Неустойка (штрафы, пени) по контрактам по 44-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неустойка (штрафы, пени) по контрактам по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Таким образом, при любом нарушении обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту, заключенному в рамках Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) претензию с требованием об устранении нарушений.

Почему необходимо вести претензионную работу?

А в соответствии с ч.5 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) заказчику является правом поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае нарушения обязательств по контракту заказчиком.

Но в соответствии со ст.4 АПК РФ при невыполнении обязанности по досудебному урегулированию спора (направление претензии и ответ на претензию в срок) лицо теряет право на судебную защиту своих интересов.

В том числе, для заказчика по госконтракту предусмотрена ответственность за бездействие, предусмотренная ч.7 ст.7.32 КоАП РФ.

На что начисляется пеня по 44-ФЗ

При просрочке обязательств Заказчиком по оплате по контракту пеню рассчитывают от неуплаченной в срок суммы оплаты по госконтракту (п. 5 ст. 34 Закона 44-ФЗ).

Подрядчик (исполнитель) по госконтракту выполняет работы (оказывает услуги, продает товары), однако, пеню надо рассчитать в денежном выражении. Для этого цену контракта (или отдельного этапа контракта) уменьшают пропорционально тому объему обязательств, который уже фактически выполнен.

Учитывайте, что если подрядчик (исполнитель) нарушает не основное обязательство по контракту, то к нему предъявляют не требования о взыскании пени, а взыскивают штраф в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042.

Разъяснения по этому поводу даны Верховным Судом Российской Федерации (далее – ВС РФ) в Определении от 13.08.2020 г. № 305-ЭС20-10760 (в конкретном случае указано на недопустимость выставления пени за несоблюдение сроков передачи сопроводительных документов).

В связи с внесением изменений в п. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ с 1 апреля 2021 года, в случае, если контракт разбит на этапы, то пени считаются исходя из стоимости каждого из этапов, даже если вы не предусмотрите это непосредственно в контракте.

НДС включается в сумму расчета пени, если только сторона не применяет налоговый режим, при котором она не является плательщиком НДС.

Если заказчик не может рассчитать потребность в товарах (объеме работ или услуг), то неустойку, в том числе пеню, можно рассчитать от максимального значения цены контракта.

Пени и штрафы: расчет по Закону № 44-ФЗ

Методика расчета штрафов и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, оговаривается в «Правилах определения размера штрафов, начисляемых при ненадлежащем исполнении контрактных обязательств».

Нарушение договорных обязательств всегда ущемляет интересы добросовестного контрагента, однако если это касается госзакупок, то в итоге в качестве пострадавшей стороны выступают обычные граждане. По этой причине методы расчета штрафных санкций и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, законодатель оговаривает отдельно.

Сегодня расчет штрафов и пеней осуществляется в соответствии с «Правилами определения размера штрафных санкций, которые начисляются при ненадлежащем исполнении предусмотренных контрактом обязательств (исключение составляют просрочка исполнения обязательств, а также размер пени, начисляемой за каждый из дней просрочки обязательств)».

Давайте на примерах рассмотрим, каким образом определяется сумма неустойки и как в государственном контракте прописывать раздел, касающийся ответственности сторон сделки.

В Школе электронных торгов прошел вебинар про ответственность и штрафы по 44-ФЗ. Ведущая вебинара Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, напомнила про изменения в правилах начисления штрафов и пеней, рассказала про административную и уголовную ответственность в закупках.

В этой статье разобраны основные тезисы из этого вебинара, касающиеся расчета пеней и штрафов. Мы решили разобрать именно этот момент, поскольку основная масса нарушений со стороны участников контрактной системы связана с нарушением условий контрактных обязательств, за что грозят неустойки.

Статья обращена в первую очередь к заказчикам, но будет полезна и поставщикам, работающим по 44-ФЗ.

Пройдите обучение для заказчиков по 44-ФЗ на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками». Профпереподготовка, 256 ак.часов для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Ставка рефинансирования

Штрафные санкции (пеня, штрафы, неустойки), устанавливаемые в силу закона или в силу договорных условий, могут быть применены к любой из сторон договора в случае нарушения ею своих договорных обязательств.

Как правило, само условие применения штрафных санкций, а равно их размер, выражаемый в различном процентном соотношении к предмету договору, определяются условиями договора.

Ставка рефинансирования, устанавливаемая Центробанком РФ может лечь в основу расчетов штрафных санкций либо в обязательном порядке, либо в силу закона, либо по выбору контрагентов. Так, исходя из ставки рефинансирования, проводятся расчеты пени и неустойки:

  • По договорам долевого участия в силу прямого нормативного указания;
  • По договорам, в тексте которых стороны не нотифицировали размер штрафных санкций;
  • По договорам, стороны которого добровольно избрали ставку рефинансирования, как отправную точку расчетов штрафных санкций.

Следует понимать, что ставка рефинансирования — это часто изменяющаяся величина. При условии, что договорные правоотношения могут длиться несколько лет, вполне возможна ситуация, при которой ставка рефинансирования за время действия договора была изменена не один раз. Каждое изменение ставки влечет за собой изменения в расчетах. Алгоритмы калькулятора отслеживают изменения, вносимые Центробанком в величину ставки рефинансирования, а потому ошибок в расчетах не будет, при условии, что все остальные данные будут внесены пользователем в полном объеме и без ошибок.

Читайте также:  Багажник на крыше — могут ли оштрафовать за это

Как мы уже писали, закон определяет три вариации долей от — 1/300, 1/150 и 1/130.

У каждого из вариантов своя сфера применения. Так, 1/300 применима:

  • при расчете пени по обязательным платежам, просрочка по которым составляет не более 30 дней;
  • при расчете пени по просрочкам коммунальных платежей;
  • при расчете неустойки по договорам займа в случае, если контрагенты не обговорили ее размер в тексте договора;
  • при расчете неустойки в отношении контрагентов-юридических лиц в случае, если размер штрафных санкций не был определен договором;
  • при расчете неустоек и пени по ДДУ, при условии, что дольщик является физлицом.

1/150 применима:

  • при расчете штрафных санкций по положениям ст. 236 ТК РФ (задержка заработной платы и иных полагающихся работнику выплат);
  • при расчете штрафных санкций по ДДУ, в качестве дольщика по которому выступает юрлицо.

1/130 ставки рефинансирования применима в отношении всех договорных правоотношений, начиная с 91 дня начисления процентов за каждый день.

Последние изменения в законе 44-ФЗ касательно начисления неустойки

В 2019 году в сферу отношений в рамках 44-ФЗ был внесен ряд корректировок. С 14 августа 2019 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1011 от 02.08.2019, которое изменило положения ранее действовавшего Постановления № 1042 от 2017 года. Установлен новый порядок расчета неустойки по 44-ФЗ:

1. Отменяются правила определения неустойки, изложенные в Постановлении Правительства РФ № 1042. Новые положения приведены в п. 13, который был добавлен на основании Постановления Правительства РФ № 1011.

2. П. 4 изложен в новой редакции. Для закупок, в которых исполнителями являются субъекты СМП и СОНКО, установлен единый размер штрафов при нарушении условий контракта. А именно, как уже было сказано выше, неустойка равна 1 % от стоимости всей сделки либо отдельного этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Отражение в учете списания неустойки

При наличии оснований и документов, указанных в п. 5, 6 Правил № 783, заказчик в течение 10 дней со дня осуществления сверки расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленной и неуплаченной сумме неустоек оформляет решение об их списании (п. 8 Правил № 783).

К сведению: решение о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком в этих целях, и оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением) (п. 9 Правил № 783).

Порядок формирования комиссии, а также порядок и сроки принятия ею решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек определяются заказчиком исходя из особенностей его структуры, отраслевых и иных особенностей его деятельности и (или) выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий (п. 10 Правил № 783, Письмо Минфина России от 05.11.2020 № 24-03-08/96310).

Поставщик исполнил обязательства по контракту в полном объеме, но с просрочкой. Размер пени не превышает 5%. Можно ли списать эту неустойку, если к контракту заключалось дополнительное соглашение об увеличении объема поставок и цены контракта на 10%?

Базовым условием для списания неустойки является исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту в полном объеме. В рассматриваемом случае данное условие выполнено.

Исключением, когда неустойка не может быть списана, несмотря на исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту в полном объеме, является изменение в 2015, 2016 и 2020 гг. по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и/или цене контракта, и/или цене единицы товара, работы, услуги, и/или количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами (подп. «а» п. 2 Правил № 783).

Таким образом, если дополнительное соглашение такого рода заключалось в 2021 или 2022 гг., то это не препятствует списанию неустойки на общих основаниях.

Поставщик отказывается подписывать акт сверки, необходимый для списания неустойки в качестве документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней). Значит ли это, что теперь мы обязаны взыскать с него неустойку?

Действительно, из п. 7 Правил № 783 следует недопустимость списания неустойки, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил ее наличие. В ряде случаев на это указывают и суды.

Пример
Ответчик не подтвердил начисленную и удержанную сумму неустойки, а напротив, и в суде первой инстанции, и в суде апелляционной инстанции возражал относительно правомерности начисления неустойки, что в силу положений п. 7 Правил № 783 исключает основания для ее списания.
Постановление ФАС Поволжского округа от 29.08.2022 по делу № А55-24920/2021.

В то же время Верховный Суд РФ неоднократно указывал, что списание неустойки — это обязанность, а не право заказчика, и отсутствие акта сверки задолженности по уплате неустойки не может являться основанием для неисполнения данной обязанности.

Извлечение
Списание или предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика, в связи с чем суд обязан проверить соблюдение требований указанной нормы. Несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
п. 40 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017 г.

Чаще всего в судебной практике встречается именно этот подход.

Пример применения в 2022 году
Поскольку обязательства выполнены подрядчиком в предусмотренном контрактами объеме, заказчик принял работы без замечаний, неустойка за нарушение контрактов в 2021 году составляет менее 5% их цены, списание указанной неустойки является обязанностью заказчика (определение Верховного Суда РФ от 19.04.2022 № 302-ЭС21-25561).

Довод заказчика о невозможности списания им начисленной неустойки ввиду того, что подрядчик не признал наличие задолженности по ее уплате, отклоняется, поскольку наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек. Подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов.

Постановление Двадцатого ААС от 26.09.2022 по делу № А68-1573/2022 (суд сослался также на определения Верховного Суда РФ от 14.08.2017 № 303-ЭС17-1652, от 14.09.2017 № 307-ЭС17-9159, от 22.12.2017 № 302-ЭМ17-13455, от 18.07.2019 № 305-ЭС19-5287). См. также постановления ФАС Дальневосточного округа от 29.07.2022 по делу № А51-20223/2021, ФАС Московского округа от 14.06.2022 по делу № А41-47443/2021, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.09.2022 по делу № А53-2936/2022, ФАС Уральского округа от 02.08.2022 по делу № А76-50427/2020, ФАС Центрального округа от 18.03.2020 по делу № А83-16397/2018.

Суды сходятся в том, что п. 7 Правил № 783 направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами по указанному поводу, поэтому в случае необходимости полного списания неустойки данная норма не может служить поводом для отказа в таком списании (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.09.2022 по делу № А81-7238/2021).

Читайте также:  Страховые взносы ИП 2023. Шпаргалка по расчету, уплате страховых взносов

Рекомендуем заказчикам руководствоваться практикой, складывающейся в том судебном округе, где они работают. В то же время более безопасным представляется прочитывать п. 7 Правил № 783 буквально (т. е. считать, что в случае отказа поставщика от сверки размера начисленной неустойки оснований для ее списания не возникает). В этом случае никакой контрольный орган не упрекнет заказчика в списании неустойки в отсутствие надлежащих правовых оснований, а поставщик всегда сможет защитить свои интересы в суде.

Калькулятор Расчета Пени По Контракту По 44фз Калькулятор В 2020 Году

часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору). 500 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 1512,5 руб.
таким образом, методики расчета пеней для поставщиков и заказчиков стали аналогичными. пени, подлежащие к уплате поставщиком при несоблюдении им сроков поставки товаров или оказания услуг, определяются по следующей формуле: сумма пеней = 1/300 * размер ставки рефинансирования * размер невыполненных обязательств * количество дней просрочки при подсчете количества дней просрочки исполнения обязательств, день, прописанный в контракте, не учитывают.

Нормативные правовые акты

Для поиска необходимой информации о неустойках следует обращаться к следующим документам, предложенным законодательством:

  • В Гражданском Кодексе РФ: ст. 530, 533, 534, 384, 720, 783.
  • В 44-ФЗ: ст.34.
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042). Именно на этот документ опираются заказчики при начислении неустойки. Здесь отражены актуальные меры ответственности, связанные с исполнением контракта. Суды и контролирующие органы используют их в своей деятельности.

В Постановлении № 1042 сказано, что размер штрафа напрямую зависит от суммы контракта. Приведен порядок исчисления штрафов для представителей СМП и СОНКО. А также для штрафов, когда торг проводится на повышение (в этом случае закон — на защите заказчика). Стоит акцент на важном моменте: за каждое нарушение необходимо выставлять соответствующие неустойки.

В Постановлении можно найти термин «стоимостное обязательство». Что оно означает? Согласно ст.424 ГК РФ стоимостными называются обязательства по договору, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Таким образом, нестоимостными будут обязательства, которые выразить в денежном эквиваленте не представляется возможным.

14 августа 2019 г. начало действовать Постановление Правительства РФ № 1011 от 02.08.2019 г. Оно вносит изменения в Постановление № 1042. Что же поменялось в новом регламенте? Коррективы коснулись штрафов.

  1. Теперь штрафы, по аналогии с пеней, не рассчитываются по нормам Постановления РФ № 1042. Законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Это говорится в п.13, которого раньше не было в ПП РФ № 1042.
  2. Полностью изменился п.4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, проводимой только для представителей СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
  3. Правила исчисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения) стали более сложными. Теперь, если цена контракта менее НМЦК, то штраф составляет:

10% НМЦК, если цена контракта менее 3 млн. руб.;
5% НМЦК, если цена 3-50 млн. руб.;
1% НМЦК, если цена 50-100 млн. руб.

Если же сумма контракта выше НМЦК, то штраф:

10% цены контракта, если цена контракта менее 3 млн. руб.;
5% цены контракта, если цена 3-50 млн. руб.;
1% цены контракта, если цена 50-100 млн. руб.

Разница между первым и вторым случаями очевидна: в первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.

  1. Изменились указания относительно общей суммы неустойки. Ранее она не должна была превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов как для заказчика, так и для исполнителя, не должна превышать цены контракта.

Что же касается расчета пеней, то он, по сути, не поменялся. В Постановлении №1042 утратил силу пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Изменилось и название Постановления: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Таким образом, 14 августа ПП РФ № 1042 не регулирует правила начисления пени, а устанавливает порядок только для штрафов.

Расчет же пени не изменился – он указан в ч.5 и 7 ст.34 44-ФЗ.

Условия для списания неустойки

На первом этапе заказчик оценивает условия для освобождения поставщика от взыскания.

В Постановлении № 783 говорится, что списанию подлежат штрафы и пени по контрактам, которые исполнены в полном объеме, а также в следующих случаях (пп. «а» — «г» п.2 Постановления):

  • в 2015, 2016 и 2020 годах стороны изменяли сроки исполнения, стоимость, цену за единицу ТРУ, объемы поставок и количество работ, услуг;
  • в 2020 году поставщик не смог довести работы по контракту до конца, т.к. появились независящие от него причины – распространение ковида;
  • в 2021 году выполнение контракта прервалось по причине серьезного повышения расценок на строительные материалы, и поставщик смог выполнить только часть обязательств;
  • возникли обстоятельства, на которые стороны не были в силах повлиять – западные экономические санкции и политические ограничения, мобилизация.

О размере и порядке списания неустойки по 44-ФЗ говорится в п.3 Постановления № 783:

  • неустойка списывается в полном объеме, если она не более 5% от стоимости договора;
  • списывается ½ взыскания, если оно находится в диапазоне от 5 до 20% от стоимости договора (при этом оставшаяся половина должна быть погашена исполнителем);
  • сумма списывается полностью, если обязательства не выполнены из-за ковида (необходимо доказать прямое влияние пандемии на невозможность исполнения обязательств – Письмо Минфина № 24-03-08/67294 от 31 июля 2020);
  • сумма списывается полностью, если взыскание произошло по контракту, не доведенному до конца из-за западных санкций и ограничительных мер.
Читайте также:  Условия получения пособия по безработице через портал «Работа России»

Если заказчик намерен освободить поставщика от начисленных сумм, то у него должны быть для этого веские основания по Постановлению № 783.

Пошаговое руководство для заказчика

Пройдемся по этапам, как заказчику снять с поставщика взыскание:

  1. Собираем комиссию для рассмотрения условий и вынесения решения. Как будет проходить заседание и приниматься решение – определяют сами заказчики, т.к. в 44-ФЗ ничего на этот счет не говорится.
  2. Сверяем расчеты и фиксируем результаты в акте. Неустойка списывается на основании подтверждения поставщиком факта неуплаты (п.4, 7 Постановления № 783).
  3. Вынесите решение об освобождении контрагента от мер взыскания, если на это есть достаточные основания. Максимальный срок принятия решения – 10 дней после сопоставления расчетов сторон.
  4. Оформите решение в приказе или распоряжении. Обязательные пункты документа:
  • наименование, адрес, контакты организации, ИНН, КПП;
  • сведения о неустойке из реестра контрактов;
  • общепринятые реквизиты первичных учетных форм по ч.2 ст.9 402-ФЗ.
  • дата, когда было вынесено решение об освобождении поставщика от взыскания;
  • подписи ответственных лиц, вошедших в состав комиссии.
  1. Спишите неустойку, максимальный срок – 5 рабочих дней после вынесения решения.
  2. Поставьте в известность о принятом решении администратора доходов бюджета (если вы сами не являетесь администратором).
  3. Подготовьте уведомление о списании взыскания по форме из ПП № 783. Информацию для заполнения уведомления возьмите в реестре контрактов.
  4. Сообщите поставщику, что в отношении него неустойка больше не действует. Максимальный срок – 20 дней после вынесения решения.

Корректировка сумм пеней

Данные о совокупной налоговой обязанности формируются на ЕНС из множества источников, указанных в п. 5 ст. 11.3 НК РФ.

В их числе уточненные налоговые декларации, решения налогового органа, вынесенные по результатам мероприятий налогового контроля, судебные решения, сообщения налогового органа об исчисленных суммах налогов и т. д. Каждый подобный документ влияет на ранее сформированные данные о совокупной обязанности, она может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону. Например, если подать уточненную налоговую декларацию с суммой налога к увеличению, данные на ЕНС изменятся с даты ее представления; с суммой налога к уменьшению – по окончании камеральной проверки; доначисление налогов по результатам налоговой проверки отразится на ЕНС с даты вступления соответствующего решения в силу и т. д.

В случае увеличения совокупной обязанности начисление пеней на сумму недоимки отражается на ЕНС с даты учета увеличения совокупной обязанности.

Если же совокупная обязанность уменьшилась, пени корректируются в сторону уменьшения, причем так, что корректировка не может превышать сумму пеней, которая была ранее начислена за период с установленного срока уплаты уменьшаемой совокупной обязанности до даты учета соответствующего уменьшения совокупной обязанности на ЕНС.

Эти правила заложили в п. 6 ст. 75 НК РФ.

Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.

В договор необходимо вносить все случаи, по которым возможно наложение штрафа во избежание уклонения от ответственности со стороны исполнителя.

Для начала определим три важных параметра, которые следует учитывать, чтобы высчитать штрафные суммы:

  1. Общая стоимость товара или услуги.
  2. Время просрочки.Однако в этом пункте есть небольшой нюанс. Просрочка наступает на следующий день после оговоренной даты, когда должны были быть исполнены обязательства. Например, товар куплен 1 числа. Его вернули только 10-го. Следовательно, неустойка рассчитывается со 2 числа месяца по 10-тый.
  3. Процентная ставка.Она зависит от конкретной ситуации и типа отношений: несвоевременное предоставление заранее оплаченного заказа (в том числе предзаказ) – 0,5% за каждый день, несоблюдение сроков при поставке товара или услуги ненадлежащего качества — 1% за каждый день.

Из самых распространенных ситуаций можно отметить: устранение дефектов купленного товара, расход личных средств покупателя на устранение дефекта, предъявление требований на уменьшение цены за некачественный товар, просрочка доставки товара или услуги – 3% за каждый день (согласно 28 статье о Защите прав потребителей).

Рассмотрим типовой пример, который позволит наглядно рассчитать неустойку.

Гражданин заказал товара на 50 тыс. рублей. Он не был доставлен в срок, и только спустя 7 дней его получил покупатель. Стороны договорили, что в случае нарушений они вправе потребовать начисление пенни в размере 1% от стоимости.

По ставке рефинансирования

Обратимся к популярной теме кредитов, когда требуется самостоятельно рассчитать сумму штрафов. Общая формула будет выглядеть следующим образом:

(Количество просроченных дней * сумма договора * ставка рефинансирования)/360 дней

Обратим внимание на некоторые нюансы:

  • ставку рефинансирования следует сверять на конкретный день. Иногда она меняется. Причем, она подходит для большинства контрактов и договоров согласно 395 ГК РФ.
  • в случае штрафов по налогам и сборам используют коэффициент 1/300 от банковской ставки. Следовательно, формула будет выглядеть несколько иначе.
  • некоторые договоры подразумевают исполнение обязанностей, которые не попадают под понятие календарного года. Например, по документам исполнение обязанностей возможно на 330 дней. Следовательно, вместо базовых 360 дней подставляем низменный срок. Этот нюанс крайне важен при расчете неустойки.

Процент будет рассчитываться, исходя из ставки на момент наложения штрафных санкций. Если он возрастет в какой-то момент времени, то выплаты будут идти по старым расчетам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *