54 Конституции РФ, обеспечивают реализацию международно-правовой практики о действии закона во времени. В силу ч. 1 ст.
54 Конституции РФ закон обратной силы не имеет, однако это касается только законов, отягчающих ответственность граждан, юридических и должностных лиц.
Нормы статей Конституции обязательны для всех отраслей права, даже если в отраслевом кодексе или ином акте вопрос действия его норм во времени не регламентирован.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, никто не несет наказания за деяние, которое не являлось правонарушением на момент его совершения. Указанное положение не допускает привлечения к ответственности по вновь введенным составам правонарушений и преступлений, если деяния, охватываемые диспозицией введенных статей, были совершены до введения их в действие.
Какой закон имеет обратную силу, а какие нормы лишены такой привелегии, решает законодатель. Ярким пример — ГК РФ. В ст. 4 прямо указано на то, что данный акт обратной силы не имеет.
Единственное исключение реализуется лишь в том случае, когда возможность применения опубликованного закона к предыдущим общественным отношениям прямо предусмотрена в статье.
Для того чтобы уяснить материал, необходимо подкрепить теорию соответствующими примерами, а именно:
В случае декриминализации деяний осуждённое лицо немедленно освобождается от отбывания наказания за декриминализированное преступление.
Отмена смертной казни также является ярким примером действия обратной силы закона. Если лицо было приговорено к смертной казни, однако решение суда не было приведено в исполнение, то осуждённому смертная казнь заменяется на пожизненное лишение свободы.
Если договор был заключён по старому законодательству в гражданском праве, однако новые нормы изменяют его действие, то такие отношения регулируются исключительно старым законодательством, поскольку в большинстве случаев обратной силы в ГК РФ не предусмотрено. Как говорилось ранее, исключением являются только те факты, когда указание на действие обратной силы прямо предусмотрено в законе.
Каждый день принимаются новые законы, которые начинают действовать либо с определенной даты, либо при наступлении определенного события, либо с момента их подписания. Но распространяют ли они свое действие на отношения, которые имели место до принятия нового закона – ведь на тот момент никакого нормативного акта не было?
Ответ на этот вопрос становится очевидным после ознакомления с двумя основными правовыми постулатами.
- Согласно первому, закон действует только на те отношения, которые появились после вступления его в силу.
- Второй гласит, что если отношения являются длительными (например, продолжительный договор аренды), то они регулируются актом, действующим на момент возникновения отношений (в приведенном примере – при заключении договора аренды).
Между тем, указанные выше постулаты – это лишь общее правило, которое действует далеко не всегда. Законодатель оговаривает и случаи, когда закон имеет обратную силу, т.е. распространяет действие на временной промежуток до его принятия.
Например, в самом нормативном акте может указываться, что он распространяет действие на отношения, которые имели место до его принятия.
Во второй части статьи 10 УК РФ прямо указывается на сокращения наказания, уже вынесенного судом, при изменении закона.
Смягчение и усиление наказания
Исключительной компетенцией судебной инстанции является смягчение наказания, которое должно быть назначено за совершение конкретного преступного деяния.
УК предусмотрено два варианта по смягчению наказаний. К ним относятся:
- определение судом уровня ответственности за преступление с низким пределом или избрание более мягких видов наказаний, нежели определены в санкции конкретной статьи;
- определение судом наказания, которое равно меньшему верхнему пределу более строгой ответственности.
В первом случае, наказание смягчается при наличии таких обстоятельств, которые признаются исключительными и связаны с целью, мотивом деяния, поведением лица, виновного в его совершении в момент деяния или после него, а также иных обстоятельств, влияющих на уменьшение степени опасности действий виновного для общества. Поводом для смягчения может стать и содействие виновного в раскрытии преступления.
В некоторых случаях суд может определить наказание, которое будет менее минимального уровня ответственности, предусмотренного санкцией.
Суд ограничен в своем праве на смягчение наказаний лишь тем правилом, на основании которого наказание не может быть назначено ниже минимальных пределов, определенных Общей частью для преступлений определенного вида.
В качестве смягчения наказания может выступить освобождение лица от обязательного назначения дополнительной ответственности.
Процедура обязательного усиления наказания определена УК. Для этого в норме УК может быть установлен один из трех способов:
- обязательность усиления наказания за преступления, совершенные группами лиц;
- увеличение минимальных сроков наказаний в случаях рецидива;
- выход за предельный 20-й срок лишения свободы по совокупности преступных деяний или приговоров.
Судебная практика по статье 54 Конституция РФ:
- Решение Верховного суда: Постановление N 6-АД17-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве…
- Решение Верховного суда: Постановление N 24-АД17-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации устанавливающие правила действия закона во времени, -конкретизируются в отраслевом законодательстве…
- Решение Верховного суда: Определение N 73-АПУ17-10, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
Противоречий в выводах суда не усматривается, требования ст.307 УПК РФ соблюдены. Нарушения права обвиняемого на защиту не установлено. Признаков нарушения положений ст. 54, 55 Конституции РФ не усматривается. При разрешении вопросов, указанных в ст. 297, 307-309 УПК РФ ухудшения положения подсудимого допущено не было…
Смягчение и усиление наказания
Исключительной компетенцией судебной инстанции является смягчение наказания, которое должно быть назначено за совершение конкретного преступного деяния.
УК предусмотрено два варианта по смягчению наказаний. К ним относятся:
- определение судом уровня ответственности за преступление с низким пределом или избрание более мягких видов наказаний, нежели определены в санкции конкретной статьи;
- определение судом наказания, которое равно меньшему верхнему пределу более строгой ответственности.
В первом случае, наказание смягчается при наличии таких обстоятельств, которые признаются исключительными и связаны с целью, мотивом деяния, поведением лица, виновного в его совершении в момент деяния или после него, а также иных обстоятельств, влияющих на уменьшение степени опасности действий виновного для общества. Поводом для смягчения может стать и содействие виновного в раскрытии преступления.
В некоторых случаях суд может определить наказание, которое будет менее минимального уровня ответственности, предусмотренного санкцией.
Суд ограничен в своем праве на смягчение наказаний лишь тем правилом, на основании которого наказание не может быть назначено ниже минимальных пределов, определенных Общей частью для преступлений определенного вида.
В качестве смягчения наказания может выступить освобождение лица от обязательного назначения дополнительной ответственности.
Процедура обязательного усиления наказания определена УК. Для этого в норме УК может быть установлен один из трех способов:
- обязательность усиления наказания за преступления, совершенные группами лиц;
- увеличение минимальных сроков наказаний в случаях рецидива;
- выход за предельный 20-й срок лишения свободы по совокупности преступных деяний или приговоров.
Ст 80 изменения: Замена наказания на более мягкое
Уголовно-правовая отрасль имеет свои особенности. Так, любой Юрист назовет самым негативным Правонарушение – преступление. Правонарушения в свою очередь могут быть административными. При изучения данной уголовного законодательства нередко все равно приходится обращаться к административному, так как изменение в административном могут влечь изменения в уголовном, либо наоборот.
Ярким примером являются преюдиции, когда за повторное совершение некоторых административных правонарушений наступает уголовная ответственность. Говоря о поправках, часто бывает так, что составы переходят из административного права в уголовное, и наоборот.
Также можно заметить сходные составы и в той, и в той отрасли, но просто различаться по количеству ущерба или степени общественной опасности.
Несмотря на это, стоит уголовную сферу обособлять от других сфер, для нее предусмотрены свои виды привлечения к ответственности, наказания, порядки, сроки, институты, присущие только ему и т. д.
Таким образом, разбирая уголовную отрасль в данной статье нужно учитывать это, и в данной ситуации не отождествлять нормы уголовного права, и другие порядки, предусмотренные другими отраслями права.
Если мы говорим именно об изменениях в Уголовном Кодексе, то тут главный аспект падает не на создание новых отношения, а на изменение старых, в том числе и путем дополнения. Это в свою очередь может говорить о переквалификации различных общественно опасных деяний, а также об их отмене. Изменения несут ключевой характер и могут повлиять на уголовное дело.
«Обратная» сила закона
В законодательстве часто встречаются случаи, когда вступление в силу того или иного законодательного акта планируется на будущий период, но действие его отдельных положений распространяется на текущий или прошлый периоды. О «подводных камнях» такой ситуации пойдет речь в нашей статье.
С завидным постоянством вносятся изменения в Налоговый кодекc Российской Федерации. Так, самые значительные, принципиальные изменения вступят в силу с 1 января 2008 года. При этом отдельные положения распространяются и на прошлые налоговые периоды.
Например, Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (Федеральный закон № 58-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2006 года. Однако отдельные положения данного закона распространялись на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года (п. 4 ст. 8 Федерального закона № 58-ФЗ), и на правоотношения, которые возникли с 1 января 2005 года (п. 5 ст. 8 закона № 58-ФЗ).
Другой комментарий к Ст. 9 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Действующим является уголовный закон, вступивший в силу в установленном порядке, если не истек срок его действия либо он не отменен и не изменен другим законом.
2. Законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
3. По общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Однако самим законом может быть установлен другой порядок вступления его в силу.
Время совершения преступления
Особенности при определении момента совершения преступления имеются в продолжаемых преступлениях (состоящих из ряда тождественных действий) и длящихся преступлениях (суть которых заключается в длительном невыполнении лицом возложенной на него юридической обязанности). Обычно время совершения этих преступлений определяется в продолжаемых преступлениях — по моменту совершения последнего из действий или пресечения преступления, в длящихся — по моменту добровольного или принудительного прекращения преступления (по моменту фактического окончания преступления). Некоторыми учёными предлагается исходить при определении времени совершения таких преступлений из момента их юридического окончания — времени, когда в деянии виновного уже будут присутствовать все признаки состава преступления, которое он замыслил совершить.
Это интересно: Что можно узнать по номеру паспорта
Действие уголовно процессуального закона
Действие уголовно-процессуального закона во времени. В соответствии со ст. 4 УПК при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК. Действующим является закон, который вступил в силу и не утратил ее к моменту выполнения определенного процессуального действия.
Вступление уголовно-процессуального закона в силу регулируется общим нормативным актом — Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г., а также специальным Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.
Уголовно-процессуальному закону свойственно только немедленное действие во времени
. Принцип немедленного действия означает, что вступивший в силу закон действует только «вперед» и распространяет свое действие лишь на те общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу. Это правило — необходимый фактор стабильности, поскольку не позволяет бесконечно пересматривать и переоценивать уже принятые в рамках действующего закона процессуальные решения. Важно отметить, что сам закон никаких исключений, связанных с действием его положений во времени, так и не установил. Это означает, что уголовно- процессуальный закон обратной силы не имеет, хотя такой термин в тексте УПК РФ отсутствует.
Достаточно серьезной проблемой, тесно связанной с действием уголовно-процессуального закона во времени, является допустимость доказательств, полученных в момент действия предыдущего закона. Часть 3 ст. 5 УПК Республики Казахстан прямо указывает, что допустимость доказательства определяется в соответствии с законом, действовавшим в момент их получения. Такая четкая и однозначная формулировка не оставляет никаких оснований для сомнений в «доброкачественности» полученного ранее доказательства. УПК РФ не содержит никаких указаний, касающихся определения допустимости доказательств в связи с изменением уголовно-процессуального закона. Тем не менее, с одной стороны, ст. 4 УПК говорит о применении того уголовно-процессуального закона который действовал в момент совершения соответствующего процессуального действия, если иное не предусмотрено Кодексом, а с другой стороны, ч. 1 ст. 75 УПК объявляет недопустимыми все доказательства, полученные с нарушением требований Кодекса.
В связи с этим все доказательства, полученные до вступления в силу УПК в порядке, отличающемся от регламентированного им, могут быть подвергнуты сомнению в угол овном судопроизводстве. Например, согласно п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК к недопустимым доказательствам относятся показания подозреваемого и обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные им в суде. При рассмотрении уголовного дела в кассационной или надзорной инстанции после 1 июля 2002 г. законно полученные когда-то показания обвиняемого в отсутствие защитника, от которого он отказался, могут быть сочтены недопустимыми доказательствами.
Пункт 1 ч. 2 ст. 75 УПК может применяться только в тех случаях, когда и отказ от защитника, и неподтверждение лицом в суде данных им в ходе досудебного производства показаний имели место после 1 июля 2002 г. По этой причине необходимо дополнить ст. 4 УПК, регламентирующую действие уголовно-процессуального закона во времени, наложением о том, что допустимость доказательств определяется в соответствии с законом, действовавшим в момент их получения.
Утрата уголовно-процессуальным законом силы означает, что закон прекращает свое действие, и его нормы не применяются к тем отношениям, которые возникли после этого. Это может произойти в результате официальной отмены или замены (фактической отмены) закона. Замена уголовно-процессуального закона обычно выражается в том, что законодатель принимает новый закон, регулирующий те же общественные отношения, что и старый, но при этом официально не отменяет его действие.
Смягчение и усиление наказания
Исключительной компетенцией судебной инстанции является смягчение наказания, которое должно быть назначено за совершение конкретного преступного деяния.
УК предусмотрено два варианта по смягчению наказаний. К ним относятся:
- определение судом уровня ответственности за преступление с низким пределом или избрание более мягких видов наказаний, нежели определены в санкции конкретной статьи;
- определение судом наказания, которое равно меньшему верхнему пределу более строгой ответственности.
В первом случае, наказание смягчается при наличии таких обстоятельств, которые признаются исключительными и связаны с целью, мотивом деяния, поведением лица, виновного в его совершении в момент деяния или после него, а также иных обстоятельств, влияющих на уменьшение степени опасности действий виновного для общества. Поводом для смягчения может стать и содействие виновного в раскрытии преступления.
В некоторых случаях суд может определить наказание, которое будет менее минимального уровня ответственности, предусмотренного санкцией.
Суд ограничен в своем праве на смягчение наказаний лишь тем правилом, на основании которого наказание не может быть назначено ниже минимальных пределов, определенных Общей частью для преступлений определенного вида.
В качестве смягчения наказания может выступить освобождение лица от обязательного назначения дополнительной ответственности.
Процедура обязательного усиления наказания определена УК. Для этого в норме УК может быть установлен один из трех способов:
- обязательность усиления наказания за преступления, совершенные группами лиц;
- увеличение минимальных сроков наказаний в случаях рецидива;
- выход за предельный 20-й срок лишения свободы по совокупности преступных деяний или приговоров.
В каких сферах права могут приниматься законы с обратной силой
Обратная сила закона позволяет улучшить судебную систему
Согласно общему принципу принятия законов с обратной силой, они должны быть направлены исключительно на улучшение процесса правоотношений для граждан РФ. Исходя из этого, ретроактивные законодательные положения могут быть применены во всех сферах права, если при этом не ухудшают положение дел для участников конкретных правоотношений.
Наиболее активно законы с обратной силы применяются в сфере . Так, например, принятие закона, по которому необходимо посадить в тюрьму всех людей за то, что они совершили год назад, но тогда это было не противозаконно — просто недопустимо.
А вот принять закон, по которому условия наказания будут смягчены для определенной группы подсудимых, вполне нормально. Естественно, законодатель грамотно составляет подобные законодательные правки, дабы права и подсудимых, и пострадавших находились в том равновесии, которое будет наиболее гуманно в конкретной ситуации.
В остальных сферах права: гражданской, гражданско-процессуальной, налоговой и так далее – закон зачастую обратной силы не имеет. Подобное явление связано, в первую очередь, с тем, что принятие ретроактивных законов сильно усложнит все правоотношения, начавшиеся до их принятия, и в целом усугубит положение дел для субъектов конкретного права.
С точки зрения юрисдикции такие ситуации трактуются на основании того, что в данных сферах права субъекты правоотношений полностью равны по своим обязанностям, свободам и правам, поэтому внедрять в такую систему законы с обратной силой – глупо.
Действие нормативных актов во времени. Обратная сила и переживание закона
Нормативные акты имеют 3 предела действия: во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».
Согласно ч. 3 ст. 15 КРФ не могут вступать в юр. Силу до официального опубликования законы и иные НА, затрагивающие права и свободы человека и гражданина.
Способы вступления в силу:
1. С момента совершения какого – либо действия (с момента опубликования, с момента подписания).
2. С момента наступления какого – либо события (с момента вступления в силу другого НА или утраты юр. Силы и т. п.)
3. С момента наступления определенной календарной даты (кодексы).
4. По истечении определенного срока с момента совершения какого – либо действия, наступления какого – либо события (по истечении 10 дней с момента официального опубликования ).
Официальным опубликованием НА являются публикации в СМИ, являющимся официальным источником данного органа.
Согласно ФЗ «О порядке опубликования», в случае, когда официальных источников несколько, как правило, официальным опубликованием считается первая по времени публикация.
ФКЗ ФЗ публикуются в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства», «Областная иркутская газета».
КС РФ, рассматривая спор, уточнил, что официальным опубликованием считается первая по времени публикация в газете, т. к. газета наиболее доступна для населения.
Если же НА вообще не предусматривает порядок вступления в силу, то он вступает в силу так, как это предусматривается общими правилами.
Общий правила устанавливаются для каждой категории НА отдельно: