Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформляем приказ о приеме на работу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До оформления водителя на предприятие с соискателем проводится собеседование. От имени компании кадровый работник, руководитель предприятия или транспортной группы. По результатам собеседования соискателю предлагается работа или отказ в трудоустройстве. Информация опроса отражается в листе собеседования, хранящегося на предприятии в течение 5 лет. При необходимости устный опрос может сопровождаться письменным тестированием (п. 10 Приказа № 59).
Документальное оформление допуска
Автомобиль является источником повышенной опасности (ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ), поэтому допуск сотрудника к его управлению должен быть надлежащим образом оформлен. При крупном ДТП компетентные органы могут запросить у работодателя бумаги, оформленные для предоставления автомобиля сотруднику. Кроме этого, правильно составленные документы помогут взыскать с работника нанесенный транспортному средству ущерб.
Посмотрим, что работодателю необходимо подготовить.
1. Издать приказ о допуске к управлению автомобилем. Перечень сотрудников, имеющих допуск к управлению автомобилями компании, можно закрепить в приказе.
С таким приказом следует ознакомить работников, допущенных к управлению, под личную подпись (Пример 1).
Проведение собеседования с претендентом на должность водителя
С кандидатом на водительскую должность проводится собеседование. Минтранс обязал нанимателей его осуществлять.
По результатам собеседования оформляются итоговые листы. Компания должна сохранять их не менее 5 лет. По решению работодателя можно провести письменный тест.
Наниматель вправе потребовать от претендента заполнить анкету. В нее важно включить вопросы, ответы на которые позволят работодателю получить максимальную информацию о будущем работнике. Стандартного образца такого документа нет. Работникам организации необходимо разработать его самостоятельно, обязательно утвердить готовый бланк.
Типовая анкета состоит из нескольких блоков. Ниже приведены возможные их виды.
Пример блоков типовой анкеты для претендента на должность водителя автобуса:
Блоки | Что в них содержится |
1. | Персональные данные претендента |
2. | Информация о полученном образовании и удостоверении водителя |
3. | Наличие опыта работы водителем |
4. | Сведения о семье и детях |
5. | На какую зарплату рассчитывает кандидат |
6. | Что ожидает получить, кроме дохода |
Правила заполнения трудовой книжки в 2021 году
Правила устанавливают следующие обязанности работодателя:
- оформить электронную ТК при первом трудоустройстве (бумажные для поступающих на работу впервые больше не предусмотрены);
- вносить записи в строго установленный срок (5 дней), а при увольнении — в день увольнения;
- использовать точные формулировки из ТК РФ или федеральных законов со ссылкой на них, если делается запись в трудовой книжке о переводе на другую должность или другие записи;
- вносить сведения о поощрениях за заслуги в труде (госнаграды, звания, знаки, дипломы);
- вернуть книжку владельцу при увольнении в последний рабочий день, а если бланк пришел в негодность, выдать дубликат;
- заверить записи подписью ответственного лица, печатью организации (если есть);
- уведомить работника о необходимости забрать ТК, если по каким-то причинам работник не смог ее получить в день увольнения (в противном случае работодатель понесет ответственность за задержку выдачи);
- дополнить ТК вкладышем, если страницы закончатся;
- вести обязательный учет движения книжек и вкладышей.
Испытание водителя вместо стажировки
13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
В данном пункте есть несколько важных нововведений:
1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.
2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.
Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.
Нюансы заключения договора с различными категориями водителей
При приеме на работу водителя организация или индивидуальный предприниматель обязаны соблюдать требования главы 51 Трудового кодекса и иных нормативных актов. А частности законодательство обязывает работодателя предварительно проверить соответствие кандидата следующим основным требованиям:
- наличие водительского удостоверения с правом управления транспортным средством, на котором ему потребуется осуществлять рабочие функции (соответствие категории права управления транспортному средству);
- наличие требуемого для определенной категории стажа вождения. Его можно подтвердить записями в трудовой книжке, заверенными копиями трудовых договоров либо справками с прежних мест работы. Например, для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров в такси, устанавливаются требования по стажу не менее трех лет;
- отсутствие медицинских показаний, препятствующих управлению транспортным средством, что подтверждается соответствующей справкой медицинского учреждения;
- отсутствие наказаний, связанных с нарушением правил дорожного движения (лишение водительских прав, арест).
Оставить комментарий к документу
Считаете документ неправильным? Оставьте комментарий, и мы исправим недостатки. Без комментария оценка не будет учтена!
Спасибо, ваша оценка учтена. От вашей активности качество документов будет расти.
Здесь вы можете оставить комментарий к документу «Трудовой договор с водителем», а также задать вопросы
, связанные с ним. Если вы хотите оставить комментарий с оценкой , то вам необходимо оценить документ вверху страницы Ответ для |
Прием на работу водителя автобуса требования
- имеют непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» от одного года из последних трех календарных лет. Требования к водителю школьного автобуса: он должен ежегодно повышать свою квалификацию за счет работодателя;
- не совершали в течение последнего года административного правонарушения в области дорожного движения, за которое в качестве административного наказания предусматривается лишение права управления транспортным средством либо административный арест;
- прошли предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей;
- прошли предрейсовый медицинский осмотр;
- прошли медицинское освидетельствование до приема на работу. Если выявите признаки заболеваний – противопоказаний к управлению транспортом, то проведите повторное освидетельствование. Такое медицинское освидетельствование водители проходят за счет своих средств.
После полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, спокойно, не торопясь и не толкаясь, войти в салон, занять место для сидения. Первыми в салон автобуса входят самые старшие ученики. Они занимают места в дальней от водителя части салона.
Технические требования к автобусу для перевозки детей
Транспортное средство, запланированное для организованной перевозки несовершеннолетних с сопровождающими, должно удовлетворять следующим условиям:
- С года выпуска – не более 10 лет.
- Наличие знака «Перевозка детей», устанавливаемого на передней и задней частях машины.
- Наличие включенного проблескового маяка оранжевого или красного цвета. Это условие стало обязательным с 1.07.2018. Установка такого маяка не дает преференций перед другим транспортом, а только предупреждает всех водителей о факте перевозки детей.
- Соответствие назначения и конструкции ТС техническим требованиям к пассажироперевозкам.
- Машина должна быть допущена к движению по автодорогам.
- Наличие технического оснащения – тахографа, аппаратуры спутниковой связи ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
- Транспорт, который теоретически может развивать скорость более 60 км/час, должен быть оборудован ограничителем скорости.
- Наличие автоматической системы, оповещающей о том, что автомобиль начал движение назад.
- Наличие талона о прохождении технического осмотра.
Прием водителя автобуса на работу
Сотрудники, не достигшие 21 года, обязаны подтверждать состояние здоровья не реже 1 раза в год. Лица, работающие в условиях повышенной опасности, обязаны проходить психиатрическое освидетельствование не реже 1 раза в 5 лет. Справки о медицинском состояния здоровья должны быть предъявлены соискателем на должность в обязательном порядке. Прохождение медкомиссии платное, расходы покрывает физическое лицо самостоятельно.
- Данные о медицинском учреждении, выдавшей справку.
- Сведения о получателе справки – ФИО, даты, места рождения.
- Дату выдачи справки. Срок действия не указан в документе, действительном в течение года.
- Данные терапевта, оформляющего справку. Данные других медицинских работников, проводящих осмотр лица, отражаются только в медкарте.
- Суть медицинского заключения, наличие ограничений и дополнительных показаний для управления. Ограничение в отдельной категории означает полный запрет на управление ТС данного типа.
Труд водителей в 2021 году: что нужно знать о новых правилах приёма на работу
Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.
В самом верху должностной инструкции, справа, следует оставить место для резолюции руководителя организации. Форма для нее стандартна: здесь необходимо вписать его должность (генеральный директор, директор), наименование предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой и поставить дату утверждения. Затем посередине строки нужно написать название документа.
Принимая на работу водителя, обращайте внимание:
- на его возраст;
- соответствие квалификационным требованиям;
- отсутствие медицинских противопоказаний.
Внимание! Чтобы подтвердить отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья, кандидату на должность водителя нужно пройти медосмотр. О порядке прохождения медосмотров водителями читайте в «БАЛАНСЕ», 2020, № 46-47, с. 17). |
А здесь рассмотрим подробнее два первых критерия.
Режим работы (труда и отдыха) водителя: новые правила 2021
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.
Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.
Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.
С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:
- подготовительно-заключительное время;
- периоды прохождения медосмотров;
- простои не по вине работника;
- время ремонта автомобиля;
- иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.
Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:
- охраны груза;
- присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.
С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.
В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.
Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:
- для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
- для прочих водителей – не более 5 часов.
Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.
С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.
Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.
Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).
С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:
- возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
- допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.
Какими вопросами занимается
Перечень обязанностей, которые возлагает на лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств, каждый отдельный работодатель, содержится в должностной инструкции работника:
- выпускает транспортное средство в рейс, обеспечивает его безаварийную эксплуатацию, определяет неисправности по возвращении из рейса;
- контролирует правильную эксплуатацию автомобиля и его техническое состояние. В случае обнаружения неисправности устанавливает ее причины, принимает меры к их устранению;
- организует передачу автомобилей в ремонт и их возврат в работу;
- контролирует качество технического обслуживания ТС;
- после окончания работы контролирует постановку автомобиля на охраняемую стоянку;
- самостоятельно участвует в регулярном ТО;
- вносит предложения о наложении дисциплинарных взысканий на водителей и иных лиц, работающих с автомобилями организации;
- организует проведение ежедневного предрейсового и послерейсового технического осмотра автомобилей или сам участвует в нем;
- контролирует исправность спидометров и одометров, сохранность пломб;
- проверяет у водителей наличие всех необходимых для выхода в рейс документов.
Помимо работника, обязанного следить за техническим состоянием автомобилей в парке компании, в структуре организации присутствуют уполномоченный по вопросу обеспечения безопасного дорожного движения в организации-перевозчике и диспетчер.
Уполномоченный по обеспечению безопасного дорожного движения — это сотрудник, обязанный предпринимать меры к снижению количества нарушений ПДД сотрудниками организации. Он анализирует данные о случившихся по вине водителей компании нарушениях, общую дорожную обстановку в регионе и разрабатывает мероприятия по предотвращению последующих нарушений. Это более высококвалифицированный труд, чем работа механика, такие обязанности возлагаются, как правило, на лиц, возглавляющих гараж или транспортный цех.
Диспетчеры организуют ежедневную бесперебойную работу автопарка, следят за соблюдением графиков, оформляют дорожные документы, предпринимают меры по недопущению простоя техники.
Обязанности ответственного за безопасное дорожное движение, за техническое состояние и диспетчера иногда возлагаются на разных людей, но в небольших организациях со скромным автопарком их часто совмещает один и тот же сотрудник.
Если работодатель предпочитает разделять полномочия, на каждого сотрудника его обязанности возлагаются приказом:
- отдельным для каждого, например, издается отдельный приказ о назначении ответственного диспетчера автомобильного транспорта;
- единым документом, в котором отдельными пунктами прописываются обязанности, возлагаемые на каждого сотрудника.
Приказ Минтранса 264 от 29.07.2020 Комментарии
Порядок и правила составления трудового договора с водителем в зависимости от специфики работы может включать в себя различные положения. Одно остается неизменным — необходимость внесения в текст соглашения обязательных условий, предусмотренных законодательством. Данные пункты представляют собой следующую информацию:
- Сведения о нанимателе и сотруднике, подтверждаемые паспортными данными;
- Местонахождения компании, с которой заключается соглашение;
- Должность на которую претендует кандидат. В данным пункте также отмечаются его квалификация, профессиональные навыки;
- Права и обязанности каждого из участников договоренности;
- Обозначается число, с которого работник приступил к выполнению своих обязанностей;
- Вопросы оплаты служебной деятельность. Положение, касающееся денежных средств также должно давать подробную информацию о размере премий, гарантированных надбавках и прочих компенсациях, если такие предусмотрены условиями труда;
- График активности и промежутки отдыха. В зависимости от характера работы отмечается установленный работодателем режим;
- Условия осуществления работы. Если деятельность водителя будет связана с неблагоприятными факторами рабочей среды, то полагается отметить данный факт в документе;
- Также обязательным для включения считается пункт о страховании сотрудника.
Помимо обязательных положений могут быть включены дополнительные пункты. Поскольку профессия водителя связана с некоторыми особенностями, то рекомендуется оговаривать их в рабочем договоре. В таком случае, наниматель и подчиненных обезопасят себя от возможных проблем в будущем.
- Дата начала договора является обязательным реквизитом. Это дата, когда работник приступает к исполнению своих трудовых обязанностей у данного работодателя.
- Указываются реквизиты работодателя и гражданина, нанимаемого на работу в качестве водителя.
- Трудовая функция и место работы.
Ст. 57 ТК определяет общее требование ряда условий, которые необходимо отразить в стандартном трудовом договоре, распространенных на всех работников организации. Но для особых категорий, водителей, имеются условия, которые должны быть указаны, исходя из того, с чем связана работа водителя.
Помимо того, что мы называем:
- должность;
- структурное подразделение организации;
- указываем трудовую функцию;
- прописываем режим работы, если он отличается от общеустановленного внутри организации;
мы обязаны прописать особые условия в части непосредственного выполнения им должностных обязанностей. Это условия, определяющие характер работы.
По характеру работу в отношении водителя можно отнести (ст. 57 ТК):
- к обычной (без особенностей);
- разъездной;
- в пути.
На водителя могут быть возложены функции и обязанности исходя из специфики работы организации. Более подробней их следует перечислить в должностной инструкции, с которой в обязательном порядке ознакомить работника под роспись.
При разработке должностных инструкций для водителей, нанимаемых на работу к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским электротранспортом, следует учитывать также требования Приказа Минтранса от 28.09.2015 № 287. Этот документ регламентирует соответствие работника профессиональным и квалификационным требованиям. Документ действует с 14.06.2016 года.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Правила стажировки водителей при приеме на работу
13.
Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Существуют 3 причины направления водителя на стажировку:
- человек впервые устраивается на работу водителем;
- человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
- человек устраивается на работу и при этом переводится на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивается на работу водителем автобуса).
Примечание. Требование о прохождении стажировки распространяется на все категории транспортных средств, а не только на автобусы и грузовики.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
Таким образом, продолжительность стажировки водителя определяется руководителем организации. Приказ Минтранса не устанавливает минимальный порог.
Тем не менее это не означает, что стажировку можно вообще не проводить. Процедура должна быть проведена, однако ее длительность можно выбрать минимальной.
Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:
16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
- не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Требования к наставнику:
- За последний год он не был виновником ДТП;
- Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).
В данном случае возникает интересный вопрос. Что делать организации, в которой нет водителя, соответствующего приведенным требованиям? Еще более интересная ситуация – организация, где берут на работу первого водителя.
Однако решение довольно простое. Нужно взять на работу водителя, которому не требуется стажировка. Еще лучше взять на работу водителя, имеющего достаточный опыт работы, чтобы он смог выступить наставником для новых водителей.
20. Стажировка водителей включает инструктаж и практику.