Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О плате за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов: ответственность работодателя
В случае невыполнения работодателем квоты по трудоустройству инвалидов, установленной в регионе, на организацию (ИП) налагается штраф в размере от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данная мера взыскания предусмотрена ст. 5.42 КоАП.
Штраф начисляется в случае, если контролирующими органами выявлен факт невыполнения квоты по итогам отчетного месяца.
Расчет квоты осуществляется на основании среднемесячной численности сотрудников. В расчете учитываются не только сотрудники, трудоустроенные по трудовым договорам, но и лица, привлеченные к работе по договорам ГПХ.
Средняя численность сотрудников рассчитывается по формуле:
СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,
где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).
Итоговая численность, округленная до 2-х знаков после запятой (125,75 человек = 126 человек), является базой для определения квоты по трудоустройству инвалидов.
К примеру, если квота в регионе установлена в размере 3%, а средняя численность сотрудников предприятия в феврале 2023 года составила 125 человек, то в феврале работодатель обязан был обеспечить трудоустройство 4-х инвалидов (125 * 3% = 3,75)
Что означает квотируемое рабочее место
Для работодателей, которым установлены квоты на трудоустройство инвалидов, закон устанавливает обязанности и права.
Работодатель, который подпадает под действие закона, обязан:
- Создавать либо выделять рабочие места из уже имеющихся на предприятии для трудоустройства инвалидов, а также принимать внутренние локальные акты, которые регулирую информацию о данных рабочих местах. Фактом создания либо выделения рабочего места для инвалидов считается издание соответствующего нормативного акта.
- Создавать специальные рабочие места в пределах квот, установленных местными законодательными актами.
- Инвалиду обеспечивать рабочее место, которое соответствует требованиям его персональной программы реабилитации.
- Каждый месяц в установленный срок (5-10 дней с момента окончания предыдущего месяца) необходимо отчитываться в службу занятости о наличии вакантных мест, созданных либо выделенных инвалидам в соответствии с требованиями квоты, а также сведения о внутренних локальных актах, которые регулируют предоставление рабочих мест инвалидам. Данные отчеты должны предоставляться даже в том случае, когда работодатель непосредственно зарегистрирован за пределами региона. Форма предоставления указанной информации разрабатывается и закрепляется местными органами занятости.
- Если работодатель принимает инвалида, направленного по квоте, он должен возвратить в службу занятости его направление с отметкой о приеме в течение 5 дней с момента оформления на работу. Если инвалиду отказывается в приеме на работу, то на направлении необходимо поставить дату явки, причину отказа и вернуть его кандидату.
Резервированием рабочих мест называется выделение работодателем определенного количества рабочих мест в рамках квоты по приему инвалидов, с целью дальнейшего приема на них работников, прошедших специальное обучение. Рабочие места должны выделяться по тем профессиям, которые будут наиболее подходить для работы на них лиц с ограниченными возможностями.
Обучение инвалидов для работы на местах, которые были выделены работодателем, производится за счет бюджетных средств.
Постановка в резерв рабочих мест осуществляется в рамках специального договора, который заключается между самим работодателем и центром занятости муниципального образования. Договор дает возможность определить те места, которые могут быть созданы организацией и в кратчайшие сроки заполнены желающими, стоящими на учете в службе занятости.
Процедура резервирования включает в себя следующие шаги:
- Определить обязанности субъекта бизнеса по исполнению закона о предоставлении рабочих мест по квоте для инвалидов путем изучения федерального и регионального законодательства в этой области;
- Рассчитать, какое количество рабочих мест должно предоставляться по квоте. При этом расчет ведется не от фактического количества работников, а от штатного расписания.
- Создать и утвердить локальные нормативные акты, которые закрепят выделение рабочих мест для инвалидов;
- Оформить квотирование в органах службы занятости региона;
- Определить работника путем возложения на него обязанностей, который будет отвечать за взаимодействие с Центром занятости и подготовку необходимых документов.
Закон устанавливает, что за несоблюдение федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов, а также за отказ в приеме инвалида на работу в рамках установленной квоты, на виновное должностное лицо будет наложен денежный штраф в размере 5-10 тысяч рублей. Это наказание установлено статьей 5.42 КОАП РФ.
Кроме этого, есть ответственность за не информирование органа о выполнении квоты по приему инвалидов. В этой ситуации наказание применяется согласно статьи 19.7 КОАП РФ.
Оно включает в себя:
- На должностное лицо 300-500 рублей;
- На юридическое лицо 3000-5000 рублей.
Федеральным Законом №181 «О соц. защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 определяются правила по распределению квот.
Так ст. 24 ФЗ №181 фиксирует обязанность юридического лица по:
- формированию трудовых вакансий для людей с инвалидностью;
- созданию надлежащих условий трудовой деятельности для лиц с ограниченными возможностями;
- составлению отчетов и внутренних положений о предоставлении вакансий для инвалидов;
- отправке информации в местные органы занятости результатов о том, как проводится соответствующая работа (ст. 25 ФЗ №1032-1 «О занятости населения в РФ»).
- Намерение организации о выделении квот для инвалидов обычно оформляется внутренними актами, будь то приказ, положение или распоряжение.
- Предприятия и организации имеют возможность принять большее количество инвалидов, чем предусмотрено по нормам квотирования, но не могут нарушить эти показатели в меньшую сторону.
- Существует несколько методов для трудоустройства в 2021 году:
- Индивидуальное ходатайство инвалида к работодателю.
- Прием лица с инвалидностью по объявлению.
- Специалиста направляют к работодателю из Центра занятости населения по заданию организации.
- Предприятие самостоятельно выбирает сотрудника на ярмарках по трудоустройству.
- Если инвалид является квалифицированным специалистом, после собеседования он оформляется в штат без испытательного срока.
- После оформления, инвалида снимают с учета в Центре занятости, а организация отчитывается о зачислении гражданина в штат.
- Оформляется прием на работу обычным способом: заключается трудовой договор, где прописываются, помимо основных моментов, нормы и условия труда.
Когда организация не исполнила обязательств по приему на работу определенного количества числа граждан, нуждающихся в трудоустройстве, тогда на это юридическое лицо возлагается обязанность оплаты определенных взносов в компенсационный Фонд содействия трудоустройства инвалидов (ФСТИ).
Сумма данных платежей фиксируется в годовых бюджетах субъектов РФ. Подобные выплаты подлежат ежегодной индексации в зависимости от величины прожиточного минимума.
При этом налоговые органы предоставляют местным властям данные о полученных выплатах от работодателей за невыполненные квоты.
К предприятиям, которые не соблюдают, определенные нормами закона требования по квотированию и оплате компенсационных взносов, применяется административная ответственность.
Подобные нарушения караются наложением штрафов. Величина штрафных санкций зависит от тяжести нарушения и варьируется от 500 до 10 000 руб.
Также его размер может быть увеличен по требованию региональных органов самоуправления.
Помимо административной ответственности к организациям-нарушителям могут быть применены меры ограничительного характера.
Например, подобные учреждения лишатся возможности участвовать в гос. торгах и закупках, а также не смогут принимать на работу иностранцев.
Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие ключевые моменты по регулированию квот для инвалидов:
- размер квот колеблется от 2 до 4% от всего числа работников юридического лица;
- квота признается исполненной, когда предприятие официально заключило трудовые договоры с требуемым количеством граждан с инвалидностью, либо перечислило компенсацию;
- взносы осуществляются в ФСТИ каждый месяц за каждую незанятую трудовую вакансию.
- Реализуя меры по защите прав таких групп населения, как инвалиды, государство в целом оказывает поддержку малозащищенным слоям населения.
- Что дает право характеризовать его как правовое, экономически стабильное, высоко духовное, развитое сообщество, где во главе всех интересов государства стоит человек, его права и свободы.
- Видео: Теперь количество рабочих мест для инвалидов работодатель высчитывает сам.
- Рекомендуем ещё статьи по теме:
В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Из-за разного количества штатных единиц, которые работают на предприятиях (в соответствии с расписанием и производственной необходимостью) применять конкретные цифровые обозначения по квотируемым местам невозможно. Используемая терминология подразумевает применение некого коэффициента, который можно рассчитать исходя из величины штата.
«Расчетный коэффициент находится в интервале от 2 до 4% (в качестве минимальной и максимальной границы). Брать за основу следует лишь среднесписочную численность трудоустроенных, а незапланированную по «штатке».
Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.
- Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
- Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.
В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:
- детям, воспитанным в специализированных заведениях;
- подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
- детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
- родителям-одиночкам, особенно матерям;
- заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
- отслужившим или комиссованным военнослужащим;
- лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
- трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
- участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.
ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.
Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.
Обязательства работодателей по трудоустройству инвалидов
Порядок применения мер социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями, среди которых и обеспечение инвалидов рабочими местами, регулируется Законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года.
Внимание! В соответствии со ст. 20 вышеупомянутого закона, обязательным является предоставление инвалидам следующих прав и гарантий в области трудоустройства:
- Для граждан, имеющих инвалидность, резервируются рабочие места в соответствии со специальностями, которые в наибольшей степени подходят для исполнения трудовых функций инвалидами. Такие профессии перечислены в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года;
- Устанавливается квота для устройства инвалидов на работу. На работодателей возлагаются обязанности по устройству на работу граждан, чьи возможности ограничены согласно размеру квоты;
- Работодатели обязаны обеспечить условия работы, соответствующие медицинским рекомендациям для инвалидов и программе реабилитации.
Такая квота устанавливается на государственном уровне. Она обязывает руководителей средних и крупных предприятий сохранять определенный процент рабочих мест именно для инвалидов.
Это означает, что при наличии свободных квотных мест организация не имеет право отказать соискателю-инвалиду в приеме на открытую вакансию такого типа без оснований, определенных законодательством.
Прием на вакансии по квотам регулируется N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. За невыполнение обязательств по квотам работодателя ждут штрафные санкции. Для выявления фактических нарушений в этой области на предприятия проводятся ежегодные проверки.
Как рассчитывается квота
Согласно действующему законодательству, расчет квоты на рабочие места для инвалидов производится в процентном отношении от среднесписочной численности работников. При этом при расчете последнего показателя не учитываются рабочие места, на которых работают инвалиды.
Также при расчете среднесписочной численности, нужно исключить работников, рабочие места, которые в соответствии с СОУТ подвержены воздействию вредных и опасных факторов.
На уровне России определены определенные размеры квотирования:
- Для предприятий и ИП с численностью работников свыше 100 человек – 2%-4%
- Для предприятий и ИП численность работников, которых выше 35, но не превышает 100 человек – не более 3%.
Внимание!
Регионы должны принимать нормативные акты, определяющие точный процент квотирования рабочих мест для инвалидов. Он и будет действовать на их территории. Работодатель должны закрепить в своих нормативных актах порядок расчета квоты для предоставления мест работы для инвалидов. Расчет квоты производится работодателем самостоятельно. После чего информация об этом доводится путем уведомления до сведения компетентных органов.
Какие расходы покроют средства от собранных компенсаций
Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.
В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:
- обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
- обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
- надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
- повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
- сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.
Передача данных в службу занятости
Нужно отметить, что создать рабочее место для инвалида еще не означает, что работодатель в полной мере выполнил предписание законодательства. Для этого необходимо еще и проинформировать службу занятости об этой вакансии, а дальше ежемесячно предоставлять туда отчеты о наличии вакантных мест.
Такое обязательство определено законодательно. За нарушение этих норм компанию и персонально ее руководителя ждет административный штраф. При этом, частота привлечения нерадивой компании к административной ответственности законом не установлена – это можно делать хоть каждый месяц.
Следует отметить, что если присланный на вакантную должность по открытой квоте соискатель по каким-либо признакам не подходит для выполнения этой работы, администрация не обязана его принимать. Правда, в этом случае соискатель имеет полное право требовать письменное объяснение причин отказа в трудоустройстве.
Помните, с помощью служб занятости можно быстро подыскать весьма неплохие кадры. Поэтому игнорировать их даже только с этой причины не стоит.
Квотирование рабочих мест
Под квотой понимаются рабочие места, оставленные специально для лиц с инвалидностью и оборудованные с учетом их физических особенностей. Количество вакансий рассчитывают из процентного соотношения от общего числа работников и регулярно обновляют.
Организация закрепляет взятые на себя обязательства соглашением, подписываемым с органами социальной защиты. После чего руководитель выпускает приказ, содержащий точное число зарезервированных мест с указанием должностей. Заменить квоту (именно для инвалидов) выплатами в государственный бюджет нельзя, так как это не предусмотрено законодательством. Подобные меры призваны облегчить трудоустройство для лиц с ограниченными возможностями, что особенно актуально при сложившейся экономической ситуации.
Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.
- Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
- Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
- Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
- Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.
Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.
Что значит квота для инвалидов на предприятии? Квота – это рабочие места , точнее их количество, высчитанное в процентном соотношении к среднесписочной численности сотрудников.
По закону организации обязаны выделить определенное количество мест специально для .
Не имеет значение вид деятельности организации, его форма собственности, правовая форма. Коммерческая ли фирма либо государственное учреждение – перед квотированием все равны .
Пример
Среднесписочная численность ООО «Вырот» из г.Самара составляет 220 человек. В Самарской области величина квоты 3% .
220 чел. * 3% / 100 чел. = 6.6
Получается, что фирма должна подготовить для приема инвалидов 7 вакансий .
Организация не просто выделяет рабочее место. Для того, чтобы инвалид смог трудиться, зачастую приходится полностью его переоборудовать , видоизменить, оснастить с учетом нарушенных функций сотрудника.
Показатели трудоустройства инвалидов
Заместитель Министра труда и социальной защиты Г. Лекарев на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации сообщил, что по итогам 2018 года доля занятых граждан трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в России достигла 29% (1 млн 12 тыс. человек). Минтруд принимает все доступные меры для роста показателя.
При этом процент занятых людей данной категории сильно колеблется по субъектам: от 88% в Красноярском крае до 19% в Республике Карелия.
К концу 2020 года намечено обеспечение 40% людей с ограниченными возможностями рабочими местами. Этому поспособствуют два новых направления:
- Содействие в трудоустройстве: службы занятости при согласии соискателей с ограниченными возможностями сообщают им об имеющихся вакансиях и обеспечивают обратную связь от работодателей.
- Сопровождение инвалидов, которым требуется помощь на пути следования до работы, при выборе и оборудовании рабочего места, при привлечении наставника.
Ответственность за неисполнение законодательных требований
Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.
Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:
- общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
- компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов
Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.
Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:
- должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
- на организации — от 20 до 70 тыс. руб.
Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:
- должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
- юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.
А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.