Что такое буллинг, или как стать изгоем ни за что

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое буллинг, или как стать изгоем ни за что». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Понятие «буллинг» (от англ. bullying — запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

🧐 Как проявляется буллинг

Травля, в отличие от конфликта — это повторяющиеся, систематические действия. Дети могут повздорить, даже подраться, но при буллинге в школе всегда есть систематичность и неравенство сил: численное, физическое (кто-то сильный, кто-то слабый), статусное (один популярный, а другой — нет).

У детей постарше буллинг часто принимает скрытую форму, из-за чего выявление буллинга дается сложно. Объект травли не высмеивают в присутствии учителя, ему не ставят подножки, не пинают, не выбрасывают его рюкзак. Ребенок при этом может подвергаться регулярному моральному унижению от одноклассников.

🕵🏻 Как выявить буллинг в школе.

Признаки травли, даже скрытой, обычно заметны. Например, если один ученик не отвечает на реплики другого, — один из признаков. Есть и явные признаки, когда выявление буллинга не является проблемой: ученики не хотят с кем-то объединяться в пары, показывают пальцем, смеются. Ребенок заходит в класс, и все говорят «фу» или просто отворачиваются. Или если ребенок не пришел — «слава богу». Выявление буллинга важно и на это нужно тратить время. Когда вы замечаете любой конфликт между учениками, попытайтесь выяснить: не стоит ли за этим конфликтом целая цепь обид, угроз и издевательств. Очень часто конфликты в классе — это один из проявившихся случаев буллинга. Поэтому профилактика буллинга в школе стоит на первом месте.

Проблема не в том, что травлю трудно распознать. Учителя часто не замечают ее, думая, что это не опасно — или не знают, что делать. Раньше было распространено убеждение, что буллинг в школе — это нормальная примета взросления. Мол, именно так дети учатся конфликтовать и преодолевать трудности.

В результате учителя реже вмешивались в происходящее и не предпринимали мер по профилактике буллинга в школе. Жертвы страдали, обидчики убеждались в своей безнаказанности, а свидетели делали вывод: так все в жизни и работает. Сейчас последствия травли в школе хорошо изучены, акценты сместились и выявление буллинга стало более распространенр. Например, в Скандинавии сотрудники школ (от директора до уборщицы) проходят специальные курсы противодействия буллингу.

Как сделать так, чтобы ребенок не стал жертвой буллинга

Рекомендации Аллы Баркан в книге «28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям»:

  • отыскать себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей
  • научиться уважать мнение одноклассников, находить с ними общий язык
  • не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту
  • не задираться, не зазнаваться
  • не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода
  • не хвастаться — ни своими успехами, ни своими гаджетами, ни родителями
  • не демонстрировать свою элитарность
  • не ябедничать
  • не подлизываться к учителям
  • не действовать наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам
  • не демонстрировать свою физическую силу
  • не показывать свою слабость
  • не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами
  • использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились им, а не завидовали ему.

Признаки того, что ребенка обижают в школе

Есть несколько очевидных и неочевидных признаков того, что ребенок подвергается физическому или психологическому насилию со стороны сверстников в школе. Рассмотрим распространенные:

  • Резкое изменение поведения, ухудшение морального состояния. Если ребенок всегда был дружелюбным, веселым и жизнерадостным, без объективных причин утратил эти качества и стал слишком грустным, значит стоит насторожиться. Поспешных выводов делать не стоит: сначала попробуйте пообщаться с ребенком. Следует учитывать и то, когда состояние и поведение меняются: если в школу он идет радостным и веселым, а возвращается выжатым и подавленным, значит почти точно что-то не так. Вероятно, он начинает впервые подвергаться буллингу;
  • Нежелание посещать школу. Если ребенок не хочет идти в школу и при попытке узнать, почему именно, «включает» замкнутость, можно говорить, что одна из причин нежелания – буллинг. Дело в том, что в таком случае сама мысль о посещении школы вводит ребенка в состояние стресса. Как и в первом случае, что нужно понимать, торопиться с выводами не стоит. Первым делом – беседа с ребенком. Иногда можно попробовать пообщаться с преподавателями: некоторые дети не рассказывают родителям о том, что слишком сильно тревожит их;
  • Синяки, травмы. Это явный признак того, что ребенок подвергается физическому буллингу. Однако и здесь все неоднозначно: синяки могут быть следствием, например, неосторожного обращения со снарядами на физкультуре, а травмы возникать по причине гиперактивности и неосторожности на переменах, по пути домой или в саму школу.
Читайте также:  Когда от наследства лучше отказаться: долги покойных родственников

Чем травля отличается от обычного конфликта

Дети иногда ссорятся. Они могут толкаться, кричать друг на друга и даже драться — и это нормально. Если сегодня Петя и Миша обзывали друг друга, а завтра они вместе играют в футбол — это не травля, а конфликт. Совсем избежать конфликтов между детьми не получится. Да и не надо: конфликты учат их справляться с агрессией, отстаивать свои права и мириться.

Травля — это агрессивное поведение, которое повторяется постоянно. При этом силы детей не равны, то есть одни выступают агрессорами и издеваются над другими — жертвами. И эти роли остаются неизменными. Травля не учит ничему хорошему, только вредит.

Характерные черты травли:

  • эмоциональное или физическое насилие. Это могут быть оскорбления, шутки, сплетни, а также драки и стычки;
  • издевательства происходят постоянно и направлены на одного и того же человека;
  • класс либо поддерживает агрессора и тоже травит жертву, либо делает вид, что ничего не происходит.

Многие взрослые считают, что «это просто дети сейчас такие» или сводят травлю к проблемам отдельных детей. Например, считают, что «Сашу дома бьет отец-алкаш, вот он и отыгрывается на однокласснике» или «Неудивительно, что над Ксюшей все смеются, она же заикается и постоять за себя не может». Но травля— это всегда системная ошибка. Когда над ребенком издеваются в школе, есть не только агрессор и жертва, но и наблюдатели. Одноклассники и учителя так или иначе поддерживают конфликт — даже если не лезут в него и считают, что все происходящее их не касается.

Родителям, которые считают, что проблема преувеличена, стоит представить такую ситуацию:

  • Взрослый человек приходит на работу, но с ним никто не здоровается. Коллеги отворачиваются, смеются у него за спиной. Когда человек садится за рабочий стол, оказывается, что провод от его монитора перерезан. Человек спрашивает у коллег, что произошло, видели ли они, кто это сделал, но все молчат и делают вид, что ничего не слышат. Он идет к начальнику, чтобы предупредить его о проблеме, но начальник только кричит из-за того, что подчиненный пришел к нему с какой-то ерундой и не может разобраться в ситуации сам.
  • Когда человек приводит в офис специалиста по оргтехнике, оказывается, что провод цел. Мастер смотрит на него как на дурака, а коллеги давятся от смеха. Человек краснеет, нервничает и уходит в туалет, чтобы успокоиться. А когда возвращается, видит, что вещи из его сумки разбросаны по коридору.
  • Он пробует жаловаться друзьям и в трудовую инспекцию, а в ответ получает: «Нужно уметь ладить с коллегами» или «Это пройдет, потерпи».

На что обратить внимание

Когда ребенка обижают в школе, он сильно нервничает. И если он ничего не говорит родителям, это напряжение будет накапливаться, влиять на его поведение и настроение. Например, тихий и спокойный ребенок может начать огрызаться и грубить. Для детей младшего возраста характерны психосоматические проявления — рвота, головная боль.

Вот еще несколько признаков, на которые стоит обратить внимание. Ребенка, скорее всего, обижают в школе, если он:

  • не хочет идти в школу;
  • начинает хуже учиться;
  • становится замкнутым, неразговорчивым;
  • плохо спит — не может заснуть или видит кошмары;
  • приходит домой в порванной или грязной одежде;
  • начинает недоедать или переедать;
  • не может или не хочет объяснять, откуда на его теле появились синяки или порезы;
  • проводит почти все время дома, ни с кем не дружит.

Проведенное исследование Организацией Объединенных Наций (ООН) о насилии в отношении детей основывалось на концепции насилия, отраженной в Конвенции о правах ребенка, в частности, статьях 19, 34 и 37, и других документах по правам человека, таких как Декларация 1993 года о ликвидации насилия в отношении женщин.

Общее определение жестокого обращения с детьми, согласованное экспертами, участвовавшими в консультациях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по профилактике жестокого обращения с детьми в 1999 году, говорит о том, что: «Жестокое обращение с детьми или жестокое обращение представляют собой все формы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения или небрежного обращения или коммерческой или иной эксплуатации, приводящие к фактическому или потенциальному ущербу здоровью, выживанию, развитию или достоинству ребенка в контексте отношений ответственности, доверия или власти».

Читайте также:  Универсальный передаточный документ 2021 для 1С 8.3, 8.2, 8.1, 8.0 и 7.7

Не имеет никакого значения, является ли человек студентом, школьником, педагогом, родителем ребенка или подростка – каждый из них играет определенную роль в предотвращении издевательств в школе. К сожалению, большинство людей прямо или косвенно участвовали в издевательствах в школах, были свидетелями или испытали ту или иную форму травли на себе.

Другие формы школьной травли

Распространенной формой буллинга является вымогательство в сочетании с угрозами физической расправы или распространения какой-то личной информации. От жертвы требуют деньги, принуждают воровать, выполнять школьные обязанности за других и т.д. Есть и более сложные тактики, когда от жертвы требуется выполнить ряд действий, обычно очень унизительного характера, в обмен на дружбу или защиту от других агрессоров. Подобные методы чаще встречаются среди старшеклассников, но с развитием соцсетей такие разновидности травли можно увидеть уже в начальной школе.

Повреждение или кражу одежды, учебников и других личных вещей можно также отнести к разновидностям буллинга, но только при наличии других форм агрессии либо если такое поведение по отношению к конкретному ребенку или группе детей повторяется постоянно. В таком случае необходимо фиксировать все пропажи, по возможности сохранять чеки. Это очень поможет при сборе доказательной базы.

Разумеется, разновидностей и форм буллинга значительно больше. Здесь перечислены самые часто встречающиеся. Описать, перечислить и классифицировать все возможные формы травли невозможно потому, что каждая ситуация по-своему уникальна. Приведенные выше примеры — это подсказки для взрослых, своего рода тревожные лампочки, которые сигналят о проблемах у ребенка в коллективе.

Как пережить буллинг со стороны одноклассников?

Говоря простыми словами, буллинг – это травля, психологическое и/или физическое давление, насилие над человеком. Буллинг делает подростков и детей неуверенными в себе, зажатыми, тревожными, может привести к серьезным психологическим травмам. С буллингом мы сталкиваемся часто, и не только в школе.

Основная причина травли – отличие человека от других. Неважно, что это – финансовое благосостояние, ум, оригинальность, слабость, недоверчивость, замкнутость. Внешность также часто является поводом для буллинга, особенно если человек любит выражаться через яркую одежду и волосы.

Если вы столкнулись с травлей любого характера со стороны сверстников, то вам нужно сделать следующее:

1. Расскажите учителю.

Учитель может не заметить напряжения в коллективе, тем более, что зачинщики буллинга часто бывают на хорошем счету у преподавателей и стараются делать это незаметно от взрослых. Учитель, которому вы доверяете или классный руководитель обязательно должен узнать о проблеме от вас.

Учитель должен отдельно поговорить с зачинщиками буллинга, а затем провести в классе общий классный урок, на котором преподаватель расскажет ученикам об уважении и отношении друг к другу. Это может помочь, несмотря на кажущуюся простоту этих действий: травлю в школе часто устраивают трусы, они не любят общественной огласки.

2. Расскажите о проблеме родителям.

Не стоит скрывать свои проблемы со сверстниками от родителей. Именно они могут поговорить с родителями зачинщиков травли и выяснить, почему такая проблема возникла. Большинство родителей не будут рады услышать, что их ребенок кого-то травит и проведут воспитательную беседу.

Однако, это может не возыметь никакого эффекта, или же родители могут быть уверены в невиновности своего ребенка. Во всяком случае, если предпринятые выше действия не привели к результату, стоит поменять школу.

Обращать внимание на поведение ребёнка

Ребёнок может не доверять родителям, стесняться или бояться рассказать о проблемах в школе, даже не понимать, что о них нужно рассказать. Чтобы не случилось плохого, родителям нужно обращать внимание на любые резкие изменения в поведении ребёнка:

  • стал более скрытным, перестал делиться новостями;
  • стал хуже учиться;
  • хамит учителям или огрызается;
  • начал ругаться матом;
  • берёт с собой в школу игрушечный пистолет или карманный нож;
  • стал более агрессивным дома — огрызается, бурно реагирует на замечания;
  • открыто говорит, что не хочет идти в школу, или идёт туда грустным;
  • перестал общаться с одноклассниками вне школы, не выходит на улицу;
  • стал чаще уходить в себя, слушает музыку, рисует;
  • стал больше или, наоборот, меньше есть.

Так ребёнок может проживать любые переживания, не обязательно буллинг. Точно так же дети переживают эмоции по поводу безответной любви, проигрыша в конкурсе, плохой оценки. Паниковать сразу не нужно. Но выяснить, с чем связаны изменения, будет полезно.

Собрать доказательства

Травля никогда не начинается с пинков и щипков. Сначала она проявляется вербально, то есть в виде насмешек, оскорблений, критики личных качеств. И если ребёнок рассказал об этом, родитель должен включиться в разрешение проблемы. Для начала записать, когда, кто и что сказал, кто был свидетелем. Возможно, есть видеозаписи или скриншоты переписок.

Читайте также:  Расследование несчастных случаев в быту в ЛНР

Если травля начала проявляться физически, нужно зафиксировать травмы: обратиться в травмпункт, чтобы они дали документ, в котором будут прописаны ушибы, порезы, синяки. Ещё нужно сделать фото испорченных вещей.

Если понадобилось лечение или услуги психолога, покупка новых вещей взамен испорченных, услуги репетиторов из-за того, что ребёнок боится идти в школу, — нужно сохранить все чеки. Они пригодятся, если дело дойдёт до судебного разбирательства.

Родительский контроль

Чаще всего именно родители позже других догадываются о том, что с ребенком что-то не так. Дети, которых унижают одноклассники, обычно замыкаются в себе и по разным причинам пытаются делать вид, будто ничего не происходит. Анна Тимофеенко, руководитель направления психологический поддержки подросткам образовательной компании MAXIMUM Education, считает, что дети нередко замалчивают школьные неприятности из-за чувства стыда, вины, боязни показаться слабыми и даже страха подвести родителя. Это сильно угнетает самооценку, а если вдобавок над ребенком издеваются из-за внешних особенностей или поведения, которого он стыдится, он может молчать еще и потому, что смущен. Для некоторых детей сама мысль о том, чтобы поднять этот вопрос перед взрослыми, страшнее, чем сами издевательства.

Подросток опасается также, что возмущенные ситуацией родители пойдут разбираться в школу и закатят скандал, а это привлечет еще больше внимания к ситуации.

— Ребенку невыносимо трудно справляться с травлей в одиночку. Сам он помочь себе не сможет, так как находится внутри системы, которая его травит. А чтобы эта система изменилась, нужно, чтобы кто-то смог защитить жертву, — считает Анна Тимофеенко.

Распознать буллинг можно по физическим и психологическим изменениям, которые происходят с подростком. По словам эксперта, это могут быть нарушения сна, беспричинные боли в груди и животе, проблемы с аппетитом, энурез, повышенная тревожность, длительное подавленное состояние, излишняя осторожность и уступчивость.

— В числе причин для волнения — резкий спад интереса к учебе и нежелание идти в школу. Например, утром ребенок жалуется на плохое самочувствие или боли, а если ему разрешено пропустить занятия, то симптомы сразу проходят, — разъясняет Анна Тимофеенко.

Ольга Бочкова также отмечает, что о проблемах свидетельствует снижение мотивации ребенка. Сигналом для родителей может служить и то, например, что школьник перестает общаться с друзьями, ни с кем не встречается, не созванивается, как будто его социальная жизнь оборвалась. Подросток отмахивается от любой активности — например, запирается в комнате, уходит от контакта, скрывает что-то в телефоне.

Тихоня против всех: как победить буллинг в детском саду и младших классах
Педагоги и психологи уверены, что для борьбы с травлей нужны решительные меры со стороны родителей и учителей

В последнее десятилетие появилось много кино, мультфильмов и телепередач для детей младшего возраста, в которых затронута тема школьных издевательств. Совместный просмотр или чтение могут подтолкнуть вашего ребенка к беседе на эту сложную тему.

Аманда Никерсон рекомендует посмотреть с детьми младшего возраста специальные выпуски «Улицы Сезам». Также она упоминает, что есть множество детских книг, которые рассказывают о конфликтах на детской площадке и о том, как быть добрым и отзывчивым другом.

Мультфильмы и истории, в которых речь не идет о травле, тоже могут вам помочь. Если один персонаж обижает другого, то на его примере вы можете обсудить, как не стоит вести себя с другими детьми. А также начать с ребенком беседу о его собственном опыте общения со сверстниками.

— Возможно, родители напрямую спрашивают детей об их школьных проблемах, — говорит Никерсон. — Но и этот способ будет вам полезен. Чем больше вы будете общаться — по поводу и без — тем прочнее станут ваши отношения. Дети будут охотнее рассказывать вам о своих проблемах.

Каким издевательствам может подвергаться ученик в школе?

Травлей в школе ребёнка сегодня не удивишь. В последнее время это явление стало особо жестоким и изощрённым. Учащиеся класса никогда не остаются равнодушными к происходящему: у всех своя позиция.

Ученический коллектив обычно делится на тех, кто издевается, на тех, над кем издеваются, и на тех, кто стоит в стороне и держит нейтралитет, потому что боится примкнуть к первому или второму лагерю. По данным статистики каждый шестой ребёнок в современной школе испытывает жестокое обращение к себе. Это официальные данные. А в жизни таких детей в разы больше.

Всё начинается с шуток, которые со временем приобретают подобный стиль общения, а иногда переходят в оскорбления, для которых характерны системность (а системность это уже истязания! Подробнее здесь) и желание затронуть чувства, обидеть, довести до истерики.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *