Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Сроки уплаты налогов зависят от их вида. Некоторые из них удерживаются автоматически, об оплате других необходимо позаботиться самостоятельно.

Вид налога

Срок оплаты

Налог на вклады

до 1 декабря 2022 года (за доходы в 2021 году)

НДФЛ

до 15 июля 2022 года (за доходы в 2021 году)

Налог с выигрышей

до 15 июля 2022 года (за выигрыши в 2021 году)

Налог на имущество

до 1 декабря 2022 года (за недвижимость, которой владели в 2021 году)

Земельный налог

до 1 декабря 2022 года (за земельные участки, которыми владели в 2021 году)

Транспортный налог

до 1 декабря 2022 года (за транспорт, которым владели в 2021 году)

Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения

Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.

НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,

Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.

Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.

Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.

Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

С каких доходов платится налог

В самом простом, но одновременно и самом массовом варианте удержание НДФЛ производится с заработной платы бухгалтерией работодателя. Но подоходный налог берётся не только с зарплаты, налоги платятся также с премий и других выплат работникам. В целом же НК РФ определяет объекты налогообложения, как доходы, полученные налогоплательщиками НДФЛ (ст. 209):

  • от источников в РФ и/или от источников вне РФ – для налоговых резидентов РФ (п. 1);
  • от источников в РФ – для налоговых нерезидентов РФ (п. 2).

Таким образом, плательщиками налога на доходы физических лиц являются как резиденты, так и нерезиденты РФ. Согласно ч. 2 ст. 207 НК РФ налоговые резиденты – это физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на срок пребывания за границей для краткосрочного (менее 6 мес) лечения или обучения, а также для выполнения работ на морских месторождениях углеводородов. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов власти, откомандированные на работу за рубеж (ч. 3 ст. 207 НК РФ).

Другие виды налогооблагаемых доходов, кроме выплат от работодателей сотрудникам:

  • от продажи имущества;
  • от сдачи имущества, например, квартиры или авто, в аренду;
  • от операций с ценными бумагами;
  • полученные в виде дивидендов;
  • полученные в виде выигрышей в азартных играх и лотереях.

В Российской Федерации ставка налога на доходы физических лиц составляет от 9% до 35%. Они применяются в отношении совокупности налоговых баз, то есть облагаемая сумма дохода может состоять из нескольких частей (ст. 210 НК РФ), по каждой из которых действует своя налоговая ставка, которая устанавливается в процентах. Сколько процентов НДФЛ нужно уплачивать, оговорено в ст. 224 НК РФ. Типовые процентные ставки НДФЛ:

  • для резидентов РФ 13 процентов от зарплаты и иных доходов (за исключением тех, которые перечислены в ч. 1.1) до 5 млн руб, 15% с превышения этого порога (ч. 1);
  • для нерезидентов РФ 30% (ч. 3).

Иные ставки:

  • для резидентов РФ 13% от доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг), от доходов в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в дар, от доходов, полученных по страховым выплатам и выплатам по пенсионному обеспечению (ч. 1.1);
  • для нерезидентов РФ 13% от доходов до 5 млн руб и 15% с превышения этого порога (для некоторых видов доходов, например, от трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста по Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ, ч. 3.1);
  • для нерезидентов РФ 15% от дивидендов, получаемых от участия в деятельности российских организаций (ч. 3.1).

Повышенная ставка 35% вне зависимости от того, является ли налогоплательщик резидентов РФ или нет, устанавливается для некоторых видов доходов (ч. 2), например:

  • для выигрышей и призов в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг;
  • при экономии на процентах при получении кредитов.

Ставка НДФЛ для резидентов

Для резидентов существуют четыре налоговые ставки: 9%, 13%, 15% и 35%. Облагаются налогом доходы как от российских источников, так и от зарубежных.

Чаще всего используется ставка 13%. Например, при получении зарплаты по месту работы или прибыли после продажи имущества в виде недвижимости. С 2021 года введены изменения в налогообложение физлиц. Теперь ставка налога зависит от размера дохода.

Теперь, если ваша налогооблагаемая база превысит 5 млн рублей за год, то будут применяться одновременно две ставки:

Годовой доход до 5 млн рублей

Сумма свыше 5 млн рублей

13%

15%

Правила установления налоговых ставок:

  • налоговую ставку устанавливают в размере 13% в случае, если другое не установлено иными положениями главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации;
  • налоговую ставку устанавливают в размере 35% по отношению к следующим доходам:
    • стоимости абсолютно любых выигрышей и призов, полученных в конкурсах, играх и иных мероприятиях с целью рекламы товарной продукции, работ и услуг, по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (пункт 28 статьи 217);
    • доходов в % по банковским вкладам по части превышения суммы, исчисленной исходя из актуальной ставки рефинансирования Центрального Банка России, на протяжении периода, за который начислены % по вкладам в рублях (кроме срочных пенсионных вкладов, которые внесены на срок не меньше 6 месяцев) и 9% годовых по валютным вкладам;
    • суммы экономии на % в случае получения налогоплательщиком заемных средств по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (9% годовых по валютным вкладам);
  • налоговую ставку устанавливают в размере 30% по отношению ко всем доходам, получаемым физ. лицами, которые не являются налоговыми резидентами России, кроме доходов, полученных в качестве дивидендов от долевого участия в деятельности местных предприятий, по отношению к которым налоговая ставка устанавливается на уровне 15%;
  • налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам от долевого участия в работе учреждений, полученных в качестве дивидендов физ. лицами, которые являются налоговыми резидентами России;
  • налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам в качестве процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007-го г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основе покупки ипотечных сертификатов участия, которые были выданы управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007-го г.

Сумма налога при установлении налоговой базы рассчитывается в качестве соответствующей налоговой ставки %-ной доли налоговой базы.

Порядок расчета налога


Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

Ставка налога

Налоговым кодексом Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц предусмотрено пять налоговых ставок. Различные налоговые ставки установлены как в отношении видов доходов, так и в отношении категорий налогоплательщиков.

налоговая ставка в размере 9%
Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 9% производится в случаях:
• получения дивидендов до 2015 года;
• получения процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;
• получения доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

налоговая ставка в размере13%
Если физическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации, большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13%. К таким доходам, например, относится заработная плата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также некоторые иные доходы.
Обратите внимание: с 01.01.2015 дивиденды облагаются по ставке 13%, а не 9%, как было ранее. При этом в отношении доходов (дивидендов) от долевого участия в организации налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 — 221 НК РФ, не применяются (пункт 3 статьи 210 НК РФ).

Кроме того, по ставке 13% облагаются доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в следующих случаях:
• от осуществления трудовой деятельности;
• от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
• от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российской Федерации;
• от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;
• от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с законом «О беженцах».

Читайте также:  Какие льготы и пособия положены матерям-одиночкам

налоговая ставка в размере 15%
По ставке 15% облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

налоговая ставка в размере 30%
Все прочие доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, облагаются по ставке 30%.

налоговая ставка в размере 35%
Является максимальной и применяется к следующим доходам:
• стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения установленных размеров;
• процентных доходов по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, доходов в виде процента (купона) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях, в части превышения установленных размеров;
• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения установленных размеров;
• в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения установленных размеров.

Налоговая база

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки

Исчисление налога налоговыми агентами

Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, при этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее 1 месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Профессиональные вычеты

Правом на получение специальных профессиональных вычетов обладают такие категории граждан:

  • Физлица, занимающиеся предпринимательством без регистрации юридического лица.
  • Налогоплательщики, выполняющие работы/оказывающие услуги на базе гражданско-правовых договоров.
  • Налогоплательщики, которые получают авторское вознаграждение за создание/исполнение/иного вида использование произведений искусства и литературы, за научные достижения, открытия, изобретения или же представление промышленных образцов.
  • Нотариусы, ведущие частную практику.
  • Адвокаты, являющиеся учредителями адвокатских кабинетов.
  • Иные лица, занятые частной практикой в порядке, утвержденном законодательством РФ.

Соответственно, вычет им предоставляется лишь по величине фактически произведенных, подтвержденных документацией растрат, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью.

Разберемся с характеристикой элемента НДФЛ. В большинстве случаев действует ставка в 13 %.

Но также введена ставка в 35 %. Она актуальна в следующих исключительных случаях:

  • Сумма различных призов и выигрышей. В случае когда ее величина превышает 2000 рублей.
  • Страховые выплаты по контрактам добровольного страхования (в случае превосхождения установленных лимитов).
  • Процентные доходы по банковским вкладам — лишь в ситуации превышения установленных законодательством лимитов. Они определяются по действующей в настоящий момент ставке рефинансирования в продолжение всего времени начисления процентов по рублевым вкладам. Величина такой ставки плавающая. Что же касается валютных вкладов, то повышенное налогообложение действует в случае, если процент по ним превысит 9 %.
  • Экономия на процентах в результате получения заемных средств и при превышении установленных для них лимитов.

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются:

• физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

• физические лица, получающие доходы от источников в России, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

2. Объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в России или от источников за ее пределами для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ или не являющихся налоговыми резидентами РФ.

3. Налоговым периодом для уплаты налога на доходы физических лиц признается календарный год.

4. К доходам от источников в России и от источников за ее пределами относятся:

• дивиденды и проценты, полученные от российских организаций или индивидуальных предпринимателей, иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России;

• страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России;

• доходы, полученные от использования в России авторских или смежных прав;

доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в России, или от иностранной организации;

• доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, прав требования в связи с деятельностью постоянного представительства иностранной организации, иного имущества, находящегося в России и принадлежащего физическому лицу или находящегося за пределами России;

• вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в России или за ее пределами;

• вознаграждение и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;

• пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные от российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России либо от иностранных государств.

5. При определении налоговой базы учитываются все доходы физического лица, полученные им как в натуральной, так и в денежной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода физического лица по его распоряжению, решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

6. Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная:

• от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты;

• приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

• приобретения ценных бумаг.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Читайте также:  Как вступить в наследство в другом городе не приезжая туда

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.

Тема курсовой работы выбрана потому что, налогообложение доходов физических лиц играет важную роль в формировании государственного бюджета. От размеров поступлений налога на доходы физических лиц в государственный бюджет зависит социальное развитие России. Данный налог значим для повышения благосостояния общества, его граждан проживающих на территории разных субъектов РФ и муниципальных образований, потому что является федеральным налогом, и зачисляется в региональные и местные бюджеты России.

Налог на доходы затрагивает интересы экономически активных физических лиц, являющихся налоговыми резидентами или не являющихся налоговыми резидентами, но получающих доходы на территории России.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что налог на доходы физических лиц занимает особое положение в налоговой системе России, оказывает непосредственное влияние на осуществление налоговой политики страны и на финансовое состояние населения.

Целью курсовой работы является исследование действующей системы налогообложения доходов физических лиц, выявление её недостатков, поиск основных направлений совершенствования налогообложения доходов физических лиц.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. изучить нормативно-правовое регулирование налогообложения доходов физических лиц;
  2. исследовать порядок налогообложения доходов физических лиц на примере предприятия;
  3. предложить рекомендации по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Колибри», специализирующееся на продажах очковых линз и аксессуарах для оптики.

Непосредственным предметом исследования, является действующий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Теоретической и методологической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах отечественных авторов в области проблем исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Современные проблемы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а так же его фискальной и социальной роли, исследованы такими авторами, как: Гайдуковой О. Л., Кобзевой Е. А., Лысковой Н. А., Симоновым Ю. С., Тюриной Ю. Г. и др.

На основании результатов проделанной работы сделаны выводы и предложены рекомендации.

Налог на доходы физических лиц являясь инструментом социальной политики государства реализует фискальную функцию, заключающуюся в мобилизации денежных средств для распоряжения государством при реализации мероприятий по регулированию социальной сферы.

Налог на доходы физических лиц является основным источник бюджетов субъектов и муниципальных образований России. Значение налога на доходы физических лиц в налоговой политике состоит в его удельном весе в доходах региональных и местных бюджетов.

Специфика налогообложения физических лиц заключается в том, что, как и другие налоги, налог на доходы физических лиц является индивидуально безвозмездным платежом в пользу государства, имеет связь между размером доходов, которые поступают в государственный бюджет за счет налогообложения доходов физических лиц, и величиной государственных социальных расходов. Размер заплаченного налога на доходы физическим лицом отражает стоимостную величину оказываемых государственных социальных услуг. Чем более высокая доля данного налога в удельном весе налоговых доходов бюджетов страны, тем более высокий уровень взаимосвязи.

Налог на доходы физических лиц является прямым регулируемым налогом, плательщиками которого являются: физические лица-резиденты РФ и физические лица — нерезиденты РФ.

Объектами налогообложения признаются доходы полученные плательщиком от источников в РФ или за ее пределами, для резидентов РФ и источников в РФ для не резидентов РФ.

Ставка налога зависит от дохода, полученного плательщиком. Налоговым кодексом предусматривается четыре ставки (9, 13, 30 и 35 %).

Роль налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства заключается в распределении национального дохода среди различных слоев населения, способствующего реализации социальной стабильности и конституционных прав населения.

Налог на доходы физических лиц — это единственный значимый прямой налог, взимаемый с доходов физических лиц, и обеспечивает справедливое перераспределение доходов, являясь базой для осуществления социальной поддержи нуждающихся граждан и реализации государственной социальной политики.

Уплаченные средства от налога первоначально накапливаются в государственном бюджете, затем подлежат перераспределению путем направления на решение различных проблем.

В ходе исследования определены проблемы в налогообложении доходов физических лиц:

  1. реализация социальной роли налога на доходы физических лиц ввиду недостаточного соблюдения принципа справедливости налогообложения;
  2. уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц, из-за недостаточно эффективного проводимого налогового контроля;
  3. значительный уровень дифференциации гражданского общества в размерах доходов в результате применения пропорционального налогообложения доходов граждан.

Достигнуть улучшения имеющейся ситуации возможно за счет совершенствования законодательства.

По результатам проведенного исследования даны рекомендации.

  1. Для обеспечения успешности реформ налогообложения требуется усилить налоговый контроль, ужесточение ответственности за налоговые нарушения, позволяющее снизить возможности роста теневого сектора экономики. А приоритетом работы налоговых органов может являться предупреждение налоговых правонарушений, реализация превентивной функции.
  2. Необходимо осуществлять борьбу с запутанностью налогового законодательства и повышению налоговой грамотности физических лиц посредством информирования налогоплательщиков в печатных изданиях, организации обучающих семинаров, рассылки информационных брошюр, информирование посредством почты.
  3. Представляется необходимым введение необлагаемого минимума — установить в размере 9 тыс. руб., который подлежит ежегодному корректированию на 10%. При этом улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, в результате — уменьшение разрыва уровня жизни между различными слоями населения.
  4. Необходимым представляется введение прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц с учетом размера доходов за год.
  5. Организация базы данных с ведением информации по каждому налогоплательщику с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются другими государственными органами, что позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога на доходы физических лиц.

Подводя итог, следует отметить, что оценить предложенные мероприятия по совершенствованию налога на доходы физических лиц довольно сложно. Предложенные мероприятия по совершенствованию налогообложения физических лиц будет способствовать увеличению доходов государственных бюджетов, сократит разницу в уровне доходов налогоплательщиков, обеспечит создание условий для уменьшения налоговой нагрузки на плательщиков налога, получающих не большие доходы, позволит снизить социальную напряженность в обществе.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

на 31 декабря 2015

Коды

Форма № 1 по ОКУД

0710001

Дата (год, месяц, число)

2015

12

31

Организация: ООО «Колибри»

по ОКПО

79471919

Идентификационный номер налогоплательщика

Вид экономической деятельности: Деятельность в области здравоохранения

ИНН

по ОКВЭД

7715583258/ 771501001

85.1

Организационно-правовая форма / форма собственности:

ОКОПФ/ОКФС

47 16

Единица измерения: тыс. руб.

по ОКЕИ

384

Местонахождение (адрес): 127349, г. Москва, шоссе Алтуфьевское, д 100.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *