Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИЗДЕЛИЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Транспортировать опасные вещества и изделия могут только организации, которые получили лицензию на грузоперевозки и соответствующее разрешение для автомобиля в государственных органах. Каждую перевозку нужно согласовывать с надзорными ведомствами.
Запрет на использование транспортных средств
Было:11. Запрещается эксплуатация:
|
Стало:
|
Пункт № 11 содержит перечень всех видов транспорта, которому нельзя участвовать в дорожном движении. И теперь в нем сделана перестановка — троллейбус перемещен в нижний абзац. Из этого следует, что теперь техническое состояние троллейбусного транспорта будет контролироваться и сверяться не по своим требованиям, а по конкретному списку, указанному в ПДД.
Безопасность дорожного движения
Было:2.3.2. По требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции. |
Стало:2.3.2. По требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции. |
Кто может перевозить опасные грузы
Для получения разрешительной документации на транспортировку грузов перевозчик должен подтвердить наличие:
- автомобиля, который оборудован для перевозки грузов соответствующей категории опасности;
- внутренних регламентов организации, которые определяют порядок действий при возникновении штатных и нештатных ситуаций;
- проработанного маршрута, который проложен с минимальными рисками для всех участников движения и экологии;
- специалиста по БДД (безопасности дорожного движения), который состоит в штате компании и прошел аттестацию;
- свидетельства ДОПОГ, которое подтверждает, что водитель может работать с опасными грузами.
Расшифровка аббревиатуры и суть разрешения
В первую очередь разберемся, что это такое ДОПОГ – какова расшифровка аббревиатуры? ДОПОГ расшифровывается дословно как Дорожная Перевозка Опасных Грузов. Суть понятия заключается в нормах и правилах, какими должен руководствоваться водитель, допускаемый к транспортировке грузов – перевозке материалов, попадающих под классификацию опасных веществ. Наличие у автомобилиста такого удостоверения, означает, что он имеет право осуществлять перевозку опасных согласно международным требованиям и нормам.
Предоставление свидетельства такого образца происходит в ДОСААФ, где лица, которые будут заняты в процессе транспортировки такого рода веществ изучают необходимую информацию. Такая информация касается не только транспортировки самих грузов, но и самого понятия опасного груза, сведений о том, какой может нанести вред, что может произойти при разгерметизации емкости, в котором они перевозятся, как действовать в чрезвычайных ситуациях.
Аэрозоли (№ ООН 1950) относятся к одной из следующих групп в зависимости от их опасных свойств:
- A
- удушающие
- O
- окисляющиеся
- F
- легковоспламеняющиеся
- T
- токсичные
- C
- коорозионные
- СО
- коррозионные, окисляющие
- FC
- легковоспламеняющиеся, коррозионные
- TF
- токсичные, легковоспламеняющиеся
- ТС
- токсичные, коррозионные
- ТО
- токсичные, окисляющие
- TFC
- токсичные, легковоспламеняющиеся, коррозийные
- ТОС
- токсичные, окисляющие, коррозионные.
Классификация зависит от характера содержимого аэрозольного распылителя.
ПРИМЕЧАНИЕ
Газы, отвечающие определению токсичных газов в соответствии с пунктом 2.2.2.1.5 или пирофорных газов в соответствии с инструкцией по упаковке Р200, содержащейся в подразделе 4.1.4.1, не должны использоваться в качестве газа-вытеснителя в аэрозольном распылителе. Аэрозоли, содержимое которых удовлетворяет критериям группы упаковки I в отношении токсичности или коррозионности, не должны допускаться к перевозке (см. также пункт 2.2.2.2.2).
Применяются следующие критерии:
а) группа А назначается в том случае, если содержимое не удовлетворяет критериям никакой другой группы в соответствии с нижеследующими подпунктами b)–f);
b) группа О назначается в том случае, если аэрозоль содержит окисляющий газ в соответствии с пунктом 2.2.2.1.5;
с) группа F назначается в том случае, если содержимое включает 85% по массе или более легковоспламеняющихся компонентов и если теплота сгорания равна 30 кДж/г или более.
Она не назначается, если содержимое включает 1% по массе или менее легковоспламеняющихся компонентов и если теплота сгорания составляет менее 20 кДж/г.
В противном случае аэрозоль подвергается испытанию на воспламеняемость в соответствии с методами испытания, описанными в Руководстве по испытаниям и критериям, часть III, раздел 31. Чрезвычайно легковоспламеняющимся и легковоспламеняющимся аэрозолям назначается группа F.
ПРИМЕЧАНИЕ
Легковоспламеняющимися компонентами являются легковоспламеняющиеся жидкости, легковоспламеняющиеся твердые вещества или легковоспламеняющиеся газы и смеси газов, которые определяются в примечаниях 1–3 подраздела 31.1.3 части III Руководства по испытаниям и критериям. Это название не охватывает пирофорные вещества, самонагревающиеся вещества или вещества, реагирующие с водой. Теплота сгорания определяется по одному из следующих методов: ASTM D 240, ISO/FDIS 13943: 1999 (E/F) 86.1-86.3 или NFPA 30B;
d) группа T назначается в том случае, если содержимое, за исключением газа-вытеснителя в аэрозольных распылителях, относится к классу 6.1, группы упаковки II или III;
e) группа С назначается в том случае, если содержимое, за исключением газа-вытеснителя в аэрозольных распылителях, удовлетворяет критериям класса 8, группы упаковки II или III;
f) если удовлетворены критерии более чем одной группы из групп O, F, T и С, то назначаются, соответственно, группы CO, FC, TF, TC, TO, TFC или ТОС.
Отстрочка применения требований ДОПОГ на два года.
Правительство РФ планирует ввести отстрочку применения отдельных требований правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортном (ДОПОГ) на два года, а именно до 1 января 2023 г. Соответствующая информация размещена на портале проектов правовых актов: «О внесении изменений в постановление правительства РФ от 16 марта 2023 г.
№ 285″, а именно об острочке применения пункта 3 настоящего документа.
Наименование: О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г.
№ 285 ID проекта: 02/07/10-18/00084855 Разработчик: Минтранс России Виды экономической деятельности: Транспорт Ключевые слова: допог; перевозка опасных грузов автотранспортом Негативные эффекты, возникающие в связи с наличием проблемы: С 1 января 2023 года МВД России перестанет выдавать свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов без предоставления свидетельство об официальном утверждении типа цистерн и свидетельство об испытании и (или) проверке цистерн, что повлечет прекращение перевозок опасных грузов ( топлива, нефтепродуктов) с использованием автомобильных цистерн.
Текст документа: О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. № 285 Правительство Российской Федерации постановляет: В постановлении Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. № 285
«О применении пункта 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 13, ст.
Правовое регулирование перевозки опасных грузов.
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов ADR (ДОПОГ).
- Правовое регулирование перевозок опасных грузов в странах Таможенного союза и в Европейском союзе (особенности, нюансы).
- Правила перевозки опасных грузов автотранспортом.
- Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
- Ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов.
Классификация опасных грузов.
- Виды опасности, классификация грузов.
- Отходы как возможные опасные грузы.
- Пользование Перечнем опасных грузов.
- Перевозочные документы.
Маркировка и знаки опасности.
- Информация о перевозке опасных грузов.
- Надписи, маркировка знаками опасности на упаковках с ОГ.
- Система информации об опасности.
Разрешительная система на перевозку опасных грузов.
Автоперевозка.
- Требования к таре, упаковке, маркировке груза и ТС, особые условия, соответствие тары для автоперевозки опасного груза (методы определения).
- Определение минимального количества опасного груза для автоперевозки обычным ТС (без разрешений, лицензий).
«Ограниченное кол-во опасного груза» / Что и в каком количестве можно перевозить (если груз составной, несколько классов опасностей в одном ТС)? - Исключенные количества
- Виды сопроводительных документов, их значение и обращение с ними.
Формы документов. - Перевозочные документы при автотранспортировке.
Регламентирующие, разрешающие документы для автоперевозки опасного груза внутри России и при международных автоперевозках (различия, нюансы).
Обязанности отправителя и получателя опасных грузов.
- Грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, водитель.
Обязанности погрузчика и упаковщика грузов. - Особые требования к погрузо-разгрузочным местам при отгрузке грузов — при разных классах опасности. Регламентирующие документы.
- Взаимодействие с органами МВД по вопросам автоперевозки опасных грузов
Требования безопасности к техническим устройствам и транспортным средствам, при автоперевозке опасных грузов.
- Требования к подвижному составу и водителям. Регламентирующие, разрешающие документы для перевозки опасного груза внутри России и при международных перевозках (различия, нюансы).
Железнодорожный состав, подготовленный для трансфера опасных веществ, может отправляться в поездку только при наличии квалифицированного обслуживающего персонала. Команда сотрудников сопровождает поезда с ОГ при условии выполнения утвержденных установленным порядком требований:
- возраст свыше 21 года;
- документы с допуском к работе с опасными грузами;
- действующие результаты медицинской комиссии;
- профессиональная подготовка;
- специальные курсы, пройденные непосредственно перед рейсом.
Подготовкой квалифицированного персонала занимается транспортная организация. Критерии для программы обучения устанавливает инспекция по жд надзору. Контроль знаний сотрудников проводится на ежегодной основе минимум 1 раз. Внеплановая проверка также может быть, если:
- предписана контролирующими организациями;
- сотрудник устроился на новое рабочее место;
- внесены поправки в должностные инструкции.
Для минимизации вредных последствий каждый член команды сопровождения должен быть обеспечен средствами для устранения возгорания или утечки (просыпания) груза на вверенном участке (в вагоне). И, конечно, наличие специальной защитной амуниции облегчит работу в поездке.
Кто должен сдавать отчёт по парниковым газам в 2023 году
За выбросы парниковых газов должны отчитываться организации и ИП, которые в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» относятся к регулируемым организациям. Критерии отнесения к таким организациям прописаны в постановлении Правительства РФ от 14.03.2022 № 355.
Справка! Регулируемые организации — это компании, хозяйственная или иная деятельность которых одновременно соответствует двум ключевым критериям:
- сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысяч тонн углекислого газа в год;
- соответствует производственным процессам и (или) видам хозяйственной и иной деятельности по перечню и показателям согласно приложению к постановлению от 14.03.2022 № 355. К таким производственным процессам, в частности, относятся стационарное сжигание газообразного, жидкого и твёрдого топлива, сжигание на факельных установках углеводородных смесей, технологические операции, осуществляемые при разведке, добыче, переработке, транспортировке, хранении нефти и газа, чёрная и цветная металлургия, производство минеральных материалов, аммиака, нефтехимическое производство и производство сажи, сжигание топлива в транспорте, обращение с отходами и т.д.
Транспортным предприятиям необходимо обозначать автомобили, которые выполняют перевозки ОГ. Для обозначения ТС используются особые окрасы, знаки и надписи.
Перевозка едких соединений производится в цистернах, имеющих желтый окрас. На обеих сторонах нужно рисовать продольные полосы черного цвета. Внутри должно находиться сообщение «Едкий материал». Отдельным случаем является перевозка аммиака, необходимость окраски кузова отсутствует, но нанесение надписи «Огнеопасно. Аммиачная вода» остается обязательным. Перевозка метанола сопровождается уведомлением «Яд — метанол».
Условно можно разделить знак об опасности на 2 треугольника. Верхний содержит символ соответствующий классу вещества. Нижний элемент вмешает дополнительную информацию вроде особенности совместимости или номера ОГ, который проставляется по стандартам ООН.
Основная задача ADR – обеспечить эффективную доставку опасных грузов и упростить их международную транспортировку.
Действующее соглашение, как и ДОПОГ 2021, применяют к перевозкам, которые осуществляются по территории как минимум двух государств, являющихся инициаторами соглашения.
Чтобы торговля в рамках ЕС была более единообразной и свободной, члены Евросоюза используют приложения к ДОПОГ 2021 в качестве основы для регулировки автоперевозок опасных грузов. В прил. А содержатся общие положения соглашения и описание опасных грузов, а прил. В содержит положения об автотранспорте и особенностях доставки. Впоследствии ADR приняли многие государства, которые не являются членами Евросоюза.
В состав ДОПОГ 2021 входят 17 статей. Основной является статья №2, определяющая условия для выполнения перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
Согласно статье, упаковка и маркировка опасных грузов, а также устанавливаемые на автотранспорт знаки опасности должны отвечать требованиям прил. А. При этом оснащению и конструкции автомобиля необходимо соответствовать прил. В. Лишь в этом случае становится возможной выдача разрешения ДОПОГ на перевозку опасных грузов.
Существуют особые требования и ограничения, которые могут применяться участниками ДОПОГ в отношении автомобильного транспорта. Требования касаются автотранспорта, который используется в комбинированных перевозках и проезжает через транспортные терминалы, например, порты. Также особые требования ADR предъявляются к маршруту доставки, местам стоянки автомобиля и к поведению в чрезвычайных ситуациях.
Что касается дополнительных ограничений ДОПОГ, они касаются проезда через существующие сооружения (мосты, эстакады), движения автомобиля по маршруту, исключающему проезд промзоны и жилые районы, а также перемещения в определенные даты.
Подробнее про ДОПОГ и нововведения
Основным документом, который регулирует транспортировку опасных грузов с помощью автомобилей, является Постановление Правительства № 272 от 14.04.2011, в котором учтены все нормы, обозначенные в Международном соглашении о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Впервые это соглашение было опубликовано еще в 1968 году, но существенно изменялось несколько раз. На данный момент действует версия ДОПОГ, датированная 2017 годом.
Ключевые правила, касающиеся перевозки опасных грузов автотранспортом, совпадают с правилами, касающимися их доставки по железной дороге. Речь идет об аварийных карточках, маркировках, информационных табличках и картах. В оснащение специального транспорта входят:
- хотя бы один противооткатный упор;
- два отдельных предупреждающих символа с подсветкой;
- особая форма для членов экипажа.
Плюсы обращения к специалистам для перевозки опасных грузов
В наше время сфера услуг настолько развита, что с любой проблемой человек может обратиться к специалистам, которые исправят ее быстро и качественно. Каждый сам решает, что пытаться делать самому, а что доверить профессионалам. Но есть ряд ситуаций, в которых без посторонней помощи не обойтись, и одна из них – необходимость перевозки опасного груза.
Если организации нужно доставить из одного места в другое вещества, которые требуют особых условий транспортировки, самое логичное решение – обратиться в компанию, которая не первый год занимается подобной деятельностью и знает все ее особенности. Профессиональные перевозчики не только обеспечивают сохранность и безопасность специфических грузов, но и гарантируют соблюдение оговоренных сроков доставки.
Некоторые перевозки можно осуществлять без ДОПОГ. Требования этого международного соглашения не обязательны в следующих случаях:
- Для транспорта, чья предельная скорость не превышает 40 км/час.
- Для транспорта Армии РФ.
- Для частников, перевозящих грузы в целях личного потребления.
- Для грузов, перевозимых специальными органами и службами спасения при аварийно-спасательных работах.
- Для перевозки отходов действующих предприятий.
- Для перевозки пустой тары.
- Не указанные в перечне ДОПОГ грузы.
- При небольших размерах тары, небольшом весе, которые определяются в каждом конкретном случае и др.
Если произошла авария…
Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.
В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.
Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.
Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.
Разрешение на перевозку негабаритных грузов
Как отмечалось выше, для перевозки объемных и тяжеловесных грузов необходимо получить специальное разрешение. В Росавтодор региона, откуда начинается маршрут, пишется заявление о выдаче разрешения. К заявлению прикладывается пакет документов, обозначенный в п. 9 Приказа № 258:
Заявление и схема должны быть заверены заявителем, а копии документов на ТС его владельцем или нотариально. В зависимости от особенностей ситуации могут потребоваться другие дополнительные документы.
Оформление разрешения проходит в несколько этапов:
Составленный маршрут, Управдор согласует с организациями, на балансе которых находятся дороги, по которым пролегает путь негабаритного транспорта. После согласования, разрешение подписывается в ГИБДД. Вся процедура может занять от одного дня до одного месяца.
Отказать в выдаче разрешения могу в следующих случаях:
Формальными причинами для отказа в могут стать:
Размер госпошлины за оформление разрешения составляет 1600 руб.
Если же вам нужно оформить разрешение максимально быстро, можно обратиться в частную организацию-посредника. У таких компаний есть опыт в получении спецразрешений, и поэтому процесс идет быстро и без ошибок. Стоимость услуги будет зависеть от нюансов маршрута и размеров крупногабаритного транспорта.
Если Росавтодор отказал в выдаче разрешения, везти негабарит без разрешения запрещено. За нарушение предусмотрен административный штраф.