Статья 216 ТК РФ. Права работника в области охраны труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 216 ТК РФ. Права работника в области охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Реализация конституционного права на труд в условиях, отвечающих правилам безопасности и гигиены, заключается в том, что, конкретизируя данное право в ст. 219 ТК, государство одновременно определяет его гарантии и возлагает на работодателя в соответствии со ст. 212 ТК обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает согласно ст. 419 ТК необходимость государственного контроля (надзора) за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к ст. 216 TК РФ

1. Ведущую роль в государственном управлении охраной труда осуществляет Правительство РФ (см. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712) как непосредственно, так и через соответствующие федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами охраны труда в пределах имеющихся у них полномочий.

2. Федеральным органом исполнительной власти, который по поручению Правительства РФ ведает вопросами условий и охраны труда, управляя охраной труда, является Минздравсоцразвития России (см. комментарий к ст. 144 ТК).

3. Государственное управление охраной труда на территории субъектов РФ могут осуществлять в пределах своих полномочий органы исполнительной власти субъектов РФ (см. комментарий к ст. 6 ТК).

4. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда на территории соответствующих муниципальных образований могут осуществлять в установленном порядке и органы местного самоуправления (см. комментарий к ст. 5 ТК).

Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст.7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены и обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

Правовая система обеспечения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности в нашей стране получила закрепление в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст.17, 20, 21, 23, 24, 26, 27) от 22 июля 1993 г.201, ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»202, разделе X (гл.33–36) Трудового кодекса РФ, а также в подзаконных нормативных актах, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, и в иных нормативно-правовых актах. В важнейшем комплексном нормативно-правовом акте, каким являются Основы, и Трудовом кодексе РФ определены основные направления государственной политики в области охраны труда, конкретизированы права работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и закреплены гарантии этих прав, предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда и т.д.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Ответственность за нарушение требований охраны труда

В ст.7 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Одной из гарантий реализации права работников на здоровье и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относятся Федеральная инспекция труда, Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госнадзор за ядерной и радиационной безопасностью.

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (в том числе и об охране труда), действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995 г., с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.

Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде в подчиненных им организациях, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст.353 ТК РФ).

Профессиональные союзы и состоящие в их ведении правовые и технические инспекции труда имеют право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и по вопросам охраны труда (ст.370 ТК РФ и ст.20 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.).

Различие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями – правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т.д. Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности. Они могут добиться этого только путем обращения в соответствующие компетентные государственные органы.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации. Основные задачи, функции, полномочия Федеральной инспекции труда определяются Положением о ней, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78.

Федеральную инспекцию труда возглавляет главный государственный инспектор Российской Федерации, полномочия которого закрепляются названным Положением. Главный государственный инспектор назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ.

Главному государственному инспектору труда Российской Федерации предоставлено право назначать и освобождать от должности руководителей территориальных инспекций труда – главных государственных инспекторов труда.

Читайте также:  II. Оклады денежного содержания

Требования охраны труда к организации рабочих мест

  1. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений Аттестующей организацией. Измерения и оценки оформляются протоколом. Протоколы измерений и оценок оформляются по каждому фактору, подлежащему оценке.
  2. Объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются: производственное оборудование; приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов; соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда
  3. Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом оценки травмоопасности рабочего места.

Рабочее место: каким оно должно быть?

Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Все граждане РФ имеют право заниматься трудовой деятельностью, что подразумевает под собой право на охрану труда. Говоря об этом, следует подчеркнуть важность данной системы, ведь она является не только составляющей трудового законодательства, но и четкой гарантией по обеспечению безопасных условий труда для работников. Понятие охраны труда включает в себя помимо правовых и социально-экономических мероприятий, еще и санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия и средства.

Таким образом работник имеет право на:

  • место для выполнения рабочих обязанностей, которое соответствует требованиям охраны труда;
  • подлинную информацию, касательно рабочих условий;
  • прекращение работы, если при ее выполнении возникает опасность для жизни или здоровья, до момента устранения опасной ситуации;
  • требование по осуществлению проверки условий и охраны труда на рабочем месте органами, в компетенцию которых входит исполнение федерального государственного надзора и профсоюзного контроля, а также органами, которые выполняют государственную экспертизу условий труда;
  • беспрепятственное обращение, по всем вопросам относительно охраны труда в соответствующие органы, а также в органы государственной власти, местного самоуправления и непосредственно к работодателю;
  • получение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • непосредственное участие в разбирательствах, связанных с предоставлением безопасных условий труда на рабочем месте, а также в происшедшем несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании;
  • прохождение медицинского осмотра в соответствии с полученными рекомендациями и с сохранением за сотрудником места работы, а также среднего заработка;
  • получение компенсаций, которые установлены коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами или трудовым договором, при осуществлении трудовой деятельности на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
Замечание 1

Суммы выплат и условия их получения рассчитываются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения российской трехсторонней компании. Но, что касается дополнительных компенсаций или их повышения, то они могут быть установлены коллективным договором или локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

  • предоставление средств защиты, как индивидуальной так и коллективной, за счет работодателя;
  • обучение техники безопасности, а также обучение безопасным методам труда за счет работодателя;
  • профессиональную переподготовку за счет работодателя, если его рабочее место было ликвидировано по причине нарушения требований охраны труда.

Все вышеперечисленные права возлагают на работодателя ответственность за сохранность жизни и здоровья работника, что предполагает под собой обеспечение оптимальных условий и охрану трудовой деятельности последнего, в соответствии с требованиями охраны труда. Гарантии соблюдения прав работников в этом случае подкреплены юридически и защищаются трудовым законодательством РФ.

Иные условия и гарантии по обеспечению охраны труда

Федеральный закон наряду с другими нормативно-правовыми актами как субъектов РФ, так и органов местного самоуправления устанавливает порядок финансирования мероприятий по повышению качества условий и охраны труда. Такого рода финансирование может производиться благодаря средствам всех бюджетов и внебюджетных источников. В этом случае источником дохода могут также выступать и добровольные взносы организаций и физических лиц, сам работник не несет затрат на финансирование таких мероприятий.

Замечание 4

Что касается финансирования со стороны работодателей, то они производят выплату в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции. Исключение составляют только государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

В случае неисполнения норм, которых требует законодательство и государственный надзор, на организации накладывается штраф, который в дальнейшем поступает в специальный фонд по охране труда. Такие фонды формируются на региональном и федеральном уровне в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Существуют и дополнительные гарантии в отношении охраны труда, которые распространяются на отдельный класс работников.

В этом случае работодатель должен придерживаться установленных ограничений на привлечение таких работников к выполнению тяжелых работ, работ связанных с вредным и опасным производством, относительно сверхурочных или ночных смен.

При необходимости работодатель должен перевести нуждающихся сотрудников по состоянию здоровья на более легкие условия труда либо на другую работу, на основании медицинского заключения и с соответствующей оплатой. Необходимо обеспечить таких сотрудников перерывами для отдыха, не уменьшая при этом рабочее время. Работодатель обязан создать оптимальные условия труда и для граждан с ограниченными возможностями, которые будут соответствовать индивидуальной программе реабилитации.

Рабочее место не соответствует требованиям охраны труда

В соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Как установлено пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Далее в пункте 2 вышеназванной статьи Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест.

Читайте также:  Нужно ли согласие всех собственников для прописки?

В настоящее время действует СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы», утвержденный Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 №21, в котором установлены допустимые условия микроклимата на рабочем месте.
В силу абзаца 15 пункта 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда ведет прием и

рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Аналогичное правило содержится в пункте 9.10 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.07.2009 №378н «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости»

Таким образом, работнику, права которого нарушены, необходимо обратиться с заявлением (жалобой) в Государственную инспекцию труда, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого он работает, с требованием провести проверку о соблюдении работодателем норм об охране труда. К заявлению могут быть приложены материалы фото-, или видеосъемки рабочего места.

Как установлено абзацем 2 пункта 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответственно, государственная инспекция труда будет обязана провести проверку по заявлению о соблюдении работодателем требований об охране труда».

Обеспечение прав работников на охрану труда

В cт. 219 TK РФ закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены. Данное право состоит из совокупности перечисленных в названной статье прав, которым корреспондируют обязанности полномочных представителей работодателя и государства.

Работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Реализацию данного права должны обеспечить работодатель, а также органы государственного надзора за соблюдением правил охраны труда. За невыполнение данной обязанности представители работодателя могут быть привлечены к установленным законодательством мерам ответственности.

Работник может отказаться от выполнения трудовой функции, если условия труда на его рабочем месте не соответствуют требованиям охраны труда, что создает угрозу для его жизни и здоровья. Данный отказ является самозащитой трудовых прав, поэтому у работодателя возникает обязанность по сохранению за работником среднего заработка за весь период до устранения нарушений требований охраны труда на рабочем месте.

Работник имеет право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями.

Данному праву корреспондирует обязанность работодателя по страхованию работника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, органа Фонда социального страхования РФ – по обеспечению работника страхованием этого вида. Невыполнение обязанностей по страхованию работников работодателем, органом Фонда социального страхования РФ не может служить законным основанием для лишения работника права на указанное страхование.

В подобной ситуации работодатель, орган Фонда социального страхования РФ обязаны выполнить законодательство о страховании работника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При выполнении указанных обязательств орган Фонда социального страхования РФ может предъявить соответствующие требования к работодателю, уклонившемуся от страхования работников.

В частности, работодатель обязан выплатить страховые взносы за весь период работы работника, а также установленные законодательством штрафные санкции.

Работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на его рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Соответственно у полномочных представителей работодателя, органов государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда, общественных организаций возникает обязанность по сообщению работнику имеющейся информации об условиях труда на его рабочем месте. В случае отказа от ее предоставления работник может потребовать от указанных лиц и органов получения достоверной информации об условиях труда на своем рабочем месте в судебном порядке.

При рассмотрении подобных заявлений может быть проведена экспертиза условий труда на рабочем месте работника. Оплатить расходы по ее проведению обязан работодатель, который должен предоставить работнику достоверную информацию об условиях его труда.

Работник имеет право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Данный отказ является законным до устранения опасности жизни и здоровью работника на его рабочем месте, что подтверждается предоставлением ему достоверной информации об этом, в том числе данных об экспертизе условий труда на рабочем месте.

Работник не может отказаться от выполнения работ, создающих угрозу жизни и здоровью, если их выполнение входит в его трудовые обязанности. Причем обязанность по выполнению этих работ должна быть включена в трудовой договор на основании федерального закона.

Работник вправе получить за счет средств работодателя обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с действующим законодательством.

Невыполнение этой обязанности работодателем позволяет работнику отказаться от выполнения трудовой функции, а также потребовать от государственных органов устранения допущенного работодателем нарушения.

Работник имеет право на обучение за счет средств работодателя безопасным методам и приемам труда. Невыполнение работодателем обязанности по реализации данного права работника является основанием для устранения нарушения государственными органами по контролю за соблюдением законодательства об охране труда, а также для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности.

Если отсутствие навыков по ведению работ создает угрозу жизни и здоровью работника, он вправе отказаться от их выполнения впредь до получения необходимых знаний, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья. В подобной ситуации у работодателя возникает обязанность по сохранению за работником среднего заработка на весь период обучения безопасным методам и приемам ведения работ.

Работник имеет право на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя при ликвидации его рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда. Работник может пройти переобучение при ликвидации его рабочего места по причине нарушения требований охраны труда за свой счет, а затем потребовать указанные средства от работодателя.

Данное право работник может реализовать и путем обращения в суд с иском к работодателю об оплате обучения в конкретном учебном заведении. Удовлетворение этих требований соответствует ст. 219 ТК РФ.

Работник вправе обратиться с запросом о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также в органы, имеющие полномочия по проведению государственной экспертизы условий труда, и в органы профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.

Перечисленные органы на основании запроса работника обязаны провести проверку условий труда на его рабочем месте. При обнаружении нарушений правил охраны труда со стороны работодателя они могут потребовать от него их устранения. В случае возникновения спора заключение указанных органов должно быть рассмотрено в качестве одного из доказательств по вопросу соблюдения или нарушения работодателем правил охраны труда.

Обнаружение указанных нарушений позволяет названным органам потребовать от работодателя возмещения понесенных в связи с проведением проверки рабочего места расходов.

Читайте также:  Сколько дней можно ездить без страховки по договору купли-продажи в 2022 году

Работник имеет право обратиться в федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы по вопросам охраны труда. Данному праву корреспондирует обязанность перечисленных органов и объединений рассмотреть обращение работника в соответствии с действующим законодательством.

Невыполнение ими этой обязанности позволяет работнику требовать восстановления нарушенного права в судебном порядке. В частности, работник может обратиться с жалобой на федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления на нарушение его права на своевременное и квалифицированное рассмотрение поступивших в эти органы обращений. Удовлетворение жалобы работника позволяет ему в исковом порядке потребовать от перечисленных органов компенсации причиненного морального вреда.

Работник вправе обратиться с иском к работодателю, объединению работодателей, профессиональному союзу об обязании рассмотреть поступившее к ним обращение с соблюдением требований законодательства, а также о компенсации морального вреда, причиненного в связи с нарушениями, допущенными при рассмотрении его обращения.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Это равенство не зависит от пола. В нашей стране более половины общего количества работающих составляют женщины.

Действующее трудовое законодательство России закрепляет равенство мужчины и женщины в трудовых отношениях: при приеме на работу, установлении размера оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха и т. д. Вместе с тем, учитывая особенности женского организма, трудовое законодательство предусматривает ряд льгот для работающих женщин, повышенную охрану их труда. Трудовой кодекс РФ предусматривает специальные гарантии для женщин в связи с беременностью.

Так, применение труда женщин ограничивается на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда для женщин, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм и видов собственности, постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. утверждены новые нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

Особое внимание Законодатель уделяет беременным женщинам и женщинам, имеющим ребенка до 3-х лет. Так, запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин (ст. 253, 259,261 ТК РФ).

Установленные для женщин дополнительные льготы по охране труда подлежат предоставлению независимо от того, на основе какой формы собственности используется их труд – частной, государственной, муниципальной или собственности общественных объединений и организаций.

Расторжение трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя не допускается. Также не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матерей.

Дополнительные льготы в целях повышения охраны труда несовершеннолетних устанавливаются как законодательством (глава 42 ТК РФ), так и в процессе заключения коллективных договоров (соглашений). Работодатель обязан знать, что на отдельных работах применение труда лиц до восемнадцати лет запрещено.

Так, постановлением № 163 от 25 февраля 2000 г. Правительством РФ утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Перечень профессии и работ, на которых недопустим труд несовершеннолетних, составлен по отраслям экономики. Например, второй раздел Перечня: горные работы, строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения. Для несовершеннолетних запрещены подземные работы, выполняемые рабочими всех профессии. На иных работах этой отрасли предусмотрен перечень работ по профессиям, на которые не допускается труд лиц, не достигших 18 лет.

Применение труда лиц моложе 18 лет на работах, включенных в Перечень, запрещается во всех организациях независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы собственности.

Помимо работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работам, выполняемым вахтовым методом, по совместительству, связанным с игорным бизнесом и работой в ночных клубах, с производством, хранением и торговлей спиртными напитками.

Запрещается заключение письменного договора о полной материальной ответственности с несовершеннолетними, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.

Предельно допустимые нагрузки на лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены Постановлением Минтруда РФ от 7 апреля 1999 года.

Запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, и выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (ст.268 ТК РФ).

Для повышения стабильности трудовых отношений работников до восемнадцати лет предусмотрено, что расторжение трудового договора работником моложе 18 лет по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка увольнения допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труд и инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комплексная оценка условий труда на рабочих местах работников

В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011г. №342н, комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок:

  1. класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  2. класса условий труда по травмоопасности;
  3. обеспеченности работников СИЗ.

При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

Если на рабочем месте установлен вредный класс условий труда хотя бы по одному из производственных факторов, рабочее место считается аттестованным с комплексной оценкой «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

Если на рабочем месте установлен допустимый класс условий труда по всем производственным факторам, но имеютя нарушения в выполнении требований охраны труда, т.е. по травмоопасности установлен 3-опасный класс, то рабочее место аттестовывается с комплексной оценкой «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». 3-опасный класс по травмоопасности установливается в если на рабочем месте выявлено одно или более несоответсвий требованиям охраны труда. К нарушениям требований охраны труда относятся даже такие незначительные несоответствия как:

  • отсутствие подписей работников в журналах о прохождении инструктажей;
  • инструкция по охране труда на рабочем месте просрочена или не содержит требуемых разделов;
  • отсутсвие пломбы или таблички о проверке на огнетушителях, и т.п.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *