Всё об автотехнической экспертизе при ДТП: её виды и 6 этапов прохождения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё об автотехнической экспертизе при ДТП: её виды и 6 этапов прохождения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Независимая экспертная оценка на основе проведенных специалистом-экспертом исследований определяет причины и характер полученных повреждений, устанавливая применимость страхового случая. Ее результаты уточняют сумму, необходимую для выполнения ремонтных работ по восстановлению авто. Вторым случаем, когда без независимой экспертизы не обойтись, является истребованием компенсации с виновного водителя, когда оба участника ДТП оказались не застрахованы по ОСАГО. В этом случае дополнительных мероприятий от водителей не требуется, а документы, выданные экспертом, станут основанием для составления досудебной претензии, подачи иска либо для заключения мирового соглашения по добровольной уплате компенсации.

Кто может проводить автотехническую экспертизу?

Если вас обязали пройти экспертизу, но не сказали к кому обратиться, то это не даёт вам право выбрать первого попавшегося автомастера и пройти процедуру там. Чтобы понять, может ли конкретный специалист или организация проводить автотехническую экспертизу, нужно:

• узнать, есть ли у оценщика или учреждения соответствующая лицензия на проведение необходимого исследования, а также персональный идентификатор (только индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц);

• выяснить, является ли выбранное вами уполномоченное лицо независимым либо оно сотрудничает с конкретной страховой компанией. Эти обстоятельства могут отбросить на результат исследования тень собственных интересов специалиста либо организации. Поэтому, если вам требуется независимая оценка произошедшей ситуации, то следует обратиться к незаинтересованным в результатах расследования лицам;

• уточнить, является ли претендент на специалиста, проводящего осмотр, автотехником или инженером с профильным образованием (только такие лица имеют право заниматься экспертизами).

Помните, что проведённая экспертиза не у уполномоченного на это лица не имеет никакой юридической силы. Поэтому очень важно подойти к выбору независимого оценщика с должным вниманием.

Заключение экспертизы

Автотехническая экспертиза при ДТП, сроки проведения её, а также стоимость зависят от конкретных сложностей процедуры. Например, исследование может длиться от 3 до 8 дней (чем сильнее повреждения автомобиля, тем больше времени на него требуется) и стоить от 3 000 до 10 000 рублей (чем больше времени и сил требуется оценщику для установления всех обстоятельств, тем дороже выйдет работа).

Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:

• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.

На каждый поставленный вопрос должен быть предоставлен ясный и читабельный ответ, который не создаёт дополнительных вопросов. Ответы пишутся в точно такой же последовательности, как и стояли вопросы. Все заключение подписывает то лицо, которое непосредственно проводило осмотр, если оценщиком выступала организация, то бумага заверяется подписью руководителя и печатью юридического лица.

Вопросы, ставящиеся перед экспертами-автотехниками

Исходя из целей исследования, можно привести ориентировочный перечень решаемых вопросов судебной автотехнической экспертизы:

  • Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения? (13.1)
  • Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
  • Какова безопасная скорость движения ТС по условиям заноса (опрокидывания) на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
  • На каком расстоянии от места столкновения (наезда) располагалось ТС в момент возникновения опасности для движения? (13.1)
  • Какой остановочный путь имеет ТС, в условиях места ДТП с учетом скорости движения, полученной расчетным путем, либо заданной в исходных данных? (13.1)
  • За какое время автомобиль (пешеход) преодолеет заданное расстояние с момента возникновения опасности для движения? (13.1)
  • Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем торможения в условиях места ДТП? (13.1)
  • Какими требованиями ПДД РФ в условиях данной дорожной обстановки должен был руководствоваться водитель с целью обеспечения безопасности дорожного движения? (13.1)
  • Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД РФ? (13.1)
  • В чем причина ДТП с технической точки зрения? (13.1)
  • В какой момент (до, в момент ДТП или после) на ТС возникла техническая неисправность узлов тормозной системы (рулевого механизма), способная повлиять на безопасность дорожного движения? (13.2)
  • В какой момент (до, в момент ДТП или после) произошла разгерметизация колеса ТС, способная повлиять на безопасность дорожного движения? (специальность 13.2)
  • Какова причина неисправности узла (агрегата) автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер)? (13.2)
  • Соответствует ли техническим требованиям произведенный ремонт автомобиля, его узла или агрегата (указывают наименование узла (агрегата) марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля)? (13.2)
  • Где относительно элементов проезжей части дороги расположено место столкновения (наезда на пешехода) с учетом признаков зафиксированных на месте ДТП? (13.3)
  • Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП? (13.3).
  • Какова стоимость восстановительного ремонта ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
  • Какова рыночная стоимость автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают да-ту, на которую определяется стоимость)? (13.4)
  • Какова стоимость годных остатков ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость)? (13.4)
  • Каков размер величины утраты товарной стоимости ТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)? (13.4)
  • Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу ТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель ТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое при-вело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)

Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП

При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:

  • Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
  • Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
  • Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
  • Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
  • Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
  • Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
  • Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
  • Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
  • Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
  • Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
  • Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
  • Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
  • Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
  • Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
  • Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
  • В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
  • Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
  • Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
  • Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
  • Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.

Порядок проведения независимой экспертизы

Правила страхования и установленный порядок организации страховой выплаты требуют от СК самостоятельного инициирования экспертизы, которая позволит определить, получены ли повреждения в ДТП, и на какую компенсацию вправе рассчитывать страхователь ОСАГО.

Организация независимой экспертизы силами автовладельца допускается только в том случае, если в отведенное время (в течение 5 дней после обращения), компания не выполнила ее сама. Заключение независимого эксперта дает основания для выдвижения в адрес страховщика требований по возмещению, освобождая далее от необходимости других исследований и осмотров на территории СК.

Иногда результаты первичной и независимой экспертизы не устраивают автовладельца и требуется провести дополнительное исследование повторно. Как правило, такие меры затребованы со стороны недовольного страхователя. Закон предполагает возможность проведения повторной технической экспертизы, с привлечение другого специалиста-техника.

Иногда повторное обследование автомобиля вызвано новыми обстоятельствами, при которых произошел случай, найдены нюансы обстоятельств ДТП, не учтенные ранее при предыдущем заключении. Повторно организовать осмотр можно и после проведенного ремонта, при наличии недовольства со стороны страхователя предоставленными услугами страховщика.

Порядок проведения дополнительного осмотра согласуется с общепринятыми нормами проведения экспертизы ОСАГО, а целесообразность устанавливается вопросами, возникшими уже после получения первичного заключения эксперта.

В каких случаях требуется независимая проверка автомобиля после ДТП

Как правило, потерпевший прибегает к услугам независимых экспертов для проверки объективности результатов оценки, произведенной страховщиками. Решающими факторами для принятия решения о необходимости независимой проверки авто выступают:

  1. Низкий размер страхового возмещения. Если размер выплат по полису ОСАГО или КАСКО ниже, чем ожидалось, то имеет смысл обратиться к независимым компаниям.
  2. Подготовка иска в суд на страховщика. Оспаривание результатов оценки страховщика – это нормальное явление. В большинстве случаев суд принимает во внимание доказательства истца и пересчитывает размер выплат в его пользу.
  3. Решение общих споров.
  4. Несогласие с результатами оценки, проведенной другим участником происшествия. В некоторых ситуациях результаты экспертизы, предоставленные вторым участником ДТП, не соответствуют действительности. Для того, чтобы добиться объективного представления о стоимости ремонта, достаточно обратиться к независимым оценщикам.

Где и как можно ее сделать?

Осуществить независимую экспертизу лучше всего в узконаправленной компании, которая специализируется только на повреждениях после ДТП.

Поскольку отчет о проделанной работе достаточно емкий процесс, предполагающий перечень повреждений, детальное описание скрытых поломок, расчеты и другую важную информацию, ориентироваться лучше всего на экспертов, составляющих заключения для суда. Здесь велика вероятность отсутствия каких-либо ошибок и неточностей. Также, при необходимости обращения в суд, грамотно составленное заключение будет необходимо.

Выбирать фирму, которая сотрудничает со страховой компанией не стоит, результат может быть составлен с учетом интересов страховщиков.

Критерии выбора независимой фирмы:

  1. Время существования предприятия на рынке. Чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными фирмами, а также не стать жертвой неблагонадежных фирм (однодневок), стоит убедиться, что компания не один год занимается этой деятельностью.
  2. Возможность документального подтверждения сотрудничества. При обращении в экспертную компанию, необходимо поинтересоваться заключает ли она договоры на проведение работ и выдает ли чеки по факту их окончания. На компенсацию затрат по проведению независимой оценки можно рассчитывать только при наличии этих документов.
  3. Наличие положительной репутации среди клиентов. Можно изучить отзывы о работе компании и убедиться в ее надежности и профессионализме, а также уточнить процент успешно оконченных экспертиз.
  4. Квалификация и соответствие сотрудников установленным нормам законодательства.
Читайте также:  Налоги, штрафы и сборы, которые вырастут в 2023 году. Инфографика

Детальнее о том, как правильно выбрать независимого эксперта, мы рассказывали в этой статье.

Сколько будет стоит независимая экспертиза?

Стоимость экспертизы автомобиля

Перечень услуг Стоимость, руб.
17. Трасологическая экспертиза от 15000 до 60000(4)
18. Оценка имущества (рыночная стоимость): -земельный участок от 5000
19. -дом, дача, квартира от 5000
20. -мотоцикл от 3000 до 7000

Этапы независимой экспертизы

Законодательством предусматривается четкая последовательность процесса:

  • выбор независимой организации;
  • заключение с ней договора;
  • оплата работы независимого эксперта;
  • согласование даты и времени проведения исследования ТС;
  • оформление телеграммы-приглашения виновнику ДТП и всем заинтересованным лицам;
  • прибытие на экспертизу;
  • эксперт оформляет акт по установленной форме, фиксирует обнаруженные повреждения на фото или видео;
  • эксперт работает над сметой с учетом рыночной стоимости материалов, деталей, которые требуют замены;
  • клиенту выдается заключение, которое оформляется актом передачи-приема;
  • сроки проведения экспертизы и оформления необходимых документов — 3 дня.

Что нужно знать про дополнительную экспертизу?

Разумеется, эксперт – лицо, обладающее специальными познаниями и навыками. Однако, это не гарантирует, что его заключение будет понятно всем участникам процесса. Разрешить вопрос неясности трактовок заключения можно двумя способами: допросом эксперта либо назначением дополнительной экспертизы. Причем в данной ситуации для коммерческих экспертных учреждений производство экспертизы, как правило, не оплачивается.

Приведем в качестве примера вопрос суда и ответ эксперта:

Вопрос: Какова дата прочтения электронного письма?

Ответ: Электронное письмо датировано 01.04.2012.

В данной ситуации не раскрывается, что значит «датировано» – является ли датирование письма датой его отправки, доставки, либо, собственно, прочтения.

Допрос эксперта в подобных ситуациях наиболее целесообразен сточки зрения экономии ресурсов (временны и материальных), и может проводиться органом, назначавшим экспертизу, либо органом, которому это поручено. Так, например, эксперт, дававший заключение по арбитражному делу, может быть просто-напросто вызван в суд. Если же заключение эксперта приобщено к материалам уголовного дела, расследуемого в другом регионе (по сравнению с регионом пребывания эксперта), то его допрос, как правило, поручается сотрудникам следственного комитета региона пребывания эксперта.

Так, в приведенном выше примере, допустимо получение пояснений от эксперта о том, что под термином «датировано», эксперт подразумевал именно дату прочтения письма.

Вопросы назначения дополнительной судебной экспертизы регулируются статьями соответствующих кодексов:

УПК РФ Статья 207. Дополнительная и повторная судебные экспертизы

  1. При недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела может быть назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой поручается тому же или другому эксперту.

АПК РФ Статья 87. Дополнительная и повторная экспертизы

  1. При недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.

ГПК РФ Статья 87. Дополнительная и повторная экспертизы

  1. В случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.

Ключевым моментом во всех трех кодексах является допущение того факта, что дополнительная экспертиза может быть назначена тому же самому эксперту.

Дополнительная экспертиза может быть назначена как в ситуации, описанной выше, так и по другим причинам.

Дополнительная судебная экспертиза в гражданском процессе (и не только) назначается в первую очередь по причине появления дополнительных вопросов. Дополнительные вопросы могут возникнуть как независимо, за время проведения экспертизы, так и по результатам проведения первичной экспертизы. По сути формулировок, дополнительные вопросы не подразумевают специальных познаний в области, иной от той, в которой ставились вопросы по первичной экспертизе. Однако, в ряде случаев, вопросы могут возникнуть в смежных областях. Так, по результатам производства видеотехнической экспертизы цифровой записи, может потребоваться компьютерно-техническая экспертиза видеорегистратора. Но подобную экспертизу следует рассматривать как отдельную первичную экспертизу, а не как дополнение к ранее проведенной.

Условия для применения независимой экспертизы

Чтобы НЭ была действительно независимой и отражала действительную сумму ущерба по ОСАГО, проводиться она должна по букве закона.

Практике известны случаи, когда адвокаты страховой компании выигрывали даже самые безнадежные дела по занижению выплат, только по причине несоблюдения условий проведения независимой экспертизы. Пострадавший же в подобных ситуациях не мог взыскать ровным счетом ничего.

Причины, по которым суд может не учитывать заключение НЭ:

  1. Отсутствие лицензии на вид деятельности у организации, проводящей НЭ.
  2. Физическое лицо, проводящее процедуру, не прошло аттестацию либо не состоит в базе данных экспертов-техников Министерства Юстиции РФ.
  3. Организация не состоит в членстве саморегулируемой организации экспертов.

УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ЭКСПЕРТИЗЫ » УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Основной вопрос данного раздела — нужно ли уведомление о проведении строительной экспертизы.

С юридической точки зрения уведомление необходимо тогда, когда:

1. спорящие стороны являются юридическими лицами и в договоре подряда или поставки материалов прописано об обязательном уведомлении при проведении независимой экспертизы;

2. в определение суда написано об уведомлении сторон при проведении судебной строительно-технической экспертизы.

В этом случае необходимо уведомление о экспертизе.

Во всех остальных случаях необходимости в уведомлении нет, т.к. нет законов о необходимости уведомления, а также судебной практики, где судья завернул строительно-техническую экспертизу только на основании отсутствия уведомления о независимой экспертизе.

Читайте также:  Госпошлина на развод в 2023 году

Но если Вы начитались интернета, где мнения разделились, послушали знакомого юриста или адвоката, а может быть сами работаете в юриспруденции, но досудебные исследования и судебная экспертиза в области строительства — это не Ваш основной профиль, то мы не против уведомить противоположную сторону.

Этому заблуждению есть объяснение: юристы, адвокаты и простые клиенты заказывали автотехническую экспертизу после ДТП. В свое время страховые компании пролоббировали обязательное уведомление страховой о проведении независимой экспертизы. Поэтому кажется, раз экспертиза, то уведомлять необходимо. Только речь идет не об автотехнической экспертизе, а строительной. Поэтому уведомление о строительной экспертизе лишено смысла.

Почему мы не против уведомления телеграммой:

1) Нам все равно приедете ли Вы на объект на машине, придете пешком, прилетите ли на вертолете или закажете лимузин. К строительной экспертизе это не имеет никакого отношения;

2) Существует еще нотариальная строительно-техническая экспертиза, о которой практически ни кто не слышал. Так вот, перед проведением экспертизы, нотариус самостоятельно отправляет уведомление телеграммой о проведении экспертизы, а также предупреждает эксперта об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ и ст. 310 УК РФ и делает еще много чего полезного.

Но если Вы хотите уведомить, то делайте это правильно:

1. отправляете телеграмму с уведомлением и обязательно берите на почте подтверждение об отправке телеграммы;

2. если у Вашего оппонента юридический и фактический адреса не совпадают, то отправляйте телеграмму на оба адреса;

3. указывайте правильный срок уведомления о проведении экспертизы отправляйте телеграмму минимум за 3 рабочих дня до даты проведения экспертизы, если оппонент находится в одном с Вами регионе и за 5 рабочих дней, если оппонент находится в другом регионе;

4. пишите правильный текст уведомления.

Скачать ОБРАЗЕЦ УВЕДОМЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ телеграммой.

В конце хотелось бы отметить, что строительные юристы МНСЭ считают, что желательно уведомление о проведении экспертизы квартиры, когда недобросовестный подрядчик не появляется на объекте или Вы его уже выгнали, а ремонт не закончен и продолжать необходимо другим подрядчиком. Это относится к строительству и ремонту домов, офисов, зданий и прочих строительных объектов.

Остались вопросы: звоните и пишите. Вас проконсультирует строительный юрист.

Когда нужна независимая экспертиза и оценка автомобиля после ДТП

Любая экспертиза проводится в случаях, когда нужны специальные познания в науке, технике, других сферах деятельности. Соответственно, автоэкспертиза связана с экспертными познаниями в конструкции транспортного средства и его отдельных агрегатах, методиках определения повреждений и расчета ущерба. Выделю самые распространенные ситуации, когда можно и нужно обращаться в экспертную организацию:

  • для урегулирования споров при получении страховки ОСАГО – при занижении размера повреждений и суммы компенсации, при отказе выплатить утрату товарной стоимости, для оспаривания своей вины в аварии;
  • при доказывании суммы ущерба по КАСКО, особенно при спорах о полной гибели автомобиля;
  • для предъявления претензий и исков о некачественном ремонте;
  • для выявления причинно-следственной связи между действиями водителя и наступившим ущербом, травмами и гибелью людей;
  • для устранения проблем при регистрации и учете транспорта, подтверждении подлинности VIN, технической документации.

О специальных случаях, когда возникает необходимость в проведении независимой автоэкспертизы, расскажу ниже. Отмечу, что одним из направлений экспертной деятельности является оценка. Поэтому при обращении к оценщику за отчетом о рыночной стоимости автомобиля или расчетом на ремонт вы также имеете дело с экспертизой.

Ключевое значение для урегулирования споров имеет не только экспертиза автомобилей. Предметом экспертных исследований могут быть иные объекты, причастные к ДТП с участие транспортных средств. Например, множество аварий возникает по вине дорожных служб, из-за ям на дорогах, упавших дорожных знаков, по иным аналогичным причинам. В отношении таких объектов также можно провести экспертизу, чтобы объективно установить причинно-следственную связь с наступившим ущербом.

Как выбрать независимую экспертизу

По-настоящему независимая экспертиза — это комплекс мер, не защищающая какую-либо из сторон участников ДТП , а приводящие реальные факты происшествия.

Прежде, чем обратиться в независимую экспертизу, надо:

  • выбрать несколько фирм и почитать о них реальные отзывы на разных сайтах, посмотреть их рейтинги;
  • сколько лет работает компания;
  • застрахована ли у нее ответственность;
  • как оформляет сделку с владельцами автомобилей;
  • фирма должна входить в СРО по оценке;
  • минимум, один сотрудник независимой экспертизы должен входить в реестр экспертов-техников Министерства юстиции РФ.

Перед подписанием документов на оказание услуг, можно попросить у них примеры, как они составляли экспертизы.

Можно узнать, какой стаж работы у эксперта, который будет вести ваше дело, проходил ли курсы проф подготовки, проходил ли комиссию Министерства транспорта.

Что делать, если не согласен с суммой ущерба

Нередко возникают ситуации, когда автовладельцы оказываются не согласны с оценкой повреждений. Вы можете провести собственную независимую экспертизу. Для этого необходимо найти подходящую организацию, которая проведет осмотр, письменно уведомить об этом страховую компанию и виновника не менее чем за три дня до экспертизы (явятся они на осмотр или нет — не так важно) и, собственно, оценить ущерб.

После этого нужно прислать в страховую письмо с требованием пересмотреть размер компенсации и результатами новой экспертизы. Попутно можно составить и отправить в СК досудебную претензию, включив в общую сумму ущерба расходы на оценщика. Такой же алгоритм можно использовать, если станция техобслуживания некачественно отремонтирует машину. Если в течение 30 дней страховая не ответила или отказала в ваших требованиях, можно идти в суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *