Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля с виновника ДТП?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля с виновника ДТП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Утрата товарной стоимости — утс по осаго, присуща большинству автомобилей переживших крупную аварию. Ухудшение внешнего вида, утеря качества деталей, их стойкости и прочности сказывается уменьшением рыночной цены при переходе ее к другому владельцу или использовании прежним. И не важно, машина сама явилась инициатором происшествия или ее случайно зацепили. Покупая подержаный автомобиль, клиент, прежде всего, интересуется ее внешним видом. Восстановленная машина отличается от новой внешностью и ценой. Поэтому, чтобы не допустить нарушения прав собственника автомобиля, выплата утс по осаго является компенсацией за причиненный транспортному средству ущерб.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО: как рассчитать и как получить?

Представим ситуацию: вы купили новый автомобиль в автосалоне, эксплуатировали его какое-то время и в один из «счастливых» дней попали в аварию. Знайте с этого момента ваш автомобиль потерял в цене.

Утрата товарной цены автомобиля(УТС) — это снижение его стоимости из-за ремонта, который был вызван аварией.

Автомобиль не побывавший в аварии ценится на вторичном рынке выше, чем такой же, но побывавший в аварии, по таким причинам:

  • Деформации кузова, потеря жёсткости.
  • Повреждение лакокрасочного покрытия, крайне трудно восстанавливающееся.
  • Повреждение подвески.
  • Применение при ремонте автозапчатей уже использовавшихся до этого.

Судебное разбирательство по УТС

При причинении ущерба в ДТП и получении отказа от страховой, клиенты вынуждены идти в суд. Огромное число решений принимаются в их пользу, но случаются и отводы в рассмотрении. Сторону фирмы суд часто занимает из-за некорректно заполненных заявлений или при несоблюдении истцом досудебного претензионного порядка. Еще одной распространенной причиной является несоответствие автомобиля условиям начисления УТС после ДТП. Если потерпевший уверен в своей правоте и желает получить компенсацию в полном размере, ему необходимо сделать следующее:

  • заказать платную оценку у стороннего специалиста;
  • направить претензию страховщику и сообщить о спорной ситуации;
  • убедиться, что выполнены все условия и есть все основания для получения УТС;
  • получить официальный отказ от фирмы.

В процессе рассмотрения вопроса надо представить все доказательства своей правоты. С собой обязательно взять оригиналы всех бумаг. Кроме самой выплаты можно также получить взыскание всех судебных издержек. Пойти в суд пострадавший может только в течение 3-х лет, после этого заявления судом не рассматриваются. Каждое авто имеет свою цену, и после ДТП она существенно снижается. Собственник может ее компенсировать за счет страховой выплаты, если направит заявку в компанию виновника за перечислением УТС. Правила и последовательность действий имеют свои особенности, о которых надо знать, чтобы в случае отказа отстаивать свои интересы в суде.

Необходимо понимать механизм возникновения утраты товарной стоимости. Как уже говорилось, утрата товарной стоимости возникает при возникновении аварийной ситуации и проведении ремонтных работ, связанных с восстановлением транспортного средства. При повреждении машины происходит разрушение лакокрасочного покрытия, съёмных и несъёмных элементов конструкций машины.

  1. Оцените целесообразность своего требования (сравните разницу стоимости битых машин своей марки с аналогичными целыми).
  2. Подготовьте два экземпляра заявления на возмещение УТС.
  3. Обратитесь с заявлением в свою страховую компанию, оставив себе один экземпляр с отметкой о приеме.
  4. В случае отказа или несогласия с размером возмещения обратитесь к независимому эксперту для оценки и расчета УТС.
  5. Собрав необходимый пакет документов, вместе с автоюристом подайте иск в суд (затраты на судебные издержки вам также должны возместить).

Требования единой методики являются обязательными к использованию страховыми компаниями и их представителями при самостоятельном проведении осмотра пострадавшего автомобиля, а также при проведении судебных и независимых экспертиз.

Как получить выплату УТС по ОСАГО

Получение возмещения по УТС возможно только после обращения пострадавшего водителя к страховщику.

Пошаговый алгоритм процедуры выглядит так:

  1. Владелец пострадавшего ТС обращается в страховую фирму по поводу произошедшего ДТП.
  2. Составить заявление установленного образца.
  3. Собрать всю необходимую для начисления выплаты документацию.
  4. Подать заявление с сопутствующими документами страховщику.
  5. Предоставить машину для осмотра экспертов.
  6. После осмотра ТС экспертами, она ремонтируется по направлению, полученному от страховщика.
  7. После ремонта владелец автомобиля проводит независимую оценку, в заключении которой даётся оценка её рыночной цены.
  8. Производится сравнение ценовых значений восстановленного авто и аналогичной машины, не побывавшей в ДТП.
  9. На основании разницы показателей, владелец пострадавшего ТС подаёт компании-страховщику претензию по возмещению утраченной товарной стоимости.

Ситуации, которые могут возникнуть при оформлении выплаты по УТС

Зачастую, даже если страховые компании дают свое согласие на выплату УТС по КАСКО, они стараются как можно больше оттянуть срок выплаты или вовсе всеми силами от нее уклоняются.

Стоит отметить, что соглашаются страховщики на компенсацию УТС только в том случае, если образец заявления на УТС по КАСКО составлен грамотно (возможно, с помощью юриста) и к нему приложен полный пакет документов, содержащих все сведения о причине и сумме утраты товарной стоимости.

В конечном итоге, страховая компания выплатит лишь часть суммы денежных средств, а разбирательство отнимет гораздо меньше времени.

Читайте также:  Как вернуть, восстановить или получить новые права - инструкция ЗР

Однако, можно добиться и полной выплаты УТС. Для этого нужно обратиться к толковому юристу за консультацией и помощью в составлении заявления.

Также очень важно прикрепить все имеющиеся документы относительно начальной цены авто, суммы ущерба, характера повреждений, обстоятельств, при которых был нанесен урон транспортному средству и т.д.

Необходимые документы

Важно помнить, что гражданин не может просто заявиться в компанию, в которой он оформлял страховой полис, и потребовать возмещения ущерба по УТС. Необходимо иметь при себе определенный пакет документов:

  • страховой полис – это первый документ, который будет интересовать представителей фирмы, поскольку он докажет, что гражданин действительно является их клиентом. Обратите внимание, что предоставить необходимо оригинал документа;
  • паспорт и водительское удостоверение – это необходимо для того, чтобы данные обратившегося клиента можно было занести в базу и проверить;
  • справки, подтверждающие право собственности – обязательным является техпаспорт, но лучше предоставить и доверенность;
  • заключение экспертов – при обращении в КАСКО обойтись без экспертной оценки не получится, поскольку именно на основании этих данных и будет в дальнейшем производиться расчет выплат;
  • чеки – следует предоставить оригиналы документов, которые подтвердят тот факт, что человек действительно потратил на ремонт деньги;
  • документы ГИБДД – это нужно, чтобы подтвердить тот факт, что виновником ДТП является не владелец авто.

Как упоминалось в статье выше, иногда возникают проблемы при попытках получить возмещение. В таком случае гражданину необходимо написать претензию к страховой компании. Если подобное не возымеет действие, то рекомендуется обратиться в суд.

Методика Министерства юстиции

По этому методу расчета УТС в 2023 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.

Для расчета используется следующая формула:

С = S х ∑Кi/100, где:

  • С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
  • С – сколько стоила машина перед аварией;
  • Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.

Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:

  • если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
  • ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
  • при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
  • цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.

Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.

Откуда берется судебная практика

Ежедневно множество дел по гражданским делам, касающимся автострахования, решается судами по всей нашей стране и с разнообразными, часто противоречивыми результатами. Всех их невозможно свести в единую систему. Но по наиболее часто возникающим вопросам делается обобщение по решениям, которые признаются высшими судами наиболее правильными.

По ОСАГО оно закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №2 от 29.01.2015, а также в обзоре практики судом, утвержденной Президиумом 22 июня 2016 года. В них указаны все основные возникающие ранее вопросы. И суды сейчас в делах по «автогражданке» руководствуются и этим Постановлением.

Но не все ситуации освещены в указанных документах, поэтому необходимо интересоваться и результатами разбирательств дел в местных судах. Только так можно составить наиболее полное мнение о работе судебной системы по вопросам автострахования в настоящее время.

Направление на ремонт: какие подводные камни могут быть

Так как это достаточно новое направление в обязательном страховании, судебных разбирательств по нему мало. В основном процессы с упоминанием натурального возмещения шли по обоснованности применения других норм страхования, таких как взыскание неустойки и учет износа.

Примечание. Для договоров страхования, заключённых после вступления в силу поправок в закон об ОСАГО в 2017 году (конец апреля 2017), при направлении на ремонт износ вычитаться не будет.

На основании вынесенных решений, закрепленных в обзоре судебной практике, проведенном Верховным Судом РФ, можно утверждать, что ремонт на станции техобслуживания (СТОА) с этой стороны не отличается от выплаты деньгами: также рассчитывается неустойка, размер причиненного ущерба.

Особняком стоят случаи с затягиванием срока по выплатам. В таких ситуациях взыскивается то же, что и при затягивании с выплатами. А также иногда требуют замену ремонта на выплату. Как правило, решение будет в пользу страхователя, плюс взыскивается штраф и неустойка.

Также бывают случаи отказа в направлении автотехстанцию. Один из таких случаев был в Вологодской области. Страховая затягивала в направлении на СТОА, объясняя это тем, что требуемая к окраске деталь уже была ремонтирована. Потерпевший обратился в суд и выиграл его. Страховая отправила автомашину на ремонт.

Финансовые санкции за отказ в выплатах по «автогражданке»

Финансовая санкция, в отличие от неустойки положена, за просрочку отказа в урегулировании убытков. В целом практика по ней сходна с таковой по неустойке и закреплена в тех же документах Верховного Суда.

Читайте также:  Кто относится к категории одиноких матерей

Финансовая санкция:

  • применяется только по закону об «автогражданке»
  • не выплачивается если, нет основания, подтвержденного документами, обязательными для страховой выплаты, а также при злоупотреблении подателем иска своими правами;
  • упоминание о ней необязательно в досудебной претензии, в которой указано требование о возмещении;
  • рассчитывается как 0,05% от максимальной суммы по ОСАГО, за каждый день, срок считается после двадцати дней с подачи документов до дня выдачи отказа в выплате (при его наличии), или до решения суда;
  • взыскана может быть одновременно с неустойкой;
  • уменьшается по решению суда;
  • применяется к РСА.

Методика Министерства юстиции

Метод Министерства юстиции применяется судебными экспертами. Расчет производится по следующей формуле:

УТС = цена авто до аварии х сумма коэффициентов для каждого элемента, требующего восстановления : 100

Коэффициент определяется экспертами. Процесс осуществляется по следующим правилам:

  • если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
  • если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
  • цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
  • если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.

Методики расчёта УТС по ОСАГО

На сегодняшний день используются различные методики для определения потери стоимости машины:

  • Метод Хальбгевакса
  • Метод Минюста
  • Метод руководящего документа.

Для автомобилей возрастом свыше 5 лет и износом свыше 40% обращаться к экспертам нет смысла. Это объясняется тем, что при расчёте УТС важным параметром является стоимость авто.

Метод Хальбгевакса

Он может использоваться для отечественных марок машин возрастом до 3 лет или моделей иностранного производства до 5 лет. Пробег транспортного средства не должен превышать 100 тысяч километров.

При расчёте принимаются во внимание такие параметры:

  • Возраст автотранспорта
  • Совокупная стоимость ремонта (СО)
  • Стоимость нового авто (ЦН) и на момент дорожного инцидента (ЦР)
  • Цена новых запчастей и материалов (СМ) и восстановительных работ (СР)

Вначале следует установить, насколько целесообразно проводить компенсацию потери стоимости автотранспорта. Делается это по такой формуле:

Сохранение первоначальной стоимости=ЦР/ЦН ×100%

Дальнейшие расчёты следует производить лишь в том случае, если показатель превышает 40%.

А= СО/ЦР×100%

В=СР/СМ×100%

Эти данные потребуются для расчёта коэффициента К. Для этого используется особая таблица. Многие считают данную методику удобной. Самостоятельно она может использоваться лишь для контроля правильности расчётов эксперта.

Например, коэффициент А оказался 15%, а В – 55%. Для последующих вычислений потребуется информация из таблицы. Важно учесть срок использования автотранспорта. Во втором столбце необходимо найти соответствующее значение А, в третьем – соответствующее ему В. Если автомобиль эксплуатировался чуть более года, тогда К составит 2.5.

Таблица коэффициента К представлена ниже:

Параметр А

Параметр В

До 2 месяцев

До 6 месяцев

До 12 месяцев

До 24 месяцев

До 36 месяцев

До 48 месяцев

До 60 месяцев

I

10-20%

a

>130

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

b

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

c

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

d

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

e

3

2,5

2

1,5

1

0,5

II

21-33%

a

>130

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

b

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

c

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

d

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

e

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

0,25

III

34-45%

a

>130

5,5

5

4,5

4

3,5

3

2,5

b

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

c

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

d

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

e

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

IV

45-65%

a

>130

5,75

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

b

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

c

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

d

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

e

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

V

66-90%

a

>130

6

5,5

5

4,5

4

3,5

3

b

5,5

5

4,5

4

3,5

3

2,5

c

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

d

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

e

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

Алгоритм расчета УТС для возмещения по ОСАГО

Теперь обратим внимание на обстоятельства и критерии, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. Прежде всего, автомобиль будут идентифицировать по следующим показателям:

  • идентификационный номер VIN;
  • регистрационные номера узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины), их соответствие ПТС, свидетельству о регистрации ТС, документам о ДТП;
  • тип, марка, модель, даты изготовления машины (либо отдельных комплектующих, если они заменялись в период эксплуатации);
  • тип коробки передач (АКПП, МКПП);
  • цвета и типа лакокрасочного покрытия;
  • 3 основные технические характеристики и комплектации автомобиля.

Важно, что если в ходе идентификации эксперт выявит несоответствие указанных параметров или следы внесения изменений, этот факт будет отдельно указан в акте осмотра и экспертном заключении. Это не означает, что вы не сможете получить страховку, однако возникнут очевидные проблемы с доказыванием.

По итогам первичного осмотра составляется акт. В этом документе отражаются следующие блоки данных:

  • основание для проведения осмотра (например, заказ-наряд или заявление владельца ТС);
  • дата осмотра (указывается время начала и окончания осмотра);
  • место и условия проведения осмотра;
  • реквизиты регистрационных документов на машину;
  • сведения о владельце автомобиля;
  • сведения о соответствии или несоответствии характеристик материалам ДТП, регистрационным документам;
  • сведения о дефектах эксплуатации, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта, иных факторов, которые повлияют результаты экспертизы;
  • предварительное установление причинно-следственной связи между ДТП и повреждениями авто;
  • сведения о возможных скрытых повреждениях;
  • информация о пробах и элементах, взятых для исследования;
  • сведения о лице, проводившем осмотр;
  • сведения о лицах, присутствовавших при осмотре ТС, их замечания и подписи лиц;
  • дата составления документа.
Читайте также:  Исковое заявление о взыскании алиментов на ребенка

Обязательным приложением к акту осмотра являются фотоматериалы. Они оформляются на бумажном носителе и в электронной форме. Дополнительным приложением к акту осмотра является видеозапись.

При первичном осмотре фиксируются повреждения по результатам внешнего осмотра, т.е. без вмешательства в конструкцию авто. Также эксперт может применять инструментальные методы, технические средства измерения или диагностическое оборудование.

Если фактический осмотр невозможен (например, если машина находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизирована, продана на момент осмотра), допускается установление повреждений на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фотоматериалов). Для этого обязательно требуется письменное согласие потерпевшего и страховщика.

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО?

Взыскать УТС автомобиля в 2023 году можно и по КАСКО. Правило закреплено постановлением Пленума ВС от 27 июня 2013 года. Схема получения денежных средств не отличается от классической. Гражданину предстоит обратиться в свою страховую компанию с заявлением о возмещении утраченной стоимости. Дополнительно стоит привлечь к процедуре независимого оценщика, который определит размер компенсации по УТС. Если страховщик отказывается предоставлять возмещение, потребуется подать иск в суд. В нём указываются претензии к организации. Иск дополняется пакетом документов. В него нужно включить:

  • полис КАСКО;
  • бумаги, подтверждающие, что машина принадлежит истцу;
  • бумаги от СТО, в которых указаны требуемые детали и их стоимость, а также цена ремонта;
  • протокол о ДТП;
  • бумаги, предоставленные оценщиком.

Как вернуть УТС по КАСКО?

После серьезного ДТП любое транспортное средство получает различные виды повреждений, которые негативно влияют на его дальнейшую эксплуатацию и стоимость. На практике доказано, что СК, перечисляя компенсационные выплаты в связи с наступлением страхового случая, возвращают работоспособность авто только частично. Их не волнует имущественная стоимость, которая уменьшается в несколько раз, и за которую не будет возвращена разница в цене.

Возмещение ущерба в таких случаях распространяется исключительно на машины при проведении таких работ, как:

  • полная или частичная замена кузовной части;
  • восстановление геометрии кузова;
  • покраска отдельных элементов ТС;
  • сборка салона из-за частичной потери эксплуатационных показателей.

Проведение таких ремонтных работ заметно снижают стоимость автомобиля. В связи с этим, в случае необходимости совершения с ТС каких-либо вышеперечисленных действий даже без его участия в ДТП, СК в приоритет ставят выдачу направления в СТО, а не осуществление компенсации за нанесенный ущерб. Основной причиной для этого служит снижение товарной цены авто и, соответственно, получение автовладельцем права на компенсирование УТС. Однако такой подход неприемлем для многих СК из-за больших расходов, поэтому-то они и предпочитают производить ремонт ТС за свой счет, а не платить.

В таких случаях собственникам авто не стоит пускать все дело на самотек и надеется, что СК сразу же сжалятся и выплатят все причитающееся. Страховщики, наоборот, не хотят платить много, поэтому стараются минимизировать затраты и замаскировать УТС. Для того чтобы выступить в защиту своих интересов собственнику ТС придется сделать следующие действия:

  1. написать заявление на возврат УТС в СК, в которой был получен полис КАСКО. Документ заполняется в 2-х экземплярах от руки. При его передачи необходимо обязательно взять расписку с сотрудника СК о принятии заявления на рассмотрение;
  2. обратиться в компанию, проводящую независимую экспертизу, для расчета примерного размера УТС и отметки всех деталей, подлежащих компенсации и снижающих цену машины;
  3. при получении отказа или отсутствия ответа после рассмотрения заявления необходимо составить иск в судебную инстанцию, указав в нем все имеющиеся повреждения ТС, послужившие причиной снижения ее стоимости;
  4. если автовладелец уже произвел ремонт, то ему требуется подготовить для судебного заседания документ, с перечислением всех проведенных работ, и квитанцию, подтверждающую оплату;
  5. автовладельцу еще необходимо получить справку № 154 в СК. Кроме того, если ТС нужно было отремонтировать после ДТП, то также потребуется подготовить бумаги от ГИБДД, которые станут доказательством аварии, где пострадало имущество.

Все полученные ТС повреждения не должны быть нанесены намерено. Иначе они не будут считаться страховым случаем и СК откажет компенсировать не только УТС, но и стоимость самого ремонта.

Как подаётся заявление на выплату УТС по КАСКО?

Требование компенсации представляет собой процедуру, для которой необходимы юридические знания. В заявлении грамотно и без грамматических ошибок должны быть указаны причина обращения в СК и соответственно требование по выплате УТС.

Никакого бланка заявления здесь нет, поэтому заявитель в свободной форме излагает причины происшествия, описывает место и время. Обязательно нужно указать регистрационные данные автомобиля и самого автовладельца с номером контактного телефона.

Заявление передаётся в СК так же, как и все остальные обращения. Первый образец отдаётся в страховую компанию, который обязательно регистрируется с входящим номером и записью о приеме обращения. Второй образец с отметкой страховщика о приеме автовладелец оставляет себе. В случае отказа сотрудника СК принять заявление, должен быть передан письменный отказ, на что страховщики идут очень редко. Тогда заявитель может отправить обращение по почте заказным письмом с уведомлением, и здесь уже у страховщика не будет возможности избежать ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *