Кто является плательщиком транспортного налога лизингодатель или лизингополучатель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто является плательщиком транспортного налога лизингодатель или лизингополучатель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Главная привлекательная черта лизинговых договоров относительно транспортных средств – это возможность пользоваться средством, даже если нет финансовой возможности приобрести его немедленно, а также перспектива получить его в собственность.

Осторожно с автолизингом

Но есть и негативные черты такой сделки, которые следует принять во внимание и правильно оценить риски перед заключением договора:

  1. Кредит все-таки ниже. Проценты по лизинговому договору обычно больше банковских. Но у банков и условия значительно отличаются и не подлежат пересмотру и корректировке.
  2. «Диспансеризация» авто. До конца срока действия договора лизингодатель будет регулярно осматривать транспортное средство, пока еще юридически принадлежащее ему.
  3. Сначала придется спросить. Получатель автомобиля не сможет провести с ним никаких юридических действий без санкции лизингодателя.
  4. Помните, автомобиль еще не ваш. Если в процессе действия договора лизинга получателем будут нарушены какие-либо условия (не вовремя внесены платежи, не пройден обязательный техосмотр, не в срок проведена профилактика и т.п.), машина не перейдет в собственность получателя, он потеряет это право.

Практические Рекомендации и Советы

Чтобы эффективно управлять вопросами транспортного налога при лизинге автомобиля в России и избежать потенциальных проблем, рекомендуется принимать во внимание следующие практические советы:

Детальное Изучение Договора:

  • Внимательное Чтение: Тщательно изучите условия лизингового договора, особенно те, которые касаются уплаты транспортного налога. Обратите внимание на четкость формулировок и определений.

Консультация с Юристом:

  • Профессиональный Совет: Перед подписанием договора проконсультируйтесь с опытным юристом, специализирующимся в области лизинга и налогообложения, чтобы гарантировать соответствие условий договора действующему законодательству.

Ясное Определение Обязанностей:

  • Уточнение Пунктов: Гарантируйте четкое определение ответственности каждой стороны за уплату транспортного налога. Определите момент передачи прав собственности и начала обязанности уплаты налога.

Мониторинг Изменений в Законодательстве:

  • Слежение за Новостями: Поддерживайте актуальность договора, регулярно мониторя изменения в налоговом законодательстве, чтобы оперативно реагировать на новые требования.

Разработка Плана Учета Налога:

  • Систематизация Платежей: Если лизингополучатель обязан уплачивать транспортный налог, разработайте систематизированный план учета, чтобы обеспечить своевременные и точные платежи.

Обучение Персонала:

  • Обучение Работников: Если управление налоговыми обязательствами в лизинге включает в себя несколько сотрудников, обеспечьте их подготовку и понимание правил и процедур уплаты налога.

Система Мониторинга Сроков:

  • Точное Следение За Сроками: Разработайте систему мониторинга сроков уплаты налога, чтобы избежать штрафов за просрочку.

Напомним, что объектом налогообложения по налогу на имущество является недвижимость, к которой относятся, в частности, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации. Налоговая база по налогу на имущество — среднегодовая или кадастровая стоимость недвижимости.

Закон №382-ФЗ предусматривает, что имущество, переданное по договору лизинга, подлежит налогообложению налогом на имущество у лизингодателя (п. 3 ст. 378 НК РФ). При этом по ФСБУ 25/2018 (Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержден приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н) лизингодатель отражает чистые инвестиции в аренду, а предмет лизинга отражается только на балансе лизингополучателя.

Соответственно, если недвижимость облагается налогом по кадастровой стоимости, проблема не возникает (лизингодатель имеет возможность получать информацию о кадастровой стоимости предмета лизинга). Если же имущество облагается по среднегодовой стоимости, то возникает проблема отсутствия таковой у лизингодателя (в силу положений Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, предмет лизинга не отражается на балансе лизингодателя).

Таким образом, Закон №382-ФЗ порождает проблему, связанную с несоответствием между бухгалтерским и налоговым учетом, остроту которой добавляет то, что до его вступления в силу остается меньше месяца. Соответственно, лизингодателям и лизингополучателям предстоит искать выход из сложившейся ситуации. Получается, что налогоплательщикам нужно будет самостоятельно пытаться поменять настройки бухгалтерских программ, чтобы те позволили лизингодателям автоматически рассчитать среднегодовую стоимость имущества по данным бухгалтерского учета либо вести такие расчеты вручную.

Кто и в каких случаях платит транспортный налог

В договоре автолизинга указывается, что собственником автомобиля остается лизингодатель, а лизингополучатель не может продать или подарить транспортное средство. При нарушении сроков оплаты аренды машина может быть изъята за несоблюдение условий договора.

Читайте также:  Вспомогательный персонал кто относится в энергетике

Приобретенный лизингодателем автомобиль в течение 10 дней должен быть зарегистрирован в ГИБДД (Постановление Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 года).

Пользование незарегистрированным транспортом наказывается штрафом (КоАП РФ, ч. 1 ст. 19.22). При оформлении лизинга регистрация по договоренности производится либо на получателя, либо на лизинговую компанию (п. 2 ст. 20 Федерального закона № 164-ФЗ).

Таким образом, транспортный налог платит тот, на кого регистрируется автомобиль (ст. 357 Налогового кодекса РФ).

В п. 1 ст. 363 НК РФ указывается, что уплата налога, как и авансового платежа, производится «по месту нахождения» транспортного средства, то есть в том регионе, где оно зарегистрировано.

Согласно налоговому кодексу ставки налогов и порядок уплаты в каждом регионе устанавливаются по усмотрению местных властей (п. 1 ст. 361, п. 1 ст. 363). Давайте рассмотрим ситуации уплаты транспортного налога в обоих случаях.

Можно ли сэкономить на уплате транспортного налога при лизинге

Ставка налога на транспорт является региональной. При расчете учитываются такие факторы, как категория транспортного средства, год его выпуска, мощность двигателя, период эксплуатации. Но затраты на транспортный налог за машину в лизинге в 2019 году оказались ощутимыми для плательщиков. В связи с этим возникает вопрос: можно ли сэкономить на этой статье расходов.

Российским законодательством установлен перечень средств транспорта, которые исключаются из налогооблагаемой базы. Согласно п.2 ст.358 НК РФ к ним относятся:

  • Легковые авто, используемые для передвижения людей с ограниченными возможностями.
  • Речные и морские суда промыслового назначения.
  • Сельхозтехника.
  • Транспорт, принадлежащий некоторым госорганам и органам исполнительной власти.
  • Моторные и весельные лодки, мощность которых не превышает 5 лошадиных сил.
  • Воздушные, морские и речные суда, используемые собственниками для грузовых и пассажирских перевозок. Но есть условие: такие перевозки должны быть основным видом деятельности предпринимателей.

Если оформленный в лизинг транспорт не относится ни к одной из категорий – стоит поинтересоваться наличием местных льгот. К примеру, в особых экономических зонах многим лизинговым компаниям дается скидка по транспортному налогу. Во многих областях привилегии получают и сельхозпредприятия.

Немного теории – что такое лизинг и почему это не просто аренда

О лизинге в России начали говорить еще в 90-е годы, хотя изначально такой вид бизнеса начал зарождаться в США и Европе в 50-60-е годы прошлого века. Понятие «лизинг», на первый взгляд, происходит от слова «to lease», что означает «брать или сдавать имущество во временное пользование». То есть, это похоже на аренду – и лизинг даже можно назвать одним из разновидностей аренды. С другой стороны, отличий у лизинга от традиционной аренды столько, что сейчас он считается совершенно самостоятельным видом отношений.

Итак, лизинг (например, с точки зрения лизинга автомобилей) – это передача определенного имущества в долгосрочное пользование с правом последующего выкупа. Кто-то считает, что именно право выкупа отличает лизинг от обычной аренды, хотя разница на самом деле намного больше. Все дело в том, что лизинг объединяет трех участников сделки:

  • поставщик – компания, предоставляющая необходимое имущество, которое впоследствии будет передано в лизинг;
  • лизингодатель (лизинговая компания) – это банк или специализированная компания, которая покупает у поставщика имущество и передает его в пользование;
  • лизингополучатель – это компания или частное лицо, которое получает это имущество в пользование с правом выкупа.

Другими словами, в отличие от обычной сделки аренды, где владелец имущества соглашается передать его в пользование в обмен на регулярные платежи, в схеме с лизингом участвует специальный посредник – лизинговая компания, которая выкупает имущество у поставщика, и затем уже передает его в пользование своему клиенту. То есть, это уже становится немного похоже и на кредит, но отличия от кредита тоже существуют.

Дело в том, что при покупке техники, оборудования или иного имущества в кредит оно переходит в собственность покупателя (максимум – банк оформляет залог на него). Соответственно, уже покупатель несет полную ответственность за это имущество и вынужден платить за него налоги. В случае с лизингом имущество остается в собственности лизинговой компании, тогда как лизингополучатель избавлен от значительной части проблем.

То есть, при лизинге у каждой из сторон есть свой определенный интерес:

  • поставщик – получает всю сумму за свой товар сразу, а не частями. Фактически для него продажа в лизинг равнозначна обычной продаже (он все равно получит те же самые деньги, просто уже от лизинговой компании);
  • лизинговая компания – получает определенную плату от клиента сверх того, что тот платит в виде части стоимости имущества. Другими словами, клиент платит сумму амортизации оборудования плюс лизинговую плату. Для лизинговой компании это равнозначно продаже товара в кредит, но без передачи прав на имущество покупателю и залога;
  • лизингополучатель – экономит на налогах и некоторых других платежах. А плата по лизингу может быть сопоставима с периодическими платежами по обычному кредиту.
Читайте также:  Как открыть бизнес прачечная

С точки зрения лизингополучателя вся эта схема напоминает кредит – он точно так же вносит часть стоимости приобретаемого имущества (как первоначальный взнос по кредиту), а потом каждый месяц вносит плату. Требований к такому клиенту меньше, чем по кредиту – фактически ведь это аренда, и в случае отсутствия платежей лизинговая компания может быстро забрать купленный автомобиль или иное имущество (и продать его другому клиенту уже как б/у-технику).

Как можно было уже понять, лизинг чаще всего – это удел корпоративных клиентов, обычным гражданам будет проще и выгоднее воспользоваться автокредитом. Почему так и какие выгоды получает бизнес – разбираем дальше.

Зависит ли плательщик налога от того, на чьем балансе транспорт числится?

Факт отражения имущества на балансе лизингополучателя или лизингодателя не имеет значения с точки зрения уплаты налога. Поэтому транспортный налог при лизинге на балансе лизингодателя или лизингополучателя уплачивает та сторона, за которой транспорт зарегистрирован, а не та, на чьем балансе он учитывается. Конечно, лизингодателю не хочется платить транспортный налог за используемый лизингополучателем автомобиль, поэтому транспортный налог при лизинге на балансе лизингополучателя, равно как и при другом варианте, скорее все будет платить лизингополучатель.

Но, повторимся еще раз, кто оплачивает транспортный налог при лизинге зависит от того, на кого транспорт зарегистрирован (Письмо Минфина от 17.08.2015 № 03-05-06-04/47422). Если зарегистрирован за лизингодателем, платит транспортный налог лизингодатель, а если за лизингополучателем — лизингополучатель.

Проверить это можно, посмотрев на соответствующую отметку в паспорте транспортного средства (ПТС) или свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС).

Уплачивает транспортный налог та или иная сторона договора лизинга в течение срока, на который транспортное средство за ней зарегистрировано.

Кто платит транспортный налог при лизинге? Одной фразой ответить на этот вопрос не получится. В материале мы расскажем, какие документы помогут найти правильный ответ.

Как сэкономить на налоге по лизинговой машине?

Вам не придется тратить средства на уплату транспортного налога, если вы получаете в лизинг (п. 2 ст. 358 НК РФ):

  • тракторы, самоходные комбайны, спецавтомашины (регистрируемые на сельхозтоваропроизводителей и используемые для производства сельхозпродукции);
  • другой транспорт, указанный в п. 2 ст. 358 НК РФ (лодки весельные или моторные с мощностью двигателя не выше 5 л. с., самолеты санавиации и др.).

Если полученное вами в лизинг авто не попало в этот список, у вас остается возможность оптимизации транспортных налоговых платежей в том случае, если:

  • по договору лизинга транспортный налог уплачивает лизингодатель;
  • в регионе его нахождения ставки налога установлены ниже, чем в вашем регионе.

При определении плательщика налогов стоит учитывать, что в различных регионах устанавливаются не одинаковые ставки. Они могут значительно отличаться. Расчет налога осуществляется по ставкам конкретного региона, в котором проживает налогоплательщик.

Также важно учесть наличие льгот в определенном регионе. Например, в Краснодарском крае уменьшен налог для компаний, которые работают в сфере сельского хозяйства.

Если не учитывать все перечисленные факторы, то цена имущества может сильно возрасти. Наличие льгот и уменьшенных ставок позволит получить налогоплательщику существенную выгоду.

Частные лица должны платить налог на автомобиль по уведомлению, которое высылает налоговая.

Лизингодатели и транспортный налог

Согласно новому законодательству, начиная с 2023 года, лизингодатель будет нести ответственность за уплату транспортного налога за автомобиль, находящийся в лизинге. Ранее, до вступления в силу этого закона, лизингополучатель самостоятельно оплачивал данный налог.

Транспортный налог (налог на имущество в сфере транспорта) является обязательным для всех автовладельцев и взимается в бюджетную систему государства. Данный налог направляется на развитие автомобильной инфраструктуры, обеспечение безопасности дорожного движения и другие цели.

Изменения в законодательстве связаны с обеспечением более прозрачной и эффективной системы сбора транспортного налога. Теперь лизингодатель будет заниматься расчетом и оплатой налога за автомобиль, находящийся в лизинге, что позволит избежать ситуаций, когда лизингополучатель не исполняет свои обязанности по уплате налога.

Для лизингодателей это означает не только дополнительную ответственность, но и дополнительные расходы на уплату транспортного налога за автомобили в лизинге. В связи с этим, некоторые лизингодатели могут пересмотреть свои условия договоров и внести соответствующие корректировки в размер лизинговых платежей.

Формирование размера налоговой базы в лизинге

С 1 января 2023 года в России вступает в силу новое законодательство, которое регулирует определение размера налоговой базы для автомобилей, находящихся в лизинге. Ранее этот вопрос оставался неоднозначным и вызывал много споров и разногласий.

Теперь в соответствии с новыми правилами размер налоговой базы для лизинговых автомобилей определяется путем умножения лизинговых платежей за год на коэффициент, который зависит от возраста автомобиля. Чем новее автомобиль, тем выше коэффициент и, соответственно, налоговая база.

Например, если лизинговый платеж составляет 500 000 рублей в год, а коэффициент для автомобилей старше трех лет равен 0,5, то налоговая база составит 250 000 рублей.

Читайте также:  За третьего ребенка что дают 2024 году в Самарской области

Таким образом, новое законодательство позволяет установить более справедливые условия формирования налоговой базы для автомобилей в лизинге. Это позволяет избежать проблем с неправомерным снижением налоговой нагрузки путем заключения низкого лизингового договора.

Введение новых правил помогает создать более прозрачную и сбалансированную систему определения налоговой базы для автомобилей в лизинге. Таким образом, плательщики транспортного налога смогут справедливо и точно рассчитать свои обязательства перед государством.

Кто платит транспортный налог? Лизингодатель или лизингополучатель?

Получаем автомобиль в лизинг, в ПТС собственник – лизингодатель. Кто платит транспортный налог? В договоре лизинга указано, что плательщик налога – Лизингополучатель. но как же тогда кодекс – ст. 357, где налогоплательщик – лицо, на которое зарегистрировано ТС?
У кого есть опыт в данном вопросе, поделитесь пожалуйста.
Спасибо.

Привет. Мы по договору лизингополучатель, у которого на балансе числится ОС. Мы являемся плательщиками транспортного налога.

Организация, владеющая автомобилем по договору лизинга, является плательщиком транспортного налога только в том случае, если по взаимному согласию между ней и лизингодателем данный автомобиль зарегистрирован только на эту организацию.
В случае, если по договору лизинга транспортные средства (зарегистрированные за лизингодателем) временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.

Порядок уплаты транспортного налога в условиях лизинга

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица (юридические и физические), на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения данным налогом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом (каждый регион вправе установить свои ставки налога и порядок его уплаты (п. 1 ст. 361, п. 1 ст. 363 НК РФ)), а потому обязанность уплачивать этот налог у указанных лиц возникает в том случае, если он введен на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ).

Кроме этого само транспортное средство должно быть поименовано в ст. 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения.

Как сказано в п. 1 ст. 363 НК РФ, транспортный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

При этом само понятие “место нахождения транспортного средства” приведено в пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ.

В данной норме это понятие раскрыто так: место нахождения транспортного средства – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Таким образом, место постановки транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных судов) на налоговый учет – это место нахождения (жительства) собственника имущества.

Собственниками передаваемых в лизинг транспортных средств являются организации-лизингодатели.

Какие существуют риски у возвратного лизинга

Важно отметить, что возвратный лизинг – это одна из самых распространённых схем налогового планирования. Компания в данных отношениях может являться одновременно и лизингополучателем, и продавцом имущества, переданного в лизинг. Для обычного договора лизинга, согласно статье 665 Гражданского Кодекса РФ, характерно наличие всех трёх сторон: лизингодателя, продавца и лизингополучателя. Начало таких «трёхсторонних» отношений происходит при покупке лизингодателем объекта имущества у продавца, путём подписания договора купли-продажи. Далее этот продавец сам превращается в лизингополучателя имущества, которое некогда ему принадлежало на правах собственности. Важно отметить, что продажа такого имущества в данной схеме происходит по символической цене, а выкупается в несколько раз дороже.

Какую же выгоду получает продавец в данном случае? Ответ прост – подобная налоговая схема позволяет лизингополучателю занизить свои обязательства по налогу на прибыль и НДС. То есть лизинговое имущество в данном случае является видом займа под объект основных средств. Но преимущество такого займа в том, что заёмщик (лизингополучатель) избегает нормирования процентов, которые уплачиваются кредитору (лизингодателю).

К недостаткам использования возвратного лизинга относятся высокие налоговые риски, так как представители ИФНС считают данную схему необоснованным способом получения налоговой выгоды. Однако закон (пункт 1 статьи 4 ФЗ «О финансовой аренде») на стороне лизингополучателя-продавца, в котором сказано, что лизингополучатель может быть продавцом лизингового имущества в пределах одного правоотношения.

Важно отметить: Для того, чтобы у налоговиков не возникало «лишних» вопросов в отношении возвратного лизинга, важно, чтобы уровень цен при продаже имущества лизингодателю был рыночным и ни одна из стороны правоотношений не была «фирмой-однодневкой».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *