Запрос котировок в электронной форме: новые правила

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрос котировок в электронной форме: новые правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Рассмотрение заявок проводится в течение двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Каждый член комиссии должен иметь электронную подпись.

Требования к проведению электронного запроса котировок

Заказчик может выбрать исполнителя с помощью запроса котировок в следующих случаях, если:

  • начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 3 млн рублей;
  • годовой объЁм закупок, осуществляемых путём проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объёма закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объём закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей.

Независимо от НМЦК и годового объёма закупок заказчик проводит запрос котировок в случае осуществления:

  • закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
  • закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона №44-ФЗ;
  • закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
  • закупок лекарств, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии в количестве, необходимом для лечения;
  • закупок спортинвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской или паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд России, субъектов РФ к спортивным соревнованиям и для участия в них;
  • закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физ. и (или) юр. лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
  • закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Этапы проведения запроса котировок

Всю процедуру условно делят на следующие составляющие:

  1. Публикация в общем доступе извещения о запросе котировок.
  2. Если заказчик процедуры — организация, которая ведет деятельность за рубежом, публиковать извещение не нужно, а цена контракта не ограничивается.
  3. Проект контракта, являющий собой объект госзакупки, заказчик размещает с извещением.
  4. Запрос котировок проводят как минимум у трех поставщиков или подрядчик, оказывающих нужную услугу или продающих необходимый заказчику товар.
  5. Поданные в срок заявки от участников подлежат обязательной регистрации даже без сведений о подавших их лицам.
  6. Если заказчик получит только одну котировочную заявку, госзакупка может оказаться несостоявшейся.
  7. До момента официального открытия доступа к информации заказчик должен обеспечить ее полную конфиденциальность.
  8. Доступ к заявкам получают в строго определенном месте, в условленное время. Оба этих параметра есть в извещении.
  9. Комиссия забракует заявки, которые не будут соответствовать условиям из извещения. Например, если участник в предложении превысит МЦ контракта, это будет засчитано как нарушение.

Как признать запрос несостоявшимся

Запрос котировок по 44 ФЗ можно признать несостоявшимся при наличии на то достаточных оснований, таких как:

  • не поступило заявок;
  • заявка оказалась единственной;
  • комиссия решила, что все заявки требуется отклонить;
  • единственный участник торгов соответствует в итоговом протоколе всем требованиям из извещения о закупке.

Обязанность заказчика:

  • сделать единственного победителя своим поставщиком или подрядчиком;
  • заключить с ним контракт;
  • сама закупка получит статус несостоявшейся.

Конкурс в электронной форме может быть «длинный» и «короткий», в зависимости от выбранных заказчиком критериев оценки заявок и объекта закупки. С 2022 года при проведении «длинного» конкурса заявка участника состоит из трех частей. В ходе конкурса поставщики могут менять ценовые предложения путём «переторжки». Комиссия заказчика оценивает три части заявки последовательно и выбирает лучшее предложение участника с учетом критериев и окончательного ценового предложения участника закупки.

Независимо от НМЦК заказчик должен рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок.

Но есть исключения из правил. Они зависят от объекта закупки. В течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок рассматриваются заявки по НИОКР, работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций и музейных предметов, созданию произведений литературы и искусства

Независимо от НМЦК заказчику нужно рассмотреть, оценить и сформировать протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующим за днём поступления от оператора площадки вторых частей заявок. После публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок нужно рассмотреть ценовые предложения участников в виде третьей части заявки, направленной электронной площадкой. Срок рассмотрения — один рабочий день. Затем не позднее двух рабочих дней после размещения итогового протокола закупки проект контракта нужно разместить в ЕИС и на электронной площадке (рисунок 2). «Короткий» конкурс предусматривает оценку заявок только по двум критериям. В этом случае заявка состоит из второй и третьей частей, рассмотрение первых частей и переторжка не проводятся. «Короткий» конкурс заказчику провести проще, быстрее и эффективнее.

Читайте также:  Программа молодежь доступное жилье

Специальные требования в запросе котировок

Заказчик может установить и специальные требования, например, год выпуска не ранее 2019. Такое часто наблюдается в котировочной документации на поставку измерительных приборов. Приборы точно таких же моделей выпускались еще в советские времена и заказчик не хочет приобретать приборы, пролежавшие на складах десятки лет. Так что здесь вы не сэкономите, а только потеряете, поскольку, обнаружив, что год выпуска, например, амперметров не 2019, а, скажем, 1989, заказчик откажется принимать старые «новые» приборы и вам придется, чтобы не угодить в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) повторно закупать для него партию амперметров по гораздо более высокой цене. Амперметры 1989 года выпуска останутся вам на память.

ПРОЦЕДУРА ЗАПРОСА КОТИРОВОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (ЗК ЭФ) С 01.07.2018

Действие

Срок выполнения и норма Закона № 44-ФЗ

Размещение извещения о проведении ЗК ЭФ в ЕИС

Не менее чем за 5-ть рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в ЗК ЭФ

ч. 1 ст. 82.2 Закона № 44-ФЗ

Возможность внести изменения в извещение о проведении ЗК ЭФ

Не позднее чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗК ЭФ

ч. 4 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ

Размещение внесенных изменений в ЕИС

В течение одного рабочего дня с даты принятия указанного решения

ч. 4 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ

Продление срока подачи заявок в случае внесения изменений в извещение о проведении ЗК ЭФ

Срок подачи заявок на участие в ЗК ЭФ должен быть продлен так, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком запросе этот срок составлял не менее чем пять рабочих дней.

ч. 4 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ

Возможность отменить проведение ЗК ЭФ

Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗК ЭФ

ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ

Внесение изменений в план-график в случае отмены ЗК ЭФ

Не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения ППИ

ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ

В течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗК ЭФ, котировочная комиссия рассматривает заявки на участие в таком запросе.

ч. 1 ст.82.4 Закона № 44-ФЗ

Протокол рассмотрения заявок на участие в ЗК ЭФ подписывается всеми присутствующими членами котировочной комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

ч.5 ст.82.4 Закона № 44-ФЗ

Размещение протокола рассмотрения заявок заказчиком на ЭП

Протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в ЗК ЭФ направляется заказчиком оператору электронной площадки

ч.6 ст.82.4 Закона № 44-ФЗ

Размещение протокола рассмотрения и оценки заявок в ЕИС

Оператор ЭП включает в протокол информацию о победителе, об участнике, предложившем в заявке цену контракта такую же, как и победитель, или об участнике, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных, формирует протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в ЗК ЭФ и размещает его в ЕИС и на ЭП в течение одного часа с момента получения от заказчика протокола, указанного в части 5 статьи 82.4 закона

ч.6 ст.82.4 Закона № 44-ФЗ

Продление срока подачи заявок

1) если по окончании срока подачи заявок на участие в ЗК ЭФ подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки (ч.14 ст.83.2 закона)

2) если по результатам рассмотрения заявок котировочная комиссия отклонила все поданные заявки или только одна такая заявка признана соответствующей (ч.9 ст. 82.4)

заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в ЗК на четыре рабочих дня

ч. 1 ст. 82.6 Закона № 44-ФЗ

При продлении срока подачи заявок не подано заявок или все отклонены

Если по результатам продления срока подачи заявок такой запрос признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в таком запросе

или по результатам рассмотрения заявок на участие в таком запросе котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в нем

либо при признании победителя отказавшимся или уклонившимся от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 закона,

заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществить новую закупку

ч.2 ст.82.6 Закона № 44-ФЗ

При продлении срока подачи заявок – одна заявка

Если по результатам продления срока подачи заявок такой запрос признан не состоявшимся в связи с тем, что подана только одна заявка на участие и при этом такая заявка признана соответствующей

или по результатам рассмотрения заявок котировочной комиссией только одна такая заявка признана соответствующей контракт с данным участником заключается в соответствии с п.25.2 части 1 статьи 93 закона.

Этапы проведения запроса котировок по 44-ФЗ

Чтобы процедура размещения госзаказа данным способом была понятней, попробуем разбить ее на несколько ступеней.

  1. Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ размещается в открытом доступе не позднее семи рабочих дней (и ранее) до завершения срока регистрации заявок, если сумма контракта не превышает 500 000 руб.
  2. Одновременно с извещением размещается проект контракта, для подписания которого организован данный тендер. Законом 44-ФЗ установлено, что в период подачи заявок публикация находится в открытом безвозмездном доступе.
  3. Известив общественность о проведении госзакупки, заказчик может сделать запрос котировки у фирм или физических лиц (не менее трех), которые оказывают нужные услуги или поставляют подходящие товары.
  4. Организациям, которые работают за рубежом, для проведения тендера по 44-ФЗ не следует публиковать извещение на официальных ресурсах. Заказчику достаточно запросить цены на товары (услуги) у нескольких поставщиков или подрядчиков (не меньше трех). При этом стоимость контракта не ограничена.
  5. В соответствии с 44-ФЗ отдельные правила установлены для извещения запроса котировок на приобретение товаров первой необходимости для оказания скорой, неотложной и экстренной специализированной помощи или поддержки жизнеобеспечения людей. По закону котировки могут собирать для государственных закупок продуктов питания, топлива, медикаментов и оборудования для скорой медицинской помощи, прочей продукции для создания приемлемых условий жизни, иногда даже с превышением лимита в случаях, когда:
    • подан и удовлетворен судебный иск о разрывании контракта из-за его невыполнения;
    • орган, контролирующий государственные закупки, распорядился отменить итоги конкурса (аукциона), чтобы искать подрядчика с помощью извещения о запросе котировок по 44-ФЗ (причиной этого решения может стать заявление заказчика, на подачу которого отводится десять суток со дня выдачи распоряжения).
    • заказчик аннулировал подписанный контракт в одностороннем порядке.

    Извещение о проведении ЗКЭФ и его структура

    Извещение об электронном запросе котировок размещается не менее чем за 4 рабочих дня до конца срока подачи заявок на участие (п.3 ч.3 ст.42 44-ФЗ).

    Доступ к нему бесплатный, все желающие могут с ним ознакомиться на протяжении всего срока подачи заявок.

    Структура извещения:

    • адрес ЭТП, на которой проводятся электронные торги;
    • информация об организаторе;
    • условия контракта, изложенные кратко;
    • идентификационный код госзаказа;
    • ограничительные меры в выборе исполнителя — закупки для СМП и СОНКО (если данное условие указано в извещении);
    • срок, место и порядок подачи заявок;
    • размер и порядок внесения ОИК (если оно предусмотрено закупкой) и сведения о банковском сопровождении контракта;
    • возможные преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
    • запреты и ограничения допуска (национальный режим);
    • дата и время окончания срока подачи заявок;
    • сведения об ответственных лицах за заключение контракта (контрактная служба, контрактный управляющий);
    • срок подписания договора;
    • порядок признания победителя уклонившимся от заключения договора;
    • пункты о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
    • требования, предъявляемые к участникам по п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ (наличие лицензий и разрешений) и по ч.1.1 ст.31 44-ФЗ (отсутствие сведений об участнике в РНП).

    Составление протокола

    После рассмотрения заявки готовится итоговый протокол. Его должны подписать все члены котировочной комиссии и отправить оператору ЭТП в день окончания срока рассмотрения заявок.

    Протокол заполняется стандартно:

    • время, дата, время рассмотрения заявок;
    • идентификационные номера заявок;
    • отклоненные заявки с указанием причин;
    • решение каждого члена комиссии в отношении каждой заявки.

    Оператор ЭТП присваивает каждой заявке, которая не была отклонена заказчиком, порядковый номер, начиная с самой меньшей предложенной цены (это будет заявка № 1). Если в нескольких заявках будут поданы одинаковые ценовые предложения, то первый номер присваивается той заявке, которая поступила раньше других заявок с такой же ценой.

    Победителем запроса котировок становится участник, который:

    • предложил наименьшую цену ТРУ;
    • соответствует требованиям котировочной документации;
    • получил первый порядковый номер заявки.

    По итогам ранжирования заявок по цене оператор ЭТП вносит в протокол сведения о выигравшем участнике, об участнике запроса котировок, предложивших в заявке цену контракта такую же, как и победитель, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем условий.

    После того, как оператор электронной площадки подготовит протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, он направляет его в ЕИС в течение 1 часа с момента получения протокола от заказчика.

    Совместное подписание протокола членами комиссии

    На стороне заказчика должен быть ответственный сотрудник, ответственное лицо, за которым закреплено полномочие по размещению протокола на электронной площадке. Данное лицо может входить в состав комиссии, а может быть секретарём без права подписи этого протокола.

    Ответственное лицо заказчика уполномочено добавляет сертификаты электронных подписей членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Далее уполномоченное лицо формирует протокол, в этом протоколе отмечает решение членов комиссии по каждому из участников закупки («допущен/не допущен», «соответствует/не соответствует») и отправляет протокол для подписания каждому члену комиссии.

    Ответственное лицо в своём личном кабинете может отслеживать действия других членов комиссии (подписали, не подписали, у кого на подписи).

    При этом, именно ответственное лицо перед размещением протокола проверяет, есть ли кворум.

    Запрос котировок – это способ размещения заказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным Заказчиком требованиям.

    Данным способом закупаются товары, работы или услуги для которых есть функционирующий рынок на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей, за исключением отдельных положений 44-ФЗ.

    Это самая короткая по срокам проведения процедура закупок, основным и единственным критерием определения победителя является наименьшая цена, опыт участника и срок его регистрации не имеет никакого значения, обеспечение заявки также не требуется. Вот основные причины, почему эта процедура так популярна среди поставщиков.

    То есть принимать участие в запросах котировок можно практически с абсолютного нуля и с минимальными финансовыми вложениями. Запросы котировок проводятся на разные суммы, начиная от нескольких сотен рублей и заканчивая 500 тысячами рублей. Поэтому вы легко сможете найти для себя закупку “по размеру”.

    Как подготовить заявку на участие

    Запрос котировок по 223-ФЗ является не только быстрой, но и наименее затратной процедурой для участников. От них не требуется предоставления обеспечения заявки. В то же время подаче заявки на участие предшествует подробный анализ потенциальным контрагентом заказчика своих возможностей для исполнения соглашения.

    Если решение об участии принято, участник подает соответствующую заявку, которая должна соответствовать требованиям ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ и содержать:

    • согласие участника на выполнение условий заказчика в рамках исполнения контракта;
    • информацию об участнике — наименование, адрес, контактные данные;
    • декларации соответствия участника требованиям, предъявляемым к нему;
    • при необходимости — конкретные показатели ТРУ, которые он собирается поставлять заказчику.

    Заявка участника должна полностью отвечать требованиям, которые заявлены заказчиком в извещении о проведении заявки. В то же время заказчик не вправе требовать от участников сведений и документов, которые не перечислены в положениях 44-ФЗ. Если извещение заказчика содержит такие нерегламентированные требования, участник вправе их не удовлетворять. Отклонение заявки по тому основанию, что не выполнены не регламентированные законом требования заказчика, является поводом для жалобы на заказчика в УФАС.

    КОТИРОВОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

    Для проведения запроса котировок заказчик обязан подготовить и разместить следующую документацию:

    -Извещение о проведении запроса котировок.

    -Описание закупаемого товара, работы, услуги.

    — Обоснование начальной максимальной цены контракта.

    -Форма котировочной заявки.

    -Проект контракта.

    Извещение о проведении запроса котировок составляется в соответствии с требованиями 73 статьи 44 ФЗ.

    В извещении должна присутствовать следующая информация:

    — Информация о заказчике.

    -Информация о контрактной службе.

    -Информация о контрактном управляющем.

    — Идентификационный код закупки.

    -Требования к участнику закупочной процедуры.

    Отличие от других вариантов

    Основными отличиями запроса котировок от других видов закупок (аукцион, конкурс, запрос предложений) являются:

    • Максимальная сумма заказа по запросу котировок ограничена (500 тыс.руб.), тогда как конкурс или аукцион могут проводиться и на большие суммы.
    • Заказчик не имеет право проводить закупку аналогичных товаров и услуг на сумму более 500 000 руб. чаще, чем раз в квартал, для аукциона или конкурса таких ограничений нет.
    • Для участия в запросе котировок не нужна электронная цифровая подпись и аккредитация на торговой площадке, поучаствовать в аукционе без ЭЦП не получится.
    • Решающим фактором при выборе победителя запроса является цена, при других способах закупки решающим фактором может являться не только цена, но и опыт поставщика, качество продукции, список дополнительных услуг.
    • Поставщик товаров и услуг не может менять условия, предложенные в заявке, при проведении аукциона, требования можно менять с каждым шагом.

    Основные причины отклонения котировочных заявок (44-ФЗ)

    В связи с изменениями в законодательстве с 1 января 2021 года запросы котировок подаются только в электронном виде за исключением отдельных случаев, которые в рамках данной статьи не рассматриваются. Готовить документацию стало гораздо легче, но это вовсе не значит, что заказчик обязательно признает заявки всех участников на конкретный запрос котировок соответствующими своим требованиям. Отклонить котировочную заявку заказчик имеет право только в случаях, перечисленных в статье 78 закона 44-ФЗ. Остановимся на каждом из них подробнее.

    1. Котировочные заявки редко отклоняются заказчиками из-за несоответствия предлагаемых характеристик товаров требованиям заказчика. Объем требований в спецификациях или технических заданиях (аналогах рекомендованных форм 2) котировочных заявок несравненно меньше, чем в аукционах, а, следовательно, намного меньше и количество «подводных камней». К тому же в предложении участнику не требуется указывать товарные знаки, что еще больше облегчает подготовку технических предложений. Поэтому отклонение по данному основанию наблюдаются, как правило, только при подготовке котировочной документации неопытными специалистами.
    2. Если участник не указал или неправильно указал в заявке ФИО своего единоличного исполнительного органа, коллегиального органа, ИП или адрес местонахождения организации (адрес физического лица, если участник – ИП), номер телефона, а также банковские реквизиты он сильно рискует отклонением. При полном или частичном отсутствии банковских реквизитов отклонение заявки неизбежно, при ошибке в реквизитах заказчик может ее не заметить и допустить заявку. Впоследствии, в случае победы, победителю запроса котировок придется заключать с заказчиком дополнительные соглашение с указанием правильных реквизитов. Чтобы не рисковать отклонением. Автор советует специалистам по торгам при внесении их в заявку быть очень внимательными, чтобы не пришлось им потом тратить время на исправление реквизитов, не говоря уже о риске отклонения.

    Пример неуказания корсчета

    В котировочной заявке на поставку фанеры участник не указал корреспондентский счет, за что заявка была отклонена. Обжаловать отклонение в ФАСе участнику не удалось, поскольку ФАС приняла сторону заказчика, сославшись на пункт 15 Приложения 1 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», указан корреспондентский счет как один из обязательных банковских реквизитов.

    1. Если участник по ошибке укажет в предложении цену выше НМЦК запроса котировок (хоть на одну копейку) его заявка будет неизбежно отклонена заказчиком. В таком случае участнику не стоит даже пытаться обжаловать ее в ФАС. Также необходимо расписывать цены по позициям, если позиций закупки несколько. Сумма цен по позициям при проверке должна получиться равной цене котировочного предложения.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *