Лицензия на эксплуатацию трубопроводов горячей воды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на эксплуатацию трубопроводов горячей воды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ЭПБ трубопроводов пара и горячей воды проводится в рамках Федеральных норм и правил «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. Приказом Ростехнадзора № 538 от 14 ноября 2013 г., на основании положений Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г.

Порядок лицензирования котельной. Лицензирование тепловых сетей

Перед тем, как подавать документы на оформление лицензии для эксплуатации котельной или тепловых сетей, необходимо выполнить ряд требований, определяемых ПП РФ № 492 от 10.06.2013 г., среди которых стоит выделить:

  • Здания и сооружения, а также земельный участок, где располагается ОПО должны быть в собственности эксплуатирующей организации, или в арендном пользовании;
  • Котельную и теплосеть необходимо зарегистрировать в реестре Ростехнадзора;
  • На ОПО должен быть одобренный Ростехнадзором Акт ввода в эксплуатацию;
  • Оборудование, которое используется в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности …», требуется поставить на учет;
  • ОПО нужно застраховать от несчастных случаев.

Порядок лицензирования котельной. Лицензирование тепловых сетей

Перед тем, как подавать документы на оформление лицензии для эксплуатации котельной или тепловых сетей, необходимо выполнить ряд требований, определяемых ПП РФ № 492 от 10.06.2013 г., среди которых стоит выделить:

  • Здания и сооружения, а также земельный участок, где располагается ОПО должны быть в собственности эксплуатирующей организации, или в арендном пользовании;
  • Котельную и теплосеть необходимо зарегистрировать в реестре Ростехнадзора;
  • На ОПО должен быть одобренный Ростехнадзором Акт ввода в эксплуатацию;
  • Оборудование, которое используется в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности …», требуется поставить на учет;
  • ОПО нужно застраховать от несчастных случаев.

Ростехнадзор разъясняет: Категорирование и учет оборудования, работающего под избыточным давлением

Вопрос от 25.02.2020:

Требуется ли регистрация в органах Ростехнадзора, магистрального паропровода диаметром 125мм, температура до 180, давление до 1,25Мпа, 4-го класса опасности.

Ответ: В соответствии с подпунктом м пункта 215 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116 (далее — ФНП ОРПД), подлежат учету в органах Ростехнадзора трубопроводы пара и горячей воды внутренним диаметром более 100 мм, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 0 С и избыточное давление 1,6 МПа. Согласно п. 217 ФНП ОРПД регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — ОПО) подлежат объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора. В соответствии с вышесказанным, паропровод с параметрами, указанными в Вашем обращении, подлежит учету в территориальных органах Ростехнадзора, а также регистрации в государственном реестре ОПО.

Вопрос:

Подлежит ли постановке на учет в органах Ростехнадзора водогрейный котел вместимостью 885 л (0,885 м3) с максимальным рабочим давлением 0,5 МПа и температурой в котловом контуре 110 градусов Цельсия, планируемым к включению в состав ОПО — сеть газопотребления?

Ответ: Согласно пункту 3 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2014 № 116 (далее — ФНП ОРПД), ФНП ОРПД направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа), в том числе, воды при температуре более 115 градусов Цельсия.

В случае если в соответствии с паспортными характеристиками температура в котловом контуре котла 115 градусов Цельсия или ниже, то ФНП ОРПД на такие котлы не распространяются, в связи с чем они не подлежат учету в органах Ростехнадзора.

Вопрос:

Основным видом деятельности нашего предприятия является выработка тепловой энергии и доставка её потребителям. Объекты предприятия поднадзорны Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Одним из видов деятельности нашего предприятия является эксплуатация ОПО трубопроводов пара и горячей воды 4 категории, наружных паропроводов, тепловых сетей с температурой горячей воды свыше 115°С. Ранее, при определении категории и групп эксплуатируемых трубопроводов мы в своей работе руководствовались ПБ 10-573-03, в связи с утверждением новых «Правил промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» в процессе работы возникли вопросы по эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды.

Просим Вас пояснить, какими нормативными документами, помимо «Правил промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», необходимо руководствоваться в работе на этапе определения категории трубопроводов, проведения их регистрации в органах надзора?

ФНП ОРПД не устанавливают требований к проектированию и изготовлению трубопроводов в отличие от Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), действовавших до вступления в силу ФНП ОРПД, в связи с тем, что с 01.02.2014 обязательные требования к проектированию и изготовлению указанного оборудования установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41.

В соответствии с приложением № 1 к ТР ТС 032/2013 в зависимости от технических характеристик и свойств рабочей среды оборудование подразделяется на четыре категории опасности (1, 2, 3, 4), причем к 4 категории отнесено оборудование, обладающее более высокой степенью опасности, в отличие от этого в ПБ 10-573-03 трубопроводы по возрастанию степени опасности категорировались в обратном порядке цифрового отсчета (4, 3, 2, 1), соответственно, трубопроводы с наиболее опасными параметрами были отнесены к I категории.

В связи с наличием в ПБ 10-573-03 и ТР ТС 032/2013 различий в нумерации категорий трубопроводов, а также в критериях их отнесения к конкретной категории (давление, температура в ПБ 10-573-03 и давление, диаметр, произведение давления на диаметр и температура ползучести в ТР ТС 032/2013), с целью исключения ошибок при одновременном применении ФНП ОРПД и ТР ТС 032/2013 в ФНП ОРПД в тексте пунктов, определяющих область применения требований ФНП ОРПД и случаи, в которых оборудование не подлежит учету в Ростехнадзоре, в отношении трубопроводов указаны цифровые значения параметров (давление, температура и диаметр), по которым они подразделяются на попадающие и не попадающие в область применения требований ФНП ОРПД, а также подлежащие и не подлежащие учету.

Например, согласно подпункту г) пункта 3 ФНП ОРПД их требования не применяются в отношении объектов, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды с наружным диаметром менее 76 мм, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 450°C и давление 8 МПа, что соответствует указанному в подпункте д) пункта 1.1.2 ПБ 10-573-03 для трубопроводов II, III, IV категорий, а согласно подпункту к) пункта 215 ФНП ОРПД не подлежат учету в территориальном органе Ростехнадзора трубопроводы пара и горячей воды с условным проходом 70 мм и менее, у которых температура рабочей среды не превышает 450°C при давлении рабочей среды более 8,0 МПа, а также у которых температура рабочей среды превышает 450°C без ограничения давления рабочей среды, что соответствует трубопроводам I категории согласно таблице 1 пункта 1.1.3 ПБ 10-573-03, регистрация которых при диаметре 70 мм и менее не требовалась и ранее с учетом пункта 5.1.3 ПБ 10-573-03.

В отличие от действовавших до вступления в силу ФНП ОРПД требований ПБ 10-573-03 по обязательной регистрации в территориальном органе Ростехнадзора трубопроводов до пуска их в работу, в разделе IV ФНП ОРПД установлены требования к порядку ввода в эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе о необходимости согласно пунктам 214 и 215 ФНП ОРПД направления эксплуатирующей организацией в территориальный орган Ростехнадзора после ввода оборудования в эксплуатацию информации для его учета в объеме, установленном пунктом 216 ФНП ОРПД.

Почему котельные являются опасными производственными объектами

Котельная и тепловые сети, это общее название объекта, который может являться или не являться опасным производственным объектом. Если котельная новая, только построенная, то на этапе проектирования определяется опасный объект данная котельная или нет. Если же объект официально эксплуатируется какое-то время, то понять по чему он является опасным производственным объектом, можно из сведений характеризующих ОПО.

Существует ряд факторов влияющих на необходимость получения лицензии на котельную. К ним относятся оборудование и вещества использующиеся или хранящиеся на территории котельной:

1. В котельной используется оборудование работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабоче среды 250 ºС и более. За исключением оборудования указанного в пункте 4 ФНП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» от 25.03.2014 г.

2. В котельной имеется запас резервного топлива, которое относится к горючим жидкостям в объеме 1000 и более тонн;

3. Котельная работает на природном газе (газовая котельная);

4. Котельная осуществляет теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей.

ВАЖНО: Если котельной присвоен 4 класс опасности, лицензию на котельную получать не нужно.

Переоформление лицензии на эксплуатацию котельной

Переоформление лицензии на котельную происходит в полном соответствии с первичным получением лицензии на котельную и тепловые сети. Единственное отличие в том, что не нужно подавать те документы в которых не происходили изменения. Но практика показывает, что когда у организации добавляются новые объекты, это автоматически влечёт за собой внесение изменений во все документы, и необходимо сдавать практически полный пакет документов, как при получении лицензии.

Дополнительно, за каждое изменение необходимо платить гос. пошлину. Например вы добавляете 2 адреса осуществления лицензионной деятельности, гос. пошлина оплачивается 2 раза, по 3500 рублей.

Какие котлы регистрируются в ростехнадзоре

Статья 22.1. Разрешение на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок

(введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 141-ФЗ)

2. Разрешение на допуск в эксплуатацию выдается:

1) в ходе подключения (технологического присоединения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения;

2) в случае ввода в эксплуатацию нового или реконструированного объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки, подключение (технологическое присоединение) которых к системе теплоснабжения не осуществляется.

3. На период проведения испытаний и наладки объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки выдается временное разрешение на допуск в эксплуатацию.

4. Подача тепловой энергии, теплоносителя на теплопотребляющую установку и выдача тепловой энергии, теплоносителя объектом теплоснабжения осуществляются после получения разрешения на допуск в эксплуатацию, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, в порядке, в случаях и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Категории объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок, для которых требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию, определяются Правительством Российской Федерации.

6. Порядок, случаи и условия выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию определяются Правительством Российской Федерации. Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию осуществляется без взимания платы.

7. Положения настоящей статьи распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.

Вопрос: Имеет ли право ответственный за осуществление производственного контроля после проведения технического освидетельствования оборудования, работающего под избыточным давлением, установить разрешённое давление, величина которого превышает паспортное значение, но меньше расчётного?

Ответ: В соответствии с п. 4 ТР ТС 032/2013, под рабочим давлением понимается максимальное избыточное давление, возникающее в оборудовании при нормальном протекании рабочего процесса.

Разрешённое давление – максимально допустимое избыточное давление для оборудования (элемента), установленное на основании оценки соответствия и (или) контрольного расчёта на прочность.

Согласно требованиям п. 415 ФНП ОРПД, расчёт на прочность оборудования, работающего под избыточным давлением, с оценкой остаточного ресурса и (или) остаточного срока службы проводится в рамках технического диагностирования.

Пунктом 365 ФНП ОРПД установлено, что техническое диагностирование оборудования, работающего под избыточным давлением, с применением методов неразрушающего контроля должно быть проведено в порядке, предусмотренном ФНП ОРПД, в случае если при освидетельствовании будут обнаружены дефекты, для установления их характера и размеров.

Учитывая изложенное сообщаем:

1. Установление разрешённого давления, отличного от указанного изготовителем в паспорте рабочего давления, возможно только на основании результатов технического диагностирования оборудования, работающего под избыточным давлением, в случае выявления при проведении технического освидетельствования дефектов.

2. Установление величины разрешённого давления, превышающей значение рабочего давления, указанного изготовителем в паспорте, фактически означает, что эксплуатирующая организация планирует использовать оборудование, работающее под избыточным давлением, в рабочем процессе, для которого оно не предназначено.

Таким образом, величина разрешённого давления, установленного по результатам технического освидетельствования, не может превышать рабочее давление, установленное изготовителем и указанное в паспорте оборудования, работающего под избыточным давлением.

Вопрос: При постановке на учёт трубопровода 2007 г. ввода в эксплуатацию возник вопрос необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) технического устройства до начала применения на ОПО в соответствии со ст. 7 ФЗ № 116 (ред. от 13.07.2015 г.). Но на момент ввода в эксплуатацию трубопровода в 2007 г. такая норма в законодательстве отсутствовала (Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 18.12.2006 г.). Трубопроводы, материалы и арматура, применённые при монтаже трубопровода, имели необходимые сертификаты и разрешения. Управление Ростехнадзора на данный трубопровод в 2007 г. на основании предоставленных документов выдало разрешение на допуск в эксплуатацию. В настоящий момент трубопровод не отработал 20 лет.

На основании вышеизложенного, прошу пояснить необходимость проведения ЭПБ техническому устройству – трубопроводу, введённому в эксплуатацию в 2007 г., если на момент ввода его в эксплуатацию требований о проведении экспертизы до начала применения на ОПО в законодательстве отсутствовали, ТР ТС 032/2013 вступил в силу с 01.02.2014 г. и с учётом ст. 4 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.), где сказано, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В ФЗ № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) положений об особенности его применения на отношения, возникшие до его вступления в силу, нет.

Ответ: Порядок учёта оборудования, работающего под избыточным давлением, используемого на ОПО, установлен п. 214 ФНП ОРПД.

В отношении оборудования, введённого в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД и не подлежавшего ранее регистрации в органах Ростехнадзора, процедура учёта осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в соответствии со сведениями, характеризующими ОПО, представленными эксплуатирующей организацией при регистрации ОПО в государственном реестре согласно требованиям приложения № 7 Регламента Ростехнадзора по регистрации ОПО.

В случае недостаточности имеющейся в территориальном органе Ростехнадзора информации Вам необходимо обеспечить её уточнение путём направления соответствующих писем.

При отсутствии в сведениях, характеризующих ОПО, информации об указанных в обращении трубопроводах Вам надлежит направить в территориальный орган Ростехнадзора, выдавший свидетельство о регистрации ОПО в государственном реестре, заявление о внесении изменений в сведения, характеризующие ОПО, в части дополнения информации об используемых в составе ОПО технических устройствах.

Одновременно сообщаем, что проведение экспертизы промышленной безопасности трубопровода, имеющего разрешение на ввод в эксплуатацию и не отработавшего расчётный срок службы, установленный изготовителем, не требуется.

Что такое экспертиза промышленной безопасности тепловых сетей

ЭПБ трубопроводов пара и горячей воды проводится в рамках Федеральных норм и правил «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. Приказом Ростехнадзора № 538 от 14 ноября 2013 г., на основании положений Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г.

Проведение экспертизы трубопровода и технических устройств тепловых сетей осуществляется уполномоченной организацией, имеющей лицензию Федеральной службы Ростехнадзора. К обследованию объектов промышленной безопасности допускаются только обученные и аттестованные эксперты.

Настоящий стандарт устанавливает основные технические требования к технологическим трубопроводам: условия выбора и применения труб, деталей трубопроводов, арматуры и основных материалов для их изготовления, а также требования к сварке и термообработке, размещению трубопроводов, условиям нормальной эксплуатации, соблюдение которых обязательно для предприятий, имеющих подконтрольные надзорным органам производства.

Настоящий стандарт предназначен для специалистов, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию трубопроводов в нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтяной, газовой и других смежных отраслях промышленности.

Читайте также:  Как делится наследство между наследниками первой очереди по закону с завещанием

В работе принимали участие: Селезнев Г.М. (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору), Миркин А.З., Кабо Л.Р., Магалиф В.Я., Куликов А.В., Усиньш В.В., Корельштейн Л.Б. (ООО «НТП Трубопровод»), Самохин Ю.Н., Толкачев Н.Н. (ОАО «ВНИКТИнефтехимоборудование», разделы 13, 14, приложение К), Бочаров А.Н. (ОАО «ВНИИНЕФТЕМАШ», разделы 7, 12, приложения А, Б), Харин П.А. (ОАО «НИИХИММАШ», разделы 7, 12, приложение А), Кузнецов А.М. (ОАО «ИркутскНИИХИММАШ», разделы 7, 12, подразделы 6.7, 11.4, приложения А, Г, Д, Л), Тарасьев Ю.И., Дунаевский С.Н. (ЗАО «НПФ «ЦКБА», раздел 8, приложение Н), ЗАО «Петрохим Инжиниринг» (раздел 12, приложение Б), Хренков Н.Н. (ГК «ССТ», пункт 10.8.11).

Настоящий стандарт учитывает требования технического регламента [1] и директивы [2].

Лицензия на эксплуатацию котельной и тепловых сетей

Лицензия на эксплуатацию котельной и тепловых сетей — документ государственного образца разрешающий эксплуатацию котельной и котельного оборудования (котлы паровые и водогрейные, трубопроводы пара и горячей воды, электрокотлы), а также других опасных производственных объектов, которые были заявлены при получении лицензии.

Срок получения лицензии: 45 дней

Лицензирование котельных стало обязательным с 1997 года, когда был введён в действие 116-ФЗ, в котором было прописано, что организация эксплуатирующая опасный производственный объект обязана иметь лицензию на эксплуатацию опасного объекта, а котельная чаще всего является опасным объектом.

Требования к лицензиатам

Получить лицензию на эксплуатацию котельной может как крупное предприятие, так и ИП. Главное — чтобы соискатель отвечал всем требованиям, перечисленным в Положении о лицензировании, установленном ПП РФ № 492. К ним относятся:

  • наличие у лицензиата необходимых расходных материалов и технических устройств, которые могут понадобиться предприятию для ведения той или иной лицензируемой деятельности. Объекты капитального строительства при этом должны находиться в собственности компании или долгосрочной аренде;
  • наличие документов, которые подтверждают успешный ввод объектов лицензирования в эксплуатацию (паспорт оборудования, акт с подписью инспектора Ростехнадзора, свидетельство о регистрации ОПО);
  • организация на территории предприятия системы контроля над соблюдением сотрудниками норм промбезопасности и регулярное прохождение аттестации по ТБ.

Понадобится также договор, заключённый с аварийно-спасательными службами. И определённая финансово-материальная «подушка», подтверждающая, что в случае возникновения аварийной ситуации организация сможет локализовать и ликвидировать её последствия.

Где ставят на учет трубопроводы

Постановкой на учет трубопроводов занимается отдел по надзора за оборудованием работающим под давлением Территориальных органов Ростехнадзора. Документы подаются в Территориальное подразделение, которое осуществляет надзор за той территорией где находится трубопровод.

При постановке на учет трубопроводов можно столкнутся со следующим:

1. Нет документов которые необходимы для постановки на учет трубопроводов;

2. Инспектор отказывается ставить на учет, на основании недостаточности представленных документов;

3. Не верно оформлены документы;

4. Запутанная структура Территориальных органов Ростехнадзора и непонятно куда подавать документы.

Все вышеперечисленное затягивает сроки постановки на учет, по этому советуем перед поставкой на учет консультироваться с Ростехнадзором, и изучить законодательство по данной процедуре. Если вы не хотите тратить время и силы на постановку на учет трубопровода, позвоните и наши специалисты за 20 дней поставят на учет трубопровод.

Нужна ли лицензия на обслуживание системы отопления в здании?

2.3.20. При осмотре водогрейных котлов типов ПТВ, ПТВМ, ПТВГ и др. особое внимание следует уделять проверке состояния труб конвективной части, где часто возникают коррозионные язвины как с внутренней, так и с наружной стороны. В отдельных случаях, при нарушении водного режима, возможен пережог труб вследствие отложений накипи и шлама. Перед началом внутреннего осмотра рекомендуется производить контрольные вырезки из трубной системы котла в соответствии с указаниями инструкций по монтажу и эксплуатации заводов — изготовителей котлов.
При осмотре коллекторов следует обращать внимание на наличие и состояние разделительных перегородок, возможные коррозионные повреждения стенок как с внутренней, так и с наружной стороны, а также на состояние стенок в зоне опорных устройств.

2.3.21. Характерными повреждениями жаротрубных котлов являются выпучины в жаровых трубах и трещины, образующиеся в отгибах бортов жаровых труб, особенно в местах соединения труб с днищами, и в отгибах бортов днищ — в местах соединения с корпусом. Очень опасны поперечные трещины, возникающие преимущественно в первых звеньях жаровых труб.
2.3.22. В трубных решетках котлов с дымогарными трубами (котлы паровозов, локомобилей, кранов) встречаются трещины между отверстиями для труб и в отбортовке, а также износ и деформация стенок труб. Наиболее частыми повреждениями дымогарных труб являются обгорание и износ отбортованных концов, расстройство вальцовочных соединений и трещины от частых развальцовок.
В топочных камерах котлов паровозного типа возможны выпучины на потолке и стенках топки, трещины в отбортовке топочных листов, коррозионный износ и обрыв связей.
2.3.23. В вертикальных цилиндрических котлах, работающих на газообразном или жидком топливе, следует проверять состояние обмуровки, защищающей от перегрева нижнюю часть внутренней цилиндрической обечайки в зоне уторного кольца. В этих котлах особенно опасны выпучины в стенках внутренней обечайки и дефекты в сварных швах уторного и шуровочного колец.
При осмотре котлов любых конструкций следует проверять состояние кромок люковых отверстий, крышек люков и их креплений.

2.3.24. Наиболее вероятными местами повреждений пароперегревателей являются наружная поверхность труб, сварных швов приварки труб к коллекторам, внутренняя и наружная поверхности коллекторов, включая мостики между отверстиями труб, визуальный осмотр которых следует проводить с особой тщательностью.
2.3.25. При осмотре входных и поворотных газовых камер необходимо обращать внимание на лазовые отверстия, сварные швы штуцеров, косынок для приварки стоек входной камеры, креплений скоб змеевиков для обогрева, а также неподвижных опор под входной газовой камерой.
2.3.26. При визуальном осмотре барабана следует обращать внимание на участки зеркала испарения по обе стороны вдоль барабана и на его нижнюю часть, а также на места приварки анкерных связей и накладок. Кроме этого необходимо осмотреть наружную поверхность в зонах опор, стыковые сварные швы обечаек и швы приварки днищ (продольных и поперечных), наружные и внутренние поверхности лазовых отверстий, а также другие отверстия.
2.3.27. При осмотре днищ барабанов нужно обращать внимание на зоны приварки угловых косынок, анкерных связей и прилегающие к ним дымогарные трубы, а также на мостики между отверстиями.
2.3.28. Следует проводить тщательный визуальный осмотр наружной поверхности дымогарных труб, доступных для осмотра, а также гибов трубопроводов в пределах котла — утилизатора и труб ввода питательной воды и пара.

3.2.1. Перед первичным техническим освидетельствованием сосуда необходимо убедиться в том, что изготовление, установка и схема включения сосуда, оснащение его арматурой, контрольно — измерительными приборами, средствами автоматики и сигнализации соответствуют требованиям Правил и представленным при регистрации документам.
Необходимо проверить соответствие паспорту данных заводской таблички (клейм, выбитых на сосуде) и регистрационного номера.
Следует также проверить наличие:
приказа о назначении лица технического надзора и лица, ответственного за исправное состояние и безопасное действие сосуда, прошедших проверку знаний;
аттестованного обслуживающего персонала;
инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, сменного журнала, инструкций и журналов по дополнительным освидетельствованиям и испытаниям сосудов, журнала контрольных проверок манометров, инструкций по эксплуатации приборов автоматики безопасности и сигнализации.
3.2.2. Перед периодическим или досрочным техническим освидетельствованием необходимо:
ознакомиться с ранее сделанными записями в паспорте сосуда. Если сосуд подвергался ремонту, следует проверить по документам, были ли полностью соблюдены требования Правил при выполнении ремонтных работ (качество примененных материалов, качество сварных соединений и др.);
проверить наличие приказа о назначении лица технического надзора и лица, ответственного за исправное действие сосуда, прошедших проверку знаний, а также наличие аттестованного обслуживающего персонала;
ознакомиться с актами технического диагностирования сосуда (если оно проводилось), обратив особое внимание на рекомендуемые сроки и параметры эксплуатации, а также выявленные дефекты.

4.1.1. Трубопроводы должны подвергаться техническому освидетельствованию в следующие сроки:
наружному осмотру и гидравлическому испытанию — перед пуском вновь смонтированного трубопровода;
наружному осмотру — не реже одного раза в три года;
наружному осмотру и гидравлическому испытанию — после ремонта с применением сварки и при пуске трубопровода после нахождения его в состоянии консервации свыше двух лет.
4.1.2. Техническое освидетельствование вновь смонтированных трубопроводов проводится после регистрации их в органах госгортехнадзора и окончания всех сварочных работ, термообработки и проведения всех предусмотренных Правилами видов контроля, а также после установки и окончательного закрепления опор и подвесок.
4.1.3. Перед техническим освидетельствованием трубопровод должен быть надежно отключен от действующих трубопроводов и оборудования. В том случае, если трубопровод своевременно не подготовлен к техническому освидетельствованию, следует потребовать повторного предъявления трубопровода к освидетельствованию и наложения взыскания на ответственных за это лиц.
4.1.4. Вновь смонтированные трубопроводы подвергаются техническому освидетельствованию до наложения изоляции. На тепловых электростанциях допускается освидетельствование вновь смонтированного трубопровода, изготовленного из бесшовных труб с наложенной изоляцией, при условии положительных результатов 100% контроля элементов трубопроводов (труб, фасонных частей) неразрушающими методами дефектоскопии и предъявления для осмотра сварных стыков и фланцевых соединений без тепловой изоляции.
4.1.5. Техническое освидетельствование трубопроводов проводится в такой последовательности:
проверка технической документации;
наружный осмотр;
гидравлическое испытание.

Читайте также:  Сколько можно проживать без регистрации гражданину РФ в другой области

Какие котлы регистрируются в ростехнадзоре

Статья 22.1. Разрешение на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок

(введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 141-ФЗ)

2. Разрешение на допуск в эксплуатацию выдается:

1) в ходе подключения (технологического присоединения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения;

2) в случае ввода в эксплуатацию нового или реконструированного объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки, подключение (технологическое присоединение) которых к системе теплоснабжения не осуществляется.

3. На период проведения испытаний и наладки объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки выдается временное разрешение на допуск в эксплуатацию.

4. Подача тепловой энергии, теплоносителя на теплопотребляющую установку и выдача тепловой энергии, теплоносителя объектом теплоснабжения осуществляются после получения разрешения на допуск в эксплуатацию, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, в порядке, в случаях и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Категории объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок, для которых требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию, определяются Правительством Российской Федерации.

6. Порядок, случаи и условия выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию определяются Правительством Российской Федерации. Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию осуществляется без взимания платы.

7. Положения настоящей статьи распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.

Вопрос: Имеет ли право ответственный за осуществление производственного контроля после проведения технического освидетельствования оборудования, работающего под избыточным давлением, установить разрешённое давление, величина которого превышает паспортное значение, но меньше расчётного?

Ответ: В соответствии с п. 4 ТР ТС 032/2013, под рабочим давлением понимается максимальное избыточное давление, возникающее в оборудовании при нормальном протекании рабочего процесса.

Разрешённое давление – максимально допустимое избыточное давление для оборудования (элемента), установленное на основании оценки соответствия и (или) контрольного расчёта на прочность.

Согласно требованиям п. 415 ФНП ОРПД, расчёт на прочность оборудования, работающего под избыточным давлением, с оценкой остаточного ресурса и (или) остаточного срока службы проводится в рамках технического диагностирования.

Пунктом 365 ФНП ОРПД установлено, что техническое диагностирование оборудования, работающего под избыточным давлением, с применением методов неразрушающего контроля должно быть проведено в порядке, предусмотренном ФНП ОРПД, в случае если при освидетельствовании будут обнаружены дефекты, для установления их характера и размеров.

Учитывая изложенное сообщаем:

1. Установление разрешённого давления, отличного от указанного изготовителем в паспорте рабочего давления, возможно только на основании результатов технического диагностирования оборудования, работающего под избыточным давлением, в случае выявления при проведении технического освидетельствования дефектов.

2. Установление величины разрешённого давления, превышающей значение рабочего давления, указанного изготовителем в паспорте, фактически означает, что эксплуатирующая организация планирует использовать оборудование, работающее под избыточным давлением, в рабочем процессе, для которого оно не предназначено.

Таким образом, величина разрешённого давления, установленного по результатам технического освидетельствования, не может превышать рабочее давление, установленное изготовителем и указанное в паспорте оборудования, работающего под избыточным давлением.

Вопрос: При постановке на учёт трубопровода 2007 г. ввода в эксплуатацию возник вопрос необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) технического устройства до начала применения на ОПО в соответствии со ст. 7 ФЗ № 116 (ред. от 13.07.2015 г.). Но на момент ввода в эксплуатацию трубопровода в 2007 г. такая норма в законодательстве отсутствовала (Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 18.12.2006 г.). Трубопроводы, материалы и арматура, применённые при монтаже трубопровода, имели необходимые сертификаты и разрешения. Управление Ростехнадзора на данный трубопровод в 2007 г. на основании предоставленных документов выдало разрешение на допуск в эксплуатацию. В настоящий момент трубопровод не отработал 20 лет.

На основании вышеизложенного, прошу пояснить необходимость проведения ЭПБ техническому устройству – трубопроводу, введённому в эксплуатацию в 2007 г., если на момент ввода его в эксплуатацию требований о проведении экспертизы до начала применения на ОПО в законодательстве отсутствовали, ТР ТС 032/2013 вступил в силу с 01.02.2014 г. и с учётом ст. 4 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.), где сказано, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В ФЗ № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) положений об особенности его применения на отношения, возникшие до его вступления в силу, нет.

Ответ: Порядок учёта оборудования, работающего под избыточным давлением, используемого на ОПО, установлен п. 214 ФНП ОРПД.

В отношении оборудования, введённого в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД и не подлежавшего ранее регистрации в органах Ростехнадзора, процедура учёта осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в соответствии со сведениями, характеризующими ОПО, представленными эксплуатирующей организацией при регистрации ОПО в государственном реестре согласно требованиям приложения № 7 Регламента Ростехнадзора по регистрации ОПО.

В случае недостаточности имеющейся в территориальном органе Ростехнадзора информации Вам необходимо обеспечить её уточнение путём направления соответствующих писем.

При отсутствии в сведениях, характеризующих ОПО, информации об указанных в обращении трубопроводах Вам надлежит направить в территориальный орган Ростехнадзора, выдавший свидетельство о регистрации ОПО в государственном реестре, заявление о внесении изменений в сведения, характеризующие ОПО, в части дополнения информации об используемых в составе ОПО технических устройствах.

Одновременно сообщаем, что проведение экспертизы промышленной безопасности трубопровода, имеющего разрешение на ввод в эксплуатацию и не отработавшего расчётный срок службы, установленный изготовителем, не требуется.

Новые правила по котлонадзору: Экспертиза промышленной безопасности трубопроводов и теплосетей

Вопрос:

При постановке на учет трубопровода 2007 г. ввода в эксплуатацию возник вопрос необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) технического устройства до начала применения на опасном производственном объекте в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

Но на момент ввода в эксплуатацию трубопровода в 2007 году такая норма в законодательстве отсутствовала (Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 18.12.2006). Трубопроводы, материалы и арматура, примененные при монтаже трубопровода, имели необходимые сертификаты и разрешения. Управление Ростехнадзора на данный трубопровод в 2007 году на основании предоставленных документов выдало разрешение на допуск в эксплуатацию. В настоящий момент трубопровод не отработал 20 лет.

На основании вышеизложенного, прошу пояснить необходимость проведения ЭПБ техническому устройству – трубопроводу, введенному в эксплуатацию в 2007 году, если на момент ввода его в эксплуатацию требований о проведении экспертизы до начала применения на опасном производственном объекте в законодательстве отсутствовали, технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) вступил в силу с 01.02.2014 и с учетом ст. 4. Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) где сказано что, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) положений об особенности его применения на отношения, возникшие до его вступления в силу, нет.

В отношении оборудования, введенного в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД [новый документ] и не подлежавшего ранее регистрации в органах Ростехнадзора, процедура учета осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в соответствии со сведениями, характеризующими ОПО, представленными эксплуатирующей организацией при регистрации ОПО в государственном реестре согласно требованиям приложения № 7 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606, зарегистрированным Минюстом России 01.10.2007, рег. № 10224 [новый документ].


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *