Что устанавливают нормы образования отходов и лимиты на размещение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что устанавливают нормы образования отходов и лимиты на размещение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лимит выдают на базе проекта нормативов образования отходов. Штатный эколог может самостоятельно подготовить проект НООРЛ для своего предприятия, потому что этот вид деятельности не требует получения лицензии.

Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?

Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.

Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.

Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.

Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.

Превышение нормативов образования отходов: каковы последствия?

Сообщество экологов не раз было озадачено вопросом, чем грозит природопользователю сверхнормативное образование отходов. История данного вопроса богата мнениями и прецедентами. Попробуем разложить проблему на составляющие и сделать собственный вывод.

Обращение с отходами, наверное, самая сильная головная боль большинства экологов на предприятиях. Этот аспект промышленной экологии является одним из самых проблемных по той причине, что, хотя процесс образования и дальнейшая судьба отходов довольно прозрачны, законодательство по данному вопросу обширное и запутанное.

Не так давно предприятия малого и среднего бизнеса вздохнули с облегчением: редакция Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 30.12.2008 (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) освободила их от сложной и затратной процедуры разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), предоставив им возможность представлять сведения о фактическом образовании и способах обращения с отходами в виде ежегодного отчета. Для таких предприятий не существует понятия «норматив образования отхода», они просто вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за размещение своих отходов на полигонах.

Но крупные предприятия, а также ряд других юридических лиц, не попадающих под критерии малого или среднего предпринимательства, по-прежнему разрабатывают проект НООЛР и обязаны следовать установленным в проекте нормативам.

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к законодательной базе. Для начала следует дать определение понятиям «норматив образования отходов» и «лимит на размещение отходов».

Извлечение

из Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

(в ред. от 25.06.2012)

Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

[…]

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

[…]

3. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Таким образом, нормативы образования отходов являются нормативами допустимого воздействия на окружающую среду. Их нарушение дает основания контролирующим органам привлечь предприятия к ответственности.

Словарь. Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:

  • лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
  • норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Таким образом, лимит на размещение отходов (с учетом актуальной правовой ситуации) представляет собой то предельное количество отходов, которое предприятие может накопить для их передачи на лицензированный полигон или иной объект длительного хранения/захоронения отходов. Лимит этот определяется исходя из вместимости накопителей отходов на предприятии и максимального срока накопления отхода на предприятии до его транспортировки на размещение или иной утилизации. Но это лишь одна из точек зрения на расплывчатое понятие «лимит на размещение отходов». Другая точка зрения предполагает, что этот термин относится исключительно к хранению/захоронению отходов на специальных объектах хранения/захоронения и не включает в себя понятие накопления отхода на территории предприятия. В итоге предельное накопление отхода регламентируется только специальным разделом проекта НООЛР.

Будь то бумага в урне офисного помещения или свалка химических реактивов за углом завода, закон в 99% случаев классифицирует их как отходы.

Любому предприятию необходим проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов, если в его ведении находится деятельность по обращению с отходами.

При разработке определяются нормативы образования отходов

– установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (скачать Методические указания по разработке ПНООЛР 2015). Иначе, для предприятия создаются плановые показатели отходов.

В органе, согласующем проект, утверждаются лимиты на размещение отходов

, т.е. предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

В соответствии с нормативами ФЗ-89, предприниматели, вне зависимости от формы организации предприятия, обязаны разрабатывать ПНООЛР, а его расшифровка: проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Методические рекомендации при разработке ПНООЛР указаны в приказе 349 Минприроды РФ от 5 августа 2014 г.

Статья 11 ФЗ-89 описывает какие организации должны иметь документ. Это любые организации и предприятия в результате деятельности которых образуются опасные отходы.

Логично, что любая организация образует отходы. Но документ требуется для компаний, деятельность которых связана с образованием именно опасных и вредных отходов, влияющих негативно на окружающую среду и людей.

ПНООЛР должны иметь и граждане, которые занимаются предпринимательством без получения статуса юридического лица.

С 1 января 2021 года в статью 18 ФЗ-89 вносятся изменения, устанавливающие новый порядок нормирования деятельности при обращении с отходами.

C 1 января 2021 года ПНООЛР по статье 18 ФЗ-89 необходимо будет разрабатывать при I и II категории. Такие категории присваиваются объектам, оказывающим негативное воздействие на природу. При установлении категорий, основываются на критериях. Выделяют категории I, II, III, IV, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации.

Для разработки проекта проводится инвентаризация источников образования отходов. Этот процесс включает проверку соответствия учетных данных (согласно П риказу МПР РФ от 1 сентября 2011 г. N 721. Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами) реальному положению дел на производстве.

Первичный учет отходов показывает текущее положение по образованию отходов (место образования на производстве), по приему отходов от сторонних лиц, по передаче отходов на обезвреживание, утилизацию, размещение, по размещению на собственных объектах.

Данные учета, а также данные статистической отчетности (2ТП-отходы) используются при инвентаризации отходов. При этом отходы идентифицируются, составляется их перечень, идентифицируются источники их образования, места, где производится их сбор и накопление (сроком до 11 месяцев), каким образом производится транспортирование отходов (например, между структурными подразделениями предприятия) обработка, утилизация, обезвреживание или размещение отходов.

По результатам инвентаризации рассчитывается годовой норматив образования (предлагаемый норматив) для каждого отхода I-V классов опасности. Для отходов, которые предполагается передавать на размещение (хранение, захоронение) на объекты размещения отходов (принадлежащие предприятию или иным лицам) в проекте устанавливаются лимиты на размещение отходов.

Читайте также:  Сделки с недвижимостью: 10 незаменимых функций нотариуса

Кроме этого, в ПНООЛР указываются юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также реквизиты текущих договоров с ними на передачу отходов для дальнейшего обращения (обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения).

В общем виде порядок разработки проекта ПНООЛР выглядит следующим образом:

  1. предприятие-заказчик передает исходную документацию исполнителю проекта. Чтобы получить весь необходимый для подготовки ПНООЛР пакет и ускорить эту процедуру, исполнитель должен составить список обязательных документов;
  2. посещение предприятия, в интересах которого готовится проект, экологом. Его приезд требуется для оформления перечня отходов по классификации ФККО. Данный специалист также фиксирует рабочие процессы, в ходе которых образуются отходы, и площадки, где происходит временное хранение отходов либо их захоронение;
  3. подготовка самого проекта. К этому моменту у предприятия-заказчика должна быть проведена инвентаризация источников образования отходов; оформлены на каждый их вид паспорта отходов, где обязательно отражается степень их опасности по классам; получено разрешение на ведение деятельности по сбору, перевозке и по размещению отходов всех классов опасности (кроме V-го);
  4. последний этап – непосредственное согласование ПНООЛР в Росприроднадзоре.

Порядок установления лимитов на размещение отходов

Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

  1. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) утверждается на 5 лет.
  2. На основании утверждённого ПНООЛР выдаётся «лимит на размещение отходов», устанавливающий нормативы образования, складирования, размещения (утилизации).
  3. Один раз в год «лимит на размещение отходов» необходимо продлевать в органах Росприроднадзора, на основании «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах», а также комплекта документов, подтверждающих обеспечение охраны окружающей среды.
  4. Форма данного отчёта определяется приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения».

Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на согласованный срок в объектах размещения отходов.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

  1. Полное, сокращенное, фирменное наименование организации.
  2. Юридический, почтовый, фактический адрес — с индексом.
  3. Фамилия, имя, отчество руководителя — полностью, с точным указанием должности.
  4. Основной вид деятельности организации.
  5. ИНН
  6. КПП
  7. ОГРН
  8. ОКПО
  9. ОКВЭД
  10. ОКАТО
  11. Телефон, факс, адрес электронной почты.
  12. Оригинал нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  13. Заверенные копии справок о размещении (обезвреживании, использовании) отходов за отчетный год, контрольных талонов и справок-сверок, актов сдачи-приемки отходов, актов зачистки очистных сооружений, товарных накладных и т.п.
  14. Заверенные копии договоров на вывоз, размещение, обезвреживание, использование отходов, заверенные копии лицензий организаций-исполнителей.
  15. Копия плана мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (из ПНООЛР).
  16. Копии отчетов по расчету платы за отчетный период

Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы

В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:

  • классификация отходов, их объём, количество;
  • класс опасности;
  • рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
  • мероприятия на случай аварийных ситуаций.

Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:

  1. Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
  2. Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
  3. Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
  4. Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.

Готовый пакет ПНООЛР должен включать:

  • общие сведения о предприятии;
  • информацию о роде деятельности;
  • описание, класс опасности образующихся остатков;
  • схему движения мусора;
  • мероприятия по обращению с отходами.

Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).

Лимитирование

– инструмент риск-менеджмента, метод управления финансовыми рисками: в банковской, инвестиционной сфере, на фондовом рынке, при осуществлении предпринимательской деятельности. Лимитирование – это установление количественного ограничения на определенные операции:

  • обозначение предельных сумм расходов,
  • ограничение на количество или стоимость покупаемых или продаваемых товаров, объемов экспорта или импорта,
  • установление минимально возможной и максимально возможной суммы кредитования,
  • расходов на оплату труда, которые может позволить работодатель,
  • ограничения для валютных операций,
  • установление верхнего и нижнего предела цены для проведения операций с ценными бумагами и проч.

Простым и наиболее безопасным способом захоронения отходов являются современные полигоны для мусора. Они представляют собой комплекс инженерных сооружений, главная цель которых – охрана окружающего пространства. На полигонах проводятся мероприятия, с целью недопущения загрязнения сельскохозяйственных угодий, наземных вод, подземных водоносных горизонтов, распространения крыс, насекомых и болезнетворных микробов.

Полигоны для захоронения имеют следующее строение:

  1. Дно с подложкой, которая служит противофильтрационной защитой. Подложку складывают из водонепроницаемых материалов – глины, битума, латексов. На дне собирается фильтрационная жидкость, которая отводится по трубам в резервуар для отстоя и обезвреживания.
  2. Секция для сбора ТБО. После наполнения отходы покрываются защитными материалами, заполняются грунтом и прессуются катками. В процессе разложения мусора образуется биогаз – смесь метана и углекислоты, он отводится благодаря системе колодцев или траншей, в которых укладываются перфорированные трубы, а пространство между ними заполняется песком.

Весь комплекс работ по захоронению на полигонах проводится с помощью техники.

Захоронение отходов постоянно контролируется по ряду показателей:

  • Органолептическому – изменение цвета и запаха, почвы, вод, растительности рядом с полигоном.
  • Биологическому состоянию почвы.
  • Химическому составу почвы и вод.
  • Выбросов в атмосферу газов и вредных летучих веществ.
  • Комплексному воздействию всех факторов на окружающую среду.

Недостаток способа – в результате гниения отходов в атмосферу попадают токсины, которые отрицательно воздействуют на озоновый слой, кроме того теряются все ценные компоненты мусора.

  • работаем на московском рынке с 2005 года, у нас безупречная репутация;
  • предлагаем услуги только опытных инженеров-экологов: опыт работы у каждого специалиста не менее 8 лет;
  • специалисты «ФлорЭко» следят за всеми изменениями в законодательстве, поэтому мы представляем Заказчикам только актуальную информацию по проектам;
  • минимально возможные сроки разработки ПНООРЛ и определения лимитов размещения отходов;
  • приемлемые расценки на экологические услуги: во «ФлорЭко» обращаются не только крупные организации, но и государственные предприятия, которые планируют реализацию госзадач;
  • для разработки ПНООРЛ можем привлечь группу специалистов: их количество зависит от объема работы, от специфики работы предприятия;
  • гарантия качественной и профессиональной работы: к нашим специалистам, как к экспертам, обращаются даже те предприятия и организации, которые имеют в штате экологов и инженеров.

Если вас интересует дополнительная информация по проекту НООРЛ, вы хотите проконсультироваться, квалифицированные экологи, инженеры-экологи готовы помочь вам в решении любых экологических задач и ответить на ваши вопросы.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

С 1 января 2019 года обязаны разрабатывать не все природопользователи, а только юридические лица и индивидуальные предприниматели, действующие на объектах I категории и II категории по НВОС (негативному воздействию на окружающую среду). Ранее, до внесения изменений в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», расчет и согласование нормативов требовали ото всех организаций и предпринимателей (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства), если в процессе их работы образовывались отходы. Это существенно усложняло работу природопользователей, чья нагрузка на окружающую среду была незначительной. С 2019 года контроль стал более четким и упорядоченным. Простые уведомления и отчетность об образующихся отходах подаются для объектов III категории, а IV категория освобождена и от этой обязанности.

Читайте также:  Судебные дела 2022 г код особых условий труда

Как подтвердить право на заявленные лимиты и нормативы? Сопроводить расчетные данные грамотными обоснованиями и вложить в ПНООЛР все необходимые документы.

Продление документа ПНООЛР

Юридические лица, которые осуществляют деятельность по работе с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР. Это касается и частных предпринимателей. Срок действия такого проекта составляет 5 лет. Главное условие для такого срока — это неизменность технологических процессов предприятия. Неизменность производственного процесса должна подтверждаться ежегодно соответственно административному регламенту Росприроднадзора, выполняется продление лимита на размещение отходов.

Технический отчет оформляется в соответствии с требованиями нормативно-методической документации. Он подтверждает неизменность производственного процесса, а также используемого сырья, которые представлены в ПНООЛР. Продление лимита на размещение отходов рассматривается в департаменте федеральной службы — Росприроднадзор.

В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:

  • классификация отходов, их объём, количество;
  • класс опасности;
  • рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
  • мероприятия на случай аварийных ситуаций.

Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:

  1. Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
  2. Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
  3. Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
  4. Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.

Готовый пакет ПНООЛР должен включать:

  • общие сведения о предприятии;
  • информацию о роде деятельности;
  • описание, класс опасности образующихся остатков;
  • схему движения мусора;
  • мероприятия по обращению с отходами.

Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).

Согласно приказу № 50 Министерства охраны природных ресурсов причинами отказа могут послужить следующие факты:

  1. Подача в составе ПНООЛР некорректных сведений о составе, классе опасности. К данному пункту относятся все акты, документы, выполненные не по установленным нормам.
  2. Наличие сведений, не относящихся к единой федеральной классификации (ФККО).
  3. Подача ложных, не подтвержденных региональной документацией, сведений.
  4. Попытка скрыть какие-либо данные.

Руководитель обязан разместить только проверенную заранее информацию о накоплении отходов. Для этого необходимо дать экологу, делающему отчет, всю необходимую документации, установить беспрепятственный доступ в помещения. Иначе придется пройти длительную процедуру переоформления.

Нормативы образования отходов. Изменения с 2019 г., оформление

Команда нашего журнала убеждена, что правильная утилизация отходов поможет улучшить экологическое состояние на нашей планете. В свою очередь это повлияет на повышение качества жизни граждан.

Миссия:
Улучшить качество жизни Россиян, посредством информирования граждан о правильности обращения с бытовыми и строительными отходами.

Документ на продление ПНООЛР подается, как указано выше, в территориальный орган природоохранного ведомства по месту расположения объекта производства. Сделать это можно, передав пакет лично ответственному лицу органа Росприроднадзора или через почтовое отправление.

Отчет составляется в двух экземплярах на бумаге. Вместе с ним направляется заявление о продлении лимитов. Если оно удовлетворяется, на втором экземпляре в природоохранном ведомстве ставят соответствующую отметку. Этот документ обязательно сохраняется на предприятии.

Предусмотрен и способ подачи отчетность в электронном виде. Но в этом случае документ обязательно заверяется электронной подписью, которая оформляется в аккредитованных организациях.

Для справки! Продление нормативов не предусмотрено для предприятий, работающих в Байкальской природной зоне. Они обязаны подавать ежегодно ПНООЛР.

  1. Описание основных производственных процессов и технологическая схема производства
  2. Описание процессов, в результате которых образуются отходы
  3. Копии договоров на сбор, транспортирование, обработку, использование, обезвреживание и размещение всех образующихся видов отходов
  4. Копии лицензий на деятельность связанную с обращением с отходами
  5. Копии паспортов отходов I-IV классов опасности
  6. Копии протоколов биотестирования отходов V класса опасности
  7. Документы первичного учета образования и движения отходов
  8. Иные документы
Устали читать или нужна консультация? Позвоните нам
(Москва), (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки.

Юридические лица, которые осуществляют деятельность по работе с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР. Это касается и частных предпринимателей. Срок действия такого проекта составляет 5 лет. Главное условие для такого срока — это неизменность технологических процессов предприятия. Неизменность производственного процесса должна подтверждаться ежегодно соответственно административному регламенту Росприроднадзора, выполняется продление лимита на размещение отходов.

Технический отчет оформляется в соответствии с требованиями нормативно-методической документации. Он подтверждает неизменность производственного процесса, а также используемого сырья, которые представлены в ПНООЛР. Продление лимита на размещение отходов рассматривается в департаменте федеральной службы — Росприроднадзор.

Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?

Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.

Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.

Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.

Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.

Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.

Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.

Это может быть:

  • увеличение объемов производства;
  • неверно проведенный анализ производственной деятельности;
  • неправильно проведенная инвентаризация.

Порядок ведения государственного кадастра отходов

ВНИМАНИЕ!!!

С 01.08.2014г. вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011г. №792 и признан утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000г. №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Вновь вступивший в силу Приказ №792 определяет Порядок ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя ведение государственного реестра объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов содержит свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, все эксплуатируемые объекты размещения отходов должны быть приведены в соответствие с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации. Должна быть проведена инвентаризация объекта размещения отходов, а предприятия, эксплуатирующие ОРО должны обратиться в письменном виде в территориальный орган Росприроднадзора для регистрации ОРО в ГРОРО.

Передача отходов на объекты размещения отходов, не включенные в ГРОРО, и их прием от сторонних организаций являются незаконными.

С 01.08.2014г., согласно ч. 7 ст. 12 №89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах размещения НЕ ВКЛЮЧЕННЫХ В ГРОРО, и соответственно выдача Управлением «Документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» на данные объекты размещения отходов не осуществляется.

При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду, при размещении отходов на объектах размещения не зарегистрированных в ГРОРО, будет взиматься с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Читайте также:  Карта водителя СКЗИ – что это такое расшифровка

Найти объекты размещения отходов, включенные в ГРОРО, можно на сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов», подраздел «Государственный реестр объектов размещения отходов». Их перечень регулярно обновляется.

Что включено в проект ПНООЛР?

Данный документ обосновывает предлагаемые нормативы образования определенных видов отходов в среднем за год (в расчете n тонн в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов определенного типа при изготовлении единицы продукции. Расчетная единица продукции (работ, услуг) зависит от источника образования отходов. За данный параметр принимается:

  • единица используемого сырья — для отходов производства;
  • единица расстояния (метр, километр) — для отходов обслуживания ТС;
  • единица площади — для отходов при уборке территории;
  • единица места — для школ, больниц, предприятий общепита и иных организаций и учреждений.

Что устанавливают лимиты размещения отходов

РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ

И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ

1. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Порядок) предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» , и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» , территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 30, ст. 4220.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2014, N 30, ст. 4220.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими и медицинскими отходами, на регулирование размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.

3. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации .

Подпункт 5.2.56 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 5, ст. 6586).

Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

4. При обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые:

для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя;

для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

В лимиты на размещение отходов не включаются:

масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания;

масса (объем) вскрышных и вмещающих горных пород, используемых в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых для ликвидации горных выработок.

5. Для объектов I категории, а также в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для объектов II категории обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 11 октября 2018 г. N 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 23 июня 2020 г. N 383 .

Зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2018 г., регистрационный номер N 52927.

Зарегистрирован Минюстом России 2 декабря 2020 г., регистрационный N 61225.

6. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 143 .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст. 777; 2020, N 47, ст. 7522.

7. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на период действия комплексного экологического разрешения и могут продлеваться на тот же срок в случае продления комплексного экологического разрешения, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 143.

8. Внесение изменений в установленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение осуществляется путем пересмотра комплексного экологического разрешения в соответствии с Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 143.

9. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» , нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории в соответствии с пунктами 2 — 4 настоящего Порядка, утверждаются, выдаются и переоформляются в соответствии с пунктами 10 — 21 настоящего Порядка.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4220; 2019, N 30, ст. 4097.

10. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

11. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории:

а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — заявление) с указанием следующих сведений:

наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

б) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.

В случае если объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположен в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, заявитель направляет заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта по своему усмотрению.

12. Заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *