Восстановление исполнительного листа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Восстановление исполнительного листа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В настоящее время судебный пристав-исполнитель обязан восстанавливать исполнительный документ, особенно, если вина лежит на нем. Текущее законодательство даже рассказывает работникам ФССП, как необходимо следовать для восстановления документации.

Комментарии к ст. 331 АПК РФ

1. Комментируемая статья, закрепляя гарантии исполнения акта арбитражного суда, предусматривает ответственность лица, по вине которого утрачен переданный ему исполнительный лист. По своей природе эта ответственность является процессуальной. Она налагается арбитражным судом в порядке и размере, которые установлены гл. 11 АПК (см. комментарий к ст. ст. 119 — 120 АПК). Согласно ст. 119 АПК, к которой отсылает комментируемая статья, размер штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать 2500 руб., на должностных лиц — 5000 руб., на организации — 100 тыс. руб., если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Наряду с этим ст. 113 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебному приставу-исполнителю предоставлено право налагать на лицо, виновное в нарушении законодательства об исполнительном производстве, штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Частью 3 ст. 17.14 КоАП предусмотрена ответственность лица, не являющегося должником, за утрату исполнительного документа в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.; на должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридические лица — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Сопоставление норм указанных федеральных законов свидетельствует о том, что ими предусмотрены разные размеры штрафа, налагаемого на лицо, виновное в утрате переданного ему исполнительного листа. В этой связи следует иметь в виду, что привлечение виновного лица к ответственности по ч. 3 ст. 17.14 КоАП не исключает возможности его привлечения к ответственности в порядке ст. 331 АПК, поскольку по своей правовой природе эти виды ответственности являются разными, а именно: одна — административной, другая — арбитражной процессуальной.

3. Утрата должностным лицом переданного ему исполнительного листа может также явиться основанием для привлечения его и к уголовной ответственности, что следует из ч. 1 ст. 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Уголовный кодекс РФ не содержит специальной нормы, предусматривающей уголовную ответственность должностных лиц за утрату исполнительного документа. Однако с учетом конкретных обстоятельств дела при утрате исполнительного документа эти лица могут быть привлечены к ответственности по иным основаниям, например за халатность.

Последствия утраты листа

После выдачи дубликата, исполнительное производство будет продолжено по общим правилам. Если впоследствии оригинальный экземпляр будет найден в делах ФССП или иного органа, он не будет применяться. С выдачей дубликата автоматически аннулируется действие оригинального документа.

Для лица, виновного в потере исполнительного листа, могут возникать следующие последствия:

  • по итогам служебного расследования, пристава привлекут к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения;
  • если утерян документ, выданный арбитражом, будет назначен штраф по ст. 331 АПК РФ;
  • если утраченный документ выдавал мировой или районный суд, штрафные санкции приставу назначаются по ст. 431 ГПК РФ.

Если руководитель отдела ФССП отказывается проводить расследование и привлекать своего подчиненного к ответственности, вы можете подать жалобу на имя вышестоящего начальника.

Что делать, если приставы потеряли оригинал исполнительного листа, обязаны ли они восстановить документ?

В настоящее время судебный пристав-исполнитель обязан восстанавливать исполнительный документ, особенно, если вина лежит на нем. Текущее законодательство даже рассказывает работникам ФССП, как необходимо следовать для восстановления документации.

Еще в 2015 году было утверждено специальное Приложение №455 под названием «Положение об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств».

Таким образом, получается, что если исполнительное производство было открыто и лист потерялся, то восстанавливать его должны приставы. Это их прямые обязанности. Кроме того, если документ потеряли или сделали какую-либо ошибку — об этом следует сообщать взыскателю.

Если же исполнительный лист потеряли до возбуждения производства, то получать дубликат придется истцу-взыскателю.

Заявление о выдаче справки об утере исполнительного листа

Документы подтверждающие утрату исполнительного листа необходимо собрать до подачи заявления в суд, они будут обоснованием выдачи дубликата, данные от пристава — одно из доказательств, читайте образец заявления по факту получения подтверждения пропажи:

Старшему судебному приставу

Орджоникидзевского районного отдела

г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области

От взыскателя Ч.

Заявление

об утере исполнительного листа

14.02.2011 года мною было подано заявление о возбуждении исполнительного производства, на основании исполнительного листа серии ВС № 0145508 выданного Орджоникидзевским районным судом г. Екатеринбурга.

В октябре 2014 в отделе УФССП по Свердловской области Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга мне сказали, что оригинал исполнительного листа был утерян по вине пристава исполнителя.

Прошу:

  • провести служебную проверку по изложенным обстоятельствам.
  • привлечь к дисциплинарной ответственности виновных сотрудников
  • предоставить справку об утери исполнительного листа серии ВС № 01508 и об отсутствии исполнительного производства в отношении должника.

Приложение:

  1. Копия исполнительного листа
  2. Копия заявления о возбуждении исполнительного производства

Ответственность за утерю исполнительного листа

Основная сложность заключается в том, что при повторном обращении взыскатель не может получить ни оригинал, ни копию исполнительного листа по алиментам. Допустима только выдача дубликата, однако он будет обладать той же полнотой юридической силы, что и утерянный или испорченный подлинник. Инициировать процедуру по восстановлению исполнительного листа потребуется в кратчайшие сроки, т.к. на период отсутствия документа выплата алиментов будет прекращена на законных основаниях. Алиментные правоотношения между сторонами возобновятся только после того, как будет восстановлен исполнительный лист. При этом задолженность за пропущенное время копиться не будет.

Важность имеет то, по причине кого именно была утеряна бумага. Виновником может выступать:

  • сам взыскатель;
  • должностное лицо (судебный пристав-исполнитель/бухгалтер той фирмы, в которой трудится должник/работник почтового отделения, ответственного за пересылку ценного письма/сотрудник ПФР или иной организации).

Ситуация упрощается, когда в утере или порче документа повинен получатель алиментов – в этом случае ему не придется собирать множество сторонних бумаг. За утерю с него даже не будет удержана госпошлина, т.к. она была упразднена с 2013 года! Однако это не значит, что в будущем взыскатель сможет халатно относиться к сохранности исполнительного листа. Если человек будет обращаться с просьбой о выдаче дубликатов слишком часто, суд может попросту отменить постановление об удержании алиментов. Для восстановления документа, который был потерян в бытовых условиях, понадобится привлечь к делу свидетелей, способных описать обстоятельства утраты исполнительного листа.

Читайте также:  Пруд-копань с позицый законодательства

Дело значительно осложняется, когда в утере или порче исполнительного листа виновато какое-либо должностное лицо. В этом случае взыскателю в обязательном порядке потребуется получить справку, свидетельствующую о том, что данный факт имел место именно по вине уполномоченного сотрудника. Как показывает практика, должностные лица (судебные приставы исполнители/бухгалтеры компаний и др.) не всегда хотят признавать собственные ошибки, ведь за халатность на рабочем месте их могут привлечь к административной ответственности и необходимости выплатить штраф в размере от 2000 до 5000 рублей. Поэтому они могут намеренно затягивать с выдачей справки. Все это время взыскатель не только не будет получать отчисления на ребенка, но и, возможно, понесет непредвиденные убытки. В случае нежелания должностного лица идти на контакт и выдавать справку об утере исполнительного листа, взыскателю алиментов сможет помочь юрист по семейным делам. Здесь понадобится использовать различные рычаги давления на нерадивого сотрудника – это и обращение к его начальству, и в полицию, и в другие инстанции.

Что делать, если утерян исполнительный лист?

Исполнительный лист требуется в том случае, если приходится в принудительном порядке взыскивать алименты. Без него исполнительное производство фактически невозможно, при этом документ выдается исключительно в одном экземпляре и просто так не может быть выдан в качестве дубликата.

Любой вопрос о повторной выдаче исполнительного листа решается только в судебном порядке и после установления всех оснований его утраты. Увы, часто случается так, что документ теряется. Ситуации встречаются разные – от халатности работодателя, получившего его для исполнения, до утраты при форс-мажорных обстоятельствах – например, пожаре.

В некоторых случаях его теряют в кабинетах чиновников – судебных приставов или иных служб, связанных со взысканием алиментов. Как же быть в сложившейся ситуации и возможно ли его восстановить. Рассмотрим все по порядку и изучим, как получить копию исполнительного листа по алиментам.

Теряет ли силу и/лист, если он находится у пристава?

Возможно ли, что по истечении некоторого времени исполнительное производство отправляется в архив? Дело заведено очень давно, но основная сумма задолженности так и остается неоплаченной. Это самая частая жалоба взыскателей. Граждане беспокоятся, получат ли они деньги в конечном итоге, даже если изначально все было сделано правильно и своевременно.

Прошло уже больше 3-х лет, как я обратился в СП, — рассказывает юристу Виктор. Документы приставу подал сразу, как апелляция отказала ответчику в его жалобе. Пристав взял дело в свое производство, но от этого мало что изменилось. Некоторая часть была взыскана, но она не составляет и четверти от общей задолженности. Потеряет ли исполнительный лист свою силу, ведь три года уже прошли?

Заявление подано в службу приставов своевременно. Работа по исполнительному производству может длиться сколько угодно. Пока производство открыто, пристав обязан принимать все меры, предусмотренные законом. В такой ситуации взыскателям обычно советуют попробовать подать жалобу. Возможно, что должностное лицо, не приняло всех возможных мер по взысканию.

А если пристав не сможет взыскать долг?

Бывает же такое, человек «гол как сокол». Деньгами на располагает, работы нет, сидит на шее у родственников, например, у родителей. Ну что с него можно взять? В таких случаях через какое время приставы закрывают дело? Конкретных временных рамок не существует. Пристав вправе прекратить дело и возвратить все документы взыскателю. Но перед этим он должен осуществить все возможные мероприятия в отношении гражданина-должника.

Документ, по которому деньги так и не взысканы или взысканы только частично, отправляется взыскателю, если у должника нет никакого имущества, а все усилия судебного исполнителя по истребованию денег не имели результата.

В частности, он обязан направить всевозможные запросы в банки, государственные органы, чтобы выяснить, имеется ли во владении гражданина, какое-либо имущество. Проверяет банки на предмет наличия банковских счетов. Если все проведенные мероприятия результата не дали, а дохода, с которого можно удерживать деньги, нет, он составляет специальный документ.

Это акт о невозможности взыскания. Одновременно с ним готовится постановление об окончании производства. Это будет основанием для возврата документов взыскателю и закрытия дела. Казалось бы, на этом может быть поставлена точка, должник может радоваться по поводу освобождения от денежной кабалы.

Но нет, у взыскателя ведь тоже есть права:

  1. Во-первых, он может обжаловать все эти действия в суде.
  2. Во-вторых, по истечении некоторого времени он может опять обратиться к приставу. Пристав обязан будет все возобновить.

Выходом из такого замкнутого круга для должника может быть внесудебное банкротство. Но это тема уже не вписывается в текущую публикацию. О ней будет рассказано в другой статье.

Что влечет за собой утеря исполнительного листа по алиментам

Постановление об уплате алиментов — важный документ, и его потеря может иметь неприятные последствия, ведь при отсутствии исполнительного листа можно лишиться алиментов. Тем неприятнее, что исполнительный лист может потеряться не только у получателя алиментов, но и в организации, которая его ведет.

Работодатель имеет право удерживать алименты только при предоставлении оригинала исполнительного листа. Если же для взыскания алиментов было возбуждено дело, исполнительный лист судебным передается приставам. С 2015 года допускается оформление исполнительного листа в электронном виде. В этом случае документ должен быть заверен электронной подписью судьи.

Законодательство предусматривает возможность утери исполнительного листа по алиментам. Выдача еще одного оригинала невозможна, но можно получить копию. Юридически она будет равноправна оригиналу (закон №229-ФЗ, статья 12). Если в утере документа виновато должностное лицо, на него налагается штраф в размере 2000-5000 рублей. Заявитель при этом освобождается от уплаты госпошлины на восстановление документа.

Ответственность судебного пристава-исполнителя за утерю исполнительного листа

Муравьёва Анна, Руководитель юридического отдела по взысканию дебиторской задолженности компании ЮРКОЛЛЕГИЯ

На практике встречаются случаи утраты исполнительных листов или судебных приказов при передаче их на исполнение (например, в службе судебных приставов при передаче от одного пристава другому).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к основным обязанностям гражданского служащего относится соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций.

Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК России) предусмотрена ответственность за утрату исполнительного листа или судебного приказа.

Утрата исполнительного документа судебным приставом-исполнителем влечет за собой нарушение указанных прав и интересов и означает совершение судебным приставом-исполнителем дисциплинарного проступка. Поэтому к судебному приставу-исполнителю могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе». Кроме того, ст. 331 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает привлечение к ответственности лиц, виновных в утрате исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в виде судебного штрафа, налагаемого арбитражным судом в порядке и размере, установленным в гл. 11. В соответствии с ч. 3 ст. 119 указанного кодекса, судебный штраф, за утрату исполнительного листа, должен взыскиваться с лиц (в том числе и судебного пристава-исполнителя), виновных в его утрате, из их личных средств. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей.

Согласно ПРИКАЗУ ФССП РФ от 29.10.2007 № 570 «Об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов» Руководители территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главные судебные приставы субъектов Российской Федерации обязаны проводить служебные проверки в отношении лиц, виновных в утрате исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств. О результатах данных проверок незамедлительно докладывать в Федеральную службу судебных приставов с приложением копий заключений и приказов о наказании виновных.

Читайте также:  До скольки можно шуметь в квартире в Московской области в 2023 году

Действующим законодательством предусмотрено несколько способов, с помощью которых мы можем отстаивать свои интересы при утере судебным приставом-исполнителем исполнительного листа:

1.путем подачи жалобы в порядке подчиненности, то есть начальству, в подчинении которого находится провинившийся пристав (ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

2.путем подачи жалобы в прокуратуру (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре РФ»);

3.путем подачи жалобы на действия (бездействия) судебного пристава, в арбитражный суд либо суд общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности (ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Попробуем разобраться:

•утеря исполнительного листа произведена судебным приставом-исполнителем, жалуемся старшему судебному приставу, в подчинении которого он находится;

•если ответ от старшего судебного пристава не получен или не обоснован, то обращаемся к главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого находится старший судебный пристав;

•жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации (ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Таким образом, последней инстанцией, в которую в порядке подчиненности мы можем обратиться, является главный судебный пристав РФ.

Общие надзорные полномочия органов прокуратуры за деятельностью судебных приставов содержатся в статье 330 АПК РФ, которая в свою очередь является отсылочной нормой. Так, в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре РФ», Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами. Указанием от 6 января 1999 г. N 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» были распределены полномочия подразделений органов прокуратуры.

30 сентября 2010 года состоялось судебное заседание в Арбитражном суде города Москвы по Делу № А40-28089/10-147-158 по рассмотрению заявления о наложении судебного штрафа на судебного пристава-исполнителя в связи с утерей исполнительного листа, выданного Арбитражным судом города Москвы. С судебного пристава-исполнителя Бабушкинского отдела судебных приставов УФССП по Москве Арбитражный суд взыскал 5 000, 00 рублей штраф. Во взыскании штрафа со старшего судебного пристава и с Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве было отказано. Определением Апелляционной инстанции от 24 марта 2011 года Решение было оставлено без изменения.

Примером удовлетворения требований о взыскании штрафа со службы судебных приставов за утерю исполнительного листа может служить Дело Вассерман против России. Жалоба (№ 15021/02) была рассмотрена в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, 18 ноября 2004 года, Решение вступило в законную силу 18 февраля 2005 года.

Заявитель утверждает, что исполнительный лист, оформленный на основании решения суда от 15 февраля 2001, был утерян при передаче его из одной службы судебных приставов другой. В настоящее время лица, ответственные за его исчезновение, «уволены с государственной службы». 17 февраля 2004 служба судебных приставов Краснодарского края получила дубликат исполнительного листа и переслала его в Министерство финансов в Москву. Правительство РФ утверждает, что решение суда будет исполнено «в ближайшее время». Заявитель обращает внимание на признание Правительством утраты исполнительного листа, ввиду небрежности российских государственных чиновников.

Суд отмечает, что объективные трудности, испытываемые Государственной службой судебных приставов, которые привели к утере исполнительного листа, не могут служить оправданием не исполнения решения суда. Правительство-ответчик не предоставило какого-либо объяснение по поводу того, почему жалобы заявителя о неисполнении решения суда не побудили органы власти расследовать дело и обеспечить успешное завершение исполнительного производства. Годами не предпринимая необходимых мер для исполнения вступившего в силу решения суда по данному делу, Российские органы власти нарушили весь полезный эффект гарантии Статьи 6 § 1 Европейской Конвенции. Соответственно, было нарушение Статьи 6 § 1 Конвенции.

Европейский суд постановил,

что государство-ответчик обязано выплатить заявителю в течение трех месяцев со дня вступления постановления в законную силу следующие суммы:

(i) 300 евро (триста евро) за материальный ущерб;

(ii) 3600 евро (три тысячи шестьсот евро) за моральный вред;

(iii) 600 евро (шестьсот евро) за судебные расходы и издержки;

(iv) а также любой налог, который может быть начислен на вышеуказанные суммы;

(b) что по истечении вышеупомянутых трех месяцев, на присужденные суммы подлежит начислению простой процент в размере предельной годовой процентной ставки по займам Европейского центрального банка и плюс три процента.

Комментарии к ст. 331 АПК РФ

1. Комментируемая статья, закрепляя гарантии исполнения акта арбитражного суда, предусматривает ответственность лица, по вине которого утрачен переданный ему исполнительный лист. По своей природе эта ответственность является процессуальной. Она налагается арбитражным судом в порядке и размере, которые установлены гл. 11 АПК (см. комментарий к ст. ст. 119 — 120 АПК). Согласно ст. 119 АПК, к которой отсылает комментируемая статья, размер штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать 2500 руб., на должностных лиц — 5000 руб., на организации — 100 тыс. руб., если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Наряду с этим ст. 113 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебному приставу-исполнителю предоставлено право налагать на лицо, виновное в нарушении законодательства об исполнительном производстве, штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Частью 3 ст. 17.14 КоАП предусмотрена ответственность лица, не являющегося должником, за утрату исполнительного документа в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.; на должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридические лица — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Сопоставление норм указанных федеральных законов свидетельствует о том, что ими предусмотрены разные размеры штрафа, налагаемого на лицо, виновное в утрате переданного ему исполнительного листа. В этой связи следует иметь в виду, что привлечение виновного лица к ответственности по ч. 3 ст. 17.14 КоАП не исключает возможности его привлечения к ответственности в порядке ст. 331 АПК, поскольку по своей правовой природе эти виды ответственности являются разными, а именно: одна — административной, другая — арбитражной процессуальной.

3. Утрата должностным лицом переданного ему исполнительного листа может также явиться основанием для привлечения его и к уголовной ответственности, что следует из ч. 1 ст. 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Уголовный кодекс РФ не содержит специальной нормы, предусматривающей уголовную ответственность должностных лиц за утрату исполнительного документа. Однако с учетом конкретных обстоятельств дела при утрате исполнительного документа эти лица могут быть привлечены к ответственности по иным основаниям, например за халатность.

Другой комментарий к статье 17.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Настоящая статья предусматривает административную ответственность за правонарушения, которые посягают на институты государственной власти. Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Читайте также:  Представительские расходы в 2023 году

В соответствии со ст. 48 указанного выше Закона сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Должником, исходя из п. 4 ст. 49 Закона, может быть гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.

Стороны при совершении исполнительных действий обладают определенными правами, а также несут обязанности: исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве.

2. Обязанности по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», возлагаются на судебных приставов-исполнителей, деятельность которых регулируется указанным выше Законом.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель имеет право получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещение и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также ряд других полномочий.

Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

3. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.

Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в виде штрафа, который налагается на банк или иную кредитную организацию, не выполняющих содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.

Лица, которые не являются должниками, но в силу своих служебных обязанностей должны выполнять законные требования судебного пристава-исполнителя, получать конфискованное имущество, предоставлять достоверные сведения об имущественном положении должника, бережно относиться к исполнительному документу, своевременно отправлять его, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 комментируемой статьи в случаях нарушения перечисленных выше обязанностей.

5. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут выражаться как в действиях, так и в бездействии, которые влекут нарушение законодательства об исполнительном производстве.

6. В соответствии с ч. 2 ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя лицо, осуществляющее учет прав должника на эмиссионные ценные бумаги, исполняет требования исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг либо делает отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника эмиссионных ценных бумаг, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. Исключения из указанного общего правила и особенности его применения предусмотрены также в ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Административная ответственность за неисполнение указанных требований предусмотрена в ч. 2.1 комментируемой статьи.

Объективной стороной административного правонарушения по ч. 2.1 является неисполнение в трехдневный срок, если иной срок не установлен ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», требований исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при их наличии на соответствующем счете должника.

7. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные лица, юридические лица; по ч. 2 — банки или кредитные организации; по ч. 2.1 — юридические лица, указанные в диспозиции данной части. В ч. 3 данной статьи конкретно обозначены в качестве субъектов ответственности банк или иная кредитная организация, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.

8. Субъектами административной ответственности по ч. 2.1 комментируемой статьи являются юридические лица — эмитенты ценных бумаг и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

9. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью, например, когда речь идет об утрате исполнительного документа.

10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи, рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по принудительному исполнению исполнительных документов (ст. 23.68). Таким органом ныне является Федеральная служба судебных приставов. Рассматривать эти дела от имени указанного органа вправе судебные приставы-исполнители. В случае совершения этих правонарушений протокол об административном правонарушении не составляется (ст. 28.6).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 2.1 комментируемой статьи, рассматриваются судьями арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1) на основании протоколов, составленных судебными приставами-исполнителями (п. 77 ч. 2 ст. 28.3).

Как обезопасить себя от потери исполнительного листа?

  • всегда делайте себе ксерокопию или скан исполнительного листа (достаточно только 1 страницы со словом «решил», страницы с данными о должнике и взыскателе и страницы для отметок об исполнении);
  • в заявлении на исполнение всегда делайте пункт «Приложение» и указывайте там номер исполнительного листа ВС №000000000;
  • если вы подаете заявление на исполнение лично, всегда имейте при себе 2 экземпляр для отметки. Его нужно хранить;
  • если вы отправляете лист на исполнение почтой, используйте ценное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении. Сохраняйте почтовую квитанцию об отправке (с номером идентификатора), опись вложения с почтовым штемпелем, почтовое уведомление (если оно вам вернется).

Что делать при потере листа

При выявлении факта потери исполнительного листа, нужно руководствоваться нормами ГПК РФ, Федерального закона № 229-ФЗ, Приказом ФССП от 28.09.2015 № 455. Все необходимые действия описаны в приказе ФССП «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств»

Мнение эксперта

Михайлов Иван Кириллович

Юрист с 8-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Преподаватель права.

Взыскатель может сам обратиться за получением дубликата в суд, либо потребовать этого от пристава. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  • обратиться на личный прием к приставу или подать письменный запрос для выдачи справки об утрате листа;
  • направить в адрес пристава требование о восстановлении исполнительного документа силами ФССП;
  • потребовать проведения служебного расследования для установления причин утраты (если руководитель отдела ФССП сам не провел такую проверку).

Если пристав сам выявил факт пропажи или уничтожения листа (например, при приеме-передаче дел между сотрудниками), он обязан незамедлительно уведомить об этом взыскателя. В уведомлении разъясняется право на обращение в суд для получения дубликата листа, а также указывается перечень действий, который пристав сам выполнит для получения документа взамен утраченного.

Если вы решили сами обращаться в суд, нужно оформить письменное заявление и указать причины для выдачи дубликата. При наличии доказательства направления или вручения листа приставам, либо официальной справки от ФССП.

никаких проблем при получении нового документа не возникнет. Платить госпошлину за выдачу дубликата не нужно, если вы подтвердите уважительность причин утраты оригинала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *