Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за незаконную наружную рекламу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если ваша вывеска, расположенная при входе в магазин или организацию сферы услуг, содержит только наименование, режим работы и адрес, то рекламой она не является, и согласовывать ее размещение нет необходимости. Не требует согласования и мобильная вывеска, в виде переносного штендера, который каждое утро выносят на улицу, а вечером заносят обратно. Размещение вывесок происходит на основании статьи 9 закона «О защите прав потребителей».
Разрешение на размещение рекламы
Рекламные конструкции могут размещаться на зданиях или земельных участках только на основании договора с владельцем этой недвижимости. Договор на размещение наружной рекламы заключается на срок от 5 до 10 лет (в зависимости от сроков, установленных субъектами РФ).
Если эта недвижимость находится в государственной или муниципальной собственности, то право размещения рекламной конструкции надо получать через конкурс или аукцион. Непросто получить разрешение и на установку рекламы на здании жилого многоквартирного дома. Необходимо будет провести общее собрание собственников жилья, в повестке дня которого должны стоять следующие вопросы:
- возможность размещения рекламы на крыше или стене здания;
- выбор лица, который от имени жильцов будет заключать договор с рекламодателем;
- условия, в том числе условия оплаты, на которых жильцы дома соглашаются разместить рекламу.
По каждому из этих вопросов должно быть принято решение не менее чем 2/3 от общего количества голосов собственников жилья.
Для получения разрешения на размещение наружной рекламы нужно обратиться с заявлением в органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 19 закона «О рекламе», к заявлению надо приложить письменное согласие собственника на размещение рекламной конструкции или протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Если же собственником является сам заявитель, такого согласия, естественно, не требуется.
Дополнительно прикладывают документы о внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции. Закон о рекламе не дает точного перечня таких документов, поэтому ими могут быть:
- эскизный проект рекламной конструкции с указанием используемых материалов, размеров и способа крепления;
- компьютерный монтаж с изображением рекламной конструкции на объекте недвижимости;
- план-схема территории (или распечатка компьютерной карты) с указанием места расположения наружной рекламы.
Рекламные конструкции размещаются на территории муниципальных районов или городских округов на основании специальной схемы, которая согласовывается с главным архитектором и комитетом благоустройства города. Хотя в законе говорится о том, что местная администрация самостоятельно согласовывает выдачу разрешения с этими службами, но заявитель тоже вправе обратиться к ним за согласованием.
Итого, для размещения наружной рекламы необходимо:
- Получить письменное согласие собственника о размещении рекламной конструкции на принадлежащей ему недвижимости.
- Обратиться в органы местного самоуправления с заявлением на получение разрешения.
- Согласовать размещение рекламы с архитектурной службой и комитетом благоустройства города (самостоятельно или через местную администрацию).
- Заключить договор с собственником недвижимости, на которой будет размещать реклама.
- Оплатить госпошлину за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции 5000 рублей (ст. 333.33 (105) НК РФ).
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе
За соблюдением законодательства о рекламе следят федеральная антимонопольная служба (ФАС) и органы местного самоуправления, причем, ФАС может аннулировать разрешение, уже выданное местной администрацией.
При выявлении рекламной конструкции, размещенной с нарушениями, эти госорганы направляют рекламодателю предписание о ее демонтаже. Если лицо, установившее незаконную рекламу, не выявлено, то предписание получает собственник недвижимости, на которой размещена эта реклама. В месячный срок после получения предписания наружная реклама должна быть демонтирована. Обжаловать в суде решение о выдаче предписания можно только в течение трех месяцев.
Установка рекламной конструкции без разрешения или ее эксплуатация с нарушением требований технического регламента влечет наложение штрафа по статье 14.37 КоАП:
- на обычных физических лиц — от 1 до 1,5 тысяч рублей;
- на руководителей организаций и ИП — от 3 до 5 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 млн рублей.
Как видите, штрафы такого размера для организации могут оказаться разорительными уже на старте бизнеса. Не рискуйте и при любом сомнении в том, является ли ваша вывеска рекламной конструкцией, обращайтесь за разъяснениями в местную администрацию.
Какой штраф за недостоверную и недобросовестную рекламу
В соответствии с законодательством реклама может быть признана недостоверной и недобросовестной только при соответствии определенным критериям.
Характеристики |
Недобросовестная реклама (ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе) |
Недостоверная реклама (ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе) |
Критерии определения |
· Содержит некорректное сравнение, продукцией, услугами конкурентов; · Порочит честь и достоинство конкурирующей компании; · Рекламирует товар, запрещенный к публичной рекламе путем распространения информации о схожем товаре, продавце подобного товара; · Дискредитирует конкурента, вводит аудиторию в заблуждение. |
Содержит сведения, не соответствующие реальному положению дел в отношении: · Преимуществ продвигаемого товара, продукта, услуги; · Характеристик товара; · Цене товара и порядке его оплаты; · Условий гарантии; · Фактическом спросе на товар; · Объемах спроса и продажи товара. |
Размер штрафа (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ) |
· Для юрлиц от 100 000 до 500 000 руб.; Для ИП от 4 000 до 20 000 руб. |
· Для юрлиц от 100 000 до 500 000 руб.; Для ИП от 4 000 до 20 000 руб. |
Оспаривание административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ
Статья 14.37 КоАП РФ предусматривает ответственность за установку и (или эксплуатацию РК без соответствующего разрешения, а также за установку и (или) эксплуатацию с нарушением технического регламента.
По указанной статье субъектом правонарушения является собственник или владелец РК.
Следовательно, если к ответственности привлекается рекламодатель, не являющийся ни собственником, ни владельцем РК, привлечение его к административной ответственности является неправомерным.
При привлечении к указанной административной ответственности на основании решения суда, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе обжаловать такое решение в установленном процессуальным законодательством порядке, путем подачи апелляционной жалобы.
В процессе рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности необходимо доказать событие правонарушения.
По одному из судебных дел суд отказал в привлечении к административной ответственности, поскольку не были представлены доказательства того, что РК была установлена с нарушением требований технического регламента.
По другому делу вышестоящий суд отказал в привлечении к ответственности юридического лица, указав, что оно является рекламодателем, а не владельцем соответствующей РК.
Надзорные органы могут решить, что размещенная вывеска является рекламой, а на самом деле это не так, поскольку цель данной вывески информирование населения о месте нахождении организации. НО! в подобных ситуациях все обстоятельства подлежат тщательному изучению и исследованию, так как в одних случаях вывеска не будет рекламой, а в других – будет квалифицироваться как реклама.
Незаконная реклама в подъездах жилого дома
Очень часто, особенно в последнее время, объекты рекламы наружного характера можно увидеть в самых неожиданных и вовсе не предназначенных для этого местах. К примеру, многие жильцы начинают жаловаться на то, что реклама начала появляться даже на первых этажах или возле подъездов. Здесь важно узнать, куда жаловаться на незаконную рекламу.
Также многие начинают жаловаться на то, что табло с рекламой по вечерам начинает очень сильно мешать нормальной жизни и обыкновенным домашним делам. И таких жалоб в вечернее время становится с каждым днем все больше. Но проблема в том, что люди далеко не всегда знают, куда жаловаться на незаконную рекламу и как нужно жаловаться, чтобы эта жалоба смогла продвинуться дальше вплоть до удаления рекламы.
Чтобы вы стали их клиентом, очевидно же. И чтобы не ушли к конкурентам. Ваши похороны это их забота.
И совсем неважно, что вы их об этом не просили. Они действуют довольно напористо и нагло.
Их задача в том, чтобы продавать вам как можно больший набор услуг. И товаров. Они с радостью продадут вам посмертный макияж.
Конечно, они знают где найти хорошее место на кладбище. Плюс к тому, у них найдутся гробы на любой вкус, венки и фирма памятников. Которая сделает вам скидку. Но только если вы будете работать именно с этой конторой.
Купи 1 гроб, и получи еще 1 в подарок. Зачем второй гроб? Пригодится. Вещь в хозяйстве нужная.
Как бы цинично это ни звучало. Но таково положение дел. Ваше горе это чьи-то деньги.
Также может размещаться и незаконная реклама, в таком случае жильцы могут требовать чтобы установки были демонтированы. Кстати, прибыль, полученная с аренды места для рекламы, должна направляться на благоустройство дома или же на уменьшение кварплаты, об этом говорится в Законе.
Практика показывает, что на самом деле все происходит не так, как должно, выручка с аренды попадает управляющей организации.
ВНИМАНИЕ! В нашей стране многие лифты похожи на места для сбора спама. В целом же мир уже нашел применение данной рекламной площадке и использует ее креативно.
В качестве места для размещения объявлений, листовок активно используется лифт. Но некоторые смотрят на это, как будто все идет так, как должно быть. Проблема кроется в том, что многие не считают лифт своей собственностью.
Но вообще разрешение на установку рекламной конструкции и ее использование должно оформляться в связи с заявлением, к которому должно прилагаться согласие собственника. То есть организация, которая будет заниматься размещением рекламы, должна иметь разрешение.
Расклейка объявлений: закон и законность размещения
Расклейка объявлений закон и законность размещения волнует многих, как рекламодателей так и промоутеров. Ведь сегодня, одним из наиболее популярных способов распространения информации о товарах и услугах является такой вид рекламы, как раздача листовок. Метод часто используют для того, чтобы завлечь покупателя в магазин, либо сообщить ему о появлении нового товара на рынке. Его преимущества заключаются в низкой стоимости производства или покупки листовок, при высокой эффективности самой акции. Процесс раздачи листовок достаточно прост и не подразумевает владения особыми навыками. Главное в данном процессе строго придерживаться норм действующего законодательства, и тогда никаких проблем с распространением рекламы не возникнет.
Согласно действующему законодательству РФ, раздача листовок на улицах не запрещена. При этом распространение рекламы в неположенных местах, как и расклейка СПб , может стать причиной штрафа.
Взыскание за объявления на столбах и асфальте
На данный момент ФЗ № 38 от 2006 года 13 марта не предусматривает каких-либо требований к расположению рекламы на дороге или асфальте. Ответственность за подобное деяние также пока не предусмотрена, однако данный пробел в законодательстве в скором времени может быть исправлен на региональном уровне.
Что касается рекламных объявлений на столбах, правонарушитель привлекается к ответственности в двух случаях:
- если реклама была расположена на дорожном знаке, его опоре либо другой аналогичной конструкции, используемой для регулирования транспортного движения;
- если объявление, расклеенное на каком-либо ином столбе, относится к определению «рекламная конструкция», что подразумевает незаконное рекламирование без определённого разрешения.
В последнем случае сумма штрафного взыскания для правонарушителя установлена статьёй 14.37 КоАП РФ. Иными словами, ответственность в этой ситуации наступает та же, что и за установку или использование наружных рекламных конструкций без получения разрешения.
В первом случае штраф за размещение рекламы на дорожном знаке (а также напоминающем подобный знак) назначается в следующих размерах, согласно 1 части 14.38 статьи КоАП РФ:
- для граждан от двух до двух с половиной тысяч рублей;
- для компаний от ста до двухсот тысяч рублей;
- для предпринимателей и должностных лиц от десяти до пятнадцати тысяч рублей.
Советуем статью: Штраф за разведение костра.
Жаловаться на незаконную, недобросовестную или иным образом нарушающую права граждан и иных лиц рекламу можно в:
- саморегулируемую организацию (СРО) в сфере рекламы, осуществляющую деятельность на основании 315-ФЗ от 1 дек. 2007 года “О саморегулируемых…”;
- непосредственно в орган, осуществляющий государственный надзор в сфере рекламы, то есть в ФАС и ее региональные подразделения.
Также жалобу можно направить и в иные инстанции, занимающиеся рассмотрением подобных дел:
- Роспотребнадзор;
- ФСКН (в случае, если обнаружена реклама наркотических средств);
- территориальное подразделение МВД.
При незаконной расклейке объявлений в лифтах или на стенах подъездов многоквартирных домов рекомендуется направлять жалобу участковому или в управляющую компанию.
Комментарий к статье 14.37. КоАП РФ:
1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на правила установки рекламной конструкции, регламентированные Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп.). Эти правила предусматривают получение разрешения на установку рекламной конструкции (ч. ч. 9 — 24 ст. 19), а также необходимость соблюдения требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению (ч. 4 ст. 19).
При этом к рекламной конструкции, установка которой должна соответствовать указанным требованиям, относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, используемые для распространения наружной рекламы, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»).
2. Объективная сторона состава административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в комментируемой статье, состоит в установке рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку, которое уполномочен выдавать орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа либо орган внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на подведомственной территории которого предполагается осуществить установку рекламной конструкции, если в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не установлен порядок, согласно которому указанные полномочия осуществляются органами государственной власти этих субъектов РФ.
Разрешение выдается по заявлению собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
Разрешение на установку рекламной конструкции выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы в соответствии с ч. ч. 5.3 и 5.4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» (ч. 9.1 ст. 19).
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа либо органа внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или уполномоченного органа государственной власти указанных субъектов РФ, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). Одновременно с этим лица, виновные в установке рекламной конструкции без разрешения, привлекаются к административной ответственности по настоящей статье.
Получение разрешений не требуется на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики (ч. 23 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). В случае установки рекламы на них без разрешения административная ответственность по комментируемой статье не применяется.
Объективная сторона административного правонарушения по комментируемой статье состоит также в нарушении требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению (ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе») при установке рекламной конструкции.
Основанием для однократного применения административной ответственности по данной статье является либо установка рекламной конструкции без разрешения, либо установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению, либо оба указанных нарушения одновременно.
Административная ответственность по комментируемой статье не применяется в случаях установки в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов, установки рекламных конструкций в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги. Административная ответственность за эти административные правонарушения наступает в соответствии с ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ, на что особо указывается в диспозиции настоящей статьи.
3. Субъектами указанных в комментируемой статье административных право нарушениях являются физические лица, юридические лица и должностные лица, а именно: рекламораспространители — владельцы рекламных конструкций, их законные, уполномоченные представители или работники.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) определяется в указанной норме как собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
4. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
5. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями, в частности, при совершении их юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — судьями арбитражных судов (ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Если реклама, размещенная в Интернете, не соответствует нормам действующего законодательства, следует зафиксировать данный факт и обратиться с жалобой в надзорный орган. Независимо от того, где рекламировался товар/услуга (в социальной сети, на сайте, на странице поиска и т. д.), при составлении документа важно указать информацию, по которой будет идентифицирован заказчик кампании. Для этой цели можно использовать:
- почтовый или электронный адрес, указанный в объявлении;
- контактный номер телефона для подачи заявки на покупку товара или услуги;
- название социальной группы, где размещена незаконная реклама;
- адрес сайта в Интернете;
- название компании, которая рекламирует свои услуги или товары без соблюдения девствующих правовых норм;
- банковские реквизиты для перечисления средств и т. д.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе
За соблюдением законодательства о рекламе следят федеральная антимонопольная служба (ФАС) и органы местного самоуправления, причем, ФАС может аннулировать разрешение, уже выданное местной администрацией.
При выявлении рекламной конструкции, размещенной с нарушениями, эти госорганы направляют рекламодателю предписание о ее демонтаже. Если лицо, установившее незаконную рекламу, не выявлено, то предписание получает собственник недвижимости, на которой размещена эта реклама. В месячный срок после получения предписания наружная реклама должна быть демонтирована. Обжаловать в суде решение о выдаче предписания можно только в течение трех месяцев.
Установка рекламной конструкции без разрешения или ее эксплуатация с нарушением требований технического регламента влечет наложение штрафа по статье 14.37 КоАП:
- на обычных физических лиц — от 1 до 1,5 тысяч рублей;
- на руководителей организаций и ИП — от 3 до 5 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 млн рублей.
Как видите, штрафы такого размера для организации могут оказаться разорительными уже на старте бизнеса. Не рискуйте и при любом сомнении в том, является ли ваша вывеска рекламной конструкцией, обращайтесь за разъяснениями в местную администрацию.